Научная статья на тему '«Я ЗНАЮ - ГОРОД БУДЕТ, Я ЗНАЮ - САДУ ЦВЕСТЬ»: ОБРАЗ ГОРОДА В «МИРЕ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ» В. И Э. ВАХТЕРОВЫХ'

«Я ЗНАЮ - ГОРОД БУДЕТ, Я ЗНАЮ - САДУ ЦВЕСТЬ»: ОБРАЗ ГОРОДА В «МИРЕ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ» В. И Э. ВАХТЕРОВЫХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / УЧЕБНАЯ КНИГА / ОБРАЗ ГОРОДА / ВАХТЕРОВ ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ / ВАХТЕРОВА ЭМИЛИЯ ОРЕСТОВНА / PEDAGOGY / URBAN DISCOURSE / TEXTBOOK / CITY IMAGE / VASILY PORFIRYEVICH VAKHTEROV / EMILIA ORESTOVNA VAKHTEROVA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куровская Ю.Г., Щетинская В.А.

В статье рассматривается образ города, изображенный в хрестоматии «Мир в рассказах для детей» (1906), составленной выдающимся педагогом Василием Порфирьевичем Вахтеровым в соавторстве с супругой Эмилией Орестовной. В учебных заведениях России на рубеже XIX-XX веков педагогические произведения В. П. Вахтерова были широко известны, основным их предназначением было нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Проанализированный концепт в книге для чтения «Мир в рассказах для детей» не выделен авторами в отдельный раздел, город не выступает в качестве главного персонажа, он является фоном, на котором разворачиваются события в литературных произведениях учебной книги. Перед взором ученика постепенно, по мере освоения материала, открывается панорама города того времени, которая охватывает и пространственный масштаб города как ключевого места торговли, источника возможностей и перспектив, и структурность его архитектоники, предполагающую наличие центра и окраин, и своеобразие образа городской жизни, отделяющее город от деревни. Обнаруженные в ходе анализа когнитивные признаки (их 12) схематично характеризуют город в многомерном формате: с точки зрения его функций, структуры, содержания, цели. Городской ландшафт в книге для чтения (в единстве с деревенским) отражает культурно-историческое своеобразие канонов и устоев общества, прививая ученику осознание национальной идентичности, что позволяет ему познать величие и мощь родной страны, определить свое место и роль в ее жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Куровская Ю.Г., Щетинская В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I KNOW - THE CITY WILL BE, I KNOW - THE GARDEN WILL BLOSSOM»: THE IMAGE OF THE CITY IN «THE WORLD IN THE STORIES FOR CHILDREN» BY V. AND E. VAKHTEROV

The article considers the image of the city depicted in the textbook «The World in Stories for Children» (1906), compiled by an outstanding teacher Vasily Porfiryevich Vakhterov in collaboration with his wife Emilia Orestovna. In educational institutions of Russia at the turn of the 19th - the 20th centuries, V. P. Vakhterov’s pedagogical works were widely known, their main purpose was moral education and development of children’s personality. The said concept in the book for reading «The World in the Stories for Children» was not put aside in a separate section; the city does not act as the main character, it is the background of events described in the literary works of the educational book. Gradually, as the material is being mastered, students discover a panorama of the city of that time, the spatial scale of the city as a key place of trade, a source of opportunities and prospects, the structure of its architecture, including the center and outskirts, and the uniqueness of urban life, making the city different from the village. The cognitive features (there are 12 of them) found during the analysis schematically characterize the city in four-dimensional formats: in terms of its functions, structure, content, and goal. The urban landscape in the book for reading (in unity with the village) reflects the cultural and historical uniqueness of canons and foundations of society, raising the student’s awareness of national identity that allows him to learn the greatness and power of his native country, to determine his place and role in its life.

Текст научной работы на тему ««Я ЗНАЮ - ГОРОД БУДЕТ, Я ЗНАЮ - САДУ ЦВЕСТЬ»: ОБРАЗ ГОРОДА В «МИРЕ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ» В. И Э. ВАХТЕРОВЫХ»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 37.02; 37.032; 371.671.1 Б01: 10.24411/2071-6427-2020-10060

«Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть»: образ города в «Мире в рассказах для детей» В. и Э. Вахтеровых*

В статье рассматривается образ города, изображенный в хрестоматии «Мир в рассказах для детей» (1906), составленной выдающимся педагогом Василием Порфирьевичем Вахтеровым в соавторстве с супругой Эмилией Орестовной. В учебных заведениях России на рубеже Х1Х-ХХ веков педагогические произведения В. П. Вахтерова были широко известны, основным их предназначением было нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Проанализированный концепт в книге для чтения «Мир в рассказах для детей» не выделен авторами в отдельный раздел, город не выступает в качестве главного персонажа, он является фоном, на котором разворачиваются события в литературных произведениях учебной книги. Перед взором ученика постепенно, по мере освоения материала, открывается панорама города того времени, которая охватывает и пространственный масштаб города как ключевого места торговли, источника возможностей и перспектив, и структурность его архитектоники, предполагающую наличие центра и окраин, и своеобразие образа городской жизни, отделяющее город от деревни. Обнаруженные в ходе анализа когнитивные признаки (их 12) схематично характеризуют город в многомерном формате: с точки зрения его функций, структуры, содержания, цели. Городской ландшафт в книге для чтения

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.

Как цитировать статью: Куровская Ю. Г., Щетин-ская В. А. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть»: образ города в «Мире в рассказах для детей»

B. и Э. Вахтеровых // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70).

C. 141-152.

Ю. Г. Куровская

Доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию Института стратегии развития образования РАО, профессор МГТУ имени Н. Э. Баумана, г. Москва E-mail: kurovskaja@mail.ru

Yulia G. Kurovskaya

Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Deputy Head of the Chair on Global Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Professor, Bauman Moscow State Technical University, Russia

В. А. Щетинская

Помощник директора Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: verashl7@yandex.ru

Vera A. Shchetinskaya

Assistant Director, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

(в единстве с деревенским) отражает культурно-историческое своеобразие канонов и устоев общества, прививая ученику осознание национальной идентичности, что позволяет ему познать величие и мощь родной страны, определить свое место и роль в ее жизни.

Ключевые слова: педагогика, урбанистический дискурс, учебная книга, образ города, Вахтеров Василий Порфирьевич, Вахтерова Эмилия Орестовна.

Учебная книга для начального образования — это окно в мир, окружающий ребенка. Она «распахивает» свои страницы, и перед взором ученика открывается панорама образов и сюжетов человеческого бытия, «оживают» пейзажи привычной жизни и неизведанного опыта, раскрываются и становятся познанными и понятными темы, волнующие человека испокон веков.

Большое значение в картине мира ребенка имеет место, где он живет, где проходит его детство и взросление: дом, школа, город / деревня, страна... И город в этом случае становится звеном, связывающим привычный для ребенка мир, мир в нем и вокруг него, его ближайшее окружение, близкие взору и сердцу события и факты с далекими краями родной страны, незнакомыми территориями разных уголков земли. Город — его внешний облик и внутренняя жизнь — открывает перед учеником дверь в культурное пространство живущих в нем людей, повествуя каждой своей улицей, площадью, архитектурными изгибами зданий и внутренним убранством домов о деяниях и чаяниях, о ценностях и благах его жителей. Именно поэтому тема городского ландшафта, напрямую или косвенно представленная в учебной книге, обладает особой ценностью с точки зрения воплощения в городской среде культурно-исторического своеобразия канонов и устоев общества, прививающего ученику осознание собственной национальной идентичности и позволяющего ему увидеть себя частицей Вселенной под названием Родина, познать величие и мощь родной страны, определить свое место и роль в ее жизни.

Исследование урбанистического дискурса имеет большое значение для представителей разных наук: философии, семиотики, социологии, истории, географии, экономики, архитектуры и т.д. [8; 9; 13; 14; 15; 16; 17] Особый научный интерес представляет проблема презентации понятия «город» в педагогических произведениях разных исторических эпох [1; 7; 11].

В статье рассматривается образ города, представленный на страницах учебной книги для начального уровня обучения начала XX века

в предреволюционной России, что само по себе уже несет печать грядущих перемен и социально-культурной уникальности.

При рассмотрении того, как урбанистическая культура находит свое отражение в учебниках России начала XX века, в нашей статье мы обратим свой взор на выдающего педагога страны Вахтерова Василия Порфирьевича (1853-1924), имя которого в истории отечественной педагогики связывают прежде всего с развитием личности ребенка, его нравственным и семейным воспитанием [2; 12]. Педагогические произведения В. П. Вахтерова были широко известны в учебных заведениях России на рубеже XIX-XX веков. В статье мы обратились к одной из книг для чтения «Мир в рассказах для детей», а именно к хрестоматии «Мир в рассказах для детей. Первая после букваря книга для классного чтения в начальных училищах» (1906) [3], составленной Василием Порфирьевичем Вахтеровым в соавторстве с супругой Эмилией Орестовной. Многократно переизданные книги «Мир в рассказах для детей», являя собой «несомненный шаг вперед» [2, с. 11], по праву считались одними из лучших учебников того времени, отражающими важные для ребенка стороны его мира и ставшими образовательной основой нравственного развития личности ученика. Сила книг для чтения книг для чтения «Мир в рассказах для детей», вытеснивших в то время другие учебные книги, многогранна: это и предметность обучения, и визуализация материала, и мощная природоведческая составляющая, и многое другое, что формировало нравственно цельного человека. По справедливому утверждению М. В. Богуславского и К. Е. Сумнительного, «если бы Вахтеров ничего не создал и ничего не оставил нам, кроме этих замечательных книг, то их одних было бы вполне достаточно, чтобы увековечить его имя в истории педагогики» [2, с. 11].

Итак, посмотрим на город, раскинувшийся на страницах хрестоматии «Мир в рассказах для детей. Первая после букваря книга для классного чтения в начальных училищах» В. П. и Э. О. Вахтеровых, и проинтерпретируем его образ «сквозь призму времени (эпохи) и условий, в которые погружены все участники образовательного процесса» [4, с. 11].

Урбанистическая тема в рассматриваемой хрестоматийной книге не выделена отдельно, но образ города, не будучи основным персонажем учебной книги, так или иначе возникает на ее страницах, в одних случаях не называясь, а лишь подразумеваясь в контексте представленных событий, в иных — называясь непосредственно, но все же оставаясь

в заднем фоне, лишь оттеняя специфику литературного сюжета.

Концепт «Город» не сосредоточен в одном разделе как главная его тема, а рассредоточен, «распылен» по произведениям, собранным в книге. Все литературные сочинения (рассказы, сказки, басни, стихи) подчинены идеям нравственного становления личности ребенка, приобщения ученика к духовным идеалам, в числе которых забота о ближнем, верность дружбе, уважение труда своего и чужого, школьные годы, ценность семьи, любовь к дому и Родине, бережное отношение к природе живой и неживой. Содержание книги сфокусировано вокруг важных для школьника сторон его мира, которые искусно сгруппированы по отделам учебной книги. Это и природа, отраженная в отделах, посвященных временам года, миру флоры и фауны; и школа, которая как кладезь знаний мягким, манящим светом освещает жизнь образованного человека; и труд, раскрываемый как необходимое условие благополучия и делающий человека лучше (в отличие от праздности и лени); и семейное воспитание, происходящее на страницах отдела «На что и клад, коли в семье лад»; и представление о таких ценностях, как счастье, радость и дружба. Концепт «Город» незаметно присутствует в собранных в книге детских произведениях, являясь местом развития в них событий. Но, что примечательно, сам город (будучи таким местом) не имеет четкого положения на карте, он лишь создает контекст для развития событий.

Для воссоздания концептуального образа города, предлагаемого ученику на страницах учебника, обратимся в первую очередь к словарному значению имени и ключевого слова учебного концепта (см. подробно о когнитивно-лингвистическом анализе учебных концептов: [6]). Этимологически «город» восходит к слову «гордъ — „городить, огораживать". Первоначальное значение — ограда, забор. Впоследствии слово город стало означать „огороженное место"» [5, с. 96]. Согласно лексикографическим данным, слово «город» имеет несколько значений, показывающих его разные стороны: во-первых, им именуют «крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр»; во-вторых, это «центральная главная часть этого населенного пункта в отличие от окраин и пригородов (разг.)»; в-третьих, под городом понимается «городская местность в отличие от сельской, деревенской» [10]. Есть и значение площадки для игры в городки, но его мы не рассматриваем.

В хрестоматии представлены все три значения города. Прежде всего,

город — крупный географический объект торгового предназначения. Например, в рассказе «Ремесло кормит»: «Все они (сапожники. — Прим. авторов) покупали сапожные гвозди в соседнем городе, куда им было далеко ездить» [3, с. 60]; в произведении «На всех не угодишь»: «Пошел крестьянин с сыном в город на ярмарку лошадь продавать» [3, с. 136]. Косвенно на масштаб города указывает и тот признак, что он является центром образования.

Второе значение лексемы можно распознать по косвенным признакам: деление города на центр, окраины и пригороды не обозначается напрямую, в нем мы не видим ни районов, ни конкретных (центральных или окраинных) улиц. Центр города мы идентифицируем по значимым местам, например, ярмарка — центр торговли («Пошел крестьянин с сыном в город на ярмарку лошадь продавать» [3, с. 136]) и площадка для обмена информацией, «парк» развлечений, куда спешили люди со всей округи.

Третье значение слова «город» (его контрастность с деревней) выражено наиболее ярко. Например, в рассказе «Два друга» [3, с. 35-36] город показан на примере сравнения укладов жизни городского и деревенского мальчиков. Город здесь как гостеприимное место («когда ты приедешь к нам в город»), светлое пространство («где и ночью светло, как среди белого дня», рукотворное, созданное человеком пространство, имеющее свои архитектурные особенности («красивые пятиэтажные дома и высокие церкви», «по главным улицам»), в то время как деревня ассоциируется с красотой и очарованием природы («дремучие леса», «зеленое поле с цветами», «птичье гнездышко с яичками») и ее дарами («ягоды, грибы, орехи»). Противопоставление мы находим и в том, чему учит жизнь в городе и деревне. Если в деревне речь идет о сельскохозяйственном труде («бороновать землю, полоть гряды, сгребать граблями сено, рыть картофель, пасти скот»), о физически активных радостях ребенка («без лестницы влезать на высокие деревья, без мостов переходить через ручьи»), о ремесленных навыках «делать дудочки из тростника и плести корзины из ивы»), то город — место духовного развития — чтения книг, которые дают эти знания.

Таким образом, изображение городской среды в хрестоматии «Мир в рассказах для детей» трехмерно и включает в себя все три словарных значения ключевой лексемы «город». Урбанистическая панорама, открывающаяся ребенку на страницах учебной книги, охватывает

и пространственный масштаб города как ключевого места торговли, источника возможностей и перспектив, и структурность его архитектоники, предполагающую наличие центра и окраин, и своеобразие образа городской жизни, отделяющее город от деревни.

Когнитивные признаки, характеризующие городской ландшафт, многочисленны и разнообразны, что значительно расширяет его рельефность, отражая тончайшие нюансы восприятия города в то время. Можно выделить следующие группы признаков:

I группа. Город — функция:

1. Город — место грамотности и образованности;

2. Город — место торговли и торга;

3. Город — место труда.

II группа. Город — структура:

4. Город — комфортное для жизни место;

5. Город — созданное человеком архитектурное пространство.

III группа. Город — содержание:

6. Город — гостеприимное место;

7. Город — место добра и взаимной любви людей и животных;

8. Город — безопасное для детей место;

9. Город — место социального / сословного неравенства;

10. Город — опасное место.

IV группа. Город — цель:

11. Город — место возможностей и богатства;

12. Город — пункт назначения.

Когнитивные признаки в своем полифоническом единстве «расцвечивают» город яркими, порой контрастными красками, показывая разные стороны его жизни.

Город признается средой образованных людей. Например, в рассказе «Неграмотный все равно, что слепой» [3, с. 32-33] путешественнику понадобилась пила, которую он оставил в своей квартире. Он смог получить ее, поскольку, будучи человеком грамотным, написал жене углем на щепке: «Пришли мне пилу». В произведении «Два друга» ребенку город также показан как источник знания, дающего силу жизни («Городской мальчик сказал: „Научиться всем этому очень важно; но я научу тебя тому, что будет еще лучше: я научу тебя читать книги. А книги научат тебя всему, чему ты захочешь» [3, с. 36]). При этом интересен тот факт, что сама школа как источник энергии для познания мира в хрестоматии

В. и Э. Вахтеровых не связана с городом, как правило, речь в содержащихся в ней произведениях идет о сельской школе.

В городе проводятся ярмарки, превращая его в центр торговли: «Случилось одному парню быть в городе, на базаре, и увидел он, что барин купил маленькую заморскую птичку за пятьдесят рублей» [3, с. 163]. Именно этот признак наиболее отчетливо прослеживается при возникновении городских мотивов. Примечательно, что и в письменных упражнениях, данных в конце книги, предложение с ключевой лексемой указывает именно на него: «Эти города торговые?» [3, с. 181]. На страницах хрестоматии ученик также может встретить и представителей купечества (например, «У одного купца жил мальчик-сиротка» [3, с. 130]), олицетворявших богатство и предпринимательскую хватку («Будет ум — будет и рубль; не будет ума — не будет и рубля» [3, с. 131]).

Город — место труда, порой тяжелого («Он в город ходил наниматься к богатым купцам в батраки; да взять-то такого боятся: тщедушный батрак не с руки» [3, с. 174]).

Городское пространство чистое, светлое и комфортное. Интересна в этом отношении сюжетная зарисовка, где городские ландшафты требуют ухода и поддержания в нем комфортных условий для жизни и деятельности («камень. мешал езде по городу», «как убрать этот камень») [3, с. 62]. Город отличается и чистотой своих улиц и дворов, что сохраняется мастерами («убрать камень с площади») [3, с. 62] и извозчиками («вывезти мусор за город, не закопать») [3, с. 63]. Свет города не меркнет даже ночью («где и ночью светло, как среди белого дня») [3, с. 35-36].

Он — пространство, формируемое человеком для человека, отличающееся от деревни с ее природным очарованием особенной и неповторимой архитектурой («красивые пятиэтажные дома и высокие церкви», «по главным улицам») [3, с. 35].

Город гостеприимен и хлебосолен («когда ты приедешь к нам в город») [3, с. 35-36]. Город — воплощение добра и любви людей к животным и животных к людям. Например, в рассказе «Как слон добро помнит» [3, с. 83] торговка, продающая на базаре зелень, угощала яблоками и морковью слона, ежедневно проходившего через базар на работу. В трудный момент, когда слон взбесился и начал ломать все на своем пути, память о доброте торговки успокоила его («Вспомнил, что его здесь добром встречали. Пришел в себя, огляделся, увидал ребенка, бережно поднял его, посадил на скамейку. и мирно поплелся домой»)

[3, с. 83]. Мы видим, что город безопасен для детей. Это подтверждается и в рассказе «Лев и ребенок» [3, с. 84], в котором грозный лев бежал по улицам города и страшно ревел, но ребенка не тронул.

Вместе с тем на фоне жизни в городе ярко проявляется социальная стратификация по отношению к сельским жителям («Вот пришла простая мышь в гости к городской») [3, с. 155].

Городское благополучие порой таит в себе страхи и неуверенность в завтрашнем дне, что показано, в частности, в рассказе «Важная мышь»: «Нет,— говорит полевая мышь,— мое житье в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю» [3, с. 155], где противопоставляются простое, но спокойное бытие в деревне и затейливая, но опасная жизнь в городе. Город делает видимым и сословное неравенство, что видно, например, в произведении «Мал золотник, да дорог»: «— Купи, барин, гусака.— А что стоит? — Сто рублей <...> коли ты, барин, за такую крошку, что на базаре купил, не пожалел пятидесяти, так ведь за эту птицу и сотня — дешево» [3, с. 163].

Однако огни города манят тех, кто не боится перемен, своими возможностями, богатством и успехом: «В Москву после французов пришли два мужика — искать богатства: один был умный, другой глупый» [3, с. 122].

Дорога в город — это событие («Шел раз лесом прохожий, торопился по важному делу в город») [3, с. 154], которое может таить в себе опасности и встречу с разбойниками [3, с. 154], может вызывать дух соперничества: «Ехали два мужика, один в город, другой из города. Они задели санями друг друга. Один кричит: „Дай дорогу: мне скорей в город надо!" А другой кричит: „Ты дай дорогу: мне скорей домой надо!"» [3, с. 169]. Путь, а точнее путешествие в город,— важная часть жизни людей, в дороге случаются приключения, которые дают ценный опыт путникам; требуют от них проявления смекалки, ума; учат их мудрости, терпению, осторожности [3, с. 126, с. 130]. Так, например, нетерпеливость («Едет барин на тройке во всю мочь и спрашивает у встречного мужика: „Далеко ли до города?"») может привести к потере времени при достижении пункта назначения: «Только на другой день попал барин в город» [3, с. 126-127].

Таким образом, когнитивные признаки, составляющие рассматриваемый концепт, фокусируют внимание ученика на функциональных, структурных и содержательных характеристиках города, изображая его цитаделью образованных (а значит, прогрессивно мыслящих) людей,

центром торговли и предпринимательства, местом труда и занятости. Жизнь в городе благоустроенная и упорядоченная. Город привлекателен для гостей, он неопасен для детей, но жители живут по законам иерархии. Город обладает мощным ресурсом влияния на деревню, он манит своими перспективами, становясь целью достижения. Ученик, читая рассказы в хрестоматии, получает всесторонний обзор видов города, слагающих его концептуальное пространство.

При рассмотрении средств выразительности, составляющих урбанистическую концептуальную сферу, отметим, что сквозной линией через весь городской ландшафт проходит противопоставление «город — деревня». Присутствие города в текстах «Мира в рассказах для детей» не носит системного характера, скорее, оно фрагментарно. Ключевую позицию занимают сельские реалии, они — неизменная доминанта в книге. Сельская жизнь представлена в большинстве литературных сюжетов хрестоматии; окрашенная в мягкие, пасторальные тона, она описана рельефно, подробно, детально. Сам же город изображен схематично, без каких-либо примечательностей и индивидуальных черт, отличающих один город от другого. Город именуется городом или городком. Не более того. Исключение составляет лишь однократное упоминание о Москве (у столицы особый статус, а значит, есть имя).

В остальном мы видим типичное урбанистическое пространство России без имени и точного местоположения. Город являет собой набросок, едва уловимый, размытый образ, изображение в стиле сфумато, прекрасно воссоздающее не конкретный, но вполне обычный город того времени с присущими ему активностью, суетой и хлопотами.

Такая схематичность (в том числе языковая) изображения города показывает читателю типичную жизнь типичного города того времени. Ребенок видит разницу между городом и деревней, их взаимодействие и взаимовлияние, расширяя свои представления о мире знакомом, близком, родном и реалиях бытия людей за пределами его (привычного мира) горизонта.

Сюжетные линии, рисуемые на фоне города, посвящены нравственным вопросам воспитания ученика; они не требуют привязки к конкретной локации, к конкретному городу, к конкретной архитектуре, к конкретной улице или площади. Город — место, где разворачиваются те или иные события, но, что важно, он никак не влияет на их ход; и цель, как правило, делового путешествия / поездки, совершаемых с намерением

купли-продажи. При этом все сюжеты из деревенской или городской жизни иллюстрируются паремиологическим рядом, образно передающим смысл того или иного произведения, что, несомненно, имеет мощную энергию воздействия на становление личности ученика.

В заключение следует отметить, что концепт «Город», россыпью разбросанный по отдельным произведениям хрестоматии, не являясь отдельно выделенной темой, способствует формированию у ученика понимания предназначения города, того, как устроена жизнь в городе на контрасте с сельским бытием. Не будучи сам обозначенным на карте, город становится местом развития событий, связанных с его устройством. Панорамное видение города, возникающее за счет разнообразных когнитивных признаков, пусть не детально описанных, но явно видных, дает возможность ребенку познать город с разных ракурсов: он — ярмарка; он — источник возможностей и перспектив; он примечателен в структурно-композиционном отношении; образ городской жизни контрастно отличается от сельского уклада. И роль города со временем становится все более значимой. Будущее за расширением и приращением городского пространства в стране, а значит, и на страницах учебников.

Литература

1. Безрогое В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2019. № 55. С. 110-127.

2. Богуславский М. В., Сумнительный К. Е. Уважая в ребенке личность // В. П. Вахтеров. О новой педагогике: педагогические статьи. Тексты для детей / сост., вступ. ст. М. В. Богуславского, К. Е. Сумнительного. М.: Карапуз, 2008. 224 с.

3. Вахтеровы В. и Э. Мир в рассказах для детей. Первая после букваря книга для классного чтения в начальных училищах. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1906. 192 с.

4. Иванова С. В. Несколько тезисов о педагогической науке (выступление на Общем собрании РАО 17 мая 2018 г.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 3 (50). С. 6-12.

5. Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2005. 432 с.

6. КуровскаяЮ. Г. Языковая картина мира в современном учебнике: когнитивно-лингвистический подход к изучению. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2017. 268 с.

7. Левинсон К.А. «Представь рост числа больших городов графически!» Об исследовании репрезентаций города в учебной литературе Нового и Новейшего времени // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 57. С. 108-122.

8. Митин И. И. Культурная география в СССР и постсоветской России: история (вос)становления и факторы самобытности // Международный журнал иссле-

дований культуры. 2011. № 4 (5). С. 19-25.

9. Никулушкин К. В. Понятийно-категориальные пролегомены к философскому тексту урбанистики // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 79-91.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=ГОРОД (дата обращения: 05.07.2020).

11. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84-105.

12. Уткин А. В. «Главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника»: к 165-летию В. П. Вахтерова // Историко-педагогический журнал. 2018. № 4. С. 28-36.

13. Eade J. Living the Global City: Globalization as Local Process. Abingdon: Taylor & Francis, 2003. 208 p.

14. Lampugnani V. M. Die Stadt im 20. Jahrhundert. Visionen, Entwürfe, Gebautes. 2 Bände. Berlin: Wagenbach Verlag, 2011. 912 S.

15. Lampugnani V. M. Die Stadt von der Neuzeit bis zum 19. Jahrhundert: Urbane Entwürfe in Europa und Nordamerika. Berlin: Verlag Klaus Wagenbach, 2017. 384 S.

16. Lynch K. The Image of the City. Harvard-MIT Press, 1960. 194 p.

17. Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. Harcourt. New York: Brace & World, 1961. 657 p.

«I KNOW — THE CITY WILL BE, I KNOW — THE GARDEN WILL BLOSSOM»: THE IMAGE OF THE CITY IN «THE WORLD IN THE STORIES FOR CHILDREN» BY V. AND E. VAKHTEROV

The article considers the image of the city depicted in the textbook «The World in Stories for Children» (1906), compiled by an outstanding teacher Vasily Porfiryevich Vakhterov in collaboration with his wife Emilia Orestovna. In educational institutions of Russia at the turn of the 19th — the 20th centuries, V. P. Vakhterov's pedagogical works were widely known, their main purpose was moral education and development of children's personality. The said concept in the book for reading «The World in the Stories for Children» was not put aside in a separate section; the city does not act as the main character, it is the background of events described in the literary works of the educational book. Gradually, as the material is being mastered, students discover a panorama of the city of that time, the spatial scale of the city as a key place of trade, a source of opportunities and prospects, the structure of its architecture, including the center and outskirts, and the uniqueness of urban life, making the city different from the village. The cognitive features (there are 12 of them) found during the analysis schematically characterize the city in four-dimensional formats: in terms of its functions, structure, content, and goal. The urban landscape in the

book for reading (in unity with the village) reflects the cultural and historical uniqueness of canons and foundations of society, raising the student's awareness of national identity that allows him to learn the greatness and power of his native country, to determine his place and role in its life.

Keywords: pedagogy, urban discourse, textbook, city image, Vasily Porfiryevich Vakhterov, Emilia Orestovna Vakhterova.

References

• Bezrogov V. G., Tendryakova M. V. Gorod i Korf: figura urbis novae v uchebnyh knigah dlya zemskoj shkoly // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2019. № 55. S. 110-127. [In Rus].

• Boguslavskij M. V., Sumnitel'nyj K. E. Uvazhaya v rebenke lichnost» // V P. Vahterov. O novoj pedagogike: pedagogicheskie stat'i. Teksty dlya detej / sost., vstup. st. M. V. Boguslavskogo, K. E. Sumnitel'nogo. M.: Karapuz, 2008. 224 s. [In Rus].

• Eade J. Living the Global City: Globalization as Local Process. Abingdon: Taylor & Francis, 2003. 208 p.

• Ivanova S. V. Neskol'ko tezisov o pedagogicheskoj nauke (vystuplenie na Obshchem sobranii RAO 17 maya 2018 g.) // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. T. 1, № 3 (50). S. 6-12. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Krylov G. A. Etimologicheskij slovar» russkogo yazyka. SPb.: Poligrafuslugi, 2005. 432 s. [In Rus].

• Kurovskaya Yu. G. Yazykovaya kartina mira v sovremennom uchebnike: kognitivno-lingvis-ticheskij podhod k izucheniyu. M.: Izdatel'skij centr ANOO «IET», 2017. 268 s. [In Rus].

• Lampugnani V. M. Die Stadt im 20. Jahrhundert. Visionen, Entwürfe, Gebautes. 2 Bände. Berlin: Wagenbach Verlag, 2011. 912 S.

• Lampugnani V. M. Die Stadt von der Neuzeit bis zum 19. Jahrhundert: Urbane Entwürfe in Europa und Nordamerika. Berlin: Verlag Klaus Wagenbach, 2017. 384 S.

• Levinson K. A. «Predstav» rost chisla bol'shih gorodov graficheski!» Ob issledovanii reprezen-tacij goroda v uchebnoj literature Novogo i Novejshego vremeni // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2020. № 57. S. 108-122. [In Rus].

• Lynch K. The Image of the City. Harvard-MIT Press, 1960. 194 p.

• Mitin 1.1. Kul'turnaya geografiya v SSSR i postsovetskoj Rossii: istoriya (vos)stanovleniya i fak-tory samobytnosti // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2011. № 4 (5). S. 19-25. [In Rus].

• Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. Harcourt. New York: Brace & World, 1961. 657 p.

• Nikulushkin K. V. Ponyatijno-kategorial'nye prolegomeny k filosofskomu tekstu urbanistiki // Praksema. Problemy vizual'noj semiotiki. 2017. № 2 (12). S. 79-91. [In Rus].

• Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar» russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=GOROD (data obrashcheniya: 05.07.2020). [In Rus].

• Tendryakova M. V., Bezrogov V. G. Korf i gorod: figura urbis capitis v uchebnyh knigah dlya zemskoj shkoly // Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psihologiya. 2019. Vyp. 54. S. 84105. [In Rus].

• Utkin A. V. «Glavnoe znachenie dlya pedagoga imeet razvitie lichnosti vospitannika»: k 165-letiyu V P. Vahterova // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 4. S. 28-36. [In Rus].

• Vahterovy V. i E. Mir v rasskazah dlya detej. Pervaya posle bukvarya kniga dlya klassnogo chteniya v nachal'nyh uchilishchah. M.: T-vo I. D. Sytina, 1906. 192 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.