Научная статья на тему '"главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника": к 165-летию В. П. Вахтерова'

"главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника": к 165-летию В. П. Вахтерова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХТЕРОВ В. П / ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / V. P. VAKHTEROV / EVOLUTIONARY DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF PERSONALITY / DEVELOPING PEDAGOGY / HISTORY OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Имя Василия Порфирьевича Вахтерова хорошо известно отечественным педагогам. Объединяющим и руководящим принципом в педагогике В. П. Вахтерова (1853-1924) стала идея развития личности воспитанника, определившая подходы к созданию «новой педагогики», признающей стремление к прогрессивному развитию основой человеческой природы и требующей самого бережного отношения к природным наклонностям и стремлениям ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE MAIN VALUE FOR THE TEACHER IS THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE PUPIL": THE 165-th ANNIVERSARY OF V. P. VAKHTEROV

The name of Vasily Porfiryevich Vakhterov (1853-1924) is well known to domestic teachers. The unifying and guiding principle in V. P. Vakhterov’s pedagogy was the idea of development of the pupil’s personality, which determined the approaches to the creation of “new pedagogy”, recognizing the desire for progressive development as the basis of human nature and requiring the most careful attitude to the natural inclinations and aspirations of the child.

Текст научной работы на тему «"главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника": к 165-летию В. П. Вахтерова»

Памятные даты истории образования и педагогики

А. В. Уткин

«Главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника»: К 165-летию в. п. ВАХТЕРоВА

УДК 37(092)(091) ББК 74.03(2)6-8Вахтеров В. П.

Имя Василия Порфирьевича Вахтерова хорошо известно отечественным педагогам. Объединяющим и руководящим принципом в педагогике В. П. Вахтерова (1853—1924) стала идея развития личности воспитанника, определившая подходы к созданию «новой педагогики», признающей стремление к прогрессивному развитию основой человеческой природы и требующей самого бережного отношения к природным наклонностям и стремлениям ребенка.

Ключевые слова: Вахтеров В. П.; эволюционное развитие; развитие личности; развивающая педагогика; история педагогики.

A. V. Utkin

«The main value for the teacher

IS THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE PUPIL»: THE 165-th ANNIVERSARY

OF V. P. VAKHTEROV

The name of Vasily Porfiryevich Vakhterov (1853-1924) is well known to domestic teachers. The unifying and guiding principle in V. P. Vakhterov's pedagogy was the idea of development of the pupil's personality, which determined the approaches to the creation of "new pedagogy", recognizing the desire for progressive development as the basis of human nature and requiring the most careful attitude to the natural inclinations and aspirations of the child.

Key words: V. P. Vakhterov; evolutionary development; the development of personality; developing pedagogy; history of pedagogy.

По книгам и учебникам выдающегося педагога-просветителя Василия Порфирьевича Вахтерова училось не одно поколение российских учеников рубежа Х1Х—ХХ столетий. Считая, что главный недостаток современной ему педагогики — отсутствие руководящей общей точки зрения, Вахтеров в 1913 г. в одном из самых популярных своих трудов следующим образом характеризовал состояние педагогической науки и отражаемой ею педагогической реальности: «...бесконечное разнообразие и хаотическая разбросанность ошеломляют. Современная педагогика представляет собою поле брани, где ведут борьбу самые разнообразные цели воспитания и обучения, различные методы и системы, разные программы. В современной педагогике нет основы, которая отражала бы общую идею и дух нашего времени. В ней все бессистемно, бессвязно, разбросано, противоречиво. Все наши методы и приемы обучения и воспитания носят характер случайности. Это какие-то клочки и отрывки, которые еще предстоит связать во что-то единое и целое. Словно кто разорвал педагогику на отдельные мелкие части. И чтобы внести какой-нибудь порядок в эту область, все отдельные части, из которых слагается теория педагогики, должны быть объединены в одном общем синтезе. Необходим широкий принцип, всеобъемлющий и связующий все частные цели, методы и материалы; нужно начало, которое объеди-

няло бы и организовало бы и в мыслях,

и в действительности, и в теории, и в

практике всю совокупность разнооб-

1

разных элементов педагогики» .

Таким широким, объединяющим и руководящим принципом в педагогике В. П. Вахтерова стала идея развития личности воспитанника, определившая вектор научного поиска и всего жизненного пути выдающегося ученого, организатора и популяризатора науки.

Родился Василий в семье Порфирия Михайловича Пестровского, сторожа Арзамасского духовного правления (отсюда фамилия Вахтеров). Начальное образование получил в семье и в семилетнем возрасте был отдан в Арзамасское духовное училище (1861—1866), где, проявив способности к арифметике, грамматике, латинскому и греческому языкам, увлекся русской литературой и психологией. В 1867 г. он продолжил обучение в Духовной семинарии Нижнего Новгорода.

Годы обучения в Духовной семинарии совпали с народническим движением: крестьянская реформа 1861 года не решила многих вопросов, и поиски возможных вариантов дальнейшего развития страны активно обсуждались в образованном обществе. Основой идеологии народничества стали идеи общинного социализма, но так как народничество не было однородным, то взгляды на пути построения «общинного социализма»

1 Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М.: Из-е Тов. И. Д. Сытина 1913. Т 1. 582 с. С. 8.

были самые разные — от либеральных пропагандистских до радикальных анархистских и революционных. Именно в это время молодой семинарист Василий Вахтеров делает нравственный выбор, считая, что лучшей формой практического служения народу является деятельность народного учителя1. Не завершив обучения на последнем курсе семинарии, он сдает экзамены и, получив назначение, уезжает учителем в небольшой городок Васильсурск, расположенный на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Сура, а вскоре — в уездное училище в Ардатове, в которых работает по 1874 год.

После окончания курсов Московского учительского института В. П. Вахтеров в течение 15 лет работает в системе народного образования Смоленской губернии (1875—1890). Блестящий ум, способность к глубокому анализу педагогической действительности, великолепные организаторские способности определяют его движение не только в профессиональной, но и административно-управленческой деятельности в системе образования. Он занимает должность учителя-инспектора, становится председателем педагогического совета прогимназии, членом училищного совета Духовщинского народного училища, затем инспектором народных училищ четырех уездов Смоленской губер-

нии (1881-1890). В 1890-1896

Вахтеров — инспектор народных училищ Москвы, принимающий активное участие в деятельности Московского комитета грамотности, член комиссии по народному образованию Московского губернского земства (1894-1900). В это время он ведет пропаганду всеобщего обязательного начального обучения, выступает за расширение школьной программы, участвует в организации школ и внешкольных учреждений для рабочих, является одним из организаторов народных библиотек, воскресных школ, кампаний помощи голодающим, ведет

активную публицистическую деятель-

2

ность .

В 1894 г. в качестве товарища председателя Московского комитета грамотности В. П. Вахтеров выступает с докладом «О всеобщем обучении», содержавшем резкую критику программ Министерства народного просвещения. После этого доклада ему пришлось оставить службу. В 1896 он был вынужден подать в отставку и с этого времени - почти не обремененный официальными обязательствами — полностью уходит в общественно-педагогическую деятельность, руководит временными педагогическими курсами для учителей и учительниц в разных губерниях; читает публичные лекции по педагогике; руководит школами и

1 Мосин О., Мосина С. Педагог-просветитель В. П. Вахтеров. Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника. Режим доступа:иЯЬ: http://baza.vgdru.com/11/69789/?pg=0

2 Вахтеров Василий Порфирьевич. Электронная библиотека ГНПБУ. Режим доступа: URL: http ://elib.gnpbu.ru/sections/0100/vahterov/

курсами для взрослых при Тверской мануфактуре, сотрудничает с изданиями «Русские Ведомости», «Русская Мысль», «Образование», «Вестник Воспитания», «Русская Школа», «Саратовская Земская Неделя» и др. В эти годы он работает редактором школьной и народной литературы в издательстве И. Д. Сытина, составляет «Букварь» для народной школы, брошюры о сельских библиотеках. В это время издается несколько его учебников и книг для детей и народа; им составляются доклады по вопросам народного образования, издаваемые затем московским земством; редактируются некоторые издания Московского комитета грамотности. Важнейшими и широко обсуждаемыми работами В. П. Вахтерова становятся: «Внешкольное образование народа» (М., 1896); «Всеобщее обучение» (М., 1897); «Народные чтения» (СПб., 1897); «Нравственное воспитание и начальная школа» (М., 1900); «На первой ступени обучения» (3-е изд., 1904), хрестоматия для классного чтения «Мир в рассказах

для детей» (ч. 1-4, 1900-1905)1.

Хрестоматия «Мир в рассказах для детей», (четыре книги - для каждого года обучения в начальном училище), которую он составил вместе с женой Э. О. Вахтеровой, заслуженно

считалась одной из лучших учебных книг в России, особенно удачным в ней оказался природоведческий материал. Эти книги, начиная с публикации первой в 1900 г., за два десятилетия выдержали по нескольку десятков изданий.

М. В. Богуславский и К. Е. Сум-нительный подчеркивают: «Книги «Мир в рассказах для детей» представляли собой несомненный шаг вперед. Они были построены на основе предметного обучения, на принципе наглядности и содержали в себе не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, применения разнообразных методических приемов. Если бы Вахтеров ничего не создал и ничего не оставил нам, кроме этих замечательных книг, то их одних было бы вполне достаточно, чтобы увековечить его имя в истории 2

педагогики» .

Масштабы его педагогической деятельности и круг исследуемых им вопросов постоянно расширяются. В начале ХХ века Вахтеров все мощнее заявляет о себе не только как методист. Он дает теоретическое обоснование развивающей педагогике и вы-

1 Вахтеров Василий Порфирьевич. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907. Режим доступа: URL: http://endic.ru/brokgause/ Vahterov-vasili-porfirevich-51519.html

2 Богуславский М. В., Сумнительный К. Е. Уважая в ребенке личность / В кн.: Вахтеров В. П. О новой педагогике - сост., вступ. ст., прим. М. : ООО Издательский дом «Карапуз», 2008. 313 с.

ступает как автор социально-ориентированной педагогической концепции, которую формулирует в трех тезисах:

1. Нельзя презирать образование и в то же время рассчитывать на производительность страны... Сила страны не в пространстве, даже не в числе жителей, а тем менее в количестве войск; сила страны в числе просвещенных, энергичных, трудоспособных, стойких деятелей, а это дело образования и воспитания.

2. У демократии нет более важной задачи, как с детства воспитать в людях общественные стремления, с малого возраста приучать подрастающее поколение жить и действовать в сотрудничестве с другими и развивать таким образом общественность, способности к общественной организации, единению, солидарности.

3. Идея развития требует примирения между интересами личности и общества. Не выбирать между подготовкой к современной социальной среде и удовлетворением личного стремления к развитию будет воспитатель, а согласовывать оба эти требования1.

В. П. Вахтеров приходит к убеждению о том, что все отдельные элементы, методы, приемы, цели, программы в педагогической теории удобнее всего объединяются идеей развития. «Развиваться — значит учиться подчинять низшие побуждения высшим, сделав их центром, вокруг которого

располагаются все остальные, — это значит держать себя в руках, не позволять себе переходить границ, указываемых совестью, освобождать себя... от деспотизма своих низших страстей и прихотей»2. Воспитатель, по глубокому убеждению ученого, не должен навязывать детям этических догм, его задача — создавать такую среду, в которой дети сами в общих играх, затеях, работах, увлечениях, в столкновении интересов, «самолюбий» учатся жить в обществе, устанавливая правила элементарного общежития.

Найти свое призвание, по В. П. Вахтерову, значит найти свое настоящее место в мире людей, найти свой любимый труд, обеспечить себе наиболее успешную и плодотворную работу, «найти русло, являющееся самым естественным и удобным для проявления нашей творческой энергии»3. При этом ученый считал крайне важным научное изучение развития ребенка, в первую очередь с позиций педагогики и психологии, с учетом данных изучения его биологами и представителями других наук о человеке. Изучение должно быть не только в статике, но и в динамике, не только в физическом, но и в умственном, и нравственном отношениях.

Исходя из основных положений развивающей педагогики, В. П. Вахтеров считает, что «развитие ребенка является результатом двух фак-

1 Вахтеров В. П. Основы новой педагогики, изд. 2-е, испр. и доп.. М. : Тип. И. Д. Сытина, 1916. Т. I. 592 с. С. 5, 21, 48.

2 Там же С. 153.

3 Там же. С. 161.

торов: во-первых, внутренних стремлений к развитию и, во-вторых, влияния окружающей среды. Приспособление ребенка к среде и приспособление самой среды к потребностям ребенка

— вот задача воспитания»1. Следуя данной логике, помощь ребенку в реализации стремления к развитию является главным условием воспитания и прогресса в человеческом обществе.

Важное место в педагогическом творчестве В. П. Вахтерова занимают проблемы формирования содержания образования, выбора способов обучения, организации учебной работы, обеспечения преемственности в обучении и реализации межпредметных связей. По его мнению, первое место в ряду изучаемых наук должны занимать предметы, изучающие природу,

— описательные, опытные и естественные науки. Разрабатывая предметную область дидактики как самостоятельной отрасли педагогики, В. П. Вахтеров понимает процесс обучения как одновременное развитие ума, чувства и воли, где главное место принадлежит уму, настаивает на необходимости осмысления эмпирических данных о процессе обучения. «Методика в последнее время сделала огромный шаг вперед. Экспериментальная психология, дидактический опыт дали

нам множество фактов и обобщений,

совершенно не известных педагогам

2

прошлого» , — писал он, анализируя множество способов и приемов, повышающих познавательную активность детей и способствующих их общему развитию (схемы, графики, простейшие опыты и т. д.).

У В. П. Вахтерова, как почти у всех сторонников развивающей педагогики, четко проходит мысль о ненасилии над ребенком, внутреннем стимулировании, возбуждении интереса к

3

учению .

Наиболее яркой страницей в летописи общественно-педагогического движения и учительства в России, явились события, происшедшие под воздействием первой русской революции 1905 — 1907 гг. В этот период возникли сотни учительских организаций и союзов, состоялось большое число учительских собраний, съездов и митингов. Интенсивное развитие общественно-педагогического движе -ния учителей приводит к появлению новых форм их организации. В 1905 г. возникает ряд учительских обществ общероссийского масштаба, в том числе Всероссийский Союз учителей и деятелей по народному образованию (ВУС), сразу же включивший в свою программу требования реформирова-

1 Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика. 400 с. С. 279.

2 Вахтеров В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. - изд. 2-е, испр. и доп. М.: Тип. И. Д. Сытина, 1916. Т. I. 592 с. С. 8.

3 См.: Горностаев П. В. Развивающая педагогика В. П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения) // Порталус. Научная цифровая библиотека Режим доступа: URL: http://portalus.ru/ modules/shkola/rus_readme.php?subaction

ния школьного дела в стране; Союз учителей и деятелей средней школы; Академический союз и т. д.1

Годы первой русской революции стали для В. П. Вахтерова периодом наиболее интенсивной общественно-педагогической деятельности. Он выступает одним из активных деятелей Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, объединяющего преимущественно учителей начальной школы. В основу своей профессиональной деятельности Всероссийский учительский союз ставил, прежде всего, интересы школы, народного образования, высокие общественные цели педагогического труда. Напряженная работа проводилась Вахтеровым и в созданной в Петербурге в 1906 году Лиге образования — организации, поставившей своей целью объединение всех педагогических и просветительских обществ России. В круг ее интересов входили как высшее и среднее, так и низшее и внешкольное образование. Наряду с содействием развитию образования на новых демократических основах, эта организация ставила задачу теоретической разработки вопросов образования. При непосредственном участии В. П. Вахтерова Лигой был выработан и представлен в Государственную думу проект школьного закона с фи-

нансовым планом всеобщего образования, а также проект расширения и развития начального обучения.

Наступившая после поражения революции 1905—1907 годов реакция положила конец многим просветительским проектам. В промежутке между двумя революциями 1905 и 1917 гг. российское общество жило в постоянном ожидании реформы образования. Вопрос о реформе неоднократно поднимается в печати, в Государственной думе и даже в правительстве. Однако ни один из проектов, предполагавших серьезную реорганизацию школы, не подкрепляется правительственной программой его реализации и финансового обеспечения. Среди широкой общественности формируется мнение о том, что без активного участия учительства в разработке планов всеобщего начального образования этой программы не осуществить. Без учительства можно выработать «лишь самые общие положения по всеобщему обучению и сделать лишь самые общие, приблизительные подсчеты»2.

Вахтеров принимает решение вернуться к практической деятельности народного учителя и в 1909 году уезжает в деревню Наволоки под Калугой (около 160 км от столицы и в 60 км от Тулы), где активно занимается строительством библиотеки, музея и сель-

1 Уткин А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII - начала XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М.: МПСУ, 2013. 499 с. С. 381-382.

2 Всеобщее обучение и народный учитель. Извлечение из представления Министерства народного просвещения в Государственную Думу // Вопросы и нужды учительства : Второй сборник статей и справок / ред. Е. А. Звягинцев. М.: Изд-во Т-ва И. Д. Сытина, 1909. 96 с. с. 6.

ской школы. Открыв школу в 1911 году, Василий Порфирьевич становится ее первым директором, но и в этой должности продолжает работать над главным теоретическим трудом всей его жизни «Основы новой педагогики», которая выходит в издательстве И. Д. Сытина в 1913 г.

В фундаментальном труде В. П. Вахтеров рассматривает общие вопросы обучения и воспитания с точки зрения теории развития. Это методологически выверенное направление теоретического анализа позволило создать оригинальную проекцию теории эволюционного развития в реалии практической педагогической деятельности, то есть трактовки обучения и воспитания как поступательного движения, соединенной с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса.

Книга активно обсуждалась во время работы Всероссийского съезда по народному образованию (декабрь 1913 — январь 1914 гг.), на который собралось около семи тысяч народных учителей со всех концов страны. Вахтеров — среди главных организаторов и участников съезда, на котором обсуждаются актуальные вопросы народного образования. Делегаты приняли огромное количество резолюций по профессиональным вопросам, но политических тем руководители съезда тщательно старались избегать, опасаясь его закрытия. Съезд высказался

за широкое применение трудового начала в деле воспитания и образования, за пересмотр школьных программ в сторону усиления естественно-математического образования, за изгнание из школы телесных наказаний, за введение преподавания на родном языке,

за повышение общеобразовательного 1

уровня учительства и т. д.

Февральская революция 1917 года оживила надежды Вахтерова на скорые изменения в системе российского образования, он принимает участие в возрождении Всероссийского учительского союза, работе Государственного комитета по народному образованию, Комиссии помощи учителям-беженцам, Московском комитете Всероссийского Педагогического общества.

Настороженно приняв Октябрьскую революцию, В. П. Вахтеров тем не менее продолжает активную преподавательскую и просветительскую деятельность: преподает на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности; курсах по подготовке учителей для школ II ступени; читает лекции на педагогическом факультете Второго Московского государственного университета (2-й МГУ), созданного в 1918 году на основе Московских высших женских курсов. Весной 1924 года, вскоре после своего 71-летия, Василий Порфирьевич Вахтеров умирает от тифа.

Развивающая педагогика В. П. Вахтерова стала крупной вехой в ис-

1 Уткин А. В. «Учительский вопрос» на рубеже Х1Х-ХХ веков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 154—167.

тории педагогической мысли. Его вклад в развитие теории и практики начального обучения, в развитие теоретической педагогики огромен. Предлагая оригинальную концепцию объединения современных ему педа-

Список

1. Богуславский, М. В. Уважая в ребенке личность / М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный // В кн.: Вахтеров В. П. О новой педагогике. — М. : ООО Издательский дом «Карапуз», 2008. - 313 с.

2. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров; сост. Л. Н Литвин, Н. Т. Бритаева. — М. : Педагогика. — 400 с.

3. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. — М. : Из-е Тов. И. Д. Сытина, 1913. — Т. 1 — 582 с.

4. Вахтеров Василий Порфирьевич. Электронная библиотека ГНПБУ. Режим доступа: URL: http://elib.gnpbu. ru/sections/0100/vahterov/

5. Вахтеров Василий Порфирьевич. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб. : Брокгауз-Ефрон 1890—1907. Режим доступа: URL: http://endic.ru/brokgause/ Vahterov-vasili-porfirevich-51519.html

6. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. — изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Тип. И. Д. Сытина, 1916. — Т. I. — 592 с.

гогических идей, талантливый ученый и педагог утверждает и доказывает своим творческим наследием «способность человеческой расы к безграничному совершенству».

литературы

7. Всеобщее обучение и народный учитель. Извлечение из представления Министерства народного просвещения в Государственную Думу // Вопросы и нужды учительства : Второй сборник статей и справок / ред. Е. А. Звягинцев. — М. : Изд-во Т-ва И. Д. Сытина, 1909. — 96 с.

8. Горностаев, П. В. Развивающая педагогика В. П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения) / П. В. Горностаев // Порталус. Научная цифровая библиотека Режим доступа: URL: http://portalus.ru/ modules/shkok/rus_readme.php?subaction

9. Мосин, О. Педагог-просветитель В. П. Вахтеров. Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника. / О. Мосин, С. Мосин. Режим доступа: URL: http://baza.vgdru.com/11/69789/?pg=0

10. Уткин, А. В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII — начала XX вв. : дис. ... д-ра пед. наук:

13.00.01 / А. В. Уткин. — М. : МПСУ, 2013. — 499 с.

11. Уткин, А. В. «Учительский вопрос» на рубеже XIX — XX веков / А. В. Уткин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 6. — С. 154—167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.