Научная статья на тему 'Взгляды В. П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем детства'

Взгляды В. П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П. ВАХТЕРОВ / "ЭВОЛЮЦИОННАЯ" ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭКСПЕРИМЕНТ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / V.P. VAKHTEROV / "EVOLUTIONARY" PEDAGOGICS / EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PROCESS / EXPERIMENT / MODERN PROBLEMS OF THE CHILDHOOD / DEVELOPING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Светлана Николаевна, Тарасова Елена Ивановна, Гущина Наталия Александровна

В статье рассматриваются взгляды выдающегося русского ученого и педагога В.П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем Детства в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. Проблемы дошкольного воспитания получили свое дальнейшее развитие в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в котором определены цели, задачи и направления деятельности дошкольных образовательных организаций на современном этапе развития общества. Авторы статьи отмечают, что изменения конкретно-исторической ситуации привели к изменениям самого ребенка. Современный ребенок отличается от того «дитя», которому были посвящены труды классиков педагогики (Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и других). В данной статье освещается позиция ученых-исследователей проблем современного Детства, в частности, Д.И. Фельдштейна, который отмечает, что ребенок не просто реагирует на мир взрослых, но и весьма активно ставит перед ним все новые задачи. Авторы раскрывают руководящие идеи «эволюционной» педагогики В.П. Вахтерова: идею целостного развития личности ребенка в единстве его внутренних и внешних факторов, и идею о том, что образование является важнейшим фактором развития общества, что созвучно с современными идеями; а также его новаторские подходы к исследованию педагогического процесса (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент), направленные на решение таких актуальных задач педагогики как совершенствование содержания и методов дошкольного воспитания, создания развивающей среды в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рассматривается авторская методика В.П. Вахтерова, созданная им на основе многолетних наблюдений за естественным развитием детей в процессе их воспитания. В заключительной части статьи, на основе анализа и сопоставления взглядов В.П. Вахтерова и Д.И. Фельдштейна, авторы раскрывают общее и особенное в постановке и решении наиболее важных задач, связанных с изучением проблемы современного Детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.P. Vakhterov’s views of education in the light of modern problems of the childhood

In article views of the outstanding Russian scientist and teacher V.P. Vakhterov of education in the light of modern problems of the Childhood in the conditions of significant changes of the child and a situation of his development are considered. Problems of preschool education have gained the further development in Federal state standard of preschool education in which definite purposes, tasks and activities of the preschool educational organizations at the present stage of development of society. Authors of article note that changes of a concrete historical situation have led to changes of the child. The modern child differs from that "child" to whom works of classics of pedagogics have been devoted (Ya.A. Komensky, K.D. Ushinsky and others). The position of scientists-researchers of problems of the modern Childhood, in particular, with D. I is covered in this article. Feldstein who notes that the child not just reacts to the world of adults but also very actively sets all new tasks for him. Authors open the leading ideas of "evolutionary" pedagogics of V.P. Vakhterov: idea of complete development of the identity of the child in unity of his internal and external factors, and idea that education is the most important factor of development of society what is conformable with modern ideas; and also his innovative approaches to research of pedagogical process (supervision, questioning, pedagogical experiment) directed to the solution of such actual problems of pedagogics as improvement of contents and methods of preschool education, creation of the developing environment in the light of requirements of the Federal state educational standard of preschool education. The author's technique of V.P. Vakhterov created by him on the basis of long-term supervision over natural development of children in the course of their education is considered. In final part of article, on the basis of the analysis and comparison of views of V.P. Vakhterov and D.I. Feldstein, authors open the general and special in statement and the solution of the most important tasks connected with studying of a problem of the modern Childhood.

Текст научной работы на тему «Взгляды В. П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем детства»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN216.pdf Статья опубликована 17.05.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Касаткина С.Н., Тарасова Е.И., Гущина Н.А. Взгляды В.П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем детства // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области в рамках проекта проведения научных исследований («Формирование ценностно-смысловой готовности педагогов к первичному социальному воспитанию ребенка в дошкольном детстве: (опыт регионального исследования), проект № 16-16-40021)

УДК 37.06

Касаткина Светлана Николаевна

ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Россия, Калуга

Профессор кафедры «Педагогики» Доктор педагогических наук E-mail: elena.58@bk.ru

Тарасова Елена Ивановна

ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Россия, Калуга

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: elena.58@bk.ru

Гущина Наталия Александровна

ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Россия, Калуга

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: gushinana@yandex.ru

Взгляды В.П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем детства

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды выдающегося русского ученого и педагога В.П. Вахтерова на воспитание в свете современных проблем Детства в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. Проблемы дошкольного воспитания получили свое дальнейшее развитие в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в котором определены цели, задачи и направления деятельности дошкольных образовательных организаций на современном этапе развития общества. Авторы статьи отмечают, что изменения конкретно-исторической ситуации привели к изменениям самого ребенка. Современный ребенок отличается от того «дитя», которому были посвящены труды классиков педагогики (Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и других). В данной статье освещается позиция ученых-исследователей проблем современного Детства, в частности, Д.И. Фельдштейна, который отмечает, что ребенок не просто реагирует на мир взрослых, но и весьма активно ставит перед ним все новые задачи.

Авторы раскрывают руководящие идеи «эволюционной» педагогики В.П. Вахтерова: идею целостного развития личности ребенка в единстве его внутренних и внешних факторов, и идею о том, что образование является важнейшим фактором развития общества, что

созвучно с современными идеями; а также его новаторские подходы к исследованию педагогического процесса (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент), направленные на решение таких актуальных задач педагогики как совершенствование содержания и методов дошкольного воспитания, создания развивающей среды в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Рассматривается авторская методика В.П. Вахтерова, созданная им на основе многолетних наблюдений за естественным развитием детей в процессе их воспитания.

В заключительной части статьи, на основе анализа и сопоставления взглядов В.П. Вахтерова и Д.И. Фельдштейна, авторы раскрывают общее и особенное в постановке и решении наиболее важных задач, связанных с изучением проблемы современного Детства.

Ключевые слова: В.П. Вахтеров; «эволюционная» педагогика; воспитание; саморазвитие; педагогический процесс; эксперимент; современные проблемы Детства; развивающая среда

В настоящее время особое внимание в воспитании детей дошкольного возраста обращается на создание окружающей ребенка среды, направленной на его развитие и позитивную социализацию1.

Сегодня дети поставлены в принципиально новую ситуацию, когда они находятся в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на их сознание буквально давит поток информации, идущей из телевизора и Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное число разного рода форм отношений, связей, действий [10, с. 7]. Произошли серьезные изменения во взаимодействии родителей и детей: отмечается разорванность семейных связей, часто на ребенка перекладываются личные неудачи и проблемы, во взаимоотношениях преобладает диктат взрослых.

Между тем, Д.И. Фельдштейн отмечает, что ребенок не просто реагирует на мир взрослых, но и весьма активно ставит перед ним все новые задачи через, своего рода, диктат развивающихся потребностей. Этот диктат связан с новым современным уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения определенных, встающих перед ним задач. С точки зрения автора «диктат Детства определяется и взглядом детей на Взрослый мир. Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как к посредникам, открывающим им, детям, будущее, и как к соучастникам их деятельности. То есть перед нами сложная, многопланово обусловленное взаимодействие Детства и Взрослого мира, в котором активно участвуют обе стороны [10, с. 6].

Обращение к отечественному историко-педагогическому опыту 2 половины XIX- нач. ХХ вв., к педагогическим концепциям выдающихся русских ученых-исследователей, в частности, Василия Порфирьевича Вахтерова (1853-1924) весьма полезно для решения важных задач в области дошкольного образования на современном этапе. Он был одним из инициаторов организации дошкольных учреждений, начальных школ и подготовки педагогических кадров, отстаивал необходимость разработки теоретических основ новой

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

научной педагогики. Заметное влияние на характер воспитательной деятельности, на укоренение прогрессивных форм и методов воспитания оказала созданная им концепция, а также ее реализация в процессе проводимого В.П. Вахтеровым в селе Наволоки, Ферзиковского уезда, Калужской губернии педагогического эксперимента.

По проблемам воспитания В.П. Вахтеровым опубликован ряд научных работ, среди которых важное место занимает статья «Роль чувства в деле воспитания», посвященная эмоционально-ценностнному компоненту в воспитании. Проблема нравственности получила свое обоснование в книге «Нравственное воспитание и начальная школа», в которой автором раскрыты конкретные пути, формы и методы нравственного воспитания детей.

Оригинальный взгляд на воспитание с точки зрения современных В.П. Вахтерову проблем, не утративших свое актуальное значение в настоящее время, он изложил в «Основах новой педагогики» (1913 г.), в которой пытался вывести объединяющий принцип для создания инновационной педагогики. Ученый подвергал критике официальную педагогику и системы воспитания сложившиеся в России, за то, что они были направлены на угнетение личности ребенка, не учитывали его природу и интересы. Глубокий ретроспективный анализ историко-педагогического опыта разных стран и народов, современных ему научных концепций (теорий свободного и индивидуалистического воспитания, экспериментальной педагогики и т.д.), основанных на антропологическом подходе к воспитанию, позволил выдающемуся педагогу создать собственную уникальную концепцию эволюционной педагогики, в основу которой была положена идея развития.

Раскрывая ее замысел, он отмечал, что «главный недостаток современной педагогики -отсутствие руководящей общей точки зрения... В современной педагогике нет основы, которая выражала бы общую идею и дух времени». По мнению ученого, «необходимо связать все отдельные вопросы педагогики в единое целое - объединенные центральной идеей -идеей развития» [1, с. 327]. Вахтеров В.П. очень широко понимал эту идею: и как развитие индивидуума и как исторический процесс. Основу его педагогической концепции составляют две главные идеи, тесно связанные друг с другом: идея целостного развития личности ребенка в единстве его внутренних и внешних факторов, и идея о том, что образование является важнейшим фактором развития общества, что созвучно с современными подходами.

Глубочайшая тайна воспитания, по его мнению, заключается в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех заложенных в нем сил и способностей, которые часто заглушаются условиями окружающей его среды и воспитания. Ошибкой родителей как отмечал В.П. Вахтеров, так и современные исследователи проблем Детства является непонимание детской природы. Следовательно, главная задача педагога, состоит в осмыслении именно современной среды, в которой находится ребенок, понимания в каком мире он живет, в создании таких условий, при которых естественное стремление ребенка к развитию встречало бы меньше внешних препятствий, а окружающая его среда оказывала бы в этом плане оптимальное влияние.

Задачей своей педагогической концепции В.П. Вахтеров считал изучение педагогических фактов и явлений, их связей и закономерностей: «Психолог изучает ребенка, чтобы на простейших проявлениях детской психики легче понять и психику вообще; антрополог - чтобы найти в развитии ребенка указания и намеки на развитие всего человечества; филолог - чтобы в развитии детской речи уловить законы развития языка; а педагог, пользуясь своими наблюдениями, может присоединить к ним результаты работы и психологов, и антропологов, и филологов, и т.п., с тем, чтобы сообразовывать с законами развития ребенка его воспитание» [1, с. 336].

59РБМ№16

Вахтеров В.П. не идеализировал природу ребенка в отличие от теоретиков «свободного воспитания», в частности Л.Н. Толстого. Он полагал, что от рождения ребенок наделен не только положительными задатками, но и несет в себе «нечто пережиточное, унаследованное им от своих близких и далеких предков, опыт которых сохраняется в его генетической памяти. Важно, чтобы у воспитанника развивались не те инстинкты и наклонности, которые бы принадлежали к древним условиям, в каких жили его предки, а те, которые соответствуют современным условиям жизни. А современная среда изменяется быстро» [1, с. 329].

Глубокое нравственное значение, по мнению В.П. Вахтерова, заключается в необходимости передачи будущим поколениям нашей довольно сложной культуры, сделать их наследниками всего нашего культурного богатства, передать детям все лучшее. На этой основе должны формироваться педагогические идеалы, совпадающие «со всемирным движением вперед, к свету, к могуществу, к счастью, к свободе». Мы должны путем образования и воспитания сделать это их внутренним достоянием, превратить в убеждения и верования, в чувства и стремления наших детей все наиболее ценное из того, что приобретено до настоящего момента в области искусства, науки, творчества, в идеал умственного и нравственного развития [1, с. 328]. С точки зрения современных подходов к проблемам Детства эти слова приобретают особую актуальность. Нам важно раскрыть характер изменений ментальности, ценностных ориентаций, происходящих в эмоционально-личностной сфере людей, сопровождающихся, в частности, присвоением чуждых нашей культуре идеалов и образцов поведения.

Современной остается и попытка В.П. Вахтерова утвердить в общественном сознании новый взгляд на воспитание, как на дело большой культурно-исторической значимости. Эволюционная педагогика с ее девизом «развивай себя сам и содействуй прогрессивному развитию ближних и общества» направлена на то, чтобы активно содействовать превращению низких природных качеств в высшие - гражданские.

Многосторонне изучая интересы ребенка, используя все доступные педагогам конца Х1Х-нач. XX вв. средства, методы и источники, данные смежных наук, а главное - анализируя реальности самого педагогического процесса, который он изучал более 50-ти лет своей научной и практической деятельности, он сделал немало ценных наблюдений, обобщений и выводов, обогативших многие отрасли педагогического знания и, прежде всего, теорию воспитания и обучения. В.П. Вахтеров не только представил данные разнообразных исследований личности ребенка, развития его психических способностей, речи, любознательности, интересов, но и принимал активное участие в экспериментальной работе, используя такие методы научно-педагогического исследования, как наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент и др. Это позволило педагогу выявить преобладающие склонности детей, составить свою характеристику детских типов: «охотничий», «воинственный», «научно-любознательный», «общественно-нравственный», показать как они изменяются под влиянием целенаправленного воспитания и окружающей ребенка среды.

В.П. Вахтеров не был кабинетным ученым, все выведенные им теоретические положения эволюционной педагогики он апробировал в процессе экспериментальной работы в Калужской губернии, открыв свою опытную школу в селе Новолоки, Ферзиковского уезда Калужской губернии. Главная цель обучения и воспитания в данной школе заключалась в создании условий, направленных на развитие способностей детей и их социализацию. Школа была начальная, трехклассная с дошкольным отделением, которая, благодаря деятельности В.П. Вахтерова быстро стала центром всей культурно-просветительской работы в деревне. Этому способствовали педагогический музей, библиотека, мастерские, драматический кружок, курсы повышения квалификации учителей. Усилиями педагога, обращавшего

большое внимание на окружающую ребенка среду, был заложен уникальный ботанический сад, в котором находилось много редких и ценных пород деревьев и кустарников [5, с. 76-77].

Педагогический эксперимент дал возможность В.П. Вахтерову создать специальную развивающую и воспитывающую ребенка окружающую среду. Он призывал воспитателей изучать среду, знать в каком направлении она развивается, потому что от характера этой среды будет зависеть очень многое, в том числе, и программы обучения и воспитания «необходимо сообщить воспитанию жизненный характер..., но в то же время оградить ребенка от деморализирующего влияния современной среды» [1, с. 341]. Развитие личности и общества должны идти совместно, - считал великий педагог.

Он разрабатывал свою собственную методику на основе наблюдений за естественным развитием детей в процессе их воспитания. «Дети, руководимые природным инстинктом, никогда не довольствуются одним зрением. Им надо ощупать предмет, надо постучать, чтобы узнать как он звучит, надо поднять его, чтобы узнать как он тяжел, надо бросить его, чтобы узнать, разобьется ли он, надо лизнуть его, чтобы узнать его вкус, надо его понюхать и т.д. [2, с. 269-279]. Для того, чтобы все было подчинено принципу развития сил ребенка, ученый предложил вместо традиционного наглядного обучения предметный метод, направленный на развитие всех чувств детей, как внешних, так и внутренних, и в первую очередь, их душ.

В области воспитания В.П. Вахтеров стремился рассмотреть с инновационных подходов решение таких актуальных задач педагогики, как совершенствование содержания и методов воспитания, развития природных способностей детей на основе их самостоятельности и активности. Им были предложены конкретные методики развития нравственного сознания, организации детской деятельности. Выдающийся педагог был убежден, что из всех факторов социально-экономического и нравственного прогресса общества важнейшим является воспитание.

Такой в общих чертах была «эволюционная педагогика» В.П. Вахтерова с ее руководящими идеями, новаторскими подходами к исследованию педагогического процесса, методикой педагогического эксперимента, который, как был убежден ученый-исследователь, должен проводиться не в условиях лаборатории, оторванной от практических задач воспитания и обучения, а в естественных условиях, в реальном педагогическом процессе. Внимательное изучение его трудов представляет несомненный интерес для современной педагогики.

Инновационные идеи В.П. Вахтерова получили свое дальнейшее развитие и обоснование в трудах современных исследователей проблем детства. Как отмечает в своих работах академик Д.И. Фельдштейн, произошли серьезные изменения в социокультурной среде, в которой сегодня объективно функционирует и развивается Детство; уточняются и углубляются знания о детстве, как особом социальном феномене, его месте в социуме; выявляется специфика самого процесса развития современного детства, изменений, подвижек, фиксируемых в дифференцированной представленности и на разных его этапах, и на всей дистанции онтогенеза [10, с. 3].

Поэтому среди наиболее важных задач, связанных с изучением проблемы современного Детства автор выделяет:

• выявление особенностей воздействия социокультурной среды на ребенка;

• выделение и изучение особого целостного состояния Детства, раскрытия не только его уровней и компонентов, но и всего фронта «развития»;

• четкое определение характера реальных изменений, которые произошли в развитии современных детей;

• выявление характера и особенностей процесса реального усвоения, присвоения детьми знаний в условиях кардинального изменения самого знаниевого пространства, его открытости (информационный прессинг телевидения и Интернета);

• проследить сензитивность к одаренности отдельных возрастных периодов и создать новые методы диагностики;

• выявить механизмы воздействия на развитие эмоциональной сферы ребенка, оказывающей серьезное влияние и на его поведение, и на когнитивную область, и на устойчивость духовных начал [10, с. 9-14].

Постановка и решение вышеназванных задач настоятельно требуют исследования проблем методологии педагогики и психологии, включая поиск новых категорий, механизмов психолого-педагогических явлений, определения принципов, моделей соотношения классической и постнеоклассической парадигм в науке, раскрытие их места, возможностей в системе других наук о человеке.

Сегодня остро необходимо не только выдвижение новых концепций, новых идей, но и глубокое изучение теоретических основ «новой, эволюционной педагогики» В.П. Вахтерова. Это, несомненно, поможет в решении многих задач, которые в свое время пытался раскрыть и дать им обоснование выдающийся классик отечественной педагогики.

Совершенно очевидно, что сегодня произошли реальные объективные тенденции развития общества, приведшие и к изменению взглядов на проблемы развития и воспитания современного ребенка. Вместе с тем, в определении и поиске оптимальных путей нам не следует отрицательно относиться и игнорировать историко-педагогический опыт, его инновационный потенциал.

59РБМ№16

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Т.1. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1987.

2. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. Т.1. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1987.

3. Волков Ю.К. Философско-социологические основания «новой педагогики» В.П. Вахтерова // Философия и общество. - 2011. - №3 (63). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/136105/. - Дата посещения 10.04.2016.

4. Камалдинова Э.Ш. Об актуальных проблемах современного детства // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ob-aktualnyh-problemah-sovremennogo-detstva. -Дата посещения 10.04.2016.

5. Касаткина С.Н. Развитие народного образования в России в период государственных школьных реформ (XVIII-нач. XX вв.) по материалам Калужской губернии. - Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012.

6. Касаткина С.Н., Климова Н.И., Реймер М.В. особенности развития образования в Калужской губернии. Монография. - Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского. - 2015.

7. Касаткина С.Н., Тарасова Е.И., Гущина Н.А. «Эволюционная» педагогика В.П. Вахтерова - новый взгляд на воспитание // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - №3 (59). - М.: МПСУ, 2015. - С. 12-16.

8. Лагутин В.Д. Краткие очерки истории народного образования Калужского края. - Калуга, 1992.

9. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: Монография. Ч.2. - Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

10. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009. - 16 с.

11. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №2. С. 28-32.

Kasatkina Svetlana Nikolaevna

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Russia, Kaluga

E-mail: elena.58@bk.ru

Tarasova Elena Ivanovna

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Russia, Kaluga

E-mail: elena.58@bk.ru

Gushchina Nataliya Aleksandrovna

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Russia, Kaluga

E-mail: gushinana@yandex.ru

V.P. Vakhterov's views of education in the light of modern

problems of the childhood

Abstract. In article views of the outstanding Russian scientist and teacher V.P. Vakhterov of education in the light of modern problems of the Childhood in the conditions of significant changes of the child and a situation of his development are considered. Problems of preschool education have gained the further development in Federal state standard of preschool education in which definite purposes, tasks and activities of the preschool educational organizations at the present stage of development of society. Authors of article note that changes of a concrete historical situation have led to changes of the child. The modern child differs from that "child" to whom works of classics of pedagogics have been devoted (Ya.A. Komensky, K.D. Ushinsky and others). The position of scientists-researchers of problems of the modern Childhood, in particular, with D. I is covered in this article. Feldstein who notes that the child not just reacts to the world of adults but also very actively sets all new tasks for him.

Authors open the leading ideas of "evolutionary" pedagogics of V.P. Vakhterov: idea of complete development of the identity of the child in unity of his internal and external factors, and idea that education is the most important factor of development of society what is conformable with modern ideas; and also his innovative approaches to research of pedagogical process (supervision, questioning, pedagogical experiment) directed to the solution of such actual problems of pedagogics as improvement of contents and methods of preschool education, creation of the developing environment in the light of requirements of the Federal state educational standard of preschool education.

The author's technique of V.P. Vakhterov created by him on the basis of long-term supervision over natural development of children in the course of their education is considered.

In final part of article, on the basis of the analysis and comparison of views of V.P. Vakhterov and D.I. Feldstein, authors open the general and special in statement and the solution of the most important tasks connected with studying of a problem of the modern Childhood.

Keywords: V.P. Vakhterov; "evolutionary" pedagogics; education; self-development; pedagogical process; experiment; modern problems of the Childhood; the developing environment

REFERENCES

1. Vakhterov V.P. Osnovy novoy pedagogiki. T.1. Izbr. ped. soch. - M.: Pedagogika, 1987.

2. Vakhterov V.P. Predmetnyy metod obucheniya. T.1. Izbr. ped. soch. - M.: Pedagogika, 1987.

3. Volkov Yu.K. Filosofsko-sotsiologicheskie osnovaniya «novoy pedagogiki» V.P. Vakhterova // Filosofiya i obshchestvo. - 2011. - №3 (63). - [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.socionauki.ru/journal/articles/136105/. - Data poseshcheniya 10.04.2016.

4. Kamaldinova E.Sh. Ob aktual'nykh problemakh sovremennogo detstva // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2012. - №2. - [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnyh-problemah-sovremennogo-detstva. -Data poseshcheniya 10.04.2016.

5. Kasatkina S.N. Razvitie narodnogo obrazovaniya v Rossii v period gosudarstvennykh shkol'nykh reform (XVIII-nach. XX vv.) po materialam Kaluzhskoy gubernii. -Kaluga: Izd-vo KGU im. K.E. Tsiolkovskogo, 2012.

6. Kasatkina S.N., Klimova N.I., Reymer M.V. osobennosti razvitiya obrazovaniya v Kaluzhskoy gubernii. Monografiya. - Kaluga: Izd-vo KGU im. K.E. Tsiolkovskogo. -2015.

7. Kasatkina S.N., Tarasova E.I., Gushchina N.A. «Evolyutsionnaya» pedagogika V.P. Vakhterova - novyy vzglyad na vospitanie // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. - №3 (59). - M.: MPSU, 2015. - S. 12-16.

8. Lagutin V.D. Kratkie ocherki istorii narodnogo obrazovaniya Kaluzhskogo kraya. -Kaluga, 1992.

9. Problemy doshkol'nogo detstva v polikul'turnom prostranstve izmenyayushcheysya Rossii: Monografiya. Ch.2. - Spb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2010.

10. Fel'dshteyn D.I. Sushchnostnye osobennosti sovremennogo Detstva i zadachi teoretiko-metodologicheskogo obespecheniya protsessa obrazovaniya. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2009. - 16 s.

11. Fel'dshteyn D.I. Sovremennoe Detstvo: problemy i puti ikh resheniya // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. - 2009. - №2. S. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.