В процессе математической обработки результатов при сравнении показателей уровня проявления физических способностей детей дошкольного возраста 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента достоверной разницы в показателях не обнаружено. При повторном тестировании обнаружены достоверные различия (р < 0,05) между группами по всем тестовым упражнениям.
По результатам исследования уровня воспитания физических способностей у дошкольников 5-6 лет, были выявлены следующие темпы прироста в контрольной и экспериментальной группах: в беге на 20 м - в контрольной группе до эксперимента показатель быстроты составил: в среднем - 7,8 сек., в конце эксперимента - 7,7 сек. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития быстроты, составили: 7,8 сек. начале эксперимента и 7,4 сек. в конце эксперимента.
На силовые способности «Метание мяча из-за головы» - в контрольной группе до эксперимента показатель силы составил: в среднем - 259,3 м в конце эксперимента - 278,1 м. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития силы, составили: у девочек - 292,2 м начале эксперимента и 299,2 м в конце эксперимента.
На гибкость «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)» - в контрольной группе до эксперимента показатель уровня гибкости составил в среднем - 7,3 см, в конце эксперимента 9,1 см. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили - 7,8 см в начале эксперимента и 11,6 см в конце эксперимента.
На координационные способности «Метания в цель» - в контрольной группе до эксперимента показатель координационных способностей составил: в среднем - 0,8 попадания, в конце эксперимента - 2,6 попадания. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития координационных способностей, составили - 0,9 попадания в начале эксперимента и 4,1 попаданий в конце эксперимента.
Выводы. При сравнении показателей уровня проявления физических способностей детей дошкольного возраста 5-6 лет контрольной и экспериментальной группами, было установлено, что до начала эксперимента достоверных различий в показателях между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено, в конце эксперимента между группами обнаружены достоверные различия по всем тестам.
В результате исследования выявлено, что данная методика эффективна при воспитании физических способностей детей дошкольного возраста, вследствие чего она может быть использована во всех детских дошкольных учреждениях.
Литература:
1. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков: Киев: Здоровье, 1981. - 116 с.
2. Гужаловский А. А. Основы методики и теории физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
3. Иванова О.М., Билалова Л.М., Матвеев С.С.Физическая культура как условие качества жизни индивида // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 6). - С. 657-661.
4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.
5. Лаптев А. П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт, М. - 1984. №8. - С. 84.
6. Леонтьев А. Н. Современная психология : учебник / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1983. - 227 с.
7. Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / С.С. Матвеев. - Уфа, 2007. - С. 124.
8. Матвеева Л. М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - С. 12.
9. Шаяхметова Э.Ш., Матвеев С.С., Матвеева Л.М. Образ жизни как фактор здоровья современного. Здоровье и образование в XXI веке. Изд-ва: Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранентя. -М., 2016.Т.18. №2. С. 794-797.
10. Шишкина В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. - Мозырь : Белый Ветер, 2014. - 133 с.
Педагогика
УДК 23
доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ
(ВТ. ПОЛ. XIX -НАЧ. XX В.В.)
Аннотация. В статье раскрываются региональные особенности и тенденции развития образования в Калужской губернии во второй половине XIX - начало XX веков, раскрываются основные историко-педагогические факторы и условия, определившие своеобразия становления образования Калужской губернии. Также рассматривается специфика работы учебных заведений Калужской губернии, основные предметы, которые преподавались в них.
Ключевые слова: Калужская губерния, образование, училище, реформы, региональные особенности, сельские школы, учебные заведения.
Annotation. The article reveals the régional features and trends in the development of éducation in the Kaluga province in the second half of the XIX - early XX centuries, reveals the main historical and pedagogical factors and conditions that determined the formation of the Kaluga province. The author also considers the specifics of the Kaluga province , the main subjects that were taught in them.
Keywords: Kaluga province, education, school, reforms, regional features, rural schools, educational institutions.
Введение. XIX век занимает особое место в развитии и становлении именно начальной народной школы в России. Это было время подъема общественно-педагогической мысли, стремления прогрессивных деятелей, истинных патриотов Отечества демократизировать и гуманизировать народное образование, создать широкую сеть школ для распространения грамотности среди народа, передать школы в руки общественности, устранив контроль правительства над ними. Они правомерно видели в просвещении народа важнейший фактор преобразования русского общества. Воспитание призвано было стать по своему содержанию патриотическим, народным, доступным каждому гражданину, независимо от его сословной принадлежности. Много внимания уделялось формам и методам обучения, подготовке учителей для народных русских школ. Под сильным влиянием общественного движения правительство вынуждено было провести реформирование школы.
Школьные реформы XIX века, несмотря на их ограниченность и трудности, связанные с их осуществлением, как по стране, в целом, так и в регионах, дали свои положительные результаты.
В историко-педагогической литературе достаточно полно освещены проблемы начального образования в дореволюционной России, идеи и взгляды прогрессивных русских педагогов, глубоко проанализированы школьные реформы, однако, до сих пор слабо изучены вопросы, связанные с развитием народной школы в разных регионах страны, в том числе и в Калужской губернии.
Между тем, в местных архивах и библиотеках содержится богатый фактический материал: отчеты земств, директоров народных училищ, протоколы заседаний педагогической советов, записки и дневники учителей, инспекторов, статистические сборники и другие источники, представляющие немалый интерес для современных ученых и педагогов. В целом все эти материалы позволяют не только полнее представить организацию и содержание учебно-воспитательного процесса в школе, но и почувствовать тот дух гуманизма и народности, который был характерен для многих учебных заведений того периода.
Изложение основного материала статьи. Калужская губерния в начале XIX века была одной из густонаселенных русских губерний. Городское население составляло около 60 тысяч человек, из них 23 тысячи жили в Калуге, остальные - в 12 уездных городах [2].
В губернии в первой половине XIX века развитие народного образования, на которое тратилось очень мало средств из государственной казны, шло весьма трудно. Начальные школы существовали в основном в городах, в селах их почти не было.
В своем рапорте директор училищ Калужской губернии О.Г. Потресов сообщал в училищный комитет при Московском университете о том, что «Сего 1804 г., августа 30 дня... открыты Калужская гимназия и 14 приходских училищ» [2]. В 1804 году в губернии кроме гимназии было 1 уездное училище (В Калуге), 17 малых народных училищ (из них - 15 в Калуге, 1 - в Боровске и 1 - в Козельске) [2].
Число учебных заведений оставалось почти без изменения до 1808 года.
Интенсивный рост начальных народных училищ, благодаря инициативе и сознательности горожан, росту патриотических настроений у представителей разных сословий приходится в губернии в 1808-1812 гг., когда был открыт целый ряд малых народных училищ: Мосальске, Перемышле, Малоярославце, Тарусе, Медыни.
И все-таки недостаток в школах для обучения грамоте был очень ощутим, поэтому в уездных училищах стали открывать так называемые приготовительные классы, которые впоследствии были преобразованы в приходские училища. В 1834 году таких классов в губернии было 8.
Уже в 30-х годах XIX века в Калужской губернии получают развитие частные школы, которые сыграли свою положительную роль в распространении знаний среди населения. Инспекторы в своих отчетах признавали, что «... недостаток первоначальных школ в губернии до некоторой степени восполняется частными учебными заведениями, в которых обоего пола дети обучаются чтению и письму». (Памятная книжка Калужской губернии на 1861 год, с. 34). В 1834 году только в городе Калуге частных школ насчитывалось 14. Число учеников в них было различным (от 70 детей в одних, до 2-х человек в других). Частные школы возникали при церквях, фабриках и заводах и существовали на личные средства их владельцев.
Широкую известность приобрела, например, открытая в 1833 году Ф.В. Вырским школа в городе Козельске. Это была семейная частная школа, в которой преподавали он сам и его дочь Александра.
В год открытия в школу записалось 36 учеников, а спустя несколько лет (1836 году) в ней уже насчитывалось 170 мальчиков и 120 девочек [6]. Причина большой популярности школы среди жителей Козельска была не только ее доступность (плата за обучение была чисто символической - 25-30 копеек), но, прежде всего, гуманное отношение к детям, использование в процессе обучения передовых достижений педагогики того времени, что вызывало у детей интерес и желание учиться. В школе Вырских старшие, более подготовленные ученики, обучали младших, на уроках использовались наглядные пособия, прописи, часть уроков проходила на природе. Занятия начинались в 8 утра и продолжались с небольшими перерывами до 12 часов дня и после обеда с 14 до 17 часов. Учились круглый год, кроме церковных праздников. В школе царил дух взаимопомощи, сотрудничества, отсутствовали всякие наказания. По воспоминаниям современников, «школа напоминала большую и дружную семью, от нее веяло теплом и светом» [1].
Наряду с частными школами в Калужской губернии получают распространение частные пансионы и специальные учебные заведения для девочек. Так, в 1835-43 годах были открыты 3 женских приходских училища и 4 пансиона, а в 1861 году в губернии существовали: гимназия с пансионом, 11 уездных училищ, 17 приходских училищ, 38 сельских школ, 61 церковных и 6 женских училищ.
В первой половине XIX века происходят изменения и в культурной жизни губернии. Открываются государственные школы, приходские училища и уездные (2-х-классные) для детей купцов, ремесленников, разночинцев. Как сообщалось в рапорте директора училищ Калужской губернии О. Потресова в училищный комитет при Московском университете: «Сего 1804 года августа 30 дня при стечении духовных и светских особ открыта Калужская гимназия. Открыт и класс бухгалтерии при гимназии.» [2].
Гимназия была открыта на базе 4-х-классного народного училища. Калужские купцы подарили учебному заведению библиотеку, чучело морского кота, минералы, гербарии для естественного кабинета. Меценат Борисов внес 300 рублей.
По Уставу 1804 года в гимназии преподавали языки (латинский, немецкий и французский), статистику, географию, курсы философии, политэкономии, логики, изящные и коммерческие науки, естественную историю. Срок обучения - 6 лет, а с 1828 года - 7 лет. За 1829-1833 гг. из учебного плана был исключен ряд предметов, усилено внимание к изучению священной, церковной истории. Гимназия стала семиклассной.
В соответствии с Уставом 1864 года гимназии подразделялись на классические и реальные. Калужская гимназия в 1865 году была преобразована в классическую с преподаванием латинского языка (с 1870 года введен греческий язык).
С середины XIX века значительно возрос контингент обучающихся: в 1860-1870 гг. в среднем он составлял от 270 до 300 учащихся.
С уточнениями и изменениями, внесенными Уставом 1871 года, Калужская гимназия принимает вид, сохранившийся до 1918 года. Она являлась гимназией классического типа с двумя древними языками; семиклассной, но с 8-ми-летним сроком обучения (с 2-х-годичным выпускным классом). По учебному плану 1871 года в гимназии изучались следующие предметы: закон Божий, латинский, греческий, русский язык, церковно-славянский и словесность, французский или немецкий языки, история, география, естественная история, математика, физика и космография, чистописание и рисование.
Среди выпускников гимназии были Министр Внутренних дел В.К. Плеве, князья С. и Е. Трубецкие, профессора А.И. Савин, А.П. Соколов (физик), известный математик П.Л. Чебышов, художник Лукомский, писатель Борис Зайцев и многие другие.
В рассматриваемый период в губернии начинает развиваться и женское образование 26 августа 1860 года в г. Калуге открылась женская казенная гимназия (1860-1918 гг.). Гимназия помещалась в здании, купленном на собранные добровольные средства у купца Билибина. В год открытия в ней насчитывалось 54 ученицы [5]. Учебный план женской гимназии мало чем отличался от учебного плана мужской гимназии. Основными предметами были Закон Божий, русский язык, математика, география, история, чистописание, дополнительные - рисование, музыка, французский, немецкий языки.
Среди педагогов Калужского края наибольшую память о себе оставил К.Э. Циолковский (1857-1935). В 1898 году он перешел из уездного училища в епархиальное, имея большой опыт педагогической работы и отличные характеристики, данные ему как учителю. Константин Эдуардович преподавал в училище до дня его закрытия физику, алгебру, геометрию.
Почти сорок лет своей жизни К.Э.Циолковский посвятил педагогической деятельности в различных учебных заведениях Калужского края.
Педагог-гуманист отстаивал идею свободы и ненасилия, считал, что в обучении нужно пользоваться «настроением, обстоятельствами и желаниями учеников», дать как можно больше свободы и самостоятельности, как учащим, так и учащимся.
Главное, как отмечал К.Э.Циолковский, «не надорвать молодых сил», щадить ребенка [3].
Поистине Циолковский был «учителем от Бога». Он не получил систематического образования (по болезни не мог даже окончить 3-го класса мужской гимназии в Вятке), так как «учителей совершенно не слышал или слышал одни только неясные звуки», - вспоминал он в одной из своих биографий [2]. Не учился Циолковский и профессии учителя. Но, тем не менее, благодаря силе воли и страстному желанию быть полезным людям, он смог путем саморазвития и самообразования вырасти от «самоучки чистой крови» до Учителя человечества.
Вспоминая первые педагогические опыты в качестве репетитора, Константин Эдуардович писал о том, что его уроки «имели успех. Гимназисты распространяли про меня славу, будто я понятно объясняю алгебру. Вспоминаю один урок по физике. Ученик был очень способный. Когда мы в физике дошли до аэростатов, то я склеил из папиросной бумаги аршинный шар и пошел с ним к ученику. Летающий монгольфьер очаровал мальчика» [7].
Один из главных принципов его нравственно-этического кодекса: «Никому никогда не причинять никаких страданий».
К педагогике Циолковский относился не только как к науке, но и как к искусству. Он постоянно искал способы, как заинтересовать детей, развить их любознательность, зародить у них жажду знаний.
Учителя Циолковского увлекала педагогика, он стремился отойти от шаблона и казенщины в обучении детей, найти активные методы преподавания, развивающие познавательный интерес у учащихся. Созданный им проект "Какой тип школы желателен?" был написан в 1918 г. и отражает дух той эпохи, когда в Российском обществе сильны были демократические веяния, идеи свободного воспитания, установление дружеских отношений между учителями и учащимися, отмены экзаменов и отметок и т.п. он тем не менее представляет несомненный научный и практический интерес для современности так как многие его положения весьма актуальны.
К .Э.Циолковский был глубоко убежден в том, что для того, чтобы построить новый мир, мир без зла и насилия, без страданий, нужно начинать с преобразования школы и воспитания человека. В предложенном им проекте школе будущего главное - ребенок, его психическое и физическое здоровье, развитие ума и нравственных качеств, гражданское становление. По мнению ученого и педагога-гуманиста, школа призвана в первую очередь заботиться о том, чтобы "не надорвать молодых сил", сохранить в своих воспитанниках "спокойствие души" [7].
В школе будущего все направлено на решение этой важной задачи. Содержание образования определяется возможностями ребенка, его интересами и желаниями. Обучение осуществляется "в очень умеренной степени", без насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения - это и есть показатель того, что все идет благополучно", - отмечал Константин Эдуардович [8].
Учитель-новатор, каким был Циолковский, вел преподавание своих предметов на качественно новом уровне, включал в составленные им программы современные научные данные из области математики, физики, астрономии. Он рассматривал практическое значение тех или иных законов, обращал внимание учеников на практическую пользу для человека тех или иных научных открытий.
На территории калужского края проводили свои педагогические эксперименты В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий, внесшие заметный вклад в развитие отечественной школы и образования (в конце XIX - начале ХХ веков).
В.П. Вахтеров - выдающийся методист, педагог-экспериментатор. Учился в духовном училище, а затем - в семинарии, но под влиянием К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова увлекся педагогикой.
В своей деятельности он руководствовался принципами прогрессивной педагогики 60-х гг. Став инспектором народных училищ Смоленской губернии, он пытался проводить в жизнь свои демократические педагогические взгляды.
Будучи педагогом по призванию, он не мог стоять в стороне от педагогической деятельности.
Организует учительские курсы во многих городах, в том числе и в Калуге, является одним из редакторов вновь созданного журнала «Просвещение», в своих выступлениях отстаивает необходимость и возможность осуществления всеобщего образования; создает концепцию «эволюционной педагогики», которую называл «новой, научной педагогикой». В основу своей педагогической концепции Вахтеров положил идею развития, придавал ей исключительное значение, считал, что она может объяснить все накопленные в то время знания о воспитании, образовании, обучении, систематизировать эти знания, а также стать надежным инструментом дальнейших исследований педагогического процесса и его закономерностей. Идея развития вместе с убеждением о том, что образование во всех его видах и формах является одним из самых важных (если не единственным) фактором общественного процесса и составляет основу «эволюционной» педагогики В.П. Вахтерова. На основе этой «новой научной» педагогики В.П. Вахтеров создавал и свою опытную школу в селе Новолоки Ферзиковского уезда Калужской губернии, где его семья снимала дачу. В школе (3-х-классной, с дошкольным отделением) была библиотека, особенностью которой было педагогическое направление книжного фонда: труды классиков педагогики, специальные журналы. Школа была центром всей культурно-просветительной работы в деревне. Эту роль выполняли: педагогический музей, драматический кружок, спектакли, водевили. Усилиями Вахтерова был создан великолепный сад, в котором находилось много редких и ценных пород деревьев - это был своего рода уникальный ботанический сад. Вахтеров, создавая окружающую детей среду, мечтал о воспитании истинных людей, граждан своего Отечества.
Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - выдающийся педагог, чья деятельность связана с Калужским краем, на территории которого располагалась школа-колония «Бодрая жизнь». Основой жизни колонии была трудовая деятельность, которой придавалась прежде всего воспитательная направленность. Ребята были подлинными хозяевами - издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты.
В 20-е годы ХХ века не было более известного педагогического учреждения, чем созданная С.Т. Шацким в нашей губернии Первая опытная станция Наркомпроса. Она возникла до революции как сеть учреждений общества «Сетлемент» (позднее - «Детский труд и отдых»), имела 5 детских садов, 16 школ I ступени (начальных), 3 школы II ступени (средние), 2 интерната и другие просветительские учреждения. О ней писали восторженные статьи, ее посещали иностранные делегации. Американский реформатор Джон Дьюи высоко оценивал педагогический эксперимент Шацкого. Опытная станция включала в себя систему дошкольных учреждений, школ, клубов. В нее входили курсы и учебные заведения по подготовке и переподготовке педагогических кадров, научно-исследовательский центр. Главной проблемой, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой в целях ее «окультуривания».
Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы; но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне вовлекались в жизнь школы - для них читались лекции, им раздавали элитные семена, выращенные учащимися в школьных кооперативах, ученики помогали в введении хозяйства, в устройстве быта.
Создание «школы в социуме» благотворно сказалось на осуществлении целостности и непрерывности воспитательной работы. Удавалось реализовать главную задачу коллектива - «организацию всей жизнедеятельности ребенка», способствующая его социализации.
Большую роль в развитии инновации в образовании сыграл Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), выдающийся русский ученый, основатель науки гелио- и космобиологии, поэт и художник, был хорошо знаком с трудами К.Э.Циолковского. В своих собственных работах он развивал идеи Константина Эдуардовича о земных и космических связях, о необходимости изучения Вселенной. А.Л.Чижевский доказывал своими научными экспериментами «солнечный», космический смысл человеческой истории, психологии и педагогики, много размышлял о системе гуманистического (научно-поэтического) образования и новой школе.
В этой связи А.Л.Чижевский много внимание уделял проблемам образования и воспитания человека. Он считал необходимым заботиться о формировании у выпускников школы научного мировоззрения, связанного с представлением о научной картине мира, единстве всех явлений окружающего мира, для чего необходимо, как считал выдающийся ученый, знание математики, физики, астрономии, естествознания, наук социальных и наук о самом человеке. В выдвинутых им идеях и положениях несомненно заключены предпосылки для создания такой науки как «космическая педагогика», назначение которой, как полагал А.Л.Чижевский, будет заключаться в разработке теоретических проблем воспитания «человека космического», обладающего «космическим сознанием», «космической нравственностью», «космическими чувствами». Александр Леонидович, также как и К.Э.Циолковский и многие русские космисты думал о реформировании образования и школы, создавал свои проекты. Наиболее известен его проект школы будущего - «Академии поэзии», призванной , по замыслу ее автора, «культивировать искусство в душе ребенка, возвысить его над уровнем абсолютного невежества, вывести его на свет, пробуждая в душе его чистые, нравственные инстинкты» [9].
Школа А.Л.Чижевского - это храм искусства, который он видел как «центр поэтической, художественной и культурной жизни России», где каждый человек, в процессе изучения мировой и русской поэзии, литературы, истории, искусств, которые, по мнению ученого, в своих образах лучше всего отражают внутренний мир, мир чувств человека, мир его духа, - Человек «научится любить и ближнего своего, и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду» [9].
Выводы. Успех реформирования образования, нарастание его интеллектуального, научного потенциала и его возрастающее влияние на многие сферы жизни как в регионах, так и в стране в целом, определяются сейчас, и в еще более значительной степени будут определяться в будущем.
Литература:
1. Арцимович В.А. Воспоминания-характеристики, с. 448.
2. Касаткина С.Н., Климова Н.И., Реймер М.В. Особенности развития образования в Калужской губернии. - Калуга, 2015. С. 49-73.
3. Касаткина С.Н. Развитие народного образования в России в период государственных реформ (18 - нач. 20 вв) по материалам Калужской губернии. - Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2012. - 96 с.
4 В.Д. Лагутин. Краткие очерки истории народного образования Калужского края. - Калуга, 1993. - С. 95.
5. Д. Малинин. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. -Калуга, 1992.
6. Н.В. Сахаров. Школа Вырских. - В кн.: В.А. Арцимович. Воспоминания-характеристики. - С.-Пб., 1904, с. 447
7. К.Э. Циолковский. Черты из моей жизни. - Тула, 1983, с. 65.
8. К.Э.Циолковский. Какой тип школы желателен? - Архив РАН, ф. 555, оп.1, д. 386, л.5 об.- 6. /автограф/
9. Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом.- Калуга.:Золотая аллея,1996, с. 225.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Кашуба Инесса Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОРА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается развитие креативности студентов университета как фактора их социализации. Авторы моделируют для будущего специалиста среду, стимулирющую развитие креативности, что позволит студентам адаптироваться в новой социальной среде, облегчит процесс становления личности, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих взаимоотношения с обществом.
Ключевые слова: креативность, социализация, студент, социальная среда, университет.
Annotation. The article deals with the development of creativity of University students as a factor of their socialization. The authors model for the future specialist such an environment that stimulates the development of creativity, which will allow students to adapt to the new social environment, facilitate the process of personality formation, the acquisition of socially significant characteristics of consciousness and behavior that regulate relationships with society.
Keywords: creativity, socialization, student, social environment, university.
Введение. С нашей точки зрения, рассмотрение развития креативности студентов университета в качестве фактора их социализации объясняется сущностным смыслом креативности, выступающей как интегральное свойство личности, допускающее варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях, определяющих активность в обществе.
Изложение основного материала статьи. Одним из недостатков современного, в том числе и высшего образования является недостаточное развитие креативности студентов. Учебные заведения нуждаются в поиске наиболее эффективных и действенных форм работы по развитию креативности обучаемых, а именно: нестандартного мышления, гибкости и оригинальности, умения генерировать большое количество идей, отказа от стереотипов. Данные навыки позволят студентам адаптироваться в новой социальной среде посредством социализации, представляющей собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, в силу своей природной активности сохраняя и развивая тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием данной тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [3].
Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств и именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации.