Педагогика
УДК 23
доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ В ПРОЕКТЕ Н. Ф. ФЕДОРОВА «ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА»
Аннотация. В статье раскрываются взгляды выдающегося русского мыслителя, философа - космиста и педагога Н.Ф. Федорова на роль музея в духовно - нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. С позиции его проекта «Философия общего дела» освещается деятельность школьного музея. Особое значение придается преподаванию гуманитарных предметов, в частности истории и географии, а так же деятельность учителя в аспекте основных положений музейной педагогики.
Ключевые слова: музейная педагогика, школьный музей, патриотическое воспитание, гуманизм, космизм.
Annotation.The article reveals the views of the outstanding Russian thinker, philosopher and cosmologist N. F. Fedorov on the role of the Museum in the spiritual, moral and Patriotic education of the younger generation. From the position of his project "Philosophy of common cause" highlights the activities of the school Museum. Particular importance is attached to the teaching of humanitarian subjects, in particular history and geography, as well as the activities of the teacher in the aspect of the basic provisions of Museum pedagogics.
Keywords: museum pedagogics, school Museum, Patriotic education, humanism, cosmism.
Введение. В последнее время получают свое развитие многие области педагогического знания, в том числе и музейная педагогика, воспитательные возможности которой чрезвычайно велики и еще не достаточно изучены.
А между тем, как свидетельствует история педагогики, целый ряд отечественных мыслителей (К.Д. Ушинский. В.П.Вахтеров, В.А. Сухомлинский и другие), разрабатывая основы новой педагогики, обращали внимание на необходимость создания педагогических, этнографических, историко-культурных и других музеев, подчеркивая их огромную роль в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Музей в переводе с греческого языка означает «храм муз», деятельность которого направлена не только на сбор, хранение и изучение, но и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры разных эпох и народов.
Изложение основного материала статьи. Музейная педагогика не возникла сегодня. Она имеет свою историю, свой педагогический опыт, сложившиеся на протяжении многих лет, традиции, формы, методы и средства воспитания, которые требуют со стороны исследователей глубокого и вдумчивого изучения и обобщения.
По-своему, оригинально решал проблему музейной педагогики русский философ-космист и педагог Николай Федорович Федоров (1838-1903). В основе его педагогики - восстановление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей; формирование у человека космического сознания, высоких духовно-нравственных ценностных идеалов и ориентиров.
Н.Ф. Фёдоров писал: «Всякий человек носит в себе музей, ... ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него ... музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных ... Музей есть, высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать её» [4]. Он считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Н.Ф. Фёдоров указывал, что деятельность музея выражается не только в хранении, но в собирании, восстановлении и исследовании: таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает интересующихся наукой, а также младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования. Иначе сказать, «музей, по мнению Н.Ф.Федорова, есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего поколения. Он может быть открыт для всех только путём учения: вход в него ведёт через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т.к. воспитание, и есть само собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музеообразным» [4]. Все это вызывает, как он считал, необходимость включения музея в образовательный процесс.
Эти взгляды на образование и воспитание объединяли И.Ф.Федорова и К.Э.Циолковского, который считал его своим Учителем, «человеком необыкновенным, затмившим университетских профессоров». Н.Ф.Федоров, известный своими глубоко гуманистическими идеями русский мыслитель, которого еще при жизни многие современники называли «московским Сократом», оказал сильное влияние на Л.Н.Толстого во время многочисленных с ним споров и бесед; на К.Э.Циолковского, для которого Николай Федорович стал первым руководителем по книжным фондам Румянцевской библиотеки, помогал ориентироваться в выборе чтения в процессе самообразования и искавшего свой путь в науке».
Как отмечал позже К.Э.Циолковский в одной из своих автобиографий «Черты из моей жизни», встреча с Федоровым, его слова о широте русской души, которой тесно в рамках планеты, об освоении космоса как нового поприща для великого подвига людей» в поисках проблемы счастья и бессмертия, способствовали тому. Что К.Э. Циолковский именно этому посвятил всю свою жизнь, свои труды, став основоположником новой науки - космонавтики и создателем оригинальной антропокосмической концепции воспитания.
Образовательную сущность музея теоретически обосновали Н.Ф. Фёдоров, E.H. Медынский, М.Ф. Новорусский и другие [2]. Так, М.В. Новорусский называет музей «могучим образовательным орудием и, хотя кое-кто считает слово «музей» синонимом чего-то мёртвого, затхлого и консервативного, при
желании легко это мёртвое хранилище можно опять превратить в храм, где будут цвести науки и поучаться юноши и старцы» [2].
Инициатива создания Исторического музея в Москве как общественного учреждения принадлежала общественности. В начале 1880-х годов многие музеи становятся правительственными учреждениями, подчинёнными Министерству просвещения.
В Императорском Российском историческом музее проводилась культурно-просветительная работа. С 1889 года в открытой при музее аудитории на 700 человек действовал лекторий, проводили свои заседания учёные общества (в 1890 году - VII Археологический съезд, в 1894 году - I Съезд русских художников, в 1912 году - Предварительный съезд музейных работников). В музее постоянно проводились тематические экскурсии, велись исследования, публиковались научные труды; экспозиции служили формированию патриотического настроя, уважения к отечественной истории и воспитанию национальной гордости.
Музейная жизнь в те годы, свидетельствует об активной музейной деятельности, осознании её необходимости и пользы.
В этот период впервые были опубликованы (посмертно) труды философа Н.Ф. Фёдорова. Понятие «музей» - одно из центральных в его философско-педагогической системе. Впервые в отечественной истории представление о музее было поднято до высокого уровня важнейших общечеловеческих ценностей, среди которых автор особо подчёркивал значимость историко-мемориальных объектов; впервые применительно к музею был использован «системный подход», последовательно и настойчиво разрабатывались теоретические положения музейного дела. В отечественной истории - это единственная попытка развёрнутого методологического и теоретического обоснования сути и природы музейной деятельности.
Свой педагогический проект Федоров изложил в труде «Философия общего дела». Анализируя состояние человеческого общества и его историческое прошлое, Николай Федорович характеризовал его как «непрерывную цепь истребления одного народа другим, как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности».
Н.Ф.Федоров был уверен в том, что человечество сможет преодолеть нынешнее безнравственное состояние, если «осознает главного врага в лице слепых природных сил, в том числе и внутри себя, и объединится в борьбе с ними». Основу для этого он видел в образовании и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Центральная идея новой музейной педагогики заключается в том, что хранение должно быть дополнено исследованием, а исследование должно перейти в деятельность. Поэтому музей должен стать местом работы учёных, должен обладать техникой, современной аппаратурой. Н.Ф. Фёдоров был убеждён, что музей должен носить характер не столько пассивного, созерцательного, поучающего учреждения, сколько обладать функциями активного помощника наблюдению, экспериментам, выводам. В этом и заключается суть концепции музейной педагогики русского мыслителя XIX столетия. В работах Н.Ф. Фёдорова впервые даётся разработанное идейно-теоретическое обоснование культурно-просветительной деятельности музея и на множестве примеров раскрывается его воспитательный потенциал. Именно в его наследии обнаружены принципы рационального использования историко-мемориальных ценностей в нравственно-эстетическом воспитании разных групп населения. Им показаны пути комплексного подхода к музею как центру духовной жизни. Его теория отвечала концепции музейной педагогики, была одной из самых передовых теорий своего времени, выполняющих функцию стабилизирующего социокультурного фактора [3].
Одним из первых русских философов - космистов Николай Федорович говорил о необходимости воспитания нравственного долга у «сынов и дочерей человеческих» по отношению к предкам, «отцам», когда-то жившим на земле, сохранение о них памяти. Он был убежден в том, что наука и образование помогут отыскать путь «воскрешения», то есть бессмертия людей. Н.Ф.Федоров в решении этой глобальной и глубоко гуманистической задачи возлагал надежды на освоение космического пространства. «Для сынов человеческих, - писал он, - небесные миры - это будущие обители отцов, ибо небесные пространства могут быть доступным для будущего бессмертности человечества; исследование небесных пространств есть приготовление этих обителей» [5].
Понимая всю нереальность своей идеи, Федоров подчеркивал, что это дело далекого будущего, далекой перспективы, связанной прежде всего с образованием человека, его духовно-нравственным совершенствованием. Тем не менее, в настоящее время, в связи с развитием генетики, мысли ученого уже не кажутся такими фантастическими. Пока же, по его мнению, задача образования заключается в том, чтобы научиться «регулировать природные силы как вне, так и внутри себя, подавлять животные страсти и инстинкты, становиться разумным, объединиться вокруг «общего дела» - «воскрешения отцов». В этом он видел цель и смысл образования. В качестве главной его перспективы выступает живая связь поколений, идея родства. Для него «родственность», связанная с поиском путей бессмертия для всех жителей земли - есть высший долг, высшая нравственность, идущего на смену «отцам» нового поколения.
Русский философ-космист верил в то, что с помощью науки человек решит проблемы долголетия, победит смерть. Н.Ф.Федоров был убежден в том, что «смерть - самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, то есть «неродственности» [1].
Исходя из своих религиозных взглядов, он объяснял причину смертности людей недостатком любви к Богу, к своим предкам. Поэтому он решительно советовал обратить внимание на воспитание Человека в духе предложенного им проекта «Общего дела».
Н.Ф.Федоров призывает людей «не ждать милости от природы», а стремиться к ее познанию, «осознавать в себе Божественную волю», направленную на достижение высшей цели, связанной с освоением Космоса. Стремление к обладанию небесным пространством у Федорова преследует прежде всего гуманистические и духовно-нравственные цели. Он верил в то, что переход в новый мир даст возможность людям «исправить все общественные пороки и зло, накопленное на планете земля». Для Н.Ф.Федорова Космос - это нравственный эталон, своего рода Учитель, способный раскрыть людям новые, неведомые ранее перспективы, объединить человечество во имя высшей цели.
Ценным в проекте «Философия общего дела», на наш взгляд, является то, что Н.Ф.Федоров выдвигает глубоко гуманистические идеи о «семейном характере человечества, о любви сынов к отцам, о бережном отношении к культуре предков, к русским национальным традициям, их изучении и сохранении».
В реализации своих идей Николай Федорович возлагал большие надежды на школу, на воспитание подрастающего поколения. Более 14 лет он проработал учителем в начальных народных училищах, в том числе и в Боровске Калужской губернии.
Ядром педагогической концепции Федорова является идея воспитания учащихся в «духе родства», в «духе единства мира». Он считал, что дети- «естественные носители чувства родства; поэтому важно не дать им утерять это чувство по мере взросления. В этом мыслитель видел центральную задачу воспитания.
В ее решении Н.Ф.Федоров, как учитель, отводил особую роль таким дисциплинам как история и география, которые, по его убеждению, помогут лучше понять учащимся связь поколений. Он предлагал в преподавании этих предметов отказаться от формального, сухого и официального подхода, где нет места личности, человеку, его жизни, переживаниям и т.п., а есть только скупые статистические данные и факты, не затрагивающие сердце и душу ребенка. «Пусть география расскажет детям о Земле как жилище людей» -советовал педагог, обращая внимание на то, что история и география это прежде всего память человеческая, в которой каждому, жившему и живущему на Земле должна быть уготована своя ниша». Как актуально звучат эти слова русского мыслителя в плане современного отношения к нашей истории с призывом о том.что: «Никто не должен быть забыт, ничто не должно быть забыто!».
Настоящая школа мыслилась Н.Ф.Федоровым как «школа-музей», как «школа-храм», в которой все будет собрано обо всех людях, живущих на Земле, где как в настоящем пантеоне будет сохранена память образов и деяний каждого человека. В такой школе, по его мнению, ребенок станет заниматься исследованием своих семейно-родственных связей, изучать свою родословную.
Несомненно, философ и педагог был прав в том, что мы не должны воспитывать «Иванов, не помнящих родства». Он был абсолютно уверен в том, что школа «будет воспитывать не сынов, пока она не будет музеем».
Воспитание молодого поколения в духе единства со всем человечеством, Федоров тесно связывал с формированием в сознании детей чувства нравственного долга к своим родителям, давшим им жизнь.
Понять предложенные им пути и средства воспитания в специфической трактовке Федорова можно только в общем контексте его Проекта «Философия общего дела».
Выводы. Таким образом, в трудах выдающегося отечественного мыслителя и педагога Н.Ф.Федорова заложены основы музейной педагогики.
Впервые в отечественной истории представление о школьном музее было поднято до высокого уровня важнейших общечеловеческих ценностей, среди которых Н.Ф. Фёдоров особо подчёркивал значимость историко-мемориальных объектов; впервые применительно к музею был использован «системный подход», последовательно и настойчиво разрабатывались теоретические положения музейного дела.
H.Ф. Фёдоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Он подчёркивал, что музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего поколения.
Литература:
I. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э.Циолковского. - Калуга: КГПУ. 2010, с. 32
2. Новорусский М.В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе [Текст] / сост. H.H. Бахтин и др. - М., 1911. - С. 12.
3. Панченко О.Г. Живой музей - хранилище культурного и природного наследия (по материалам проекта «Школьный литературно-краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона») [Текст] / О.Г. Панченко. - М.: АПК и ПРО, 2004. - С. 4
4. Фёдоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Текст] / под ред. A.B. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 576.
5. Федоров Н.Ф. «Философия общего дела». В кн.: Русский космизм Антология философской мысли. -М., 1993. С. 71
Педагогика
УДК 796.1
кандидат педагогических наук, доцент Коваленко Владимир Николаевич
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Вольский Василий Васильевич Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Онучин Леонид Александрович Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Дасько Михаил Антонович
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург)
ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ
Аннотация. В статье проведен анализ функциональных возможностей преподавателей старших возрастов, влияния неблагоприятных факторов старения на физическую и профессиональную работоспособность педагогических работников. Изучена динамика хронических заболеваний и наличия вредных привычек у преподавателей и теоретически обоснованы подходы к направленности и содержанию занятий физической культурой для преподавателей старшего возраста.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, двигательные качества, двигательный режим, вредные привычки, гиподинамия, физическая культура.
Annotation. The article analyzes the functional capabilities of teachers of older ages, the influence of unfavorable aging factors on the physical and professional performance of pedagogical workers. The dynamics of chronic diseases and the presence of bad habits among teachers has been studied and the approaches to the direction and content of physical education for older teachers have been theoretically substantiated.