Научная статья на тему 'Философские аспекты учения Н.Ф. Федорова о музеологии русского космизма'

Философские аспекты учения Н.Ф. Федорова о музеологии русского космизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский космизм / философия общего дела / музеология / микрои макромир / взаимодействие эпох / russian cosmism / the philosophy of the common task / museology / micro- and macro world / the interaction of the epochs

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галина Ивановна Быкова, Дарья Владимировна Рябова

Музеология — одна из самых узких и малоизучаемых архитектурно-философских дисциплин. Ее родоначальником считается русский философ-космист Н.Ф. Федоров. Он проповедовал идею музея как плацдарма развития и трансформации общества. Одна из ключевых идей заключается также в том, что музей есть место, призванное объединять. Объединять эпохи, свидетелми которых являются экспонаты музея, и в той или иной степени объединять людей, приходящих в музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Aspects of N.F. Fedorov Ideas on the Museology of Russian Cosmism

Museology is one of the narrowest and least studied architectural and philosophical disciplines. Its ancestor is the Russian philosopher-cosmist N. Fedorov. He preached the idea of the museum as a springboard for the development and transformation of society. Also one of the key ideas is that the museum is a place made to unite. To unite the epochs witnessed by the exhibits of the museum, and in a meantime unite people coming to the museum.

Текст научной работы на тему «Философские аспекты учения Н.Ф. Федорова о музеологии русского космизма»

Social-humanitarian review

DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10025

Philosophical Aspects of N.F. Fedorov Ideas on the Museology of Russian Cosmism

Философские аспекты учения Н.Ф. Федорова о музеологии русского космизма

Galina Ivanovna Bykova,

candidate of architecture, associate professor of architecture department in State University of Land Use Planning E-mail: [email protected]

Daria Vladimirovna Riabova,

4th student of architecture faculty of State University on Land Use Planning E-mail: [email protected]

Галина Ивановна Быкова,

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству E-mail: [email protected]

Дарья Владимировна Рябова,

студент 4-го курса факультета архитектуры Государственного университета по землеустройству E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21 — архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

Научный руководитель: Г.И. Быкова, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству

Annotation. Museology is one of the narrowest and least studied architectural and philosophical disciplines. Its ancestor is the Russian philosopher-cosmist N. Fedorov. He preached the idea of the museum as a springboard for the development and transformation of society. Also one of the key ideas is that the museum is a place made to unite. To unite the epochs witnessed by the exhibits of the museum, and in a meantime unite people coming to the museum.

Key words: russian cosmism, the philosophy of the common task, museology, micro- and macro world, the interaction of the epochs

Аннотация. Музеология — одна из самых узких и малоизучае-мых архитектурно-философских дисциплин. Ее родоначальником считается русский философ-космист Н.Ф. Федоров. Он проповедовал идею музея как плацдарма развития и трансформации общества. Одна из ключевых идей заключается также в том, что музей есть место, призванное объединять. Объединять эпохи, свидетелми которых являются экспонаты музея, и в той или иной степени объединять людей, приходящих в музей.

Ключевые слова: русский космизм, философия общего дела, музеология, микро- и макромир, взаимодействие эпох

Каждому из нас знаком такой институт общества, как музей. Даже не посещая музеи самостоятельно, мы, так или иначе, постоянно с ними сталкиваемся: видим рекламу, слышим о выставке от знакомых. У многих есть любимый музей, у кого-то даже есть любимый зал любимого музея. Более того, некоторые наверняка имеют в своем воображении картину идеального (возможно только для них, правда) музея. Но вне зависимости от того, какую часть нашей жизни занимают музейные события, вопрос: «А что такое, собственно, музей и для чего он нужен? Какую функцию выполняет он в обществе?» — может поставить нас в тупик. Особенно, если стремиться дать обобщенное и универсальное определение, которое было бы максимально вневременным.

Первым и одним из немногих, кто дал ответ на вопрос о смысле и назначении музея был русский философ-космист Николай Федорович Федоров. Тема музея, как плацдарма для трансформации и развития общества, является в его творчестве одной из главных, и все его учение, так или иначе, имеет к ней отсылки.

Для начала стоит сказать, что философию Н.Ф. Федорова, как и всю философия космизма, называют философией «общего дела». Центральной идеей здесь является наличие общей задачи, которая и решается коллективно в условиях полной справедливости. Вообще космизм — учение о человечестве в целом и человеке в отдельности как элементах, связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним.

110

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

И Федоров очень часто в своих трудах говорит о единстве, и о совокупном труде. В этом можно разглядеть что-то близкое идеям марксизма, более того, многие космисты приняли пролетарскую революцию и требовали ее продолжения. Но Федоров был против насильственного переворот. По его мнению, переворот в умах должен был произойти мирно с помощью философии. А местом, где такой переворот был бы возможен, являлся именно музей.

Для Федорова «музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь» [1, с. 372]. То есть музей как место воскрешения вещей, а не их архивного «мертвого» хранения (здесь можно провести аналогии с религиозным воскресением). Но любая музеефи-кация предполагает отрыв объекта от его контекста (деконтексту ал изацию). Например, предмет быта древних, предназначение которого абсолютно непонятно, хотя бы потому что он оторван от своего временного контеста. Поэтому одна из важнейших задач музея — любыми способами уменьшить этот отрыв. А сделать это можно только путем исследования того самого объектного контекста. Таким образом, музей становится «единством памяти и разума» [1, с. 373]. И за счет этого единства вещи продолжают жить. В подтверждение этому служит выставка В.В. Верещагина в Государственной Третьяковской галерее, где помимо картин художника представлены предметы быта того времени и тех стран, когда и где художник писал свои полотна. Музей искусственно восполняет недостающий контекст, помогающий в восприятии картин.

Продолжая идею воскрешения, Федоров говорит о постепенном переходе от исследования прошлых эпох к исследованию настоящего, са-моисследованию, то есть когда «создатели» временного контекста становятся его же исследователями. То есть самоисследователей формально можно назвать вершителями этой самой истории. И тогда, как говорит философ, «за смертью воскрешение будет следовать непосредственно».

Становится очевидно, что музей является местом возрождения эпох с «живыми» вещами-свидетелями своего контекста. Но тут перед музеем встает очередная проблема, очередной вопрос: как соединить все эти эпохи, показав их как относительно мирное перетекание одних течений и направлений в другие, и стоит ли это

делать вовсе. По Федорову «единство нужно дать» [1, с. 380], отсюда его неприятие к классификации чего бы то ни было, ведь классификация — это разделение, против которого философ и выступает. Полный отказ от иерархичности кажется идеей достаточно утопичной, но вспоминая нашумевшую выставку Яна Фабра в Эрмитаже, где предметы искусства современного соседствовали с предметами искусства почти четырехсотлетней давности, нельзя сказать, что соседство было неудачным. Более того, Музей изящных искусств в Лейпциге, Германия в качестве своей постоянной экспозиции в галерее портретов имеет картины Э. Уорхолла и фламандских живописцев 17 века, висящие рядом друг другом. Отказ от временной иерархии помогает произведениям искусства лучше раскрыться, не дает им «кануть в лету», быть забытыми.

Постепенно от музея-памяти мы переходим к музею-разуму, то есть к исследовательской функции музея. Развивая идею общности во всем, Федоров критикует разделение науки и искусства, считая, что не надо разделять знание и действие, что «нынешняя наука <...> должна считать себя средством для открытия истинного способа действия» [1, с. 374], а что есть процесс появления искусства как не действие его создателя.

Таким образом, помимо музейной экспозиции появляется музейная лаборатория и, более того, музейная обсерватория. Почему именно обсерватория? По Федорову «музей есть образ мира» [1, с. 379], а чтобы максимально точно воссоздать этот образ, как раз и нужна обсерватория. Музей это модель нашего мира, модель микромира, которая в свою очередь является моделью макромира. В настоящее время обсерватория имеется почти при всех музеях астрономии, но это абсолютно естественно. А вот в 30-е — 40-е годы обсерватория существовала при Пермском областном музее, где помимо залов об истории развития города, существовали и аудитории с моделями строения солнечной системы, телескопами и звездным глобусом.

Музей это не только место накопления и получения знаний — музей также обладает образовательной функцией. К музейной экспозиции и обсерватории добавляются библиотека и классные залы. Как считает Н.Ф. Федоров музей собирает всех так называемых «неученых», и вводит их в область исследования. Выражаясь

№3/2018

111

Social-humanitarian review

словами философа «музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего» [1, с. 390]. Думаю, что данная идея популярна для большинства существующих сегодня музеев. Множество лекционных курсов и семинаров проводится по инициативе музеев и на их площадках.

Музей для Н.Ф. Федорова — это многогранный комплекс, который выполняет множество функций, при этом каждая из этих функций связана с другой, следуя идеи общности и братства. Музей — это платформа воспитания как образовательного, так и нравственного характера. Музей — место активное, которое постоянно взаимодействует со своим посетителем, меняется под влиянием своего зрителя и однаж-

ды этот самый зритель — посетитель может оказаться на месте исследователя.

Так что же такое музей и для чего он нужен? Музей — это образ мира. Мира, выходящего за существующие границы.

Список литературы

1. Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4-х т. / Сост., подготовка текста и коммент. А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. Т. II.

2. Авангардная музеология / Ред. сост. А. Жиляев. М.: V-A-C press, 2015.

3. Русский космизм: Антолология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Примеч. А.Г. Гачевой. М.: Педагогика-пресс, 1993.

112

№3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.