Научная статья на тему 'Краеведение, генеалогия и сельский космизм'

Краеведение, генеалогия и сельский космизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
193
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ КОСМИЗМ / МУЗЕЙ СЕЛЬСКОГО КОСМИЗМА / КРАЕВЕДЕНИЕ / ГЕНЕАЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карцев Иван Сергеевич

В статье обсуждаются вопросы и некоторые теоретические положения философии Сельского космизма, представляется практический инструментарий предложенной сельской парадигмы. В числе методов воплощения Сельского космизма обсуждаются краеведческие, генеалогические, общественные, научные, образовательные, музейные и другие опытные действия, направленные на создание предпосылок устойчивого существования и развития сельской формы жизни современного общества в длительной перспективе. Краеведение и генеалогия рассматриваются как проективные и созидательные действенные проявления. В контексте парадигмы Сельского космизма обсуждаются некоторые аспекты философии Русского космизма, в том числе взгляды русского философа Н. Ф. Федорова. Обозначаются проблемы и возможные опасности создания эффективного агломерационного мира и исчезновения культуры обитаемого сельского пространства. Делаются попытки создания концепции консолидированного сельского мира, востребующего необходимость реализации совместных взаимовыгодных действий членов сельского общества. В качестве одного из основополагающих элементов инструментария Сельского космизма рассматривается комплексная музеефикация сельской местности. Представлен практический пример создания Музея Сельского космизма в селе Скомове Гаврилово-Посадского района Ивановской области, описаны основные экспозиции и тематические направления музея. Затрагиваются вопросы интеграции современных научных знаний в сельское обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREA STUDY, GENEALOGY AND RURAL COSMISM

The article discusses some theoretical principles of the philosophy of Rural cosmism, introducing practical tools for the proposed rural paradigm. Among the methods of realization of the Rural cosmism the author cites regional studies, genealogical, social, scientific, educational, museum and other empiric activities aimed at the creation of conditions for sustainable existence and development of rural forms of life in modern society in the long run. The paper views regional studies and genealogy as projective and creative effective manifestation. It also discusses a number of aspects of Russian cosmism philosophy, including the views of Russian philosopher N. F. Fedorov in the context of Rural cosmism paradigm. The author identifies issues and possible dangers of creating an efficient agglomeration world and disappearing of the culture of inhabited rural space attempting to elaborate the concept of consolidated rural world, claiming the implementation of mutually beneficial activities of the members of rural society. The article examines a complex museumification of the countryside as one of the fundamental tools of Rural cosmism. It also introduces a practical example of creating a Museum of Rural cosmism in the village of Skomovo, Gavrilovo-Posad district of the Ivanovo region, with characteristics of the main exhibition features and thematic areas of the Museum and concludes with addressing the issues of integration of modern scientific knowledge in rural education.

Текст научной работы на тему «Краеведение, генеалогия и сельский космизм»

УДК 37.01 ББК 26.89

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2018 г. И. С. Карцев

г. Москва, Россия

КРАЕВЕДЕНИЕ, ГЕНЕАЛОГИЯ И СЕЛЬСКИЙ КОСМИЗМ

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы и некоторые теоретические положения философии Сельского космизма, представляется практический инструментарий предложенной сельской парадигмы. В числе методов воплощения Сельского космизма обсуждаются краеведческие, генеалогические, общественные, научные, образовательные, музейные и другие опытные действия, направленные на создание предпосылок устойчивого существования и развития сельской формы жизни современного общества в длительной перспективе. Краеведение и генеалогия рассматриваются как проективные и созидательные действенные проявления. В контексте парадигмы Сельского космизма обсуждаются некоторые аспекты философии Русского космизма, в том числе взгляды русского философа Н. Ф. Федорова. Обозначаются проблемы и возможные опасности создания эффективного агломерационного мира и исчезновения культуры обитаемого сельского пространства. Делаются попытки создания концепции консолидированного сельского мира, востребующего необходимость реализации совместных взаимовыгодных действий членов сельского общества. В качестве одного из основополагающих элементов инструментария Сельского космизма рассматривается комплексная музеефикация сельской местности. Представлен практический пример создания Музея Сельского космизма в селе Скомове Гаврилово-Посадского района Ивановской области, описаны основные экспозиции и тематические направления музея. Затрагиваются вопросы интеграции современных научных знаний в сельское обучение.

Ключевые слова: сельский космизм, музей сельского космизма, краеведение, генеалогия.

Информация об авторе: Иван Сергеевич Карцев — кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Институт медико-биологических проблем Российской академии наук, Хорошевское ш., д. 76 А, 123007 г. Москва, Россия. E-mail: Kartsev@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.09.2017 Дата публикации: 15.03.2018

Вопросы краеведения, несмотря на свою сдержанную общественную популярность, изучаются сравнительно широко. Под краеведением обычно понимается изучение культурно-исторических вопросов применительно к отдельно взятой местности, хотя, безусловно, это понятие является более широким, можно сказать, даже всеобъемлющим. Помимо истории, культуры, географии, природы оно охватывает все сферы жизнедеятельности человека и является уникальным общественно-консолидирующим

явлением. А одной из основных целей краеведения следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем [3].

Генеалогия нами не рассматривается как наука, а, скорее, как родоведение — знание рода, поиск и сохранение связей людей в прошлом и настоящем, возвращение ушедших поколений и их судеб в нашу жизнь и жизнь наших потомков. Это явление, не будучи новым, никогда не являлось конформистским. Вероятно, это связано с кажущимся отсутствием практической пользы результатов таких исследований. Даже те, кто интересуется вопросами генеалогии, в большинстве чувствуют лишь подсознательную необходимость этого, относя такое стремление к понятным проявлениям патриотизма, самоидентификации, личного исторического наследия, а иногда — банально — к предмету гордости величием своих предков.

Идеи космизма, т. е. идеи упорядочения мира, следует считать столь же древними, сколько жива сама человеческая мысль — о месте человека в этом мире, смысле жизни, высшей справедливости, смерти и бессмертии. Не случайно космизм ассоциируется с рядом религиозно-философских течений, основанных на подобии и связи человека (микрокосмоса) и космоса (макрокосмоса, вселенной), как высшей упорядоченной системы. По изречению Святителя Иоанна Златоуста, человеческая душа есть «естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам» [4].

В середине XIX в. в России сложилось самобытное течение русской религиозно-философской мысли, получившее уже в наше время название «русского космизма». Родоначальником русского космизма как православно-философского течения явился выдающийся русский мыслитель и философ Н. Ф. Федоров. Идеи этого течения нашли свое характерное воплощение в науке, философии, литературе, искусстве, религии... В советское время идеи выдающихся русских космистов, и в первую очередь К. Э. Циолковского, заложили фундамент будущего освоения человеком космического пространства.

В своем основном труде «Философии общего дела» Н. Ф. Федоров обозначал целый ряд важнейших задач, актуальность которых не осталась в прошлом и, можно сказать, еще даже не наступила в настоящем. Так, ключевыми общественными задачами Федоров считал всестороннее научное и культурное развитие русской провинции в самых далеких и малых ее уголках; исследование истории и географии сельских поселений; создание музеев как необходимости сохранения прошлого; пробуждение в людях стремления к знаниям об истории своего рода, ушедших поколениях, в воскрешении которых Федоров видел главную задачу человечества, как победу над злом (смертью), что возможно лишь только в объединении людей на эту борьбу, на общее дело. При этом основными причинами разобщения общества Н. Ф. Федоров видел неродственность и небратство [5].

Важным звеном, объединяющим разрозненное общество, могло бы стать краеведение — стремление к познанию жизни в общем прошлом и настоящем, желание сохранить и перенести эти знания в будущее. В этом общем деле может быть достигнут паритет людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков... Другим, объединяющим человечество фактором, могла бы стать генеалогия. Если стремление к познанию ушедших поколений станет одновременно стремлением к познанию родства, желанием единства с теми, кто, как и мы,

является равноправными потомками — детьми одних, давно ушедших прародителей, то утопия «Философии общего дела» может стать реальностью, а воссоздание из забвения имен наших предков — их своеобразным воскрешением, возвращением в нашу жизнь.

Развивая идеи о глобальном едином, братском обществе Федоров вместе с тем обращается к элементарной, основополагающей человеческой общности — родовой, сельской общине. Из этого само собой проистекает и понимание «элементарности» теории космизма, строящегося на интеграции идей с «начального», базового, уровня — с «сельского» космизма.

Русские села — это многовековые национальные историко-культурные узлы, из которых на протяжении всей истории России сплеталась наша страна, ее народный дух. Именно сельская местность может связать конкретного человека с конкретным местом на этой земле.

Неотделимость человека от земли, необходимость жизнедеятельности «от земли», ее изучение, освоение и сохранение являются библейскими истинами. В тринадцатой главе Бытия написано: «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; <...> Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» (Быт. 13: 14, 17).

В сельской местности существование человека естественно. Здесь он обладает одновременно своим и общим ареалом обитания, живя в своем доме, стоя на своей земле, весь окружающий мир также доступен ему. В удалении от города человек может ощутить себя частью окружающего мира, здесь нет бетонных стен жилых кварталов и квартир, все люди вокруг знакомы и на виду друг перед другом, являются частью одного общества, здесь нет шумового фона и слышна природа, а городской свет не прячет космос — небо и звезды... Человек в современном городе изолируется от общества. Ему не надо ремонтировать общие дороги, рыть колодцы, сажать деревья и решать совместные задачи с проживающими в других каменных ячейках людьми — все это делает управляющая компания. Обычное человеческое общение заменяется виртуальным через гаджеты, происходит постепенное отстранение человека от реального общества, возникает желание скрыться от его «неудобства». Следствием этого может стать уже реальный конфликт с реальным обществом.

Интересный эпизод описан в одной из книг известного психолога Тома Д'Ансембура. Эта история произошла несколько лет назад в далекой африканской деревне, куда была направлена некая европейская организация для воплощения ряда благотворительных проектов по развитию Африки. Сотрудники миссии обратили внимание, что путь к реке, где жители деревни набирали воду и стирали белье, занимал у них целый день в одну сторону и столько же в другую. Возмутившись такими людскими страданиями, миссионеры решили «облегчить» жизнь местным жителям, выделили средства для рытья колодцев и установили водяные насосы. Но уже скоро новое оборудование вышло из строя. В результате расследования оказалось, что поломки насосного оборудования жители деревни осуществили намеренно. При этом они заявили, что «специально лишили себя комфорта, обеспечиваемого водяными помпами, чтобы вновь обрести счастье единения, так как они обратили внимание, что перестали разговаривать друг с другом, выходили на улицу только для того, чтобы наполнить несколько кувшинов водой, и возвращались домой. А там, в изоляции, в четырех стенах они завели привычку говорить «о других», вместо того чтобы разговаривать друг с другом.

В результате этого среди жителей деревни начались склоки, ссоры и разногласия, так что старейшины решили уничтожить насосы и вернуться к прежнему непрерывному движению. Совместный путь к реке давал людям возможность не просто выстирать белье, но находиться в общении [1].

Во все времена городская и государственная элита, вынужденная длительное время находиться в границах города, стремилась при этом жить вне его границ, в своих загородных резиденциях. Это характерным образом относится не только к правящим элитам, но и к ученым, писателям, художникам, другим представителям интеллигенции — части общества, которой свойственны особенные способности и навыки мышления, поиска новых знаний и решений поставленных задач. То есть проживание человека вне города, в сельской местности, вне физически установленных границ, очевидным образом позитивно влияет и на возможности, широту мышления, результативность достижений и духовное развитие личности.

Вполне возможно, что наибольший научный, интеллектуальный, общественно-полезный, духовный потенциал человечества будущего во многом будет обусловлен проживанием человека непосредственно на своей земле, в сельской местности, среди единомышленников, объединенных общими жизненными целями, интересами, а также культурными и родовыми связями.

Возникновение городов, имея к этому ряд государственных и социальных предпосылок, одновременно вело к тому, что городское население становилось обществом, лишенным родства. Причем даже малые города, с населением всего в несколько тысяч человек, уже по принципу своего устройства не имеют в основе людских отношений принципов родовой общины, еще свойственных сельской местности. Сегодня в стремлениях новоиспеченного городского жителя вряд ли отводится важное место тем, кто являлся его окружением до этого. Противоположностью является малое поселение — село, деревня, где все жители априори являются друг другу родственниками, обладают общим местом жительства, общей историей, общими делами — своеобразной круговой порукой — тем, что удерживало и удерживает людей вместе в интересах каждого. Сам факт проживания в сельской местности уже предрасполагает к возникновению объединяющих, общинно-интегрирующих явлений в обществе.

Практически любого жителя сельской местности можно назвать краеведом — тем, кто «ведает» (знает) место, где живет. Причем часто этот факт является даже неосознанным. Названия окружающих местностей, предметов, понятий, а также обычаи, диалекты и т. д. передаются из поколения в поколение сами собой, а многовековая историческая известность знаменательных событий в истории сельских поселений — достоверный факт.

Таким образом, можно сказать, что краеведение и генеалогия в философии сельского космизма — это наследуемая память, своеобразные музеи. В общем случае под музеем нами понимается сохраняемая систематизированная тематическая экспозиция региональной направленности, которая в общей совокупности (сельском музее музеев) отражает неотделимость истории от развития человеческого общества, будущего — от настоящего и прошлого; жизни — от науки и стремления к познанию, будущей жизни — от родства и общего дела.

Такой музей, обобщающий в себе идеи сельского космизма, уже существует и находится на окраине Ивановской области, в старинном селе Скомове с богатой и неординарной историей, связанной с удивительным количеством выдающихся личностей, внесших значимый вклад в развитие нашего отечества [2].

В основу музея положены следующие тематические направления и экспозиции: краеведение (история села, выдающиеся личности в истории села, сельские достопримечательности и др.);

- генеалогия (системное сельское родословие);

- археология (музеи крестьянского быта и ремесла);

сельские общественные проекты (родословные, мемориальные, образовательные, экологические, туристические, строительно-восстановительные и др.);

- новые научные знания (экспонаты, освещающие достижения науки, в том числе исследование космоса);

- образование (музейная школа, образовательные экспозиции).

Сфера музея охватывает историко-культурный сельский центр, центр развития сельского образования и интеграции науки в образование, место общения и проведения общественных мероприятий.

В решении системных задач музея музеев (сохранении, поиске, изучении, общественной апробации) делается практическая попытка создания локальной микроупорядоченности (сельского космоса), уменьшающей энтропию, замедляющей разрушение окружающего сельского мира, созидающей единство в обществе и общественных де-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Д'Ансембур Т. Хватит быть хорошим! Как прекратить подстраиваться под других и стать счастливым. М.: Эксмо, 2017. 260 с.

2 Карцев И. С. Возможности сохранения и развития сельских поселений Российской Федерации // Государственная служба. 2017. Т. 19, № 3. С. 94-100.

3 Карцев И. С. Что такое краеведение и в чем его сила. Местные возможности и сбывшаяся история // Наше Ополье. 2016. № 4 (17). С. 50-55.

4 Крестьянкин И. Святые отцы о душе человеческой // Азбука веры. URL: https:// azbyka.ru (дата обращения: 21.01.2017).

5 Федоров Н. Ф. Сочинения / под общ. ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1982. С. 63-68.

***

© 2018. Ivan S. Kartsev

Moscow, Russia

AREA STUDY, GENEALOGY AND RURAL COSMISM

Abstract: The article discusses some theoretical principles of the philosophy of Rural cosmism, introducing practical tools for the proposed rural paradigm. Among the methods of realization of the Rural cosmism the author cites regional studies, genealogical, social, scientific, educational, museum and other empiric activities aimed at the creation of conditions for sustainable existence and development of rural forms of life in modern society in the long run. The paper views regional studies and genealogy as projective and creative effective manifestation. It also discusses a number of aspects of Russian cosmism philosophy, including the views of Russian philosopher N. F. Fedorov in the context of Rural cosmism paradigm. The author identifies issues and possible

dangers of creating an efficient agglomeration world and disappearing of the culture of inhabited rural space attempting to elaborate the concept of consolidated rural world, claiming the implementation of mutually beneficial activities of the members of rural society. The article examines a complex museumification of the countryside as one of the fundamental tools of Rural cosmism. It also introduces a practical example of creating a Museum of Rural cosmism in the village of Skomovo, Gavrilovo-Posad district of the Ivanovo region, with characteristics of the main exhibition features and thematic areas of the Museum and concludes with addressing the issues of integration of modern scientific knowledge in rural education.

Keywords: rural cosmism, museum of rural cosmism, area study, genealogy. Information about the author: Ivan S. Kartsev — PhD in Engineering Sciences, Senior Researcher, Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Khoroshevskoe shosse, 76A, 123007 Moscow, Russia. E-mail: Kartsev@mail.ru. Received: September 15, 2017 Date of publication: March 15, 2018

REFERENCES

1 D'Ansembur T. Khvatit byt' khoroshim! Kak prekratit' podstraivat'sia pod drugikh i stat' schastlivym [Quit being good! How to stop adjusting to others and be happy]. Moscow, Eksmo Publ., 2017. 260 p. (In Russian)

2 Kartsev I. S. Vozmozhnosti sokhraneniia i razvitiia sel'skikh poselenii Rossiiskoi Federatsii [The possibility of preservation and development of rural settlements of the Russian Federation]. Gosudarstvennaia sluzhba, 2017, vol. 19, no 3, pp. 94-100. (In Russian)

3 Kartsev I. S. Chto takoe kraevedenie i v chem ego sila. Mestnye vozmozhnosti i sbyvshaiasia istoriia [What is regional studies and what is its strength. Local opportunities and true story]. Nashe Opol'e, 2016, no 4 (17), pp. 50-55. (In Russian)

4 Krest'iankin Ioann. Sviatye ottsy o dushe chelovecheskoi [The Holy fathers on the human soul]. Azbuka very [The ABCs of the faith]. Available at: https://azbyka.ru (accessed 21 January 2018). (In Russian)

5 Fedorov N. F. Sochineniia [Works], general edited by A. V. Gulyga. Moscow, Mysl' Publ., 1982, pp. 63-68. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.