В. В. Лыткин
Калужский государственный университет
им. К. Э. Циолковского Международный космический университет
СУЩНОСТЬ КОСМИЗМА: ОТ КОНЦЕПТА ДО «КОСМИЧЕСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ»
В статье рассматриваются закономерности формирования космизма в России на рубеже XIX-XX веков, зависимости этого процесса от особенностей социально-культурного развития русского общества в этот период исторического развития. В статье анализируется понятие космизма, дается его определение (дефиниция), рассматриваются возможные подходы к классификации космизма. Русский космизм рассматривается как закономерная часть культурно-исторического развития всего человечества. Прослеживается духовная, общекультурная и философская традиция, предшествовавшая и определявшая особенности формирования и развития русского космизма. Русский космизм анализируется и позиционируется как социально-антропологический проект, имеющий как черты утопизма, так и яркое практическое значение в лице разработки теоретической космонавтики.
Ключевые слова. Всеединство, космизм, понятие космизма, классификация космизма, русский космизм, «Космическая философия», Циолковский, Вернадский, Федоров, космическая антропология.
V. V. Lytkin
Kaluga State University of K. E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia) International space University (Strasbourg, France)
THE ESSENCE OF COSMISM: FROM CONCEPT TO «COSMIC ANTHROPOLOGY»
The article considers the regularities of formation of cosmism in Russia at the turn of XIX-XX centuries, the dependence of this process on the characteristics of the socio-cultural development of Russian society in this period of historical development. The article examines the concept of cosmism is given its definition (definition), discusses the possible approaches to the classification of cosmism. Russian cosmism was considered as a natural part of historical and cultural development of all humanity. It can be traced to spiritual, cultural and philosophical tradition that preceded and determined the peculiarities of forming and development of Russian cosmism. Russian cosmism is analyzed and positioned as a socio-anthropological project, which has both features of utopianism, and bright practical value in the face of the development of theoretical cosmonautics.
Keywords: The unity, the universality, the concept of cosmism, the classification of cosmism, Russian cosmism, «Cosmic philosophy», Tsiolkovsky, Vernadsky, Fedorov, space anthropology.
Ставя вопрос о сущности космизма, его дефиниции, предмете его исследования, сферы распространения в современной культуре и научном знании, прежде всего, необходимо отметить, что в нашем понимании «космизм» - это достаточно широкое направление в духовной и материальной деятельности человеческой цивилизации, связанное с изучением и преобразование природы специфическими средствами, как техническими, нового типа (ракетно-космическая техника), так и духовными. Именно
выявление законов, распоряжающихся бытием космоса и жизнью человека, выявление влияния космоса на человека и человека на космос и составляет предмет, изучением которого занимается космизм. Если мы скажем, что «русский космизм» изучает историю и философию возникновения, эволюции, будущего вселенной и человека в их генетическом единстве, их взаимообусловленности и взаимовлиянии, то мы едва ли окажемся очень далеко от истины. Мы можем найти проявления космизма в самых разнообразных сферах духовной и материальной культуры человечества. Его явные и завуалированные следы можно найти в религиозных и философских системах, в народном эпосе и литературе. Творчество многих представителей искусства буквально пронизано идеями космизма.
В нашем представлении «космизм», в самом общем виде, это такое понимание человеком себя и своего места в мире, когда роль человечества вообще и отдельного человека в частности рассматривается в зависимости от закономерностей развития космоса в целом. Уточняя понятие космизма, можно определить, что космизм это - такое понимание человеком своего места в мире, когда роль человечества вообще и каждого человека в отдельности рассматриваются в зависимости от процессов их совместного развития с космосом. Это обоснование того, что судьбы человечества и человека неразрывно связаны с судьбами Земли и космоса. Космизм обосновывает закономерную неизбежность проникновения человечества в космос, что является закономерным этапом в развитии человечества, вообще разума во вселенной [7, с. 9].
С этой точки зрения, теория всеединства является своеобразным фундаментом, основанием, на котором происходило становление и развитие философии космизма как таковой. Тончайшие силы взаимодействий пронизывают космос, связывая в единый организм всю живую и неживую материю. Теория космизма, космизированный вариант концепции всеединства, наполнена глубочайшим эвристическим и нравственным потенциалом, большим гносеологическим зарядом. Именно в России идея космизма обрела четкую концептуальную форму, став основой для начала практических работ в этом направлении. Имеется в виду «космическая философия» К. Э. Циолковского и его теория межпланетных путешествий. Феномен современной теоретической и практической космонавтики исторически и объективно связан с философией космизма и русской культурой. Говоря о широте и разнообразии космизированных представлений, можно выделить, по крайней мере, два подхода к определению понятия «космизма» и того, что можно называть «космической философией»:
Во-первых, возможно реализовывать широкий подход к пониманию того, что судьбы жизни и развития человека, земли и космоса едины, что они подчиняются единым правилам, единым законам в своем существовании. В этом случае мы, скорее всего, будем говорить о формировании или наличии в мировоззрении того или иного мыслителя, в той или иной исторической культуре или социокультурном сообществе космизированного мировосприятия или мировоззрения, основанного на идее космического всеединства.
Философия всеединства в своем классическом виде сформировалась именно в России, составив едва ли не основу так называемого «русского ренессанса» [1, с. 5]. В целом, под всеединством, мы будем в дальнейшем понимать единство вселенной на субстанциальном, структурном и закономерном уровнях. Имеется в виду, в данном случае, что представителям всеединства вселенная представлялась единой субстанциально (состоящей из единого вещества на всем своем протяжении, в любой своей точке), единой в своих структурах (наличие подобных структурных образований на всем протяжении вселенной) и проявлении действия единых законов бытия, единых законов природы во всей вселенной [6, с. 270].
Во-вторых, приемлем вполне и более строгий, узкий подход к проблеме определения «космической философии». Он предполагает за собою не только теоретическое и мировоззренческое обоснование реальности бытия единой закономерной судьбы эволюции человека, земли и космоса. Но, и это является наиболее важным для нас и уникальным, он осуществляет обоснование и доказательство неизбежности проникновения человека в космос, активное воздействие человечества на процессы, происходящие в космосе, а, значит, и непосредственное активное воздействие человека на свою собственную настоящую и будущую судьбу [5, с. 10].
Наиболее продуктивным было бы, по всей вероятности, понимать под «космизмом» единство широкого и узкого подходов, объединить их в некое логически последовательное эволюционирующее целое, генетически взаимосвязанное и взаимообусловленное. Это позволит в дальнейших исследованиях космизма реализовывать широкий социально-культурный взгляд, историко-философский подход, наряду с конкретно-философским анализом проблемы. Основываясь на выше сказанном, можно допустить и реализацию некоей, достаточно предварительной и пока еще условной, классификации видов космизма и их представителей, вне зависимости от места и времени их появления.
Необходимо отметить, что подобные попытки по классификации космизированных взглядов уже предпринимались ранее [8, с. 3-4; 3, с. 9; 2, с. 407-408]. Основываясь на самых предварительных и общих подходах, лежащих в историко-культурной и философской сфере, автор настоящего исследования еще раньше пришел к собственному варианту классификации, полагая, что в самом общем виде «космические философии» можно подразделить на: 1) научно-эволюционный космизм; 2) религиозно-нравственный космизм; 3) космизм в искусстве [4, с. 67]. При этом мы вполне реально осознаем, что любая классификация, вещь очень условная и представители различных направлений в ее рамках на самом деле близки друг другу, более того, один и тот же мыслитель может принадлежать к разным направлениям, например, Н. К. Рерих, Н. Ф. Федоров и др. Тем не менее, классификация допустима и неизбежна для упорядочивания исследуемого материала. Она играет важную систематизирующую и служебную, методологическую роль. Для нас казалось важным не упустить явление космизма в искусстве из классификации видов космизма, ибо огромное количество деятелей искусства постигало
закономерности всеединства и неизбежности проникновения в космос на своем уровне, своими средствами. В то же время, мы разработали и предложили к использованию дополнительную периодизацию космизма. В ней мы отталкиваемся от идеи того, что «Космическая философия», разработанная К. Э. Циолковским, будучи наиболее полным и законченным вариантом теории космизма, теоретической космонавтики, может по праву называться классическим учением космизма. Необходимо добавить, что в космической философии К. Э. Циолковского присутствуют все основные элементы, позволяющие говорить о ней как о философской системе: онтология, космология, гносеология, этика, социология, антропология и, наконец, практическая часть, в виде теоретической космонавтики, что принципиально отличает систему взглядов К. Э. Циолковского от иных космизированных теорий и концепций.
На основании этого мы считаем целесообразным, основываясь на принципе историзма (времени возникновения того или иного учения, теории, концепции, и т.д.), выделить космическую философию К. Э. Циолковского как классическую, т.е. занимающую центральное, ведущее положение в ряду аналогичных теорий. В этом случае, теории, появившиеся до космической философии К. Э. Циолковского (т.е. до 1903 г.) мы будем называть «ранними» (ранний космизм), а те, что появились позднее, «поздними» (поздний космизм).
Чем является общецивилизационный, скорее общекультурный прогресс с точки зрения космизма? Возможно, это в значительной степени процесс экспансии становящегося на ноги человечества (прежде всего в географическом и культурологическом смыслах). Это непосредственное, естественное стремление к овладению все новыми и новыми пространствами. Человечество изначально стремилось к захвату новых территорий (не обязательно при помощи насилия, но, к сожалению, зачастую при его помощи), сначала биологически, расширяя ареал своего обитания, затем обосновывая это движение идеологически. В конечном итоге, именно с этой точки зрения становится объяснимой устремленность человечества в морские глубины, романтическая заинтересованность в освоении воздушного океана, а затем и космического пространства, исследовании иных планет. Для древнейших культур в человеческой истории характерен пристальный интерес к осознанию своего места в мире, к попытке включения себя в единую систему взаимодействия и взаимовлияний, объединяющую собственно человека, мир его окружающий (землю) и космос. Образы мировой горы, всемирного древа, небесной лестницы и др., как отражение идеи всеединства, взаимосвязи всего сущего, характерны для большинства мифологических систем человеческих культур (шумеро-аккадская, древнеарийская, древнекитайская и др.). В дальнейшем подобные взгляды органически включались в мировоззренческие, религиозные и научные системы человечества.
«Серебряный век» русской культуры, являясь, во многом, уникальным событием в культуре мировой, породил феномен русской интеллигенции. Начиная с М. Ломоносова и А. Радищева, русская философская мысль была близка к глобальной проблематике, попытке осознать место человека и его роль
во вселенной. Не случайно, что именно в России появились первые попытки создания общефилософских, общетеоретических работ в этом направлении. Именно здесь, в бурном котле российской жизни, кипевшем различными идеями, учениями и теориями, родилась еще одна, «русский космизм». Предшественниками этой теории («ранними космистами») были В. Ф. Одоевский, В. С. Соловьев; его основоположниками, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский (прежде всего), В. И. Вернадский; последователями и яркими представителями, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский и многие другие. В то же время, космизм не есть лишь российское явление, мы с уважением говорим о П. Тейяре де Шардене, Дж. О. Нейле и многих других выдающихся зарубежных ученых и философах, объективно принадлежавших к традиции космизма. Человечество в своем развитии закономерно шло к общетеоретическому обоснованию необходимости космонавтики. Это было объективным закономерным процессом. Интерес к нравственно-этической проблематике, поиски счастья в виде социального идеала, приближение к основам социальной антропологии вывели русских мыслителей на новые, неожиданные направления в исследованиях. Хотя работа в этом направлении шла и в других странах. Русский космизм, вызрев в недрах философии всеединства, стал феноменом в истории мировой философии, счастливо связав историю человеческой культуры прошлого с современной и будущей глобальной практикой человечества, его нравственными исканиями путей своего развития.
Достаточно проблемным является вопрос о тем, почему именно в России на рубеже XIX-XX вв. идея космизма, имеющая глубокую историко-культурную традицию, оформилась в более или менее стройную теорий, нашедшую позднее воплощение в практических свершениях. Где-то в середине прошлого века, в пестром калейдоскопе всяческих теорий и философских систем, принимавших подчас форму мировоззрения той или иной группы русской интеллигенции, появляется и оформляется еще одна, связанная с пониманием закономерностей земной жизни как частных проявлений бытия космоса. Это направление философской мысли и получило название «космизм». Необходимо оговориться, что космизм как явление общественного сознания и духовной жизни России был очень широко представлен в своей мировоззренческой базе. Элементы космизма мы можем найти у таких различных мыслителей как Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков и др. Явные элементы космизма мы видим в творчестве В. Ф. Одоевского, в литературе, поэзии и живописи и т.д.
С 60-х гг. XIX в. начинает работать над «Философией общего дела» и Н. Ф. Федоров, мыслитель, одним из первых создавший систему взглядов, в основе которой лежала космизированная идея «супраморализма», «природорегуляции», воскрешения умерших поколений и расселения их в космосе. Тот факт, что уже в середине прошлого века Н. Ф. Федоров предпринял попытку создать некую более или менее стройную систему космизма, в которой идея единства Земли и вселенной является определяющей, показывает, что уже в то время существовала определенная общественная потребность представить земную жизнь как проявление жизни космоса. В
учениях более поздних мыслителей эта идея принимает большую конкретность и стройность («космическая философия» К. Э. Циолковского, учение о ноосфере В. И. Вернадского). Несколько позднее идеи космизма разрабатывал
A. Л. Чижевский, переведя их более в естественнонаучную плоскость, посвятив себя изучению закономерностей солнечно-земных связей. В рамках космизма мирно уживались, дополняя и обогащая друг друга, различные мировоззренческие направления и философские течения. Одни из них угасали, так и не найдя дальнейшего развития, другие же, напротив, уже в наши дни существуют и укрепляют свои позиции.
В 80-е гг. XIX в., с началом выхода в свет журнала «Вопросы философии и психологии», происходило нарастание потенциала религиозной философии. Особо отметим традицию философии всеединства. Датой ее возникновения можно условно считать 1874 г., год защиты и опубликования
B.С. Соловьевым магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)». В этой работе уже намечена основная проблематика философии всеединства, которая в дальнейшем углублялась и расширялась. В дальнейшем это вылилось у философа в его учение о Софии - единстве всего и всех со всем и во всем. Учение о Софии, как всеобщем, всестороннем и мудром логосе, законе и начале, предельно космизировано во всех своих аспектах, ибо объединяет в единую систему едиными связями, прямыми и обратными, человека и космос. А это во многом созвучно другому учению, возникшему на русской почве и взявшему за свою основу идеи космизма.
Н. Ф. Федоров по праву считается автором одного из первых серьезных обобщающих трудов в области теории космизма, «Философия общего дела». Для нас Н. Ф. Федоров интересен еще и тем, что является не только непосредственным предшественником К. Э. Циолковского, но и мыслителем, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние на творчество основоположника космонавтики в эпоху становления его мировоззрения. Не поняв основных моментов в творчестве Федорова, нам трудно будет оценить некоторые идеи, присутствующие в работах К. Э. Циолковского, прежде всего идею достижения счастья путем расселения в космическом пространстве и овладения силами природы.
Специфическая заслуга «русского космизма» заключается в том, что он впервые попытался на высоком философском уровне осмыслить и объединить в себе различные, подчас, взаимно исключающие явления духовной культуры, так или иначе, в том или ином виде заключающие в себе идеи космизма. Более того, «русский космизм», в лице таких мыслителей как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский впервые попытался не только создать более или менее стройную философскую концепцию, но и предпринял попытку найти пути к ее претворению в жизнь. Именно К. Э. Циолковский, задавшись вопросом о возможности достижения счастья для всего человечества, сделал вывод о том, что это достижимо через познание законов, управляющих жизнью Вселенной, а значит, и жизнью человека. Отсюда же ученым был сделан и вывод о том, что первый шаг к познанию космоса лежит в начале его непосредственного изучения, путь к нравственному идеалу пролегает через
практическую деятельность человечества в области космонавтики. Иными словами, земная цивилизация должна стать космоцивилизацией (а затем и астроцивилизацией). Именно исходя из этих основополагающих идей, К. Э. Циолковский, в самом конце XIX века, приступает к разработке математической теории космонавтики, а в 1926 году предлагает практический план реализации своих теоретических построений, план освоения космического пространства, состоящий из 16 пунктов [10, с. 23-27].
Одна из важнейших проблем, поставленных представителями «русского космизма», усиление значимости гуманистического начала в системе «человек - космос». Для них основополагающим, начальным моментом всех событий и целью бытия является именно человек, его интересы и потребности, их удовлетворение. Вся система их исследований строится, исходя из интересов человечества и отдельной человеческой личности. Цели таких размышлений могут быть самые разнообразные. Так, у Н. Ф. Федорова в его работе «Философия общего дела» - это религиозно-этическая утопия, целью которой является достижение человечеством всеобщего счастья через создание системы природорегулирования (влияния на природные процессы в нужную для человечества сторону) и индивидуальное совершенствование, через воскрешение всех предков и расселение их в космическом пространстве [9, с. 56].
Философская система К. Э. Циолковского, являющаяся по своей сути социально-технократической и антропологической утопией-проектом, ставит перед собою, в целом, аналогичные задачи. Этические, социальные и антропологические идеалы, достижение счастья человеком и человечеством, а, через это, достижение счастья для всего космоса являются для К. Э. Циолковского доминирующими во всем его творчестве. Он, подобно Н. Ф. Федорову, видит средства реализации своих идеалов в овладении природными силами, в способности, в конечном итоге, воздействовать на все процессы, происходящие во Вселенной. В то же время, в отличие от Н. Ф. Федорова с его мистической идеей «воскрешения праотцов», К. Э. Циолковский предлагал для решения проблемы сугубо научные, позитивные средства, а именно: реактивный летательный аппарат, при помощи которого можно будет изучить и освоить ближний космос, затем дальний, а вслед за этим осуществить дерзновенный план освоения космического межгалактического пространства в целях окончательного познания законов вселенной и их необходимого изменения в интересах человечества. Если конечный нравственный итог для обоих мыслителей представлялся похожим (достижение счастья для человека и человечества в масштабах вселенной), то пути этого достижения представлялись ими различно. Различно и понимание ими «счастья». У Н. Ф. Федорова исследование мировых пространств необходимо для «приготовления обитателей» для «воскресших праотцов» [9, с. 283]. Для К. Э. Циолковского нравственный идеал, это достижение людьми технического, этического, личного, социального и антропологического совершенства с целью овладения силами природы. Это, в свою очередь, по мнению К. Э. Циолковского,
устраняет страдания (как явление нравственного порядка) и приводит к бесконечному прогрессу разума и человеческой цивилизации [11, с. 1].
Нет сомнения в том, что самые яркие и пионерские идеи «Космической философии» К. Э. Циолковского опирались на мощные традиции общечеловеческой человеческой культуры. Вдохновение приходило к ученому вместе с чтением замечательных книг Жюля Верна (его особенно отмечает К. Э. Циолковский в своих работах), поразительных для современников спекуляций К. Фламмариона. Именно здесь К. Э. Циолковский черпал из богатейшего источника вдохновения. Здесь он находил пищу для размышлений о космических межпланетных путешествиях, о бездонных просторах Вселенной, невидимых планетах, населенных поразительными разумными цивилизациями. На новом, более высоком витке общественного развития К. Э. Циолковский возрождал самые замечательные идеи Ренессанса, прежде всего, ярчайшие антропокосмические взгляды, согласно которым всеобщее счастье, т.е. счастье для всего космоса, возможно лишь по достижении счастья (т.е. бытия без горя и страданий) каждой личностью. Именно через счастье каждого (единичное) человека у К. Э. Циолковского возможно достижение счастья для космоса в целом (всеобщее). Данное положение представляется глубоко гуманистическим и созвучным нашим дням. К. Э. Циолковский на первое место ставил прогресс человеческой личности, удовлетворение ее потребностей. Индивид не теряется у него на фоне титанической эволюции техники и преобразований, происходящих в обществе и Вселенной.
Таким образом, мы с полным правом можем говорить о феномене «космической философии» К. Э. Циолковского в рамках «русского космизма», как явлении мировой культуры. «Космическая философия» К. Э. Циолковского является своеобразной «квинтэссенцией», энциклопедией «русского космизма». В ней сосредоточены и систематизированы все основные направления этого оригинального мировоззрения и его философского стержня. В «космической философии» К. Э. Циолковского есть, в том или ином виде, все основные идеи и положения, присутствующие в самых разнообразных течениях «русского космизма». «Космическую философию» ученого можно по праву назвать философской систематикой идей «русского космизма».
Заслуга К. Э. Циолковского заключается в том, что он сумел разработать практические меры по претворению в жизнь своих теоретических построений. Он увидел в конкретном научно-техническом средстве (реактивный летательный аппарат) реальный инструмент для воплощения своих самых смелых, фантастических, абстрактных теорий. Связав воедино нравственный и технический прогресс человечества, объединив в единую диалектическую систему человека и Вселенную, обосновав идею космической антропологии и социального космизма, К. Э. Циолковский этим, по сути дела, встал у истоков антропного принципа в самом современном его понимании.
К. Э. Циолковский всем своим творчеством доказывает, что понятие «русский космизм» слишком узко и может служить лишь для определения локального исторического, историко-философского, национального культурного явления в мощном потоке всемирного культурного явления,
которое можно условно определить, как «космическое мировоззрение». Его элементы мы находим в разные исторические эпохи, у разных народов, в разных философских, этических, религиозных и культурных традициях. Мощнейший всплеск культуры «космического мировоззрения» мы наблюдаем и в наше время, когда началось освоение ближнего космоса, когда началось реальное осуществление «Плана освоения космического пространства» К. Э. Циолковского. В этом контексте «русский космизм» представляется одной из вершин выше названного всемирного потока, вершиной, на которой в философской форме было суммировано самое ценное в этом вопросе из всего предшествующего культурного развития цивилизации. Именно идеологи «русского космизма», прежде всего К. Э. Циолковский, дали мощный импульс для последующего прогресса человечества, способствовали генерированию идей в принципиально новых отраслях человеческого знания (не только теоретических, но и практических), кардинально изменив наши представления о месте и роли человека в системе «человек - космос».
Космизм является сложным, многоплановым явлением, частью не только русской культуры, но и всемирной культуры. Это достаточно широкое направление в духовной и материальной деятельности человеческой цивилизации, связанное с изучением и преобразованием природы и человека специфическими средствами, ориентированными на познание космоса и его законов. Для нас особенно важным и значимым является то, что именно в России идея космизма обрела четкую концептуальную форму, став основой для начала практических работ в этом направлении. Речь идет, прежде всего, о «Космической философии» К. Э. Циолковского и его теории межпланетных путешествий.
Можно дать определение понятия космизма. Мы можем сформулировать, по крайней мере, два подхода к определению понятия «космизма» и того, что можно называть «космической философией», а что «космизированным мировоззрением». Возможно, реализовать широкий подход к пониманию того, что судьбы жизни и развития человека, Земли и космоса едины, что они подчиняются единым правилам, единым законам в своем существовании. В этом случае мы будем говорить о складывании или наличии в мировоззрении того или иного мыслителя, в той или иной исторической культуре или социокультурном сообществе космизированного мировосприятия или мировоззрения. Здесь мы, скорее всего, будем говорить о формировании или наличии в мировоззрении того или иного мыслителя, в той или иной исторической культуре или социокультурном сообществе космизированного мировосприятия или мировоззрения, основанного на идее космического всеединства. Приемлем более узкий подход к определению понятия космизма, предполагающий не только теоретическое и мировоззренческое обоснование реальности бытия единой закономерной судьбы развития человека, Земли и космоса, но также обоснование и доказательство неизбежности проникновения человека в космос, активное воздействие человека на процессы, происходящие в космосе, а, значит, и непосредственное воздействие человека на свою собственную судьбу, на развитие общества. Наиболее продуктивным было бы,
по всей вероятности, понимать под «космизмом» и «космическими философиями» единство широкого и узкого подходов, объединив их в некое логически последовательное целое, генетически взаимосвязанное и взаимообусловленное. Это позволит в дальнейших исследованиях «космических философий» реализовывать широкий социально-культурный взгляд, историко-философский подход, наряду с конкретно-философским анализом проблемы.
Можно реализовать классификацию космизма в лице «космизированных учений» и «космических философий» и их представителей, вне зависимости от места и времени их появления. Основываясь на самых предварительных и общих подходах, лежащих в историко-культурной сфере, их можно подразделить на: 1) научно-эволюционный космизм, 2) религиозно-нравственный космизм, 3) космизм в искусстве. В то же время, мы разработали дополнительную периодизацию космизма. В ней мы отталкиваемся от идеи того, что «Космическая философия», разработанная К. Э. Циолковским, будучи наиболее полным и законченным вариантом теории космизма и теоретической космонавтики, может по праву называться классическим учением космизма. Здесь присутствуют все основные элементы, позволяющие говорить о ней как о философской системе: онтология, космология, гносеология, аксиология, социология, антропология и, наконец, практическая часть, в виде теоретической космонавтики, что принципиально отличает систему взглядов К. Э. Циолковского от иных космизированных теорий и концепций. На основании этого мы считаем целесообразным, основываясь на принципе историзма (времени возникновения того или иного учения, теории, концепции, и т.д.), выделить космическую философию К. Э. Циолковского как классическую, т.е. занимающую центральное, ведущее положение в ряду аналогичных теорий. В этом случае, теории, появившиеся до космической философии К. Э. Циолковского (т.е. до 1903 г.) мы будем называть «ранними» (ранний космизм), а те, что появились позднее, «поздними» (поздний космизм).
Русский космизм, вызрев в недрах философии всеединства, имея глубокую общекультурную общечеловеческую традицию, стал феноменом в истории мировой философии и культуры, счастливо связав историю человеческой культуры прошлого с современной и будущей глобальной практикой человечества, его нравственными, духовными и практическими исканиями путей своего развития. Русский космизм закономерно формируется в классическом виде в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. В это время Россия вступила в новую историческую эпоху, а на ее общественной арене появились новые мощные силы, среди них, значительный по своему интеллектуальному и духовному потенциалу слой разночинной интеллигенции. Противоречивая и бурная эпоха породила замечательную плеяду выдающихся деятелей культуры. «Серебряный век» России внес огромнейший вклад в сокровищницу человеческой цивилизации, в том числе, породив и космизм. «Русский космизм», в лице таких мыслителей как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский впервые попытался не только создать более или менее стройную философскую концепцию, но и предпринял попытку найти пути к ее
претворению в жизнь, создавая, по сути, социально-антропологические проекты. Именно К. Э. Циолковский, задавшись вопросом о возможности достижения счастья для всего человечества, сделал вывод о том, что это достижимо через познание законов, управляющих жизнью Вселенной, а значит, и жизнью человека. Отсюда же ученым был сделан и вывод о том, что первый шаг к познанию космоса лежит в начале его непосредственного изучения, путь к нравственному идеалу пролегает через практическую деятельность человечества в области космонавтики. Иными словами, земная цивилизация должна стать космоцивилизацией (а затем и астроцивилизацией). Этим ученый заложил основы новой науки - космической антропологии.
Литература
1. Акулинин, В. Н. Философия всеединства. Новосибирск: Наука, Сибир. отд-ние, 1990. 156 с.
2. Казютинский, В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского в контексте русского космизма // К. Э. Циолковский. Космическая философия / ред. В. С. Авдуевский. М.: РАН, УРСС, 2001. С. 403-427.
3. Карчевцев, О. А. Русский космизм // Грезы о Земле и небе. Антология русского космизма. СПб.: Худож. лит., 1995. С. 5-25.
4. Лыткин, В. В. Закономерность возникновения космических философий // К. Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса: труды ХХ1Х Чтений К. Э. Циолковского. М.: ИИЕиТ РАН, 1996. С. 66-69.
5. Лыткин, В. В. Космические альтернативы человечества. Социально-философские, антропологические и религиозные проблемы русского космизма : монография. СПб.: Книжный дом, 2012. 208 с.
6. Лыткин, В. В. Понятие космизма и проблемы его классификации // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127), вып. 20. С. 265-273.
7. Лыткин, В. В. Философия космизма как явление мировой культуры. Калуга: Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2001. 52 с.
8. Семенова, С. Г. Русский космизм // Русский космизм. Антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова. М.: Педагогика-Пресс, 1992. С. 333.
9. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела. Верный: Тип. семиреч. област. правления, 1906. Т. 1. 514 с.
10. Циолковский, К. Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Калуга, 1926. 27 с.
11. Циолковский, К. Э. Конспект космической философии // Арх. ГМИК им. К. Э. Циолковского. Ф. 1. Оп. 1. Д. 171. Л. 1-1об.
Bibliography
1. Akulinin, V. N. Filosofiya vseyedinstva [Philosophy of unitotality]. Novosibirsk: Sibirskoye otdeleniye «Nauka», 1990. 156 p.
2. Kazyutinskiy, V. V. Kosmicheskaya filosofiya K. E. Tsiolkovskogo v kontekste russkogo kosmizma. [Cosmic philosophy of K. E. Tsiolkovsky in the context of Russian cosmism]. // K. E. Tsiolkovsky. Kosmicheskaya filosofiya. / Ed. by V. S. Avduevskiy. Moscow: RAS, URSS, 2001. P. 403-427.
3. Karchevtcev, O. A. Russkiy kosmizm [Russian cosmizm]. // Grezy o Zemle i nebe. Antologiya russkogo kosmizma. Saint-Petersburg: «Khudozhestvennaya literatura», 1995. P. 5-25.
4. Lytkin, V. V. Zakonomernost' vozniknoveniya kosmicheskikh filosofiy [Reguliarities of occurrence of cosmic philosophies]. // K. E. i filosofskiye problemy osvoyeniya kosmosa: trudy XXIX Chteniy K. E. Tsiolkovski. Moscow: IIEiT RAS, 1996. P. 66-69.
5. Lytkin, V. V. Kosmicheskiye al'ternativy chelovechestva.Sotsial'no-filosofskiye, antropologicheskiye i religioznyye problemy russkogo kosmizma [Space alternatives to mankind. Socioal and philosophical, anthropological and religious problems of Russian cosmism]. Monograph. Saint-Petersburg: OOO «Knizhnyy dom», 2012. 208 p.
6. Lytkin, V. V. Ponyatiye kosmizma i problemy yego klassifikatsii [Cosmism concept and problems of its classification]. // Nauchnyye vedomosti BelGU. Series «Philosophy. Sociology. Law». No. 8 (127). Issue 20. Belgorod: NIU «BelGU», 2012. P. 265-273.
7. Lytkin, V. V. Filosofiya kosmizma kak yavleniye mirovoy kul'tury [Cosmism philosophy as a phenomenon of the world culture]. Kaluga: KSU named after K. E. Tsiolkovski, 2001. 52 p.
8. Semenova, S. G. Russkiy kosmizm [Russian cosmism]. // Russkiy kosmizm. Antologiya filosofskoy mysli / Sost. S. G. Semenova. Moscow: «Pedagogika-Press», Moskva, 1992. Р 3-33.
9. Fedorov, N. F. Filosofiya obshchego dela [The philosophy of the common cause]. Vol. 1. Vernyy: Tipografiya semirechenskogo oblastnogo pravleniya, 1906. 514 p.
10. Tsiolkovsky, K. E. Issledovaniye mirovykh prostranstv reaktivnymi priborami [Studying the world's space by rocket-propelled devices]. Kaluga, 1926. 27 p.
11. Tsiolkovsky, K. E. Konspekt kosmicheskoy filosofii [Summary of cosmic philosophy] // Archive of the K. Tsyolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics . Fund 1. Series 1. File 171, sheet 1 - 1 reverso.