ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
УДК 140.8
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ РУССКОГО КОСМИЗМА В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ
М. С. Журавлев
Рассматриваются возможности современных коммуникационных интернет-технологий в свете провиденциалистских идей «русского космизма». Выделены основные аспекты философии русского космизма как уникального явления мировой философии. Рассматриваются современные электронные способы коммуникации, передачи и хранения информации в контексте фантастических идей «русского космизма».
Ключевые слова: русский космизм, Интернет, информационное общество.
Русский космизм - сложное явление, в нем сочетались разнородные элементы. Несмотря на внешнюю стройность и органичность этого явления, оно с самого начала находилось на грани возможных перспектив, от него шли разные пути: путь свободы и путь принуждения, путь развития и путь реакции, путь мистических упований и путь позитивно-натуралистических притязаний. В русском космизме содержалось и русское христианство, и русское язычество, мессианизм и национализм, теократически-анархическое отрицание всякой государственности и абсолютизация исторически-относительных форм государственности, свобода от всяких внешних форм и рабство сословного быта. Как и все философские построения, появившиеся на стыке эпох, русский космизм включил в себя достижения уходящей эпохи и надежды на воплощение новых идей. Идеи русского космизма носили фантастический, утопический и зачастую даже «гротескный» вид.
Некоторые исследователи считают, что «русский космизм», вообще имеет весьма косвенное отношение к философии, поскольку, по сути, является причудливой фантазией нескольких экстравагантных мыслителей Х1Х-ХХ веков.
Творческий полет этих мыслителей рисовал будущее человечества сквозь призму принципа «активного эволюционизма», забрасывая человечество далеко в космос, видоизменяя природу и сущность человека и всей биосферы как части природы. Действительно, такие обвинения небезосновательны: библиотекарь Н.Ф. Федоров, учитель К.Э. Циолковский, исследователь минералов В.И. Вернадский - в перечне «патриархов» русского космизма нет философов. Имеется мнение, что «русский космизм» - особый жанр произведений, которые по сути есть плод воображения российской интеллигенции, одухотворенной научно-техническими достижениями своего времени.
На наш взгляд, данные обвинения хотя и существуют, но не могут послужить поводом для исключения «русского космизма» из перечня философских направлений. Фантазия и некоторая склонность к провиденциализму все-
гда имела место в философии. Да и сама философия является ни чем иным как «умозрением», т.е. предельным воображением, метафизической фантазией. Стоит упомянуть философию Платона с его «миром идей», Дж. Бруно с «бесконечными мирами» и ряда других философов, чья фантазия выходила далеко за пределы универсума.
Русский космизм специфическое, но тем не менее сугубо философское направление, которому «умозрение» присуще ничуть не меньше, чем другим философским построениям. Кроме того, «русский космизм», являясь сложной философской и мировоззренческой концепцией, включает в себя элементы панпсихизма, пантеизма, утопизма и антропоцентризма, что указывает на его синкретический характер. Несмотря на то, что течение «русский космизм» объединяет философские построения многих мыслителей, их идеи существенно различаются в самых принципиальных вопросах философского мировоззрения и поэтому достойны отдельного внимания [1]. Тем не менее все философские системы русских космистов объединены единым подходом в вопросах эволюции природы и человечества - «принципом активного эволюционизма», который невозможно применить без определенной доли прогностических методов и творческого воображения. Это и объясняет специфичность направления русского космизма.
В наш оснащенный высоконаучными технологиями век идеи космизма предавать забвению как «утопические» совершенно безосновательно. Одной из причин подобной убежденности является возникновение особого пространства, принципиально новой среды - это хорошо известный всем Интернет.
Ряд современных исследователей предлагает рассматривать Интернет как специфический вид символической реальности, который создается на основе взаимодействия компьютерной техники и социума. Одна из отличительных особенностей Интернета состоит в том, что, являясь по своей природе знаково-символической средой, Интернет оказывается ближе к миру идей, чем социальная действительность. Благодаря этому могут открыться новые потенциалы для воплощения идей космистов. В пространстве Интернета, более близком к миру идей, можно воплотить идеальные, утопические проекты, не воплощаемые в «обычном мире». Фантастические идеи русских космистов своеобразно реализовались в обществе посредством появления новых информационных технологий.
Процесс развития человеческой цивилизации устроен так, что фантастические идеи рано или поздно начинают реализовываться в той или иной мере. Последние несколько десятилетий - период активного распространения коммуникационных технологий (от сотовой связи до интернета). Появление и эволюция интернет-технологий сделали возможным реализовать такие идеи, о которых когда-то не могли даже фантазировать. Сегодня Интернет в корне преломил отношение человека к обществу и друг другу. Мобильная связь, социальные сети, видеосвязь - все это возможности, которые приобрел человек в последние несколько десятилетий.
Для того чтобы убедиться в социальной реализации идей космистов в
наше время необходимо рассмотреть некоторые ключевые понятия, которые лежали в их основе.
Стоит начать с понятия, которое является стержнем «русского космизма», а также определяет основное отличие данного направления от подобных мировоззренческих концепций, т.е. делает «русский космизм» именно «русским». Это понятие - «соборность». Этимология данного термина исходит из старорусских понятий «собор», «сбор», «собрание» и означает совместное, общее действие «всем миром». В контексте философии, понятие «соборность» появляется в работах А.С. Хомякова и обретает несколько иное значение.
Справедливо заметить, что идея «соборности» вообще прослеживается во многих направлениях русской философии XIX века. Можно сказать, что «соборность» проявляется как некоторая «эссенция», придающая самобытность русской философии. Принципиальное осуждение индивидуализма, желания противопоставить себя обществу, поиски «личного счастья» в ущерб «общему» - это каноны «соборности», истоки которой были заимствованы А.С. Хомяковым из православия и включены в философские построения многих русских мыслителей.
Логически верным и очевидным продолжением этой традиции является «Философия общего дела», созданная русским религиозным философом Н. Ф. Федоровым.
Личность Николая Федоровича Федорова является весьма многогранной и противоречивой. Религиозный мыслитель, философия которого имеет выраженную православную опору, задает направление, главным принципом которого является не очевидное христианское смирение, а активное преобразование мира, созданного Богом. Философия Федорова вызвала интерес писателей-утопистов и, как ни странно, ученых-естествоиспытателей.
Н. Ф. Федоров проповедует активное отношение к природе и провозглашает безумно-смелую и дерзновенную идею воскрешения мертвых усилием человечества (прежде всего, науки). Философ воплотил в себе противоречия русской утопической мысли, в его центральной идее преодоления смерти и всеобщего спасения соединились подспудные духовно-религиозные сектантские идеи, характерные для русского крестьянства, а также наивная вера шестидесятника-разночинца в спасительную силу техники.
«Общее дело» Н. Ф. Федорова заключается в том, что человечество всеобщими («соборными») усилиями должно избавить собственную цивилизацию от величайшей «природной несправедливости» - смерти. Бедствием Н. Ф. Федоров считает то, что предки умирают, чтобы уступать место собственным потомкам. Интеллектуальные возможности человечества требуется объединить, чтобы воскресить все умершие поколения предков.
Для Н.Ф. Федорова гуманистическая идея, основанная на невозможности примирения с гибелью хотя бы одного человеческого существа на земле, является той позицией, которая приводит его к разрыву с традиционным христианством, а также со всей цивилизацией. Здесь идея личного спасения противопоставлена делу всеобщего спасения и потому безнравственна: нуж-
но жить не для себя (эгоизм) и не только для других (альтруизм), но со всеми и для всех. Союз живущих («сыновей») для воскрешения («отцов»), в котором Федоров усматривал возможность регуляции природы средствами науки и техники, области переустройства человеческого организма и управления космическими процессами. В этом смысле наука и техника для Федорова лишь средство достижения бессмертия. Проблема «неприятия смерти» решается путем использования научных достижений человечества, которые появятся в будущем [2, с. 17-18].
Замечательный русский мыслитель принадлежит к мощному мировоззренческому и философскому течению, которое зримо и реально присутствовало в духовной жизни России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Пафос федоровских идей сохраняется и сейчас, однако превалирующее значение имеют не технические проекты освоения космоса, а идея духовно- нравственного совершенствования, внутреннего преображения человека. Именно в такой форме современные последователи философии общего дела стремятся оказать влияние на культуру и социальные перспективы человечества. «Русский космизм» как явление мировоззренческого характера, был весьма широким течением, включавшим в себя разнообразные, подчас и противоположные по своей идейной ориентации направления. Но тем то он и интересен, что в нем могли сосуществовать, взаимно обогащая друг друга и научные теории, и религиозные учения, и философские системы.
Прошло более ста лет с тех пор, как идеи Н. Ф. Федорова начали вдохновлять философов. Некоторые утопии мыслителя воплощаются в современной реальности, и достижения науки и техники этому способствуют. К сожалению, реализация пафосных идей Н. Ф. Федорова пока весьма условна, поскольку в основном это происходит благодаря цифровым технологиям, в мировом информационном пространстве, не затрагивая пространство духовное.
Принцип «соборности» проявляется в нескольких популярных среди современного общества явлениях виртуального мира.
Первое явление - это социальные сети. В наше время поиски почти любого реального лица начинаются и, как правило, заканчиваются нахождением его аккаунта в социальных сетях. После этого делается доступным виртуальное или реальное общение с ним. Таким образом, современный человек имеет возможность общаться со всем миром в лице его отдельных представителей. Информация о любом человеке также во многом доступна, поскольку он сам вносит ее в мир, открывая порой достаточно важные аспекты и этапы его жизни. Нынешний круг общения совершенно не ограничивается ни кругом семьи, ни кругом профессиональной деятельности, ни территориальным местоположением [3, с. 43-44]. Современному интернет-пользователю свойственна коммуникативная «равноудаленность», поскольку качество и частота общения зависят теперь не от их местоположения, а от качества интернет-соединения: будь то другой континент или соседний дом. Очевиден так называемый «эффект присутствия» любого человеческого существа и всего мира как бы «в соседней комнате».
Неограниченное общение дополняется еще одним качественным достижением современных технологий - видеокоммуникацией. Визуализация общения усиливает «эффект присутствия», делая его более выраженным. Логично предположить, что в скором времени появятся новые технические разработки, которые придадут общению усиленную выраженность: тактильные, обонятельные, голографические.
Кроме того, видеообщение в рамках обучения или передачи профессиональных навыков делает доступными приобретение новых умений, не выходя за пределы определенной территории. Уже не составляет труда получить образование дистанционно в специальных учреждениях или отремонтировать бытовой прибор, просмотрев несколько роликов на канале в Интернете.
Как было замечено, Интернет существует, чтобы общаться с кем хочется, а не с теми, кто находится близко. В Интернете люди объединяются не по принципу общности их географического положения, а чаще исходя из общности интересов, сродства душ. В этом смысле физическое расстояние между людьми или группами людей теперь не является причиной, определяющей частоту и способ их общения: все люди рядом, все действуют сообща. Идея «соборности» в некотором смысле воплощается.
Еще одним феноменом современной культуры, который появился благодаря распространению интернет-коммуникаций и также указывает на реализацию принципа «соборности» - это «флешмоб». По определению, «флешмоб» - заранее спланированная акция, в которой участвует значительная группа людей, выполняющая совместное действие. Нравственный аспект подобных действий может быть весьма разнообразен. Целью «флешмоба» является любая идея, начиная от эпатажа и розыгрыша окружающих людей и заканчивая поддержкой политического режима государства. Очевидно, что появляется возможность совершить «общее дело». Участники «флешмоба» действуют на добровольных началах, преследуя лишь цель привнести в коллективные структуры общества еще больший компонент коллективности. Концепция «общего дела» Н. Ф. Федорова, в этом смысле, представляет собой некий высоконравственный мировой «флешмоб».
Избавление человечества от смерти - одна из центральных проблем философии Н. Ф. Федорова. На первый взгляд, можно полагать, что проблема не решена в том виде, в котором представлял Н. Ф. Федоров. Человечество пока не обнаружило способ избавить себя от биологической смерти. Наша цивилизация традиционно представляет собой смену поколений, «замену одних людей другими», опытное поколение уходит, уступая место и время новому. В этом Н. Ф. Федоров усматривает «несправедливость», которую человек должен исправить. А именно: идея всеобщего бессмертия находит отражение в результате наполнения индивидуального контента в социальных сетях, который «виртуа-лизирует» жизнь индивида. На своих страницах пользователи отмечают все значимые события жизни, высказывают и делятся мыслями, дают оценку мнениям.
В социальных сетях накопился контент пользователей, которые закон-
чили свое физическое существование, оставив подробную информацию о своей жизни. Страница в социальной сети существует и функционирует даже в отсутствии владельца. Научный прогресс еще не сумел избавить человечество от смерти, но подарил ему возможность сохранить виртуальную составляющую своей жизни. В цифровом пространстве нет смерти. Виртуально человек как бы продолжает существовать вместе со своими аккаунтами, как существуют вместе со своими страницами реально живущие личности [4, с. 3 5-37]. Отличие виртуальной жизни ушедшего человека отличается лишь отсутствием новой информации о нем.
В противоположность объектам материального мира, оцифрованные виртуальные объекты, составляющие основу Интернета, не меняются, не ухудшаются со временем. То есть они, в определенном смысле, бессмертны. Бессмертие, нетленность - это свойство виртуального мира. Интернет-аналитики предсказывают в скором времени появление «ёеаёра§е» - систем накоплений информации об уже не живущих людях.
Существует огромное количество страниц в социальных сетях, на которых ведется активная деятельность при физическом отсутствии владельца акка-унта, что поддерживается деятельностью друзей, родственников, единомышленников, так создается видимость продолжения жизни человека после его смерти. Можно, пусть и метафорически, сказать, что человек в цифровом пространстве сумел преодолеть смерть. Учитывая факт, что виртуальная жизнь современного человека забирает все большую долю его реальной жизни, виртуальное бессмертие вполне сравнимо с бессмертием реальным.
Подводя итоги вышесказанного, мы выделяем провиденциалистическую особенность «русского космизма». Конечно, как и любая фантазия, идеи косми-стов воплощаются с определенной степенью условности. Тем не менее, можно полагать, что социальная реализация идей русского космизма в наши дни приобретает новый смысл.
Русский космизм обретает актуальность, поскольку некоторые идеи философов действительно стали близки к воплощению. С появлением Интернета гениальные прозрения русских космистов обретают второе дыхание. И лишь теперь начинает проясняться смысл задач, которые русские космисты ставили перед человечеством, балансирующим на грани самоуничтожения. Только сейчас, в начале третьего тысячелетия, можно сказать, что сама история подтверждает правоту концепций русских космистов. Поэтому представляется абсолютно необходимым вернуться к этим идеям на новом этапе, переосмыслить и использовать их с учетом новых возможностей, возникающих благодаря стремительному развитию информационных технологий.
Список литературы
1. Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. Путями русского космизма. М.: Либроком, 2011. 114 с.
2. Журавлев М. С. Религиозно-технократическая конфронтация в идеях
русского космизма. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 14-20.
3. Журавлев М. С. Философия информационной безопасности. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ. С. 40-50.
4. Новиков В.В., Тираспольский Л.М. Космизм и Интернет // Полигно-зис. № 4. 2001. С. 38-43.
Журавлев Максим Сергеевич, канд. филос. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Филиал финансового университета при Правительстве РФ.
IMPLEMENTING THE IDEAS OF RUSSIAN COSMISM IN THE INFORMATION AGE
M. S. Zhuravlyev
The author considers the possibilities of modern Internet communication technologies in the light ofprovidentialists ideas of "Russian cosmism". The basic aspects of the philosophy of Russian cosmism as a unique phenomenon of world philosophy. Discusses modern electronic methods of communication, transmission and storage of information in the context of the fantastic ideas of the "Russian cosmism".
Key words: Russian cosmism, Internet, information society.
Zhuravlev Maxim Sergejevich, candidate of philosophical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Financial University Department of Tula.
УДК 101.1, 159.9.018.2
ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
О.И. Грибоедова, И.Л. Фельдман
Рассмотрены историографические основы исследования самопознания личности в психологии. Отмечены особенности философско-исторических подходов, идей и взглядов к проблеме самопознания личности ученых и мыслителей каждого этапа развития психологии как науки с античных времен до XIX века.
Ключевые слова: самопознание, человек, историографические основы, психология, философские подходы.
Человечество всегда волнуют проблемы человека, его сущности, развития и предназначения. Познавая себя, мы открываем законы мироздания. Как считал французский философ Рене Декарт, «...кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную» [1, с. 12].