В реализации своих идей Николай Федорович возлагал большие надежды на школу, на воспитание подрастающего поколения. Более 14 лет он проработал учителем в начальных народных училищах, в том числе и в Боровске Калужской губернии.
Ядром педагогической концепции Федорова является идея воспитания учащихся в «духе родства», в «духе единства мира». Он считал, что дети- «естественные носители чувства родства; поэтому важно не дать им утерять это чувство по мере взросления. В этом мыслитель видел центральную задачу воспитания.
В ее решении Н.Ф.Федоров, как учитель, отводил особую роль таким дисциплинам как история и география, которые, по его убеждению, помогут лучше понять учащимся связь поколений. Он предлагал в преподавании этих предметов отказаться от формального, сухого и официального подхода, где нет места личности, человеку, его жизни, переживаниям и т.п., а есть только скупые статистические данные и факты, не затрагивающие сердце и душу ребенка. «Пусть география расскажет детям о Земле как жилище людей» -советовал педагог, обращая внимание на то, что история и география это прежде всего память человеческая, в которой каждому, жившему и живущему на Земле должна быть уготована своя ниша». Как актуально звучат эти слова русского мыслителя в плане современного отношения к нашей истории с призывом о том.что: «Никто не должен быть забыт, ничто не должно быть забыто!».
Настоящая школа мыслилась Н.Ф.Федоровым как «школа-музей», как «школа-храм», в которой все будет собрано обо всех людях, живущих на Земле, где как в настоящем пантеоне будет сохранена память образов и деяний каждого человека. В такой школе, по его мнению, ребенок станет заниматься исследованием своих семейно-родственных связей, изучать свою родословную.
Несомненно, философ и педагог был прав в том, что мы не должны воспитывать «Иванов, не помнящих родства». Он был абсолютно уверен в том, что школа «будет воспитывать не сынов, пока она не будет музеем».
Воспитание молодого поколения в духе единства со всем человечеством, Федоров тесно связывал с формированием в сознании детей чувства нравственного долга к своим родителям, давшим им жизнь.
Понять предложенные им пути и средства воспитания в специфической трактовке Федорова можно только в общем контексте его Проекта «Философия общего дела».
Выводы. Таким образом, в трудах выдающегося отечественного мыслителя и педагога Н.Ф.Федорова заложены основы музейной педагогики.
Впервые в отечественной истории представление о школьном музее было поднято до высокого уровня важнейших общечеловеческих ценностей, среди которых Н.Ф. Фёдоров особо подчёркивал значимость историко-мемориальных объектов; впервые применительно к музею был использован «системный подход», последовательно и настойчиво разрабатывались теоретические положения музейного дела.
H.Ф. Фёдоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Он подчёркивал, что музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего поколения.
Литература:
I. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э.Циолковского. - Калуга: КГПУ. 2010, с. 32
2. Новорусский М.В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе [Текст] / сост. H.H. Бахтин и др. - М., 1911. - С. 12.
3. Панченко О.Г. Живой музей - хранилище культурного и природного наследия (по материалам проекта «Школьный литературно-краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона») [Текст] / О.Г. Панченко. - М.: АПК и ПРО, 2004. - С. 4
4. Фёдоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Текст] / под ред. A.B. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 576.
5. Федоров Н.Ф. «Философия общего дела». В кн.: Русский космизм Антология философской мысли. -М., 1993. С. 71
Педагогика
УДК 796.1
кандидат педагогических наук, доцент Коваленко Владимир Николаевич
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Вольский Василий Васильевич Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Онучин Леонид Александрович Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Дасько Михаил Антонович
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург)
ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ
Аннотация. В статье проведен анализ функциональных возможностей преподавателей старших возрастов, влияния неблагоприятных факторов старения на физическую и профессиональную работоспособность педагогических работников. Изучена динамика хронических заболеваний и наличия вредных привычек у преподавателей и теоретически обоснованы подходы к направленности и содержанию занятий физической культурой для преподавателей старшего возраста.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, двигательные качества, двигательный режим, вредные привычки, гиподинамия, физическая культура.
Annotation. The article analyzes the functional capabilities of teachers of older ages, the influence of unfavorable aging factors on the physical and professional performance of pedagogical workers. The dynamics of chronic diseases and the presence of bad habits among teachers has been studied and the approaches to the direction and content of physical education for older teachers have been theoretically substantiated.
Keywords: healthy lifestyle, motor qualities, motor mode, bad habits, physical inactivity, physical inactivity.
Введение. Анализ функциональных возможностей свидетельствует о том, что довольно значительная часть преподавательского состава находится в группе ЛФК и имеет заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, включая хронические заболевания мышц и суставов и, в меньшей мере, заболевания дыхательной системы. Научными исследованиями доказано, что без напряженной деятельности, без утомления невозможна стимуляция восстановительных процессов [1, с. 80-81].
Как бы ни были противоречивы представления о сущности старения, все исследователи сходятся на мысли о том, что наиболее общий результат старения заключается в снижении адаптационных возможностей организма человека.
Анализируя общие физиологические закономерности, которые составляют основу повышения работоспособности человека, можно сделать вывод о том, что важнейшая из них заключается в приспособлении организма к самым различным внешним влиянием.
В результате приспособления (адаптации) происходит такое изменение защитных реакций, при котором тот же эффект достигается при более низком уровне функционирования физиологических систем, при меньшем расходовании резервных возможностей организма [3, с. 169].
Каждая биологическая система имеет свой запас прочности, свои потенциальные возможности, которые представляют подвижный механизм, самосовершенствующийся в течение жизни. Повторяющиеся напряжения в результате мышечной активности позволяют делать систему саморегуляции организма более надежной, более адаптированной. Вся жизнь человека представляет собой бесконечную цепь постоянных нарушений гомеостазиса. Артериальное давление, сахар крови, ионные соотношения и т.д. изменяются при каждой физической нагрузке, эмоциональной встряске. В ходе этих нарушений и потрясений мобилизуются, совершенствуются адаптационно-регуляторные механизмы, способствующие сохранению гомеостазиса. Вот почему так велика роль двигательной активности для здоровья и работоспособности человека, особенно в пожилом возрасте.
Механизм влияния гиподинамии на организм очень сложен. Ограничение движения приводит к ослаблению интенсивности восстановительных процессов, не стимулируемых напряженной деятельностью, к ограничению поступления потока импульсации с рецепторов мышц в нервные центры, к перестройке нейрогуморальных взаимоотношений и т.д. Это приводит к изменению возбудимости нервных центров, снижению интенсивности процессов генерации энергии в клетке, падению обновления белка и др. В конечном итоге ограничиваются приспособительные возможности организма, чаще возникают и тяжелее протекают многие патологические процессы [2, с. 97].
В пожилом возрасте гиподинамия становится особенно губительной.
Возникает противоречивая зависимость: старение ограничивает диапазон движений человека, а малая двигательная активность усугубляет нарушения, возникшие в стареющем организме. В качестве противодействия этому может послужить активный двигательный режим, профилактика гиподинамии.
Однако, двигательный режим и двигательная активность достаточно емкие понятия. Их диапазон различен. Одной из основных проблем преподавательского состава кафедр физической подготовки и спорта и самих офицеров старших возрастов становится использование оптимального, предельно индивидуального двигательного режима, физической активности с учетом биологического возраста. При излишних нагрузках у пожилых людей часто возникают явления перегрузки - обостряется коронарная недостаточность, становится нестабильным артериальное давление, нередко возникают аритмии. Вот почему индивидуальное дозирование нагрузки и контроль так важны сейчас при широком внедрении физической культуры [4, с. 59].
Изложение основного материала статьи. Главной задачей занятий физической культурой с оздоровительной направленностью для преподавателей старших возрастов становится профилактика преждевременного старения, обеспечения активного долголетия. Для реализации этих задач физические упражнения должны быть направлены на: расширение (поддержание) аэробных возможностей организма; развитие (поддержание) силы мышц рук и туловища; обеспечение подвижности в суставах.
Аэробные возможности организма зависят от состояния системы транспорта кислорода, которую составляют система дыхания, сердечно-сосудистая и система крови. Для повышения функциональных возможностей названных систем необходимо применять физические упражнения, при выполнении которых они наиболее эффективно функционируют. Основным условием выбора упражнений является вовлечение в работу достаточного числа крупных мышечных групп, так как основными потребителями кислорода являются работающие мышцы. Значительно возрастающие при выполнении упражнений потребности организма в кислороде приводят к повышенному функционированию кислородтранспортных систем и, соответственно, к расширению аэробных возможностей организма.
Наиболее высокие результаты при этом, наблюдаются при ходьбе на лыжах, беге, плавании, езде на велосипеде и т.д. Установлено, что регулярные аэробные упражнения уже в течение нескольких недель дают тренировочный эффект. Основной результат систематического влияния на организм состоит: в профилактическом эффекте в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний; в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и деятельности.
Развитие (поддержание) силы мышц рук, ног и туловища на определенном уровне необходимо для успешного решения задач трудовой и бытовой деятельности, поддержания гармоничного развития, предупреждения возрастных изменений организма. В процессе учебно-тренировочных занятий целесообразно уделять внимание тренировке мышц сгибателей и разгибателей рук, туловища (спины и живота), ног.
Очень важным для профилактики дегенеративных изменений в пожилом и даже более раннем возрасте являются упражнения на гибкость с акцентом на коленные и тазобедренные суставы.
О важной роли упражнений аэробного характера для поддержания физического состояния говорит тот факт, что наибольшие показатели аэробной мощности имеют представители циклических видов спорта -лыжники, бегуны, велосипедисты, пловцы. У спортсменов - представителей ациклических видов (гимнастика, тяжелая атлетика, метания) величина МПК не превышает показатели у нетренированных мужчин, табл. 1.
Таблица 1
Максимальная аэробная мощность у спортсменов различных специализаций и нетренированных
мужчин (по данным разных авторов)
Специализация МПК (мл/мин/кг)
1970г. 1984г. 1988г.
Лыжные гонки 83 83 77
Бег на длинные дистанции 80 72 74
Бег на средние дистанции 76 - 72
Конькобежный спорт 78 66 75
Велоспорт (шоссе) 75 70 74
Плавание 67 59 70
Гребля на байдарках 70 63 69
Спортивная ходьба 71 - 67
Теннис 59 - 62
Борьба 57 59 60
Хоккей 52 56 60
Футбол 51 58 57
Гимнастика - 46 47
Тяжелая атлетика - 45 45
Метания - 44 42
Нетренированные 43 42 43
Поэтому аэробные упражнения, требующие большого количества кислорода в течение продолжительного времени и неизбежно заставляющие организм совершенствовать свои системы, обеспечивающие транспорт кислорода, были избраны нами в качестве основных средств оздоровительной физической культуры преподавателей старших возрастов.
Средства физической тренировки, обеспечивающие улучшение функционирования желудочно-кишечного тракта, пока с полной достоверностью не установлены, но есть факты, подтверждающие, что определенную оздоровительную направленность несут упражнения, укрепляющие мышцы спины и туловища. К ним можно отнести поднимание ног до положения угла в висе на перекладине и гимнастической стенке, всевозможные наклоны, взмахи ногами, стойки на лопатках («березка»), измененный вариант борцовской «промокашки», поднимание туловища из положения лежа животом на гимнастической скамейке с опорой ногами, наклоны с грифом штанги и т.д.
Хронические болезни органов дыхания составляют около 4% от количества основных заболеваний преподавателей старших возрастов. Из большого множества дыхательных упражнений, используемых в системе оздоровительной и лечебной физической культуры, наиболее известными в нашей стране являются парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой и метод волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) К.П. Бутейко.
Процедура подбора содержания нуждалась в проверке и поиске критериев эффективности. Прежде, чем апробировать упражнения на практике, нами был проведен анонимный анкетный опрос. К нему было привлечено 102 преподавателя. В содержание анкеты было включено 17 вопросов.
По возрастному цензу (1 вопрос анкеты) все опрошенные были отнесены нами в 4 возрастные группы: первая (до 35 лет) - 9 человек (8,8%), вторая (до 45 лет) - 49 человек (48,0%), третья (до 55 лет) - 36 человек (35,4%), четвертая (старше 55 лет) - 8 человек (7,8%).
По стажу педагогической деятельности (2 вопрос анкеты) эта группа в основном «вошла» в сроки от 16 до 35 лет.
На вопрос о том, какие хронические заболевания и вредные привычки характерны для опрошенных преподавателей, ответы распределились следующим образом, рис. 1, 2.
Рисунок 1. Диаграмма хронических заболеваний у опрошенных
Курени^Я
Алкоголь
Рисунок 2. Диаграмма наличия вредных привычек у опрошенных
Наибольший интерес вызвали у нас ответ на 8 вопрос о том, какими видами спорта занимаются преподаватели в настоящее время и на 9 вопрос о том, какими другими видами спорта они желали бы заниматься?
В первом случае было представлено 17 видов спорта, из которых наиболее предпочитаемыми оказались:
легкая атлетика - 21 человек (20,6%);
лыжные гонки - 15 человек (14,7%);
гиревой спорт - 13 человек (12,7%);
стрельба - 9 человек (8,8%);
волейбол - 7 человек (6,9%);
футбол, плавание - по 6 человек (5,0%).
Во втором случае опрошенные преподаватели включили в свои ответы 20 видов спорта, среди которых наибольшее предпочтение было отдано: плаванию - 19 человек (32,75%). теннису - 14 человек (17,5%); волейболу - 10 человек (12,5%);
Остальные мнения равномерно распределились на оставшиеся 17 видов спорта.
Учитывая тот факт, что здоровый образ жизни предполагает не только отказ от вредных привычек, формирование убежденности в необходимости систематических занятий физическими упражнениями, регулярные 2-3х разовые занятия для поддержания оптимальной двигательной активности, соблюдение, по возможности, рационального распорядка дня, требований личной и общественной гигиены, но и сбалансированного режима питания нами были учтены следующие требования в этом вопросе. Что касается потребности людей старше 50 лет в пище, следует учитывать следующее: энергетические потребности организма снижаются;
увеличивается потребность в белках: необходимо ежедневно получать на 1 кг массы тела 1,2 - 1,5 г высококачественных белков, содержащих незаменимые аминокислоты;
рекомендуется включать в рацион жиры с полиненасыщенными жирными кислотами; весовую долю углеводов в пище необходимо уменьшить до 40%, следует избегать моно- и дисахаридов; несмотря на то, что абсолютная потребность в витаминах почти не изменяется, при общем сокращении рациона может легко развиться авитаминоз, который нужно предупреждать соответствующим подбором пищи или дополнительным их приемом;
необходимо адекватное поступление Са2+ (например, за счет большого количества молока и молочных продуктов), чтобы предотвратить развитие остеопороза.
Выводы. Для преподавателей старших возрастов рекомендуется оптимальный двигательный режим с целью поддержания на определенном уровне здоровья и физической «формы». Оптимизация содержания, методов и форм организации занятий с преподавателями с целью вовлечения в регулярную систему физической тренировки по возможности всех, без исключения, преподавателей. В спортивную подготовку включать:
- циклические упражнения аэробного характера и дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой;
- атлетические упражнения, укрепление позвоночника, упражнения на гибкость и психорегулирующая коррекция глубокого дыхания по методу К.П. Бутейко.
1. Гндальцев Б.В. Определение физической готовности людей к трудовой деятельности // Термины и понятия в сфере физической культуры: Материалы первого международного конгресса / Под общ. ред. В.А. Таймазова, A.A. Горелова. -СПб.: Пзд-во СПб ГПУ, 2007. -С. 80-81.
2. Миронов В.В., Пашута В.Л. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - СПб.: ВИФК, 2010. - 296 с.
3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
4. Щеголев В.А. Характеристика функционального состояния и заболеваемости граждан допризывного и призывного возрастов на современном этапе / В.А. Щеголев A.B. Шевелев / Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки. -СПб.: ВИФК, 2008. -С. 56-65.
Литература:
Педагогика
УДК 316.77
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений Койкова Эльзара Имдатовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Микишенко Евгения Михайловна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье охарактеризовано понятие «социальная позиция», представлен ряд исследователей, изучивших проблемы социальной активности обучающихся и становления социальной позиции младших школьников. Обоснованы педагогические условия формирования социальной позиции у младших школьников, особенностью которых является необходимость сотворчества и совместной деятельности.
Ключевые слова: социальная позиция, социальная активность, социальное общество, педагогические условия, субъект-субъектные взаимодействие.
Annotation. The article describes the notion of «social position», a number of researchers who studied the problems of social activity of students and the formation of the social position of junior schoolchildren are represented. The pedagogical conditions for the formation of a social position in younger schoolchildren, the special feature of which is the need for co-creation and joint activity, are grounded.
Keywords: social position, social activity, social society, pedagogical conditions.
Введение. В современном мире, общество ставит ставки на конкурентоспособную молодежь. Подрастающее поколение должно быть готово к постоянно изменяющимся социально-экономическими условиям, новшествам и преобразованиям в обучении и воспитании. Новые задачи, которые определены в обновленной нормативно-правовой базе, основываются на качественно новые ориентиры личностно-развивающего обучения, дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у подрастающего поколения социальной позиции.
Для реализации задач, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах, образовательные учреждения, создают оптимальные условия и планирует свою деятельность, целью которой является развитие способностей обучающихся устанавливать адекватные отношения с действительностью в процессе саморазвития. Уже начиная с начальной школы весь образовательный процесс направлен на формирование активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, готовой проявить все эти качества в социально-ценных видах деятельности. Несмотря на то, что обучающиеся находятся на начальном этапе становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, однако предпосылки закладываются именно в младшем школьном возрасте.
Изложение основного материала статьи. Формирование гармонически развитой личности беспокоило и находилось во внимании исследованиях философов, педагогов, психологов и социологов. Так, например, Г.С. Батищев рассматривая проблемы межличностной коммуникации, так называемое глубинное общение, аспекты социальной активности, предлагал оригинальные решения. Так, между-субъектная позиция приобретает аксиологический характер и направлена на «диалог» с природой, с действительностью, обществом, именно через со-причастность, со-творчество, утверждение достоинств других, а также доминантность и требования убедительности для других [2].
В своих исследовательских работах такой ученный как В.А. Смирнов, отмечал, что социальная активность личности обеспечивает ускорение научно-технического прогресса. Все возможные формы активности обеспечивают эффективную деятельность, всестороннее развитие личности [7].
В.П. Тугаринов в своих работах отмечает, что мировоззрение, является регулятором деятельности, и поэтому может является одним из основных фактором социальной активности, определять направление деятельности. В контексте учения о мировоззрении В.П. Тугаринова, можно определить, мировоззрение как «фильтр» для всей информации, которая доступна в социальном пространстве, она помогает осознать значимость информации, принять решение и занять определенную социальную позицию [4].
Гели учесть, тот факт, что социальная активность личности проявляется в её способности, а социальный статус и социальная роль являются важнейшими социальными характеристиками личности в ее повседневной жизнедеятельности, то как раз социальная позиция может быть выделена как черта личности, реализующаяся в деятельности (В.З. Коган, В.Г. Мордкович) [5; 6].
С психологической точки зрения социальная позиция личности, это устойчивые взгляды, сложившиеся убеждения и сформированные представления личности, которые демонстрируются другим во время взаимодействия, отстаиваются, и определяют настроенность личности на определенное отношение к социуму и окружающей действительности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина).
Рассматривали понятие «социальная позиция» представители разных наук, так, Н.В. Савин определил изучаемое понятие как сложное морально-волевое качество, которое способствует быть исполнительным, инициативным, ответственным и заинтересованным осуществляемой деятельностью, так же не мало важное значение для эффективного выполнения общественных поручений имеет подкрепление сформированными организаторскими умениями, требовательностью и готовностью оказать взаимопомощь [3]. Как внутреннюю установку, которая влияет на поведение, социальную позицию рассматривала Х.Д. Дамаданова, она указывала, что личностные качества, мировоззрение личности отражаются на ее субъективном отношении к обществу [3].