Научная статья на тему 'Физическая культура - ведущий фактор здоровья студента'

Физическая культура - ведущий фактор здоровья студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1990
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL ACTIVITY / EXERCISE / HEALTH OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна, Миндубаев Булат Ильдарович

Анализируется отношение студентов к физической культуре. Определяется актуальность занятий физической культурой и спортом на этапе студенчества. Полноценное овладение студентами профессиональными знаниями возможно при хорошем состоянии здоровья, которое может быть приобретено ими при регулярных занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна, Миндубаев Булат Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE - LEADING FACTOR HEALTH STUDENT

The attitude of students to physical culture is analyzed. Determined by the relevance of physical culture and sports at the stage of students. A full-fledged mastery of professional knowledge by students is possible with good health, which can be acquired by them during regular physical culture classes.

Текст научной работы на тему «Физическая культура - ведущий фактор здоровья студента»

воспитанием подрастающего поколения, в основу которого положены принципы гуманизма, поликультурности, толерантности педагогического диалога субъектов образовательного процесса, смогут стать залогом безопасного развития и России и всего мирового сообщества.

Литература:

1. Абрамян А.К. Толерантность как социально значимая ценность. // Вестник ТГПИ им. А.П. Чехова. 2009. № 2. С. 3-11. - URL: https://cyberleninka.rU/article/v/tolerantnost-kak-sotsialno-znachimaya-tsennost

2. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4-18. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya

3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12-16.

4. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001.№ 4. С. 24-28.

5. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / https://yandex.ru/search/?lr=10745&clid=2270456&win=290&text=декларация%20принципов%20толерантности %20юнеско%201995

6. Киргуева Ф.Х., Жукова О.В. Особенности воспитания межэтнической толерантности городских учащихся подросткового возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5.; [Электронный ресурс1 - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28106 (дата обращения: 10.11.2018).

7. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет: Автореф ... дис канд пед наук. - Нижний Новгород, 2011. - 30 с.

8. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. - М., 2010. - URL: http://pnu.edu.ru/media/filer public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf

9. Левченко Е.Г. Толерантность как интегральное качество личности // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.1 - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 379-380. - https://interactive-plus.ru/ru/article/1171/discussion platform

10. Логинова А. А., Атаева Л. И. Толерантность молодежи в современном обществе [Текст| // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4332/ (дата обращения: 15.01.2019).

11. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: Диссертация . доктора педагогических наук. - Казань. 2010. - 553 с. -URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-kultury-mezhnacionalnyh-otnoshenij-studentov-v-polikulturnom.html

12. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т.УШ. Вып. XIII / Под ред. В.С.Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 391с. - URL: http://www.socioedu.ru/node/64

13. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета // www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

14. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис: 2000. - 112 с.

15. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // http://dob.1september.ru/2003/23/10.htm

16. Яскевич Я.С. Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации: учеб пособие для вузов / Я.С. Яскевич, В.Л. Васюков - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 246 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); студент Миндубаев Булат Ильдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Аннотация. Анализируется отношение студентов к физической культуре. Определяется актуальность занятий физической культурой и спортом на этапе студенчества. Полноценное овладение студентами профессиональными знаниями возможно при хорошем состоянии здоровья, которое может быть приобретено ими при регулярных занятиях физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, физические упражнения, здоровье студента.

Anmtation. The attitude of students to physical culture is analyzed. Determined by the relevance of physical culture and sports at the stage of students. A full-fledged mastery of professional knowledge by students is possible with good health, which can be acquired by them during regular physical culture classes.

Keywords: physical culture, physical activity, exercise, health of the student.

Введение. От нормального физического развития и функционирования органов и систем организма, любого человека, в том числе и студентов, зависит способность их организма сохранять устойчивость и адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, а в нашем конкретном случае, справляться с учебной нагрузкой.

Физическая культура играет значимую роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значительными перенапряжениями внимания, зрения, интенсивной

интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

У многих студентов нашего вуза отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость, нервно-психическая неустойчивость, снижение сопротивляемости организма, которые способствуют снижению иммунитета и сопротивляемости организма, даже к такому простудному заболеванию как ОРВИ.

О том, что современная молодежь физически становится все слабее, ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. В нашей стране это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре, нарушением режима дня и питания с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом [3, С. 79].

Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. Реализация задачи по включению физической культуры в здоровый образ жизни каждым обучающимся должна рассматриваться с двух позиций - как личностно значимой и как общественно необходимой.

Целью данной работы явилась необходимость определения актуальности занятий физической культурой и спортом на этапе студенчества - как ведущего фактора здоровья.

В соответствии с заявленной целью решались следующие задачи:

1. Выявить причины и следствия отклонения в состоянии здоровья у студентов КНИТУ-КАИ;

2. Дать основные понятия терминам физическая культура, здоровый образ жизни, потребность к занятиям физической культурой у обучающихся;

3. Определить пути повышения двигательных качеств и физической подготовленности студенческой молодежи.

Методы исследования: изучение научно популярной литературы и тематических сайтов, проведение социологического опроса студентов.

Изложение основного материала статьи. Как показывает практика, систематически проводимые комплексные занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на состояние здоровья студентов в течение всего учебного года.

В ходе работы было выявлено посредством опроса, что понимают студенты под здоровым образом жизни, как оценивают свое здоровье, определены причины, барьеры, которые мешают им заниматься физической культурой.

В опросе участвовало 96 студентов первого курса КНИТУ КАИ.

Совершенно здоровыми считают 7,14 % участвовавших в опросе, удовлетворительное самочувствие у 78,57%, свое здоровье как «не важное» оценили 14,29% обучающихся. На вопрос «Можете ли Вы сказать о себе, что ведете здоровый образ жизни? - положительный и отрицательный ответ дали по 44,4% опрошенных респондентов, затруднились ответить на вопрос 11,2%.

По мнению студентов, чтобы соблюдать здоровый образ жизни необходимо уметь активно отдыхать, вести подвижный образ жизни (46,7%), соблюдать режим питания не переедать и не голодать (26,7%), заниматься физкультурой, спортом, туризмом (13,3%), не курить или избавиться от курения (6,7%). Затруднились ответить на вопрос 6,7%.

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой - обязательные условия здорового образа жизни.

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством были всегда. Более чем 2000 лет тому назад Гиппократом сформулирован принцип: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» [8, С. 1].

1. Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности;

2. Недостаток двигательной активности сам по себе приводит к расстройству здоровья и даже заболеваниям;

3. Двигательная активность обеспечивает увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и некоторым заболеваниям.

Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие.

Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.

Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений. Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю) [6, С. 138].

Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм [5, С. 55].

Двигательное действие - это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи). Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз [5, С. 55].

Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 50-100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями, хотя природа человека, по сути, не изменилась. Доля мышечных усилий во всей вырабатываемой на Земле энергии за последние 100 лет снизилась с 94% до 1% [2, С. 65].

В последние же десятилетия, особенно в период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, человек освободил себя от необходимости двигаться. Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели в конечном итоге к низкому уровню двигательной активности современного человека.

Недостаток движения - гипокинезия - вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Является опасным антифизиологическим фактором, разрушающим организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию [1, С. 113].

При отсутствии необходимой физической нагрузки снижается мышечный тонус, уменьшается выносливость, теряется сила человека, в результате может развиться вегето-сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Со временем гиподинамия приводит к нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата, развитию остеопороза, остеоартроза и остеохондроза. Сказывается гиподинамия на деятельности сердечнососудистой системы, это приводит к возникновению артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца. Также гиподинамия оказывает влияние на дыхательную систему, она может грозить развитием заболеваний лёгких. Гиподинамия может стать причиной нарушений работы пищеварительной системы и кишечника. Изменения в работе эндокринной системы приводят к ожирению и нарушению обмена веществ [7, С. 206].

Образ жизни студента (если он целенаправленно и систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. А это значит, что все пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье [1, С. 114].

Избежать это возможно, если включить в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности.

Что сдерживает молодежь от активных занятий физкультурой и спортом? Анкетирование показало: 33,3% опрошенных студентов считают, что занятия на данном этапе жизни не нужны; 22,2% не знают с чего начать; 16,7% не нашли занятий по душе, (по любимому виду спорта или системе упражнений). Ничто не сдерживает, активно занимаются 28,8% респондентов.

Студент, решивший улучшить свою физическую форму, должен познакомиться с тренировочными программами, которыми располагает любой спортивный комплекс. При выборе тренировочной программы нужно учитывать возраст, свои интересы, доступность тех или иных тренажеров и стоимость занятий.

Физические упражнения можно разделить на две группы: анаэробные и аэробные. При анаэробных упражнениях организм не успевает усваивать кислород вдыхаемого воздуха, а при аэробных обеспечивается более полная его утилизация. Аэробная группа упражнений - это неторопливый бег на средние и дальние дистанции, плавание, ходьба на лыжах, гребля в невысоком темпе, волейбол, бадминтон. Во время этих упражнений кровь хорошо насыщается кислородом, усиливается обмен веществ [1, С. 136].

Ходьба. По своей популярности ходьба далеко превосходит все прочие программы упражнений. Ходьбе не помеха ни избыточный вес, ни ожирение, ни плохая физическая форма. Ходьба с определенной скоростью в течение определенного времени может потребоваться тому, кто хочет повысить свою аэробную способность. Ходьба - безопасная и ритмичная форма активности с саморегулирующимся темпом, во время которой работают большие группы мышц [1, С. 136].

Бег трусцой. Аэробные упражнения для здоровья более полезны, чем анаэробные. Более доступен из них бег трусцой. Глубокое и частое дыхание бегущего является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются лёгкие, печень, селезёнка, желудок, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, устраняет запоры, уменьшает жировые отложения в сальнике и брюшной полости. Бег - прекрасное средство укрепления психики. Студенты, имеющие не уравновешенную психику, начиная заниматься бегом, становятся менее вспыльчивыми и раздражительными. Бег устраняет чувство постоянной взволнованности, нервного напряжения, излечивает от бессонницы. Обучающиеся, регулярно занимающиеся бегом более бодрые, активные и уверенные в себе. Начинать бегать всегда трудно: тяжело преодолеть в себе стремление подольше поспать утром, стремление к покою, телевизору, мягкому дивану и т.д. (бегом можно заниматься и вечером). Таким образом, бег способствует формированию твердости и цельности характера, преодолению трудностей, появлению чувства победителя и уверенности в себе. Бег - прекрасное средство борьбы против депрессии [1, С. 138].

Плавание - одно из лучших упражнений для развития сердечно-дыхательной выносливости, в котором участвует вся мускулатура. Развивает оно и гибкость. Поскольку во время плавания вес тела на человека не действует, нагрузка на суставы уменьшается, а мышцы работают в безопасном режиме. Плавание требует от человека более сложных навыков [1, С. 139].

Езда на велосипеде развивает как мышечную силу и выносливость, так и выносливость сердечно-дыхательную. Подобно плаванию, езда на велосипеде представляет собой такую форму физической активности, которая сопровождается высоким расходом энергии и, следовательно, способствует снижению веса и улучшению состава тела.

Ходьба на лыжах - очень полезный вид физических упражнений. Как и плавание, она предполагает интенсивную работу верхней части туловища, включая органы дыхания. Некоторые студенты для поддержания хорошей физической формы зимой занимаются лыжами, а летом - бегом трусцой.

Игровые виды спорта. Такими традиционными игровыми видами спорта, как волейбол, футбол, гандбол, баскетбол, теннис, бадминтон увлекаются многие. Существует два аспекта увлечений: один -оздоровительный и эстетический, другой - спортивный, профессиональный. Определение назначения этих видов спорта зависит от интересов субъекта и рекомендаций специалистов (врача и тренера). Игровые виды спорта обеспечивают многостороннее развитие и укрепление организма, а следовательно, способствуют формированию и сохранению физического и психического здоровья. [1, С. 140].

Общими требованиями к занятиям оздоровительными упражнениями является:

- систематичность. Оптимальным интервалом между нагрузками 24-48 часов. При более значительном интервале тренировочный эффект снижается;

- адекватность. Физические упражнения не должны наносить вред здоровью;

- комплексность - развитие всех физических качеств [4, С. 55].

Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к недостаточной профессиональной «отдаче», что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам [4, С. 187].

Студентам необходимы прикладные знания о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций. Например, профессиональные требования к личности специалиста - инженера (программиста, электромеханика, материаловеда т.д.): умение быстро перерабатывать информацию, острота зрения, умение концентрировать внимание, быстрота реакции, ловкость, высокая координация движений, динамическая и статическая устойчивость и т.д. [4, С. 188].

Производительность труда будущих специалистов будет зависеть от двигательных умений и навыков, физических качеств, приобретенных на занятиях по физической культуре.

Выводы. Многие студенты первого курса имеют неудовлетворительную физическую подготовленность, негативное отношение к урокам физической культуры, у них нет потребности к занятиям спортом, стремления и умения улучшить физический статус, нет физкультурной грамотности. Обучающиеся недостаточно знают цели и задачи физического образования, двигательной реабилитации.

Поэтому вопрос о том, как научить студентов постоянно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их регулярно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, является актуальным.

Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры студента в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой, с другой - повышать двигательные качества и физическую подготовленность студенческой молодежи.

Таким образом, полноценное овладение студентами профессиональными знаниями и умениями возможно при хорошем состоянии здоровья, которое может быть приобретено ими лишь при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой.

Литература:

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Баро-ненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа М, 2003. - 417 с.

2. Иванина Л.И. Влияние оздоровительной физической культуры на организм / Л. И. Иванина, А.И. Дрожжаков // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 1 марта 2013 г. - Орёл, 2013. -С. 64-69.

3. Епифанова Я.С. Факторы, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом / Я.С. Епифанова, С.А. Марчук // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Региональной студенческой научно-практической конференции 11 апреля 2018 года. - Екатеринбург: РГППУ, 2018 - С. 79 - 83.

4. Морозов В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни / В.О. Морозов, О.В. Морозов. - М.: ФЛИНТА, 2015 - 214 с.

5. Секреты развития: монография / под ред. О.В. Григорьевой; Ин-т экономики, упр. и права. - Казань: Познание, 2012. - 111 с.

6. Чеснова Е.Л. Физическая культура / Е.Л. Чеснова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 159 с.

7. Энциклопедия здоровья. В 4 т. Т.1 / гл. ред. В.И. Покровский. - М.: ИПО «Автор», 1992. - 272 с.

Педагогика

УДК 796.011.1

кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); старший преподаватель Титова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ КНИТУ-КАИ)

Аннотация. В статье раскрываются проблемы адаптации студентов с ограниченными возможностями, получающие высшее образование. Обучение в вузе - это важнейший этап на пути приспособления инвалида к условиям социальной и производственной среды, так как социальная адаптация инвалидов - проблема многоплановая, в данной статье большое внимание уделяется социально-психологическим факторам на занятиях физической культурой и спортом. Успех социализации студентов-инвалидов в вузе происходит при наличии совместных усилий преподавателей и обучающихся.

Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, физическая культура, спорт, двигательная активность, социальные и психологические проблемы, студенты, обучающиеся.

Annotation. The article reveals the problems of adaptation of students with disabilities receiving higher education. Education at the University is the most important stage on the way of adaptation of a disabled person to the conditions of social and working environment, as the social adaptation of disabled people is a multifaceted problem, in this article much attention is paid to social and psychological factors in physical culture and sports. The success of socialization of students with disabilities in the University occurs in the presence of joint efforts of teachers and students.

Keywords: disabled people, persons with disabilities, physical culture, sports, motor activity, social and psychological problems, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.