Научная статья на тему 'Развитие креативности студентов университета как фактора их социализации'

Развитие креативности студентов университета как фактора их социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ / CREATIVITY / SOCIALIZATION / STUDENT / SOCIAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашуба Инесса Валерьевна, Савва Любовь Ивановна, Сайгушев Николай Яковлевич

В статье рассматривается развитие креативности студентов университета как фактора их социализации. Авторы моделируют для будущего специалиста среду, стимулирющую развитие креативности, что позволит студентам адаптироваться в новой социальной среде, облегчит процесс становления личности, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих взаимоотношения с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS THE FACTOR OF THEIR SOCIALIZATION

The article deals with the development of creativity of University students as a factor of their socialization. The authors model for the future specialist such an environment that stimulates the development of creativity, which will allow students to adapt to the new social environment, facilitate the process of personality formation, the acquisition of socially significant characteristics of consciousness and behavior that regulate relationships with society.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности студентов университета как фактора их социализации»

Выводы. Успех реформирования образования, нарастание его интеллектуального, научного потенциала и его возрастающее влияние на многие сферы жизни как в регионах, так и в стране в целом, определяются сейчас, и в еще более значительной степени будут определяться в будущем.

Литература:

1. Арцимович В.А. Воспоминания-характеристики, с. 448.

2. Касаткина С.Н., Климова Н.И., Реймер М.В. Особенности развития образования в Калужской губернии. - Калуга, 2015. С. 49-73.

3. Касаткина С.Н. Развитие народного образования в России в период государственных реформ (18 - нач. 20 вв) по материалам Калужской губернии. - Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2012. - 96 с.

4 В.Д. Лагутин. Краткие очерки истории народного образования Калужского края. - Калуга, 1993. - С. 95.

5. Д. Малинин. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. -Калуга, 1992.

6. Н.В. Сахаров. Школа Вырских. - В кн.: В.А. Арцимович. Воспоминания-характеристики. - С.-Пб., 1904, с. 447

7. К.Э. Циолковский. Черты из моей жизни. - Тула, 1983, с. 65.

8. К.Э.Циолковский. Какой тип школы желателен? - Архив РАН, ф. 555, оп.1, д. 386, л.5 об.- 6. /автограф/

9. Чижевский А.Л. В науке я прослыл поэтом.- Калуга.:Золотая аллея,1996, с. 225.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кашуба Инесса Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОРА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается развитие креативности студентов университета как фактора их социализации. Авторы моделируют для будущего специалиста среду, стимулирющую развитие креативности, что позволит студентам адаптироваться в новой социальной среде, облегчит процесс становления личности, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих взаимоотношения с обществом.

Ключевые слова: креативность, социализация, студент, социальная среда, университет.

Annotation. The article deals with the development of creativity of University students as a factor of their socialization. The authors model for the future specialist such an environment that stimulates the development of creativity, which will allow students to adapt to the new social environment, facilitate the process of personality formation, the acquisition of socially significant characteristics of consciousness and behavior that regulate relationships with society.

Keywords: creativity, socialization, student, social environment, university.

Введение. С нашей точки зрения, рассмотрение развития креативности студентов университета в качестве фактора их социализации объясняется сущностным смыслом креативности, выступающей как интегральное свойство личности, допускающее варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях, определяющих активность в обществе.

Изложение основного материала статьи. Одним из недостатков современного, в том числе и высшего образования является недостаточное развитие креативности студентов. Учебные заведения нуждаются в поиске наиболее эффективных и действенных форм работы по развитию креативности обучаемых, а именно: нестандартного мышления, гибкости и оригинальности, умения генерировать большое количество идей, отказа от стереотипов. Данные навыки позволят студентам адаптироваться в новой социальной среде посредством социализации, представляющей собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, в силу своей природной активности сохраняя и развивая тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием данной тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [3].

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств и именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности [6].

С нашей точки зрения, рассмотрение креативности в качестве фактора социализации студентов университета объясняется сущностным смыслом креативности, выступающим как интегральное свойство личности, допускающее варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях, определяющих активность в обществе. Креативность личности возникает в результате деятельности в социальном контексте.

Исследование целого направления в психологии творчества, известного под названием креативность, проводили следующие ученые: Н.Т. Алексеев, С.М. Бернштейн, М. Воллах, Дж. Гилфорд, Б. Гизелин, А.Н. Лук, С. Медник, А.Я. Пономарев, В. Смит, П. Торренс, К. Тейлор, Х. Трик, Д. Халперн, Н.Г. Фролов, Э.Г. Юдин, М.Г. Ярошевский и другие. В последние годы креативность активно исследовалась такими психологами как Л.Н. Алексеева, А.Г. Виноградов, Н.В. Кипиани, В.Р. Пятрулис, И.Н. Семенов, Т.А. Ребеко и другими.

Мы согласны с О.А. Халифаевой и под креативностью понимаем интегральное свойство личности, допускающее варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях, определяющих активность в обществе [7].

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей.

Дж. Гилфорд выделил шестнадцать гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность (впоследствии объединив под общим названием «дивергентное мышление», характеризующее способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления): беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы, иррелевантность(логическая независимость реакции от стимула) [1].

Мы считаем, что креативность в той или иной степени присуща каждому человеку, а ее развитие в основном определяется тем, в какой среде развивался человек и насколько данная среда, способствовала развитию творчества, поддерживала и развивала индивидуальность. В нашем случае средой для развития креативности является высшее учебное заведение.

Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин обратили внимание, что несмотря на данную от природы способность к креативности, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень ее развития [4].

В процессе исследования мы пришли к выводу, что проявлению креативности препятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то есть можно трактовать роль элементов образования, усиления акцента на самостоятельную работу студентов как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие креативности у обучаемых является путём освобождения от тех «стандартов», которые студенты приобрели ранее. К тому же творческие задания способствуют общему креативному развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир человека.

Важным составляющим компонентом всесторонней подготовки студентов является развитие у них креативного мышления, формирование умения мобильно использовать приобретаемые компетенции и субъектный опыт как при изучении дисциплин, так в жизни. Одним из принципов обучения является принцип сознательности и активности студентов в обучении. Человек только тогда сможет успешно действовать в различных жизненных ситуациях, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях способствуют развитию мышления и креативности, а следовательно и социализации.

С нашей точки зрения, для обеспечения эффективности образовательного процесса необходимо использовать все виды организации учебных занятий; все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеучебное время); оптимальные средства и методы оценки качества образовательного процесса (для текущего управления процессом) и уровня подготовленности обучаемых (для оценки результативности имеющихся компетенций).

Важно стимулировать результативность креативной деятельности студентов через активизацию интеллекта и эмоционального вовлечения. Необходимо обеспечивать реалистичное столкновение с возникающей проблемой, определенное погружение в нее, наряду с эмоциональной вовлеченностью обучаемых, подводя их и к столкновению разнонаправленных идей, решений, точек зрения.

Таким образом, нами были выделены следующие способы развития креативности студентов университета:

1. Преобладание демократического типа преподавания, эмпатийность преподавателя, отсутствие критики по отношению к обучаемым (способствует свободному проявлению дивергентного мышления).

2. Внедрение инновационных форм организации учебной деятельности в вузе (лекций-консультаций, семинаров в форме заочной экскурсии, исследовательских студенческие лаборатории и т.д.).

3. Поощрение дискутирования. Предоставление студентам возможности высказываний собственной точки зрения, оригинальных идей (с аргументацией), даже если, с точки зрения преподавателя они несостоятельны.

4. Усиления акцента на самостоятельную работу студентов.

5. Использование задач «открытого» типа при составлении проверочных тестов (задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли).

6. Использование вопросов дивергентного характера применительно к различным областям учебного и внеучебного характера.

7. Формирование адекватной позитивной самооценки студентов.

8. Демонстрация преподавателем собственного креативного подхода к решению возникающих проблем.

Наши наблюдения показывают, что развитию креативности способствует и активная внеучебная деятельность студентов. В ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» широко представлены студенческие организации: «Студенческое научное общество», «Профком студентов и аспирантов МГТУ», «Отдел по молодежной политике МГТУ», «Спортивный клуб «Стальные сердца»», «Студенческий пресс-центр МГТУ», «Студенческий отряд им. С.С. Уваровского», «Волонтерский центр «По зову сердца»», «Студенческий КВН» и т.д. Цели данных организаций многоплановы, от создания условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала студентов МГТУ, повышения исследовательской активности студентов университета, выявления их научного и организационного потенциала, привлечения студентов к участию в научных мероприятиях различного уровня («Студенческое научное общество») до обеспечения оптимальных условий для становления и самореализации личности студента, будущего высококвалифицированного специалиста, обладающего высокой культурой, гражданской ответственностью и качествами лидера, способного внести весомый вклад в развитие российской промышленности, науки, образования и культуры («Отдел по молодежной политике МГТУ»).

Как показал наш опыт, исходя из разнообразия предложенных студенческих организаций каждый обучаемый, исходя из собственных пожеланий и возможностей, может выбрать ту, которая для него, как будущего специалиста будет моделировать среду, максимально стимулирущую развитие его креативности, что позволит адаптироваться в новой социальной среде, облегчит процесс становления личности, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.

Выводы. Исходя из того, что преподаватели современных высших учебных заведений обязаны учитывать, что студенты в будущем столкнутся в работе с практическими проблемами (преподавание в вузе не может учесть в силу их новизны), то одной из задач высшей школы становится развитие креативности обучаемых. Учитывая сущностный смысл креативности, которая выступает фактором социализации студентов, обеспечивающей оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой, целесообразно использовать не только учебную, но и внеучебную деятельности в вузе.

Литература:

1. Гилфорд Джой Три стороны интеллекта: Психология мышления / Дж. Гифорд. - М.: Прогресс, 1999. - 437 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 14.- №4. - С. 83-93.

3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева. - СПб.: Изд-во «Речь», 2015. - 222 с.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

5. Оринина Л.В. К вопросу о формировании адаптивных стратегий поведения у представителей современной молодежи / Л.В. Оринина // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург, 2017. -С. 156-158.

6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. авриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

7. Халифаева О.А. Реализация психологических условий развития креативности в подростковом возрасте как перспектива развития образования в современном мире / О.А. Халифаева // Человек в поиске духовности: ориентиры и установки. Общечеловеческие ценности в проблемном поле межэтнических отношений: труды и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань: Новая линия, 2005. - С. 109-113.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Клычков Кирилл Евгеньевич

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье проанализированы психолого-педагогические источники, рассматривающие особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя. Выявлены специфические черты, лежащие в основе тренерско-преподавательской деятельности. Определено, что профессиональная деятельность тренера-преподавателя схожа с другими педагогическими специальностями, но имеет определенные специфические особенности, выявлению которых и посвящена статья.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, тренер-преподаватель, педагогическая деятельность, обучающиеся, профессиональная специфика.

Annotation. This article analyzes many sources, and discusses the various features of the professional activities of the trainer-teacher. It is noted that it relates to the peculiarities of pedagogical activity. A number of specific features characterizing the coaching and teaching activity are identified. It is determined that the professional activity of the trainer-teacher is similar to other pedagogical specialties, but has specific features that distinguish it from them.

Keywords: professional activity, trainer-teacher, pedagogical activity, trainees, professional specifics.

Введение. В мире существует множество различных профессий и специальностей, которые подчинены своим правилам, специфике и структуре, а также в рамках истории отражают процесс разделения труда в обществе.

В отечественной психологии, многими исследователями, отмечалось высокое значение категории деятельности, и довольно часто встречались утверждения, характеризующие деятельность как категорию важнейшего значения [1, 14, 19]. Невзирая на «значимость» категории деятельности, до сих пор в психологии и педагогики не существует конкретного определения данного понятия. При формулировке определений деятельности, разные исследователи отталкиваются от нескольких аспектов: взаимосвязи (между человеком и окружающим миром; осуществление сознательно поставленной цели); функциональности (обозначение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.