Выводы. Таким образом, раздел преемственности формирования нравственной и экологической культуры будущего педагога в профессиональной подготовке все более приобретает характер важнейшей психолого-педагогической проблемы в отношениях между человеком и человеком, человеком и окружающей средой, а также развивается как самостоятельная отрасль знания в системе профессиональной педагогической подготовке и повышении квалификации специалистов психолого-педагогического профиля.
Как уже было отмечено выше, наиболее остро вопрос о формировании нравственной и экологической культуры в рамках педагогического образовании встал в период реформации системы образования в условиях ухудшения экологической обстановки. На современном этапе социально-экономического развития педагогика и большая часть других наук признает человека самой «активной» и «мощной силой», воздействующей на окружающее природное пространство, в связи с чем политика государства в области высшего профессионального образования должна быть не просто регулятивом образования как социального института, целью которого общество будет видеть образованного профессионала, а создание такой модели подготовки формирующегося специалиста, в результате которой он был бы не просто профессионально подготовлен к осуществлению деятельности в условиях производства, но подготовлен к этой деятельности как специалист гуманный, духовный, здоровый, экологически мыслящий.
Литература:
1. Александрова, Н. М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования: уровни построения, обоснование / Н. М. Александрова // Инновационные аспекты современного профессионального образования (Т. XXXVII. Приложение к журналу «Философия образования»). -Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2010. - С. 18-29.
2. Андреева, Г. Ф. Культура здоровья: ноосферный подход. В. И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография / Г. Ф. Андреева, Л. Ю. Архипова. Под науч. ред. А. И. Субетто и В. А. Шамахова. В 3-х томах. Том 2. - СПб.: Астерион, 2013. - С. 499.
3. Ахмеднабиев, М. К. Особенности формирования экологической культуры у студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] / М. К. Ахмеднабиев. - 2007. - Режим доступа:http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049169&archive=1195938 639&81аг1_&ош=&иса1=&
4. Васильева, И. Н. Формирование эколого-валеологической компетенции учащихся [Электронный ресурс] / И. Н. Васильева. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517144/
5. Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования / А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: научно-методический журнал. - 2007. - № 3. - С. 3-8.
6. Колесников, М. М. О соотношении понятий «экологическая культура» и «экологическая компетентность» / М. М. Колесников // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2013. -№1. - С. 69-73.
7. Маджуга, А. Г. Научные основы эколого-валеологического образования студентов в ракурсе здравоцентристской педагогической парадигмы / А. Г. Маджуга // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. - №5. - С. 84-89.
8. Муравьева, Е. В. Экологическое образование как одно из средств духовного возрождения общества / Е. В. Муравьева, М. А. Миронова // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: материалы IX науч.-практ. конф. - Казань; Йошкар-Ола: Центр инновационных технологий, 2001. - С.164-166.
9. Муравьева, Е. В. Необходимость экологизации образования как средство решения проблем ноосферы / Е. В. Муравьева // Совершенствование преподавания в высшей школе: материалы науч.-метод. конф. - Казань, 2001. - №4. - С. 81-83.
10. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.
11. Пашков, В. В. Философские основания профессионализации педагогической деятельности / В. В. Пашков // Гшея. - Ктв, 2014 р. - № 88(9). - С. 288-293.
12. Пономарева, К. А. Эколого-валеологическое образование студентов педагогического вуза / К. А. Пономарева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г). - СПб.: Реноме, 2012. - С.179-181.
13. Урсул, А. Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века / А. Д. Урсул // Социально-политический журнал. - М., 1996. - № 4. - С. 68-77.
Педагогика
УДК 23
доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга);
старший преподаватель Реймер Мария Валериевна
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
Аннотация. В статье раскрываются региональные особенности развития начального образования в Калужской губернии во второй половине 18 века, раскрываются основные историко-педагогические факторы и условия, определившие своеобразия становления начальных школ Калужской губернии. Также рассматривается специфика работы начальной школы калужской губернии, основные предметы, которые преподавались в них.
Ключевые слова: начальные школы, начальное образование, училище, реформы, региональные особенности.
Annotation. The article reveals the regional features of the development of primary education in the Kaluga province in the second half of the 18th century, reveals the main historical and pedagogical factors and conditions that determined the peculiarities of the formation of the primary schools of the Kaluga province. Also, the specifics of the primary school of the Kaluga province are considered, the main subjects taught in them.
Keywords: primary school, primary education, school, reform, regional features.
Введение. Актуальными проблемами исследования, требующими своего научного переосмысления и переоценки являются, например, возникновение тех или иных учебных заведений, их опыт; программно-методической работы органов народного образования и учителей школ Калужского региона; проблема теоретической и практической деятельности видных педагогов, осуществляющих свои оригинальные, инновационные эксперименты на территории нашего края, по новому решавших сложные педагогические проблемы; подготовки учительских кадров, то есть поиск исторического объяснения возникновения педагогических идей и воззрений, их инновационный потенциал.
Специальное изучение такого материала, показывающего влияние реформ на развитие образования в российской провинции, отражающего уникальный опыт различного рода заведений Калужской губернии, на наш взгляд, особенно важно для будущих бакалавров и магистров, поможет им лучше понять причины реформирования образования и школы, специфику их проведения с учетом местных особенностей. Кроме того даст необходимы знания о процессе развития образования в истории отечественной культуры, о специфике культурно-исторического развития России и ведущих тенденциях отечественного образования.
Авторы не ставят своей задачей исчерпывающе изложить достаточно объемный и многогранный материал, касающийся государственных образовательных реформ, проводимых в дореволюционной России, оказавших огромное влияние на общественное развитие и школу как в целом по стране, так и в ее отдельных регионах. Представленные в статье архивные документы и материалы (отчеты инспекторов, характеристики педагогов, воспоминания учениц) помогают увидеть специфику работы училищ, содержание образования в них; деятельность педагогического класса; понять атмосферу учебных заведений, направленных на духовно-нравственное воспитание.
Хронологические рамки исследования избраны на основе изучения и выявления специфики и качественного своеобразия региональных особенностей развития образования в Калужской губернии в указанный исторический период. Выбор также обусловлен недостаточностью прежних подходов к пониманию и оценке происходящих в те годы процессов в области народного образования и педагогической мысли. Между тем, именно в рассматриваемый период, особенно с 1860 года по 1917 передовая педагогическая наука России усилиями своих наиболее известных теоретиков и практиков, работающих в том числе и в Калужском регионе, сделала значительный шаг в своем развитии. Обобщенный в статье педагогический опыт представляет несомненный интерес для всех, интересующихся историей отечественного образования
Изложение основного материала статьи. Возникновение начальных училищ в России связано с просветительской политикой Екатерины 2. Как отмечал П.Ф. Каптерев: «Екатерине II по части педагогики досталось наследство не особенно завидное: русское просветительное дело было сорвано с его вековых религиозно-церковных устоев и брошено в новое русло, направление которого, глубина и широта не были определены: плыви ладья просвещения в другом направлении, а куда именно, с каким кормчим, с какими целями - об этом никому достоверно не было известно, и не было человека, который мог бы разъяснить все недоуменное по части образования. Старое - религиозно-церковное - долой, на его место - новое, светское, профессиональное, сословное, энциклопедическое. Получился педагогический хаос. А тут с Запада шли новые педагогические идеи, которые переварить и приспособить к русской действительности было нелегко. Среди множества педагогических идей, шедших с Запада, Екатерину II особенно привлекали: индивидуалистическая и социально-государственная - идеи не только различные, но и противоположные. В духе первого все воспитание нужно было поставить на физиолого-психологические основания, тщательно изучать особенности развития личности, периоды ее становления и к ним приспособлять все воспитание, следуя за природой ребенка. Сторонники этого направления рекомендовали подальше держать детей от общества взрослых, «зараженных пороками», создавая закрытые воспитательные дома.
Представители другого направления отстаивали идею создания государственной системы образования и гражданского воспитания. Общество, по их мнению, держится свободой и равенством его членов. «Повиновение закону приобретается не путем наказания, а просвещением, выяснением мысли, что общее благо, законы, общие интересы суть только разумно согласованные интересы отдельных лиц. В каждом общем интересе есть доля личного интереса, и человек, повинуясь закону, повинуется себе. Граждане, неравные по природе и положению, должны быть равными юридически. Общество должно быть так устроено, чтобы добродетель была полезна, а без добродетели никто не мог бы быть счастливым. В период ее правления была проведена серьезная реформа в области образования. Особую роль сыграл приглашенный императрицей Ф.И.Янкович (1741-1814), серб по национальности. Составленный им проект во многом был заимствован из Австрии. Ф.И.Янкович принял активное участие в работе Комиссии об учреждении народных училищ; он перевел на русский язык разные уставы и инструкции для учителей и попечителей школ; переделал необходимые учебники, которые сразу же были изданы: «Российский букварь», «Руководство к арифметике», «Священная история» и др. В 1786 году был принят «Устав народным училищам Российской империи», согласно которого открывались в уездных городах малые (1- или 2-х-классные) училища и в губернских - 4-5-х-классные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам гражданственности, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства местных городских самоуправлений.
Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Обучение длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили Евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и иностранные языки. В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.
К сожалению, этот план народного образования был осуществлен у нас в весьма ограниченных пределах. Училища возникали исключительно только в уездных городах и то в малом количестве: из 500 городов, школы существовали лишь в 223, что для такой обширной империи, как Россия, было очень мало.
Но как бы то ни было, попытка Екатерины II распространить образование в России по определенной системе заслуживает серьезного внимания. Проводимые в период ее правления реформы оказали свое влияние на развитие образования в провинции.
Во второй половине XVIII века Калуга превращается в довольно крупный экономический центр, что имело большое значение для роста культуры и образования. По проекту русского архитектора П.Р. Никитина проводилась коренная реконструкция улиц и площадей города. Возводились каменные здания, как общественные, так и частные. Началось строительство Гостиных рядов. В стиле русского классицизма было построено 2-х-этажное здание Присутственных мест, состоявшее из трех корпусов. В 1870 году закончилось строительство величественного каменного моста, исполненного в стиле римских виадуков, он стоит на пятнадцати каменных арках, из которых три центральных сделаны в два этажа. Несмотря на многочисленные переделки, эти ансамбли и сейчас производят внушительное впечатление. По заказу богатых купцов замечательные русские умельцы возводили десятки великолепных каменных зданий, как в самой Калуге, так и в уездах. Основные высоты застраивались церквями. От конца XVIII века в Калуге сохранились целые кварталы и даже улицы. Многие из каменных построек и по сей день остаются выдающимися памятниками архитектуры.
Поездка Екатерины в Калугу имела своим последствием преобразование Калуги из провинции в губернию по указу 24 августа 1776 года, в котором предписывалось: «Мы, почитая за благо учредить Калужскую губернию, повелеваем быть в ней 12 уездам..., и в сию губернию всемилостивейше жалуем в должность государева наместника тверского губернатора Кречетникова...» [1].
Указом Екатерины 2 от 24 августа 1776 года было образовано Калужское наместничество.
Губернский город при Кречетникове М.Н. совершенно преобразился. Михаилу Никитичу обязаны мы возведением присутственных мест (1780-1787), каменного моста, было начато строительство Троицкого собора (1786). В 1780 году было построено здание почты. В 1782 году началось строительство гостиного двора. Строительство велось за счет калужских купцов и продолжалось почти 40 лет.
Кречетников М.Н. уделял большое внимание и просвещению. Этому немало способствовало просвещению и открытие в Калужской губернии типографии. В 1785 году была напечатана книга «Собрание разных нравоучительных повествований и басен. Перевод с немецкого» [6].
В январе 1777 года был открыт и Калужский театр.
У Калуги появился свой герб. На голубом поле был изображен горизонтально извитый серебряный переклад, означающий р. Оку, протекающую выше сего города, и в верхней части щита - императорская золотая корона, в знак знаменитости, которую он чрез нынешнее учреждение в нем губернии от монаршей личности получена [7].
В 1777 году Кречетников учредил училище, в котором «купеческие и мещанские малограмотных отцов дети, а особливо в сущей бедности осиротевшие, могли обучаться читать и писать по-российски, нотному пению и истолкованию Греко-российского закона, яко первейшему всех добродетелей основания, и, наконец, арифметике и рисованию». В 1780 году был открыт дворянский пансион для обучения благородного юношества математике, правилам российского слога, иностранным языкам, рисованию и танцеванию. В 1784 году вместо школы для купеческих и мещанских детей открыто народное училище, а в 1786 году - главное народное училище. К концу царствования Екатерины II Калуга стала едва ли не самым благоустроенным провинциальным городом средней России. В Петербурге в это время учреждено первое в России главное народное училище, в котором молодые люди (семинаристы) обучались «учебному способу» и по окончании занимали в провинциях, в том числе и Калуге, учительские места в школах. В Калужской школе один учитель 2 года обучал всем предметам. Учениками были в основном солдатские и мещанские дети.
В 1786 г. В Калужском училище учились 80 учеников, в Мосальском - 22, в Боровском - 24, в Перемышльском - 23, в Малоярославецком - 33 ученика.
Но учителями могли быть и кончившие курсы в Калужском училище, только «по выдержании особого экзамена и по получении затем аттестата из приказа общественного призрения» [11].
В предложении М.Н. Кречетникова приказу общественного призрения об открытии в городах губернии училищ для купеческих и мещанских детей (ноябрь 1777 года) рекомендовалось «... Калужской губернии постановить училища., чтобы юношество как в прочих нужнейших частях, так особливо в страхе божии и любве к ближнему было поставлено. Касательно же прочих городов, открыть училища приготовя способные для этой цели домы», набрать в них «небольшое число купеческих и мещанских детей, до 20 человек» [9].
В школу, согласно Положения, следовало принимать детей от 6 до 13-летнего возраста около 200 человек. «Обучение полагалось: словесной грамоте, правописанию, истолкованию христианского закона, арифметике, рисованию и по усмотренной в здешнем юношестве охоте способнейших и желающих нотному пению, также бухгалтерству или содержанию счетных книг, которые для купечества необходимо нужны.» [8].
М.Н. Кречетниковым были внесены в документ рекомендации, касающиеся подбора учителей, проведению публичных экзаменов и т.п. Отличившихся в учебе учеников предлагалось награждать книгами. Своеобразным стимулом служило и то, что «при определении в училище для отличия от прочих, в оном не состоящих, носить обучаемым белые шляпы, обшитыя черною, по изучении же словесной грамоте и писать -зеленою тесьмою, а обучившимся в арифметике тройному правилу и вместе с оным рисованию, также успевшим в знании христианского закона и получившим в том свидетельство и одобрение от учителей. употреблять платье зеленого цвета, шляпы же черные без всякой обшивки, что и будет отличать прилежность в обучении» [11].Обучение было платным. С купеческих детей «за изучение грамоте брали 4 рубля, для желающих обучиться арифметике, рисованию и бухгалтерии - 6 рублей; с мещанских детей - половину от указанных денег; обучение закону божьему - бесплатно. Для тех, кто опаздывал на уроки, ленился или нарушал дисциплину, вводились штрафы «разными устыжениями: стоя учиться, особо иметь для ленивых стол, содержанием на хлебе и воде и т.п.» [7].
Развитие народных училищ в Калужской губернии в рассматриваемый период имело свои особенности.
22 сентября 1786 года состоялось торжественное открытие первого в Калужской губернии 4-х-классного народного училища. Оно размещалось в 3-х-этажном здании на стыке современных улиц Ленина и Луначарского. Перед открытием отслужили молебен в стоявшей рядом церкви Благовещения. И 80 мальчиков после предварительной оценки знаний приступили к занятиям.
Благодаря исторической записке Калужского губернского училища, мы сегодня имеем возможность познакомиться с организацией учебного процесса в нем, с первыми преподавателями, которые были «присланы с книгами» [4]. Учителем 1 класса был назначен Михайло Миролюбов, выпускник духовной семинарии; он вел и Закон Божий. Григорий Зельницкий, обучал 2 класс, преподавал отечественную историю. Более 40 лет занимался преподавательской деятельностью. За большие заслуги в деле образования был награжден орденом Владимира IV степени. Павел Осиповский обучал учащихся 3 класса географии. Онисим Потресов назначен учителем в 4 классе арифметики и геометрии, но в связи с отсутствием учеников в год открытия училища класс не был открыт. В 1804 году Потресов, профессор математических наук, стал директором мужской гимназии. Трое из присланных в губернское училище учителей (Г. Зельницкий, П. Осиповский и О. Потресов) имели специальную педагогическую подготовку, окончили первую Петербургскую учительскую семинарию.
В 1786 году стали открываться и малые народные училища в уездных городах (Боровске, Малоярославце, Мосальске и Перемышле) с числом учеников от 17 до 34 человек. Учителями в них были, как правило, выпускники духовных семинарий, Московской духовной академии [2]. В остальных городах училища появились позднее. В 1795 году - в Козельске. В 1789 году - в Жиздре. Открываются и частные школы. Как видно из Ведомости Калужского приказа общественного призрения, в 1787 году количество учащихся в народных училищах губернии распределялось следующим образом (см.документ № 97).
№ 97 ВЕДОМОСТЬ КАЛУЖСКОГО ПРИКАЗА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ В КАЛУЖСКОМ ГЛАВНОМ И В МАЛЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩАХ ГУБЕРНИИ
20 июня 1787 года
Число учеников
В Главном калужском училище:
В первом классе дворянских и офицерских детей 11
купеческих мещанских 9
приказно-служительских 8
духовных 4
разночинческих 69
Итого: 101
Во втором дворянских и офицерских детей 15
купеческих 3
приказно-служительских 3
разночинческих 40
Итого: 61
В третьем дворянских и офицерских детей 14
разночинческих 8
Итого: 22
А всего во всех классах: 184
По городам:
В Мосальске
В первом классе дворянских 1
купеческих и мещанских 5
разночинческих 4
Итого: 10
Во втором дворянских 1
купеческих и мещанских 7
разночинческих 2
Итого: 10
А в обеих классах всего: 20
Боровске
В первом классе дворянских и офицерских детей 5
мещанских 4
разночинческих 8
Итого: 17
Во втором мещанских 2
разночинческих 7
Итого: 9
А в обеих классах 26
Малом Ярославце
В первом классе дворянских 4
купеческих и мещанских 14
разночинческих 2
Итого: 20
Во втором дворянских 4
купеческих 4
разночинческих 6
Итого: 14
А в обеих классах всего: 34
В первом классе Перемышле разночинческих 10
Во втором 7
А в обеих классах: 17
Итого по городам: 97
А по всей Калужской губернии: Петр Пратасов 281
Состав учащихся не был постоянным, многие бросали учебу, не закончив курса, отдельные училища закрывались из-за отсутствия средств. До начала XIX века, до 1804 года, во всех училищах в среднем ежегодно обучалось не более 230 учеников.
Свою образовательную функцию выполняли церковно-приходские школы. Что касается содержания образования в уездных училищах, то в их курс входили, как правило, чтение, письмо, изучение Псалтыря и Часослова, а позже Катехизиса.
Дети занимались по букварю, составленному известным просветителем и издателем Н. Новиковым, учились писать цифры, обучались арифметике, правилам склонения имен существительных, знакомились с текстами священной истории, установками чистописания, рисованием [9].
Применялись наглядные пособия (таблицы с азбукой и прописи букв). Уровень образования в училищах был выше, чем в школах грамоты.
В главном училище желающие учиться в 3 классе продолжали изучение арифметики (действия с целыми числами и дробями), геометрии, всеобщей и естественной истории, географии, архитектуры, землеописания Российского государства; упражнялись в правописании по грамматике (сочинения), читали Евангелие, повторяли Катехизис. Училище хорошо снабжалось учебными книгами, наглядными пособиями (карты, глобус), местными минералами. Успешное окончание главного народного училища давало возможность выпускникам работать учителями в народных училищах. По окончании 4 класса проводился экзамен -выдавали свидетельство. Можно было продолжать образование в высших училищах, гимназиях или университетах.
Учебные книги для губернских училищ были разработаны и утверждены Петербургской комиссией по образованию: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого и Ломоносова, «Краткая российская грамматика» профессора Е. Сырейщикова; «Университетская грамматика» и «Краткое руководство к геометрии для народных училищ России» М. Головина; «Учебное пособие по географии», «Пространственное землеописание Российского государства» и др. В книгах содержался богатый материал по истории России, походах, обитателях земель и островов, о занятиях жителей и т.д.
Особую роль сыграло составление Ф.И.Януковичем «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ», в котором давались не утратившие своей актуальности методические рекомендации: учить учеников не порознь, а весь класс задавать вопросы, чтобы узнать, поняли дети объясняемое; применять наглядные методы обучения ит.д. От учителя «Руководство» требовало наличие таких добродетелей, как любовь к Богу, детям и свое профессии; уважительное отношение к ученикам, терпение и др.
Что касается непосредственно воспитания подрастающего поколения, его целей и задач, то они были изложены в книге «О должностях человека и гражданина», которая была предложена всем училищам в качестве основного пособия по духовно-нравственному воспитанию «законопослушных граждан и патриотов своего Отечества».
За 18 лет своего существования губернское народное училище дало образование многим калужанам, оказало большое влияние на развитие культуры в Калужском крае. Вот что сообщал журнал «Урания», издаваемый учителем Зельницким: «Счастливое влияние просвещения в конце XVIII века на умы здешних купеческих фамилий нередко производило изящные действия: многие теперь занимаются чтением полезных книг, содержанием библиотек, физических и искусственных кабинетов. Прежде всего пиры калужан редко без какой-нибудь особенной причины бывали. Обыкновенно крестины, именины, свадьбы, похороны и праздники составляли их собрания. За столом сиживали по семи, восьми часов, где никаких увеселений видеть не можно. Девушки могли только в праздники выходить на крыльцо и отдавать низко поклоны всем проходящим мимо, или ходили на колодец в сопровождении пожилых дам, где знакомились с женихами. Ныне калужане дают столы и балы с танцами, слушанием музыки и прочие благородные увеселения по приглашению билетами, посылкой званого» [10].
Развивалось и общественное сознание, в губернии возникали благотворительные учреждения для бедных и сирот. Как видно из ведомости Калужского приказа общественного призрения (1787 год), деньги на их содержание поступали не только из государственной казны, но и от частных лиц, что давало возможность приобрести для народного училища каменный 3-х-этажный корпус, пристроить 2 флигеля. Нашлись средства и для организации сиротского дома для младенцев (до 3-4-х лет), которых потом отправляли в Московский воспитательный дом. Некоторых детей отдавали на воспитание в частные дома. Для неимущих престарелых в губернии имелись 3 богадельни: мужская и 2 женские; в уездных городах - по 1 (65 человек), на содержание которых давали деньги благотворители и меценаты; инвалидный дом (12 человек); Дом для сумасшедших; Рабочий дом; Смирительный дом; Больница.
Выводы. Таким образом, можно утверждать, что реформы Екатерины II сыграли свою положительную роль в развитии народного образования в России путем создания народных училищ, хотя в них обучалось небольшое количество учащихся. Развитие училищ сдерживало и отсутствие средств, недостаточное внимание и финансирование со стороны государства. Содержание училищ возлагалось на городские общества, которые сами имели весьма скудные средства.
Литература:
1. ГАКО, ф. 64, оп. 1, ед. хр. 14.
2. «Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858 - 1905 г». СПб. С. 23.
3. Записки княгини Е.Р. Дашковой. - М.: Наука, 1990.
4. Записи в журнале Калужского Семинарского Правления по представлениям начальства Калужского, Мещовского и Боровского уездных духовных училищ о состоянии училищ за 1861-1862 учебный год. 27 июля 1862 год.
5. Калужский край. Документы и материалы. - Калуга, 1976, с. 155.
6. Калужские губернаторы: Библиографические очерки. - Калуга: Золотая аллея, 2001. - с. 16.
7. Калужский край, кн. I, доп. 88. Калуга, ГАКО. - С. 144.
8. Калужский край. - Калуга, ГАКО, № 59. - С. 1470149
9. Калужский край. Документы и материалы. Кн. I. - Калуга: ГАКО, 1976. - С. 149-150 (№ 90).
10. Лагутин В.Д. Краткие очерки истории народного образования Калужского края. - Калуга, 1993. - С. 25-26.
11. Памятная книжка Калужской губернии 1861 г. Изданная Калужским Губернским Статистическим Комитетом под ред. чл.-корр., старшего учителя Калужской губернской гимназии П. Щепетова-Самгина, С. 247
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Касиманова Людмила Альбертовна
Российский государственный педагогический университет имени A. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ
Аннотация. В статье даётся подробной описание методологии изучения содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов с точки зрения постнеклассической парадигме в науке, анализируются синергетические аспекты образования, раскрываются характеристики и параметры изменений современного общества в контексте роли Культуры, рассматривается культурологический подход, позволяющий рассмотреть содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры.
Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, синергетика, синергетический подход, постнеклассическая концепция развития культуры, социокультурный подход, культуротворческая среда, содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Annotation. The article gives a detailed description of the methodology of study of the content of training teachers-choreographers from the standpoint of post-non-classic science paradigm, examines synergistic aspects of education, disclosed characteristics and parameters of the changes of modern society in the context of the role of culture, discusses the culturological approach to consider the contents of training teachers-choreographers in the context of modern concepts the development of culture.
Keywords: postneklassicheskaja paradigm, synergy, synergy approach, postneklassicheskaja the concept of cultural development, sociocultural approach kulturotvorcheskaja Wednesday, the content of training teachers and choreographers.
Введение. Обзор содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов различных вузов страны, обнаружил богатое разнообразие содержания, построенное на разных концептуальных основаниях, ценностях; различные подходы к построению образовательного процесса, обусловленное его нелинейностью; неодинаковые условия обучения (образовательная среда, разные социальные партнеры, культуротворческая среда, культура взаимодействия и отношений внутри вуза и т.д.); сложноорганизованность и стохастичность организации образовательного процесса и т.д., все это заставило нас обратиться к постнеклассической методологии исследования профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Новая постнеклассическая парадигма в науке появилась во 2-й половине XX века, в ее основе лежит положение, что мир состоит из открытых саморазвивающихся систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризуются совершенно иными принципами - разупорядоченностью, разнообразием, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными соотношениями. Отличительными чертами этой концепции являются междисциплинарность рассмотрения, устойчивость и изменчивость, детерминизм и стохастичность, закономерность и случайность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода знаний. В этой связи акцент исследования переносится на субъектную позицию исследователя, его ценности и смыслы, формирующие нетрадиционные подходы и качественно иные методы исследования; наблюдатель выносится за пределы системы, которую исследует.
Система профессиональной подготовки педагогов-хореографов - сложная социальная система, в которой функционирует огромное количество подструктур: управленческий аппарат, образовательный процесс, творческо-воспитательная деятельность, учебно-материально-техническая база учебного заведения, профессорско-преподавательского коллектива, студенческого коллектива, система работы с работодателями, социальными партнерами и т.д. Процесс развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой, такие системы изучает синергетика, наука, которая впоследствии определила синергетический подход в образовании. В результате умелого управления образовательной системой вуза и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности и пути ее развития.
Существует множество путей развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов, что определяется ее внутренними свойствами и особенностями, в центре такой системы находится студент -еще одна открытая, нелинейная, самоорганизующаяся система, обладающая всеми присущими подобным системам свойствами: наличием режимов с обострениями, пороговой чувствительности, обратной связи. Преподаватель (а особенно преподаватель творческого вуза) - также источник флуктуаций (вносимых изменений), часто возмутитель спокойствия внесением в образовательный процесс творческого элемента, инновации, что «заражает» коллег и приводит к пороговому состоянию, после достижения, которого система переходит в новое состояние - состояние развития, перехода на следующий виток функционирования, более