DOI 10.24411/9999-054A-2020-10019 УДК 82-995
H. В. КУРГУЗОВА, М. А. ФЕДОРЧУК
«Я — типичный фикрайтер»: фанфикшн как форма игровой деятельности современных школьников
Статья посвящена осмыслению феномена фанфикшн как игровой практики, литературного и читательского опыта современных школьников. Главная особенность фанфикшн, обеспечивающая функционирование этого культурного пространства как формы читательского письма, — это ведущая роль читателя. Власть читателя над исходным текстом позволяет создавать персонажей, сюжеты, локации, которых не было в каноне, или же по-своему интерпретировать оригинальное произведение. В этой связи особую популярность фанфикшн приобрел среди школьников, которые активно включаются в игру с исходным текстом, порождая множество версий оригинала. При этом создается коммьюнити писателей-фанфиков — фикрайтеров, которых объединяют типичные черты. В докладе особое внимание уделяется игровой функции фанфикшн среди современных школьников, особенностям игровых практик и ведущим ролям в рамках фанфикшн. Ключевые слова: фандома; фанфикшн; фикрайтер; фикридер; игра.
N. V. KURGUZOVA, M. A. FEDORCHUK
"I am a typical FicWriter": fanfiction as a form
of play activity for modern school children
The article deals with interpretation of the phenomenon of fanfiction as a game practice, literary and reading experience of modern schoolchildren. The main feature of fanfiction, which ensures the functioning of this cultural space as a form of reader's writing, is the leading role of the reader. The reader's power over the source text allows him to create characters, plots, locations that were not present in the Canon, or to interpret the original work in his own way. In this regard, fanfiction has become especially popular among schoolchildren, who are actively involved in the game with the source text, generating many versions of the original. There exists a community of fanfiction writers, FicWriter, which participants share typical traits. The report focuses on the game function of fanfiction among modern schoolchildren, features of game practices and leading roles within fanfiction.
Keywords: fandom; fanfics; FicWriter, picrites; femrider; game.
Основной причиной популярности фанфикшн как творческой практики является его способность удовлетворять читательскую потребность фанатов конкретных произведений. При этом интернет-ресурсы фанфикшн выступают как площадки для чтения, инструменты взаимодействия читателей, которые уже не скованы рамками текста, а свободны в интерпретации прочитанного и делятся своим видением друг с другом. Н. В. Самутина отмечает: «Фанфикшн в его современном виде — это определенная демокра-
тия чтения, реванш читателя, вырвавшего свое право на удовольствие из рук критика и издателя, а также из-под власти традиционно понимаемого автора» [Самутина 2013, 141]. Автор оригинального произведения больше не всесилен, он не диктует правила и законы прочтения его книги. «Человек читающий» сродни homo ludens, он ненасытен, ему мало тех объемов литературной продукции, что есть, он читает быстрее, чем автор пишет. Отсюда вытекает необходимость в создании дополнительного контента, основанного на полюбившемся каноне. Так рождаются фанфики.
Фанфикшн имеет ряд признаков, позволяющих отнести его к игровой деятельности. Хёйзинга называл игрой «действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и воодушевление... Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку» [Хёйзинга 1991, 80]. И действительно, основной аудиторией (потребителем и создателем) фанфикшн являются подростки и молодые люди до 25 лет. При этом большая часть фикрайтеров (авторов) и фикридеров (читателей) является школьниками, для этой аудитории игровая деятельность остается одной из предпочитаемых. Фанфики размещают и читают на конкретных ресурсах (самый известный — ficbook.net), оформляют согласно принятым правилам. «Благодаря распространению Интернета игра как феномен человеческого бытия приобретает настолько массовый характер, проникая во все сферы человеческого бытия, что становится одним из важнейших его экзистенциалов» [Беляева, Новикова 2018, 84]. Фикрайтеры заранее в дисклеймере отказываются от какой-либо материальной выгоды и авторских прав на свой текст. Написание и чтение же фанатских текстов приносят аудитории несомненное удовольствие, особенно тексты с трагическим или драматическим содержанием («стекло», в соответствии с терминологией фанфикшн).
Хёйзинга считал, что поэтическое творчество, родившееся в сфере игры, «по-прежнему чувствует себя в ней как дома» [Хёйзинга 1991, 69], но рискнем предположить, что вышесказанное можно распространить не только на поэзию, но и на литературное творчество в целом. Причина же в том, что, по мнению О. Михельсон, игра является ключевым фактором развития и выполняет важные социальные, коммуникативные и образовательные функции, «способствуя самопознанию и самостановлению, игра может также служить проводни-
ком в иной мир, мир нашей мечты и фантазии» [Михельсон 2013, 116]. Литературная игра как понятие связана с литературным текстом и направлена на модификацию существующего произведения или создание нового. Очевидно, что для такого вида игры необходим творческий элемент, применение фантазии и воображения играющих.
Несмотря на то что литературная направленность фанатского творчества очевидна, рамки литературной игры слишком узки для этого феномена. Фанфикшн не только игра с текстом, но и своего рода ролевая игра, кодировка, расшифровка условных знаковых элементов, игровая инициация, специфика коммуникации. Остановимся на ключевых параметрах фанфикшн как игровой деятельности.
Прежде чем приступить к «игре» в фанфикшн, желающие должны усвоить «правила игры». По мнению Хёйзинги, соперничество в загадках порождает мудрость, а поэтическая игра творит прекрасное слово. «И то и другое подчиняется системе правил игры, определяющей и термины искусства, и символы, как сакральные, так и чисто поэтические; чаще всего они суть и то и другое. И состязание в загадках, и поэзия предполагают круг посвященных, которым понятен используемый и там и там особый язык» [Хёйзинга 2018, 132]. Ряд особых требований по размещению, оформлению, комментированию текстов диктуют интернет-платформы (https://ficbook.net/rules). На «Книге фанфиков» разрешена публикация фанфиков и ориджина-лов, написанных непосредственно автором текста; переводов фанатских текстов и оригинальных любительских текстов с иностранных языков (с разрешения автора оригинала), статьи или исследования о фанфикшн или фандоме. Ресурс запрещает публиковать: тексты, написанные другими, скопированные из Интернета; тексты на других языках; запрещены также флуд, спам и оскорбительные и провокационные тексты; работы, затрагивающие недавние мировые трагедии и политические конфликты, и др. Эти правила носят универсальный характер и распространяются на всех авторов и читателей фанфикшн.
В сообществе фикрайтеров и фикридеров существуют и свои негласные правила. Некоторые из них связаны со спецификой коммуникации, другие — с выражением своего мнения относительно канона. В большинстве сообществ не приветствуется резкая критика как автора, так и текста. Исключения составляют работы, написанные желающими высмеять сообщество, или авторами, не умеющими грамотно выражать мысли и идеи на письме (ЙАшками).
Ресурс «Книга фанфиков» предлагает также правила составления хорошего, содержательного отзыва на фанфик — во многом от этого зависит, будет ли у текста продолжение. Посредством комментариев и оценки работы фикрайтера читатель выражает свое отношение к тексту. Фикридер и фикрайтер должны принять условия игры, чтобы гармонично влиться в игровую деятельность и получить удовольствие от участия в ней [Книга фанфиков].
Правила игры в фанфикшн затрагивают и особенности оформления текста: его соответствие указанным параметрам (рейтинг, пей-ринг, жанр, направленность и т. д.) и грамматике русского языка. Отступление от этих норм или несоответствие им негативно оцениваются сообществом, вызывают волну недовольства.
Как для любой игры, для фанфикшн характерно наличие «игроков», из которых одни исполняют роль ведущих, другие — рядовых участников. Отсюда вытекает условно ролевой характер: фанаты выполняют функции автора-создателя (фикрайтера) и читателя-побудителя (фикридера). Коммуникация между ними выполняет функцию инициации: понять смысл в таком общении могут только «посвященные» как в специфику отдельно взятого фандома (фанона), так и в характерные особенности всего фанфикшн в целом (своего рода игра в тайное общество). Бренда Данет, отмечая ролевой характер фанфикшн, говорит о принципиальной свободе автора, которая отражается в возможности создавать в сети совершенно отличный от реального я-образ [Danet 1997]. Не имеет значения возраст, образование, территориальная принадлежность фикрайтера и фикридера. Эти показатели скрываются за никами (nickname — прозвище). Маскирующая функция обусловливает потребность «скрыть за маской свои личные данные и привлечь внимание к личности и к маске, ее экспрессивной силе... пробудить страх, воззвать к юмору и т. д.» [Федорчук 2017, 48].
В фандомах давно сложились типичные образы фикрайтеров и фикридеров, это своего рода типичные роли для потенциальных игроков. Одной из самых распространенных и вместе с тем критикуемых особенностей фикрайтеров является нежелание писать продолжение фанфика. Над прокрастинацией авторов фанфиков шутят в пабликах социальных сетей, что подтверждает мысль о том, что данная черта становится характерной для коммьюнити фикрайтеров:
«Прода — очень странный предмет. В голове она есть, на Фикбуке вот нет»;
«Прода: "Пиши, пиши меня полностью"»;
«Собралась написать проду: свет выключили, печенье закончилось, муза ушла»
(https://vk.com/i_write_fanfiction).
Требование продолжения (проды) становится постоянно повторяющимся мотивом в игре в писателей и читателей. Как показывает опрос авторов, простое требование продолжения никак не мотивирует фикрайтеров на написание продолжения и даже вызывает чувство раздражения.
Другой отличительной чертой фикрайтеров становится изобилие идей. Часто фикрайтеры жалуются на то, что они не успевают реализовать одну задумку, как их захватывает другая. Результатом этого становится третья характерная черта авторов — не доводить до конца работу, начиная несколько других: «Не успеваю закончить драббл, зато начинаю три новых макси» (https://vk.com/i_write_fanfiction).
Для сообщества фикридеров основным действием в сообществе становится требование продолжения. Причем оно может выражаться как в развернутом отзыве, с указанием тех моментов, которые больше всего понравились читателю, так и в предельно сжатом виде: «Проду!» И в данном сценарии активную роль играют фикри-деры, которые заставляют фикрайтеров писать в соответствии с их конкретными желаниями и фаноном в целом. Игнорирование воли фикрайтеров приводит к агрессивному восприятию фикрайтера и его творчества в сообществе.
Среди фикридеров можно условно выделить явных и тайных читателей. Первых отличает активное участие в жизни сообщества, комментирование работ, составление отзывов, коммуникация с другими членами сообщества. Тайные читатели не регистрируются на платформах, читают фанфики, но не оставляют к ним комментарии и отзывы, не выходят на связь с другими участниками фандома.
Интересно, что над фикрайтерами подшучивают именно фикри-деры, которые не в первый раз сталкиваются с авторскими отговорками. Кроме того, фикридеров отличает умение ждать, подчас именно оно заставляет читателей перейти в разряд писателей. Таким образом, фанаты «играют» в писателей и читателей, по умолчанию принимая правила анонимности и коллективности.
Когда распределены роли, фанаты-школьники активно включаются в игру не только с исходным текстом, в котором жонглируют персонажами, пространственно-временными локусами и сюже-
тами, но и с создателями оригинальных произведений. Подтверждением тому может служить исследование Т. Г. Гасанян, А. А. Фоминой, М. А. Моисеевой, Д. А. Провоторовой «Как Есенин и Маяковский болели, или Интерпретация реальной личности в творчестве фанатов» (2019). Наблюдая за фандомом «Сергей Есенин», исследователи приходят к выводу о том, что в сообществе прослеживается традиция «создавать краткие зарисовки бытового характера, драматические ситуации с участием Сергея Есенина и Владимира Маяковского» [Гасанян и др. 2019, 41]. Как показывает опыт изучения фанфикшн, «игрушками» в руках фанатов может стать что угодно: оригинальный текст, историческая или медийная личность, историческое событие или даже музыкальное произведение. Безусловно, предпочтение отдается медийным канонам (сериалам, мультфильмам, фильмам и т. д.), однако, как показывает ряд исследований, книжная основа также привлекает фикрайтеров и фикридеров. Играя с каноном, фанаты порождают множество версий оригинала и тем самым удовлетворяют любой каприз читателя.
Чтобы правильно играть с каноном, фикрайтер должен следовать определенному игровому сценарию. В некоторой степени содержание игры обусловлено каноном — так возникают типичные фандомные сюжеты, бытующие в конкретных сообществах и не являющиеся востребованными в других. Необусловленные первоосновой, но возникающие у поклонников разных произведений, сценарии игры преобразуются в межфандомные сюжеты, характерные как для ряда сообществ, так и для всего фанфикшн в целом (например, сюжеты «Тоска по утраченному герою» [Федор-чук 2017], «Барышня и хулиган» [Белякова и др. 2016] и др.). Готовые сюжетные сценарии являются наиболее востребованными среди фикрайтеров.
Однако фанфикшн — это победа и власть читателя, поэтому во многом писательская деятельность авторов опирается на сценарий, запрашиваемый фикридером. Так появляется раздел «Заявки» (ИНрз:// ficbook.net/requests), где заинтересованный читатель может описать свою идею для фанфика и найти заинтересованного автора, желающего воплотить ее. Если для фикридера заявка — это возможность рассказать о том, что он хочет прочитать, найти тех, кто разделяет его интерес, то для фикрайтера такой раздел является бесконечным кладезем идей, вдохновения и сюжетов. Фанфик, написанный по заявке, однозначно получает отзывы заинтересованных в нем читателей, что мотивирует фикрайтера продолжать «играть».
Интерес фикрайтеров подстегивают также различные конкурсы и соревнования, проводимые как на платформах фанфикшн, так и за их пределами. Состязание — это обязательный элемент игровой деятельности, при этом, по мнению Л. Беляевой и О. Новиковой, «следует максимально проявить свои способности», оно имеет форму испытания, которое необходимо выдержать, либо преодоления препятствия [Беляева, Новикова 2018, 83-84]. Состязание в фанфикшн выполняет как корректирующую функцию (участники учатся на своих и чужих ошибках, совершенствуют собственные стили), так и селекционную (слабые и незаинтересованные фикрайтеры выбывают из игры).
В зависимости от выбранного сценария игры игроки следуют своим ролям и определенным правилам. Создается множество текстов в рамках конкретных канонов, расширяется до бесконечности художественное пространство оригинала. Канон превращается в целую вселенную, имеющую свои традиции интерпретации, нарушение которых исключает текст и автора из игры в фанфикшн. Так формируется фанон — «события, созданные фанатским сообществом в конкретном фандоме и распространенно повторяющиеся в фантек-стах» [Hellekson, Busse 2006, 5-32], художественное пространство самих фанатских текстов. Фанон как совокупность устоявшихся в сообществе сюжетных схем и интерпретаций становится базовым сценарием создания и прочтения текста в рамках отдельного фандома.
Фикрайтеры играют с оригинальным текстом, с авторами канона и сами по себе играют в «автора» и «увлеченного читателя». Эта игра открывает для юного читателя невиданные для него ранее возможности по управлению творческим процессом, в том числе и чужим, участию в коллективном создании художественного текста. Фанфикшн позволяет фикрайтеру и фикридеру примерить роль демиурга. Такая игра в писателя приводит к формированию собственного художественного стиля некоторых фикрайтеров, устойчивой репутации среди аудитории фандома, созданию таких произведений, которые выходят за пределы фанатских и вступают в сферу литературного творчества. Фикрайтерство — это одна большая мастерская писателей [Елкина 2019]. Из фанфикшн успешными писателями вышли Н. Перумов, Н. Васильева и Н. Некрасова, с «литературы фанатов» начался творческий путь Э. Л. Джеймс, К. Клэр, Н. Новик, С. Р. Брен-нан, Р. Дж. Андерсон. При этом впоследствии некоторые писатели сохраняют в своем творчестве ряд специфических черт фанфикшн (способы коммуникации с читателем, типичные для фанфикшн
сюжеты, особенности создания текста и т. д.). Творческая деятельность в какой-то момент перестает быть игрой, начинает приносить прибыль писателю. Текст, ранее создававшийся как вторичный, сам становится каноном, оригиналом, вокруг которого начинает формироваться новый фандом, новые фанаты, новая игра.
ЛИТЕРАТУРА
Беляева, Новикова 2018 — Беляева Л. А., Новикова О. Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы, 2018. С. 82-95.
Белякова и др. 2016 — Белякова О., Жиляева А., Залогина Ю., Конюченко А., Лазарева А., Тимчук С. «Типичный фанфег»: опыт исследования частотных сюжетных линий фанфикшн (на материале фандомов «Шерлок», «Сумерки», «Дневники вампира») // Фольклорный текст в современном культурном контексте: традиция и ее переосмысление: сб. ст. по материалам Международной научной конференции. Орёл: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2016. С. 155-162.
Гасанян и др. 2019 — Гасанян Т. Г., Фомина А. А., Моисеева М. А., Провото-рова Д. А. Как Есенин и Маяковский болели: интерпретация реальной личности в творчестве фанатов // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха [Электронный ресурс]: сб. материалов V Международной молодежной научно-практической конференции, 16-17 октября 2019 г. / под ред. С. В. Рудаковой; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 2019. С. 40-45.
Елкина 2019 — Елкина В. Написание фанфиков может научить ребенка ценным навыкам, которые он не получит в школе. URL: https://rb.ru/story/ fanfiction-and-education (дата обращения: 20.04.2020).
Книга фанфиков — Книга фанфиков [Электронный ресурс]. URL: https:// ficbook.net.
Михельсон 2013 — Михельсон О. К. Массовая культура, игра и новая религиозность // Вестник СПбГУ, 2013. С. 113-117.
Самутина 2013 — Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение, 2013. С. 137-195.
Типичный фикрайтер — Типичный фикрайтер [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/i_write_fanfiction.
Федорчук 2017 — Федорчук М. А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орёл, 2017. 252 с.