Научная статья на тему 'Я несла свою еду'

Я несла свою еду Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Я несла свою еду»

Рост в 38% за полгода -таков итог очередного мониторинга торговых сетей журнала «ВЕСТИ».

Наша «личная» инфляция превысила прогнозные значения Минфина в три раза. Удивляться нечему -в «тележке» лежат продукты, сырье для которых подорожало в полтора-два раза. Победителями очередного ценового рейтинга стали французский «Ашан» и курская сеть «Линия».

Я несла свою еду...

Виктория МУСОРИНА

Первая - «Линия»

Анализ цен на некоторые товары в региональных торговых сетях на 1 декабря 2007 года

со со

та та

та та

та та

к та

та

та

си к

СП

Очень дешевые

Дешевые

Средние

В скобках: % стоимости «потребительской тележки» по ценам прошлого полугодия.

со

еч

ео

сч

ео

сч

со

Мониторинг цен в супермаркетах российских городов проводился в последней декаде ноября региональными корреспондентами журнала «ВЕСТИ»

ИТАР-ТАСС

Агфляция

Отечественный продовольственный рынок полностью открыт для импорта. Неудивительно, что цены на основные продукты питания в России уже почти достигли уровня мировых. Для подобного явления даже придуман специальный термин — «агфляция». Так называют инфляцию, порождаемую ростом цен на продукты питания. Именно с ней столкнулись российские потребители, обнаружившие на полках непривычно дорогие продукты.

Структура нынешнего рейтинга тоже непривычна: впервые до минимума сократилось количество участников самых популярных категорий — очень дешевых и просто дешевых сетей. Перемены — косвенные признаки той самой «агфляции». Впрочем, самое удивительное даже не в этом. Впервые за всю историю мониторинга торговых сетей лишь в одной из них цены опустились, и то очень незначительно, во всех остальных — за полгода выросли от 2 до 46%.

Азбука цен

Категорию самых дешевых сетей открывает «Ашан» — с тележкой в 811,53 руб. Подорожание на 14% не помешало французской сети вытеснить с первого места «стол заказов» «Утконоса» (825,9 руб.), цены в котором взлетели на 21%. В эту категорию снова вернулась «Копейка» с «тележкой» в 892,51 руб. — продукты в ней действительно обошлись нам в «копеечку» (рост 9%).

Состав следующей категории — дешевых сетей — поменялся, избавившись от части обычных игроков. Остались лишь «Дикси» с «тележкой» в 906 руб. (рост 8%), переместившаяся с третьей на первую позицию, и «Авоська». Замыкает категорию резко подорожавший «Рамстор» — рост цен на 27% вытеснил его из более дешевой категории. Применительно к «Рамстору» рост цен вообще неудивителен: анонимные источники в компании утверждают, что после смены владельца отношения с поставщиками стали еще более сложными. К тому же «Рам-стор» не вступил в пул торговых сетей, пожелавших зафиксировать розничные цены на «социально значимые» продукты.

Исключением при массовом росте цен стала категория средних по стоимости магазинов: «Гроссмарт», продуктов в «тележку» которого мы насобирали на 1086,54 руб., оказался единственной сетью в рейтинге, которой удалось подешеветь. Правда, ненамного — всего на 0,5%. «Вилка» цен, скорее всего, объясняется рекламными акциями в сегменте тех самых «социально значимых» товаров, которые регулярно проводит сеть.

Также в категорию средних попала и «Магнолия» (1091 руб.), впервые участвующая в нашем рейтинге. Сегодня сеть, позиционирующая себя как «магазин у дома», насчитывает порядка 90 магазинов во всех районах Москвы, десять — в дальнем и ближнем Подмосковье и даже одну — в Рязани.

с

О

CJ

Дорогие

новости отрасли

Недоступное IPO

Акционеры сети гипермаркетов «Лента» отказались от IPO, которое прежде планировалось на 2007 год. Организаторами кампании были выбраны UBS Goldman Sachs, ABN Amro и МДМ-банк. «Лента» рассчитывала продать на Лондонской бирже около 30% своих акций и привлечь от продажи акций $125 млн. Однако в августе этого года «Лента» перенесла размещение на LSE на ноябрь-декабрь, избрав новый синдикат- UBS, «Ренессанс капитал» и Merrill Lynch. Выросла и оценка стоимости акций - до $300-400 млн.

(всей сети - до $1,5 млрд.). Подготовка к IPO шла полным ходом, когда «Лента» заявила об изменении планов. «Лента» - не единственный ритейлер, отменивший кампанию размещения бумаг. В этом году X5 Retail Group также дала отбой допэмиссии на сумму $1 млрд., отложив ее как минимум до середины следующего года.

В начале прошлого года отказаться от IPO пришлось и сети «Копейка» -в ходе премаркетинга выяснилось, что инвесторы оценили компанию в полтора раза дешевле, чем банки-организаторы.

Российский Danone станет гигантом

Danone вложит 100 млн. евро в расширение производства в подмосковном Чехове, сообщают «Ведомости». Гендиректор «Данон Россия» Филипп Кегелс утверждает, что в результате мощность предприятия в 2008 году достигнет 400 тыс. тонн готовой продукции в год (сейчас 250 тыс. тонн). Завод, таким образом, станет крупнейшим предприятием компании в мире. Сегодня самый большой Danone мощностью 350 тыс. тонн расположен в Мексике. Оборот компании в России в 2007 году, по прогнозам Кегелса, составит 19 млрд. руб. ($775 млн.). 90% продаж приходится на продукцию Activia, Actimel, «Даниссимо» и «Растишка».

А вот исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов считает, что вряд ли даже такие серьезные инвестиции выведут Danone хотя бы на второе место в стране. По информации эксперта, сейчас Danone занимает третье место в России после ВБД (выручка молочного подразделения в 2006 году - $1,3 млрд.) и «Юнимилка» ($930 миллионов).

торговля

торговля

Практически на прежних позициях остались «Мосмарт» и некогда дешевое «Метро» с «тележками» в 1023 и 1027,67 руб. соответственно. Обе сети X5 Retail Group — «Перекресток» и «Пятерочка» — разместились рядом, причем подорожавшая на 24% «Пятерочка» вылетела из категории не только очень дешевых, но и просто дешевых сетей.

Замыкает категорию прижившаяся здесь сеть «Патэрсон» (рост 11%). Как ни удивительно, ценовой рекорд в последней нашей категории, дорогих сетях, принадлежит обычно вполне доступной «Билле» (1173,7 руб.). В прошлом рейтинге она открывала категорию дешевых, но рекордный рост в 46% мгновенно изменил расстановку сил.

Из пяти сетей в двух («12 месяцев» и «Алые паруса») цены выросли ровно на 9%, а еще в двух («Седьмом континенте» и «Азбуке вкуса») — на 8%. Последняя с «тележкой» в 2191,6 руб., что почти в три раза тяжелее «набора» «Ашана», ставит финальную точку в очередном рейтинге. Представители сети не скрывают, что на 65% ассортимента — импортные продукты, торговая наценка на которые — от 80 до 100%.

Цены в копеечку

Так что удивляться резкому перепаду цен не приходится.

Очередной рейтинг региональных сетей также отражает тенденцию к уменьшению числа дешевых сетей и росту цен.

Попали «В яблочко»

В региональном исследовании приняли участие 45 федеральных и местных магазинов из 17 российских городов, 14 сетей участвовали впервые. Как и столичные, игроки регионального рейтинга разделились на четыре категории.

Лидер списка — курская сеть «Линия», входящая в корпорацию «ГРИНН». Следом за «Линией» расположился другой курский игрок — сеть «Европа» с «тележкой» в 730,6 руб. и ростом в 5%. Подешевевший на 0,4% калининградский «Седьмой континент» (исключительно благодаря чуткому руководству области — об этом читайте на стр. 38-39) удержался на прежней позиции.

В саратовской сети «В яблочко», впервые участвующей в рейтинге, нашему корреспонденту удалось найти самый дешевый батон — 7,1 руб., недорогое молоко под брэндом «Белая долина» можно купить в саратовском же «Рамсторе» — 19,5 руб. за литр.

А в калининградском «Вестере» продается очень доступное мясо — всего за 76 руб. за килограмм.

Первую строчку категории дешевых сетей занимает новичок списка — саратовский «Гроссмарт» (810,6 руб.). Этот раздел нашего рейтинга — лидер по числу дебютантов: из восьми участников шестеро к нам попали впервые. Прибавивший 5% волгоградский «Ман» переместился сюда из соседней, самой дешевой категории. В числе новичков — еще один «Гроссмарт», только из Курска, екатеринбургский «Купец», ставропольский «Патэрсон», ростовский «Перекресток» и местная оренбургская сеть «Эконом». Ее «тележка» потянула на 881,6 руб. и заняла последнюю строчку в этой категории.

Дебютант рейтинга, волгоградская сеть «Радеж», — ценовой аутсайдер в категории средних сетей (920,7 руб.). Состав этой категории кардинально изменился, вместив в себя рекордное количество участников — 17 сетей. Из них цены выросли в десяти, упали — в четырех. Еще три сети впервые появились в нашем списке. Особого внимания, пожалуй, заслуживают оренбургский «Магнит», нижегородский

Сеть

Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 1 декабря 2007 года

123 4 56 789 10

Ашан Магнит Утконос Копейка Дикси Квартал Авоська Рамстор Мосмарт Метро

Потребительская «тележка»:

батон, min; сливочное масло 200 г, min; подсолнечное масло 1 л, min; молоко 3,2% 1 л min; сосиски 1 кг, min; говядина 1 кг, min; картофель (Россия) 1 кг; водка 0,5 л, min; пиво светлое 0,5 л, min; кофе растворимый 100 г, min; сырокопченая колбаса 1 кг, min; сок апельсиновый 100% 1 л, min; вода минеральная негазированная 1,5 л, min; печенье 126 г.; лимоны 1 кг

К стоимости «потребительской тележки» по ценам прошлого полугодия, %

Мониторинг цен в супермаркетах, расположенных в московских «спальных» районах проводился в последней декаде декабря корреспондентами журнала «ВЕСТИ»

107,00 102,00

«Рамстор» и томский «Холидей Классик». Цены в них выросли на 24, 23 и 21% соответственно и в сегменте несоциально значимых товаров вплотную приблизились к столичному уровню.

В дорогой категории подешевевших магазинов не оказалось. В десяти сетях цены в среднем выросли на 21,8%! Ощутимей всего продукты подорожали в краснодарском «Магните» и хабаровском «НК 24 часа» — на 29%. Вперед они пропустили лишь екатеринбургское «Метро» и ценовых чемпионов — «Трех толстяков» из далекого Хабаровска. Самые высокие цены, помимо перечисленных, «ВЕСТИ» зафиксировали как раз в далеких точках нашей страны — это дебютировавший красноярский «Командор» (1263,87 руб.) и его земляк «Рамстор» (1142,8 руб.). Цены в этих магазинах не только приблизились к столичным, но и значительно опередили их.

И это тоже своеобразный рекорд, впервые зафиксированный нашим региональным ценовым мониторингом. Удивляться не приходится: охватившая Россию «агфляция» прибавила к ценам на продукты и стоимость топлива, цены на которое тоже выросли. Ц

«Прямые инВЕСТИции» выиграли судебный процесс у «Пятерочки»

Девятый апелляционный суд Москвы оставил без изменений решение столичного арбитражного суда, отказавшего ООО «Агроаспект», представлявшего интересы «Пятерочки». Предметом иска стал опубликованный в номере № 10 за 2006 год рейтинг московских ритейлеров по стоимости потребительской «тележки», в котором сеть «Пятерочка» заняла 6-е место по дешевизне после сетей «Метро», «Копейка», «Магнит», «Утконос» и «Ашан».

Такие результаты не понравились «Пятерочке», пытавшейся соответствовать слогану, придуманному для проходившей в тот момент пиар-компании: «Самые близкие низкие цены».

Истец пытался доказать, что сеть должна занять исключительно первое место по дешевизне. «Агроаспект» утверждал, что редакция неправильно определила стоимость потребительской «тележки» в сети.

По их расчетам, она составляла 614,20 руб., а не 742,23 руб., как указано в нашем рейтинге. При этом «Агроаспект» включил в состав потребительской «тележки» не те позиции, что использовались журналом.

Изучив обстоятельства дела, столичный арбитражный суд отказал «Агроаспекту» в удовлетворении их требований.

Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Агроаспект» на решение столичного арбитражного суда, также не нашел оснований для удовлетворения иска к журналу «Прямые инВЕСТИции».

Заметим, что в прежних рейтингах «Пятерочка» находилась в более дешевой категории, чем сегодня.

11 12 13

Пятерочка Перекресток Гроссмарт

14 15 16

Магнолия Патэрсон Билла

17 18

Седьмой 12

континент месяцев

19 20 21

Алые Крестовский Азбука

паруса вкуса

ш СО С со

Дорогие

1173,7

1179,1 1208’9

1231,6

1324,0 2191’В

1042,6

1043,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1086,5

1091,0 1119.Б

124,40 110,00 99,05

111,00 146,00 108,00 109,00 109,00 102,00 108,00

* Сеть участвовала в рейтинге впервые

■г

торговля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.