Научная статья на тему '\ ценовой рейтинг \ Продуктовая инфляция'

\ ценовой рейтинг \ Продуктовая инфляция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ ценовой рейтинг \ Продуктовая инфляция»

Продуктовая инфляция

Инфляция стремительно набирает обороты. Уже к 4 августа с начала года, по данным Росстата, она достигла отметки 9,4%. Как рост цен на продукты питания отражается на продуктовой корзине, составленной журналом «Прямые инВЕСТИции», покажет рейтинг торговых сетей.

Анна

ТИХОМИРОВА

Динамика цен

По темпам роста цен на продукты питания Россия в первом полугодии вчетверо обогнала страны ЕС, несмотря на то, что там также наблюдается рекордная инфляция. По данным Росстата, за январь - июнь 2008 года

плодоовощная продукция подорожала на 36%, макаронные изделия—на 26%, подсолнечное масло — на 25,9%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 20,7%, крупа — на 20,4%. За один только июнь рис подорожал на 11,4%. И это не предел. Несмотря на то, что

в июле инфляция составила 0,3%, эксперты все равно прогнозируют в ближайшее время очередной всплеск (4,9-5%), так что годовой итог подойдет вплотную к 14%, а стоимость минимального набора продуктов питания может возрасти не менее чем на 30%.

На раз, два, три рассчитайся

Как и полгода назад категорию «самых дешевых» сетей в рейтинге московских супермаркетов открывает «Ашан» с продуктовой тележкой в 894 руб. Несмотря на подорожание нашей корзины в этом магазине на 10%, французская сеть сохранила за собой лидерство по дешевизне продуктов. Следом за победителем идет «Копейка» (903,4 руб.), где цены повысились всего на 1%. Возможно, что при возрастающей конкуренции «Ашан» в ближайшее время может потерять свое первенство.

К сожалению, из категории «самых дешевых» магазинов выбыл «Утконос» (1032,16 руб.), заняв первое место в категории «дешевых» супермаркетов и увеличив цены на 25%. А пока место «Утконоса» в рейтинге заняли три супермаркета, которые раньше занимали позиции в «дешевой» и «средней» категориях: «Дикси» (940,8 руб.), «Метро» (975,53 руб.) и «Пятерочка» (977,4 руб.). Заметим, что в магазине «Метро» продается самое дешевое (среди торговых сетей) сливочное масло и минеральная вода, правда, мелким оптом. За четыре упаковки масла покупатель отдаст 59,8 руб., а за шесть бутылок воды — 43,5 руб.

В категорию «дешевых» супермаркетов из «средней» переместились «Мосмарт» (1113,78 руб.) и «Перекресток» (1131 руб.), увеличив цены всего на 8%. Компания X5 Retail Group, владеющая розничными сетя-

ми «Пятерочка» и «Перекресток», приобрела в июне 2008 года 100% акций Formata Holding, владеющей сетью гипермаркетов «Карусель». По условиям соглашения, российская компания приобрела также и права на бренд, который будет использовать для всех своих гипермаркетов: на данный момент это 23 «Карусели», 1 5 «Перекрестков» и один «Меркадо суперцентр».

Второе место в категории «дешевых» супермаркетов занял «Рамстор» с продуктовой корзиной в 1041 руб., повысив цены всего на 6%. Напомним, что в конце 2007 года французская сеть «Ашан» выкупила у турецкой компании Enka 14 магазинов «Рамстор» за 181 млн. евро. В рамках ребрендинга все магазины «Рамстор» переименуют в «Ашан-сити». Исключение составит один магазин в Санкт-Петербурге. По мнению экспертов компании РБК, ребрендинг «Рамстора» может обойтись «Ашану» в $15 млн.

Категорию супермаркетов со «средними» ценами возглавляет «Квартал» (1161,3 руб.), повысив цены на 25% и выбыв при этом из категории «дешевых» супермаркетов. Кроме того, в эту группу попали магазины, которые в прошлом исследовании входили в число дорогущих: «Билла» (1161,7 руб.) и «Седьмой континент» (1184,7 руб.). «Патэрсон», как и в декабрьском рейтинге, занимает последнее место в этой категории с продуктовой корзиной в 1217,45 руб. Но, несмотря на это, любителям пива в этом магазине можно сэконо-

Цены в копеечку / Анализ цен на некоторые товары в столичных торговых сетях в первой декаде августа 2008 года

к стоимости «потребительской тележки» по ценам проішлого полугодия, %

Потребительская «тележка»: батон, сливочное масло 200 г, подсолнечное масло 1 л, молоко 3,2% 1 л, сосиски 1 кг, говядина 1 кг, картофель (Россия) 1кг, водка 0,5 л, пиво светлое 0,5 л, кофе растворимый 100 г, сырокопченая колбаса 1 кг, сок апельсиновый 100% 1 л, вода минеральная негазированная 1,5 л, печенье 126 г, лимоны 1 кг

ш г*

Очень дешевые

Дешевые

Средние

Дорогие

Мониторинг цен в супермаркетах российских городов проводился в первой декаде августа корреспондентами журнала «Прямые инВЕСТИции».

ценовой рейтинг

ценовой рейтинг

мить, ведь самая дешевая бутылка здесь стоит всего 11,79 руб. К сожалению, из рейтинга торговых сетей, а также из категории «средних» супермаркетов выбыл «Гроссмарт». Магазин, который участвовал в исследовании в прошлый раз, закрылся. По словам представителя пресс-службы «Гроссмарт», компания в ближайшее время объявит себя банкротом, так как испытывает трудности с погашением долга, который превышает $250 миллионов.

Первой в списке «дорогих» сетей стала «Магнолия» (1268,7 руб.), замыкает рейтинг, как обычно, «Азбука вкуса» с тележкой в 1810,6 руб. Несмотря на то, что эта торговая сеть работает на премиум-класс, цены в ней снизились на 18% за счет расширения ассортимента более дешевых товаров.

Молочная стабильность

Продуктовая инфляция в регионах еще более ощутима, чем в столице. Если цены на нашу продуктовую корзину в Москве повысились в среднем на 100 руб., то здесь — на 200 рублей.

В региональном исследовании приняли участие 53 федеральных и местных магазина из 20 российских городов. Исследования в 19 супермаркетах проводились впервые. Категория «самых дешевых» практически полностью обновилась: из прошлого рейтинга здесь осталась лишь калининградская сеть «Вестер» с продуктовой корзиной в 1028,6 руб., где цены, впрочем, повысились на 31,3%. Теперь самым дешевым региональным супермаркетом стал ставропольский «Магнит» с тележкой в 957 руб. Отме-

тим, что в московском «Магните» цены выше всего на 20 руб., и его положение в рейтинге московских супермаркетов далеко не лидирующее. Такая разница цен в одной и той же торговой сети, но в разных городах, показывает, что в столице среди супермаркетов идет более острая борьба за потребителя, итогом которой становится более сдержанный рост цен на определенные продукты питания.

Состав следующей категории кардинально изменился, вместив в себя 14 участников. Как и в предыдущей, лишь один магазин остался в ранге «дешевых», при этом потеряв лидирующие позиции. Это все еще действующий в отличие от столичных коллег саратовский «Гроссмарт» с продуктовой корзиной в 1061,1 руб., цены в котором повысились почти на 31%. В оренбургской сети «Магнит»

Всеобщий взлет / Анализ цен на некоторые товары в региональных торговых сетях в первой декаде августа 2008 года

из ш

ш

О

О

О

иэ ш

со си СП

ш ш

т т

Е Си 1-П СП

ш ш

1= 1=

т т

си СО си

ей ей га

1-П си

СП 1-П

т т

В скобках: % стоимости «потребительской тележки» по ценам прошлого полугодия.

Очень дешевые

Дешевые

Мониторинг цен в супермаркетах российских городов проводился в первой декаде августа корреспондентами журнала «Прямые инВЕСТИции».

Вместо говядины учитывалась цена на курицу. ' Вместо говядины учитывалась цена на замороженный фарш.

РИА-НОВОСТИ

EAST NEWS

(1070 руб.) нашими корреспондентами было найдено самое дешевое в стране молоко (18,5 руб.). Стоит отметить, что и в московских, и в региональных супермаркетах цены на молочные продукты сегодня достаточно стабильны, но есть тенденция к небольшому снижению. Такая ситуация продлится до конца лета, так как предложение как отечественных, так и импортных продуктов пока превышает спрос. Заметно подорожают (до 30%) сыры из стран дальнего зарубежья, уже начиная с августа, так как отпускные цены в Европе растут. А с осени начнется медленное повышение цен и на отечественные сыры.

Категория «средних» супермаркетов стала исключением при массовом росте цен по стоимости магазинов: екатеринбургское «Метро» (с тележкой 1111,3 руб.) оказалось

единственной сетью, которой удалось несколько снизить цену (в итоговой цене красноярского «Рамстора» не учитывалась стоимость лимонов — почему-то магазин полностью отказался от их заказов). Победителем этой категории стала санкт-петербургская сеть «Лента» с корзиной в 1100 рублей.

В группе «дорогих» супермаркетов тоже есть изменения. Этот раздел нашего рейтинга — лидер по числу дебютантов: из четырнадцати участников шестеро к нам попали впервые. Лидером среди дорогих магазинов является екатеринбургский супермаркет «Кировский» с продуктовой корзиной в 1200,6 руб. Несмотря на значимый статус, в этом магазине продается самый дешевый хлеб, который стоит всего 8 руб. Как и в прошлом исследовании замыкают рей-

тинг региональных торговых супермаркетов хабаровские сети «НК 24 часа» (1496 руб.) и «Три толстяка» (1497 рублей).

По мнению экспертов аудиторско-консалтинговой компании «ФБК», следствием столь значительного роста цен на продукты питания может стать увеличение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: с 18,9 млн. человек в 2007 году до 20 млн. человек в 2008 году. Но уже сейчас к поиску виновных в росте цен на продукты подключилась Генеральная прокуратура. Создается межведомственная рабочая группа, которая займется борьбой с ценовыми сговорами и биржевыми спекуляциями, способствующими повышению цен, и мониторингом роста цен. Ц

Всеобщий взлет / Анализ цен на некоторые товары в региональных торговых сетях в первой декаде августа 2008 года

В скобках: % стоимости «потребительской тележки» по ценам прошлого полугодия.

Средние

Дорогие

Мониторинг цен в супермаркетах российских городов проводился в первой декаде августа корреспондентами журнала «Прямые инВЕСТИции».

* Без цены на лимоны.

ценовой рейтинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.