Научная статья на тему '\ торговые сети \ Всероссийская "диета"'

\ торговые сети \ Всероссийская "диета" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ торговые сети \ Всероссийская "диета"»

Всероссийская диета»

Россияне недоедают: по данным Министерства промышленности и торговли РФ, рыбы и рыбопродуктов мы потребляем на 56% меньше нормы, мясного — на 68%, молока и его производных — на 61%, яиц — и вовсе на 88%. Впрочем, жители столицы могут утешить себя тем, что в Москве продают самые дешевые продукты в России.

Анна Короли и капуста

ТИХОМИРОВА По данным Росстата, цены на товары и услуги за шесть месяцев 2010 года выросли на 4,4%, на продукты — на 4,6%. Больше всего подорожали картофель (на 44,9%), гречневая крупа (на 23,3%) и сыры (на 12,4%). Капуста и вовсе побила рекорды инвестиционной привлекательности и за первые полгода стала дороже на 133%. Одновременно зафиксировано снижение стоимости куриного мяса — на 2,9%, сахарного песка — на 2,3%, яиц — на 12,2%, лука — на 0,8%.

В ближайшее время федеральная власть возьмет под свой контроль цены на социально важные продукты, изменение которых может быть критичным для наименее Мониторинг защищенных слоев граждан. Минпромторг в начале

цен в супер- июля направил в Минюст два списка продуктов. В пер-

маркетах, рас- вом списке — 24 наименования: говядина, свинина, ба-положенных ранина, куры (за исключением куриных окорочков), под-

в московских солнечное и сливочное масло, черный чай, вермишель,

«спальных» капуста, яблоки и проч. Цены на эти товары правитель-

районах, ство сможет временно «заморозить», если в каком-то ре-

проводился гионе они в течение месяца вырастут на 30% и более.

в первой декаде Контролировать цены поручено Федеральной службе

июля 2010 года государственной статистики и Министерству экономи-корреспонден- ческого развития. Росстат, в свою очередь, станет еже-тами журнала месячно мониторить данные о средних розничных ценах «Прямые инве- на социально значимые продукты и до 15 числа каждого стиции». месяца направлять информацию в Минэкономразвития.

Если на какие-либо товары из списка будет зафиксирован рост расценок сверх установленной нормы, то Минэкономразвития должно в течение пяти дней со дня поступления информации определиться с целесообразностью установления «потолка». И по каждому случаю предусмотрен выпуск отдельного постановления правительства. В документе будет указан точный срок, на который распространяется ценовое ограничение.

Во втором перечне — всего четыре позиции. Это куры, пастеризованное молоко жирности 2,5-3,2%, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, а также хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки со сроком годности не более десяти дней. При приобретении их торговыми сетями у поставщиков запрещается взимать так называемое «вознаграждение за объем», то есть бонус за массовые продажи.

Развеянный миф

Столичный ценовой рейтинг сетей превзошел все ожидания: помимо смены лидеров выяснилось, что в столице, несмотря на статус одного из самых дорогих городов в мире, можно купить самые дешевые продукты. К примеру, нарезной батон в «Ашане» стоит всего 4,9 руб., говядина — 175,9 руб. за килограмм, пол-литровая бутылка пива — 16 руб. И это учитывая, что магазин хоть и входит в категорию дешевых супермаркетов, но за рассмотренный период повысил цены на продукты в среднем

на 16,5%, уступив лидерство по дешевизне «Мосмарту». Эксперты объясняют низкие цены на продукты в Москве тем, что столица, как и ранее, исполняет роль «большой авоськи». Так как межрегиональные связи сегодня отсутствуют, то из регионов товары везут в столицу, а отсюда снова распределяют по городам. Естественно, что двойная логистическая цепочка ведет к удорожанию товаров.

Помимо самых низких цен на некоторые продукты, первопрестольная отличилась и значительным падением расценок на всю продуктовую тележку. Здесь опять-таки можно отметить «Мосмарт», где продукты подешевели в среднем на 18,1%. По сообщению топ-менеджмента компании, «Мосмарт» планирует увеличить сеть гипермаркетов как в Москве, так и регионах. Это стало возможным благодаря Сбербанку России, который уменьшил процент по всем взятым ретейле-ром кредитам на треть и предоставил отсрочку по выплате процентов. Сейчас под торговой маркой «Мосмарт» работают 17 магазинов.

Категория дешевых сетей, тем не менее, отличилась ростом цен в среднем на 11,3%. К примеру, в «Метро» расценки увеличились на 14,4%. Однако в то же время здесь продают самый дешевый картофель (12,99 руб.), сосиски (60,19 руб.), растворимый кофе (44,89 руб.) и водку (89,99 руб.). В рамках стратегии развития собственных торговых марок компания «Метро Кэш энд Керри» запускает на российском рынке собственный бренд для водки премиум-сегмента — Мт^^

Стоит заметить, что столичный рейтинг богат магазинами, продукты в которых подешевели: за полгода со времени нашего последнего исследования из 19 супермаркетов в десяти стоимость продуктовой тележки

МЕСТО НА ПРОКАТ

Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 10 июля 2010 года

СЕТЬ / АДРЕС МАГАЗИНА

•H СО со ^ •н О H X Ф X я, а о Ю

ф" ■k ° H 3 a IS я S S n ci ф" го со о го (N ГС ^ * * г * О d •н •н ci YH SC й •н СГ ф" CN •Н CD ^ ю X ^ H CD CD И 4 О ^ ^ к ¿Pro x CO Ф СО (0 СЁ

О 3 Ф о x со го с го X X ф" я 1 SC » 2 » й го О № I ал** ионная, д О 3 ф о О го ID -а £ CD о. а, я IS X i О о X СО I" 9 S * n" 1 Q. S о ^ ^ IS >s t 0 1 Ф «Т О О S3 § Ф s ц К g а CO S О г пт m £ -а О £ И* О 5 со СО 3 я g

T о (В э Ш s о £ >5 § ® а. as О ю С го ■о 1 о 1 CD -t s о д О и ф 3 s ft н Ё О £ 5С ¡S

о IS S < Б - с & о g Q. Ф о3: «» аз < Si О Ф 2 (0 а- о 4 а асосо £ S Ol 2 5 ® 5 а& VO 55 П <3

<о а^Кй оа £ OS У H5 ч Её <5

К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО КВАРТАЛА, %

б) б> гН ш f) «St f- U) гН б)

H 09 «St IO со «St ci «St ef <о «St бТ ef <э оо

00 Н в) б> о ш н н О О б) б) б) н 00 00 б) о 00

Н н со н н н н н н

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕЖКА, РУБ.

Батон, сливочное масло 200 г, подсолнечное масло 1 л, молоко 3,2% 1 л, сосиски 1 кг, говядина 1 кг, картофель 1 кг, водка 0,5 л, пиво светлое 0,5 л, кофе растворимый 100 г, сырокопченая колбаса 1 кг, сок апельсиновый 100% 1 л, вода минеральная негазированная 1 л, печенье 126-130 г, лимоны 1 кг. *Без учета цены на лимоны.

**Вместо отсутствующей говядины была взята цена мяса курицы.

В!

ОЧЕНЬ ДЕШЕВЫЕ

00 IO f-N

ДЕШЕВЫЕ

СРЕДНИЕ

EAST NEWS

Мониторинг цен в супермаркетах проводился в первой декаде июля 2010 года региональными корреспондентами журнала «Прямые инвестиции».

упала в среднем на 8,1%. Одновременно с этим сократилась и стоимостная разница между потребительской тележкой в самом дорогом и самом дешевом магазинах. Если в январе 2010 года она составляла 1779 руб., то уже в июле разрыв сократился до 1472,9 руб. Средняя стоимость столичной продуктовой корзины составляет 1295,1 рубля.

В категорию средних супермаркетов переместились «Карусель» и «Авоська». Продуктовая тележка обеих сетей подорожала незначительно (в среднем на 3,5%), однако это серьезно повлияло на их положение в рейтинге: «Карусель» перебралась из дешевого сегмента в средний, а «Авоська» — из самого дешевого. И это несмотря на то, что с 1 по 15 июля в «Авоське» стартовала своего рода «распродажа», в ходе которой цены на некоторые продукты были снижены.

Категорию дорогих супермаркетов открывает «Утконос» с продуктовой тележкой стоимостью в 1410,7 руб. Интернет-гипермаркет, ежедневно обрабатывающий 20-25 тыс. заказов, вошел в топ-50 рейтинга розничных компаний России и, кроме того, получил награду как самая «динамичная» торговая сеть: несмотря на кризис, годовой объем продаж «Утконоса» вырос в 1,5 раза. Совершенствуя процесс обслуживания клиентов, «Утконос» не забывает о расширении ассортимента. 1 июля ретейлер объявил о начале сотрудничества с интернет-магазином группы компаний «Кибертроника», выпускающей персональные компьютеры марки TEEN.

Замыкает столичный рейтинг «Азбука вкуса», которая может похвастаться новым, 27-м, магазином в Москве.

Согласно закону «О торговле», с 1 февраля сетям запрещено расширяться (приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь) в рамках субъектов Федерации, если доля ретейлера в этих регионах достигает 25%. Однако торговые сети далеки от этой планки. К примеру, по данным Росстата, исходя из общего числа магазинов сети «Седьмой Континент» в 2009 году (140), ее московские точки (119) могут занимать около 3,31% столичного рынка. А «Дикси» занимает приблизительно 0,42% в Москве (47 магазинов), 0,9% в Екатеринбурге, 4,68% в Челябинске (расчет сделан, исходя из выручки ретейлера за 2009 год — 54,2 млрд. руб. и общего количества магазинов — 532).

Сетевой переворот

Если в начале 2010 года цены в региональных сетях были стабильны, то на сей раз произошел переворот — большинство супермаркетов, занимавших места в категории средних и дорогих магазинов, оказались самыми дешевыми, тогда как самые дешевые переехали в другие категории. В исследовании принимали участие 55 магазинов (четыре супермаркета попали сюда впервые), из них 30 повысили расценки в среднем на 12,5%. В столице, напомним, как раз за полгода большинство ретейлеров понизили цены.

Лидером категории самых дешевых оказался супермаркет «Солнечный круг» в Ростове-на-Дону. Здесь продукты подешевели на 38,1%. Столь значительное падение связано с расширением ассортимента, который перешагнул за 10 тыс. товарных позиций. ООО «Торговая

РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕШАНИНА

Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 июля 2010 года

СЕТЬ / ГОРОД

^ Ор ГО

X ч о О 0 Q. ГО Q. Ф Ш о гс X ч о го X гс Ф Ф Ор S >х X 3

>» X а о а ю го X ф X Б а о Ш л «э о i

X I го о Ф о о О X X Б о о п (Б ф

о го X ^ и ш и Ф 5 ю Ч Б ф 5 ф и Ч ^ О

5 X оо ^ оо I о го го ф CL р X 00 X (б ГО JJ 8

го а о CI о л ь X л X Ф ГО ю SC н о О а 1С X ^

<6 ^ U 5 л X со X ^ о О U X VO s ^ о о О о X а U о о

X а ч _ СО оо а со 00 00 (б ф 1— X ^ _ ос X 00 00 с а

СО '5 О i ^ л о л >5 о (б о ^ О (б о о с; S о s О о о ^

VQ X X i £ X Т ф ^ CQ X VQ ^ X н & 00 VQ 00 X X н X а VQ

i— ^ X (б о i Ж ^ (б 5 а. Эс * О О ос X ¥ о ос (б (б X О ОС о Ж! о S (б ос 00 X

О £ ф т (б т о а л 0) О о J а s О а ^ а (б ^ а л (б н 0)

О 1 а л а S.X (б S О. а s а а (б л г s 0) s S is а (б (б а

0.8 о 5£ 5£ V ГО X а. 5£ к * > о О к > о о о 5£ X 5£ х! 5£ 5£ о > о о

К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО ПОЛУГОДИЯ, %

® ® 1- «i U> «St « Ui V 2 V 2 ^t « 4t H 0> « a TH « V 2 «St 4t ID TH IS)

Н 015 «st «5 cf ci «St «St CO а CO а 09 e> CO «5 of Pi TH CO а TH n H Ф m

(0 00 б> Н б) 00 О б) 6) с с e> о 0> 6) 6) 6) 6) o> о о с О 0> 6) О о

Н н ° ° H H H ° H H H

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕЖКА, РУБ.

* Из-за отсутствия говядины в магазине цены были взяты с рынка.

**Вместо отсутствующей говядины учитывалась цена за курицу.

Группа «Солнечный круг» недавно отметила восемь лет своего существования в Ростове-на-Дону. В настоящий момент в торговую сеть входят восемь супермаркетов.

Застолбили свое место в категории самых дешевых супермаркетов и три «Магнита» — казанский, краснодарский и оренбургский. В этом году «Магнит» продолжил свою агрессивную политику, открыв за полгода 264 новых магазина, тем самым выполнив на 40% генеральный план по ежегодному вводу в строй 650 торговых точек. Выручка сети в первом полугодии выросла на 32%, до 103,64 млрд. руб., в долларовом выражении — на 45%, до $3,45 млрд., по сравнению с прошлогодними показателями. На конец июня торговая сеть «Магнит» насчитывала 3492 магазина.

Переместились из категории дорогущих магазинов саратовская «Карусель» и ульяновская «Симбирка», однако остановиться пришлось в категории дешевых супермаркетов. По данным Росстата, Ульяновск является одним из самых дешевых городов Поволжья. Здесь цены сдерживаются штабом по продовольственной безопасности, возглавляемым губернатором Сергеем Морозовым, который мониторит ситуацию и принимает всевозможные меры, чтобы предотвратить рост цен. Одна из подобных мер — создание регионального фонда зерна. В сети «Симбирка» хлеб местного производства продается за 13,9 рубля.

Одним из лидеров роста цен в супермаркетах стала питерская «Лента» (+20,6%), которая из самой дешевой попала в среднюю категорию. Недавно торговая сеть открыла первый магазин в Череповце, 37-й по счету.

По данным исследований компании Nielsen, в 2010 году число приверженцев сети «Лента» сократилось. Сейчас только 19% респондентов считают, что магазины предлагают самые низкие цены, тогда как в 2009 году показатель доходил до 30%. Как полагают эксперты, в среднесрочной перспективе всем розничным сетям необходимо будет сместить акценты с ценового позиционирования, предложив потребителю иные ориентиры, описывающие уникальность сети: хорошее соотношение цены и качества, сбалансированный ассортимент и проч.

Еще одним рекордсменом нашего рейтинга стал волгоградский «Радеж», расценки в котором повысили на 32%. Такой скачок связан с окончанием акции «Цены заморожены», длившейся с 1 июня 2009 года. Целый год торговые сети держали фиксированные цены на основные виды продуктов.

Однако как бы ни передвигались супермаркеты по ценовой шкале, омрачает ситуацию не столько повышение цен, а потребление основных продуктов. В среднем на душу населения в России оно гораздо меньше, чем это необходимо для нормального функционирования организма. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, граждане едят крайне мало рыбы и рыбопродуктов — ниже стандартов питания на 56%, мясного — на 68% меньше нормы, молока и его производных — на 61%, а яиц — и вовсе на 88%.

Кстати, власти объясняют эту общероссийскую «диету» вовсе не низким уровнем жизни и доходов граждан, а плохо развитой инфраструктурой торговли и нехваткой площадей для хранения продуктов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕШАНИНА

Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 июля 2010 года

СЕТЬ / ГОРОД

X го р о rö а к

го :> u и i о X CI X ГО кт с ^ олс

а VQ а 0) н 0) с го ^ в .0 О (б а U ч . Я I £Ь£ L. х а ^ VQ а 0) н с* С О а ^ VQ а 0) н 0) с Q, Ф (X а SC О Перекресто го 5 .0 О о ^ SC о а s е CI ГО CL Ч Я а U го е CL Ч Я а U CK Дикси ч о р X ш го ^ Слата а ^ VQ X S й'Х ри ю а а я K о а и л а и п о О то ф ^ О Остап >» X о CI я >» X о Ч ob а я а ^ VQ X S a,s 0) з н х CNI X SC с и р X с

с о X s X X S 0 _ зг X S .0 с о К О X S я K с ч о § * CQ О < K с Я х * са g X со х Eli О н са о са о

Н Л 5С5 а ш X о. i 1 н SC VQ К X я а ш X о О и О и VQ к а я & № 1 Н £ X с S 1 н я K & а Я О ^ Н 9- о о н ч ср а я а я

л Я I ^ i X ig X ¡5 ^ т я я ^ ^ ^ s K Я о я Я S а с K г с ек О я S Я 5F VQ VO

<0 g- н я g (П Q- Я 1 Ф я н а О О 0) я а K ир а йго я а я О Ор е Р Пе О ä а^ е ЭС [= sc S я я

О 1С О ЗСш ЭС о X 5£ о 5£ GQ GQ X о И 5£ ас* о о И о O-i шй X X

К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО ПОЛУГОДИЯ, %

б) ф (О 1- (О гН (О « о о 1- гН 03 «!t (О in 03 о «st £ гН 1- н (Я in 1-

in (0 « 00 о С^ Ф in гН с^ аз 00 00 «st 03 «st (0 « in N со а «s^ 1П гН о f- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о н N н N N О н н со о о о н о б) 00 н о N с б) б) со о н CN

н н н н н Н Н н н н н н н н н н н н н ° н н н н

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕЖКА, РУБ.

СРЕДНИЕ

ДОРОГИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.