Научная статья на тему '\ ценовой рейтинг \ цены в сетях'

\ ценовой рейтинг \ цены в сетях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ ценовой рейтинг \ цены в сетях»

УЯСМИІМОХИХ

енну

хвхээ а іянаИ

6п ■

а*

• ** ' 6*.

. Ф ■ #£

!& /о,??

<?А>

О*

* °о

Ох>.

'оє

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №02 [82) 2009 РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР

Стоимость продуктовой тележки, составляемой журналом

«Прямые инВЕСТИции», за полгода увеличилась на 11,3%.

Это не многим меньше, чем официальный рост инфляции за весь предыдущий год (13,3%). Во многих супермаркетах ассортимент может расшириться в ближайшее время за счет продукции фермеров.

Мегарост

Недобрая традиция роста цен после новогодних праздников продолжилась и в этом году. Уже с 1 по 12 января нынешнего года цены в среднем по России увеличились на 0,8% (в 2008-м они за весь январь выросли на 2,3%). И дорожает самое насущное — продукты питания. По данным Росстата, за прошедший год выросли цены на мясные консервы, масло сливочное, творог, чай — на 1—1,4%. Плодоовощная продукция в среднем подорожала на 1,1%. При этом капуста — сразу на 4,4%, картофель и морковь — на 1,6% и 1,5% соответственно. Стали выше цены на икру лососевых рыб — на 3,6%, живую и замороженную рыбу — на 2,1—2,4%, куры, пельмени, манты, равиоли, мясные консервы, сырокопченые колбасы — на 1,7— 1,9%, а также на цельное разливное молоко, натуральный мед, шоколадные конфеты, карамель — на 1,7—4%.

В тоже время, с начала января в среднем на 0,8—1,7% снизилась стоимость подсолнечного масла, маргарина и пшена. По прогнозам экспертов, цены на хлеб повышаться не будут за счет хорошего урожая 2008 года, а также снижения цен на зерно и муку. Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце декабря составила 2116,4 руб. За прошедший год она выросла на 17,5%.

В Москве повышение цен, по данным Росстата, составило с начала года — 12,3%. Это подтверждает и исследование журнала

«Прямые инВЕСТИции». Результаты рейтинга торговых сетей кардинально изменились по сравнению с сентябрем прошлого года. Потерял свои лидирующие позиции по минимальным ценам продуктов питания французский «Ашан». Стоимость нашей продуктовой корзины у него в этот раз составила 1075,1 руб., что на 20,3% выше полугодового показателя. Его обогнала сеть «Пятерочка», с тележкой в 1059,4 руб. Цены здесь повысились в среднем за полгода на 8,3%, а руководство сети приняло решение отменить дисконтные карты для покупателей «Пятерочки», мотивируя это решение тем, что цены у них и так очень низкие. Яркий тому пример — первое место в нашем рейтинге.

«Копейка» и «Метро», представители категории «очень дешевых супермаркетов», продолжают расширять свои границы, открывая все больше магазинов за пределами России, в основном на Украине. В течение 2008 года в этой стране было открыто пять магазинов торговой сети Metro Group, а накануне Нового года в Одессе появилось два новых объекта торговой сети «Копейка».

Тем не менее, не всем представителям продуктового ретейла симпатична Украина. В этом году совместная компания «Платформа-1» (создавалась весной 2008 года: российская сеть «Мосмарт» получила 51% компании, EastOne Виктора Пинчука — 49%) заморозила проект создания сети более чем из 500 продуктовых магазинов на Украине.

Давление цен / Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 10 января 2009 года

адрес

к стоимости «потребительской тележки» по ценам прошлого полугодия, %

Потребительская «тележка»: батон, сливочное масло 200 г, подсолнечное масло 1 л, молоко 3,2% 1 л, сосиски 1 кг, говядина 1 кг, картофель 1 кг, водка 0,5 л, пиво светлое 0,5 л, кофе растворимый 100 г, сырокопченая колбаса 1 кг, сок апельсиновый 100% 1 л, вода минеральная негазированная 1 л, печенье 126-130 г, лимоны 1 кг.

Очень дешевые Дешевые Средние Дорогие

О

Мониторинг цен в супермаркетах, расположенных в московских «спальных» районах, проводился в первой декаде января 2009 года корреспондентами журнала «Прямые инВЕСТИции».

О

сеть

ценовой рейтинг

ценовой рейтинг

Предполагалось, что партнеры совместно инвестируют в сеть $300 млн., но финансовый кризис внес свои коррективы. О прекращении открытия новых магазинов на Украине заявила X5 Retail Group. В России же компания в последнее время открыла два гипермаркета, в Уфе и Екатеринбурге, и два супермаркета в Краснодаре. Кроме того, она продолжает переименовывать гипермаркеты «Перекресток» в «Карусель», чтобы объединить их под общим брендом — «Перекресток». Напомним, что в июне 2008 года компания приобрела 100% акций Formata Holding, владеющей сетью гипермаркетов «Карусель».

Среди рекордсменов по повышению цен — супермаркеты «Дикси» (1160,8 руб.) и «Магнит» (1239,5 руб.) — за полгода цены в них выросли почти на четверть. В результате чего «Дикси» переместился с 3-го на 6-е место, а «Магнит» с 5-го на 13-е. Но рекордсменом рейтинга, потеряв 9 позиций и оказавшись на 16 месте среди «очень дорогих» магазинов, стал «Утконос», с продуктовой тележкой в 1282,2 руб. В нем цены выросли на 24,2%. Хотя еще полтора года назад эта сеть позиционировалась как «самая дешевая» и стоимость продуктов в ней конкурировала с «ашановской». Тем не менее, интернет-магазины становятся все более популярными среди населения страны. По данным социологических опросов уже 44% россиян пользуются услугами вирту-

альных торговцев. На «Утконос» приходится 5% опрошенных респондентов.

Из нашего рейтинга торговых сетей выбыл «Рамстор», выкупленный компанией «Ашан» за 181 млн. евро у турецкой компании Епке. В некоторых регионах магазины «Рамстор» еще работают, но они в ближайшее время закроются.

Новичками в категории «дешевых супермаркетов» стали: «Патэрсон» (1180,6 руб.), где цены упали на 3%, и «Квартал» (1184,9 руб.), который выбыл из категории «среднего» ценового сегмента и увеличил цены на 2%. «Мосмарт» с продуктовой корзиной в 1175,6 руб., только упрочил свои позиции в рейтинге. Корректируя инвестиционные планы на 2009 год, торговая сеть решила закрыть все 54 магазина формата «у дома» — «Мосмартик», расположенные в столице и области, убыточные для сети. Сегодня в собственности ЗАО «Мосмарт» находится 83 магазина, которые расположены по всей территории России. Это супермаркеты «Мосмарт-экспресс», гипермаркеты «Мосмарт» и магазины у дома «Мосмартик». В тоже время, в 2009 году сеть планирует открыть около 10—20 новых магазинов.

Категорию супермаркетов с «дорогими» ценами возглавляет «Крестовский» с продуктовой корзиной в 1256,8 руб., цены в котором упали на 14,3%. В начале января продукты первой необходимости в магазине были дешевле, чем в других супермаркетах этой

категории. Например, батон здесь можно было купить за 13,5 руб., тогда как в «Азбуке вкуса» он стоит 17,5 руб. А минимальная цена литра молока почти в два раза ниже, чем в остальных дорогих магазинах (24,3 руб.).

Лидером столичного рейтинга по росту цен стал магазин «12 месяцев» где стоимость продуктовой тележки увеличилась на 39,5%, до 1772,4 руб. Если цены на продукты первой необходимости приемлемые (например, батон стоит — 10,1 руб.), мясные изделия довольно дороги. Такие цены на говядину (369 руб.), сосиски (256 руб.) и сырокопченую колбасу (560 руб.) можно найти лишь в «Азбуке вкуса», которая замыкает наш рейтинг. В 2008 году «Азбука вкуса» открыла 25 магазинов в Москве и Московской области.

Заоблачное будущее

Продуктовая инфляция в регионах без учета 1 2 супермаркетов, которые впервые участвуют в рейтинге, составила 6,7%. В исследовании приняли участие 53 федеральных и местных магазина из 23 российских городов.

В регионах еще можно найти сети, в которых наша продуктовая тележка стоит меньше 1 тыс. руб. В столице таковых не осталось. Если в Москве в самом дешевом магазине можно закупить необходимые продукты на 1054 руб., то в трех регионах — на 150— 200 руб. дешевле. Так, к «самым дешевым»

Последние островки доступности / Анализ цен на некоторые товары в региональных торговых сетях на 10 января 2009 года

Очень дешевые Дешевые

Мониторинг цен в супермаркетах проводился в первой декаде января 2009 года корреспондентами журнала «Прямые инВЕСТИции».

Без цены лимонов. ^ Без цены печенья.

относятся три новичка нашего рейтинга: саратовский «Реал» (863,6 руб.), курская «Европа» (912,3 руб.) и челябинский «Дик-си»(918,9 руб.) Причем в последнем можно найти самое дешевое печенье — всего за 6,6 руб. пачка. Заметим, что в столичном «Дикси» продуктовая тележка по минимальной стоимости дороже, чем в региональном на 241,9 руб. В столице цены на определенные продукты питания держат на том уровне, который позволяет сохранить супермаркету потребительский спрос и в то же время увеличить выручку магазина. Разница цен в категориях столичного рейтинга небольшая, тогда как в региональном исследовании различие цен между категориями составляет в среднем около 150 рублей.

Региональная категория «дешевых» супермаркетов самая многочисленная (19 магазинов), и в ней больше всего тех, которые участвуют в исследовании впервые (7 магазинов). Еще одна отличительная черта категории — спад цен в шести магазинах в среднем на 6,3%.

В условиях финансового кризиса торговые сети, пытаясь привлечь покупателей в свои магазины, расширяют ассортиментную линейку дешевых продуктов, благодаря чему снижается минимальная стоимость продуктовой тележки. Особенно это заметно на региональном рейтинге. Кроме того, во многих крупных торговых сетях Москвы и регионов ассортиментная линейка сможет

расшириться за счет фермерских продуктов. Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей разработали положение, по которому производители сель-хозтоваров могут поставлять свою продукцию крупным ретейлерам без уплаты так называемого входного бонуса. Документ направлен на защиту только небрендированной продукции. Например, петрушку и морковь с огорода любого фермера сети будут закупать напрямую, без посредников, в результате на прилавках магазинов должны появиться свежие и недорогие продукты.

Незначительный рост цен (а то и падение] в некоторых региональных магазинах привел к тому, что большинство из них из категории «дорогих» супермаркетов переместились в дешевые и средние. Яркий тому пример — красноярский «Алпи», где стоимость продуктов стала меньше на 11,3% — это лидер снижения цен среди региональных магазинов. Несмотря на сообщения СМИ о том, что у сети серьезные проблемы, по заявлению руководителей, все магазины продолжают работать и не чувствуют недостатка посетителей. Сейчас сеть состоит из 41 гипермаркета и 26 супермаркетов по России.

Любителям картофеля и лимонов стоит отправиться за покупками в Нижний Новгород и Краснодар. Здесь цены на эти продукты ниже, чем в региональных и столичных супермаркетах: в нижегородском «Перекрестке» 1 кг картофеля стоит 9,9 руб.,

а в краснодарском «Магните» 1 кг лимонов — 48,8 руб. Зато в иркутском супермаркете «О key» можно найти самую дорогую среди региональных магазинов сырокопченую колбасу, которая продается здесь по 1058 руб. за килограмм.

В дорогих магазинах заметен значительный рост цен — минимальная стоимость продуктовой тележки увеличилась в среднем на 24,4%. Один из региональных магазинов побил рекорд повышения цен даже столичного супермаркета «12 месяцев» на 7,4% — стоимость продуктовой тележки в ставропольской «Тройке» увеличилась на 46,9%. В результате магазин перешел из категории «самых дешевых» сразу в «самые дорогие». За ним последовал и краснодарский «Табрис», где стоимость продуктов выросла на 33,2%. Такое заметное повышение цен в этих магазинах говорит о сокращении ассортимента для достижения максимальной прибыли.

Бессменный лидер категории супердорогих магазинов — хабаровский «Три толстяка» (1563,5 руб., рост на 4,5%)—уступил свое место ростовскому «Тихому Дону», с продуктовой тележкой в 1641,2 руб. (увеличение за полгода на 30,1%).

Как изменится стоимость нашей продуктовой тележки в дальнейшем, покажет будущее, но прогнозы уже сейчас неутешительны. По данным многих аналитиков, в 2009 году инфляция превысит 15%.

Последние островки доступности / Анализ цен на некоторые товары в региональных торговых сетях на 10 января 2009 года

В ск<

I

іках: % стоимости «потребительской тележки» к ценам прошлого полугодия

Средние

Дорогие

Мониторинг цен в супермаркетах проводился в первой декаде января 2009 года корреспондентами журнала «Прямые инВЕСТИции».

ценовой рейтинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.