Научная статья на тему '\ торговые сети \ инфляционный бум'

\ торговые сети \ инфляционный бум Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ торговые сети \ инфляционный бум»

Инфляционный бум

Инфляция стремительно набирает обороты: ее уровень в 2010 году составил 8,8% против прогнозируемых 8,5%. Как рост цен отразился на продуктовой корзине, составленной корреспондентами журнала «Прямые инвестиции», показал рейтинг торговых сетей. А в рейтинге региональных сетей теперь участвует и казахстанский ретейлер «Магнум», клиент ДБ АО «Сбербанк» (Казахстан).

Анна

ТИХОМИРОВА

Мониторинг цен в супермаркетах, расположенных в московских «спальных» районах, проводился в первой декаде января 2011 года корреспондентами журнала «ВЕСТИ».

Ценовой шок

Аномальная жара 2010 года и последующий за ней всплеск инфляции ускорили рост цен на продукты, которые подорожали за прошедший год в среднем на 12,9%, что почти в два раза превышает показатели предыдущего года (6,9%). По данным росстата, гречка за это время выросла в цене на 192,5%, картофель — на 110,1%, белокочанная капуста — на 108,2%, пшено — на 77,3%. С наступлением нового 2011 года ситуация не изменилась: уже за 11 дней потребительские цены выросли на 0,8%: картофель подорожал на 7,5%, белокочанная капуста — на 4,8%, лук — на 4,1%, гречка — на 3,2%, пшено и сахар — на 2,1%.

Цены на картофель и белокочанную капусту, которые со времен продовольственного дефицита советской эпохи считаются «политическими овощными культурами», будут расти и впредь — вплоть до появления на рынке в конце весны продукции нового урожая. Так считает директор московского института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий рылько. Цены на хлеб, являющиеся барометром благосостояния общества в России, останутся на прежнем уровне, поскольку правительство в I квартале 2011 года выведет на рынок запасы зерна. Тем временем на выручку российским любителям гречки пришел Китай (производство гречки в январе-ноябре 2010 года, по данным росстата, составило 243 тыс. т при потребности в 500 тыс. т). По данным минсельхоза,

государство не будет закупать крупу в Интервенционный фонд, потому как дефицита нет. Но на всякий случай принято решение приобрести гречку в Китае в объеме до 80 тыс. т (Китай в 2008 году занимал 2 место по производству гречки после России).

Однако мировые эксперты не перестают бить тревогу. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ооН (FAO) подсчитала, что за последние 10 лет мировые цены на продовольствие выросли более чем на 80% (за последние пять лет, по данным организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в России они выросли на 65,7% при 15-20% роста в остальных странах).

Как основную причину роста цен за 2010 год FAO называет неблагоприятные погодные условия в странах-экспортерах и колебания на валютных рынках. Например, цена продовольственной пшеницы в январе 2011 года была на 69% выше, чем год назад. Эксперты окрестили ситуацию ценовым шоком и предрекают новый экономический кризис. В целом же с 2009 по 2017 год продовольствие, согласно прогнозу OECD, подорожает еще на 50%.

во власти сделок

По данным общественной палаты, продовольственная инфляция с мая по декабрь 2010 года в Москве составила 29%. В 17 магазинах нашего столичного рейтинга

рост на продукты с июля 2010 года по январь 2011-го составил в среднем 13,7%. Лишь два магазина — «Ашан» и «Магнит» — за счет расширения ассортиментной линейки умудрились не только удержать цены, но даже их снизить. В итоге ретейлеры оказались в категории самых дешевых супермаркетов.

Если потребитель мечтает сэкономить, ему прямая дорога в «Ашан», который занимает первую строчку рейтинга по дешевизне продуктов. Здесь самые низкие цены среди столичных супермаркетов на нарезной батон (7,4 руб., тогда как в середине 2010 года его стоимость составляла 4,9 руб.), молоко (26,19 руб.), сырокопченую колбасу (297,9 руб.).

Прошлый лидер «Мосмарт» перекочевал в категорию дешевых супермаркетов, подняв цены практически на все продукты, в среднем аж на 39,9%. Лишь за счет низких цен на сок (38,95 руб.), кофе (51,75 руб.) и минеральную воду (7,59 руб.) магазин смог удержаться в первой пятерке. Однако застолбить за собой место в следующем рейтинге магазину не удастся. 23 декабря 2010 года ретейлер был признан банкротом. Общий долг компании составляет более 4,3 млрд рублей.

Скоро активы «Мосмарта» перейдут «Седьмому континенту». Последнему достанутся здания четырех гипер-маркетов «Мосмарт» в Москве и права аренды на восемь региональных магазинов, а также операционный бизнес и товарный знак. «Мосмарт» может обойтись покупателю в 15 млрд руб. Что будет в дальнейшем с приобретенными магазинами, в «Седьмом континенте» не рассказывают.

Еще одно слияние прошедшего года — закрытие сделки Х5 Retail Group по приобретению сети «Копейка».

EAST NEWS

столичная инфляция

Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 10 января 2011 года

сеть / адрес магазина

(В г-" 5С й

О о. Р

ф I

Я ЕЕ

ш

о;

Я

£ S

aiS я о S п о?

S. 8

f СП

г

SC с

О

•н

•н

сг •н

и CZ

-а £ л

^ Si я g

о а я 1 SC Si

«го t S" -0 Ёс

о £

у S < 2

ses

&

Р

SC й

2 «

Н го

53

№ I ® &

Q. Ф

о3:

Я ЕЕ

/л V) ш

О !

:

л гс О а ас зс

.а *

OS

tai

О 3

О Si tail

О 5 a«

CD

s -

JPCO

2 I

О ®

| 3 < £

к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого квартала, %

« in 00 о» б) со Н 1- in « in

о» о о 03 СП н « со о « 1-

о» о н б> со о н н н w

н н н н н н н н

1- со «5 Н ф 1-

N Н со н со оо 1П

о н N н о N о

н н н н н н н

потребительская тележка, руб.

Потребительская тележка: батон, сливочное масло — 200 г, подсолнечное масло — 1 л, молоко 3,2% — 1 л, сосиски — 1 кг, говядина — 1 кг, картофель — 1 кг, водка — 0,5 л, пиво светлое — 0,5 л, кофе растворимый — 100 г, сырокопченая колбаса — 1 кг, сок апельсиновый 100% — 1 л, вода минеральная негазированная — 1 л, печенье — 126-130 г, лимоны — 1 кг.

очень дешевые

дорогие

Мониторинг цен в супермаркетах проводился в первой декаде января 2011 года корреспондентами журнала «Прямые инвестиции».

По словам гендиректора X5 Льва Хасиса, все магазины «Копейки» переданы компании. «Магазины, подлежащие закрытию, могут быть предложены другим ретейлерам на условиях аренды. В течение двух лет магазины будут ребрендированы в «Пятерочки» или «Перекрестки», — заявил г-н хасис.

Бывший владелец «Копейки» Николай Цветков, глава банка «Уралсиб», в результате сделки получит около $1,13 млрд (сумма сделки — 51,5 млрд руб., долг «Копейки» — 16,5 млрд руб.), часть из которых пойдут на расширение филиальной сети банка «Уралсиб». Планируются покупки подешевевших в результате кризиса небольших региональных банков.

Директор департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский отметил, что «после поглощения «Копейки» доля X5 на продуктовом ретейловом рынке повысится и вплотную подойдет к пороговому, с точки зрения нового российского законодательства, значению в 25%, тогда как доля «Магнита» останется 18-19%. Если говорить о совокупном объеме торговых площадей, то у X5 он повысится до 1,4 млн кв. м, тогда как у «Магнита» останется на уровне приблизительно 1,25 млн кв. м (сейчас у «Магита» 4051 магазин разных форматов, у X5 — 2469). Кроме того, конкуренты заняли лидирующие позиции на рынках разных регионов: X5 преобладает в Центральном регионе, «Магнит» — лидер в южной части страны.

Впервые в нашем рейтинге появилась голландская сеть Spar, с продуктовой тележкой в 1431,4 руб., которая расположилась в категории средних супермаркетов и за-

менила торговую сеть «12 месяцев», которая ранее занимала место в категории дорогих супермаркетов.

Сегодня магазины «12 месяцев» некогда одной из крупнейших московских сетей занимают конкуренты: права аренды на 11 помещений уже перекупили «Пятерочка», «Дикси», «Авоська» и другие ретейлеры. Все помещения, кроме знаменитого ТЦ «Новоарбатский», сеть продаст в ближайшее время, чтобы рассчитаться по долгам. Напомним, полтора года назад сеть «12 месяцев» изменила план спасения от кризиса и решила сдать магазины в аренду, а в перспективе — продать их как действующий арендный бизнес. Только поставщикам компания должна 250 млн руб. Свои долги перед банками ретейлер не раскрывает.

Замкнутый круг

В региональном исследовании приняли участие 60 федеральных и местных магазинов из 23 российских регионов и казахстанский ретейлер «Магнум», причем 10 супермаркетов попали сюда впервые. В магазинах, где был замечен рост цен, стоимость продуктов выросла в среднем на 12,1%. Тем не менее не все магазины подняли цены. Один из таких магазинов — омская «Сибириа-да», с продуктовой тележкой в 975,1 руб., ранее занимавший место в категории дешевых супермаркетов, снизил цены на 17,1% за счет новых контрактов с поставщиками, что позволило магазину занять первую строчку в региональном рейтинге по стоимости продуктовой тележки.

Стоит заметить, что Омская область продолжает сохранять за собой статус региона с наиболее низким

региональная мешанина

Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 января 2011 года

сеть / город

"х X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч (б го Ор ф ф ш ч ¡3 *

X X X о а о и X л X X го ч X о ф о Q. Ф (X го О а о и X о ф ф X и X го >х о Ор X X го 5 а VQ ю о ф X ф ф с ф ш X ^ Ii ф CI Е X ^

g X го СО ЭС п та X а CL СО X ф ф со _ü ч JJ Л а L- Я х я С ¿Т

X ф ¡Е 5 о о а а ф ЭС го Ч (б а ^ о ^ ф ч л ^ ^ 0) .0 Q. а® а а а ч я а ^ о

03 U X X а i (б U ф О о X ^ о О h 0) с: CD ГО и 1 U (В о О

VO О CK с .0 а ^ X >5 К О ч о X s с X S а со ш >5 g (В а со со (б с о с о I Ф CQ Я О Ф X >Е S О го ш X S п о со о СО о

.0 X VQ ас S X н X х г X VQ * о S о X ^ а а н ^ * а ас X X X о н

¥ (б X о Ii о Я Е о s g. (В К о и 5 & % * (В (В о ш ш ЭС ¥ О X S з о S о ос и я

о а т ф а 2 £ (б ^ Р « ^ а ^ s « о (б (б X f^ о о О ^ Ü а ^ (В JJ ^ а

о л а ^ * го р ^ го а я * (В 0) О s & (В (В а н н Я 1 а г Я j ^ я а О я

О с X о X х! Xö <5 X Хш * X * GQ о * к о О О к о X о X X * > GQ о

к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %

б) ш гН ш 04 ш ш G) Н 1П ш Ui гН 09 (О 0» (Я (О 09 тН ш « ш сч 09 « (Я

ci □3 09 ш d аа аа о С! б) тН GQ н 09 Ui о" г-" тН U) 09 «5 ci аа тН □3 uf 0» ci 09 тН

00 ш б) о ÜJ ф ÜJ UÜ н б) б) UÜ б) О о н о о б) б) о н ÜJ о LJJ о (0 н б) б)

□3 н аа аа G0 GQ н н н н н н н аа н □3 н н

потребительская тележка, руб.

* Цены на говядину взяты с рынка. ** Вместо говядины — свинина. *** Вместо говядины — телятина. **** В пересчете (1 тенге — 0,2 руб.)

дешевые

уровнем цен на основные продукты. В начале января администрацией области зафиксировано снижение средней цены на хлеб на 0,8%. В «Сибириаде» его стоимость составляет 13,7 руб. за буханку. Однако нашими журналистами в омском магазине «Геомарт» был обнаружен хлеб минимальной стоимостью 34,4 руб. за батон. Как отмечают эксперты, эта цена сопоставима с ценой за 1 кг хлеба. Также в регионе сохраняется стабильная цена на молоко. Средняя стоимость одного литра 3,2% жирности на 11 января составила 25,6 руб., что на 5,5% ниже уровня августа 2010 года (в «Сибириаде» молоко можно купить за 22,9 руб. — это самое дешевое молоко среди всех магазинов нашего рейтинга).

Застолбили за собой места в категории дешевых супермаркетов региональные магазины «Магнит» — казанский, краснодарский и оренбургский. В этой торговой сети цены практически во всех регионах одинаковы — разница в стоимости нашей продуктовой тележки составляет у них 100-180 руб. В 2010 году ретейлер открыл около 800 новых дискаунтеров и 27 гипермар-кетов розничной сети. Однако 2011 год обещает быть для сети еще более продуктивным — компания вложит 8 млрд руб. в строительство тепличного комплекса по выращиванию томатов и огурцов в Краснодарском крае. Эксперты отмечают, что это скорее вынужденный шаг, так как «Магниту» трудно найти сторонних консолидированных поставщиков свежих овощей в нужных компании масштабах. Кроме того, помимо свежих овощей компания изучает возможность собственного производства овощных консервов.

На 8,1% снизилась стоимость нашей тележки (1333 руб.) в саратовском магазине «Социализм», в результате чего он переместился из категории дорогих супермаркетов в дешевые. За полгода минимальная цена на молоко здесь снизилась на 8,5 руб. до 28,5 руб., на сосиски — на 22,4 руб. до 88,5 руб., на сырокопченую колбасу — на 85 руб. до 430,9 руб. В магазине объясняют такое падение разнообразием ассортимента.

Непревзойденным лидером текущего исследования оказался магазин «Солнечный круг» в Ростове-на-Дону. Если в прошлом рейтинге он занимал первую строчку, с продуктовой корзиной 999,6 руб., то уже в начале 2011 года цены в супермаркете поднялись на 60,8%, в результате чего магазин мигом переехал в дорогие супермаркеты. Больше чем в полтора раза за полгода подорожали здесь сырокопченая колбаса (минимальная стоимость этого продукта здесь — 575 руб.), картофель (42 руб.) и подсолнечное масло (65,5 руб.). По данным Общественной палаты, с мая по декабрь 2010 года продовольствие в Ростове-на-Дону подорожало на 26%. Яркий тому пример — рост цен в ростовских торговых сетях. Следом идут Хабаровск и Екатеринбург, с продуктовой инфляцией в 24 и 18%. Неудивительно, что все магазины из этих городов замыкают наш рейтинг в категории дорогих супермаркетов.

По утверждениям экспертов, не только инфляционные процессы и погодные катаклизмы стали причинами роста цен на продовольствие в прошлом году. Еще одна составляющая ценового роста — закон «О торговле», который вступил в силу 1 февраля 2010 года.

Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 11 января 2011 года

сеть / город

н СП к то » р о р й й ы н зд го а к тя

л а ф кей гма аг <5 л ^ а к 3 ^ е ос О я и н л о 5 X ь л е о. го ; О а о и со о и кс и Ч X ес р к е р е П X и а ^ ю а Ф та ит б р о ка р и б м и о X та со нд а м о ¥ X о и а ^ ю нт е н X и а ^ ю а Ф н ас р ¥ X о >» X о кт Ч о р п в ГО ис р б а а. >» X о С1 с СО >» X о ч е в т и а ^ ю СЧ ^ X X лс то и р X

0- о о и о ¥ ю X о о С £1 и о мь ш о а х нт н ф С Н Л 5С5 а <б ^ ^ (б (б о (б х о о

СО О н (б X О £ с о а ш а ^ \о X X 5 ю к СП О н (б ло СО О >5 X X ю к со о X к а ^ ю X со о X к е о л 2 и ш л 2 X о £ к о X и X № 1 Н £ он ¥ СП о к о X и ? * СО '5 ы О X Н ^ а ч о X и I СО X О О Н Ч (б а (б Т * мч 2 СО о О (и Н & X а ф н СО о а (б со о а (б

а X л о ^ а а ^ л х £ Ф л а а X (б в (б о а * £ (б О £ ^ (б О 2 и £ (б ю ю

л а н а Ф (б 5 и ф (П о. а Ф 0) а а X X (б £ а о Й а О 5 (б О е О-с X та та

о О о X о 5£ а X а. X > о > с с X 5£ 5£ О зс: 5£ 0.8 О 5£ О-н О ш X X

к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %

1П I- н с» «5 Н «5 ш Ф 1П ш ш N ю тН тН 00 « С1 СЧ

СЧ 09 1-7 Ф СО СЧ ш Ф со" со" аа аа «9 00~ 1П СЧ п о 0» «9 1-7 п Е!

Н 00 О о Н О Н N О ш о N Н ш ш о о о N н н ю N N о н н о о о

Н н н Н н Н Н н аа н Н Н аа аа Н н н Н н н н н н н н н н н н

потребительская тележка, руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.