Научная статья на тему '\ торговые сети \ затишье'

\ торговые сети \ затишье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ торговые сети \ затишье»

\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \

Затишье

В 2011 году рост цен на продукты составил 3,9%. Был зафиксирован самый низкий уровень инфляции за последние 20 лет. Значительно расширился перечень «самых дешевых» супермаркетов как в столице, так и в регионах.

Анна вот кто-то с горочки спустился

Тихомирова Новый, 2012 год начался с хорошей новости от росстата: инфляция за 2011 год составила 6,1% — это самый низкий показатель с 1991 года. Основной вклад в снижение инфляции внесло продовольствие — рост цен на продукты достиг «всего» 3,9% (самый заметный ценовой скачок произошел в декабре — продовольственные товары подорожали на 0,7%).

Однако низкая инфляция 2011 года во многом обусловлена засушливым летом и неурожаем 2010 года, которые привели к резкому росту цен на продукты: крупы, согласно тому же росстату, подорожали более чем на 58%, фрукты и овощи — на 45%. В минувшем году расценки на эти товары просто немного сдали прежние вершины. К примеру, с середины 2011 года рост цен на гречку и пшено начал снижаться, и к концу года падение составило 15,7%. Рекордный урожай сахарной свеклы привел к снижению цен на этот продукт на 22,5% в розничной продаже.

Традиционного резкого роста цен в начале 2012 года удалось избежать благодаря переносу индексации основных тарифов на 1 июля. В итоге стоимость электроэнергии и услуг ЖКХ практически не изменилась по сравнению с концом декабря. Инфляция, по данным росстата, за период с 11 по 16 января 2012 года составила 0,1%, с начала месяца — 0,2% (в январе 2011 года инфляция была на уровне 2,4%). За этот период выросли цены на соль на 1%, говядину, баранину, алкогольные напитки отечественного производства — на 0,3-0,5%. Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,6%. При этом картофель, морковь и капуста подорожали на 1,1-1,2%.

Ставка на гипермаркет

По данным столичного департамента торговли и услуг,

продовольственные товары в 2011 году в Москве подорожали на 3,7%, что является историческим минимумом для столицы за последние 20 лет. Яркое тому доказательство — средняя стоимость нашей продуктовой корзины, которая за полгода увеличилась всего на 50 руб. до 1659,4 руб. При этом значительно расширился список в категории «самых дешевых» супермаркетов.

По сложившейся традиции «Ашан» продолжает возглавлять список дешевых супермаркетов. И это неудивительно, ведь ассортиментную корзину в размере 65 тыс. наименований сегодня ни один российский ретейлер предложить не может. Причем развивается торговая сеть исключительно в формате гипермаркета, который считается самым оптимальным с точки зрения численности персонала и выручки на квадратный метр (всего 49 гипермакетов). При этом гипермаркет сам по себе еще и склад, и распределительный центр, что заметно снижает логистические расходы. Компания планирует через пять лет увеличить количество гипермаркетов в России более чем в три раза — до 150 магазинов.

Другие крупные ретейлеры тоже делают ставку именно на этот формат торговли: у «Магнита» таких магазинов уже 77, у Х5 Retail Group — 72. Впрочем, гонка между двумя главными игроками российского продуктового рынка протекает по разным сценариям: Х5 — главный консо-лидатор в ретейле (в конце 2010 году купил сеть «Копейка», летом 2011 года — татарстанскую сеть «Народный» из 24 магазинов, сейчас открыта сделка по приобретению кировской сети «Экономная семья»), а «Магнит» — рекордсмен по открытию новых точек (осенью 2011 года количество магазинов превысило пятитысячную отметку). Кроме того, в 2011 году «Магнит» открыл 200 магазинов нового формата «дрогери» (основной ассортимент составляет непродовольственная группа товаров: предметы

гигиены, бытовой химии, косметики и парфюмерии). Однако в конце 2011 года «Магнит» все-таки вышел на рынок M&A (слияний и поглощений), закрыв сделку по приобретению тамбовской сети «Пятачок».

Тем временем Х5 заканчивает интеграцию «Копейки» и обновляет приобретенные магазины. По мнению Ксении Аношиной, аналитика компании ИК «Грандис Капитал», в 2012 году Х5 Retail Group войдет в так называемую стадию реализации синергии (в этой связи ожидается рост рентабельности). Сбербанк открыл группе компаний Х5 трехлетнюю кредитную линию с лимитом 9,15 млрд руб. В сообщении компании говорится, что заемные средства пойдут на пополнение оборотного капитала компании и рефинансирование кредитов ретейлера в других банках.

Привлекает формат гипермаркета, реализующий концепцию низких цен и довольно высокого качества в большом пространстве, и голландскую сеть Spar, которая работает преимущественно в формате супермаркета. В ближайшее время гипермаркеты появятся во многих регионах России. Связано это с тем, что в 2011 году брендом Spar в России стали владеть восемь независимых компаний («Спар ретейл», «Спар Миддл Волга», «Спар Тула», «Спар Восток» и «Спар Поволжье», ООО «Молл» («Спар Челябинск»), ЗАО «Интерторг» («Спар Северо-Запад»), ГК «Каравай («Спар Красноярск»), каждая из которых может открывать магазины Spar. Скоро в формате гипермаркет начнет работать компания «Спар Тула», владеющая лицензией на бренд в пределах Тульской, Рязанской, Липецкой, Калужской и Тамбовской областей.

Эксперты рынка отмечают, что сейчас идет становление данного формата, и те ретейлеры, которые не успеют его запустить в ближайшее время, потом смогут получить

РАЗНООБРАЗИЕ ДЕШЕВЫХ И ДОРОГИХ

Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 10 января 2012 года

СЕТЬ / АДРЕС МАГАЗИНА

<0 3 <0

со g

öt л ш О ш

я Ol SC

О о.

в> I

¿О

г

Si

sc н 2 » 51

№ I

® к

Q_ ф

¡¡г:

о;

я S ■о 1

о 1

2 5 5 *

ч >

=j

т

•н

•н к

-0 Р I

^ У ^ g

о a я 1

«со >- 3"

as

а* s <

о ^

55

>S !з О х

л 2

о>

^ «S

О 3

WS

Si

5 1

»TT го U) ш

О о О °

л 10 О а SC *

к 8 я

Ш СП

о <i

I- и

8 i

а

о"

а

о>; ¡1

К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ТЕЛЕЖКИ ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО КВАРТАЛА, %

00 00 Ю «st (О 00 « 00 (О (О (О ® (О ® Ю (О б) 1- ш б)

00 б> н f- б) « н н ® 00 ® б) « 00 о о н н н н б) N N н 100 н N н in о н п N н Н N н 1-о н

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕЖКА, РУБ.

Батон, сливочное масло — 200 г, подсолнечное масло — 1 л, молоко 3,2% — 1 л, сосиски — 1 кг, говядина — 1 кг, картофель — 1 кг, водка — 0,5 л, пиво светлое — 0,5 л, кофе растворимый — 100 г, сырокопченая колбаса — 1 кг, сок апельсиновый 100% — 1 л, вода минеральная негазированная — 1 л, печенье — 126-130 г, лимоны — 1 кг.

* Вместо говядины взята цена на курицу.

ГОНЕНЬ ДЕШЕВЫЕ j

\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \

такого рода предприятия только через сделки М&А, которые обойдутся им существенно дороже.

Торговые сети премиум-класса развивать формат гипермаркетов не собираются. Это не их стихия. По словам руководителя внешних коммуникаций торговой сети «Азбука вкуса» Игоря Ядрошникова, аудитория премиального сегмента меньше реагирует на рыночные изменения, да и затраты на продукты у них составляют 7-10% от всех доходов. Кроме того, «Азбука вкуса» отметает и сделки М&А. К примеру, в 2012 году сеть планирует запустить в Санкт-Петербурге три-четыре супермаркета (сейчас 44 магазина в Москве и Московской области) органическим путем. Инвестиции в реализацию одного торгового объекта площадью 700-800 кв. м составят порядка $4 млн, включая оборудование и товарные запасы. Компания сохраняет планы по выходу на рынки Екатеринбурга и Киева, но конкретные сроки экспансии пока не обозначены.

Цена географии

В региональном рейтинге супермаркетов на этот раз участвовало 63 магазина из 23 городов. Новичков на этот раз оказалось девять.

Первая группа супермаркетов немного расширилась: если летом 2011 года в категории самых дешевых было всего пять супермаркетов, то в этот раз список увеличился до 14 магазинов. Причем в семи из них был замечен спад цен в среднем на 12,6%.

Лидером в категории самых дешевых супермаркетов оказался красноярский «Окей», где цены упали на 17,9%

за прошедшие полгода со времени последнего мониторинга (для сравнения: столичный «Окей» «задрал» цены на 13,4%). Та же тенденция наблюдается и в «Седьмом континенте»: калининградский супермаркет снизил цены на 13,2%, тогда как столичный поднял их на 21,6%. Как отмечают участники рынка, это связано с жесткой конкуренцией в регионах, вынудившей сетевиков менять продуктовую линейку в сторону уменьшения стоимости товаров. Кроме того, мощными конкурентами торговых сетей в провинции являются рынки, которые до сих пор притягивают к себе большую часть покупателей и сбивают цены на продукты, в первую очередь на мясо и мясные изделия.

Прошлый лидер краснодарский «Магнит» переместился в категорию «дешевых» супермаркетов, взвинтив цены на 36,6%, — самый высокий показатель среди всех исследуемых супермаркетов. Основная причина тому — слишком высокие цены на говядину (400 руб.) и водку (132,9 руб.). Зато лимоны здесь самые дешевые — 35,9 рублей.

Также вышел из списка «самых дешевых» супермаркетов омский «Геомарт» — цены здесь увеличились на 17,4%. Стоит отметить, что семь региональных розничных компаний, в том числе омский «Геомарт-Ретейл», в августе 2011 года объединились в Федеральную торговую компанию (ФТК). В их число вошли также: калининградский «Вестер», тюменский «Партнер-Маркет», красноярские «Каравай» и «Командор», новосибирский «Сибирский Гигант» и Центросоюз РФ (организация, объединяющая потребительские общества).

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ

Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 января 2012 года

Город / СЕТЬ

X го >х о ГС X Q. го ч J ч (D fc

>х ф О X го 3 < а ^ о Q. Ф ГС а X л cz ф О ч (б гс X X ^ о 5 £ X Ш ч (б X X Ч X X го ^ го ф CL X ф X о о а о U со CD ё >х а VQ а X X го 5 ф со л Ф * о ф . X ю о £ о а о U со Q. Ф Ш X ^ X О . ф CK с .D >х ф и О ГО X 3 cz ф о . ф а

О VO X X а SC а SC 5 го Ч (б а ^ а ф о ф № а ^ ф ; го Q. [Z .0 о X d (Q а Ф го * .0 л

а I О го U о U X о U о s CL X X h Ф с: (б 1С X о ^ CD ^

К О S а X S .0 X S ,_ X S X s X X S а ^ ш ш VQ S со о >5 ^ о X ч о со .0 СО о (б СО (б >5 со о ^ (D ш Л ф (б X (б а н а ^ СО (б

X 0) н VQ X X I VQ X X VQ VQ X о о н X н X X н & (б ^ X со о CQ * VO ^

о К л S £ К S о к X о и о (б Sl о X о (В (б о X к о и О о X О

(б (б ^ т t; ^ ^ а ^ 0) а ^ со а s X ¡5 (б « а S о JJ а ^ а а О о о

а х 0) та <6 iE Ф (б ^ 0) а ^ О о (б * го о 1- <6 1 а (Q (б (б а s 8 s о s ^ о а а

5£ Е X 5£ ac 2 X 5£ 5£ X о 5£ В Н о х! 5£ * о о к хй > 5£ В * О < о к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %

LU н 0^ н тН 0^ н «st гН ш сч IO 0^ IO IO 0^ «st «st 0^ ш ш 00 00 0> «st ш

QQ С! <0 015 «st 0» 1-7 С! ci п аа о U) <0 (О (О сп ci 00~ IO о" аа ш б> н 00 аа

LJ 00 00 б) 00 00 00 о 00 о о о ш н о 00 0> т о б) о о о о б) ÜJ ÜJ о о б) UJ

СО н н н н аа н н н н н н н аа аа н н аа

потребительская тележка, руб.

* Цены на говядину — рыночные. ** Сливочное масло — 180 г.

иНЕНЬДЕШЕВЫЕ #

ДЕШЕВЫЕ

Разгон цен на продукты состоится во второй половине года. До президентских выборов правительство будет сдерживать инфляцию.-

Задача ФТК — содействие в получении ретейлерами скидок от поставщиков, выстраивание общей логистики. Как заявляла гендиректор ООО «Геомарт-Ретейл» Галина Бойко, вход «Геомарта» в ФТК поможет снизить цены в закупке и затраты на логистику. Однако пока продукты в магазине не подешевели.

По словам Ивана Федякова, гендиректора компании INFOLine, практика закупочных объединений в России не развита и многие сети готовы отказаться от общих закупок, если поставщик сделает им более выгодное предложение.

Покинул рейтинг региональных сетей кировский «Континент». В феврале закроется последний магазин в городе. Многие горожане предполагают, что закрытие «Континента» связано с развитием в Кирове одной из крупнейших компаний розничной торговли X5 Retail Group и появлением на рынке сети магазинов «Пятерочка». Однако руководство ООО «Экспресс-сервис», которой принадлежит сеть супермаркетов «Континент», эту информацию опровергает.

По уже сложившейся традиции замыкает региональный рейтинг Хабаровск, который является самым дорогим городом в стране и по исследованиям Общественной палаты России.

Виной всему — географическое положение.

Из-за отдаленности региона цены на продукты взвинчивают транспортные расходы. Например, масло подсолнечное завозят из Саратовской и Белгородской областей, Краснодарского края и Алтайской области, а также из Ростова (в «Трех толстяках» 1 л «Золотой семечки» стоит 92 руб.). Молочную продукцию везут из Московской и Амурской областей, Алтая, Новосибирска, Кемерово, Приморского края и ЕАО. Что касается хлеба, который пекут в Хабаровске, то муку для него везут из Алтая и Новосибирска. А это опять-таки транспортные расходы, а значит, достаточно высокая себестоимость и цена. К примеру, в исследуемых торговых сетях Хабаровска хлеб стоит от 26 до 32 рублей.

Таким образом, ситуация с ценами на продукты относительно стабильна. Скорее всего, разгон состоится во второй половине года. До президентских выборов, как ожидают эксперты инвестиционных компаний, правительство будет всеми возможными мерами сдерживать инфляцию. Тем не менее увеличение стоимости топлива вызовет рост цен на молочные продукты, мясо, хлебобулочные изделия. Повысят цены и на алкогольную продукцию, что связано с ростом акцизов. По прогнозам первого вице-премьера Виктора Зубкова, продовольственная инфляция по итогам 2012 года может составить лишь 4,4%.

а VQ а Ф н ф С Н Л Q. ГО Ф CI ГО CL Ч (б а U О U ГО X Ю Q. О U ч о а о U со о X a о CI X ГО о ^ X о а X о ф X Ф Ф ф X О X о ф d X ф a Ф с а (В X о ф X Ф Ф С X о 5 со X ^ CD J о о ГО ф 5 SC О а s X 5 0 CD 5 1 О s (D CD ^ О >» X о CI <6 ^ CD 4 CD 5 Ор ГС >х .п X го Ор ^ X о а а VQ х >х -а 1 о CI О Ор О .0 >» X о ci <б го Ор X ю X о X о а VO а Ф н С о с (D сэ ф ч ^ о X ^ о а s >> X О CI X Ор ю го il (б .0 I CI со ф ш со а ^ VO I о С ш CD X Ор ф Ю ^ ГО О X О Ск Три толстяка

О Ф SC а ^ VQ X >5 g S I ф ± Ор Эс * R О X о С Л X (В X О & п о X о CQ О X R CQ О н (В VQ S о о CD CL X о X О & х tfl '5 ¡й О X H ^ VO S О X R о X о S № 1 н К ■ь Ш (б о Х,1 (б д а£ н ^ (б X (б а н ? * мч 9 и S3 О ф Н & СО О X к (б а (б VO S I аз х о ° нЧ Ч О X о S а о н (В а (В СО о а (б Ш О а (б

I Si О ^ 0) (б « SC (В J а со s SC О £ О (б (б о О g JJ х ¡S г со (б (В s VO VO

<0 g- s О а S О- а (В а а ^ (В о о 1- а о | S а X & и £ о О (П Ор л о О ii а X (В (б (б

О о GQ о X * X * о X X OLS О X < > о Q-f5 X ш о X X

00 «St «St 00 03 ш N « б) ш С1 (О 1- сч ш «St N и> 1- СЧ « тН ш «St « (О (О б) 4t

тН ci н оо QQ IO СЧ е> тН ci QQ IO <0 ci со «St СЧ 1-7 тН 0» тН to со б) «St 00 <э IO

б) Н О о б) LJ N О о б) б) LU б) о н N LJ Н О N N О б) о ш н б) со н н

н н н Н н н н н Н СО Н н Н Н н н со н н н н

«st

ci н

«St

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.