С надеждой на урожай
В условиях роста инфляции резко сократилось количество «самых дешевых» супермаркетов.
Анна Злаки в сухом остатке
ТИХОМИРОВА В результате повышения тарифов на услуги естественных монополий и роста акцизов на бензин в июне и первые дни июля накопленная с начала года инфляция достигла 3,8% (за первые пять месяцев года — всего 2,3%).
По данным Росстата, в июне темпы инфляции почти удвоились — до 0,9% после 0,5% в мае. Одна из причин роста — резкое подорожание плодов и овощей: только в июне по сравнению с маем их стоимость возросла на 13,4%, с начала года — на 28,8%. Больше всего за полгода вырос в цене репчатый лук — на 39,6%, за ним идут белокочанная капуста (на 28,6%), картофель (на 24,4%), морковь (на 21,9%), свекла (на 18,3%).
Глава Министерства экономического развития Андрей Белоусов объясняет рост эффектом накоплен-
ной базы: урожай прошлого года был дешев, но закончился уже в мае, и цены незамедлительно начали расти. Однако специалисты успокаивают, что в августе-сентябре расценки на овощи и фрукты, по традиции, скорее всего снизятся.
Тем временем увеличения потребительских цен следует ожидать со стороны злаков. По словам гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, стоимость зерна сегодня определяется недавним снижением прогноза на урожай этого года в России с 94 до 85 млн т и засухой в Америке, из-за которой растут все мировые рынки.
Жара атакует и российские регионы: с начала лета дождей не было во многих районах Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ростовской областей, в Кузбассе и Красноярском крае. Уже уничтожено 9,6 млн га зерновых культур в 19 регионах страны.
Риск дальнейшего ускорения инфляции в России во многом обусловлен тем, что зерновые являются одним из основных сырьевых ресурсов при производстве таких продуктов, как хлеб и макаронные изделия (до 30%), алкоголь (10-15%).
Кроме того, рост цен на зерновые, являющиеся кормом для домашнего скота, вероятнее всего повлечет за собой увеличение издержек производства мяса, яиц и молочных продуктов. В указанных группах товаров доля стоимости сырьевых ресурсов в конечной цене достаточно существенна и составляет приблизительно 50, 35 и 45% соответственно. По прогнозу президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, подорожание продуктов может дополнительно подстегнуть инфляцию на 1,5-2%.
МОСКОВСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях на 10 июля 2012 года
СЕТЬ / АДРЕС МАГАЗИНА
Я 3
ш
<о
■а ¡2
О Ё. О ю
Ы го
а*
о;
О ^ * §
>5 й О х
Л 2
о>
ас н 2 » 5!
№ I О. ф
о3:
5!
а!
Я3
о ^
р
О о
о °
А
О о.
ас *
_ <
(В (м 5С
О Ор
л
Б -
>5
5
5С
8 я ш 0)
СО со О ш
Н а.
о 4 о 5 а. А
ОО5
■К го
я ¡5 ■о 1
о 1 2
5 *
ч >
5'
я 1 а»
го
V) ш
О 3
«а £
а
о11
а
ф ;
л со
Я £ * £ Ю Э
м
<5
■С
Э"
О £
81
ф
К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ «ТЕЛЕЖКИ» ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО КВАРТАЛА, %
N « ф о ф N Ю (0 (0 « «5 ю оо 1- 03 Н ю
1П 1П н <0 о" н рТ N 1П Н 1-7 0» <ч N «5 н оо Н
Н 00 *н О б> *н Ф Н н 00 N со 00 *н н Ф о ф 00 ф
Н н н н н н н н
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ «ТЕЛЕЖКА», РУБ.
Батон, сливочное масло 200 г, подсолнечное масло 1 л, молоко 3,2% 1 л, сосиски 1 кг, говядина 1 кг, картофель 1 кг, водка 0,5 л, пиво светлое 0,5 л, кофе растворимый 100 г, сырокопченая колбаса 1 кг, сок апельсиновый 100% 1 л, вода минеральная негазированная 1 л, печенье 126-130 г, лимоны 1 кг.
* Вместо говядины — цена на свиной гуляш. ** Цена на негазированную воду из Шотландии 1,5 л.
Спрос диктует формат
1
В столице июньская инфляция составила 1,2%, с начала года — 4,3%. При этом наша продуктовая «корзина» за полгода подорожала в среднем на 17,3%. Рост обусловлен главным образом увеличением цен на продукты в магазинах, относящихся к категориям «дешевых» и «очень дешевых». Одновременно в девяти столичных дорогих супермаркетах стоимость «корзины» снизилась в среднем на 10,9%.
Инфляционный скачок резко сократил количество участников рейтинга, относящихся к «очень дешевым» магазинам. Однако без сюрпризов не обошлось: в этот раз удивила «Карусель», которая попала в «дешевые» из категории «средних» супермаркетов. Здесь стоимость продуктовой «тележки» снизилась за полгода (со времени последнего нашего мониторинга) на 14,7%. Основная причина — июльские акции на большое количество продовольственных товаров (точно такие же мероприятия проходили в «Седьмом континенте», «Утконосе»).
Интересно, что в других супермаркетах компании X5 Retail Group, которой принадлежит «Карусель», — «Перекрестке» и «Пятерочке» — стоимость потребительской «тележки» увеличилась за полгода на 10 и 27,6% соответственно.
В последнее время компания стала активно развивать формат «магазин у дома» и уже открыла более 65 таких точек под брендом «Перекресток-Экспресс». В пресс-службе объявили, что в дальнейшем X5 планирует выйти и в другие регионы. Начнется расширение географии не ранее второй половины 2013 года — в регионах, соседствующих с московским. Стоит заметить, что еще полгода назад среди торговых сетей активно развивался формат гипермаркетов, однако сейчас более модными стали «магазины у дома».
Участники рынка объясняют это нехваткой свободных площадей в мегаполисах, сложностями с подъездами и парковкой. С другой стороны, люди все чаще отдают предпочтение небольшим магазинчикам в шаговой доступности, куда не надо пробираться через пробки и где не надо часами ходить между полками, а затем стоять в длинных очередях в кассу.
Так, торговая сеть 'Юкей» планирует довести свою сеть небольших магазинов до 84 в течение ближайших трех лет.
В июне появились первые магазины «Фасоль» в Санкт-Петербурге, принадлежащие Metro Cash & Carry. Всего до конца 2012 года будет открыто 15 таких объектов в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
Торговая сеть «Магнит» только в 2012 году планирует открыть около 800 магазинов
EAST NEWS
формата «у дома». По состоянию на 30 июня 2012 года сеть насчитывала 5268 таких магазинов. Основные доходы «Магнит» получает именно от них. По итогам первого полугодия выручка «магазинов у дома» выросла здесь на 25,2% до 171,5 млрд руб., в то время как гипермаркеты увеличили продажи на 72,2% до 33,2 млрд рублей.
Практически все магазины в категории «дорогих» снизили стоимость продуктовой «корзины» за счет расширения ассортимента более доступных по цене продуктов. «Азбука вкуса» продолжает работу над открытием первых магазинов в Санкт-Петербурге. Компания предполагает, что свыше 10 торговых точек начнут работу в ближайшие три года, причем четыре магазина уже до конца финансового 2012 года (открытие 10 магазинов обойдется компании примерно в $30-40 млн). На сегодня в сеть супермаркета «Азбука вкуса» включено 49 магазинов, находящихся в Москве и Московской области.
Другая премиальная российская торговая сеть «Глобус Гурмэ» (в России семь магазинов) не оставляет надежд учредить элитные супермаркеты за рубежом. Еще пять лет назад компания анонсировала открытие магазина в Лондоне, однако проект было решено отложить из-за кризиса, хотя идея осталась. Сейчас в компании изучают особенности зарубежного рынка ретейлера.
«Ашан» шагает по России
В региональном рейтинге супермаркетов приняли участие 61 магазин из 22 городов. Как и в столичном рейтинге, возглавляет таблицу супермаркетов «Ашан», подтверждающий статус самого приемлемого по ценам. Рас-
ценки в екатеринбургском магазине поднялись на 7,2% (в столичном рост составил 15,2%). Тем не менее в московском «Ашане» стоимость нашей продуктовой «тележки» оказалась все-таки на 34,5 руб. дешевле за счет менее дорогой говядины.
Лидер прошлого рейтинга красноярский «Окей» взвинтил цены (рост продуктовой «корзины» на 34,8%) и переместился в категорию «средних супермаркетов». Основная причина в сравнении со столичным «Окей» — высокие цены на говядину (339 руб. за 1 кг), сырокопченую колбасу (424 руб.) и сосиски (124 руб.). Стоит отметить, что цены на продовольственные товары, по данным Красноярскстата, выросли в июне на 1,4% (с начала года — на 4,3%).
Еще один представитель «самых дешевых» супермаркетов — курская «Линия» с продуктовой «корзиной» в 1247,1 руб. Здесь самые низкие цены среди всех региональных супермаркетов по многим категориям. Подвела только сырокопченая колбаса — 355,9 руб. за 1 кг. По уровню цен на хлеб Курская область занимает 3 место в России: в «Линии» батон стоит всего 8,7 рубля.
Стоит заметить, что разброс цен в супермаркетах в текущем рейтинге определяется разницей на мясопродукты. К примеру, в Омске, по словам представителя местной администрации, животноводы в основном ориентированы на продажу молочной продукции (на 4% за полгода стали доступнее пастеризованное молоко 2,5-3,2% и сливочное масло), а мясо чаще завозят из других городов. К тому же летом забивают меньше животных, а спрос на мясо остается прежним или даже
¡очередной переполох
Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях на 10 июля 2012 года
ГОРОД / СЕТЬ
X го X Ор о ф го £5 Ор о ч ч
03 3 < ъ I X О Ф о о. ^ £ X Ш О х о ч (и ш о Ор ф о ю I Ф I го о л ^ (и 5 >х ф X 1 Ф о а о о а о
а ^ ю Ф со го Ч го ч _ * О. ч ГС си о X 1С Ф X о и и
л ^ С! а. а (б :г Я I X X ф а С! £ (б а 1— о X о X ш ш
^ ф ■з: а Ч а (и Ч (б а ^ Л го а О. ¡Е .0 а X ф л а о го а о (б а ^ о о
X 5 а X л 0- ^ о и ^ 1- 1 го и о Ф ^ X а ю 1С го X а X X
со л X ч о СО О СО (б СО Ш X X 5 О Ф а X >Е X О л (9 (б а н го ш X X со о С .0 СО (б ю X к о о £ СО О I ю X к о >х >х
0) н X X X о н о ^ ¥ X X О СО I X X & X X X X ^ и X СО н X о и X о
(б О о и (б и и О X О X з (б о X к и о и о (б о и и X Ж, эе ¡1
(б т а (б ^ а ^ о а ^ а ^ 1 т ^ а ^ л « о со (б а а со (б ^
х л а О (б О а (б X (б од (б и ^ (б а о а X (б г о а О 5 8 5 ¡5
Е 5£ 5£ 5£ Сй о са к * 5£ о 5£ о 5£ О < 5£ 5£ > * к Н 5£ 5£ о о Н 5£ са ХЙ х!
К СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ «ТЕЛЕЖКИ» ПО ЦЕНАМ ПРОШЛОГО ПОЛУГОДИЯ, %
С1 Н СО Н 1- (О 0> N тН 00 ш « 1П N тН 1- ш ш V) СО 0> сч б) 0> 1- 09 0> 0>
1-7 Н т сп тН Г-7 п со а. тН 09 О п сч ш а. со а. 09 Ю 00 «9 о ип п 00 н
О б> б> б> б> б> о б> о о б) ш н н н 00 о ш ш б) О н б) о н о б) со о о н
н н н н со н н н аа со н н н н н н н
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ «ТЕЛЕЖКА», РУБ.
* Цены на говядину — рыночные. ** Вместо говядины — цена на свинину.
I ОЧЕНЬ ДЕШЕВЫЕ (
ДЕШЕВЫЕ
СРЕДНИЕ
И в региональном, и в столичном рейтинге сеть супермаркетов «Ашан» подтверждает статус самого приемлемого по ценам.
PHOTOXPRESS
растет. Однако среди регионов Сибирского федерального округа в Омской области все-таки сохраняются самые низкие цены на говядину, баранину, мясо птицы, сливочное масло, молоко.
В Нижнем Новгороде расценки на животноводческую продукцию — молоко, свинину, говядину, куриное мясо — ниже на 20-30%, чем в среднем по России. Это связано с тем, что большую часть продукции местных животноводческих хозяйств продают внутри региона, и тратиться на транспортировку и логистику не нужно.
По данным рабочей группы общественной палаты России, Нижегородская область стала лидером среди регионов РФ по дешевизне продуктов социальной значимости. Правда, в нашем рейтинге супермаркеты Нижнего занимают позиции в категориях «средние» и «дорогие», здесь цены в среднем выросли на 13,6% за последние полгода.
Постоянные представители «дорогих» супермаркетов хабаровские «Самбери» и «Три толстяка» снизили цены в среднем на 9,9%. Летом хабаровчане столкнулись с резким повышением цен на хлебобулочные изделия (минимальная цена на батон в «Самбери» — 26 руб., в «Трех толстяках» — 32 руб., дороже только в столичной «Азбуке вкуса» — 42,1 руб.). Повышение стоимости хлебобулочных изделий в среднем на 5% связано с увеличением оптовой цены поставляемой муки, которую везут из Красноярска и Алтая. Сейчас минсельхоз края ожидает поступления нового урожая зерна, чтобы определить дальнейшую ценовую политику.
Покинула региональный рейтинг ульяновская «Сим-бирка». Теперь на ее площадях работает «Пятерочка+», которая в этот раз разместилась в категории «средних» супермаркетов. Всего компании X5 Retail Group передано 10 магазинов формата «Симбирка». Супермаркеты передают на условиях долгосрочной аренды помещений. Стоимость сделки не разглашается.
На фоне очередной засухи продуктовая инфляция продолжит расти. По прогнозам Росбанка, в конце 2012 года инфляция может превысить 7% и составить около 8% во II квартале 2013 года.
оо о» «i
(О
of б> «i
tO
о ш
«>
00 н ш
in in «i in
«г
in in
б» in
in
00 to t-1П
«
r-7 6
о in
6
CO
in
6
in
6 6
6 6
ci 6 6
0» cT 6
о
8 6
СРЕДНИЕ
ДОРОГИЕ