\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \
Ретейлер прописан
Очередной рейтинг продуктовых сетей превзошел все ожидания — максимальная стоимость продуктовой корзины в столице не превышает 1400 руб., тогда как год назад она достигала 1810,6, а в феврале 2009 года — 2086,6 руб. По набору дешевых продуктов питания столичные ретейлеры обошли своих региональных коллег.
Анна По данным Росстата, продукты питания с 1 января по
ТИХОМИРОВА 6 июня подорожали на 7% (в прошлом за аналогичный период — на 9%). На фоне еще вполне свежих в памяти событий почти годовой давности, когда с конца лета неожиданно взлетели цены на подсолнечное масло, молочную продукцию, мясо, эта статистика не может не радовать. К тому же за первое полугодие инфляция в России составила 7,4% (против прошлогодней за аналогичный период — 8,7%).
Так, хлеб и хлебобулочные изделия в среднем по России стали дороже за январь — июнь на 1,9%, сахар — на 28,2%, крупа и бобовые — на 2,8%, макаронные изделия — на 4,6%, мясо и птица — на 4,5%, рыба и морепродукты — на 13,3%, плодоовощная продукция — на 24%, сливочное масло — на 0,1%. Цены на подсолнечное масло с начала года снизились на 14,4%. Молоко и молочная продукция подешевели на 0,6%, яйца — на 22,1%. Стоимость алкогольных напитков выросла на 6,7%.
Одновременно Россия продолжает ставить рекорды по дороговизне продуктов в мире. С начала года еда дорожала у нас в 10 раз быстрее, чем в Европе.
По этому показателю с нами могут сравниться лишь Белоруссия и Украина, тогда как самые дешевые продукты питания можно купить в США. Эксперты объясняют такую ситуацию на российском продуктовом рынке курсом валют и накручиванием цен розничными сетями.
Столичный переворот
В Москве повышение цен составило с начала года 8%. Однако, согласно нашему рейтингу, стоимость продуктовой корзины за полгода снизилась на 13,4%. Это объясняется расширением ассортимента супермаркетов за счет более дешевых товаров, а также замены импортных товаров отечественными аналогами. Особенно заметен спад цен в магазинах, ранее занимавших места в средней и дорогой категориях. Только в 8 из 20 общая стоимость продуктовой корзины увеличилась, и то незначительно — в среднем на 4,2%. Например, в «Пятерочке» и «Перекрестке», которыми владеет крупная отечественная розничная компания X5 Retail Group, цены выросли на 1,3% и 5,7%, соответственно. Во II квартале 2009 года по сравнению с тем же 2008-го розничная выручка компании выросла на 46% в рублях, до 67,8 млн. руб. В июле X5 Retail объявила об открытии первого федерального распределительного центра, который будет полностью специализироваться на непродовольственных товарах.
Вторая по величине розничная сеть России «Магнит» покинула категорию средних супермаркетов и переместилась в дешевую с продуктовой корзиной в 1128,1 руб. Из-за кризиса «Магнит» сократил свою инвестиционную программу с $750-800 млн. до $480 млн. Сейчас сеть вплотную занимается размещением допэмиссии на Лондонской бирже. Примерно за 10% акций ретейлер
ИТАР-ТАСС
намерен выручить более $300 млн., на которые, по подсчетам аналитиков, можно открыть 15 гипермаркетов. Однако в компании утверждают, что пока сделок M&A сеть не готовит. Кстати, и в регионах «Магнит» находится исключительно в сегментах «дешевый» и «очень дешевый».
Лидером падения столичных цен на продукты питания стала «Азбука вкуса» (на 46,7%). И это удивительно, так как в премиальном супермаркете ни по одной из 15 позиций, входящих в нашу продуктовую тележку, не зафиксированы максимальные цены, несмотря на то что 60% ассортимента магазина — импортные товары. Кроме того, здесь можно купить самые дешевые лимоны — 56,8 руб. за килограмм. В этом году топ-менеджмент компании «Азбука вкуса» планирует открыть еще два магазина в Москве, однако в регионы идти пока побаивается.
Супермаркет «12 месяцев», находившийся раньше в последних эшелонах рейтинга по дороговизне, следом за «Азбукой вкуса» переместился в категорию дешевых магазинов с продуктовой корзиной в 1131,6 руб. Тем не менее здесь продается дорогое мясо. Его минимальная цена выше, чем в других столичных магазинах (275,5 рубля).
Самым дешевым супермаркетом Москвы по июльским данным стала «ВШа»(дочерняя структура немецкого концерна Rewe Group), тележка которой стоит менее 1000 руб. за счет мороженого мяса, которое здесь можно приобрести за 107,9 руб. В прошлом году компания увеличила оборот в России на 40% — до 250 млн. евро. В 2009 году Rewe планирует открыть еще 20 новых супермаркетов Billa в дополнение к 58 магазинам, уже работающим в стране. Новые филиалы главным образом создаются в центральной России, в Москве и прилегающих к столице регионах.
стихииное падение
Анализ цен на некоторые товары в московских торговых сетях проводился в первой декаде июля 2009 года сеть / адрес магазина
CB
"I
а?
"i? СО <
ses
Я з SC ч,
О 3
го
2С 1С
>5 01 * j
О о. О 2
Я Г-" 5С й
О о. р
о I
•н
• ю
■3.
3
Ф н 3
§ a g
Я g
i § S п
Я □ о ™
Э ¡5 S. g
<о f СП
3 я
Se *
СО 3
я* (И
Я о * g
VQ S
м I
<5
я ^
£ s
СО =
® ё ц
к а
О го Slr.
см . Í
CD
S *
^ к ¿Pro ÜI
21
о го
| S < £
о
>5 t О х
SlO
Al
® 4
OS
U S
IÍ ГО
«Т О о
о ^
5Í ^
ЗС QC0
я ;
.0 =
О :
m
8 «
W ГО
<0 ф
£ "5
(В .
о р
о
О <=
о Й
* го
О Ф
О 3
к стоимости потребительской тележки по ценам прошлого полугодия, %
00 in о» ® « in см « н 03 1П «Í 0> «Í « 1- <О ш
о" 00~ Н Н о W б» п ф ci H ci rt ci о UÍ 00 QD
00 00 00 00 о о б> in to ID б> о б> о о н о о LU
н н н н н н н н CQ
потребительская тележка, руб.
Батон, сливочное масло 200 г, подсолнечное масло 1 л, молоко 3,2% 1 л, сосиски 1 кг, говядина 1 кг, картофель 1 кг, водка 0,5 л, пиво светлое 0,5 л, кофе растворимый 100 г, сырокопченая колбаса 1 кг, сок апельсиновый 100% 1 л, вода минеральная негазированная 1 л, печенье 126-130 г, лимоны 1 кг.
00 00 о сч
средние
* Без учета стоимости водки, во время сбора цен в магазине не был открыт ликеро-водочный отдел,
in 03
in N
N со
N N
н н
\ ТОРГОВЫЕ СЕТИ \
Многие местные сети не торгуют мясом, справедливо полагая, что население предпочитает закупку этого продукта на рынке.
Иностранные розничные сети сегодня более активно проводят экспансию в Россию, увеличивая количество торговых точек, покупая активы и идентичные отечественные предприятия. Ведь возможностей сегодня больше, а затраты на вхождение на рынок сократились. Французская сеть Carrefour вложила 8 млн. евро в открытие своего первого гипермаркета в российской столице. До конца этого года компания откроет еще два, в Липецке и Краснодаре. Группа Carrefour, второй в мире оператор розничной торговли, объединяет более 15 тыс. магазинов в 33 странах. В нашем рейтинге французский новичок оказался в конце списка с самой дорогой продуктовой корзиной в 1398,6 руб. без учета цены на водку. Возможно, французы еще не сориентировались на рынке и не окончательно сформировали пул поставщиков.
Второй представитель Франции в России «Ашан» потерял в рейтинге четыре позиции (корзина подорожала на 0,5%), но в категории самых дешевых магазинов все-таки остался. В этом году «Ашан Россия» был удостоен награды всероссийского фестиваля социальных программ «Содействие» за проект «Устойчивое развитие». Одно из предложений «Ашана» — обеспечение социально незащищенных слоев населения наборами продуктов по специальным ценам. В мае участникам выездного заседания Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ была представлена потребительская корзина стоимостью 695 руб., рассчитанная для обеспечения одного человека в течение 10 дней, как пример того, что в «Ашане» покупки могут делать люди с разным бюджетом, в том числе очень ограниченным.
Самым дорогим супермаркетом оказалась отечественная «Магнолия» с продуктовой корзиной в 1323,6 руб. И неудивительно, так как среди всех столичных супермаркетов, именно здесь были зафиксированы самые высокие цены на подсолнечное масло (51,9 руб.), пиво (22,9 руб.), сырокопченую колбасу (429 руб.) и лимоны 74,5 (руб.). Несмотря на падение реальных доходов населения, магазин не спешит снижать цены. За полгода стоимость продуктовой тележки, в отличие от большинства супермаркетов, здесь увеличилась на 8,6%.
Региональный «Социализм»
Продуктовая инфляция в регионах более ощутима, чем в столице, хотя, по данным Росстата, цены здесь растут в последние месяцы заметно медленнее, чем в прошлом году. Так, в большинстве городов (Ставрополь, Санкт-Петербург, Омск и т.д.) в июне инфляция составила 0,5%, тогда как в Москве она выросла на 0,8%. Тем не менее цены в самых дешевых и дорогих супермаркетах в региональном рейтинге отличаются на 600 руб., а в столице разница между категориями составляет чуть больше 400 руб. Однако самую дешевую продуктовую корзину можно найти все же в регионах.
В категории самых дешевых супермаркетов разместились семь магазинов. Саратовский «Реал», как и полгода назад, сохранил максимально низкие цены. Стоит отметить, что Саратов — единственный город в рейтинге, где все три супермаркета, представленных в исследовании, расположились в первых двух категориях: «Реал», гипер-маркет «Карусель» компании X5 Retail Group, впервые
ПРОВИНЦИЯ ДОРОЖЕ СТОЛИЦЫ
Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях проводился в первой декаде июля 2009 года
сеть / город
Ч О
а о
и
вз о
со о
H
га
a
л и
п га а А Y
а ^ О О
га СО Y СО СО со
ЕХ О О га m о о
о H Ь о ^ X А * ±
X га о X II с О ф ОС
о а х ^ ф о п g & X J3
га га а О а с F
5С о О s и. СО и к и > ш >
со о
и
a
и
£ ^
S га 9 ас
î i
И ta
5 я
в ^
s о
ta
s к
л SC J
G о ^
о а О
с К С
о О О
X а X а
со о X со
га S га га
è н О f И 5С 5 н О
¡5 у
£ S
■ï О
J ^
S
5
О
6
К
i а
ф
X О
^ а
¡2 ^
ш ЗС
g 4
ш га
m
га &
S га и
к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %
ш LU 1- LU « o> to H LU rn 6) rn tO 0>
б) о> CQ Q. in QQ Q. H o~ Ш Q. «f о» о ef « □3 Q. H ci rn 00 in 00 ci (4 со
of н ш to LU 00 Ф N LU О o> о о 00 о LU H H 00 Ф H о H H о
о» 00 CÛ б) CÛ 00 00 H CÛ H 00 H H б) H □3 H H 6) 6) H H H H H
потребительская тележка, руб.
* Без картошки.
** Для расчета корзины использовалась стоимость мяса на рынке, так как магазины не торгуют мясом вообще.
СРЕДНИЕ
à
Только в 8мос- участвующий в подсчете, заняли третье место с про-ковских сетях дуктовой корзиной в 1019,5 руб., местный магазин общая стои- «Социализм» — десятое место с продуктовой корзиной
мость продук- в 1108 рублей.
товой тележки, Самым дорогим городом оказался Ростов-на-Дону —
составляемой все три магазина расположены в «дорогой» категории, журналом, причем ни в одном из них спада цен за последние полго-
увеличилась, да не произошло.
и то незначи- Ни в одном супермаркете Оренбурга не продается
тельно — в сред- говядина. Выпали из рейтинга из-за отсутствия говяди-нем на 4,2%, ны или телятины челябинская «Пятерочка» и самарский
в остальных 16 «Главпродукт». Вообще же лишь федеральные сети, и то она за полгода не во всех регионах, торгуют мясом. Многие местные снизилась. сети предпочитают не заниматься этим видом продук-
ции, справедливо полагая, что население предпочитает закупку этого продукта на рынках.
По мнению аналитиков, спрос на говядину и свинину в ближайшее время сократится из-за снижения покупательской способности населения. Мясо — не самый дешевый товар. Например, в екатеринбургском «Метро» максимальная цена на говядину достигает 489,5 руб. По оценке компании «Экспресс-обзор», объем производства мяса крупного рогатого скота в 2009 году снизится на 7%, а потребление — на 8,4%. Вместе с тем на рынке еще сохраняется высокая доля импорта. В 2008 году импорт мяса в РФ увеличился на 2,3% и достиг 3,3 млн. т. В структуре потребления доля импортного мяса на рынке страны составила 34,5%. В соответствии с госпрограммой развития АПК на 2008-2012 годы, к 2012-му этот показатель планируется снизить до 15%.
Как выяснилось, найти свежее мясо на полках продуктовых региональных ретейлеров довольно сложно.
Для поддержки отечественных производителей региональные власти принимают различные меры. Так, в Красноярском крае ретейлеры получат право на бюджетную помощь, если закупка местных продуктов составит более 100 млн. руб. За год они смогут вернуть 5% стоимости этих закупок (но не более 40 млн. руб.) и получить до 15 млн. руб. компенсации за уплаченные проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ по кредитам на пополнение оборотных средств. Вся программа поддержки производителей, переработчиков и торговли в этом году обойдется краевому бюджету в 335 млн. руб. Среди претендентов на господдержку — красноярский «Командор» и «Красный яр». В текущем рейтинге данные супермаркеты увеличили стоимость продуктовой корзины в среднем на 14,9%.
Кроме Красноярска работу с продуктовыми ретейле-рами начали екатеринбургские производители, решив принять свой кодекс взаимодействия. На местном уровне — это первая подобная инициатива в России. Собственные правила екатеринбургские игроки решили разработать в противовес «Кодексу добросовестных практик» торговых сетей, который был утвержден в июне на федеральном уровне. Если уральский документ будет принят в первоначальном виде, то премии ретейлерам могут ограничиться лишь 8% объема продаж. Однако сети пока не горят желанием поставить свои подписи. Впрочем, судьба екатеринбургского документа пока целиком зависит от принятия федерального закона «О торговле», проект которого одобрил президиум правительства РФ.
ПРОВИНЦИЯ ДОРОЖЕ СТОЛИЦЫ
Анализ цен на некоторые товары в региональных сетях проводился в первой декаде июля 2009 года
сеть / город
а
>. ю
а
>. ю а о>
.а
^
о с
о а со
5
Р га & 5
^ т
ш га ■= о
х о а , к й о
° X
5 о
5 га I а.
* ас
и и
. .
Ю ю
. X о .
Ф . ф
н ф С н О & >х X о. >х . К О X и . ^ Ю £ то ес га ч о X £ то ес н Ф с: н £ то ес ■й X
=с ¡С е о ы и ит X р к и о р к X р к га
X ор о та X X 5 сн га н 0) ре га - а ре X ре т
га ла . л О 1- ра . аг . ер . 1 ^ ер га ер га
о < о о 5 >< зс 5С о т 5С 5 5С а о а 5С
1 х
2 о
9 о
о Ч
^ х
- аз
х О
I Б
о О.
О
Ч га » х
I со о
ч о
1 Б
.
ю
X
1 I £ ®
т I-12
X
о .- со
0 О ас .
з 3
зс га
1 X
X
О
го СО к
к О
ст .
I 5 I я
X
о Ч
, га
с X
з а £ £
и о.
к стоимости потребительском тележки по ценам прошлого полугодия, %
1П ш оо 1- 1П N N ОО еч ш с» 1- 00 ш 1- « 0> N
<э п со 0. «5 <ч « N 0» 0» Н Н г-" <Э 03 0. г-" N <0 0» о» □3 о. <ч 1П г? н
о N ш 00 о Н 1П О N СО Н о N ш о О н н 00 ш н о н н н н
н Н со б> н б> б> н Н Н Н н н 03 н н н н б) □3 н н н н н н
потребительская тележка, руб.
СРЕДНИЕ
^ДОРОГИЕ