Научная статья на тему '«Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ РОССИЯ...»: ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ БОЛЬШАКОВА'

«Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ РОССИЯ...»: ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ БОЛЬШАКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Николай Большаков / искусство Приморского края / Приморская государственная картинная галерея. / Nikolay Bolshakov / art of the Primorsky Territory / Primorye State Art Gallery.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова Людмила Ивановна

Статья посвящена творчеству заслуженного художника РФ, известного дальневосточного живописца Николая Егоровича Большакова. Дополнены и уточнены биографические сведения. Рассматриваются произведения в собрании Приморской государственной картинной галереи и в экспозиции выставки в Доме художника (г. Владивосток), посвященной 85-летию Приморского краевого отделения СХР. Через творчество автора выявляется значение искусства Приморского края в масштабах страны. Исследование основано на коллекции и архиве КГАУК «Приморская государственная картинная галерея», архиве Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России» и личном архиве художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“I LOVE YOU RUSSIA...”: THE WORK OF NIKOLAI BOLSHAKOV

The article is devoted to the work of the Honored Artist of the Russian Federation, the famous Far Eastern painter Nikolai Egorovich Bolshakov. Biographical information has been supplemented and clarified. The author considers the works from the Primorye State Art Gallery collection as well as the ones exhibited at the Vladivostok House of Artists on the exposition dedicated to its 85th anniversary., The significance of the Primorsky Territory art on a national scale is revealed through the artist's work. The research is based on the collection and archive of the Primorye State Art Gallery, the archive of the Primorsky Regional branch of the Union of Artists of Russia and the artist's personal archive.

Текст научной работы на тему ««Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ РОССИЯ...»: ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ БОЛЬШАКОВА»

THEORY AND PRACTICE OF FINE ART | ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА |

EDN: THIDOR УДК 7.071Л

“I LOVE YOU RUSSIA...”:

THE WORK OF NIKOLAI BOLSHAKOV

Ludmila I. Varlamova

Primorye State Art Gallery Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the work of the Honored Artist of the Russian Federation, the famous Far Eastern painter Nikolai Egorovich Bolshakov. Biographical information has been supplemented and clarified. The author considers the works from the Primorye State Art Gallery collection as well as the ones exhibited at the Vladivostok House of Artists on the exposition dedicated to its 85th anniversary., The significance of the Primorsky Territory art on a nationalscale is revealed through the artist's work. The research is based on the collection and archive of the Primorye State Art Gallery, the archive of the Primorsky Regional branch of the Union of Artists of Russia and the artist's personal archive.

Keywords: Nikolay Bolshakov; art of the Primorsky Territory; Primorye State Art Gallery Citation: Varlamova, L.I. (2023). “I LOVE YOU RUSSIA...”: THE WORK OF NIKOLAI BOLSHAKOV Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDal'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 4 (17), pp. 152-161.

Л. И. Варламова

Приморская государственная картинная галерея Владивосток, Российская Федерация

«Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ РОССИЯ...»: ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ БОЛЬШАКОВА

Статья посвящена творчеству заслуженного художника РФ, известного дальневосточного живописца Николая Егоровича Большакова. Дополнены и уточнены биографические сведения. Рассматриваются произведения в собрании Приморской государственной картинной галереи и в экспозиции выставки в Доме художника (г. Владивосток), посвященной 85-летию Приморского краевого отделения СХР. Через творчество автора выявляется значение искусства Приморского края в масштабах страны. Исследование основано на коллекции и архиве КГАУК «Приморская государственная картинная галерея», архиве Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России» и личном архиве художника.

Ключевые слова: Николай Большаков; искусство Приморского края; Приморская государственная картинная галерея.

16 июля 2023 г. Николай Егорович Боль-f'XniaKOB, заслуженный художник РФ, .X. известный дальневосточный живописец, отметил юбилей - 85 лет. Он ровесник Приморского края, созданного в 1938 году, и Приморского отделения Союза художников России: «Полвека деятельности в изобразительном искусстве делают его сегодня исторически интересной и значимой фигурой», - пишет искусствовед В. И. Кандыба [9, с. 3].

Н. Е. Большаков - художник российской провинции и ее духовности. Главным мотивом своей живописи он считает признание в любви к России. Его творчество стало особенным явлением в искусстве Приморского края. Широк и разнообразен результат 57-летней художественной жизни мастера, удивляющего зрителей «реальностью» картин. Его творчество можно разделить на два периода: советский (25 лет) и постсоветский (32 года). Если в советский период ведущей темой живописи были труженики и природа Дальнего Востока, то в постсоветский стержневой стала тема духовных основ в России.

В Приморье Николай Егорович попал случайно, по распределению выпускников Ивановского художественного училища. «Он родился на железнодорожной станции Анциферово Новгородской области в крестьянской семье. Отец его, Егор Васильевич Большаков (1910-1961), в то время еще сидел в зоне, как раскулаченный враг народа (Архангельская область, Каргопольский район, станция Кодино). Отсидел он ровно восемь лет, но вышел на свободу. А вот оба деда художника, репрессированные в 1930-е г. по той же статье, погибли неизвестно где» [6]. На фоне исторических общественных потрясений XX-XXI вв. драматична судьба России, драматична и личная судьба художника, относящегося к категории «дети войны».

Н. Е. Большаков с отличием окончил живописное отделение Ивановского художественного училища им. М. И. Малютина (1961-1966, преподаватель - заслуженный художник РСФСР Серафим Николаевич Троицкий). Два года заочно изучал историю на историко-правовом факультете Дальневосточного государственного университета (1966-1968). Высшее образование получил в Дальневосточном государственном институте искусств (1968-1973, мастерская заслуженного художника РСФСР Сидора Андреевича Литвинова). Участник многочисленных выставок с 1966 г. В их числе ежегодные краевые художественные

выставки, девять зональных и региональных, всесоюзные «Слава труду» (1976), «Еолубые дороги Родины» (1979), республиканские «Советская Россия» (1975), «50 лет Комсомольску на Амуре» (1982), «Художники Советской России - БАМу» (1984). Из зарубежных - «Выставка произведений художников Приморья» в США (1993, штат Вашингтон, г. Стилакам), «Российские художники. Ветер мая» в Китае (2016, г. Шанхай) и другие [1].

Николай Большаков занимает одно из ведущих мест в изобразительном искусстве Приморского края. Как живописец он прошел сложный путь от юношеского романтизма до зрелой мудрости, отразив в творчестве личное мироощущение России, полное сердечной боли и любви к Отечеству. В 1970-1980-е г. большое влияние на формирование его живописной манеры оказал суровый стиль, в 1990-е - классическая школа московской живописи. Подобно передвижникам, художник считает, что искусство должно

олицетворять эпоху, иметь весомое содержание и живописную выразительность. В своих работах он ищет единства формы и содержания классического образца, предпочитает четкость композиции, сложную цветовую гамму

«В 1960-1980-х гг. ... на всесоюзных, республиканских выставках навсегда утвердилось творческое представительство художников дальневосточников, образов социума и природы Дальнего Востока как неотъемлемой части нашего Отечества. В этом выдающемся по значимости процессе Большаков принял активное и самое непосредственное участие. На многих выставках вместе с сотоварищами расширял представление о советской родине за счет никогда не виданных до этого в национальной живописи территорий...», - писал В. И. Кандыба [10, с. 3]. Среди множества полотен зональных выставок, экспозиций в Манеже работы Большакова были узнаваемы как произведения оригинальной художественной фигуры.

«С палитрой он объездил весь Дальний Восток до Чукотки, писал Приморье, север Камчатки, Курильские острова, не раз был на Шикотане. В 1978 г. по путевке ЦК комсомола ездил работать на БАМ. „Суровый стиль“ - так называют художественную манеру, в которой работали в те времена многие художники. Этот соцреализм сегодня очень ценят коллекционеры.

Собиратели из Америки, Китая специально приезжают во Владивосток, чтобы купить работы советских мастеров. А вот Николая Большакова после развала Советского Союза „как отвернуло", произошла перестройка всех творческих достижений, и стал ездить на малую родину, в Новгородчину, Псковские, Ярославльские, Костромские, Владимировские места. Захотелось увидеть ту церковь, в которой его крестили...» - пишет Лариса Тимохина [13].

Десятилетним ребенком, на третий год после окончания Великой Отечественной войны, Николай самостоятельно заработал деньги на крестины и упросил маму Прасковью Макаровну крестить его в православную веру в соседней деревне Внуто, где уцелела единственная в округе неразоренная церковь. Ей он посвятил лирический зимний пейзаж «Церковь, в которой меня крестили» (2011).

До 1991 г. Н. Е. Большакова однозначно можно было определить как художника Дальнего Востока. Тогда он писал в жесткой конструктивно-декоративной манере, по-своему интерпретируя суровый стиль. Его произведения приобретались художественным фондом Министерства культуры РСФСР, музеями и галереями страны, репродуцировались в книге «Слава труду» и в журнале «Художник» [7].

В собрании Приморской государственной картинной галереи (ПЕКЕ) хранится 21 работа мастера. В основном это лучшие полотна раннего периода творчества. В их числе есть картины курильского цикла: «Шикотан. На пирсе» (1974), «Надя из Ярославля» (1974), «На Курилах» (1975), «Дождь прошел» (1980), «Рыбная индустрия» (1980), «Курильская, мелодия» (1989), а также камчатского и БАМовского: «Камчатка. Поздняя осень» (1987), «Чукча в кухлянке» (1988), «Ветеран БАМа Рогожкин с сыном» (1979). 18 работ были закуплены для галереи Управлением культуры Примкрайисполкома в 1970-1980-е гг., остальные - дар автора [1].

С 1973 по 1982 г. Н. Е. Большаков жил в Уссурийске. Картины курильского цикла были созданы им по материалам нескольких самостоятельных посещений для пленэра острова рыбаков и художников Шикотана. В советское время поездки художников для творческой работы по стране были обычным делом. С 1966 г. на Курилах работала родившаяся из поездок друзей Шикотанская творческая группа художников Дальнего Востока и Москвы, но Николай Егоро-

вич к ней как-то не «прирос». Он ездил на Курильские острова и работал там самостоятельно, однако по приглашению заслуженного художника РСФСР Олега Николаевича Лошакова стал участником знаменитой выставки Шикотанской группы «Художники на Курилах» (1980, Москва) [3]. Пейзаж «Шикотан. На пирсе» был закуплен для Приморской государственной картинной галереи после выставки [15].

«Шикотан. На пирсе» - одна из первых картин Н. Е. Большакова с рыбацкой темой, цельная, впечатляющая работа. На первом плане изображены конструкции пирса, рубка и палуба сейнера с отдыхающими рыбаками. На дальнем плане - тихая бухта в яркий, солнечный день, сопки, светлая полоска неба. В картине нет интригующей дальневосточной экзотики, бурной экспрессии и романтизма. Это очень характерный для Большакова повествовательный пейзаж. Строгий, композиционно выверенный, построенный на контрасте линеарных ритмов.

«Портрет Рогожкина с сыном», типичный пример живописи советских лет, экспонировался во Владивостоке на многих художественных выставках: «Печатный двор» - 2008» (ПКПБ им. А. М. Горького), «Приморские художники. Наследие» (2018, ПГКГ) и др. На обороте холста слева вверху сохранилась авторская надпись черной краской: «Прим. СХ г. Уссурийск. Большаков Н. Е. 1938 г. „Ветеран БАМа Рогожкин с сыном", 117x131». Ниже - серым карандашом: «Договор».

На картине изображены двое мужчин. Слева в фас - крепкий синеглазый молодой человек в синей рубашке, завязанной узлом на животе. Правой рукой он держит куртку, перекинутую через плечо. Рядом - мужчина средних лет в розовой рубахе и зеленой куртке. В двойной портрет рабочих, строителей БАМа, запечатленных на фоне летнего пейзажа с сопками и железнодорожной колеей, художник неожиданно вводит жанровый мотив: встречу отца (шофера) с сыном (бульдозеристом) после работы. Они идут рядом, буквально плечом к плечу, по новым, недавно уложенным шпалам. Главное в этой картине не героическая стройка и не бытовая повествовательность, а духовная аура, цементирующая дела, поступки и мысли героев в единое понятие - поток времени и жизни.

«Байкало-Амурская магистраль - великая стройка века, самим географическим положением предопределила особый интерес дальне-

восточных художников. И вдвойне отрадно, что живописец Н. Е. Большаков первым из приморских живописцев создал работы, перерастающие подчас репортажный уровень... Божий дар самобытного „своего" стиля при нем был изначала. Он выглядел не усредненным представителем некоего направления в советском искусстве, а выразительно русским художником. Это обнаружилось в решительной склонности к весомой содержательности полотен, в желании нечто высказать в них через содержательную живописную выразительность», - писал В.И. Кандыба [10, с. 87], сравнивая мастера с другими приморскими художниками и отмечая коренные особенности «болынаковской» живописи тех лет на фоне общих черт «дальневосточное™».

С 1991 г. начались постоянные длительные по времени путешествия живописца по центральной России и Беломорскому Северу, поездки на пленэр в родные места в Анцифе-рово, в Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Из-борск, Торжок, на Соловки и Ладогу, в Кижи и Заонежье. Обладая поэтическим мышлением, близким прозе Тургенева и Пришвина, влюбленный в среднерусскую природу, Н. Е. Большаков создавал теперь пейзажи-настроения. Полотна с умиротворяющим названием «Весенний вечер в старой Ладоге» (написанный еще в 1975 г. на ленинградской даче художников «Старая Ладога»), «Осень в Торжке» (1987), «Суздаль в начале весны» (1991), «Ростов Великий» (1991), «Утро над Новгородской Софией» (2000) вошли в фонд Приморской государственной картинной галереи [1].

До начала 2000-х гг. в творчестве мастера доминировал пейзаж. Вдохновение он черпал преимущественно в природе. Если говорить о классических пейзажах вообще, то они не несут идеологической окраски. Красота природы не зависит от политического строя и от художественных течений. Служение красоте родной страны, по мнению Большакова, главное дело для художника. Ему, выходцу из крестьян, были особенно близки сельские пейзажи, как и его любимому русскому художнику - Аркадию Пластову.

У каждого народа есть свои особые художественные ценности, перед которыми время оказывается бессильно. Отечественная культура - это творчество зодчих и художников, запечатлевших русскую государственность в церквях, крепостях, монастырских сооружениях.

«Большаков пишет Россию сегодняшнего дня с ее радостями и бедами. Везде восстанавливаются храмы, а вместе с ними российская духовность через православие. Образы храмов - духовные лики Святой Руси. В его работах чувствуется чистота и гармония людей, создававших страну, несгибаемая крепость русского православия», -пишет Лариса Тимохина [ 14].

Православной теме Н. Е. Большаков посвятил многие полотна. В их числе исторические пейзажи «Есть свет истинный» (Суздальский кремль, 2006), «Соловецкий монастырь» (2008), «Еориц-кий монастырь» (2013), серия пейзажей «Храмы России». Эпический пейзаж Большакова поражает первозданной красотой, мощью световых потоков, глубинностью таланта мастера-патриота [ 12]. На картине «Есть свет истинный» изображен восстановленный суздальский кремль в лучах восходящего солнца - сегодняшний гимн православию. Он был построен до монгольского нашествия. Церковки шатрового стиля, деревянные, древние, уцелели преимущественно в Заонежье. Художник специально искал и писал их во время поездок в родные места. Они пробудили в нем желание напомнить, в чем заключается истинная сила и величие страны.

«Я художник-реалист, - говорит о себе Большаков, - и для меня, можно сказать, открытием стало признание моего творчества как православного. Я всего лишь люблю писать пейзажи средней полосы России, и ее „северов“. Я родом из Великого Новгорода, судьба занесла меня на Дальний Восток, но душа моя словно бы до сих пор живет там. Как-то не удалось мне прикипеть сердцем к приморским сопкам и морю, все снятся тамошние равнины и пригорочки. А какой русский пейзаж без церкви? Куда ни посмотри, какую деревеньку ни пиши, все равно чуть в отдалении горят купола. Многие города и деревни, выстояв в смутные времена перестройки, восстановили свои православные церкви, часовни, монастыри. Люди там не перестают работать и молиться. Детям нужно знать, что ежедневный подвижнический труд не только часть русского церковно-славянского фольклора. Это день сегодняшний» [8].

В Приморском крае выставки, где главным мотивом является Русь, редки. В 1972 г. в Доме художника во Владивостоке состоялась первая и, к сожалению, последняя прижизненная персональная выставка Василия Иннокентьевича Бочанцева «Древнерусская архитектура XIV-

XVIII в.». В 1990-е гг. к изображению шедевров древнерусского зодчества обратился Николай Большаков. В 2000-х гг. во Владивостоке одна за другой прошли три его персональные выставки, ставшие значительным событием в культурной жизни края: «Любовь моя Россия» (2001, ПГКГ), «Россия - родина моя» (2003, Дом художника), и «Николай Большаков. Живопись» (2008, Дом художника). Названия выставок варьировались, но главная, откровенно патриотическая тема Родины оставалась [3].

В ноябре 2023 г. в Доме художника во Владивостоке открылась юбилейная ретроспективная выставка Николая Большакова «Моя Россия», посвященная 85-летию мастера. Большая, цельная, содержательная, она представила вниманию зрителей 96 произведений из его творческой мастерской, фондов Государственного объединенного Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева и частных коллекций.

Были представлены все жанры станковой живописи: тематические полотна, портреты, пейзажи, натюрморты. Многие из работ ни разу не показывались зрителю. Разнообразие жанров творчества говорит о разносторонности художественных интересов Н. Е. Большакова, в картинах которого отражена его духовная жизнь: переживания за родину и гордость за нее, любовь к семье, природе, православной вере.

Пейзажи Дальнего Востока (Приморье, Курилы, Камчатка, БАМ) и средней полосы России (из серий «Святая Русь», «Новгородская весна», «Брошенные деревни»), городские пейзажи Суздаля, Ростова Великого, Старой Ладоги, Владивостока, Уссурийска, автопортреты разных лет, портреты рыбаков, строителей, оленеводов, картины, посвященные родным и близким людям («Вспоминая трудные годы. Портрет матери», «Портрет жены», «Семейный портрет», «Художник Виктор Убираев», «Портрет поэта Бориса Лапузина, члена Союза писателей России, почетного гражданина Владивостока») вошли в состав выставки.

Особое значение имели глубоко продуманные по теме триптихи, созданные в течение 15 последних лет. В них в полной мере проявился интерес Н. Е. Большакова к истории родной страны, древней и современной. Триптих «Художники иконописцы» (2007-2008) посвящен стоическому труду и жизненному подвигу древнерусских художников иконописцев, наследниками которых мастер считает себя и других современных русских жи-

вописцев. Центральная часть триптиха экспонировалась на XIII региональной художественной выставке «Дальний Восток» в Улан-Удэ (2023).

Теме горестного вынужденного раннего прощания с родным домом, «с рубленой северной избой, кормилицей коровой, босоногим мальчиком и его молодой матерью, с предельным реализмом изображенными в центре, с домовым, козами, овцами в боковых частях, написанных более расплывчато, мягко» посвящен триптих «Детство» (2010, Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева) [11]. Художнику удается передать эмоциональную драму героя картины.

Живопись Н. Е. Большакова полифонична, и поэтому выбрана сложносоставная форма -триптих. Триптих «Владивосток» (2021) с новым Преображенским собором на центральной площади - дар художника Думе г. Владивостока -признание в любви городу, в котором художник прожил с 1982 г. более 40 лет.

Триптих «Мы дети страшных лет России» (2017-2018), названный строкой Александра Блока, художник посвятил сталинским репрессиям эпохи коллективизации, прошедшим беспощадным катком по его крестьянскому роду, отцу и матери, вернувшимися из мест заключения живыми, дедам Макару Мошникову и Василию Большакову, погибшим в лагерях ЕУЛАЕа. Дед художника по отцу, Василий Иванович Большаков, энергичный и работящий крестьянин, еще до революции, во времена столыпинской земельной реформы, взял участок земли, где вместе с сыном и дочерьми построил хутор недалеко от станции Анциферово. Так как Большаковы имели свою землю, дом, двух лошадей, 3-4 коровы, хлев и другие хозяйственные постройки, они считались зажиточными. Эта крестьянская семья, состоявшая из десяти человек, дважды попадала под раскулачивание [7].

«Уроженец Новгородской области, он всю взрослую жизнь прожил в Приморье. Но не проходящая любовь к малой родине постоянно влекла художника в среднюю Россию. Он работает там по 5-6 месяцев, пишет изумительные этюды, которые потом ложатся в основу картин. Работы ярко и неравнодушно рассказывают об истории России, неразрывно связанной с христианством, с православием. Великая Русь начала объединение разрозненных княжеств под знаменем Христа. Христианство - часть нашей истории, духовное содержание многовековой культуры», -

пишет в статье о Н.Е. Большакове Светлана Вай-сман [5].

Над триптихом «Раскол», большой многофигурной трехчастной композицией («Протопоп Аввакум», «Противостояние», «Патриарх Никон») художник работал пять лет (2013-2018). В основе сюжета лежит народная борьба, начавшаяся во времена царя Алексея Михайловича, с церковной реформой патриарха Никона. Продолжая тему первого церковного раскола, поднятую в русском искусстве В. Г. Перовым в картине «Никита Пустосвят. Спор о вере» и В. И. Суриковым в картине «Боярыня Морозова», Н. Т. Большаков символически протестует против любых расколов в русском обществе, церковных и политических, противостояния власти и народа.

Картина «Торжество православия в России» (2023), итоговая работа православной темы, посвящена духовному очищению страны от богоборчества. Композиция разделена на три части: в правой отображено разрушение церквей, в левой

- возрождение веры в наши дни, в центральной -торжество Русской православной церкви.

«Многие стесняются в выражении своих патриотических чувств. Я - нет. С болью и радостью стараюсь выразить свою любовь к Отечеству», - говорит Н. Е. Большаков [13]. Сегодня он по-прежнему остается верен своему пониманию роли художника в отображении времени, в котором живет.

«Темы картин Большакова весьма традицион-ны, но в его работах всегда есть переживание и правда. Елавный аргумент художника - его честность по отношению к действительности. Есть у него умение соединить прошлое с нынешним бытием», - говорил приморский художник Анатолий Павлович Заугольнов на открытии одной из выставок мастера в 2009 г. [4].

В заключение отметим следующее: творческое наследие Николая Большакова имеет большое значение для Приморского края и Дальнего Востока России. Его живопись говорит о нравственных основах человека [2].

Литература

1. Архив Приморской государственной картинной галереи.

2. Архив Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России». Личное дело Н. Е. Большакова.

3. Архив Н. Е. Большакова.

4. Вайсман, С. С любовью к России // Артем+. -2009. - 9 января. - С. 4.

5. Вайсман, С. Гимн России в полотнах мастера // Ар-тем+. - 2009. - 16 января. - С. 5.

6. Варламова, Л. 80 лет Большакову Николаю Егоровичу // Календарь дат и событий на 2018. Приморский край. - Владивосток : Дальприбор, 2018. - С. 176.

7. Варламова, Л. О красоте родной земли // Картинная галерея. - 2008. - № 12. - С. 3.

8. Власенко, Н. Православный пейзаж // Золотой Рог. -2006. - № 14. - 23 февраля. - С. 21.

9. Кандыба, В. Вступительная статья // Николай Большаков. Живопись : альбом-каталог. - Владивосток : Полиграф Сервис Плюс, 2016. - С. 3-11.

10. Кандыба, В. Художники Приморья. - Ленинград : Художник РСФСР, 1990. - 125 с.: ил.

11. Лапузин, Б. Поэзия, которую видят: размышления поэта на юбилейной выставке заслуженного художника России Николая Большакова // Аргументы и факты недели. - 2018. - 13-19 декабря. - С. 13.

12. Луганский, Ю. Есть свет истинный // Утро России. - 2008. - 11 декабря. - С. 15.

13. Манин, С. Очень честная выставка // Выбор. - 2009. - 16 января. - С. 12.

14. Тимохина, Л. Служение красоте // Утро России. -2013. - 28 декабря. - С. 28.

15. Художники на Курилах : каталог выставки произведений. - Москва : Советский художник, 1980. - 59 с. : ил.

References

1. Arhiv Primorskoj gosudarstvennoj kartinnoj galerei [Primorye State Art Gallery archive].

2. Arhiv Primorskogo kraevogo otdeleniya VTOO «Soyuz hudozhnikov Rossii» [Archive of the Primorye Regional branch of the Union of Artists of Russia].

3. Arhiv N. E. Bol'shakova [N.E. Bolshakov’s archive].

4. Vajsman, S. S lyubov'yuk Rossii [With love for Russia]. Artem+, 2009, 9 January, p. 4.

5. Vajsman, S. Gimn Rossii v polotnah mastera [The anthem of Russia in master’s canvases]. Artem+, 2009, 16 January, p. 5.

6. Varlamova, L. 80 let Bol'shakovu Nikolayu Egorovichu [Nikolai Egorovich Bolshakov’s 80th anniversary]. Calendar of dates and events for 2018. Primorsky Territory. Vladivostok, Dal'pribor, 2018, p. 176.

7. Varlamova, L. О krasote rodnoj zemli [About the

beauty of our native land]. Kartinnaya galereya, 2008, no. 12, p. 3.

8. Vlasenko, N. Pravoslavnyj pejzazh [Orthodox landscape]. Zolotoj Rog, 2006, no. 14, 23 February, p. 21.

9. Kandyba, V. Vstupitel'naya stat'ya [Introduction]. Nikolai Bolshakov. Painting: an album-catalogue. Vladivostok, Poligraf Servis Plyus, 2016, pp. 3-11.

10. Kandyba, V. Hudozhniki Primor'ya [Primorye artists]. Leningrad, Hudozhnik RSFSR, 1990,125 p.

11. Lapuzin, B. Poeziya, kotoruyu vidyat: razmyshleniya poeta na yubilejnoj vystavke zasluzhennogo hudozhnika Rossii Nikolaya Bol'shakova [Poetry that is seen: a poet’s reflections at the anniversary exhibition of Flonored Artist of Russia Nikolai Bolshakov]. Argumenty i fakty nedeli, 2018,13-19 December, p. 13.

12. Luganskij, Yu. Est' svet istinnyj [There’s a true light]. Utro Rossii, 2008,11 December, p. 15.

13. Manin, S. Ochen' chestnaya vystavka [Very honest exhibition]. Vybor, 2009,16 January, p. 12.

14. Timohina, L. Sluzhenie krasote [Serving beauty]. Utro Rossii, 2013, 28 December, p. 28.

15. Fludozhniki na Kurilah: katalog vystavki proizvedenij [Artists on the Kuril Islands: catalog of the exhibited works]. Moscow, Sovetskij hudozhnik, 1980, 59 p.

Об авторе

Варламова Людмила Ивановна - член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи E-mail: ppt005@mail.ru

Varlamova Ludmila Ivanovna

Member of the Union of Artists of Russia, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Senior Researcher at the Primorye State Art Gallery

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.