ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
THEORY AND PRACTICE OF FINE ART
EDN: PVZAGS УДК 7.03
"PRISHVIN'S HOUSE" ON PRIMORYE LAND: ON THE QUESTION OF THE HISTORY OF THE LITERARY AND ART ASSOCIATION
Lyudmila I. Varlamova
Primorye State Art Gallery Vladivostok, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the history of the creation of the Primorye artists group "Prishvin's House", and to the work of its members. The work of painters, who belonged to the group, presented in the Primorye State Art Gallery, is considered. The biographical information about the artists V.I. Oleinikov, Zh.S. Kochubey, G.L. Kungurov, V.G. Ubiraev, S.A. Barsukov is supplemented and corrected. The study is based on the collection and archives of the Primorye State Art Gallery, the archives of the Primorye Regional Branch of the All-Russian Union of Artists of Russia, the Museum-Reserve of the History of the Far East named after V.K. Arseniev, personal archives of artists.
Keywords: creative group of artists "Prishvin's House"; Primorye; Artem; Vladivostok; Primorye State Art Gallery, Museum-Reserve of the History of the Far East named after V.K. Arseniev.
Citation: Varlamova, L.V. (2023). "PRISHVIN'S HOUSE" ON PRIMORYE LAND: ON THE Q UESTION OF THE HISTORY OF THE LITERARY AND ART ASSOCIATION. Izobrazitel' noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №2(15). pp. 84-93.
Т.П. Кунгуров. Зима. 1995 Бумага, ксилография. Л.: 31,5x34,5 К: 21,5x22,5
Приморская государственная картинная галерея
G.L. Kungurov. Winter. 1995. Paper, woodcut. L.: 31,5x34,5. I.: 21,5x22,5
Primorye State Art Gallery
Л.И. Варламова
Приморская государственная картинная галерея Владивосток, Российская Федерация
«ДОМ ПРИШВИНА» НА ЗЕМЛЕ ПРИМОРЬЯ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Статья посвящена истории создания группы приморских художников «Дом Пришвина», творчеству ее членов. Рассматриваются произведения живописцев этой группы, представленные в Приморской государственной картинной галерее. Дополнены и уточнены биографические сведения художников В.И. Олейникова, Ж.С. Кочубея, Г.Л. Кунгурова, В.Г. Убираева, С.А. Барсукова. Исследование основано на коллекции и архивах Приморской государственной картинной галереи, архивах Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России», Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, личных архивах художников.
Ключевые слова: творческая группа художников «Дом Пришвина»; Приморье; Артем; Владивосток; Приморская государственная картинная галерея, Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
В июне 2023 года во Владивостоке в Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Ар-сеньева открылась выставка «В царстве Берендея», посвященная 150-летию со дня рождения одного из крупнейших российских литераторов, прозаика, публициста, фотографа и путешественника Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954). Здесь представлены книги, дневники, копии документов и фотографии писателя из фондов музея, а также картины пяти приморских художников творческой группы «Дом Пришвина»1. В основе концепции экспозиции лежит идея реконструкции интерьера рабочего кабинета писателя в его мемориальном доме-музее в селе Дунино. Также частью экспозиции стали произведения художников-участников творческой группы «Дом Пришвина», которые передают поэтику природы Приморского края, воспетую М.М. Пришвиным во время его поездки на Дальний Восток.
«Творческая группа художников „Дом Пришвина" сформировалась в рамках одноименного общественного движения творческой интеллигенции Артема и Владивостока. Название связано с домом, в котором останавливался Пришвин и который до недавнего времени существовал в поселке Олений на слиянии рек Майхе и Батальянза (Артемовка и Кневичанка). Каждый художник группы отличается своей неповторимой живописной манерой и в то же время качеством, объединяющим всех, - высоким профессионализмом. Жанровая картина их интересов разнообразна. Это не только лирический сельский пейзаж, но и марина, портрет, натюрморт, книжная иллюстрация, в том числе так называемая ботаническая, натурные зарисовки. Создание в память о писателе в 2001 году в Приморье движения „Дом Пришвина" было абсолютно закономерным явлением. Перестройка, начавшаяся в 1990 году, побудила творческих людей, жителей г. Артема и Владивостока, искать точку опоры в связи с родной землей, с ее историей, с энергией мест, в которых бывал и которыми восхищался путешественник-писатель М.М. Пришвин», - пишет искусствовед О.И. Зотова [5, с. 271].
В 1931 году М.М. Пришвин посетил юг Приморья, где провел три с половиной месяца, собрав большой материал для создания лирической повести «Корень жизни» («Женьшень»), очерковых произведений «Олень-цветок» и «Голубые песцы». В своих произведениях он исследовал философские вопросы человеческого бытия и
морали, веры в Бога и места человека в природе. «Здесь он вел дневник, в котором Приморью и его природе, осмыслению связи человека и окружающей его среды, глубинного влияния земли на внутренний мир и характер человека, его способность чувствовать, посвящены десятки страниц», - отмечает О.И. Зотова [7, с. 2].
Маршрут дальневосточной командировки М.М. Пришвина (от газеты «Известия») был навеян книгой Владимира Клавдиевича Арсенье-ва «В дебрях Уссурийского края». Известно, что 58-летний писатель совершил около 20 поездок по Приморью, в том числе в долину реки Майхе, в бухту Посьет, в поселок Сидими (Безверхово), на мысы Гамова и Песчаный. Наибольшее впечатление произвел на него юг Приморского края (Ха-санский район) и острова залива Петра Великого. В его дневниковых записях о природе Приморья чувствуется восхищение [13]. Восприятие места не единожды становилось основой литературных произведений, особенно в дневниковых формах: М.М. Пришвин создал удивительно поэтичный образ природы Приморского края, одухотворил ее, увидев в природе источник витальной энергии. В этой ситуации уместно считать писателя одним из genius loci.
Через 70 лет после поездки писателя на Дальний Восток в приморском городе Артеме возникло единственное в России творческое движение «Дом Пришвина», в которое вошли журналисты, писатели, поэты, библиотекари, музыканты, художники. Его возглавил заслуженный работник культуры РФ, член правления Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» Владимир Иванович Олейников. Активными участниками стали директор библиотечной системы Артема Валентина Саленко, член Русского географического общества, собиратель и хранитель работ дальневосточных художников коллекционер Юрий Шпилев, член Союза писателей России поэтесса Вера Гундарева, журналист и поэтесса Нина Полуполтинных, журналист и поэтесса Зоя Нестеренко, педагог и поэтесса Любовь Старовойтова, журналист и поэт Михаил Матвеев, бард и поэт Иван Гаман, поэт, бард и руководитель бардовской группы «Лаборатория» Сергей Перми-нов, журналист, поэт, директор Музейно-выста-вочного центра «Галерея» Сергей Славгородский, журналист, ныне редактор артемовской газеты «Выбор» Ирина Шпак [2; 3].
Сначала пришвинцы раз в месяц собирались в библиотеке имени Н.К. Крупской г. Артема на
Ж. С. Кочубей. Натюрморт приморский. 1980. Холст, масло. 70x80 Приморская государственная картинная галерея
Zh.S. Kochubey. Primorye still life. 1980. Oil on canvas. 70x80 Primorye State Art Gallery
Ж. С. Кочубей. Апрель. 1988. Картон, масло. 38x70 Приморская государственная картинная галерея
Zh.S. Kochubey. April. 1988. Oil on cardboard. 38x70 Primorye State Art Gallery
литературно-музыкальные вечера. Потом стали организовывать концерты, литературные чтения и художественные выставки в городах и весях края. Патриотический тон общественной культурно-просветительной работе задавали поэты и журналисты, но лидировать сразу стали художники, первыми выступившими с идеей создания движения «Дом Пришвина» и выделившиеся в его самостоятельную часть. За 22 года они подготовили и провели 27 выставок живописи и графики в Артеме, Владивостоке, Находке, Большом Камне, поселках Артемовский, Олений, Заводской, Кировский и др. [2].
Группа художников «Дом Пришвина» продолжает традиции классической живописной школы и Товарищества передвижных выставок. Кроме Владимира Олейникова, мастера акварели и живописца, жителя поселка Артемовский (пригород Артема), в нее вошли художники Владивостока: график, живописец, художник театра и педагог Геннадий Кунгуров, график, живописец, акварелист Виктор Убираев, живописцы Сергей Барсуков и Жорж Кочубей (1946-2005) [11, с. 47]. Все они зрелые, состоявшиеся мастера. В собрании Приморской государственной картинной галереи (ПГКГ) хранится 219 работ этих авторов.
Главным принципом существования группы можно назвать творческое взаимодействие: это и помощь друг другу, и здоровая конкуренция, в условиях которой растут требования к качеству работ. Разные по характеру и по манере живописи, работающие в разных видах, жанрах и техни-
ках изобразительного искусства, члены группы оказались близкими по творческим устремлениям, духовному миру, чувству искренней любви к природе, приверженности к реалистической натурной живописи. Общей темой для всех стала приморская глубинка, основными жанрами живописи - пейзаж и натюрморт.
С этюдником художники совершили много путешествий по краю: долине небольшой приморской реки Майхе, впадающей в Уссурийский залив, живописным окрестностям сел Анисимов-ка, Лукьяновка, Новонежино, Смоляниново, Ро-мановка, Шкотово, Штыково. Ездили на пленэр в заповедник уссурийской тайги «Кедровая падь», расположенный в юго-западной части залива Петра Великого Японского моря, и в морской поселок Андреевка. Кроме того, посетили острова Русский, Путятина, Попова, Рейнеке, северные бухты края: Валентин, Ольга, Каменка [2]. На пленэре главная творческая задача у всех художников была одна - перенести на холст или лист благодатную, животворную музыку природы через личные натурные впечатления без глянцевой слащавости открыток.
Остановимся более подробно на каждом из участников группы. Владимир Иванович Олейников родился в 1944 году в селе Усть-Большерецк Камчатской области, с 1948 живет в Приморье в поселке Артемовский. С отличием окончил отделение промышленной графики Владивостокского художественного училища (ВХУ) в 1974 году, мастерская Фернана Гибаевича Зинатулина. Дваж-
ды совершенствовал мастерство в группах акварелистов на творческой даче «Челюскинская». Участник выставок всех рангов с 1974 года, в том числе четырех Всероссийских выставок акварели в Кургане. Был депутатом городского совета Артемовского городского округа, председателем постоянной депутатской комиссии по культуре, искусству и охране исторического наследия (1990-1993). С 2001 года член Приморского отделения Союза художников России. Награжден дипломом Гран-при Министерства культуры РФ на аквабиеннале Дальнего Востока (2012), дипломами Всероссийских выставок акварели (2006, 2011), Почетными грамотами Законодательного собрания Приморского края (2006, 2012) и главы города Артема (1999-2009) [9].
Самобытность художественного дарования Владимира Олейникова помножена на его любовь к родному городу и краю. В этом неординарном человеке живет мощное лирико-поэтическое начало, соединенное с образно-философским видением мира. Творчески он свободен, а вдохновение находит во всем. «Окунает он кисти в траву, цветы, приморские туманы, в радость, в печаль... в жизнь. И пишет. Эмоционально выражает себя. Его работы - отражение души. Каждая картина -неповторимый миг бытия, увиденный и прочувствованный. От его акварели приходит какое-то просветление, она лечит душу. Горожане задумываются: неужели все это есть: синий снег, высокое небо, сиреневое утро? Такая в них красота, ширь и свобода», - пишет о творчестве мастера журналист и поэт Зоя Нестеренко [4, с. 181].
В собрании Приморской государственной картинной галереи (ПГКГ) хранится 18 акварельных шедевров мастера. Среди них лирико-поэ-тические пейзажи «Еще белеет снег» из серии «Март», «Дорога к морю», «Майхэ. Вечер», «Березы над тихой водой», «Под хрупким льдом ключа», натюрморты «Красный цветок», «Осенний свет», «Натюрморт с кленом» [1]. Доминирующая техника художника - акварель, которой он владеет в совершенстве, создавая живое ощущение объема формы и глубины пространства. Обычно он работает экспромтом, без предварительного рисунка, хотя такой процесс акварельной живописи трудно контролировать. Любимая техника -письмо по сырому, ее В. Олейников применяет на натуре даже в морозную погоду, добиваясь специфического эффекта, однако хорошо владеет и лессировкой.
М.М. Пришвину художник посвятил серию графических листов, выполненных с приемами каллиграфии, редкого сейчас вида рукописного искусства. Произведения М.М. Пришвина стали основой для листов, в которых собственно текст становится объектом изображения, таким образом запечатлевается не только визуальный образ природы, но и словесный. На маршрутах, которые прошел Пришвин в Приморье, произошло соприкосновение Владимира Ивановича с памятью, которую оставил о себе писатель на приморской земле. Историческую память художник считает самым дорогим и важным. Он говорит: «Без памяти мы ничто. Для меня чрезвычайно
В.И. Олейников. Сырой снег. Серия «Март». 1994. Бумага, акварель. 49,5x62,5
Приморская государственная картинная галерея
V.I. Oleinikov. Fresh snow. Series "March". 1994. Watercolor on paper. 49,5x62,5
Primorye State Art Gallery
В.И. Олейников. Еще белеет снег. Серия «Март». 1998. Бумага, картон, акварель. 43x66,4
Приморская государственная картинная галерея
V.I. Oleinikov. The snow is still white. Series "March". 1998. Paper, cardboard, watercolor. 43x66,4
Primorye State Art Gallery
важно все, что связано с историей нашей страны, края и города, где я живу» [10]. Большинство из его работ родилось под впечатлением красоты пришвинских мест Приморского края2.
Жорж Семенович Кочубей (1946-2005) - родился и вырос на Украине, но вся его творческая жизнь связана с Приморьем. В 1964 году, после окончания художественной школы, он поступил в Днепропетровское художественное училище (педагоги Борис Григорьевич Волохов и Анатолий Яковлевич Корецкий), но со второго курса был призван на действительную службу. Служил на Тихоокеанском флоте (1965-1968) и принял решение остаться в Приморском крае. После службы поступил в Дальневосточный государственный институт искусств (ДВГИИ), мастерская Сергея Андреевича Литвинова (1968-1974), получил квалификацию «художник-живописец». С 1974 года - участник краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. С 1978 - художник Приморского отделения Художественного фонда Союза художников РСФСР. С 1989 года - член Приморского отделения Союза художников России, неоднократно избиравшийся в правление [9].
Жорж Кочубей был талантливым живописцем, автором пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых картин. Он много ездил по краю, постоянно бывал в творческих командировках на кораблях пограничников, также работал над рыбацкой темой. С начала 1990-х годов особое место в его творчестве заняла марина.
«В каждой картине художник оставляет частичку своей души. С большой теплотой и любовью он пишет избушки, занесенные снегом, деревенские дворики с покосившимися баньками, первые подснежники на весенней проталине... искренне удивляешься, как тонко он улавливает состояние природы, как трепетно живо на его холсте», - пишет о мастере Татьяна Федотова [9].
Ж.С. Кочубей был очень плодотворен, работал быстро и на хорошем профессиональном уровне. Произведения из собрания ПГКГ - «Апрель», «Натюрморт приморский», «Зимнее утро», «Пасмурный день», «Мостик», «Теплый вечер в Ан-дреевке», «Дом Янковских», «Владивосток. Мыс Эгершельд» - эмоциональны, цветоносны, интересны по замыслу и композиции (всего 15 работ)3.
Геннадий Леонидович Кунгуров - художник книги, график-станковист и живописец родился в 1952 году в поселке Новиково Южно-Сахалинской области, но вырос на Алтае. В 1984 году окончил факультет графики Хабаровского госу-
дарственного педагогического института (мастерская Д.А. Романюка), преподавал в Детской художественной школе города Артема (19871988), работал главным художником Дальневосточного книжного издательства (1988-1992). В 1991 году окончил Московский полиграфический институт, факультет «Художественное и техническое оформление печатной продукции» (педагоги A.B. Васнецов, H.A. Гончарова, специальность - «художник книги полиграфического дизайна»). В 1993 году был принят в члены Приморского отделения Союза художников России. С 1999 года- постоянно переизбираемый член правления. С 1980 года - участник краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. С 1996 года представлял работы на международных выставках графики и экслибриса. С 2001 года - преподаватель графики (гравюра) в ДВГУ (ныне Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)), ДВГИИ, ВХУ Общий педагогический стаж - 21 год [9].
Книжная и станковая графика в творчестве Геннадия Кунгурова дополняют друг друга. Любимая графическая техника - ксилография -была освоена им в 1990 году на творческой даче «Челюскинская» под руководством Николая Ивановича Калиты. В собрании ПГКГ хранится 146 графических листов (ксилография, гравюра на пластике и линолеуме, акварель). В основном это серии иллюстраций к произведениям русских и зарубежных авторов, многочисленные экслибрисы (36) к книгам приморских писателей, поэтов, художников, искусствоведов. Для Дальнего Востока современный экслибрис как самостоятельное произведение и как феномен культуры явление нечастое. Очень немногие художники работают с ним здесь постоянно. Книжные знаки Г.Л. Кунгурова отличает философское осмысление жизни, обращение к символической ассоциации, изобразительной метафоре и прекрасное чувство юмора. Он участник многих международных выставок-конкурсов экслибриса, проходивших в Италии, Чехии, Турции, Польше, Хорватии в 2000-е годы [1].
Значительными работами мастера в области книжной графики можно считать иллюстрации к сборнику японских сказок «Веер Тэнгу», изданию Р. Киплинга «Маугли», романам С. Цвейга «Мария Антуанетта» и «Мария Стюарт», Ф. Достоевского «Бесы», в области книжного дизайна - фотоальбомы «Край России - Владивосток» и «Хабаровский край. Страницы истории», кни-
ги «Тайга у океана», «Тропою тигра», «Владивостокская крепость», «Краткий исторический очерк города Владивостока».
В циклах книжных иллюстраций Г.Л. Кунгу-рова литературные образы воплощены лаконично, сжато, точно. Охотнее всего он обращается к поэтическим произведениям. Любимый сборник стихов - книга лирической японской поэзии, один из любимых поэтов - Мати Товара. Изящные иллюстрации мастера не воспроизводят литературные сюжеты, а как бы аккумулируют наиболее значительное и философское в содержании. С 1990 по 1997 год в технике ксилографии им было создано 80 гравюр, 49 из них экспонировались на персональной выставке в Японии в городах Токио и Ниигата (1995).
Как и большинство современных художников, Г.Л. Кунгуров не ограничивается работой в одном направлении. В 1992 году он начал экспериментальные живописные искания, увлекся пленэром. В 1990-е годы пытался выработать свою технику работы масляными красками на оргалите на основе метода пуантилизма, но затем отказался от нее.
Главным качеством Геннадия Леонидовича является непреходящий интерес к жизни, людям, искусству. В 2005 году на своем автомобиле он предпринял большую творческую экспедицию на Алтай и Байкал. В 2006-2010 годах проехал по всему Северному и Южному Приморью. Тогда он добрался до села Каменка Дальнегорского района и реки Амгу в Тернейском районе. Дважды ездил на маяк Балюзек в Ольгинский район, а на юге Хасанского писал виды бухт Табунка, Миноноска, Теляковского. В собрании ПГКГ среди гравюр, посвященных Приморью, хранятся его строгие, изящные черно-белые ксилографии «Зима», «Лето», «Осень», «Сосна», «Калина» [1].
В 2012 году персональная выставка Г.Л. Кунгу-рова «От Родины до Родины» в Доме художника Владивостока, приуроченная к 60-летию мастера, обобщила его впечатления, полученные во время многочисленных путешествий. Основой экспозиции стали картины-воспоминания о красивейших местах Сибири и Дальнего Востока, созданные на основе натурных впечатлений. Среди живописных работ, посвященных Приморью, которое постоянно питает творчество мастера, экспонировались полотна «Дом Егорыча», «Пасмурный день», «Тигровый», «Сидими», «Стеклянуха. Верба зацвела». В отличие от легких, изящных произведений черно-белой графики в живописи
Г.Л. Кунгуров стремится к передаче материальности мира через плотный, пастозный, многоцветный красочный слой4.
Виктор Георгиевич Убираев - график, живописец, акварелист родился в 1949 году во Владивостоке. Окончил живописно-педагогическое отделение ВХУ в 1971 году, мастерская Валентина Степановича Чеботарева. В 1971-1972 годах учился в ДВГИИ на художественном факультете у Василия Никаноровича Доронина. С 1972 года - участник выставок всех рангов. С1974 года - художник Приморского отделения Художественного фонда Союза художников РСФСР, с 1990 года - член ВТОО «Союз художников России» [9].
Как и Г.Л. Кунгуров, Виктор Убираев, начинал творческий путь художником книги. В 1980-е годы сотрудничал с Дальневосточным книжным издательством (1978-1989), издательством ДВГУ и другими, оформил более 80 книг. Его иллюстрации к материалам о природе Приморского края и детским книгам экспонировались на V и VI зональных выставках «Советский Дальний Восток». Иллюстрации к «Лягушке-путешественница» В.М. Гаршина, «Сказкам» М.Е. Салтыкова-Щедрина и книге М.С. Деменка «Тропинка в тайге», получившей премию A.A. Фадеева, поступили в фонд ПГКГ [1].
Сегодня В.Г. Убираева знают как художника-пейзажиста лирического склада. Среди работ приморских живописцев, традиционно тяготеющих к пейзажному жанру, его этюды считаются
Г.Л. Кунгуров. Осень. 2000. Бумага, ксилография. Л.: 31x20,5. К: 15x14
Приморская государственная картинная галерея
G.L. Kungurov. Autumn. 2000. Paper, woodcut. L.: 31x20,5. I.: 15x14
Primorye State Art Gallery
......\>
~ " М
С.А. Барсуков. Лесные гости. 2010. Холст, масло. 49x66.
Приморская государственная картинная галерея
S.A. Barsukov. Forest guests. 2010. Oil on canvas. 49x66
Primorye State Art Gallery
оригинальным явлением. Их отличает импрессионистический подход к натуре, красочное ощущение изменчивости мира, радостное, жизнеутверждающее настроение, верность пейзажу родного края и законченность. Натурный подход мастера к работе отражается в названиях его картин из коллекции ПГКГ, наполненных живым дыханием природы: «Осень в Сидими», «Туман», «Лодки» (пастель), «Таежный ручей», «Распутица» (масло) [1].
«Виктора Убираева считают пленэристом, импровизатором. Чутким к настроению природы живописцем. Он ищет новые приемы для более верной передачи материальной фактуры предметов, световых эффектов, контрастов цвета. В его живописи воплотилось светлое ощущение мира, пишет ли он солнечный день или элегическое ненастье. Склонный к живописному эксперименту, художник оставляет незаписанным холст, усиливает линию пастозным штрихом масла, воссоздает поверхность берега густыми мазками или протяжной кистью в одно движение пишет небо», - отмечает О.И. Зотова [6, с. 2], курировавшая персональные выставки в Музейно-выста-вочном центре Владивостокского университета экономики и сервиса (ныне Владивостокский государственный университет (ВВГУ)) «Ожидание радуги», «Белый день» (2014), «Очарование ненастья» (2015), «Море, рыбы и цветы Сидими» (2015), «Храм и мастерская» (2018)5.
Сергей Александрович Барсуков - член Приморского отделения Союза художников России с 2003 года и творческой группы художников «Дом
Пришвина» с 2004 года. Он родился в 1951 году в шахтерском городе Артеме. Занимался в изостудии Дворца угольщиков у Павла ИвановичаХолина. В 1981 году окончил театральное отделение ВХУ мастерская В.А. Прохоренко и Л.Т. Убираевой. С 1995 года - участник краевых, региональных и всероссийских выставок, а также всех «пришвинских» и пяти персональных [8]. В 2000-е годы большое влияние на С.А. Барсукова оказала дружба с народным художником России Иваном Васильевичем Рыбачуком (1921-2008) и поездка с ним на Академическую дачу имени И.Е. Репина. После возвращения И.В. Рыбачук тепло отозвался о нем: «Он умный, слушать умеет и, главное, слышит. Он много там прихватил, много почерпнул, там же разные художники работали. Он очень способный, трудолюбивый, немногословный, но дело свое стремится знать. Он будет писать, будет выставляться» [9].
Творчество Сергея Барсукова - светлый мир камерной, лирико-поэтической живописи. Более 25 лет в разное время года он выезжает на пленэр в красивейшие места Приморья. Сельский пейзаж и море особенно привлекают его. О тонком понимании природы говорят работы «Лесные гости», «Скалистые берега», «Вечер на болоте» из собрания ПГКГ, сохранившие неброскую красоту и правду жизни [1]. Увязывая логику натурных красок с прочувствованным и пережитым на пленэре, С.А. Барсуков создает преображенную, но вполне узнаваемую реальность. Используя цветовые акценты, замеченные в мотиве, он избегает открытой экспрессии цвета и, в отличие от Геннадия Кунгурова, не любит многослойной живописи. Заметное место в его творчестве, как и у Виктора Убираева, занимает натюрморт.
В коллективном портрете участников группы отражено главное: в период, когда для художника «вопрос финансовой выживаемости вышел на первый план, в связи с чем проблема самореализации в искусстве оказалась второстепенной» [12, с. 3], «Дому Пришвина» удается найти точки опоры именно в творческом поиске, который происходит в русле понимания нравственных критериев личности и приверженности родной земле.
Примечания
1. Фонд Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.
2. Произведения В.И. Олейникова находятся в собраниях Приморской государственной картинной галереи, Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (Владивосток), Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), Читинском и Курганском государственных областных художественных музеях, Национальной картинной галерее Республики Корея, галерее «Сан» (Сеул), Музее современного искусства префектуры Хитачи (Япония), Государственном художественном музее города Тайбэй (Тайвань), а также в частных собраниях в России и за рубежом (США, Великобритания, Чехия, Япония, Китай, Республика Корея) [9].
3. Произведения Ж.С. Кочубея находятся в собраниях Приморской государственной картинной галереи, Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Дальневосточном художественном музее, Читинском областном художественном музее, а также в частных коллекциях России, США, Франции, Японии, Китая, Республики Кореи [1].
4. Произведения Г.Л. Кунгурова находятся в Фонде «Современная графика» (Санкт-Петербург), в Калининградском областном музее «Художественная галерея», в Приморской государственной картинной галерее, Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, в галереях современного искусства «Артэтаж» и «Арка» (Владивосток), в многочисленных частных собраниях в стране и за рубежом [9].
5. Произведения В. Г. Убираева хранятся в Приморской государственной картинной галерее (37 работ), Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Читинском областном художественном музее (серия акварелей «Уссурийская тайга»), в частных собраниях России, США, Испании, Японии, Республики Корея, Франции, Китая [9].
Литература
1. Архив Приморской государственной картинной галереи.
2. Архив художника В.И. Олейникова (г. Артем).
3. Архив коллекционера Ю.В. Шпилева (г. Артем).
4. Варламова, Л. 75 лет Олейникову Владимиру Ивановичу // Календарь дат и событий. 2019. Приморский край. - Владивосток : Дальприбор, 2019. - С. 181-187.
5. Зотова, О. Дом Пришвина // Литературный Владивосток: литературно-художественный альманах Приморского отделения Союза писателей России / гл. ред. В. А. Щербак. - Владивосток : Дальиздат, 2013. - С. 271.
6. Зотова. О. Море, рыбы и цветы Сидими // Буклет персональной выставки В.Г. Убираева «Море, рыбы и цветы Сидими». - Владивосток, 2015. - С. 2-3.
7. Зотова, О. Творческое движение «Дом Пришвина». Живопись. Графика. В. Олейников. Г. Кунгуров. В. Уби-раев. С. Барсуков. 140-летию М.М. Пришвина посвящается // Буклет выставки. - Владивосток, 201. - С. 2-3.
8. Климко, Ю. Сергей Барсуков. Живопись // Буклет выставки С.А. Барсукова, Владивосток, 2018. - С. 2-3.
9. Личные дела художников В.И. Олейникова, Г.Л. Кунгурова, В.Г. Убираева, Ж.С. Кочубея, С.А. Барсукова // Архив ПКО ВТОО «Союз художников России».
10. Нестеренко, 3. Посвящение малой родине // Ар-тем+. - 2008. - № 34. - 22 августа. - С. 11.
11. Приморская организация Союза художников России. 70 лет. - Владивосток, Колизей-принт, 2008. - 159 с.
12. Приморское краевое отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». 75 лет. 1938-2013. - Владивосток, 2013. - 100 с.
13. Пришвин М.М. Дневники. 1930-1931. Кн. 7. -Санкт-Петербург : Росток, 2006. - 706 с.
References
1. Arhiv Primorskoj gosudarstvennoj kartinnoj galerei [Primorye State Art Gallery archive].
2. Arhiv hudozhnika V.I. Olejnikova (g. Artem) [Archive of the artist V.I. Oleinikov (Artem)].
3. Arhiv kollekcionera Yu.V. Shpileva (g. Artem) [Archive of the collector Yu.V. Shpilev (Artem)].
4. Varlamova, L. 75 let Olejnikovu Vladimiru Ivanovichu
В.Г. Убираев. Таежный ручей. 2000. Холст, масло. 40x55
Приморская государственная картинная галерея
V.G. Ubiraev. Taiga stream. 2000. Oil on canvas. 40x55
Primorye State Art Gallery
В.Г. Убираев. Распутица. 2002. Холст, масло. 30x39
Приморская государственная картинная галерея
V.G. Ubiraev. Mudslide. 2002. Oil on canvas. 30x39
Primorye State Art Gallery
[75th anniversary of Vladimir Ivanovich Oleinikov]. Kalendar' dat i sobytij. 2019. Primorskij kraj. Vladivostok, Dal'pribor, 2019, pp. 181-187.
5. Zotova, O. Dom Prishvina [Prishvin's house]. Literaturnyj Vladivostok: literaturno-hudozhestvennyj al'manah Primorskogo otdeleniya Soyuza pisatelej Rossii [Literary Vladivostok: literary and artistic almanac of the Primorye branch ofthe Union ofWriters ofRussia]. Ex. ed. V. A. Shcherbak. Vladivostok, Dal'izdat, 2013, p. 271.
6. Zotova. O. More, ryby i cvety Sidimi [Sidimi sea, fish and flowers]. Booklet of V.G. Ubiraev's personal exhibition "Sidimi sea, fish and flowers". Vladivostok, 2015, pp. 2-3.
7. Zotova, O. Tvorcheskoe dvizhenie «Dom Prishvina». Zhivopis'. Grafika. V. Olejnikov. G. Kungurov. V. Ubiraev. S. Barsukov. 140-letiyu M.M. Prishvina posvyashchaetsya [Creative group "Prishvin's house". Painting. Graphics. V. Oleinikov. G. Kungurov. V. Ubiraev. S. Barsukov. Dedicated to the 140th anniversary of M.M. Prishvin]. The exhibitions booklet. Vladivostok, 201, pp. 2-3.
8. Klimko, Yu. Sergej Barsukov. Zhivopis' [Sergey Barsukov. Painting]. Booklet of S.A. Barsukov's exhibition, Vladivostok, 2018, pp. 2-3.
9. LichnyedelahudozhnikovVI. Olejnikova.G.L. Kungurova, V.G. Ubiraeva, Zh.S. Kochubeya, S.A. Barsukova [Personal files ofthe artists V.I. Oleinikov, G.L. Kungurov, V.G. Ubiraev, Zh.S. Kochubey, S.A. Barsukov]. Archive of the Primorye branch of the Union of Artists ofRussia.
10. Nesterenko, Z. Posvyashchenie maloj rodine [A dedication to the small homeland]. Artem+, 2008, no. 34, 22 August, p. 11.
11. Primorskaya organizaciya Soyuza hudozhnikov Rossii. 70 let [Primorye organization ofthe Union of Artists of Russia. 70th anniversary]. Vladivostok, Kolizej-print, 2008,159 p.
12. Primorskoe kraevoe otdelenie Vserossijskoj tvorcheskoj obshchestvennoj organizacii «Soyuz hudozhnikov Rossii». 75 let. 1938-2013 [Primorye branch of the Union of Artists of Russia. 75th anniversary. 19382013]. Vladivostok, 2013,100 p.
13. Prishvin M.M. Dnevniki [Diaries], 1930-1931. Book 7. Saint Petersburg, Rostok, 2006, 706 p.
Об авторе
Варламова Людмила Ивановна - член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи E-mail: [email protected]
Varlamova Lyudmila Ivanovna
Member of the Union of Artists of Russia, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, senior researcher at the Primorye State Art Gallery
Художники творческого объединения «Дом Пришвина» В.И. Олейников Ж.С. Кочубей Г.Л. Кунгуров С.А. Барсуков В.Г. Убираев Владивосток, 2003
Фото С. Кирьянова
Artists
ofthe creative group "Prishvins house" V.I. Oleinikov, Zh.S. Kochubey, G.L. Kungurov, S.A. Barsukov. V.G. Ubiraev Vldivostok, 2003
Photo by S. Kiryanov