DOI: 10.17516/2713-2714-0076
УДК 7.071.1
THE WAY TO A THEATER. THE EVOLUTION OF STEPAN AREFIN 'S CREATIVITY
Lyudmila I. Varlamova
Primorye State Art Gallery
Vladivostok, Russian Federation
Abstract: The article is dedicated to Stepan Fedorovich Arefin (1922-2006), Honored Artist of the Russian Federation, whose 100th anniversary is celebrated in 2022. A talented painter, graphic artist, theater artist worked fruitfully in Primorsky Krai and left an extensive creative legacy. The study of the master's heritage and its significance for the culture of the Russian Federation has been undertaken, biographical information has been supplemented and clarified. The research is based on the materials of the State Archive of Primorsky Krai, collections and archives of the Primorye State Art Gallery, the Museum-Reserve of the History of the Far East, private collectors.
Keywords: Stepan Fedorovich Arefin; realist; painter; theater artist; Vladivostok; Primorye State Art Gallery.
Citation: Varlamova, L.I. (2022). THE WAY TO A THEATER. THE EVOLUTION OF STEPAN AREFIN 'S CREATIVITY. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 4 (13), pp. 126-135.
Л. И. Варламова
Приморская государственная картинная галерея
Владивосток, Российская Федерация
ДОРОГА К ТЕАТРУ. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА АРЕФИНА
Статья посвящена Степану Федоровичу Арефину (1922-2006), заслуженному художнику РФ, 100-летний юбилей которого отмечается в 2022 году. Талантливый живописец, график, художник театра плодотворно работал в Приморском крае и оставил обширное творческое наследие. Предпринято изучение этого наследия мастера и его значения для культуры Российской Федерации, дополнены и уточнены биографические сведения. Исследование основано на материалах Государственного архива Приморского края, коллекциях и архивах Приморской государственной картинной галереи, Музея-заповедника истории Дальнего Востока, частных коллекционеров.
Ключевые слова: Степан Федорович Арефин; реалист; живописец; художник театра; Владивосток; Приморская государственная картинная галерея.
ноября 2022 года в Приморской государственной картинной галерее открылась ретроспективная выставка из цикла «Наследие», посвященная памяти и 100-летнему юбилею со дня рождения Степана Федоровича Арефина (1922-2006) - заслуженного художника Российской Федерации, живописца, графика, художника театра. На всем долгом жизненном пути его сопровождала музыка, театр,
живопись, что не удивительно: отец художника Федор Андреевич Арефин был мастером музыкальных инструментов, брат Владимир - известным приморским композитором, а сам Степан Арефин значительную часть жизни посвятил художественному оформлению спектаклей [14]. Поэтому в оформлении экспозиции были использованы театральные приемы.
С. Ф. Арефин. 2000. Фото Ю.К. Луганского
Из архива Ю. Луганского
S. F. Arefin. 2000. Photo by Yu.K. Lugansky
From the archive of Yu. Lugansky
На выставке представлено более 100 произведений из фондов Приморской государственной картинной галереи, Государственного центрального театрального музея имени A.A. Бахрушина, Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока им В.К. Арсенье-ва, МКУ «Историко-краеведческий музей» Артё-мовского городского округа и частных собраний: станковая живопись, графика, макеты и эскизы оформления спектаклей 1960-1980-х годов, в том числе ранняя живопись 1950-1960-х годов.
«Степан Федорович Арефин - удивительный человек, замечательный художник, мастер театральной декорации и сценографии, наш земляк. В свои 75 лет он был поразительно молод в движениях, жестах, разговорах. Светел лицом, улыбчив и вообще - от него исходила какая-то необыкновенно добрая энергетика. Так бывает, видишь человека в первый раз, но ощущение, что вы знакомы всю жизнь. В долгой жизни Арефи-на была масса неожиданных встреч и событий. Представьте себе, портрет Суворова его работы висел в кабинете самого товарища Сталина. Этот портрет еще иногда мелькает в старом кино...», -пишет журналист Марина Попова [17].
Нерасторжима связь и преемственность творческих поколений. Степан Арефин был приверженцем идейно-эстетических взглядов передвижников. Он считал, что искусство должно делать мир счастливее, красочнее, нести энергию процветания, любви, здоровья, добра. Арефин принадлежал к поколению Великой Отечественной войны. Сделать свое искусство доступным и интересным народу и верно служить Родине было одной из главных задач мастера. Его искусство -искусство радости и правды.
Степан Федорович Арефин (19 декабря 1922, село Боголюбовка Михайловского района Приморского края - 27 апреля 2006, Владивосток) был членом Союза художников СССР и Всесоюзного театрального общества, одним из основателей Приморской организации Союза художников РСФСР, участником российских и международных выставок всех рангов, художником-станковистом, корифеем и старейшиной дальневосточного театрально-декорационного искусства [15]. О высоком профессиональном уровне мастера говорит тот факт, что его живописные полотна, эскизы и макеты к спектаклям включены в коллекции многих музеев России. Среди его наград - дипломы Министерства культуры РСФСР за дальневосточные пейзажи (1951, 1954), почетные
грамоты полномочного представителя президента Российской Федерации в Приморском крае и администрации Приморского края за большой вклад в развитие театрального искусства (1997) [6].
В 1940 году Степан Арефин окончил учебу в школе и в художественной студии Дома пионеров в городе Ворошилове (ныне Уссурийске) и стал художником Дома Красной армии. С 1941 по 1947 проходил действительную службу в Хабаровске и Южно-Сахалинске в Студии военных художников хабаровского Дома Красной армии. Эта студия стала для него институтом. Там в годы Великой Отечественной войны работали многие крупные художники страны, офицеры и рядовые, например москвич Василий Завьялов, ленинградцы Михаил Козелл и Николай Баскаков. В 1945 был участником войны против Японии. Творческую деятельность начал в 1943 году в Хабаровске участием в выставках произведений художников Дальневосточного военного округа (1943-1946, первая выставленная картина называлась «Встреча») [5].
Став членом творческого союза художников Приморья (1948), Степан Федорович с 1952 года неоднократно избирался в состав правления Приморской организации Союза художников РСФСР, был председателем его художественного совета. В Уссурийске он прожил тридцать пять лет (19301941, 1947-1972), возглавляя творческую группу уссурийских художников и производственную мастерскую «Художник» (с 1949). В 1950-е годы занимался преимущественно станковой живописью, которая сделала его одним из известней-
ших живописцев края, в 1960-е работал главным художником Уссурийского драматического театра.
Как и многие художники его поколения, он совершенствовал живописное мастерство на Академической даче им. И.Е. Репина под Вышним Волочком, создавая жанровые картины, портреты, пейзажи, которые в дальнейшем экспонировались на республиканских выставках в Москве.
Круг деятелей культуры, с которыми Степану Федоровичу довелось общаться на Академической даче и художественных выставках тех лет, был весьма обширен. Со многими известными мастерами советского искусства он переписывался. В Государственном архиве Приморского края хранятся письма к С.Ф. Арефину от В.К. Зедайн (1948, 1954, 1955), Т.И. Козлова (1957), K.M. Лекомцева (1948), Д.Б. Лиона (1954), П.О. Малаяна (1954), М.Э. Гольдштейна (1957), И.Д. Храпко (1955) и др. Все они с большим уважением отзываются о мастере. Ведь С.Ф. Арефин был не только талантливым, грамотным, знающим свое дело художником, но и человеком большой культуры. В 1958 году именно его, члена правления и выставкома Приморской организации Союза художников РСФСР, единодушно избрали делегатом I съезда работников культуры Приморья [8].
1950-1960-е годы были временем, когда советский народ гордился своими космонавтами и энергетиками, учеными и хлеборобами, ударниками производства и строителями, фабриками и флотом, школами и вузами. Советский Союз, поднимавший из руин разрушенные войной города и села, был великой страной созидателей. Картины С.Ф. Арефина отображали героику мирного труда дальневосточников в годы первых послевоенных пятилеток. Прославляя родной город и Дальний Восток, он писал портреты лучших людей Уссурийска и сельских районов Приморского края. Среди них «Портрет лауреата Сталинской премии, директора масложиркомбината г. Ворошилова Светличного» (8-я краевая выставка, 1951-1952), «Портрет заслуженного врача В.В. Малышева» (выставка произведений художников РСФСР, 1953), «Мелодия» («Портрет брата Владимира Федоровича Арефина», выставка произведений художников РСФСР, 1956), «Портрет актрисы В.Ф. Георгиевской» (выставка произведений художников РСФСР, 1957), «Скрипичных дел мастер» («Портрет отца Федора Андреевича Арефина», выставка произведений художников РСФСР, 1961) [7].
С. Ф. Арефин. Дача на Пятом ключе. 1990-е. Холст, масло. 31x39
Историко-краеведческий музей Артемовского городского округа (г. Артем Приморского края)
S. F. Arefin. Cottage on the Fifth Spring. The 1990s. Canvas, oil. 31x39
The Museum of Local Lore of the Artemovsky city district (Artem, Primorsky Krai)
Обращался Степан Федорович и к теме истории Приморского края, например в картине «Н.М. Пржевальский в Уссурийском крае» (выставка произведений художников РСФСР, 1953), и к волновавшей его пейзажной живописи. В 1950-е годы он был уже несомненным мастером пейзажа, имевшим свой взгляд на дальневосточную природу. В зимних пейзажах Сахалина поэтическое начало соединялось с эпической широтой, лиризм -с оптимистическим мироощущением. В 1951 году среди картин, представленных в Москве на Всероссийской выставке произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР, светлыми тонами и мажорным настроением выделялись полотна С.Ф. Арефина «У приморской границы» и «На прогулке». К 1960-м годам С.Ф. Арефин был вполне состоявшимся живописцем.
Но живопись была лишь частью творческой жизни Степана Федоровича. Более 35 лет ведущее место в ней занимала работа по оформлению спектаклей приморской сцены. Он был главным художником в Уссурийском драматическом театре (1963-1972), художником-постановщиком (1972-1977) и главным художником (1977-1987) в краевом Театре юного зрителя, художником-постановщиком (1987-1997) и главным художником (1997-1999) в Приморском академическом драматическом театре им. М. Горького во Владивостоке [9].
С. Ф. Арефин. Свеча и Рембрандт. 1994. Холст, масло. 33x28
Музей-заповедник истории
ДальнегоВостока (Владивосток)
S. F. Arefin. Candle and Rembrandt. 1994. Canvas, oil. 33x28
Museum-Reserve of the History of the Far East (Vladivostok)
С. Ф. Арефин. Эскиз оформления сцены спектакля «Как поживаешь, парень?» по пьесе В. Пановой. Третий акт. 1962. Картон, гуашь. 48x57
Из коллекции
Ю.В. Шпилева
(г. Артем Приморского
края)
S. F. Arefin. Sketch of the design of the stage of the play "How are you, boy?" based on the play by V^ Panova. The third act. 1962.
Cardboard, gouache. 48x57
From the collection of Yti. V. Shpilev (Artem, Primorsky Krai)
К середине 1960-х годов С.Ф. Арефин перепробовал все жанры живописи: сюжетно-тематиче-скую картину, портрет, пейзаж, натюрморт, театральную живопись - и пришел к заключению, что его талант ближе всего к театрально-декорационному искусству Всё, что он делал до того, надо было оставить ради театра, новой для него тогда области.
Однако отметим, что она не была для него совершенно новой. «В 1940 году он сделал свое первое сценическое оформление к спектаклю "Павлик Морозов" в городском Доме пионеров, где работал художником», - пишет Елена Бендры-шева [5].
На самом деле дебют мастера в качестве театрального художника состоялся раньше. В газете «Коммунар» от 1938 года в заметке Т. Кошелевой отмечено удачное художественное оформление пьесы «Детство маршала» шестнадцатилетним художником Дома пионеров г. Ворошилова (с 1957 года Уссурийск) Степаном Арефиным, который впервые писал декорацию. Отметили также хороший грим и костюмы. Пьеса «Детство маршала» Игоря Всеволжского - большая детская пьеса в трех актах и шести картинах о юных годах Семена Михайловича Буденного. Два месяца работал над ней драмкружок ворошиловского Дома пионеров, постановки прошли с большим успехом [8].
Настоящая театральная жизнь началась для Степана Федоровича в 1962 году [1], когда один из ленинградских режиссеров пригласил его, уже известного живописца, члена Союза художни-
ков СССР, оформить спектакль «Как поживаешь, парень?» по пьесе В. Пановой в Ворошиловском драматическом театре (ныне Уссурийский театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской). Масштабность, подлинный романтический реализм в оформлении сцены, интересные декорации, выполненные живописно, а не плакатно, колоритные костюмы помогли раскрытию режиссерского замысла и жанра спектакля, способствовали его успеху. Постановка стала дерзкой заявкой на высокий уровень молодого художника. Из Владивостока в Уссурийск стали приезжать знатоки театрального искусства. Всем было ясно, что в театр пришел ищущий художник, стремящийся передать дух драматургии. В 1966 году от главного режиссера Н.И. Басина последовало приглашение в Приморский краевой драматический театр имени М. Горького [10].
В 1968 году за оформление спектакля «Мещане» в Приморском краевом драматическом театре им. М. Горького С.Ф. Арефин был награжден дипломом Министерства культуры РСФСР. В 1980-м макетом и эскизами к спектаклю «Как поживаешь, парень?» он участвовал на Всесоюзной выставке художников театра и кино в Минске, получив признание и известность в театральном мире [2].
Театр является синтезом искусств, лицо его во многом определяется личностью главного режиссера, его мировоззрением и художественным вкусом и работой художника. Режиссер и художник-постановщик совместно создают спектакль. Во владивостокском драматическом театре С.Ф.
Арефину довелось работать с такими известными главными режиссерами, королями большой режиссуры, как заслуженные деятели искусств России Натан Израилевич Басин, Ефим Давыдович Табачников, Ефим Самуилович Звеняцкий. Он умел найти с ними общий язык и способствовал успеху спектаклей.
О том, как «рождается чудо спектакля», сказано: «Театральный художник должен быть превосходным живописцем, колористом. Но он же и организатор пространства сцены, он - архитектор... Театральный художник в какой-то степени должен обладать и режиссерскими способностями, режиссерским подходом к будущему оформлению, видеть спектакль в целом» [18]. Все эти качества были присущи Степану Федоровичу. Он был принципиальным противником массовой культуры XX века с ее ставкой на стереотипы и серийность, обладал режиссерским мышлением, композиционным мастерством, новаторской образностью, техничностью и безошибочным чутьем в выборе цвета и фактур, свободно владел условными формами. Первым его требованием к себе как художнику-постановщику было найти символический образ, выражающий суть спектакля. Вторым - уникальность оформления сцены. Повторений он не терпел.
Приморский академический драматический театр имени М. Горького - академический. Декорации в таком театре почти всегда есть. Значение любой вещи, которую С.Ф. Арефин отбирал в декорацию, всегда было велико. Вещи, цвет и свет у
него настолько точно выбраны, что часто становятся символами-знаками, выражающими лейтмотив спектакля. Большое внимание художник уделял той части работы, которая включает в себя костюм и грим актеров. В оформлении спектакля «Недоросль», например, именно костюм «ансамбля солистов» - Матушки, Митрофана, Софьи, Милона, Скотинина, Еремеевны, Тришки, Вральмана, Кутейкина - во многом способствует переводу внутреннего содержания образов в его зрительное воплощение [6].
«Я очень люблю театр. Воспитан на мхатовских "Трех сестрах"», - говорил С.Ф. Арефин [2]. В 1990-е годы его талант достиг полной зрелости и расцвета. В театре им. М. Горького он оформил спектакли «Гамлет, принц датский» У Шекспира (1991), «Там, в замке, за маленькой рощицей» Жан-Мишеля Риба (1992), «Квадрат любви» В. Мережко (1993), «Иванов» А. Чехова
(1995), «Школа неплательщиков» Л. Вернейля, Ж. Берра (1996), «Двое с большой дороги» В. Мережко
(1996). А также открытие и закрытие II Международного кино- и телефестиваля «Человек и море»
(1997), бенефисные вечера, посвященные 65-летию театра им. М. Горького, «Музыкальное ревю» и многое другое [1]. К сожалению, ни в музеях, ни у частных коллекционеров театральных эскизов С.Ф. Арефина этого периода нет.
В основе его работы, обогащенной всем современным опытом игровой сценографии, лежал принцип монтажа, сплавляющий воедино игру актеров с предметно-пространственным, свето-цветовым и звуковым рядом. При этом документально точная верность эпохе и образному ряду сохранялась. На премьере «Иванова» в театре им. М. Горького первые аплодисменты зала достались художнику Степану Федоровичу Арефину. «Как только занавес был поднят, очарованные сказочно белыми декорациями зрители разразились овациями», - пишет Елена Бендрышева [5]. Художественное оформление спектакля «Иванов» А. Чехова получило высокую оценку на зарубежных гастролях театра в США (1995) и на II Международном Чеховском фестивале в Москве (1996) [1].
Степан Арефин воспринимал спектакль как картину. Как единое целостное полотно размером с театральную сцену. «И при этом не забывал, что труд художника-постановщика неблагодарен: спектакль прекратил свою жизнь - и навсегда ра-
С. Ф. Арефин. Эскиз декораций к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя. 1976. Картон, гуашь, пастель. 70x90
Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
S. F. Arefin.
A sketch of the scenery for the play "The Inspector" based on the play by N.V. Gogol. 1976. Cardboard, gouache, pastel. 70x90
Primorye State Art Gallery (Vladivostok)
С. Ф. Арефин. Эскиз декораций к спектаклю «Ромул Великий» по пьесе Ф. Дюрренматта. 1989. Картон, уголь, гуашь. 72x62
Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
S. F. Arefin. Sketch of the scenery for the play "Romulus the Great" based on the play by F. Durrenmatt. 1989. Cardboard, charcoal, gouache. 72x62
Primorye State Art Gallery (Vladivostok)
зобраны декорации», - пишет Геннадий Обухов [15]. Чтобы оставить будущим поколениям представление о работе приморских театров в 19601990-е годы и, конечно же, о своей работе в качестве сценографа, художник дарил театральные эскизы музеям. В 1971 году он передал в дар Государственному центральному театральному музею имени A.A. Бахрушина шесть эскизов декораций к спектаклям Приморского краевого драматического театра им. М. Горького: «Преступление и наказание», «Человек и глобус», «Канат альпинистов», «Больше не уходи», «Чинчрака», «Дипломат», созданным в 1960-е годы, о чем содержатся сведения в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации.
В Музее-заповеднике истории Дальнего Востока находятся 36 произведений театрально-декорационного искусства С.Ф. Арефина 1970-х годов. Это эскизы оформления сцены, костюмов, занавеса и программ к спектаклям краевого Театра юного зрителя: «РВС» (1974), «Хижина дяди Тома» (1972), «В гостях у донны Анны» (1970-е), «Как закалялась сталь» (1970-е), «Прощай, шпага» (1970-е), «Робин Гуд» (1971), «Любовь к электричеству» (1970-е). Там же хранятся эскизы оформления сцены, костюмов, занавеса и программ к спектаклям Приморского краевого драматического театра им. М. Горького: «Берегите белую птицу» (1975), «Человек и джентльмен» (1970), «Сослуживцы» (1970), «Нужный человек» (1970),
«Петровка, 38» (1966), «Соловьиная ночь» (1974), «На изломе» и «Солдатская вдова» (1970-е).
В фондах Приморской государственной картинной галереи С.Ф. Арефина как художника театра представляют 11 музейных предметов. В 1978 году во Владивостоке состоялся форум дальневосточного театрального искусства «С Запада на Восток». На региональную выставку театрального искусства, проходившую в рамках этого форума в залах Дома художника, Степан Федорович представил 15 произведений к спектаклям, оформленным им в Приморском краевом театре драмы и Приморском краевом театре юного зрителя в 1975-1978 годах: макеты к «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, «Ночной повести» К. Хоинского, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, полумакет к «Оптимистической трагедии» по пьесе Вс. Вишневского, эскизы декораций к спектаклям «Соловьиная ночь» В. Ершова, «Рок-н-рол на рассвете» Т. Колесниченко и В. Некрасова, «Любовь к электричеству» В. Аксенова.
Управление культуры Приморского крайисполкома приказом от 11 сентября 1978 года № 55 начальника Управления культуры Павла Федосее-вича Марченко приобрело у С.Ф. Арефина с этой выставки полумакет декораций и восемь эскизов костюмов к спектаклю «Недоросль» Д. Фонвизина (1977) для безвозмездной передачи Приморской краевой картинной галерее.
В 2000 году он подарил ей эскизы декораций к пьесам «Чайка» А.П. Чехова (1980), «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта (1989), «На изломе» В. Винокурова (1982), а в 2003 - макет сцены к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя (1979).
Большое собрание произведений театрально-декорационного искусства С.Ф. Арефина, созданных в ранний период творчества (1960-1970), находится в г. Артеме (Приморский край) в частной коллекции собирателя и хранителя работ дальневосточных художников Юрия Васильевича Шпилева, члена Русского географического общества и участника творческого движения «Дом Пришвина». В 2002 году Степан Федорович подарил ему более 40 рабочих эскизов декораций к спектаклям: «Не все коту масленица» А.Н. Островского, «Солдатская вдова» Н.П. Анкило-ва, «В гостях у донны Анны» A.B. Кургатникова, «Как закалялась сталь» H.A. Островского, «Трех-грошовая опера» Б. Брехта, «Таня» А.Н. Арбузова, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Не беспокойся, мама!» Нодара Думбадзе, «Соловьиная ночь» В. Ежова, «Ночная повесть» К. Хоинского, «Хижина
дяди Тома» Г. Бичер-Стоу [1]. Впервые они экспонировались на персональной выставке в городском Выставочном зале Артема в мае 2002 года [3,4]. И - частично - на выставках, посвященных памяти мастера: в сентябре 2006 г. в музейно-вы-ставочном центре «Галерея» в Артеме, в мае 2007 г. - в Доме художника во Владивостоке [9].
С.Ф. Арефин пользовался заслуженным авторитетом и у приморских художников, и у работников театра.
20 октября 1997 года на общем собрании коллектива актеров и работников Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького директор-распорядитель театра Валентина Михайловна Седова внесла предложение: представить к почетному званию «заслуженный художник Российской Федерации» главного художника Степана Федоровича Арефина.
Выступили: заместитель директора по художественно-постановочной работе Анатолий Дмитриевич Хоменко, заведующая художественно-декоративным цехом Людмила Григорьевна Прохоренко, председатель профсоюзного комитета Евгений Эрикович Вейгель, народный и заслуженный артист РФ Анатолий Владимирович Бугреев.
Постановили: просить Управление культуры администрации Приморского края, администрацию Приморского края и Министерство культуры Российской Федерации о представлении к почетному званию «заслуженный художник Российской Федерации» главного художника театра Арефина Степана Федоровича.
Проголосовали: за - 138 человек, против и воздержавшихся - нет [1].
В 1999 году по ходатайству коллектива Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького, поддержанного правлением Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», С.Ф. Арефин стал заслуженным художником Российской Федерации.
В представлении на присвоение ему этого почетного звания художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств и народный артист России, почетный гражданин Владивостока Ефим Самуилович Звеняцкий писал: «Талантливый, нацеленный на выдумку и воображение, Арефин преображает всё на сцене. Творческая одержимость, увлеченность, яркое дарование, высокий профессионализм, трудолюбие, персональный взгляд на жизнь, чувство зрелищное™, тонкий эстетический вкус, поэтическое
видение мира сделали Арефина главным художником театра. Его отсутствие не может быть заменено никем. Он горячо и искренне любил театр, боготворил его и жил им. Его эскизы и макеты к спектаклям - непосредственны и неповторимы, декорации строги, лаконичны, костюмы красочны и выразительны. Ничего лишнего, каждая вещь на сцене играет. Он один из тех, кто делает спектакли целостными и интересными. Именно в театре раскрылось индивидуальное дарование художника, продвигающего вперед театральное искусство России. Своим талантом, практическими навыками и знаниями он щедро делился с молодыми художниками. Постоянно оказывал профессиональную помощь народным театрам Приморья. Многие годы Арефин был председателем Всероссийского театрального общества во Владивостоке» [1].
Евгений Тарасович Фомин (1950-2020), бывший председатель Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», дополнил эту характеристику: «Мастерскую получил лишь в начале 1990-х годов. Ввиду занятости в театре и преклонного возраста, больших жанровых картин, портретов и пейзажей уже не писал, ограничиваясь небольшими по размерам натюрмортами. Но уроки Академической дачи, личное общение с такими художниками, как А.П. Бубнов, В.Н. Гав-рилов, A.M. Грицай, не прошли даром. Хотя пик творчества Степана Федоровича, как живописца, приходится на 1950-1960-е годы, но по-настоящему известность к нему пришла лишь сейчас. Иметь в коллекции натюрморт Арефина считается большой удачей у коллекционеров живописи как в России, так и за рубежом. К нему приходят благодарственные письма из Америки, Японии, Великобритании, посылки с красками и художественными материалами, приглашения на преподавательскую работу за рубежом от коллег-художников, почитателей его таланта» [1].
Жизненным девизом мастера была его любимая фраза: «Перестать творить - значит перестать жить» [13]. Получив мастерскую в Доме художника и расставшись с любимой работой в театре, он вернулся к станковой живописи. Количество картин, созданных им в последние пятнадцать лет жизни, поражает. Среди них графический «Автопортрет» (1996), живописный «Портрет Владимира Владимировича Любарского» (друга, известного адвоката Владивостока, 1999), пейзажный этюд «Дождь в городе» (1999), написанный прямо из окна мастерской [6].
С. Ф. Арефин. Эскиз декорации к спектаклю «Недоросль» по пьесе Д.И. Фонвизина. 1977. Оргалит, картон, холст, гуашь, акварель.
51x63
Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
S. F. Arefin. Sketch of the scenery for the play "Nedorosl" based on the play by D.I. Fonvizin. 1977. Hardboard, cardboard, canvas, gouache, watercolor.
51x63
Primorye State Art Gallery (Vladivostok)
С.Ф. Арефина долго волновала трагическая судьба Василия Макаровича Шукшина, заслуженного деятеля искусств РСФСР, кинорежиссера, актера, сценариста и писателя. «Среди всех портретов, созданных им, портрет Шукшина под названием "Калина красная" можно назвать уникальным. Он писал его два года. Плотные тяжелые гроздья калины, пожухлые, тронутые осенью листья венцеобразно уходят вверх, отрываясь от скромной вазочки из бересты. Цветную живопись разрывает почти монохромный, такой узнаваемый лик Шукшина», - пишет Ольга Зотова [12]. В 2001 году Степан Федорович выставлял «Калину красную» («Портрет Шукшина») на Осенней выставке в Доме художника Владивостока, надеясь, что со временем она, возможно, станет достопримечательностью Дома-музея В.М. Шукшина на Алтае. Сейчас эта работа находится в частной коллекции за рубежом.
Говоря о станковой живописи С.Ф. Арефина 1990-2000-х годов, следует обязательно подчеркнуть, что выдающееся место в ней занимают камерные натюрморты. «Истосковались мы по интимному. Не случайно так популярен сегодня натюрморт. Когда-то были огромные полотна -китобои, корабли в заливе, стройки века. Сегодня мы возвращаемся к живому, к природе», - говорил Степан Федорович [14]. Его натюрморты - пиршество красок, мир дорогих и близких художнику предметов, утверждающих оптимистическое мироощущение, радость и красоту человеческого бытия. Натюрморты «Две шишки», «Смороди-
на красная и черная», «Цветы на подоконнике», «Верба и подснежники», «Соления», «Георгины», «Три яблока», «Рембрандт и свеча» и многие другие - это мини-шедевры, где гармония формы и цвета доведена до совершенства.
«На рубеже столетий художник ушел от больших живописных полотен, главенствующее место в его творчестве занял натюрморт. Картины, нарисованные с фотографической точностью, до сих пор радуют нас яркими красками, живыми оттенками и лаконичной простотой изображения объектов. Искусствоведы и зрители видели в его натюрмортах не просто мини-картины, а именно ту подлинную и осязаемую силу реалистической живописи, которая производит почти гипнотическое воздействие...», - пишет Геннадий Обухов [15].
Степан Федорович не повторял себя, ни одна его картина не похожа на другую. Слепое копирование противоречило самому существу его искусства. Художественный язык натюрмортов мастера индивидуален и самобытен. Он умел выбрать простой, но наиболее выразительный мотив. Композициям свойственна хорошо продуманная архитектоника, напоминающая театральную постановку. «Театр мне многое дал. Когда я вернулся к чистой живописи, сценографический опыт никуда не ушел. Оказалось, что натюрморт можно делать со смыслом [...] американский актер заходил ко мне в мастерскую и заметил так: "У тебя натюрморты театральные". Да, натюрморт не может быть пустым. В нем должна быть своя драматургия...», - говорил Степан Федорович в беседе со старшим научным сотрудником Приморской государственной картинной галереи Людмилой Кац в дни празднования восьмидесятого театрального сезона краевого драмтеатра [2].
В 1950-е годы он был мастером мягкой спокойной живописи, рисующей окружающий мир неброскими красками. Палитра его была сдержанной и лиричной. В 1990-е гладкое академическое письмо сменила пастозная, звонкая, многоцветная живопись. Это была уже совсем другая манера - совершенно отличный от 1950-х годов почерк, сильно удививший художников владивостокских театров, привыкших к сдержанному решению мастером колористического оформления сцены.
«Арефин отличается, прежде всего, строгим следованием реалистической традиции. Закончивший Студию военных художников в Хабаровске, он развивал природное дарование на акаде-
мической даче, достигнув непревзойденных высот в передаче ощущений жизни. Запах, живое тепло пламени свечи буквально исходит от холста...», -пишет Ольга Зотова [13]. Художник не скрывал от зрителей секретов создания своих натюрмортов: «Я пишу до тех пор, пока изображение не оживет».
В 1990-е годы он числил себя «между импрессионистами и "дремучими" реалистами. Обожал Кончаловского, считал непревзойденным творчество Клода Мане», - говорит Юрий Мальцев в статье-интервью со Степаном Арефиным «Свеча горела на столе», посвященной первой персональной выставке мастера, состоявшейся в Приморской государственной картинной галерее в 2000 году. К ней художник лично подготовил и издал буклет «Заслуженный художник России Степан Арефин. Живопись. Театрально-декорационное искусство». Он объяснил свое пристрастие: «Импрессионисты в буквальном смысле просветили живопись, насытили ее цветом и светом. До них она была коричневатая, несколько мрачная... Хотя вообще-то я реалист. Наверное, потому, что реализм - явление, не подверженное моде» [14].
В заключение отметим: главным направлением в творчестве мастера была театральная сценография (1962-1999). Именно во время работы в театре раскрылось его индивидуальное художественное дарование. С.Ф. Арефин стал заслуженным художником Российской Федерации по ходатайству коллектива Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького. Это уникальный случай в истории художественной культуры Приморского края. Театрально-декорационное наследие С.Ф. Арефина - большой, интересный и редко экспонируемый материал, который нуждается в специальном исследовании профессиональными театроведами, историками российского театра.
В станковой живописи мастера особенно следует выделить натюрморты. Если бы он ничего другого не создал, то и тогда его творения стали бы значительным вкладом в художественную культуру России.
Произведения замечательного приморского художника являются частью российского художественного наследия.
Литература
1. Архив коллекционера Ю.В. Шпилева (г. Артем).
2. Арефин, С.Ф. «Театр дал мне многое»: [беседа с заслуженным худож. РФ С.Ф. Арефиным] / записала Л. Кац // Картинная галерея. - 2012. - Август-сент., № 8-9. - С. 2.
3. Алембаева, С. Ирисы для художника: [о встрече с коллекционером Ю.В. Шпилевымв б-ке пос. Артемов-
ского; рассказ о творчестве худож. С.Ф. Арефина] // Артем. - 2006. - 1 июня. - С. 23.
4. Алембаева, С. Бриллианты чистой воды: [о выст. памяти худож. С.Ф. Арефина в выст. зале «Галерея», г. Артем] // Артем. - 2006. - 28 сент. - С. 22.
5. Бендрышева, Е. Художник и театр: Елена Афанасьева, Борис Локтин, Степан Арефин // Арсеньевские чтения : материалы региональной конференции, посвященной 115-летию ПГОМ им. Арсеньева, 2005, 28-29 сент. - Владивосток, 2005. - С. 114-119.
6. Варламова, Л. Степан Арефин - художник-реалист: [исследуется коллекция произведений мастера в собр. ПГКГ] // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 2. - С. 22-26.
7. Выставки советского изобразительного искусства : справочник. - Т. 5: 1954-1958 гг. - Москва : Советский художник, 1981.-961 с.
8. Государственный архив Приморского края. - Ф. -1199. - 13 ед. хр„ 1938-1977. - Оп. 2.
9. Живые натюрморты Арефина: [о выст. памяти худож. Степана Арефина в залах Союза худож.] // Владивосток. - 2007. - 3 мая. - С. 15.
10. Заслуженный художник России Степан Арефин. Живопись. Театрально-декорационное искусство : буклет. - Владивосток : Прим-Информ, 2000. - 10 с.
11. Зотова, О. «Театральная». К 85-летию Приморского академического драматического театра имени М. Горького : альбом-каталог. - Владивосток, 2017. - 80 с.
12. Зотова, О. Красная - значит красивая (о портрете Шукшина кисти художника С.Ф. Арефина) // Владивосток. - 2001. - 24 июля. - С. 12.
13. Зотова, О. В плену традиции // Владивосток. - 2004. -2апр. -С. 19.
14. Мальцев, Р. Свеча горела на столе... // Семь дней в Приморье. - 2000. - 10 февр. - С. 2.
15. Обухов, Г. Братья Арефины: судьбы, отданные творчеству [заслуженный художник РФ С.Ф. Арефин, музыкант, композитор В.Ф. Арефин] // Коммунар (г. Уссурийск). - 2019. - 31 янв. - С. 24.
16. Приморская организация Союза художников России. 70 лет. 1938-2008. - Владивосток : альманах «Рубеж», 2008. - 160 с.
17. Попова, М. Портрет его работы висел в кабинете Сталина: главному художнику театра им. Горького С.Ф. Арефину - 75 лет // Владивосток. - 1997. - 18 дек. - С. 5.
18. Театральный художник - организатор пространства сцены // История моды, маски, куклы и театра. -URL: https://maskball.ru/teatr/teatralniy_hudozhnik.html (дата обращения 17.11.2022).
References
1. Arhiv kollekcionera Yu.V. Shpileva (g. Artem) [The collector Yu. V. Shpilev's archive (Artem city)].
2. Arefin S. F. «Teatr dal mne mnogoe»: beseda s zasluzhennym hudozh. RF S.F. Arefinym ["A theatre gave me a lot": a conversation with the Honored Artist of the Russian Federation S.F. Arefin]. Recorded by L. Kats. Kartinnaya galereya, 2012, August-September, no. 8-9, p. 2.
3. Alembaeva S. Irisy dlya hudozhnika: o vstreche s kollekcionerom Yu.V. Shpilevymv b-ke pos. Artemovskogo; rasskaz о tvorchestve hudozh. S.F. Arefina [Irises for the artist: about the meeting with the collector Yu.V. Shpilev in Artemovsky settlement; a story about the artist S.F. Arefin's work] . Artem, 2006,1 Jun, p. 23.
4. Alembaeva S. Brillianty chistoj vody: o vyst. pamyati hudozh. S.F. Arefina v vyst. zale «Galereya», g. Artem [Diamonds of a pure clearness: about the exhibition for the artist S.F. Arefin's memory in the "Gallery" hall, Artem city].
С. Ф. Арефин. Эскизы костюмов Софьи
и Милана. 1977. Картон, холст, оргалит, бумага, аппликация, гуашь, акварель, графитный карандаш. 42x31
Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
S. F. Arefin. Sketches of costumes of Sofia and Milon. 1977. Cardboard, canvas, hardboard, paper, applique, gouache, watercolor, graphite pencil. 42x31
Primorye State Art Gallery (Vladivostok)
С. Ф. Арефин. Эскиз костюма Еремеевны. 1977. Картон, холст, оргалит, бумага, аппликация, гуашь, акварель, графитный карандаш. 36,5x23,6
Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)
S. F. Arefin. Sketch of Yeremeyevna's costume. 1977. Cardboard, canvas, hardboard, paper, applique, gouache, watercolor, graphite pencil. 36,5x23,6
Primorye State Art Gallery (Vladivostok)
Artem, 2006,28 Septembe, p. 22.
5. Bendrysheva E. Hudozhnik i teatr: Elena Afanas'eva, Boris Loktin, Stepan Arefin [An artist and a theatre: Elena Afanasyeva, Boris Loktin, Stepan Arefin]. Arsen'evskie chteniya : materialy regional'noj konferencii, posvyashchennoj 115-letiyu PGOM im. Arsen'eva, 2005, 28-29 September. Vladivostok, 2005, pp. 114-119.
6. Varlamova L. Stepan Arefin - hudozhnik-realist: issleduetsya kollekciya proizvedenij mastera v sobr. PGKG [Stepan Arefin - a realist-artist: the study of the master's works in the collection of the Primorye State Art Gallery]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke, 2013, no. 2, pp. 22-26.
7. Vystavki sovetskogo izobrazitel'nogo iskusstva : spravochnik [Soviet fine art exhibitions], V. 5, 1954-1958. Moskva, Sovetskij hudozhnik, 1981,961 p.
8. Gosudarstvennyj arhiv Primorskogo kraya [The State Archive of the Primorsky Krai], Coll. 1199, item 13, 19381977, aids 2.
9. Zhivye natyurmorty Arefina: o vyst. pamyati hudozh. Stepana Arefina v zalah Soyuza hudozh. [The live still life of Arefin: about the exhibition for Stepan Arefin's memory in the halls of the Union of Artists]. Vladivostok, 2007, 3 May, p. 15.
10. Zasluzhennyj hudozhnik Rossii Stepan Arefin. Zhivopis'. Teatral'no-dekoracionnoe iskusstvo : buklet [The Honored Artists of Russia Stepan Arefin. Painting. Theatre decorative art: a booklet]. Vladivostok, Prim-Inform, 2000, 10 p.
11. Zotova O. «Teatral'naya». K 85-letiyu Primorskogo akademicheskogo dramaticheskogo teatra imeni M. Gor'kogo : al'bom-katalog ["Theatrical". To the 85th anniversary of the Primorsky Academic Drama Theatre named after M. Gorky: an album-catalogue]. Vladivostok, 2017, 80 p.
12. Zotova O. Krasnaya - znachit krasivaya (o portrete Shukshina kisti hudozhnika S.E Arefina) [Red means
beautiful (about Shukshin's portrait by the artistS.E Arefin)]. Vladivostok 2001, 24 July, p. 12.
13. Zotova О. V plenu tradicii [Captured by traditions]. Vladivostok 2004, 2 April, p. 19.
14. Malcev R. Svecha gorela na stole... [A candle burned on the table...]. Sem' dnej v Primor'e, 2000,10 February, p. 2.
15. Obukhov G. Brat'ya Arefiny: sud'by, otdannye tvorchestvu (zasluzhennyj hudozhnik RF S.F. Arefin, muzykant, kompozitor V.F. Arefin) [Arefin brothers: destinies devoted to creating (the Honored Artist of the Russian Federation S.F. Arefin, composer V.F. Arefin)] . Kommunar (Ussuriysk), 2019, 31 January, p. 24.
16. Primorskaya organizaciya Soyuza hudozhnikov Rossii. 70 let. 1938-2008 [Primorye Branch of the Union of Artists of Russia. The 70th anniversary. 1938-2008]. Vladivostok, al'manah "Rubezh", 2008,160 p.
17. Popova M. Portret ego raboty visel v kabinete Stalina: glavnomu hudozhniku teatra im. Gor'kogo S.F. Arefinu -75 let [A portrait of his work hang in Stalin's cabinet: the main artist of the Gorky Theatre S.F. Arefin turned 75]. Vladivostok 1997,18 Decembe, p. 5.
18. Teatral'nyj hudozhnik - organizator prostranstva sceny [A theatre artist is a stage's space organizer]. A history of fashion, mask, doll and theatre, available at: https://maskball. ru/teatr/teatralniy_hudozhnik.html (accessed 17.11.2022).
Об авторе
Варламова Людмила Ивановна - член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи (Владивосток) E-mail: [email protected]
Varlamova Lyudmila Ivanovna
Member of the Union of Artists of Russia, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Senior Researcher at the Primorye State Art Gallery
I
ifcVfc,
m" шill,\I
и
ЯВР1
ШЁШШ 1111 SS
ИМп
Ш111Я ■ЯН ¡¡illlliî
in
ш
M
ш
ШВШ/ШШ;