Даценко Алена Алексеевна
Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация
THE WAYS OF GATHERING
OF THE ART WORKS OF PRIMORYE
М THE FUNDS OF PRIMORYE STATE
ART GALLERY
ПУТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ
ПРИМОРСКОГО ИСКУССТВА В СОБРАНИИ ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ
о о
со о
о eg о сч
с/) <
ОС
э ш
I-
сс <
0D
Г"» (О
о
О О
CD CD О
№3 (18) 2020 elSSN 2518-7767
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена истории и направлениям комплектования коллекции приморского искусства в Приморской государственной картинной галерее. Процесс формирования коллекции самого восточного художественного музея России представлен комплексно, с опорой на архивные документы и в соответствии с этапами развития художественного процесса Приморского края. Материал исследования охватывает период с 1930-х годов до 2020 года и отражает становление разных видов приморского изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Широко представлен жанровый диапазон произведений: портрет, пейзаж, тематическая и историческая картины, анималистика и многие другие. Впервые сделан обзор поступлений последнего десятилетия в коллекцию галереи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Приморская картинная галерея; коллекция; комплектование; приморское искусство; живопись; графика; скульптура; прикладное искусство.
ABSTRACT
The article analyzes the experience of introducing interactive technologies in the practice of scientific and educational work of an art museum. The article considers the prerequisites for using such practices, pros and cons, relevance and prospects for their development in the Primorye State Art Gallery in 2014-2020. On the basis of a number of exhibition projects held in the gallery, the effectiveness of such forms of interaction with the audience is shown as the following: thematic video presentation, expansion of information carriers using QR codes, virtual reality cinema, elements of augmented reality, or AR, quests within the edutainment direction. The article also briefly presents the communication of employees of the Primorye State Art Gallery with the audience in social networks.
KEYWORDS:
Primorye State Art Gallery; collection; gathering; art of Primorye; painting; graphic arts; sculpture; applied arts.
В собрании Приморской картинной галереи представлены произведения западноевропейских мастеров, российских художников Х1Х-ХХ веков и, конечно, большая коллекция произведений приморских художников. И хотя открыта галерея была в 1966 году, начало комплектования коллекции приморского искусства было положено задолго до этого события1.
Еще в 1931 году во Владивостокском государственном областном музее был образован художественный отдел, на основе которого во второй половине XX столетия была выделена и образована Приморская картинная галерея. В 1966 году, вместе с произведениями русского и западноевропейского искусства XIV—начала XX веков, во вновь образованную галерею передается незначительное число работ приморских художников [5].
Ценность произведений первых трех десятилетий XX века, собранных еще в краеведческом музее, помимо них самих еще и в том, что они выявили круг художников, заложивших основания профессионального искусства в Приморье. Он оказался весьма обширным и разнообразным, а главные имена в нем — вольнослушатель Петербургской академии художеств Н. М. Штуккенберг, выпускник Дюссельдорфской академии художеств К. Н. Каль, ученик И. И. Шишкина — В. П Шешунов и ряд других. Среди переданных работ этого периода следует выделить также коллекцию произведений Н. М. Штуккенберга, работы К. Н. Каля, В. П Шешунова, И. Ф. Палшкова. Вольнослушатель Петербургской академии художеств, капитан дальнего плавания Николай Штуккенберг, «он одним из первых воплотил в живописи неповторимую красоту природы Дальнего Востока. Работы выпускника Дюссельдорфской академии художеств К. Н. Каля дают пример развития традиций импрессионистической живописи» [7, с. 105]. Произведения приехавшего в Россию по приглашению А. В. Луначарского, живописца и графика, получившего отличное европейское художественное образование сначала в Краковской Академии художеств а затем в Париже, Вацлава Пановского представляют соединение новейших живописных достижений французской школы и наивной лубочной формы и отличаются ярко выраженной творческой манерой. Удивительны были судьба и творчество И. Ф. Палшкова, также одного из первых художников Приморья, выпускника училища барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Он вместе с молодой женой оказывается в Приморье в драматичном 1918 году, активно включается в художественную жизнь, много творчески работает, преподает в различных художественных учреждениях. В мире он известен, в том числе, как замечательный энтомолог, обнаруживший и описавший два вида неизвестных в науке видов бабочек. Вместе
с В. П Шешуновым он внес основополагающий вклад в становление региональной школы пейзажа.
Новым этапом развития приморского искусства можно считать «образование творческого Союза художников во Владивостоке в 1938 г. <. .> Первая краевая выставка 1940 г. стала своеобразным отчетом о работе Союза. Некоторые произведения выставки, после ее завершения, пополнили фонды Приморского краевого музея им. В. К. Ар-сеньева. Важным событием было открытие Владивостокского художественного училища в 1944 г., которое долгое время оставалось единственным профессиональным учебным заведением на Дальнем Востоке. С 1950 г. произведения приморских художников заявляют о себе на выставках республиканского и всесоюзного ранга» [7, с. 105]. Именно в это время сформировалось поколение художников, составивших в будущем гордость приморского искусства,— Ю. С. Рачев, И. В. Ры-бачук, С. Ф. Арефин, К. И. Шебеко, А. В. Телешов, В. М. Медведский, М. И. Таболкин. Среди жанров преобладают тематическая картина, связанная с историей и с современностью Приморья, и пейзаж, в котором ведущее место принадлежит теме освоения Севера.
Работы приморских художников, переданные из областного краеведческого музея, в отдельности отражают начало творческого пути того или иного художника, а все вместе—становление разных видов приморского искусства: живописи, скульптуры, графики, причем последней в разных техниках: это пастель, черно-белая и цветная линогравюра, офорт и литография, акварель и темпера. Жанровый диапазон работ тоже достаточно широк — это портрет, пейзаж, тематическая и историческая картины, анималистика.
С открытием в 1966 году Приморской государственной картинной галереи подход к комплектованию коллекции приморского искусства стал планомерным и систематическим. В его основу лег принцип формирования полноценного и объективного документирования регионального художественного процесса: «Отражение художественной жизни Приморского края в общем контексте развития национальной культуры—такая задача стояла перед научными сотрудниками и первым директором галереи» [7, с. 106]. С выставок и из мастерских галереей приобретались лучшие произведения приморских художников. Целенаправленно было задано создание монографических коллекций не только ведущих мастеров края, но и молодых художников. Это был важный шаг, который, с одной стороны, способствовал развитию изобразительного искусства нашего края, а с другой — позволил галерее обрести свое неповторимое «лицо» в богатом спектре художественных музеев страны.
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
1
2
1. Н.М. Штуккенберг (1880-1938). Ледокол «Красин» во льдах.
1930-е годы. Холст, масло. ПГКГ. Инв. № Ж-279.
2. П.В. Любарский (1891-1968). Натюрморт с газетой «Правда».
1930-е годы. Холст, масло. ПГКГ Инв. № Ж-829.
3. П.В. Иванов (1905-1983).
В китайском театре.
1926.
Бумага, карандаш. ПГКГ Инв. № Г-1009.
1960-1970-е годы — один из замечательных периодов истории Приморской галереи. В искусстве Приморья в это время отмечается всплеск творческих поисков — практически во всех видах искусства отмечаются творческие достижения. Одновременно продуманная государственная политика по поддержке работы галерей позволяет пополнять собрание, это были плановые закупки
с персональных, городских и краевых выставок, из мастерских художников. Динамичному развитию регионального искусства во многом способствовало открытие в 1962 году Дальневосточного института искусств, первого в стране образовательного учреждения, соединяющего художественное, музыкальное и актерское искусство. Решающую роль в подготовке студентов-художников сыграли
3
выпускники высших художественных учебных заведений Москвы, Ленинграда. Как и во многих других регионах, в это время в Приморье складывается традиция организации межрегиональных выставок, художественная зона «Дальний Восток» объединила художников всех областей и краев большой территории. В это время о себе заявляют такие художники, как В. И. Бочанцев, Н. П. Жого-лев, В. Н. Доронин, В. А. Пончаренко. В их творчестве получает развитие тематическая картина, но с учетом новых, идейно-образных проблем и пространственно-пластических исканий.
Актуализация жанра портрета обновила его типологические и художественные формы. Философичность, неповторимость характеров, лиц способствовали утверждению в портрете нового образа, раскрывающего духовный мир портретируемого.
Постепенно складывается характерный для приморского искусства тип художника-путешественника. Тайга, океан, север Дальнего Востока, Курильские острова стали традиционными местами постоянной творческой работы И. В. Рыбачука, К. И. Шебеко, В. Н. Самойлова. Природа Камчатки, Чукотки, Сахалина, жизнь людей этих мест станут на долгие годы главными темами в творчестве приморских художников. Пейзажи таежной Сибири появляются в картинах В. И. Бочан-цева и Ю. А. Земскова. Лирическая линия развития пейзажного жанра заявляет о себе в работах М. И. Таболкина, М. В. Медведского, К. П. Коваля, в пейзажах Владивостока Ю. С. Рачева. В созданных приморскими художниками образах природы нашло выражение все многообразие видов и мотивов этого жанра.
Вторая половина 1960-х годов в приморском искусстве ознаменовалась таким явлением, как творческое объединение «Шикотанская группа». Ее участниками стали начинающие художники Владивостока и Уссурийска, а организатором и вдохновителем группы выступил московский живописец О. Н. Лошаков. Отныне творческой базой художников стал курильский остров Шикотан, его природа, а главной из задач было изображение современника как человека-труженика.
Безусловно, такая активная художественная жизнь в эти десятилетия положительно отразилась на комплектовании коллекции приморского искусства. Работы крупнейших художников этих лет стали основой значительной коллекции регионального искусства, тем самым утверждая понятие приморской школы. Среди работ, приобретенных галереей в 1970-е годы, хочется выделить следующие: «Первый патруль на Чукотке» (в 19702)3, «Северное сияние» (1973) К. И. Шебеко; «Молодой матрос» (1973), «Парпунер», «Чукотские октябрята» (обе 1976) И. В. Рыбачука; «Владивосток.
25 октября 1922 года» В. И. Бочанцева (1972); «Сейнера ночью» Н. П. Жоголева, «Весенний пейзаж» Ю. А. Земскова, «Подсолнухи» А. В. Ткаченко (все 1977). Плановые закупки проводились на средства, выделяемые Управлением культуры Приморского крайисполкома, по заявкам музея, с зональных, краевых, городских, персональных выставок или из мастерских. В закупочную комиссию тогда входили не только сотрудники галереи, но и ведущие художники. Так, после IV зональной выставки и выставки в Москве «Пейзажи Дальнего Востока» были закуплены для галереи живописные произведения К. И. Шебеко «Бухта Провидения», «Порт Находка», «Порт Владивосток», без которых сегодня невозможно представить монографическую коллекцию художника в собрании галереи.
Свою роль в формировании собрания приморского искусства играл художественный совет Приморского отделения Художественного фонда РСФСР. В разное время членами совета были ведущие приморские художники, совет занимался оценкой произведений, рекомендовал их для закупки в галерею. Приобретались портреты, пейзажи, натюрморты. В середине 1970-х годов в фонды галереи поступили первые работы художников-шикотанцев (А. И. Плешивцев, А. А. Усенко, В. А. Серов, Е. Н. Корж и другие), в последующие годы произведения художников этой группы галерея будет активно приобретать, что позволит в будущем сформировать коллекцию, целостно отражающую картину многолетнего творческого содружества художественного объединения.
Несмотря на то, что секция декоративно-прикладного искусства в Приморской организации Союза художников появилась только в 1978 году, первые коллекции прикладного искусства приморских художников в фондах галереи появились в конце 1960-х—начале 1970-х годов. Были приобретены: декоративные блюда «Юбилейное» (1969), «Тундра» (1972) О. П. Пригорьева, кофейный сервиз «Лотос» (1969) и чайный набор «Праздник Нептуна» (1972) Л. С. Песегова, кофейный сервиз «Декоративный» А. Ф. Архиереева и А. Р. Архиереевой (1972), чайный сервиз «Сказка моря» Н. А. Шаповалова (1972), декоративная ваза «Птицы» А. П Калюжного (1972) и другие предметы [7, с. 108]. В это же время галерея приобретает работы художников театра (Н. В. Дацко, Б. В. Локтина, Е. Д. Пыжова) — эскизы костюмов, декораций, макеты, которые легли в основу формирования раздела театрально-декорационного искусства в творчестве приморских художников. Параллельно формируются коллекции скульптуры (Н. П. Борисов, А. Я. Лапина), авторской и печатной графики (В. С. Чеботарев, В. И. Перасименко, С. П. Ясенков, Ф. П Зинатулин, Б. С. Лобас, И. А. Кузнецов). После выставки акварелей «Дальний Восток», которая состоялась
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
4. К.И. Шебеко (1920-2004). Первый патруль на Чукотке.
1969.
Холст, масло. ППКП Инв. № Ж-653.
5. И.В. Рыбачук (1921-2008). Молодой матрос.
1972.
Холст, масло. ППКП. Инв. № Ж-1829.
во Владивостоке в 1971 году, в числе работ, приобретенных с выставки, были и работы приморских авторов.
Еще один путь комплектования коллекции — это приобретение работ художников у наследников. У вдов художников были приобретены акварели В. М. Свиридова (1969), графические и живописные произведения М. М. Троценко (1978).
«Дирекция художественных фондов проектирования памятников МК РСФСР закупала работы художников с зональных и всесоюзных выставок и потом передавала на постоянное хранение в региональные музеи» [7, с. 108], так в картинную галерею поступило немало работ приморских авторов, без которых сегодня собрание приморского искусства было бы неполным.
Ведущую роль в комплектовании коллекции занимала и продолжает занимать безвозмездная передача (дар) художественных произведений от авторов, наследников, частных лиц.
В 1980-е годы, согласно плану комплектования, галерея целенаправленно приобретает произведения тех художников, что заявили о себе в 1960-1970-е годы, тем самым последовательно и цельно формирует монографические
разделы в коллекции приморского искусства. Палерея приобретает произведения художников как старшего поколения, так и тех, кто активно заявляет о себе на художественной сцене приморского искусства. Это «живописные произведения С. А. Литвинова, К. П. Коваля, Ю. А. Резниченко, Н. Е. Большакова, И. А. Ионченкова, В. А. Снытко, В. И. Лаханского, П. А. Омельченко, В. П. Ежко-ва, А. А. Пыркова, В. А. Камовского, А. Я. Матю-хина, Е. Т. Фомина, Н. П. Саунина, В. И. Семкина, Р. В. Тушкина, В. В. Яхненко, графические произведения П П Лагерева, В. А. Федорова, В. В. Цымба-ло, Е. Ф. Димуры, В. И. Олейникова, А. И. Кротова, Ю. А. Аксенова, П Л. Кунгурова, С. М. Черкасова, А. П. Заугольнова, произведения прикладного искусства А. П. Онуфриенко, Т. М. Сусловой, О. В. Калюжной, скульптура О. И. Сушковой, медали В. В. Бригаднова» [7, с. 108]. Произведения многих из них впервые были приобретены галереей в 1981 году4.
В 1970-1980-е годы сотрудники галереи стараются восполнить лакуны в формировании коллекции приморского искусства, проявляя особый интерес к художникам Владивостока, которые работали здесь в 1920-1930-е годы. Предпринимаются
The Art of Eurasia
No. 3 (18) 2020
6. А.А. Усенко (г.р. 1941). Чайки.
Холст, масло. ПГКГ Инв. № Ж-980.
7. В.А. Серов (г.р. 1938). Вечер. Курилы.
1973.
Оргалит, масло. ПГКГ. Инв. № Ж-1117.
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
8. С.Ф. Арефин (1922-2006). Макет к спектаклю «Ревизор» Н.В. Гоголя.
1979.
Дерево, бумага, ткань, картон.
ППКП Инв. № НВ-831.
9. О.П.Григорьев (1936-2013). Декоративное блюдо «Тундра».
1970-е годы. Шамот, глазурь, эмаль. ППКП. Инв. № ПР-124.
активные попытки поиска и приобретения работ этого периода. Большой удачей в этом плане стали встречные желания сотрудников галереи и московского художника Павла Владимировича Иванова (1905-1982). Покинув Владивосток в 1925 году и связав свою жизнь в будущем с Москвой, Иванов никогда не забывал о городе, где родился, учился, жил, познакомился с художниками, приобщившими его к искусству. «Рисунки, плакаты, акварели художников, которые жили и работали во Владивостоке в первые годы советской власти, Павел Владимирович начал собирать давно. "Вначале это было просто как личная память о своих учителях, а потом возникло желание рассказать об их жизни, судьбе людям. Работая в архивах и библиотеках, я убедился, какой большой вклад внесли эти люди в развитие искусства в Приморье",— вспоминал впоследствии Иванов5.
Он вел переписку с художниками (Вацлавом Фиалой, Еленой Афанасьевой, Василием Баталовым, Александром Степановым и др.), кропотливо собирал биографические данные о них, подбирал работы с целью последующей передачи их в музей Владивостока. <. > Коллекция поступила в ППКП в 1972 г. после масштабной выставки, которую П. В. Иванов организовал
в выставочных залах Приморского отделения СХ в августе того же года. Выставка была посвящена 50-летию освобождения Владивостока от интервентов и белогвардейцев, называлась "Художники Владивостока первых лет Советской власти", состояла из собранных художником рисунков, этюдов,
10. В.В. Яхненко (1947-2007). Будни путины. На рыбозаводе.
Холст, масло. ППКП Инв. № Ж-971.
эскизов, репродукций, фото и других документов 1918-1928 гг.» [6, с. 56-57]. Художник передал в дар 190 графических и живописных произведений6. Большую часть этого дара представляют работы художников, которые работали на Дальнем Востоке в 1910-1920-е годы (П. В. Любарский, И. М. Видин, Ж. Молло, П. И. Львов, В. А. Баталов, П. В. Иванов и др.). Ценными приобретениями этого времени стали три рисунка В. В. Пановского [4], выполненные художником в 1930-е годы, и живописный «Портрет Л. Н. Хемниц» работы К. Н. Каля [1], который является единственным известным нам на сегодня портретом в наследии художника.
Особого внимания заслуживают дары, сделанные галерее в 1980-е годы. Вдова художника М. И. Таболкина передала галерее 55 его живописных
произведений в 1987 году [3]. Дочь В. В. Пановского подарила галерее два графических автопортрета своего отца [2]. Также в эти годы поступали в дар работы от художников Шикотанской группы.
В сравнении с предыдущими десятилетиями, в 1980-е годы темпы комплектования коллекции приморского искусства постепенно снижаются, так, к середине десятилетия уменьшается количество закупок, все больше появляется даров. Меняется картина комплектования коллекции в конце 1980-х — 1990-е годы. С одной стороны, изобразительное искусство Приморья этого времени представляет собой яркий, интересный срез этого периода. Произведения художников творческих групп «Владивосток» (Ф. М. Морозов, А. А. Пырков, Ю. В. Собченко, Р. В. Тушкин, В. М. Шлихт, скульптор
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
11 13
12 14
11. В.И. Герасименко (1924-1991).
Уголок Владивостока.
1964.
Линогравюра. ППКП Инв. № П-78.
12. Э.В. Барсегов (г.р. 1940).
Дед и внуки.
1977. Баббит.
ППКП. Инв. № СК- 62.
13. М.И.Таболкин (1916-1982). Оттепель.
Холст, масло. ППКП. Инв. № Ж-767.
14. В.В. Пановский (1889-1937). Первое впечатление от Владивостока.
1928.
Холст, масло. ППКП. Инв. № Ж-198.
В. П Ненаживин) и «Штиль» (А. В. Камалов, В. И. Серов, Е. Е. Макеев, В. Н. Погребняк, И. Ф. Зинатулин, А. И. Ионченков, А. В. Куценко, С. В. Симаков) представляют нам новое искусство, с его образной метафоричностью, стилизацией, их работы по возможности приобретаются галереей и принимаются в дар7.
С другой стороны, в середине 1990-х годов было практически прекращено финансирование структуры комплектования галереи. Перестройка системы государства, изменившаяся социально-экономическая ситуация не могли не отразиться на деятельности музейной сферы. Практически
прекратилось комплектование произведений через закупку. Такая ситуация не позволила вести системное комплектование в галерее и способствовала тому, что очень важные и программные работы, созданные художниками в эти годы, оказались в частных или корпоративных коллекциях, в собраниях музеев, которые еще имели возможность приобретать произведения у художников. В коллекции же приморского искусства этого времени образовалась еще одна лакуна в региональной художественной истории, заполнением которой, по мере сил и возможностей, сотрудники галереи не перестают заниматься и сегодня, выявляя и восполняя эту часть собрания.
15. И.А. Ионченков (1933-1996). Весна Курильская.
1980.
Холст, масло. ПГКГ. Инв. № Ж-1308.
16. В.Н. Погребняк (г.р. 1956). Поехали.
2018.
Холст, акрил. ПГКГ. Инв. № Ж-2636.
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
17. Г.Л. Кунгуров (г.р. 1952). Поединок.
Иллюстрации к книге С. Цвейга
«Мария Антуанетта. Мария Стюарт».
1991.
Ксилография. ППКП Инв. № П-2421.
В начале 2000-х годов комплектование галереи идет в основном за счет даров, представляющих как творчество приморских художников старшего поколения, так и тех, кто заявил о себе интересными работами, избрав для себя путь в искусстве8. К 35-летию со дня основания галереи ее сотрудники обратились к художникам с предложением поздравить галерею, передав в дар по одной из своих работ. Многие откликнулись, в дар галерее было передано более ста произведений живописи, авторской и печатной графики, скульптуры, предметов прикладного искусства. Среди поступлений первого десятилетия этого периода особого внимания заслуживает безвозмездный дар наследников художника Ю. В. Собченко. Пале-рея получила более 800 произведений живописи и авторской графики. В 2006 году дочь художника Н. Л. Кощевского (1901-1966), проживающая в Санкт-Петербурге, передала в дар галерее большую коллекцию живописных и графических работ отца, ранее произведений этого художника в галерее
не было, его имя связано не только с Владивостоком, но и с Китаем, где художник вел активную выставочную и преподавательскую деятельность.
Действительно, «преемственность традиций и методов позволила коллективу Приморской картинной галереи вести грамотное комплектование коллекции на протяжении многих лет» [7, с. 113]. В жанровой характеристике собрания приморского искусства приоритетным является пейзаж, во всех его разновидностях: морской, городской, сельский, значимое место занимает портрет, в отдельную группу можно выделить натюрморт. Пока в собрании приморского искусства «слабо представлена тематическая картина, периода 1940-1950-х годов. <.. .> наиболее полной по содержанию и качеству является группа произведений, определенная хронологическими рамками 1960-1980-х годов» [7, с. 111].
Не менее важной задачей является восполнение лакун развития приморского искусства 1920-1930-х годов. Примером могут служить
The Art of Eurasia
No. 3 (18) 2020
18. Н.А. Мазуренко (1916-1982). Владивосток. Порт.
Картон, пастель. ПГКГ. Инв. № Г-66.
19. С.М. Черкасов (г.р. 1948). Натюрморт
с пеленгасом.
1995.
Картон, акрил. ПГКГ. Инв. № Ж-1614.
установленные связи с наследниками художника В. А. Баталова9.
Его внучка, в настоящее время проживающая в Санкт-Петербурге, передала в дар галерее 14 произведений художника (2009, 2011), среди которых не только произведения раннего периода, но и позднего, когда художник навсегда оставил Владивосток и поселился в Чебоксарах. Поистине уникальным событием в комплектовании этого периода приморского искусства является обретение трех работ Карла Николаевича Каля10.
Его работы иногда появлялись на европейских аукционах, и сотрудники галереи знали об этом, одновременно понимая, что у галереи нет финансовой возможности приобрести их. Тем неожиданнее было обращение в галерею в 2014 году госпожи Рейко Такахаси Ирино из Японии с намерением сначала узнать какие-либо сведения о жизни и творчестве художника, а потом, получив от сотрудников галереи информацию о важности этого мастера в составе коллекции приморского искусства, предложить галерее передать картину в дар. Позже, когда работа прибыла в Россию вместе с ее владелицей, удалось узнать, что в Японии
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
20. В.И. Олейников (г.р. 1944).
Свет пришедшей весны.
2018.
Бумага, акварель. ПГКГ. Инв. № Г-3092.
21. О.Г. Калюжная (г.р. 1949). Декоративная композиция «Морской мотив. Рыба-камбала». 2009.
Керамика, глазурь, жидкое золото, лепка. ПГКГ. Инв. № ПР-463/6.
есть еще два полотна этого художника. Все вместе они были приобретены во Владивостоке и вывезены в Японию в конце 1920-х годов. Там картины были поделены между наследниками, помимо вышеуказанной работы, еще одна находилась в семье, местонахождение третьей установить не удалось. Позже, в 2018 году, оставшееся в японской семье произведение было приобретено галереей. Примерно в это же время в галерею обратился московский коллекционер с предложением продать находящуюся у него работу Каля. Она была приобретена в 2019 году. Таким образом, за несколько лет галерея обрела три пейзажа художника.
За последнее десятилетие в коллекцию были переданы в дар и приобретены от наследников произведения А. П. Заугольнова (более 200 графических работ, 2015), А.Я. и Т. Г Матюхиных (более 40 живописных работ, 2016-2018), В. С. Чеботарева (более 300 графических и живописных работ, подготовительных рисунков и иллюстраций, 2019)11.
В 2020 году дочь и наследница художника В. Н. Старовойтова безвозмездно передала в дар галерее более 250 графических и живописных произведений отца, а также его архив12.
Галерея не только получает работы в дар от наследников, но и прикладывает все усилия к приобретению работ приморских художников как у наследников, так и у ныне здравствующих авторов. Несмотря на то, что статья на комплектование фондов давно отсутствует в бюджете галереи,
регулярные приобретения осуществляются за счет спонсорских или собственных средств из внебюджетных источников. Так, за последние пять лет было приобретено более 230 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Это произведения В. А. Камовского, О.Г и А. Г Калюжных, Е. Е. Макеева, А. В. Селиванова, Г Л. Кунгурова, И. И. Бутусова, С. Д. Горбачева, Ф. М. Морозова,
B. И. Олейникова, И. Ф. Зинатулина, А. И. Иончен-кова, В. Н. Погребняка и других.
В формировании собрания приморского искусства четко выявлена сложившаяся в галерее еще в ранний период линия комплектования «коллекция в коллекции», где художник представлен разными периодами его творчества. Некоторые их них отличаются особой полнотой. Монографический статус имеют коллекции произведений Н. М. Штуккенберга (1880-1937), К. Н. Каля (18731938), И. В. Рыбачука (1921-2008), К. И. Шебеко (1920-2004), М. И. Таболкина (1916-1982), В. И. Бо-чанцева (1932-1975), Ю. В. Собченко (1937-2001), Р. В. Тушкина (1924-2006), В. С. Чеботарева (19282018), А. Я. Матюхина (1942-2016), А. П. Заугольнова (1938-2014), В. Н. Старовойтова (1927-2007),
C. А. Литвинова (1931-2005) и других.
Коллекция приморских художников планомерно продолжает комплектоваться, она изучается, пополняется, в научный оборот вводятся ранее неизвестные мастера приморского искусства, формируется раздел молодых художников, уже ярко заявивших о себе в проектах. В силу
возможностей заполняются лакуны исторической части собрания, поддерживаются постоянные контакты с современными авторами. Вне сомнений, коллекцию регионального искусства в Приморской государственной картинной галерее можно смело отнести к интереснейшим музейным собраниям России.
Примечания
1. Приморская краевая картинная галерея (1966-2004), с 2004 — Приморская государственная картинная галерея.
2. Здесь и далее указан год поступления в коллекцию Приморской картинной галереи.
3. Архив Приморской государственной картинной галереи (Архив ППКП). Здесь и далее при ссылках на Архив ППКП имеются в виду акты на поступление и постоянное хранение в Приморскую картинную галерею экспонатов 1966-1967, 1968, 1969, 1970, 1972-1973, 1974-1975, 1976-1977, 19781979, 1980, 1981, 1982, 1983-1984, 1985-1986, 1987, 1988-1989, 1990, 1991-1992, 1993-1994, 1995-1996, 1997, 1998-1999, 2000, 2001-2002, 2003-2004, 2005-2006, 2007, 2008-2009, 2010, 2011-2012, 2013-2014, 2015-2016, 2017-2018, 2019-2020 годов.
4. Архив ППКП
5. Архив ППКП Письмо П. В. Иванова к А. Е. Степанову от 20.01.1970 г.
6. Дарственная П. В. Иванова не сохранилась. Работы с 1972 по 1988 г. находились на временном хранении в ППКП В 1988 г. протоколом фондово-закупочной комиссии ПКП № 9 от 07.09.1988 работы приняты на постоянное хранение и распределены по фондам. В основной фонд вошло 117 предметов, в научно-вспомогательный — 73.
7. Архив ППКП
8. Архив ППКП
9. В. А. Баталов, художник, педагог. Жил
и работал во Владивостоке в 1910-1920-е годы. Организатор частной художественной студии. Внучка В. А. Баталова П В. Митина в настоящее время живет в Санкт-Петербурге.
10. Архив ППКП
11. Архив ППКП
12. Архив ППКП
№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767
Литература
о см о см
1. Архив Приморской государственной картинной галереи. Выписка из Протокола фондово-закупочной комиссии ПКГ от 04.12.1987.
2. Архив Приморской государственной картинной галереи. Дарственная Н.В. Пановской от 11.07.1987.
3. Архив Приморской государственной картинной галереи. Дарственная Т.Ф. Таболкиной от 18.05.1987.
4. Архив Приморской государственной картинной галереи. Протокол фондово-закупочной комиссии ПКГ от 22.10.1987 № 9.
5. Архив Приморской государственной картинной галереи. Акт передачи экспонатов от 28.10.1966.
6. Даценко А.А. Графика И.М. Видина из коллекции П.В. Иванова в собрании Приморской государственной картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 1. С. 56-59.
7. Даценко А.А. Комплектование коллекции произведений приморского искусства в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 104-111.
References
<D 1. Archive of the Primorye State Art Gallery. Extract from the Protocol of the Primorye Art Gallery's fund-purchasing commission
"g dated 04.12.1987. (In Russian).
® 2. Archive of the Primorye State Art Gallery. Donation of N. V. Panovskaya from 11.07.1987. (In Russian).
q, 3. Archive of the Primorye State Art Gallery. Donation of T.F. Tabolkina dated 05.18.1987. (In Russian). <D
4. Archive of the Primorye State Art Gallery. The Protocol No. 9 of the Primorye Art Gallery's fund-purchasing commission dated 10.22.1987. (In Russian).
5. Archive of the Primorye State Art Gallery. The act of transferring the exhibits from 10.28.1966. (In Russian). "O 6. Datsenko A.A. Grafika I.M. Vidina iz kollektsii P.V. Ivanova v sobranii Primorskoi gosudarstvennoi kartinnoi galerei
[Graphics I.M. Vidin from the collection of P.V. Ivanova in the collection of the Primorye State Art Gallery]. Gumanitarnye issledovaniya v % Vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke — Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East, 2008, No. 1, pp. 56-59. (In Russian).
Í2 7. Datsenko A.A. Komplektovanie kollektsii proizvedenii primorskogo iskusstva v sobranii Primorskoi kartinnoi galerei
E [Acquisition of the collection of works of seaside art in the collection of the Primorye Art Gallery] // Gumanitarnye issledovaniya v
"§ Vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke — Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East, 2013, No. 2, pp. 104-111. (In Russian).
(O
о
CM
© ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Даценко Алена Алексеевна — искусствовед, директор,
g Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация.
© Член ВТОО «Союз художников России», Ассоциации искусствоведов, Международного совета музеев (ICOM), почетный консультант Художественного музея г. Нинбо (Китай). E-mail: [email protected]
х
ф
с ABOUT AUTHOR: Dаtsenko, Alena Alekseevna — Art historian, Director, Primorye State Art Gallery, Vladivostok,
{3 Russian Federation. Member of the Union of Artists of Russia, the Association of Art Critics, the International
с Council of Museums (ICOM), honorary consultant of the Art Museum of Ningbo (China). E-mail: [email protected]
то
H
TO
4
Для цитирования
For citation:
Даценко А.А. Пути комплектования коллекции приморского искусства в собрании Приморской картинной галереи // Искусство Евразии [Электронныйжурнал]. 2020. № 3 (18). С. 41-56. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.004. URL: https://eurasia-art. ru/index.php/art/article/view/89
Dаtsenko A.A. The ways of gathering of the art works of Primorye in the funds of Primorye State Art Gallery. Iskusstvo Evrazii - The Art of
Eurasia, 2020, No. 3 (18), pp. 41-56. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.004.
Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/89 (In Russian).