Научная статья на тему 'МОТИВЫ ИСКУССТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА'

МОТИВЫ ИСКУССТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ ГРИГОРЬЕВ / ВЛАДИВОСТОК / ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / КЕРАМИКА / МОТИВЫ ИСКУССТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова Людмила Ивановна

Статья посвящена творчеству известного приморского художника Олега Петровича Григорьева (1936-2013) - живописца, графика, керамиста, дизайнера, педагога. Исследуется интерпретация мотивов искусства коренных народов Дальнего Востока в произведениях художника. В статье использованы материалы из архива КГАУК «Приморская государственная картинная галерея», приведены сведения о коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIFS OF THE ART OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE FAR EAST IN THE WORKS OF OLEG GRIGORIEV

The article is devoted to the work of the famous Primorye artist Oleg Petrovich Grigoriev (1936-2013) - painter, graphic artist, ceramist, designer, teacher. The interpretation of the motifs of the art of the indigenous peoples of the Far East in the works of the artist is investigated. The author uses materials from the archive of the Primorye State Art Gallery, provides information about the collection.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ИСКУССТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА»

V » . V- , - щ , , » ' S

¡> :" -hl*1* ' ■ . VÜsr-U>

* - - -, Ч.Г ' '-t-'t '

- ' Щ

> : — ; ■■ к . Г ' ""Г: "Ч ;

i

г

■ , - ' , л

ÍV: ' К.' ' . Ч- V.' » i.

'•••"•aS

к' '' ' ...'.. -t. ,r.... ? îsc -h ife^^j

DOI: 10.17516/2713-2714-0006 УДК 7.07

MOTIFS OF THE ART OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE FAR EAST IN THE WORKS OF OLEG GRIGORIEV

Varlamova Ludmila Ivanovna

Primorye state art gallery Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the work of the famous Primorye artist Oleg Petrovich Grigoriev (1936-2013) - painter, graphic artist, ceramist, designer, teacher. The interpretation of the motifs of the art of the indigenous peoples of the Far East in the works of the artist is investigated. The author uses materials from the archive of the Primorye State Art Gallery, provides information about the collection.

Keywords: Oleg Petrovich Grigoriev; Vladivostok; Primorye State Art Gallery; painting; graphics; ceramics.

Citation: Varlamova, L.I. (2022). MOTIFS OF THE ART OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE FAR EAST IN THE WORKS OF OLEG GRIGORIEV. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal' nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 46-53.

Л. И. Варламова

Приморская государственная картинная галерея Владивосток, Российская Федерация

МОТИВЫ ИСКУССТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА

Статья посвящена творчеству известного приморского художника Олега Петровича Григорьева (1936-2013) - живописца, графика, керамиста, дизайнера, педагога. Исследуется интерпретация мотивов искусства коренных народов Дальнего Востока в произведениях художника. В статье использованы материалы из архива КГАУК «Приморская государственная картинная галерея», приведены сведения о коллекции.

Ключевые слова: Олег Петрович Григорьев; Владивосток; Приморская государственная картинная галерея; живопись; графика; керамика; мотивы искусства коренных народов.

В феврале-апреле 2022 года ретроспективная выставка «Олег Григорьев. Грани таланта» в Приморской государственной картинной галерее представила вниманию зрителей около ста произведений мастера из фондов галереи, коллекции семьи и частной коллекции Олега Анатольевича Батухтина. В масштабном материале, продемонстрировавшем творчество художника за несколько десятилетий, отчетливо проявилась линия, связанная с культурой и искусством коренных народов Дальнего Востока.

Прежде чем говорить собственно об этой линии, следует представить О.П. Григорьева в целом как личность масштабную и многогранную. Олег Петрович Григорьев (26.02.1936 - 25.11.2013) был живописцем, графиком, керамистом, дизайнером, педагогом. Коренной житель Приморья, он всю жизнь работал во Владивостоке. В школьные годы учился в художественной студии краевого Дома пионеров у Владимира Николаевича Самойлова, затем во Владивостокском художественном училище (1952-1957, мастерская К.И. Шебеко) и Дальневосточном педагогическом институте искусств на живописном факультете в первом выпуске (1962-1967, мастерская В.А. Гончаренко) [3].

В 1960-1970-е годы, работая художником первой категории на Артемовском опытно-экспериментальном и Владивостокском фарфоровых заводах, Олег Петрович стоял у истоков приморского фарфора. Посещал Спасский керамический завод в период его активной работы до 1990-х годов. В художественных и художественно-промышленных выставках всех рангов участвовал с 1969 года.

«С фарфоровым заводом у Григорьева связь особая. Еще в студенческие годы он всерьез заинтересовался керамикой, а когда пришел на завод, то все процессы, начиная от замеса, обжига и кончая выпуском готовых изделий, изучал со скрупулезной дотошностью. Потому-то его кувшины, вазы, сервизы поистине филигранны, исполнены грациозной пластики. Его великолепная керамика побывала на выставках в московском "Манеже", в Японии, Германии, Канаде», - писал журналист Валерий Денисов [5].

В 1994 году О.П. Григорьев, живописец по образованию (в Приморском крае не было возможности получить профессиональное образование по направлению декоративно-прикладного искусства в учебном заведении: соответствующих специальностей не было во Владивостокском

художественном училище и Дальневосточном государственном институте искусств), был избран членом правления Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», ответственным за развитие декоративно-прикладного искусства в крае.

С 1974 по 2009 год О.П. Григорьев преподавал рисунок, живопись, композицию во Владивостокском художественном училище, подготовив восемь выпусков. В 2007 году стал автором идеи и первооткрывателем большого цикла выставок «Учитель и ученики» в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева (ныне Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева), на которых экспонировались произведения художников-педагогов Владивостока и их учеников [4].

О своем творческом методе Григорьев говорил: «"Мне нравится видеть вещи в беспорядке, находить красоту в обыденном". Этому принципу он следовал и в преподавательской работе, считая главным воспитание у молодежи хорошего вкуса и трудолюбия», - вспоминает жена Олега Петровича, художник театра Людмила Александровна Тимофеева [5].

О. П. Григорьев. Тундра.

Декоративное блюдо. 1972. Шамот, эмаль, глазурь. 8x54

Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)

O. P. Grigoriev. Decorative dish "Tundra". 1972. Chamotte, enamel, glaze. 8x54

Primorye State Art Gallery (Vladivostok)

О. П. Григорьев. Семья оленей. Декоративное блюдо. 1969. Майолика, глазурь. 6x42,2

Приморская государственная картинная галерея (Владивосток)

O. P. Grigoriev. Decorative dish "Family of deer". 1969. Majolica,

6x42,2

Primorye State Art Gallery (Vladivostok)

Он внес много нового в процесс обучения: в 1974 году, например, одним из первых стал работать в технике бумагопластики с дизайнерскими композициями и давал задания студентам. Это были интересные упражнения на цвет, форму, композицию в макетировании интерьеров, рекламы, вывесок. Многочисленные ученики мастера сегодня успешно работают по всей России, от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Олег Петрович всегда много и охотно учился. В 1990 году работал на Академической даче им. И.Е. Репина, старейшей творческой даче Союза художников СССР. Мастерство педагога совершенствовал в Москве, в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Как истинный художник, О.П. Григорьев получал впечатления в путешествиях. Он побывал во многих городах России и европейских стран. Был в Париже, где посетил Лувр, Музей д'Орсе и Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. В 1980-е обратился к исследованию творчества классиков модернизма Сезанна, Матисса, Пикассо, Модильяни и других. Его многогранное искусство обогатилось синтезом разных стилистических направлений [5].

Со второй половины 1980-х годов Олег Григорьев, становление которого проходило в советской художественной школе, вошел во владивостокский андеграунд. Его хорошо знали в кругах ценителей современного искусства. Он общался с авторитетными и известными художниками творческой группы «Владивосток» (Александр Пырков, Виктор Шлихт, Юрий Соб-ченко, Рюрик Тушкин, Виктор Федоров, скульптор Валерий Ненаживин), впервые представившей во Владивостоке на выставке 1988 года авангардное крыло изобразительного искусства края в Приморской государственной картинной галерее.

Хотя членом и участником выставок группы «Владивосток» О.П. Григорьев не стал, мастера этого объединения относились к нему с большим уважением. Он дружил с А. Пырковым и особенно с Ю. Собченко, другом и единомышленником. Они вместе постигали и применяли на практике идеи и принципы модернистских течений ХХ века, знакомили с ними студентов и коллег.

С начала 1990-х годов О.П. Григорьев участвовал во всех значимых выставках галереи современного искусства «Артэтаж» (ныне Центр современного искусства «Артэтаж» во Владивостоке). Там состоялась одна из персональных выставок мастера, совместная с выставкой работ его учеников (пейзаж «Переулок Светлан-ский», 1981, оргалит, масло, 45,5x59,5, хранится в фондах «Артэтажа»).

«Олег Петрович - очень вдумчивый художник. В его работах нет ничего лишнего, они предельно лаконичны, чем и прекрасны», - говорит Олег Батухтин, один из первых учеников мастера, учившийся у него во Владивостокском художественном училище во втором выпуске [6].

О.П. Григорьев любил шутку и понимал юмор. Поэтому кто-то из студентов каждого выпускного курса делал на него шарж и дарил ему. А он взял и сделал шарж на самого себя. В «Автопортрете» (1994, собственность Л. А. Тимофеевой) художник изобразил себя в любимом пиджаке, красной водолазке, черном берете, с которым почти никогда не расставался, в очках, с седыми волосами до плеч, в «пикассовской» манере. Сохранив в зрелом возрасте юношеский романтизм, он с грустной иронией смотрит на себя и для коллажа выбирает клочок газеты со словами известной советской песни: «Нет у революции начала, нет у революции конца...».

В 1998 году «Автопортрет» экспонировался в галерее современного искусства «Артэтаж» на выставке «110 автопортретов», представившей зрителю автопортреты почти всех известных приморских художников. «Участвовать в подобной выставке согласится не каждый. Ведь на общем фоне все видно. кто умеет рисовать, кто "косит" под абстракцию, кого раздувает от чванства, а кто и на себя смотрит с иронией», -писал журналист Дмитрий Климов в статье «Художников знакомые (и незнакомые) черты» [8].

К мотивам искусства коренных народов Дальнего Востока обращались многие дальневосточные мастера. Большинство из них, в отличие от О.П. Григорьева, оставаясь верными традициям академического художественного образования, тяготело к повествовательности и безукоризненной этнографической точности изображения жизни коренных народов Приамурья и Приморья. Историко-этнографическая тема была ведущей в творчестве народного художника РСФСР Геннадия Дмитриевича Павли-шина из Хабаровска и заслуженного художника РФ, национального удэгейского художника из Приморья Ивана Ивановича Дункая (19522017).

В творчестве Олега Григорьева мотивы искусства коренных народов Дальнего Востока появились в 1960-е годы. Об этом свидетельствует роспись по фарфору, созданная им на чайно-ко-фейном сервизе «Красный Север», со стилизованным до символического знака изображением чумов и фигур аборигенов дальневосточного Севера (автор формы Алексей Семенович Пе-сегов, 1967, Артемовский опытно-экспериментальный фарфоровый завод, 7 предметов). Сервиз хранится в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и в период с октября 2021 по февраль 2022 г. экспонировался на выставке «Господин Фарфор».

«Олег Петрович всю жизнь трепетно относился к этнографии, особенно к жизни малых народов, населявших Приморский край», -вспоминает Людмила Александровна Тимофеева [6]. Он зачитывался книгами путешественника, исследователя Дальнего Востока, географа, этнографа и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева, 150-летие со дня рождения которого широко отмечается в 2022 году. Со студенческих лет Олега Григорьева всегда интересовала самобытная культура коренных народностей

Приморья - удэгейцев, нанайцев, тазов, их быт и общий уклад жизни, включая верования.

«Известно: если мечтать о чем-то и хотеть чего-то сильно-сильно, это обязательно сбудется. Вот так и Олег Григорьев хотел рисовать Приморье и воплотил свою мечту в работах, ставших итогом его многодневной экспедиции "Тропою Арсеньева. 90 лет спустя". В ней вместе с членами Географического общества художник побывал в 1994 году. Трехнедельный путь завершился серией картин, главными акцентами которых стали темы, отражающие местный этнографический колорит...», - пишет журналист Марина Замирова в статье «Цвет, пластика и лаконизм Олега Григорьева» [6].

Долгий поход по тропе первопроходца дебрей Уссурийской тайги завершился созданием около 30 набросков, эскизов и этюдов [2], которые трансформировались в серию графических листов «Древние лики» и керамику. В них отразилась вереница незабываемых впечатлений мастера от общения с аборигенами Уссурийской тайги, красоты мест их обитания и местный этнографический материал: маски, одежда и ритуальная скульптура шаманов, тотемы животных, растений, птиц.

Первым откликом на путешествие стала выставка «Цветы тропы Арсеньева», экспонировавшаяся в фойе владивостокского кинотеатра «Уссури» в 1995-1996 годах. Большая персональная выставка 2005 года в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева носила более короткое название -«Тропою Арсеньева». В пейзажах, жанровых картинах и портретах ее экспозиции с большой силой выразилась любовь художника к родному краю. Часть произведений вошла в фонды музея.

В 2016 году выставка «Тропою Арсеньева» состоялась в поселке Кавалерово, где О.П. Григорьев много лет курировал Детскую школу искусств, проводя творческие встречи и мастер-классы для учащихся. Там преподавали его ученики Олег Батухтин и Ольга Литовчен-ко [5]. История Кавалеровского района тесно связана с жизнью и деятельностью Владимира Клавдиевича Арсеньева, особенно с его первой экспедицией по территории Северного Приморья в 1906 году [1]. После окончания выставки Людмила Александровна Тимофеева передала в дар Кавалеровскому краеведческому музею две графические работы Олега Петровича из серии

О. П. Григорьев. 1998.

Фото С. В. Кирьянова

O. P. Grigoriev. 1998.

Photo by S.V. Kiryanov

«Древние лики» [6]. Кавалеровская картинная галерея получила картину «Духи Приморья». В декабре 2021 года она стала камертоном выставки произведений приморских художников и фотографов «По маршруту В.К. Арсеньева», открывшейся в ее залах к 115-летию первой экспедиции В.К. Арсеньева [1].

В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится 11 работ О.П. Григорьева. Восемь из них в разных материалах (шамот, майолика, фарфор) представляют керамику, закупленную управлением культуры Примкрайисполкома в 1970-1980-е годы. Это декоративные панно, блюда и тарелки преимущественно на тему истории и культуры коренных народов Дальнего Востока [3].

Декоративное блюдо «Тундра» создано на Владивостокском фарфоровом заводе в 1972 году. Здесь на разноцветном фоне, напоминающем северное сияние, в рост изображена чук-

чанка с поднятой вверх рукой. Она одета в длинную коричневую кухлянку с орнаментом. Левее нее - вертикальный орнамент красного цвета. Справа - маленький желто-зеленый трактор. Небо сине-голубое, с облаками. Внизу по краю орнамент, напоминающий наконечники стрел.

Керамическое панно «Женьшень», созданное на Владивостокском фарфоровом заводе в 1971 году, - дар О.П. Григорьева Приморской государственной картинной галерее. Сюжет его полихромной росписи связан с обрядом поклонения удэгейцев духу обожествленного растения - женьшеня. Форма панно выполнена в виде плоской фигуры широколицего человека с азиатским разрезом глаз, одетого в халат с традиционным удэгейским волнообразным орнаментом. Стоя на коленях и прижимая руки к груди, он смотрит на ярко-красные плоды женьшеня, возвышающиеся над высоким стеблем с зелеными листьями. Над его головой - магический родовой знак.

На зеркале декоративного блюда «Семья оленей», созданного в 1969 году на Артемовском опытно-экспериментальном фарфоровом заводе, изображены два оленя бордового цвета с оранжево-красными рогами и светлыми пятнами на теле. У их ног лежит маленький олененок. Слева и справа - вьющиеся ветви лимонника с темно-красными ягодами. Фон блюда - терракотовый. Основой верований удэгейцев и нанайцев было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир - живой, наполненный духами и душами. Они считали их хозяевами гор, тайги, воды и огня. Среди особо почитаемых животных были сильные звери: тигр, медведь, лось, выдра, касатка. Оленей чтили за мирный характер. Китайцы называли пятнистого оленя «олень-цветок» за изящество и красоту.

Не только керамика, но и декоративная живопись О.П. Григорьева - оригинальное явление в приморском изобразительном искусстве. Он писал этюды Подмосковья, окрестности Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца России, но прекраснее малой родины для него не было ничего. Путешествуя по островам и тайге Приморья, черпая свои темы из родной природы, он упорно искал свой путь развития.

«Олег Петрович вырос в пригороде Владивостока. С детства ему запомнились два неограниченных пространства - лес и море. Проникая в природу цвета, художник с успехом работал

О. П. Григорьев. Одинокое стойбище. 2003. Холст, масло. 50x70

Собственность Л. А. Тимофеевой (Владивосток)

O. P. Grigoriev. A lonely camp. 2003.

Oil on canvas. 50x70

Property

of L. A. Timofeeva (Vladivostok)

в керамике, графике, дизайне. Но прежде всего Григорьев живописец. Именно живопись - тот стержень, который объединяет все остальное. Основой притягательности его работ является духовность изображаемого, которая отличает традиции русского искусства. Прирожденный колорист, он обладал способностью выражать красоту природы и предметного мира при помощи сложнейшей цветовой гаммы, внешне неброской, но эмоционально насыщенной», - говорит Л. А. Тимофеева [9].

Олег Петрович почти всегда работал с натуры, сразу предельно обобщая найденный мотив. Писал быстро, увлеченно. Как живописцу, ему было интереснее рисовать не деревенские домики или облака, а экспериментировать с цветом. В картинах О.П. Григорьева, построенных на контрастах тона и цвета, нет точного следования натуре.

Приморские пейзажи, умиротворенные и спокойные, овеяны светом нежной любви мастера к своему краю. Зима и осень были для него любимыми временами года. Этюд «Седанка. Первый снег» написан в 1990 году в пригороде Владивостока. Небо здесь высокое и холодное. Колорит - светлый, бело-голубой. О.П. Григо-

рьев любил писать белое на белом, в разной тональности. В этюде нет ярких, буйных красок, есть тихое любование миром, негромкая, душевная красота.

«Каждая из работ Олега Григорьева вызывает полет фантазии, цепь ассоциаций, в которые вплетаются наши зрительские мысли и чувства. Ясно, что мы встретились с большим мастером, плененным истинным творчеством, и сами попали под обаяние его таланта», - пишет Валерий Денисов [5].

Трудно определить, какому виду искусства О.П. Григорьев отдавал предпочтение - живописи, графике, дизайну или керамике. Все у него было взаимосвязано, все влияло друг на друга. Сам он считал себя живописцем. Живопись стала центральной линией его творчества, а главной темой - природа как естественная среда проживания человека. Эта неразрывная связь с природой была характерна для коренных народов Приморья. Не отбрасывая многочисленных модернистских изысков, но и не преклоняясь перед ними, он уважительно относился к традициям реализма, считая, что в искусстве это основа основ.

Примечание

Основные выставки:

1969, 1974, 1985, 1990 - III, IV, VI, VII Зональные художественные выставки «Советский Дальний Восток» (Улан-Удэ, Владивосток, Якутск);

1971 - «Художники Урала, Сибири и Дальнего Востока», Москва;

1972 - «Урал, Сибирь, Дальний Восток», Москва;

1979 - «Мы строим БАМ», Республиканская выставка произведений художников РСФСР, Улан-Удэ;

1990 - групповая выставка произведений приморских художников в Японии;

2000, 2003, 2005, 2007 - II, III, IV, V Владивостокские биеннале визуальных искусств, Владивосток;

2008, 2013 - «Декоративно-прикладное искусство Приморья», юбилейные выставки, к 30-летию и 35-летию секции ДПИ Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», Владивосток;

2011 - «Парафраз», выставка к 75-летию со дня рождения, совместная с Л.А. Тимофеевой, Владивосток;

2015 - выставка памяти О.П. Григорьева, Владивосток;

2022 - «Олег Григорьев. Грани таланта», Владивосток.

Литература

1. Бухарова, О. В экспозициях - экспедиции // Авангард: общественно-политическая газета Кавалеров-ского района. - Кавалерово, 2022. - 6 янв. - С. 3-4.

2. Горда, Т. Тропою Арсеньева // Авангард: общественно-политическая газета Кавалеровского района. - Кавалерово, 2016. - 27 апр. - С. 3 : фот.

3. Григорьев, О.П. // Приморская государственная картинная галерея : архив.

4. Денисов, В. Дороги свои, дороги разные // Утро России. - Владивосток, 2007. - 5 июля. - С. 6, 11.

5. Денисов, В. Тропою искренней любви // Утро России. - Владивосток, 2005. - 10 марта. - С. 6, 11.

6. Зимирева, М. Цвет, пластика и лаконизм Олега Григорьева // Пульс - Северное Приморье (Кавале-ровский район). - Кавалерово, 2016. - 20 апр. - С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зотова, О. [Вступ. ст.] // Приморская организация Союза художников России. 70 лет. 1938-2008 / авт. текста и сост. О.И. Зотова. - Владивосток : Рубеж, 2008. - С. 5-48.

8. Климов, Д. Художников знакомые (и незнакомые) черты // Океанские вести. - Владивосток, 1998. - Июнь. - С. 36-37.

9. Олег Григорьев. Людмила Тимофеева : буклет. -Владивосток : Лит, 1997. - 20 с.

References

1. Buxarova O. V e" kspoziciyax - e"kspedicii [Expeditions are in the expositions]. Avangard: obshhestvenno-politicheskaya gazeta Kavalerovskogo rajona. Kavalerovo, 2022, 6 Januar, pp. 3-4.

2. Gorda T. Tropoyu Arsen" eva [Walking along Arsenyev's path]. Avangard: obshhestvenno-politicheskaya gazeta Kavalerovskogo rajona. Kavalerovo, 2016, 27 April, pp. 3.

3. Grigor"ev O. P. Primorskaya gosudarstvennaya kartinnaya galereya: arxiv [The archive of the Primorye State Art Gallery].

4. Denisov V. Dorogi svoi, dorogi razny"e [Our roads, different roads]. Utro Rossii. Vladivostok, 2007, 5 July, pp. 6, 11.

5. Denisov V. Tropoyu iskrennej lyubvi [Walking along the path of a true love]. Utro Rossii. Vladivostok, 2005, 10 March, pp. 6, 11.

6. Zimireva M. Czvet, plastika i lakonizm Olega Grigor'eva [Oleg Grigoryev's light, plastics and laconism]. Pul's - Severnoe Primor'e (Kavalerovskij rajon). Kavalerovo, 2016, 20 April, pp. 7.

7. Zotova O. Vstup. st. Primorskaya organizaciya Soyuza xudozhnikov Rossii. 70 let. 1938-2008 [The introduction. Primorye regional brunch of the Union of the Artists of Russia. 70th anniversary 1938-2008]. Compiler O. I. Zotova. Vladivostok, Rubezh, 2008, pp. 5-48.

8. Klimov D. Xudozhnikov znakomy'e (i neznakomy'e) cherty' [The familiar (and unfamiliar) features of artists]. Okeanskie vesti. Vladivostok, 1998, July, pp. 36-37.

9. Oleg Grigor'ev. Lyudmila Timofeeva: buklet [Lyudmila Timofeeva: booklet]. Vladivostok, Lit, 1997, 20 p.

Об авторе

Варламова Людмила Ивановна - член ВТОО «Союз художников России», заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи, Владивосток E-mail: [email protected]

Varlamova Lyudmila Ivanovna

Member of the Union of Artists of Russia, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Senior Researcher at the Primorye State Art Gallery, Vladivostok

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.