* * *
XXIII Дульзоновские чтения: Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур. Вопросы преподавания иностранных и национальных языков и культур.
24-28 июня 2002 г. Томский государственный педагогический университет провел XXIII Дульзоновские чтения, посвященные сравнительно-историческому и типологическому изучению языков и культур и вопросам преподавания иностранных и национальных языков и культур.
Открытие конференции проходило в Доме Ученых. В первой половине дня были заслушаны пленарные доклады, а во второй половине дня работали секции. Поскольку приехали не все сделавшие заявки, некоторые секции были объединены: «Язык и культура» с секцией «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание», «Топонимика» с секцией «Тюркология». Всего на конференции было сделано 82 доклада. На каждой секции присутствовало от 15 до 30 человек. География участников конференции представлена следующими странами и городами: США (5 человек), Германия (2 человека), Корея (1 человек), Япония (1 человек), Казахстан, Татарстан, Украина, Тува (2 человека), из Москвы - 2 человека, из Санкт-Петербурга - 1 человек; из других городов, в основном из Сибири, было по несколько человек - это Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово и др. На объединенной секции «Язык и культура» и «Сравнительно-историческое и типологическое языкознание» было сделано 16 докладов.
Наибольший интерес вызвали доклады В.Р. Фельдмана, Е.А. Голубовской, И.В. Шапошниковой, О. Балалаевой и А. Уигета (США), Ю. Кон-Сю (Корея).
Живой интерес вызвал доклад И.В. Шапошниковой о широкозначных глаголах в английском языке. Присутствующие интересовались употребительностью и частотностью широкознаначных глаголов, а также подобными исследованиями в других языках. Доклад О. Балалаевой и А. Уигета, прочитанный на английском языке, касался возможности создания биосферных резерваций для сохранения поселений юганских ханты. Использовался раздаточный материал и карта Сибири с отметками поселений ханты. Что касается культуры хантов, то оказалось, что в их сказках имеется много общего со сказками американских индейцев. Доклад Р.Г. Лозинской касался индоевропейских заимствований в иврите. Докладчик пояснил, почему в иврите сохраняется много древних форм. Доклад аспирантки А.К. Протасовой о развитии концепта «огонь» в готском языке вызвал интерес и много вопросов и пожеланий проследить это явление на материале других германских языков (древнеанглийского, древнеисландского). Доклад А.В. Навозова «Поиск смысла звуков: Пример использованных данных А.П. Журавлева; опора на ряды односложных омонимов; уточнение выявленных закономерностей в больших группах слов (слоги мэ, ми, ма)» вызвал много вопросов. Было высказано мнение, что приведенные материалы нуждаются в большей доказательности, а самому автору не мешало бы более серьезно познакомиться с различными теориями звукосимволизма.
На заседаниях секции «Языки аборигенных народов Сибири: селькупский язык» было заслушано 13 докладов. В работе секции принимало участие от 20 до 25 человек.
Доклады, представленные на секции, были посвящены проблемам лексики и морфологии селькупского языка, как его синхронному состоянию, так и диахро-
нии. Работа секции проходила по двум направлениям: первое охватывало проблемы взаимоотношения языка и мышления, языка и культуры, второе - исторические изменения в языке, прослеживаемые в течение последнего века. Кроме того, к обсуждению были представлены демографическая ситуация у южных селькупов и опыт воспитательной работы по сохранению селькупской культуры. Этому способствует подвижничество учителей-селькупов, которые ориентируются в организации воспитательной работы в школе на традиционные представления селькупов о мире, на их отношение к природе, родному краю.
Большой интерес вызвали доклады Н.В. Деннинг (Хейльбронн, Германия) «Ум, мозг, сознание (этнолингвистический анализ)», И.В. Булгаковой (Томск) «Наименования селькупской обуви и ее деталей», В.В. Быконя (Томск) «Лингвистические наблюдения над селькупскими этнонимами», Е.В. Зыряновой и Н.Г. Кузнецовой (Томск) «К вопросу о проявлении флективной тенденции в диалектах селькупского языка», Л.А. Ильиной (Новосибирск) «Эвиденциальность и время в диахронии селькупского языка», А.И. Кузнецовой (Москва) «Признаки нестабильности категории императива в языке северных селькупов на протяжении XX в.», О.А. Казакевич (Москва) «языковые коды селькупских рассказчиков».
На заседаниях секции «Языки аборигенных народов» из 19 заявленных докладов было прочтено 12. Наибольший интерес вызвали доклады А.А. Кибрика (Москва), Д. Штерна (Германия), а также томских аспирантов В.В. Воробьевой, Е.С. Лемешко, Т.В. Хахалкиной, П.М. Кузнецова. В работе секции принимало участие 6 докторов наук, 7 кандидатов наук и 9 аспирантов. В заседаниях секции участвовало от 25 до 50 человек.
На заседании секции «Германистика» присутствовало 16 человек, было сделано 7 докладов. В ряде докладов рассматривались отдельные лексикологические проблемы на материале английского и немецкого языков (А.П. Овчинникова, Н.О. Федеряева, Н.В. Афанасьева, Е.А. Голубовская). Часть докладов касалось истории древнегерманских языков - это доклад И.Г. Темниковой (Томск) «Грамматическая категория числа и собирательности», И.В. Новицкой «К вопросу о месте готских ein-основ в системе склонения», И.А. Галкиной «Концепт пространства в истории английского языка». В своем докладе И.В. Новицкая показала, что готские существительные с основами на -ein сохранили значение принадлежности, которое далее развилось в значение определенности, что подтверждается сравнением однокорневых существительных гласных основ с основами на -ein. Кроме того, этот основообразующий суффикс выполнял и словообразовательную роль, маркируя абстрактные существительные. И.А. Галкина продемонстрировала, какими языковыми средствами в древнеанглийском языке мог выражаться концепт пространства. Оригинальным в докладе явилось расположение этих средств по горизонтали и вертикали. Доклад О.В. Саржиной касался функций инвектива и ее перевода с русского на английский. Докладчикам было задано много вопросов, были даны полезные рекомендации для дальнейшей работы. Все доклады вызвали живой интерес, были представлены на хорошем научном уровне и получили всестороннее обсуждение.
На заседаниях секции «Языки аборигенных народов: кетский язык» было заслушано 9 докладов. На заседании присутствовало 20 человек. Наибольший интерес вызвали доклады С.С. Буторина (Новосибирск) «Некоторые способы выражения семантической категории модальности в кетском языке», А.Ю. Казанцева (Томск) «Сравнительный анализ терминов родства и свойства в кетском, югском и котском языках», Е.А. Крюковой (Томск) «Выражение пространственных отношений посредством наречий в кетском языке», З.В. Максуновой (с. Бакланиха, Красноярский край) «Словообразование и инкорпорация в кетском языке», В.А. Романенкова (Красноярск) «Жизнь и занятия кетов сегодня». Все доклады были широко обсуждены. В дискуссиях приняли участие доктора наук
О.А. Осипова (Томск), А.П. Володин (Санкт-Петербург), В.П. Кривоногов (Красноярск). кандидаты наук Н.М. Гришина (Новосибирск), С.С. Буторин (Новосибирск), аспиранты М.А. Килина (Томск), Т. Кристи (США) и др. Особый интерес вызвал доклад В.А. Романенковой, в обсуждении которого приняли участие почти все присутствующие.
На заседании секции «Национальное образование» присутствовало более 10 человек, было сделано 8 докладов, которые вызвали большой интерес и широко обсуждались. Руководила секцией к.ф.н. А.В. Байдак, которая совместно с Н.П. Максимовой (Томск) сделала доклад на тему «Дидактизация оригинального селькупского текста». Аспирантка Г.Х. Абдрашитова представила доклад на тему «Из опыта преподавания татарского языка в ОЦТК». Следует отметить, что уже не первый раз на Дульзоновских чтениях выступают с докладами учителя-селькупы из районов Тоской области. В этом году представила свой доклад из опыта работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении Н.П. Иженбина (с. Иванкино Томской области), а также Л.Д. Шадрина (с. Нарым Томской области) - «Изучение родного края и селькупской культуры». Впервые с докладом выступила учитель-ханты К.Я. Демко (г. Стрежевой Томской области) «Культура аборигенов Сибири в школьном образовании».
В работе секции методики приняли участие 17 человек, из них: 6 доцентов, представитель госдепартамента по образованию США, 4 аспиранта, 5 ассистентов и 1 студент. Самое активное участие в работе секции приняла кафедра лингвистики. Были заслушаны доклады представителей из Кемерово, Томска, Томской области, Мариуполя, Казахстана, Татарстана, Филадельфии. Все доклады представляли интерес и поэтому вызвали широкую дискуссию. Все присутствующие остались довольны работой конференции и в частности секцией методики.
На заключительном пленарном заседании были подведены итоги работы секций и была принята резолюция конференции. Участники конференции отметили хорошую организацию работы конференции и высказали пожелание продолжать традицию Дульзоновских чтений.
В.В. Быконя, О.А. Осипова Томский государственный педагогический университет