Научная статья на тему 'Лингвистическая школа им. А. П. Дульзона'

Лингвистическая школа им. А. П. Дульзона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая школа им. А. П. Дульзона»

100

Высшее образование в России • № 8, 2007

О. ОСИПОВА, профессор Е. КРЮКОВА, преподаватель

Становление томской лингвистической школы «Языки и культура аборигенных народов Сибири и Севера» можно отнести к 1940-м гг. Именно тогда под руководством профессора А.П. Дульзона стала изучаться проблематика этногенеза аборигенных народов Сибири и происхождения их языков. Не дать утратить значительные культурные пласты человечества - такова была цель исследований. Благодаря усилиям большого научного коллектива на протяжении 60 лет были документированы бесписьменные языки, проделаны их полное описание (чулымско-тюркский, селькупский, кетский, томский диалект языка сибирских татар) и частичное описание (нганасанский, энецкий, алтайский, шорский, якутский, долганский, хантыйский), а также проведены обширные топонимические изыскания. За свой 20-летний труд «Кетский язык» А.П. Дульзон был удостоен в 1971 г. Государственной премии СССР.

Школа заслужила известность не только в России, но и за рубежом. На кафедре сегодня работают 5 докторов наук, 30 кандидатов наук, более 20 аспирантов и соискателей. Перед ними стоят задачи изучения известных индоевропейских языков в сравнении с аборигенными языками Сибири, описания изменений языков коренных малочисленных народов сибирского региона, объяснения их происхождения и расшифровки.

Условия для работы в этом направлении имеются: прекрасная библиотека, собранная А.П. Дульзоном и постоянно пополняющаяся, архивные материалы, которые значительно увеличились в последние годы в результате лингвистических экспедиций в места компактного проживания кетов, хантов и селькупов.

Первоначально в школе Дульзона предметом выступала германистика или в ши-

Лингвистическая школа им. А.П. Дульзона

роком плане - индоевропеистика. Кроме германских в круг исследования были включены и другие индоевропейские языки (французский, румынский и т.д.), в том числе классические языки (кандидатская диссертация Е.Ф. Молиной «К этимологии слова Yuno », 1944). Всего под руководством А.П. Дульзона были защищены 22 кандидатские диссертации по индоевропейским языкам и 23 - по языкам народов Сибири [1, с. 63-65]. В настоящее время отдельные работы по германским языкам (в основном в области прагматики) выполняются под руководством профессора Е.Г. Ко-торовой, доцентов Н.С. Жуковой и Л.А. Петроченко [2]. Есть результаты в области когнитивной лингвистики [3].

Широко представлено изучение истории германских языков. Здесь открываются большие перспективы, ведь многие вопросы древнегерманских склонений, связи

А.П. Дульзон

Из жизни вуза

101

существительных этих склонений с категорией одушевленности/ неодушевленности (активности/ инактивности) еще недостаточно изучены. Значительная часть этой работы, проделанная профессором О.А. Осиповой, нашла отражение в монографии «Типология древнегерманских склонений в свете индоевропейских и уральских языков» (Томск, 2007). Как представляется, сравнительный анализ этих языков с языками других семей плодотворен.

Группа аспирантов и докторантов под ее руководством продолжают работать в области тематики древнегерманских языков (склонение существительных, абстрактная лексика, выражение пространственно-временных отношений лексическими средствами). Результатыисследований в этом направлении показали, что консонантные осново-образущие форманты не только служили маркерами одушевленных, активных имен в древности, но и выполняли функции принадлежности, маркера первичного активного падежа и определенности.

Активно ведутся исследования языков малочисленных народов Сибири, находящихся на грани исчезновения. На основе полевых записей воссозданы различные стороны фонетики, грамматики, лексики кетского, селькупского, хантыйского языков, а также нганасанского, чулымско-тюр-кского. В частности, в стадии изучения находятся система фитонимов и зоонимов, терминология родства и свойства, соматическая лексика селькупского языка [4]. С конца 1990-х гг. предприняты работы по финно-угорскому направлению лингвистики. Большинство посвящены описанию грамматического строя хантыйского языка. Подготовлена прекрасная монография по грамматике восточных диалектов хантыйского языка доцента А.Ю. Фильченко, нуждающаяся в публикации.

Наряду с монументальными исследованиями прошлого века, такими как книги В.В. Быконя «Имя числительное в картине мира селькупов» (Томск, 1998) и А.А. Ким

«Очерки по селькупской культовой лексике» (Томск, 1997), следует упомянуть значительные научные труды, которые вышли в свет в последние годы: монография Н.В. Поляковой «Концепт пространство и средства его репрезентации в селькупском и русском языках» (Томск, 2005), коллективная монография «Мифология селькупов » (Томск, 2004.) Большим событием в жизни нашего университета является издание в 2006 г. селькупско-русского словаря, написанного под руководством профессора В.В. Быконя.

В енисейском языкознании достаточно подробно описана фонологическая система, морфология имени и глагола. Проблемы номинации, словообразования и синтаксиса образуют обширное поле исследований. В последнее время кетологи все чаще обращаются к вопросам анализа словарного состава енисейских языков [5]. Научный интерес представляют опубликованные в ТГПУ работы по кетскому языку: «Словарь говорных форм кетских существительных (с формантами множественного числа)» Т.И. Поротовой (Томск, 2002), «Кетские фольклорные и бытовые тексты» (Томск, 2001), «Морфологический словарь кетского глагола» Э. Вайды и М. Зинн (Томск, 2004).

102

Высшее образование в России • № 8, 2007

ческие исследования языка и культуры: проблемы и перспективы».

Солидная лингвистическая библиотека, уникальный архив и большой научный потенциал являются предпосылками для дальнейшего развития лингвистических исследований индоевропейских и исчезающих языков народов Сибири в Томском государственном педагогическом университете.

Литература

1. Галкина Т.В, Осипова О.А. А.П. Дуль-

зон. — Томск, 1995.

2. Которова Е.Г. Понятие межъязыковой

эквивалентности в семантических теориях. — Томск, 1997.

3. Устюжанина А.К. Древнегерманский концепт огонь и его языковая репрезентация. — Новосибирск, 2006.

4. Быконя В.В. Самодийское направление // Сравнительно-историческое и типологическое исследования языка и культуры: проблемы и перспективы. Вып. 3. — Томск, 2007.

5. Которова Е.Г. Исследование енисейских

языков: новые направления и перспективы // Там же.

Результаты своих исследований ученые томской лингвистической школы представляют на регулярно проводимой в ТГПУ международной конференции «Дульзонов-ские чтения ». В 2008 г. состоится юбилейная - 25-я - конференция. Научные изыскания представителей школы публикуются в ежегодном «Вестнике ТГПУ», в сборниках научных трудов лаборатории языков народов Сибири - «Сравнительно-истори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.