T.B. Галкина, O.A. Осипова. А.П. Дулъзон: вехи жизни
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ
A.n. ДУЛЬЗОН: ВЕХИ ЖИЗНИ
Т.В. Галкина, O.A. Осипова Томский государственный педагогический университет
9 февраля 2000 г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося российского языковеда, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Финно-угорского общества (Финляндия), почетного члена Международного комитета по ономастическим наукам, доктора филологических наук, профессора Томского государственного педагогического института (ныне университета) Андрея Петровича Дульзона (1900-1973). Он был одним из первопроходцев в неисследованной области науки - изучении культур малых сибирских народов, посвятив этому более 30 лет своей жизни. Его лингвистичес-
А.П. Дульзон в последние годы жизни
кие, археологические, этнографические труды в этой области позволили изменить бытовавшие ценностные ориентиры и подвели к пониманию не только самобытности и гармоничности этих древнейших сибирских культур, но и возможному существованию в древности центрально-азиатской языковой общности.
Будущий глава томской лингвистической школы Андрей Петрович Дульзон родился в большой крестьянской семье Петра и Маргариты Дульзонов 9 февраля 1900 г. в с. Прайс, ныне с. Краснополье Ровнен-ского (теперь - Ровенского) района Саратовской области. В раннем возрасте у мальчика наряду с послушанием и почитанием родителей стали проявляться такие черты характера как независимость, настойчивость, смелость. Устроенный, вопреки своему желанию, на обучение в Саратовскую римско-католическую семинарию, 11-тилетний подросток, несмотря на почти ежедневные физические наказания, проявив силу воли и выдержку, сделал свой выбор и оставил семинарию.
Вынужденный четырехлетний период одиночества, самостоятельный выбор литературы развили у А.П. Дульзона склонность к индивидуалистических! тенденциям. Индивидуализм подростка привел его к пониманию собственной ответственности за созидание своей судьбы. Путь для достижения поставленных целей он видел в развитии своих природных способностей. В этих условиях у него начал формироваться ведущий компонент структуры будущей личности - направленность на самостоятельное приобретение знаний. С этого времени знания приобретают для него особую ценность, к постижению которых он будет стремиться всю свою жизнь. Тогда же он увлекся Маккиавелли и Штерном, чтением полуфилософской, религиозно-нравственной литературы, заинтересовался анархо-синдикалистскими идеями [Цит. по Ерина 1995:89].
Нацеленность молодого Дульзона на овладение знаниями получила свое дальнейшее развитие в Ека-териненштадгской мужской гимназии, в 3-й класс которой он поступил в 1915 г. Гимназия стала тем местом, где начали интенсивно развиваться его незаурядные природные способности. Переориентация
мотивации с религиозной на приобретение светских знаний, стремление к которым становится его исконным личностным качеством, предопределили смену норм поведения и общения. В его табеле за 1915 г. стоят отличные оценки по точным и гуманитарным наукам, а также за поведение, внимание и прилежание [Архив семьи Дульзонов]. Он увлекся древними языками - греческим и латинским. Юноша обладал прекрасной памятью, с первого чтения на спор он мог запомнить целую страниц)' латинского текста (около 150 слов!) Даже учитель латинского языка, заметив его языковедческие способности, нередко заставлял его читать и толковать новый текст вместо себя.
Весной 1916 г. он сдал экстерном экзамены за 3 и 4 классы гимназии, а весной следующего года - за 5 и 6 классы. А. П. Дульзон планировал в 1918 г. сдать экзамен за среднюю школу и поступить в Саратовский университет, но, так как в Марксштадге экстернат к тому времени был закрыт, осуществление этой мечты отодвинулось на 7 лет.
Еще продолжая учиться в гимназии, А. Дульзон начал свою трудовую деятельность: сначала учителем 2-хклассной школы в с. Краснополье, затем преподавал химию в г. Зельмане Автономной Советс-
А.П. Дульзон в "экспедиционном наряде" около мусульманского кладбища. 1956 г
А.П. Дульзон фотографирует раскопки мусульманского кладбища. 1956 г.
кой Социалистической Республики немцев Поволжья. "Рабочий стаж у меня беспрерывный с 1917 года, в те времена учиться, не работая одновременно, трудно было" - писал он позднее [ГАТО. Ф. Р-1763. Оп. 1. Д. 173. Л. 2]. О многообразии его трудовой деятельности свидетельствует выписка из личного листка по учету кадров от 28 августа 1933 г., где отмечено 19 мест работы как основной, так и работы по совместительству. Нужно отметить, что молодой педагог успешно работал как в области гуманитарных, так и в области точных наук. Подходя творчески к работе в школе, А.П. Дульзон разработал так называемый "лабораторно-исследовательс-кий метод", в результате проведения которого Крас-нопольская школа получила коллекцию самодельных приборов для работ по физике, химии, препаратов по природоведению.
Продолжая работать в народном образовании (инспектором Наркомпроса АССР НП), в ноябре 1924 г. А.П. Дульзон поступил на физико-матема-тическое отделение педагогического факультета Са-
T.B. Галкина, O.A. Осипова. А.П. Дульзон: вехи жизни
А.П. Дульзон. Добыча провианта во время экспедиции
ратовского государственного университете им. Н.Г. Чернышевского. После посещения лекций выдающегося языковеда H.H. Дурново и известного диалектолога Г.Г. Дингеса студент А.П. Дульзон сделал для себя окончательный выбор: он перешел на отделение немецкого языка и литературы этого же факультета. Там под руководством профессора Г.Г. Дингеса А.П. Дульзон активно включился в работу по изучению как немецких, так и украинских диалектов, став вскоре не только учеником, но и ближайшим сподвижником Г.Г. Дингеса в университете и в Центральном бюро по изучению диалектов немцев Поволжья. С тех пор летние диалектологические экспедиции стали неотъемлемой частью его жизни на протяжении 18 лет и позволили ему собрать богатейший материал. Первой печатной работой А.П. Дульзонапо диалектологии стала статья "К характеристике украинских говоров Республики немцев Поволжья" (1927 г.), получившая высокую оценку в печати.
После окончания Саратовского университета А.П Дульзон был направлен на работу в Немецкий педагогический институт г. Энгельса, где проработал с 15 ноября 1929 г. по 1 сентября 1934 г. сначала лектором немецкого языка, ассистентом на кафедре германской филологии, а затем доцентом и заведующим кафедрой общего языкознания и германистики.
Одновременно с 1930 г. А.П. Дульзон работал доцентом кафедры германского языкознания Саратовского университета. А после выделения в 1931 г. педагогического факультета университета в самостоятельный Саратовский педагогический институт он перешел туда, где и работал до 1941 г. В эти годы А.П. Дульзон выпускает учебные пособия: для школы -1 и II части немецкой грамматики (1932 г.), синтаксис (1933 г.), морфологию (1938 г.); даяинфаков - фонетику, морфологию, синтаксис, орфографию (1937 г.) и историю немецкого языка (1939 г.).
В 1931-1932 гг. А.П. Дульзон, учась в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте языкознания, слушал лекции видных советских языковедов Н.Я. Марра, Р.И. Шора, М.Н. Петерсона, H.H. Дурново, А.И. Селищева, Р.И. Ава-несова, А.И. Смирницкого, идеи которых во многом повлияли на научный рост молодого ученого. По окончании аспирантуры А.П. Дульзон получил звание доцента по общему языкознанию и германистике, утвержденное 10 февраля 1933 г. [Архив УВД Томской области. Д. 38134. Л. 28].
В конце 1930-х гг. А.П. Дульзон завершил многолетние исследования по немецким диалектам Поволжья. В 1938 г. он представил к защите кандидатскую диссертацию "Альт-Урбахский диалект", которая получила высокую оценку его оппонентов про-
фессоров Н. Чемоданова и Н. Сергиевского [ГАТО. Ф. Р-1763. Оп. 1.Д.252. Л. 2, 6].
О последовавшей через год докторской диссертации А.П. Дульзона "Проблема смешения диалектов по материалам говора села Прайс" профессор В.М. Жирмунский писал: "Его работа в этой области, в особенности его обширная докторская диссертация "Говор с. Прайс" выдвинули его в первые ряды советских германистов не только новизной материала, но и самостоятельностью теоретического к нему подхода" [ГАТО. Ф. Р-1763. Оп. 1. Д. 218. Л. 63].
23 апреля 1940 г. А. П. Дульзон был утвержден в ученой степени доктора филологических наук, а 26 октября 1940 г. - в ученом звании профессора [Архив ТГПУ. Оп. 2. Д. 439. Л. 7,9].
В начале Великой Отечественной войны по Указу "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" поволжские немцы, в том числе и семья А.П. Дульзона, были высланы в Сибирь. Прибывший в Томск профессор А.П. Дульзон, как спецпереселенец, был поставлен на учет в спецкомендатуре [Архив УВД Томской области. Д. 38134. Л. 1].
Профессор А.П. Дульзон 19 сентября 1941 г. написал заявление о приеме на работу в Томский педагогический институт. Необходимо отметить, что в молодом Томском педагогическом институте на фа-
культете иностранных языков не было ни одного преподавателя со степенью доктора филологических наук. Поэтому, видимо, принимая во внимание высокую квалификацию и отличную характеристику профессора - доктора А.П. Дульзона, администрация института сочла возможным с 1 октября 1941 г. зачислить его в институт профессором кафедры немецкого языка с оплатой в размере одной ставки, со стажем работы 10 лет [Архив ТГПУ Оп. 2. Д. 439. Л. 1].
С первых дней А.П. Дульзон активно включился в научно-педагогическую деятельность. Помимо "традиционных" интересов у профессора А.П. Дульзона в Сибири появились новые: начался новый период его творчества, связанный с проблемой происхождения сибирских народов и их языков. Для осуществления исследований по этой проблеме А.П. Дульзон разработал перспективную и уникальную исследовательскую программу, основные положения которой сохраняют свое значение и для современной науки. Уникальнйсть программы состояла в том, что это была первая программа, планирующая охватить систематическим комплексным (археологическим, этнографическим, антропологическим, лингвистическим) обследованием все малые народы Томской области. Масштабность разработанной програм-
А.П. Дульзон. Археологическая экспедиция около д. МолчановоРаскопки на остяцкой горе. 1954 г.
ТВ. Галкина, О.А. Осипоеа. А.П. Дулъзон: вехи жизни
А.П. Дупьзон в своем кабинете. 31 декабря 1954 г.
мы может свидетельствовать об огромном научном потенциале профессора А.П. Дульзона и его сподвижников.
В это время он проявил себя как незаурядный археолог и этнограф. Перу А.П. Дульзона принадлежат 9 научных работ по археологии, одна из которых-" Археологические памятники Томской области" (1956) - стала настольным справочником для всех, занимающихся древней историей Сибири [Косарев 1980: 233] Данная в этой книге характеристика 572 археологических памятников Томской области стала своеобразным фундаментом и целенаправленной программой для новых археологических исследований и становления сибирской археологии как науки.
С археологией тесно связаны этнографические материалы, собранные профессором А.П. Дульзоном во время многолетних экспедиций. В 8 этнографических работах, посвященных этническому составу древнего населения Западной Сибири, А.П. Дульзон предстает перед нами опытным этнографом, глубоко понимавшим и ценившим уникальность и самобытность культуры каждого аборигенного народа.
Когда реализация научно-исследовательской программы по проблеме этногенеза сибирских народов потребовала новых знаний, А. П. Дульзон с готовностью, огромным трудолюбием и упорством приступил к освоению новых для него областей лингвистики. Продолжая руководить работами своих учени-
ков по германистике, он обратился к языкам малых сибирских народов.
В сибирский период жизни он стал крупным тюркологом, впервые описав бесписьменный чулымско-тюркский язык с его диалектами и томе ко -тюркские диалекты.
Собранные материалы словаря (всего было собрано 16-18 тыс. слов) свидетельствовали о наличии иноязычного субстрата в чулымско-тюркском языке. Учитывая всю совокупность языковых данных, А.П. Дульзон включил чулымско-тюркский язык в группу восточно-тюркских языков (по терминологии В.В. Радлова). Чулымско-тюркским профессор А.П. Дульзон считал также кюэрикское наречие на р. Кие, левом притоке Чулыма. По мнению профессора А.П. Дульзона, в целом чулымско-тюркский язык ближе к хакасской и алтайской группе тюркских наречий, чем к иртышско-барабинской [Дульзон 1952: 131].
Проведенное комплексное исследование чулымских тюрков под руководством А.П. Дульзона позволило разработать многие аспекты его происхождения и формирования с первых веков н.э. до XVII в. и раскрыло уникальный мир таежного маленького народа. Отличительной чертой данного этноса явилось совпадение появления тюрков на этой территории с происхождением их как единого народа, который сложился не столько в результате переселения человеческих масс, сколько за счет постепенной тюркизации местного допоркского населения - селькупов (в нижней части Чулыма) и кетов (в средней части Чулыма) при сохранении некоторых языковых его особенностей. Несомненно, что главная заслуга во введении в науку и первом систематическом изложении основных особенностей лексики, фонетики и морфологии чулымс-ко-тюркского языка принадлежит Андрею Петровичу Дульзону [Львова и др. 1991: 16].
Благодаря этим исследованиям тюркология как наука в Западной Сибири заявила о себе во всеуслышание и стала базовым основанием для дальнейшего комплексного изучения сибирских этносов.
При изучении чулымско-тюркского языка профессором А.П. Дульзоном впервые в Западной Сибири стала анализироваться топонимия для решения этнолингвистических и исторических вопросов. "Данные топонимики той или иной местности относятся к числу наиболее важных и надежных средств для установления этнического состава населения на ней в древности и для выяснения его движения" [Дульзон 1950: 175]. Заслугой профессора А.П Дульзона является создание в Томске самого крупного топонимического центра страны в 1950-1970-е гг. Картотека топонимов Западной Сибири насчитывала 342000 карточек [Каталог... 1998: 4]. По материалам картотеки А.П. Дульзоном подготовлена книга "Топонимы Сибири нерусского происхождения" объемом 7 томов по 300 страниц машинописи и составлено около 300 топонимических карг [Дульзон 1974:
271]. Специальными исследованиями были охвачены кетские топонимы (А.П. Дульзон), селькупские (Э.Г. Беккер), хантыйские (Л.И. Калинина), мансийские (Г.П. Вуоно), нганасанские (П.М. Коптелов), якутские (К.Ф. Гриценко), алтайские (О.Т. Молчанова), эвенкийские (К.И. Юргин), северо-казахские (В.Н. Попова), шорские (М.А. Абдрахманов), русские (И.А. Воробьева), ненецкие (Б.А. Седельников) и тувинские топонимы (A.B. Дятлов)
Выявление А.П. Дульзоном селькупского и кетс-кого субстратов в чулымско-тюркском языке предопределило направления его дальнейших исследований в языкознании - это селькупский и кетский языки. Еще одной новой специальностью профессора А.П-. Дульзона стала самоедология. Ему принадлежит приоритет в описании селькупского языка в пределах Томской области. Большое значение для науки имеет сбор словарного материала (всего по селькупскому и кетскому языкам собрано более 330 ООО карточек) и организация А.П. Дульзоном систематического исследования селькупского языка, которое продолжается его учениками и в настоящее время.
Изучению кетского языка Андрей Петрович Дульзон посвятил более 20 лет жизни. Ему, как крупнейшему кетологу своего времени, принадлежат более 30 значительных работ в этой области и уникальный труд "Кетский язык" (1968), принесший ему звание лауреата Государственной премии СССР. В этом труде профессор А.П. Дульзон определяет кетский язык, как язык полисинтетического типа с хорошо выраженными классными показателями, в котором для выражения лексических и грамматических значений широко используется вариация тона. Доказывая исключительное своеобразие и сложную структуру кетского языка, сложившегося еще в глубокой древности, наличие давних связей с языками юго-востока Азии, А.П. Дульзон пришел к общетеоретическим выводам, важным с точки зрения происхождения не только этого народа и данного языка, но и выявле-
ния языковых контактов и общностей между языками различных семей [Дульзон 1968: 6].
Последние работы А.П. Дульзона, посвященные отдельным вопросам родства или типологического сходства различных языковых семей не только сибирских языков, но и индоевропейских, финно-угорских, алтайских, чукотско-камчатских, имеют важное общетеоретическое значение.
Доктор филологических наук, профессор А.П. -Дульзон был не только Ученым, но и прекрасным Учителем, о котором с благоговением вспоминают его многочисленные ученики. Он обладал редким талантом - увидеть способного молодого человека, увлечь его, поддержать в трудных ситуациях, нацелить на достижение научного результата. При этом высокая требовательность и принципиальность воспринимались его учениками как необходимые условия научной работы. Во многих он сумел разглядеть будущих ученых, избравших служение науке делом своей жизни.
Под непосредственным руководством профессора А.П. Дульзона было подготовлено и защищено 23 кандидатских и 2 докторских диссертации по сибирским языкам и топонимике, а также 19 кандидатских и 2 докторских - по германским языкам. Все эти работы отличаются большой эрудицией в вопросах общего языкознания.
Созданная и руководимая профессором А.П. -Дульзоном научная школа внесла существенный вклад в разработку лингвистического аспекта проблемы происхождения сибирских народов и их языков, закрепив за собой лидирующее положение в этой области сибиреведения на многие годы. В этом общем совокупном успехе есть доля научного творчества Учителя и каждого его ученика, ведь известно, как говорил Андрей Петрович: "Радость исследователя, по-моему, в том, чтобы суметь положить собственный кирпичик в пирамиду познания!" [Дульзон 1971].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дульзон А.П. 1950 - Древние смены народов на территории Томской области по данным топонимики//Ученые записки ТГПИ. Томск, 1950. Т. 6. С. 175,
2. Дульзон А.П. 1952 - Чулымские татары и их язык//Ученые записки ТГПИ. Томск, 1952. T. IX. С. 131.
3. Дульзон А.П. 1968 - Древняя языковая общность в Центральной Азии/Друды Томского университета, Томск, 1968. Т. 197. С. 6.
4. Дульзон А.П. 1971 - Я за увлеченность//Комсомольская правда. 1971. 13 нояб.
5. Дульзон А.П. 1974 - Итоги изучения субстратной топонимии Cn6npn//Actes du XI Congres international des sciences onomastiques. Sofia, 1974. S. 271.
6. Ерина E.M. 1995 - Цит. по ст.: Андрей Петрович Дульзон//Очерки истории культуры Немецкой автономии на Волге. Саратов, 1995. С. 89.
7. Каталог... 1998 - Каталог полевых записей языков народов Сибири (фонды лаборатории языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета). Томск, 1998. С. 4.
8. Косарев М.Ф. 1980 - А.П.Дульзон как археолог//Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 233.
9. Львова Э.Л, Дремов В.А, Аксянова Г.А и др. 1991 - Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. Томск, 1991. С. 16.