Научная статья на тему 'Слово об ученом и педагоге (стратегия и технология научно-педагогического процесса томской лингвистической школы А. П. Дульзона в 1940-1970-е гг. )'

Слово об ученом и педагоге (стратегия и технология научно-педагогического процесса томской лингвистической школы А. П. Дульзона в 1940-1970-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.P. Dulson as a Teacher

The paper shows how A.P. Dulson worked with his postgraduate students being exacting primarily to himself and then to his students. All the theoretical courses, he read to the students, were on a very high theoretical level, thoroughly prepared and always typed.

Текст научной работы на тему «Слово об ученом и педагоге (стратегия и технология научно-педагогического процесса томской лингвистической школы А. П. Дульзона в 1940-1970-е гг. )»

К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

СЛОВО ОБ УЧЕНОМ И ПЕДАГОГЕ (СТРАТЕГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТОМСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ А.П.ДУЛЬ30НА В 1940-1970-е ГГ.)

Т.В. Галкина Томский государственный университет

В последние годы в историко-научных исследованиях усилился обоснованный интерес к различным аспектам деятельности научных школ. Это обусловлено не только тревогой за судьбы российских научных школ, но и стремлением понять сущность феномена научной школы. Являясь, по мнению М.Г. -Ярошевского (1977: 77) непременным постоянно действующим фактором прогресса науки, каждая значительная научная школа внесла свой уникальный вклад в развитие науки. Поэтому изучение творческого наследия научных школ имеет важное методологическое значение.

Томская лингвистическая школа была создана в середине 1940-х гг. Создателем и бессменным руководителем томской лингвистической школы на протяжении 30 лет, был доктор филологических наук, профессор Томского государственного педагогического института Андрей Петрович Дульзон. В компетенцию А.П. Дульзона как руководителя научной школы входил широкий спектр вопросов научно-исследовательской, педагогической и организационно-административной работы. Выбранная им стратегия руководства научным коллективом была обусловлена мотивационно-ценностными ориентирами. Рассматривая научное знание как непреходящую ценность в прогрессивном развитии общества, профессор А.П. Дульзон был глубоко убежден в своем жизненном призвании - бескорыстном служении науке. "Радость исследователя, по-моему, в том, чтобы суметь положить собственный кирпичик в пирамиду познания" (Дульзон 1971) - писал семидесятилетний ученый в назидание молодежи в газете "Комсомольская правда".

Ярко выраженный ценностный характер представляла собой для А.П. Дульзона педагогическая деятельность. Он писал в заявлении, поданном в спецкомендатуру Томска в 1954 г.:"...я все истекшие 13 лет работал, как и раньше, вкладывая в доверенное мне дело обучения советской молодежи в вузе и подготовки молодых кадров научных работников полностью все свои силы" (Архив УВД Томской области. Д. 38134. Л. 27). Деятельность А.П. Дуль-

зона как педагога началась с 17-летнего возраста в Поволжье и продолжалась до последних дней его жизни.

Он любил работать с молодежью. "Немногословный, редко улыбающийся, А.П. Дульзон обладал необыкновенным и трудно объяснимым даром привлекать к себе молодежь, увлекать перспективами поиска без расчета на материальное вознаграждение. Немалую, если не решающую роль в этом играли такие его качества, как порядочность, отсутствие всякого меркантилизма в науке и беззаветная преданность делу. Эти качества, и сейчас очень редкие, были не менее редки и во времена А.П. Дульзона" (Матющенко 1994: 28) - писал известный сибирский археолог В.И. Матющенко.

Обладая большим научным потенциалом, А.П.-Дульзон был самоактуализирующейся личностью со своим неистребимым интересом к новому и неизведанному, огромным трудолюбием и упорством, направленным на достижение поставленной цели. К тому же он обладал способностью к выбору наиболее перспективных проблем, достаточной смелостью в выдвижении этих проблем, какими бы малозначащими они не казались определенному кругу людей.

Пример А.П. Дульзона подтверждает мнение, что основой научной школы является целостная личность ее основателя. Таким образом, ценностная направленность и личностно-психологические качества профессора А.П. Дульзона стали прочным фундаментом научно-образовательной ("классической") школы, отличительной особенностью которой является сочетание научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Научная школа А.П. Дульзона начала складываться на основе единственной в Сибири и Средней Азии аспирантуры по профилю "Общее и германское языкознание", открытой в Томском государственном педагогическом институте в 1944/45 уч. г. (ГАТО. Ф. Р-566. Оп. 10. Д. 2. Л. 232). К сожалению, приказ по ТГПИ о создании этой аспирантуры нами не был обнаружен в архиве Томского государственного пе-

дагогического университета. Следует добавить, что в архиве ТГПУ имеются документы-приказы о создании комиссий для приема кандидатских экзаменов с более ранними датами: 24 января и 10 февраля 1942/43 уч. г. (Архив ТГПУ. Оп. 1. Д. 174. Л. 21, 41). Однако остается вопросом: можно ли считать создание таких комиссий признаком существования аспирантуры в ТГПИ. Наиболее достоверным нам кажется другой документ-приказ №243 от 28 августа 1944 г., в котором говорится о создании комиссии "для производства приемных испытаний в аспирантуру по немецкому языку" (Архив ТГПУ. Оп. 13. Д. 181. Л. 94). В пользу 1944 г. склоняет нас такой косвенный источник как выдержка из характеристики профессора А.П. Дульзона, найденная нами в архиве УВД Томской области, где говорится, что с 1944 г. А.П. Дульзон является руководителем аспирантуры по английской и немецкой филологии (Архив УВД Томской области. Д. 38134. Л. 35).

Открытие аспирантуры по профилю "Общее и германское языкознание" в Томском пединституте в годы Великой Отечественной войны имело непреходящее значение. Во-первых, это было выражением заботы советского правительства о развитии науки в сибирском регионе; во-вторых, это было вызвано, видимо, политическими мотивами. Характер подготовки аспиранта был приближен к военной подготовке: строгая дисциплина, ответственность, выполнение планов в установленные сроки, невыполнение планов без уважительных причин вело к отчислению из аспирантуры. Занятия аспирантов, как и студентов ТГПИ, в 1944 г. проходили в учебном корпусе, где всю зиму царил холод, часто без света, при полном отсутствии бумаги и научного оборудования (ГАТО. Ф. Р-566. Оп. 1. Д. 2. Л. 151). Лозунг военного времени: "Ни на минуту не забывай о своем гражданском долге перед Родиной!" -был лозунгом для всех.

Важнейшее значение для успешной деятельности научной школы является организация технологического процесса обучения. Являясь системной категорией, технология обучения включает в себя следующие структурные составляющие: цели; содержание; методы; средства обучения; организация научно-педагогического процесса; межличностные отношения: учитель (преподаватель)-ученик; результат обучения (в том числе - уровень профессиональной подготовки).

Цель обучения в аспирантуре профессор А.П. -Дульзон определял как формирование личности будущего ученого через воспитание трудом, который должен стать жизненной потребностью каждого человека. Таково было отношение к труду самого профессора, рабочий день которого начинался с 7 часов утра и продолжался до 23 часов вечера, независимо от выходных дней и праздников. Рассуждая о воспитании молодежи на примере собственного труда, профессор А.П. Дульзон писал: "Студент должен

видеть, что мы сами должны делать как можно больше, чем каждый на своем месте, т.е. то, что мы в состоянии сделать. Лекции должны читаться на достаточно высоком уровне, преподаватели должны включаться в научную работу. Все должны готовиться к сдаче кандидатских экзаменов, которые должны обеспечить более высокий уровень преподавания, а не только высокую зарплату. Нельзя проходить мимо таких мелочей воспитательного характера как грязь в институте, беспорядки на столах, неаккуратное пользование тряпкой и мелом" (ЦДНИ ТО. Ф. 321. Оп. 10. Д. 18. Л. 13). Нам кажется, его понимание сущности трудового воспитания личности созвучно с высказыванием А.Г. Асмолова: "Быть личностью - это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны" (Асмолов 1990:363). Таким образом, воспитание трудом в научной школе А.П. -Дульзона являлось одним из главных стратегических принципов.

Личностью, по мнению А.П. Дульзона, мог стать только широко образованный профессионал. Поэтому томская аспирантура должна подготовить специалиста-теоретика-языковеда, разрабатывающего все конкретные вопросы своей специальности с последовательных позиций диалектического материализма. Нужно подчеркнуть, что марксистско-ленинская идеология в то время была непременным принципом обучения и все студенты и аспиранты, наряду со специальными предметами, штудировали и сдавали зачеты и экзамены по диалектическому материализму, историческому материализму и истории ВКП(б).

В "Положении об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях" 1950 г. в разделе о правах и обязанностях аспиранта идеологические требования стоят на первом месте: "Аспирант должен глубоко овладеть марксистско-ленинской теорией, освоить новейшие научные данные в избранной им области науки, активно участвовать в работе кафедры, подготовить и защитить диссертацию в сроки, установленные индивидуальным планом" (Архив ТГПУ. Оп. За. Д. 93. Л. 2).

Обычно работа по организации приема в аспирантуру начиналась весной. Во все высшие учебные заведения, имеющие факультеты иностранных языков рассылались письма, содержащие правила приема и просьбы к администрации направить соответствующих кандидатов в аспирантуру ТГПИ. В Томске профессор А.П. Дульзон консультировал студентов и преподавателей, желающих поступить в аспирантуру.

Стремясь подготовить высококвалифицированных специалистов, профессор А.П. Дульзон утверждал, что к поступающим нужно предъявлять серьезные требования в отношении их знаний и наличия известного навыка к научной работе, а именно, хо-

рошей ориентированности по вопросам общего языкознания, знания 2-х иностранных языков и наличия научной работы, которую можно взять в качестве основы для диссертации или хотя бы свидетельствующей об имеющемся у поступающего интереса к научно-исследовательской работе.

Высокие конкурсные требования, предъявляемые к будущему аспиранту, оказывались для многих непреодолимыми. Такое положение дел волновало руководителя аспирантуры А.П. Дульзона. Он считал, что причиной этого является несоответствие профиля факультетов иностранных языков пединститутов профилю аспирантуры, как по своему объему, так и по своему уровню. Чтобы помочь студентам Томского пединститута поступить в аспирантуру, профессор А.П. Дульзон предлагал им в 1952 г. пройти подготовку в студенческом научном кружке. Так, темы студенческих работ кружковцев В. Лебедевой, Е. Яд-виршис, Р. Орехвы послужили также темами для вступительных письменных работ в аспирантуру и темами для диссертаций.

В 1954 г. на 3 вакантных места в аспирантуру по специальности "Германское языкознание" было подано 6 заявлений из Новосибирского, Красноярского, Ульяновского, Удмурдского пединститутов. На приемные экзамены смогли приехать 5 кандидатов, ввиду сложности программы от экзаменов отказались 2 кандидата. Экзамены сдавали 3 человека, а по результатам экзаменов в аспирантуру зачислен только один - М.А. Абдрахманов (Архив ТГПУ. Оп. За. Д. 95. Л. 1).

Благодаря такому жесткому отбору в аспирантуру поступали хорошо подготовленные люди, способные усвоить большой объем знаний и написать диссертационную работу в 3-хгодичный срок.

В 1967/68 уч. г. в ТГПИ были приняты дополнительные меры по подбору и подготовке кандидатов для поступления в аспирантуру: руководителям аспирантуры предлагалось заранее (за 1 -2 г. до поступления) привлекать будущих кандидатов к исследовательской работе, давая им годовые задания и наблюдая за их выполнением. Кроме этого, рекомендовалось более тщательно проводить прием в аспирантуру, допуская к вступительным экзаменам лишь тех лиц, которые "обнаруживают необходимые способности для ведения научно-исследовательской работы", учитывая при этом стаж педагогической работы (Архив ТГПУ. Оп. 6. Д. 1106. Л. 9).

Высоким целям подготовки теоретика-языковеда в аспирантуре ТГПИ вполне соответствовало содержание (программа) обучения. В качестве примера приведем индивидуальный план работы аспиранта М.А. Абдрахманова.

1-й год обучения (1954/55 уч. г.) Экзамены:

1. Диалектический и исторический материализм,

2. Общее языкознание и история лингвистических учений. (Литература: работы основоположников марксизма-ленинизма;

курсы общего языкознания Богородицкого, Томсона, Порже-зинского, Будагова, Чикобавы, Булаховского, Сепира, Ван-дриеса; история языкознания Томсена и Булича).

3, Немецкий язык.

4, История английского языка, (Литература: работы Энгельса; курсы истории языка Ильиша, Свита, Райта; хрестоматия Смирницкого; грамматика готского языка Райта).

5. Педпрактика; посещение лекций руководителя; проведение 36 часов практических занятий и 4 часа лекций по курсу "Введение в языкознание",

6. Работа над диссертацией: составление библиографии по теме; ознакомление с литературой по языку томских и чулымских тюрков; сбор словарных материалов в дер, Эушта - ориентировочно 8000 слов,

2-й год обучения (1955/56 уч. г.) Экзамены:

1. Сравнительная грамматика германских языков, (Литература: Мейе. Введение в изучение индоевропейских языков; Прокош. Сравнительная грамматика германских языков; Жирмунский. История немецкого языка; Чемоданов. Хрестоматия по истории немецкого языка).

2. Основной иностранный язык. (Литература: Есперсен, Свит, Поутсма, Крейсинга).

3. Спецвопрос. Введение в тюркское языкознание. (Литература: древнетюркские тексты Малова; грамматики шорского, хакасского и алтайского языков).

4. Педпрактика: 6 часов лекций и 17 часов практических занятий по истории английского языка.

5. Работа над диссертацией: закончить сбор материала по всей диссертации и окончательно отредактировать общую часть.

3-й год обучения (1956/57 уч. г.)

1, Закончить и защитить диссертацию. Срок защиты 20 июля 1957 г.

План заверен научным руководителем А.П. Дуль-зоном 1 октября 1954 г. (Архив ТГПУ. Оп. За. Д. 97. Л. 1-2). Естественно, для каждого аспиранта профессор А.П. Дульзон разрабатывал план, наиболее соответствующий теме диссертации. В связи с этим другие аспиранты сдавали экзамены по греческому, латинскому и др. языкам. Кроме этого, важное место в подготовке аспирантов занимал такой предмет, как практика разговорной речи. Профессор А.П. -Дульзон считал, что подготовка аспирантов должна включать в себя, как одну из важнейших задач, подготовку их к чтению теоретических курсов и практических дисциплин на языке избранной специальности. Здесь следует отметить, что в Томском пединституте, не в пример другим вузам, преподавание всех теоретических дисциплин уже с 1941 г. велось исключительно на немецком и английском языках. Поэтому зачет по современному немецкому или английскому языкам с 1944/45 уч. г. был включен в индивидуальные планы подготовки аспирантов независимо от их узкой специальности.

В конце 1950-х гг. большое внимание стало уделяться подготовке аспирантов по спецвопросу, начиная с 1-го года обучения. Так, программа подготовки аспиранта Г.К. Вернера включала: в 1-й год -ознакомление с литературой по кетскому языку, работу в картотеке, подготовку статьи "Система вокализма сымского диалекта кетского языка"; во 2-й год - командировку на 2 месяца для дополнительного

сбора материала по кетскому языку и подготовку статьи "Система консонантизма сымского диалекта кетского.языка"; в 3-й год - подготовку статьи "Фонетические особености звуковой системы сымского диалекта кетского языка" и окончание диссертации и ее защиту.

Как видим, в соответствии с поставленными целями программа обучения включала глубокий теоретический материал по языкознанию (6-8 экзаменов, кроме них - 5 письменных докладов и 3 статьи по специальным дисциплинам), педагогическую практику и, наконец, подготовку диссертации. Сам А.П. Дульзон, как руководитель аспирантуры, понимал, что аспирантура по языкознанию наиболее трудна и что физически почти невозможно закончить ее в срок. Но в то же время он писал в 1949 г.: "Не может быть речи о снижении уровня нашего учебного плана, поскольку он обеспечивает только минимум тех знаний, которые мы должны требовать от представителя передового советского языкознания в данной конкретной области" (ГАТО. Ф. Р-566. Оп. 10. Д. 2. Л. 212).

Но несмотря на все трудности, аспиранты усиленно учились, старались не подвести своего учителя, находили даже время для сочинения стихов. Это небольшое стихотворение, написанное O.A. Осипо-вой с помощью М.А. Абдрахманова и ставшее своеобразным лейтмотивом науки и молодости, помнят до сих пор многие ученики профессора.

И что все математики В сравнении с грамматикой, Сравнительной грамматикой Германских языков! Различные склонения: На гласные, согласные, Но самое ужасное -Познание глагольного Аблаута рядов. Андрей Петрович хмурится, Андрей Петрович сердится, А звуков соответствия У нас никак не клеются... Экзамен приближается, Бедняги все стараются: Сравнительной грамматикой Забита голова, Как в том святом писании Дрожала в ожидании Несчастная душа. Так аспиранты бедные Дрожат перед экзаменом Какое ж испытание Готовит им судья?

Выполнению программ обучения способствовало наличие у профессора А.П. Дульзона личной библиотеки, содержащей свыше 600 томов, в основном, языковедческой литературы. Эта библиотека была

изъята у него в 1941 г. при депортации из Саратова, а в 1949 г. по ходатайству Томского пединститута возвращена А.П. Дульзону. Между профессором-доктором А.П. Дульзоном и Томским пединститутом был заключен договор 4 июля 1949 г., по которому профессор А.П. Дульзон обязывался безотказно и безвозмездно предоставлять любые книги из этой библиотеки аспирантам и сотрудникам кафедр факультета иностранных языков, необходимые им для подготовки к сдаче кандидатских экзаменов и для работы над своими диссертациями (ГАТО. Ф. Р-1763. Оп. 1.Д. 208. Л. 198).

Однако проблема с литературой существовала. В 1957 г., обращаясь в Министерство просвещения РСФСР, А.П. Дульзон просил предоставить для аспирантуры валюту, необходимую для выписки из заграницы основных монографий и специальных словарей. Наряду с этим, значительную часть литературы приходилось выписывать по межбиблиотечному абонементу из Москвы и Ленинграда. Но из центра приходила далеко не вся заказанная литература (например, в 1955 г. из 90 заказов в Томск пришло лишь 38). Поэтому аспиранты вынуждены были ездить в Москву для ознакомления с литературой, что, естественно, затягивало процесс работы над диссертацией.

Большое значение профессор придавал научно-исследовательской работе. "Научно-исследовательская работа в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью научно-педагогического процесса. Она способствует улучшению методов обучения, является врагом всякого проявления талмудизма и начетничества. Преподаватель вуза, не ведущий научно-исследовательской работы, не растет в научном отношении, неизбежно превращается в преподавателя устаревших знаний" (ГАТО.Ф. Р-566. Оп. 9. Д. 127. Л. 1).

Базируясь на теоретическом материале, аспиранты А.П. Дульзона проводили самостоятельную научную работу по темам своих диссертаций, сопряженную с практикой. Это было тесно связано с разработкой новой проблемы, выдвинутой профессором А.П. Дульзоном в середине 1940-х гг. - проблемы происхождения малых сибирских народов и их языков. Осознавая ответственность и масштабность заявленной проблемы, имевшей глобальное значение для науки, А.П. Дульзон писал: "Проблема этногенеза или происхождения и развития народностей представляет собой проблему широчайшего размаха и имеет крупный научно-теоретический интерес. Проблема этногенеза всегда будет занимать пытливый ум человека, поскольку человечество всегда будет интересоваться своей собственной историей" (ГАТО. Ф. Р—1763. Оп. 1. Д. 111. Л. 77).

Для Томской области обращение к исчезающей культуре аборигенных народов являлось одной из актуальных задач науки. Профессор А.П. Дульзон одним из первых осознал это. Первые же экспедиции

доказали актуальность проблемы: почти повсеместная формальная русификация аборигенного населения способствовала ассимиляции и исчезновению самобытных культур малых народов. Например, в отчете о лингвистической экспедиции 1947 г. А.П. -Дульзон писал: "...изучение чулымского народа представляет собой неотложную задачу нашей науки в связи с тем, что очень немногочисленные носители его сейчас доживают свои дни, и в близком будущем, можно сказать, в первом следующем поколении на нем уже никто говорить не будет" (ГАТО. Ф. Р—1763. Оп. 1. Д. 59. Л. 2). Такое состояние было типично в конце 1940-х гг. и для других малых народов Сибири.

Наряду с исследованием романо-германских языков, аспиранты под руководством А.П. Дульзона с середины 1950-х гг. стали целенаправленно заниматься лингвистико-этнографическим исследованием проблемы происхождения аборигенных народов Сибири и их языков.

Переходя к методам обучения, как структурной составляющей технологии научно-педагогического процесса, следует указать на то, что профессором А.П. Дульзоном в работе с аспирантами и студентами применялись как традиционные, так и инновационные для того времени методы обучения. К традиционным мы относим такой информационно - развивающий метод как лекция. Считая лекцию одним из основных традиционных методов обучения, профессор А.П. Дульзон, судя по сохранившимся в архиве рукописным курсам лекций по языкознанию и этнографии, тщательно прорабатывал весь доступный материал, о чем красноречиво свидельствуют обширные списки использованной литературы. О манере чтения лекций А.П. Дульзоном вспоминает его аспирантка Л.И. Калинина: "Мне нравилось, как он читал лекции студентам: очень скромно, без всякой напыщенности, убедительно, интересно. Когда слушаешь его лекцию, такое ощущение, что он беседует с Вами". Помимо лекций, по понедельникам и средам А.П. Дульзоном проводились еженедельные консультации для аспирантов по итогам работы за прошедшую неделю. Такой целенаправленный еженедельный контроль со стороны руководителя служил прекрасным стимулом для систематической подготовки аспирантов по своему плану.

К инновационным для того времени методам обучения мы относим подготовку и проведение научно-исследовательских экспедиций для сбора материала по проблеме этногенеза сибирских народов и их языков.

Чтобы экспедиция осуществилась, нужно было сделать самое главное: получить разрешение из спецкомендатуры на выезд А.П. Дульзона в тот или иной район Томской области. В ответ на заявление профессора чины спецкомендатуры проверяли наличие компрометирующих материалов в его личном деле и только потом выдавали (или не выдавали, как в

1949 г.) разрешение на выезд. К разрешению прилагался маршрутный лист, корешок которого нужно было возвратить в комендатуру в день приезда в Томск.. Такие заявления, бланки справок, разрешений, регистрационных листов за 1949-1954 гг. сохранились в личном деле спецпереселенца немца А.П. Дульзона (Архив УВД Томской области. Д. 38134).

Каждую экспедицию предваряла серьезная научная и хозяйственно-административная работа. Ведь для организации экспедиций нужны были, прежде всего, значительные материальные средства, которые далеко не всегда имелись в педагогическом институте. Поэтому администрация института и профессор А.П. Дульзон вынуждены были обращаться за помощью во властные структуры города и области, а также в другие вузы, в Томский краеведческий музей с предложениями о сотрудничестве. Например, в 1946 и 1947 гг. администрация педагогического института просила облисполком обеспечить экспедиции питанием по нормам Крайнего Севера, а кроме этого выделить 45 готовых рабочих костюмов или 135 метров мануфактуры для их изготовления, 45 пар обуви (ботинок и сапог), 45 теплых фуфаек и 30 кг хозяйственного мыла (ГАТО. Ф. Р-566. Оп. 10. Д. 3. Л. 245). Нередко, часть экспедиционного снаряжения покупалась на "отпускные"деньги профессора А.П. Дульзона, особенно, если он ехал с сыном или одним - двумя помощниками.

Серьезное внимание уделялось подготовке экспедиции: составлении маршрута, карты или схемы маршрутов; точной постановки целей и ожидаемых результатов; вопросников, отпечатанных на машинке в достаточном количестве. Вопросники лингвистических экспедиций разрабатывались в соответствии с степенью изученности данного языка, но тем не менее имели некий "тезаурус". Например, вопросник для сбора материалов по селькупскому языку 1968 г. включал: употребление падежей, предложения на падежную систему; материал для обследования языка чулымских татар - 917 предложений, предложения с деепричастиями, вспомогательный глагол, модальность, предложения с прилагательными, послелоги, сложноподчиненные предложения, предложения с наречиями, темы рассказов (ЛЯНС ТГПУ. 1968. Т. 20. Л. 443).

Работа в лингвистической экспедиции требовала обязательного знания языка и транскрипции. "Практическое знакомство, до свободного владения, с фонетической транскрипцией требуется в особенности в тех случаях, когда записываются языковые данные, вроде бытующих имен, прозвищ, фамилий, топонимики и, тем более, когда записывают поговорки, загадки, пословицы, песни, легенды и т. п." (ГАТО.Ф. Р—1763. Оп. 1. Д. 193. Л. 97).

Важным вопросом подготовки экспедиций (лингвистических, лингвистико-этнографических, археологических) был подбор участников, которые, ра-

ботая в глухой тайге и далеких поселках, должны были стойко переносить гнус, отсутствие желаемого питания и не бояться промокнуть. Все участники экспедиции должны иметь полную и более или менее одинаковую нагрузку, независимо от "статуса".

Но экспедиции всегда были тяжелой работой даже для такого непритязательного к житейским удобствам человека, как Андрей Петрович. Оптимизма и силы воли ему было не занимать, а вот здоровье... Перенесший в 1920-е гг. туберкулез, А.П. Дуль-зон всю жизнь страдал частыми воспалениями легких. Но это не помешало ему, как вспоминает его ученица O.A. Осипова, однажды сразу после болезни отправиться в экспедицию - "на поправку ". Почти ежегодно работал профессор в экспедициях, а в свою последнюю экспедицию он поехал в возрасте 71 года.

Особое внимание уделялось складыванию взаимопонимания между исследователями и информантами. В связи с этим А.П. Дульзон писал, что исследователь должен видеть в обследуемых им представителях хотя бы очень отсталой народности себе полноправных и полноценных людей и что обследуемые должны это чувствовать. Если обследуемый и не в состоянии понять задачу исследования, то он должен быть уверен в серьезности этой задачи. "Хорошо жить у них, где бы то ни было, питаться у них не брезгуя. Туземное население очень чутко относится к приезжим, замечает малейшее проявление высокомерного отношения. Туземное население должно всегда видеть, что мы, приехавшие ученые, рассматриваем их как полноценных людей - разница может заключаться только в том, что мы учились в школах, а они нет. Многое они лучше знают и понимают, чем мы" (ГАТО. Ф. Р-1763. Оп. I. Д. 193. Л. 97). Этому высказыванию профессора вторит другое, его ученицы Л.И. Калининой: "Я помню, он предупреждал при подготовке к экспедиции, чтобы не проявлять высокомерия по отношению к местному населению, чтобы не брезговали их угощением, говорил, тот, кто, брезгует - неполноценный человек". Нельзя не заметить, что в этом высказывании профессора, наряду с декларированным стремлением считать информантов полноценными людьми, равными во всем ученым, тем не менее проявляются и издавна сложившиеся черты отношений цивилизованных людей к отсталым народам. Это, видимо, характерный признак своего времени. А в целом, это высказывание, бесспорно, служит и напутствием, и благословением молодым ученым, прокладывающим мосты понимания и уважения между двумя культурами.

Следует сказать, что "томский профессор"(так звали А.П. Дульзона информанты) всегда мог расположить их к себе и плодотворно с ними работать. Свидетельством тому не только богатые полевые сборы, но и многочисленные письма из разных уголков Томской области и даже из Красноярского края.

В своих экспедициях А.П. Дульзон всегда много фотографировал, а потом в знак благодарности за помощь и сотрудничество с учеными рассылал снимки сотнями по всей области. Татары, селькупы, кеты благодарили его за присланные фотографии, делились своими заботами, просили помочь в каком-нибудь деле в городе. Писали ему и взрослые, и дети, как, например, пятиклассница Маруся Альмякова из д. Сегондино (ЛЯНС ТГПУ. 1952. Т. 1. Л. 452). И профессор находил время, чтобы написать девочке доброе и ласковое письмо. Дружеские отношения с некоторыми информантами продолжались долгие годы и переходили в "наследство "к ученикам профессора А.П. Дульзона.

Под стать своему руководителю работали и остальные участники экспедиции. Рабочий день в экспедиции начинался с 6 часов утра и продолжался до 9 часов вечера. Испытывая большие трудности, Нина Воеводина и Катя Кузнецова писали в 1972 г. профессору А.П. Дульзону из п. Фарково Туруханского района Красноярского края: "Бьемся" за каждое слово и с ужасом думаем о склонении и спряжении. Постараемся сделать все возможное, чтобы выполнить программу" (ГАТО. Ф. Р-1763. On. 1. Д. 197. Л. 57). Но несмотря на трудности экспедиционной жизни, ученики профессора А.П. Дульзона, увлеченные научными идеями, стремились в "поле" и записывали все новые и новые тома почти забытых языков. "Я считаю для себя большим подарком судьбы участие в экспедициях непосредственно под руководством А.П. Дульзона. А годы учебы в аспирантуре - лучшими в моей жизни!" - написала из Пензы его ученица Вера Семеновна Бибикова.

В результате за период экспедиционной работы с середины 1940-х гг. до середины 1970-х гг. в Томской области и Красноярском крае профессором А.П-.Дульзоном и его учениками были записаны уникальные материалы, хранящиеся ныне в фондах лаборатории языков народов Сибири ТГПУ: по селькупскому языку (66 томов); по кетскому языку (83 томов); по чулымско-тюркскому языку (4 тома); по энецкому языку (6 тома); по нганасанскому языку (11 томов); по долганскому языку (8 томов); по хантыйскому языку (7 томов) (Каталог полевых записей... 1998).

На базе этих материалов были исследованы малоизученные аспекты проблемы происхождения аборигенных народов Сибири и их языков и защищены диссертации. Особенно наглядно это проявилось в 1960-е гг., когда были защищены 10 диссертаций (М.А. Абдрахманов, А.И. Кузьмина, Л.И. Калинина, Э.Г. Беккер, Г.К. Вернер, В.Н. Попова, К.Ф. Гриценко, О.Т. Молчанова, Т.И. Поротова, С.К. Караев), а в 1970-е гг. - 16 (М.Н. Валл, Е.И. Овчинникова, РФ. -Деннинг, B.C. Бибикова, И.Г. Вернер, A.A. Богюхов, К.И. Юргин, Ю.А. Морев, P.C. Гайер, P.M. Бирюко-вич, М.М. Костяков, Э.И. Белимов, Т.А. Кабанова. Э.Ф. Чиспияков, Е.П. Больдт, Н.М. Воеводина).

Обращаясь к анализу технологии научно-педаго-гического процесса томской лингвистической школы, следует обратить особое внимание на характер межличностных отношений между профессором А.П. Дульзоном и его учениками. Основой межличностных отношений этой научной школы был высочайший научный авторитет А.П. Дульзона.

Его любили все его ученики и коллеги. "Такая любовь - не только высшая награда мастеру, но и могучий технологический фактор педагогического процесса" (Психология 1997: 204). "Он был очень доброжелательным, чутким, заботливым, справедливым и требовательным. Я благодарна судьбе, что мне выпало счастье учиться и работать под руководством такого замечательного человека", - вспоминает о А.П. Дульзоне его ученица Л.И. Калинина.

В свою очередь, профессор внимательно приглядывался к студентам, тщательно проверял их знания, выбирая из них будущих аспирантов. Он стремился не только приучить своих учеников к систематическому труду, но и увлечь научным творчеством/И особенно поощрял тех, кто самоотверженно учился. Так, характеризуя аспиранта Г.Е. Каменца, он писал, что это исключительно трудолюбивый и добросовестный аспирант, имеющий хорошую теоретическую и практическую подготовку. Он также обратился к ректору ТГПИ с просьбой о поощрении денежной премией аспирантки B.C. Бибиковой, которая в сокращенные сроки благодаря своей настойчивости и трудолюбию, закончила аспирантуру с представлением диссертации к защите.

Таким образом, для научной школы А.П. Дульзона характерна атмосфера научного поиска, благоже-

лательной критики, всесторонней поддержки молодых ученых, способствующей их творческому развитию.

Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы: стратегическо-техноло-гический комплекс научно-педагогического процесса томской лингвистической школы, осуществляемый профессором А.П. Дульзоном, характеризуется чертами, имеющими непреходящее значение для современной системы образования. К ним относятся во-первых, формирование личности будущего ученого и педагога на основе повышенной требовательности и ответственности, и правильного отношения к труду; во-вторых, признание и поддержка авторитета руководителя как выдающегося ученого; в-треть-их, выбор актуальной и перспективной проблемы исследования; в-четвертых, неразрывное единство теоретической и практической (в частности,экспедиционной) деятельности.

Четко продуманная стратегия и технология научно-педагогического процесса томской лингвистической школы А.П. Дульзона в 1940-1970 гг. обеспечила ей не только приоритет в разработке языковедческих вопросов сибиреведения, но и длительное существование и дальнейшее превращение в научное направление. Если под руководством А.П. Дульзона было подготовлено и защищено 4 докторских и 21 кандидатская диссертации по тюркским, уральским и кетскому языкам, а также по топонимии Сибири, то ныне ученики учеников профессора А.П. -Дульзона, продолжая традиции научной школы, вносят достойный вклад в науку: на сегодняшний день успешно защищены 8 докторских и 46 кандидатских диссертаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ярошевский М.Г. 1977 - Логика развития науки и научная школа//Школы в науке. М., 1977. С.77.

2. Дульзон А.П. 1971 - Я за увлеченность//Комсомольская правда.от 13.11.1971.

3. Матющенко В.И. 1994 - Сибирская археология в 1940-50-е гг. Омск, 1994. С. 28.

4. Асмолов А.Г. 1990 - Психология личности. М., 1990. С. 363.

5. Психология 1997 - Психология и педагогика. М., 1997. С. 204.

6. Каталог полевых записей... 1998 - Каталог полевых записей языков народов Сибири (фонды лаборатории языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета). Томск, 1998,

ГЕНЕАЛОГИЯ ТОМСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ А.П. ДУЛЬЗОНА

Т.В. Галкина

Томский государственный университет

Вынесенное в заглавие такое словосочетание как "генеалогия школы" для многих может показаться странным и неправомерным. Действительно, генеалогия как наука о происхождении и развитии лич-

ности, семьи, рода, династии, делает свои выводы о происхождении, родовитости и наследственных правах, основываясь на наличии кровного родства. Основой же научной школы является, как правило,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.