Научная статья на тему 'Направления научных исследований на факультете иностранных языков в ТГПУ'

Направления научных исследований на факультете иностранных языков в ТГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова О. А., Ким-малони А. А., Игна О. Н.

В данной статье представлены основные исторические этапы развития научно-исследовательской работы факультета иностранных языков Томского государственного педагогического университета. Авторы выделяют наиболее значимые научные достижения в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the fundamental historic stages in the scientific and research development of the faculty of foreign languages of Tomsk State Pedagogical University. The authors point out the most significant scientific achievements in the sphere of linguistics and methods of foreign language teaching

Текст научной работы на тему «Направления научных исследований на факультете иностранных языков в ТГПУ»

К 75-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТГПУ

О.А. Осипова, А.А. Ким-Малони, О.Н. Игна

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТГПУ

Томский государственный педагогический университет

2006 год - юбилейная дата для факультета иностранных языков Томского государственного педагогического университета: исполняется 75 лет преподавания иностранных языков в старейшем педвузе Сибири. Отмечая это значительное событие, хочется подвести итог педагогической и научной деятельности, увидеть новые перспективы и наметить планы. История факультета связана с именами замечательных педагогов и ученых: А.П. Дуль-зона, Г.К. Вернера, О.А. Осиповой, Э.Г Беккер, В.В. Быконя, Е.Г. Которовой, Т.И. Поротовой, Л.Е. Виноградовой, Н.М. Гришиной, Ю.С. Денисовым, Р.Ф. и Н.В. Деннингов, Ю.А. Морева, Б.Б. Фе-ера, Л.А. Алиткиной, Р.Г. Лозинской, Н.С. Жуковой, А.А. Ким, Н.Г. Кузнецовой, С.Ю. Колесниковой, С.В. Глушкова, В.М. Ростовцевой, Н.А. Качаловым, О.Н. Игны, В.В. Соколовой, Л.Г. Ананьевой и многих-многих других. По праву можно сказать, что на факультете передается научная эстафета из поколения в поколение.

Имя лауреата Государственной премии проф.

А.П. Дульзона известно далеко за пределами нашей страны. Он и лингвист, и этнограф, и археолог. Им была создана школа лингвистов по германским и сибирским языкам. Всего под его руководством было защищено более 40 кандидатских диссертаций, 9 из его учеников стали докторами филологических наук.

С 1 октября 1941 г. А.П. Дульзон был зачислен в Томский педагогический институт профессором кафедры немецкого языка, а с 15 января 1942 г. переведен на заведывание этой кафедрой. А.П. Дульзон разработал ряд новых курсов: «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Введение в этнологию (общую этнографию)», которые он читал для целого потока. При нем также была открыта аспирантура по германистике, и первые его диссертанты занимались немецкой диалектологией (И.Е. Авдеев, А.И. Кузьмина, Г.Г. Едиг), современным немецким (Н.И. Агеева, И.А. Мыльникова, Г.К. Каменец и др.) и английским языками (Е.К. Яд-

виршис, О.А. Осипова, РК. Орехва, П.М. Каращук и др.).

Всего под руководством А.П. Дульзона по германским и индоевропейским языкам было защищено 22 кандидатских диссертации. Еще 24 кандидатских диссертаций были написаны его учениками по языкам народов Сибири. Это прежде всего связано с тем, что сам А.П.Дульзон, начиная с середины 40-х годов, углубленно занимается изучением литературы и исследованиями по языку, топонимии, археологии, этнографии дорус-ских народов Западной Сибири, постепенно вовлекая все большее число учеников в решение проблемы происхождения аборигенов Сибири и их языков. Этой проблеме он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. В 1947 г. Андреем Петровичем был подробно разработан перспективный план исследований по проблеме «Происхождение аборигенов Сибири и их языков» с привлечением широкого круга исследователей в области языка, топонимии, этнографии и археологии из педагогического института и из ТГУ. Данная проблема была заявлена в качестве приоритетного научного направления Томской лингвистической школой и была утверждена Министерством просвещения РСФСР и получила регистрационный номер № 80031039.

Основную задачу, которую ставили перед собой ученые, - проследить преемственную связь от живого аборигенного населения до XIV, а иногда и до XII вв. Принципиальные вопросы, входящие в круг данной проблематики, были решены, но оставалось еще очень многое: продолжить установление этой связи дальше вглубь прошлого; продолжить сбор материалов и описание исчезающих языков Сибири; установить их былые контакты; показать тенденцию их дальнейшего развития; на базе экспедиционных материалов составить банк данных по языкам народов Сибири. А.П. Дульзон явился не только первооткрывателем многих сторон слабо-изученных языков Сибири (кетский, хантыйский,

мансийский, хакасский, нганасанский, шорский и эвенкийский), но и подробно изучил три совершенно не описанных ранее в науке языка: чулымско-тюркский (представлен в уч. зап. ТГПУ и в книге «Языки народов СССР, Тюркские языки». Т. 2, 1966, с. 446-466), нижне-томско-тюркский и селькупский в пределах Томской области. Глубокие знания Андреем Петровичем древних и многих современных индоевропейских языков дали ему возможность подойти к историческому толкованию различных грамматических форм в кетском и селькупском языках, что, в свою очередь, позволило говорить о предыстории языковой общности в Центральной Азии. Эти мысли Андрея Петровича отразились в его последних работах, посвященных сопоставлению различных сторон кетского языка с индоевропейскими языками, урало-алтайских языков с индоевропейскими и других языков Сибири с родственными и неродственными языками.

Андрей Петрович Дульзон воспитал целое поколение учеников, продолживших исследование в области германистики и сибиреведения. Сегодня уже ученики А.П. Дульзона руководят кандидатскими и докторскими работами. Двое из подготовленных Дульзоном докторов продолжили дело своего учителя в родном вузе. Профессор Эрика Генриховна Беккер занималась селькупской топонимией и морфологией. Она возглавила исследования в области селькупского языка и в свою очередь передала научную эстафету ученикам - В. В. Быконя, А.А. Ким, Н.П. Максимовой, И. А. Ильяшенко, Н.П. Гальцо-вой, Н.Г. Кузнецовой. Сегодня исследованиями в области самодийских языков руководят ее ученики - профессора, доктора филологических наук

В.В. Быконя, Н.Г. Кузнецова, А.А. Ким. Ольга Андреевна Осипова пошла по стопам своего научного наставника профессора А.П. Дульзона, соединив исследовательскую работу над германскими языками с сибиреведением. Под ее руководством 10 человек защитили кандидатские диссертации, две ученицы работают над докторскими.

Исследованиями по германистике и кетскому языку занимается доктор филологических наук профессор Е.Г. Которова, прошедшая солидную лингвистическую подготовку в аспирантуре МГУ. Она продолжает традиции А.П. Дульзона в кетоло-гии и типологии. Под ее руководством защищено несколько кандидатских диссертаций.

В Томском государственном педагогическом университете в 1999 г. открыта и успешно работает аспирантура по специальностям 10.02.20 «Сравнительноисторическое, типологическое и сопоставительное языкознание» и 10.02.02 «Языки народов Российской Федерации» (селькупский язык). С 2000 г. по этим специальностям интенсивно работает диссертационный совет.

На факультете иностранных языков в Томском государственном педагогическом университете преподаванию теоретических лингвистических дисциплин всегда уделялось пристальное внимание. Уже в советское время ведущие преподаватели факультета направлялись на стажировки и в аспирантуры в столичные вузы, приглашались ведущие ученые России для участия в научных конференциях и чтения лекций. В последнее десятилетие рамки научных контактов значительно расширились: появились возможности обучения за рубежом, знакомство с зарубежными публикациями и участие в международных конференциях.

Сотрудники ФИЯ ТГПУ активно включились в международную интеграцию. Лингвистическая школа Томского государственного педагогического университета постоянно осуществляет научно-педагогические связи с большинством городов Сибири (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул, Ханты-Мансийск, Сургут), а также с Москвой, Санкт-Петербургом, Йошкар-Олой и рядом зарубежных стран (Финляндия, Венгрия, Канада, США, Германия, Франция, Англия). Профессора Е.Г. Которова, А.А. Ким, О.А. Осипова являются членами Европейского лингвистического общества, часто бывают на конференциях этого общества и таким образом находятся в курсе современных направлений и достижений лингвистики. Профессор Которо-ва Е.Г. также является членом Международной ассоциации лингвистической типологии. Ким А.А. является членом Международного общества изучения аборигенных языков Америки; членом Международного общества социальных арктических исследований; членом международной ассоциации изучения шаманизма. Доцент кандидат филологических наук Андрей Юрьевич Фильченко закончил аспирантуру в университете Райс, Хьюстон, Техас; старший преподаватель Ольга Сергеевна Потанина, Фулбрайтов-ский стипендиат, стажировалась у одного из ведущих лингвистов США Джоан Байби в университете Нью-Мексико, а также в Германии. Доцент Нина Степановна Жукова несколько лет являлась координатором германо-российского проекта, в рамках которого проходил активный обмен обучения студентов и стажировки преподавателей. Был создан учебный центр Гёте-института при ФИЯ.

Многие из лингвистов ТГПУ принимают участие в различных международных зарубежных конференциях и конкурсах, а также в конференциях различного уровня в России. Регулярно проводятся научные конференции «Дульзоновские чтения», на которых традиционными являются секции по сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному языкознанию, по языкам и культурам народов Сибири, по актуальным проблемам преподавания иностранных языков.

Юбилейный год ознаменовался проведением симпозиума по языкам Европы, Северной и Центральной Азии (Languages of Europe and Northern and Central Asia, LENCA-3). Вслед за Удмуртским и Казанским университетами Томский педунивер-ситет был выбран местом для проведения очередного международного симпозиума по одному из разделов лингвистики. Проблематика симпозиума была очень широкая - она охватила структурные и семантические особенности сложных предложений: различные стратегии образования подчинительной и сочинительной связи, используемые в языках; их географическое распределение и историческое развитие; дискурсивно-прагматические черты их использования в качестве средств, обеспечивающих последовательность как внутри сложных предложений, так и между сложными предложениями.

LENCA-3 - это лингвистический форум международного значения, важнейшее событие в научной жизни не только Сибири, но и России в целом, по представительности сравнимое лишь с единичными мероприятиями такого масштаба за последнее десятилетие. География участников охватывает весь мир. На симпозиум приехали ведущие лингвисты из Великобритании, Австралии, США, Гер -мании, Швейцарии, Японии, Италии, Финляндии и Кореи, Грузии, Казахстана. Россия представлена ведущими вузами страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Новокузнецка, Том -ска. Список докладчиков томского симпозиума уникален для России и мог бы вполне служить предметом гордости любого мирового академического форума - это элита мирового и российского языкознания, профессора ведущих мировых университетов, авторы многих «настольных книг» по лингвистике: профессора Бернард Комри (Германия-США), Роберт Ван Валин (США-Германия), Питер Остин (Австралия-Великобритания), Оса-хито Мияока (Япония), Мария Полински (США), Александр Евгеньевич Кибрик, Владимир Александрович Плунгян (Москва), Эдвард Вайда (США), Бальтазар Бикель (Швейцария-Германия), Томас Пейн (США-Корея), Тао Джанг (Корея).

ТГПУ, в лице кафедры языков народов Сибири ФИЯ, получил уникальную возможность продемонстрировать высокий уровень научно-исследовательской деятельности и укрепить свои позиции в международной научной интеграции, выступая в престижной роли соорганизатора симпозиума наряду с признанными мировыми исследовательскими центрами - Институтом Эволюционной Антропологии им. Макса Планка в г. Лейпциге (Германия) и Университетом Хельсинки (Финляндия).

Наряду с многоаспектными научными исследованиями в области лингвистики в ТГПУ актуаль-

ными всегда оставались исследования в области преподавания национальных и иностранных языков.

Кафедра теории и методики преподавания иностранных языков ТГПУ была создана в 1991 году (первым заведующим кафедрой был Н.А. Качалов). На тот период это была единственная в вузе кафедра специальной методики. В ее первоначальном составе было около двадцати преподавателей, в том числе пять кандидатов педагогических и филологических наук, а также известнейший в России ученый, классик отечественной методики, доктор педагогических наук С.Ф. Шатилов. Уже в 1997 г. была защищена первая кандидатская диссертация по методике преподавания иностранных языков.

С 1997 по 2000 годы зав. кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков была Эльвира Ивановна Мачкинис - кандидат педагогических наук, доцент. Сотрудники кафедры поддерживали связь с образовательными учреждениями г. Томска, являясь одновременно преподавателями лицеев и школ. Под научным руководством Э.И. Мачкинис защитили свои диссертации Т.А. Дакукина, О.Н Игна, К.С. Лелюшкина, Л.В. Тарасова.

Невозможно перечислить всех преподавателей, чья профессиональная деятельность была связана с тем или иным периодом развития кафедры теории и методики преподавания иностранных языков ФИЯ ТГПУ (число их, по самым приблизительным подсчетам, приближается к сотне), но каждый из них достоин уважения и благодарности за личный вклад в развитие кафедры, а соответственно - в развитие факультета иностранных языков ТГПУ.

Нельзя не упомянуть наиболее известных сотрудников кафедры разных лет, которыми по праву может гордиться не только факультет иностранных языков и чьи имена известны далеко за пределами г Томска. Это Л.И. Агафонова, Л.Е. Виноградова, Н.В. Гуль, О.Н. Игна, Н.А. Качалов, К.С. Лелюшкина, Э.И. Мачкинис, В.М. Ростовцева, В.Н. Сим-кин, Н.Г. Соловьёва, С.Ф. Шатилов. Некоторые из этих замечательных людей работают в других вузах г. Томска, а также в г. Санкт-Петербурге, г. Москве, в Германии.

Ключевыми предметами научного исследования методистов-исследователей ФИЯ ТГПУ в последнее время являются:

- программные педагогические средства обучения иностранным языкам;

- инновационные учебно-методические комплексы как основное средство обучения иностранным языкам;

- различные аспекты профессионально-ориентированного обучения иноязычному общению;

- компетентностный подход в обучении иностранным языкам;

- проблемы преподавания второго иностранного языка.

Многообразие научных интересов обусловлено практической осведомленностью проблемами сред-

него и высшего образования ввиду опыта преподавания иностранных языков не только в высших учебных заведениях, но и в других образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.