IV. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
УДК 39
Зеремская Юлия Александровна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
СТРУКТУРА СЕЛЬКУПСКОГО ЭТНОСА
В ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ
Zeremskaya Y.A.
National Research Tomsk Polytechnical University
THE STRUCTURE OF SELKUP ETHNOS IN ETHNOGRAPHIC DESCRIPTIONS
Аннотация: Названия родов у селькупов отражают дуальную и
тройственную организацию заключения браков у селькупов. Исторически дуальная картина мира предшествовала тройственной. В системе семейнобрачных отношений дуальной картине мира соответствует групповой брак, а тройственной - кольцевая связь и переход от матрилинейности к патрилинейности. Времени матриархата соответствовало горизонтальное представление о мире, а с переходом к патриархату мир стал восприниматься вертикально.
Ключевые слова: селькупы, форма брака, род, картина мира.
Names of Selkup clans reflect the dual and triadic arrangement of their marriages. Historically, the dual worldview pre-dated the triadic one. In the system of family relations, the dual worldview corresponded to group marriages, whereas the triadic worldview corresponded to circular ties and transition from matriarchal linearity to patriarchal linearity. Matriarchate complied with the horizontal view of the world, and with the transition to patriarchate, the view of the world became vertical.
Key words: Selkups, forms of marriage, clan, worldview.
© Зеремская Ю.А., 2013
Среди исследователей, изучающих формы брака, нет единого мнения относительно содержания этого понятия. Форму брака можно определить как традицию, регламентирующую брачные права любого индивида. Эта традиция отражается в порядке заключения брака, связанном с принадлежностью к определенной общности, в фактических возможностях, связанных с уплатой калыма, и т.д.
Порядок заключения браков у селькупов рассматривался Г.И. Пелих, Е.Д. Прокофьевой, А.М. Золотаревой, Д.О. Долгих. А.М. Золотарева и Н.В. Деннинг считали, что селькупам присуща дуальная организация [14, с. 224; 10, с. 103]. Результаты исследования показали, что селькупы делятся на два рода: «лимпыл пелекыл тамдыр» (орла половинный род), «косыл пелекыл тамдыр» (кедровки половинный род). Кедровка и орел считаются тотемными фратриями и во многих сказках именуются братьями людей, принадлежащих к соответствующим фратриям. Разделение племени на две фратрии явилось очень важным фактором. Следствием этого деления было исключение из браков всех лиц, принадлежащих к одной фратрии. Но также люди противоположных родов взаимно считали друг друга коллективными женами и мужьями. С этой точки зрения, данное деление представляет собой первую организованную форму брачных отношений - групповой брак. М.А. Кастрен поделил селькупов также на две фратрии: лимбыль-гум (орлиные люди) и казель-гум (окуньи люди) [14, с. 224]. Б.О. Долгих полагает, что фратрии распадаются на роды, а последние, в свою очередь, на семьи [12, с. 8-88].
М.Г. Левина и Л.П. Потапова считают, что северные селькупы делятся на две фратрии: «орла половинный род» и «кедровки половинный род», - каждая из которых делилась на ряд родов, а тымские селькупы считали себя принадлежавшими к «половине» коссыль кула - «окуневые люди», ср. тым. qazal ‘окуневый’. В XVII-XVIII вв. каждый род имел свою территорию. Охотничьи и рыболовные угодья на этой территории считались коллективной собственностью [18, с. 677]. П.Е. Островских зафиксировал деление на три рода: казыр-белак (род кедровки), сэнгыл-белак (род тетеря или глухаря), лимбыль-белак (род орла) [9, с. 62]. Г.И. Пелих на основании метрических книг и селькупских терминов родства утверждала, что у нарымских и северных селькупов было три рода, которые она называла «брачные классы» или «группы», и при заключении браков действовал закон «кольцевой связи» [20, с. 176-188]. В начале XX в. идет разрушение кольцевой связи.
В этнографических описаниях проходят названия родов, которые можно представить в виде трех групп: 1) с общим компонентом -гум: лимбыль гум ‘орлиный человек’, казель гум ‘окуневый человек’; 2) с общим компонентом -
белак: казыр белак ‘род кедровки’, сэнгыл белак ‘род тетеря’, лимбыль белак ‘род орла’; 3) с общим компонентом -тамдыр: лимпыль пелекыл тамдыр ‘орла половинный род’, косыл пелекыл тамдыр ‘окуня половинный род’. Названия с компонентом -гум можно считать этнонимами, поскольку слово «гум» имеет значение ‘человек’ [16, с. 82; 1, с. 78; 5, с. 23-24; 4, с. 13].
Что касается второй и третьей групп, то, с нашей точки зрения, эти названия отражают дуальную и тройственную организацию заключения браков у селькупов. Дуальная организация заключения браков соответствует двойственной картине мира по горизонтали. Предполагаем, что названия «казыр белак», «сэнгыл белак» и «лимбыль белак» отражают объединение родов, причем род белак вошел в каждый из этих трех объединений.
Слово «pel'ak» ‘часть’, ‘половина’, ‘сторона’ имеет уральскую этимологию, восходит к уральскому *pala ‘половина’, встречается в мордовском языке pel ‘сторона’, камасинском pil, pel ‘половина, сторона’ [28, с. 362], ср. прасамодийская форма *pela [27, с. 120]. Данная лексема широко представлена в лексической системе селькупского языка в значениях ‘половина’, ‘сторона’, ‘часть’, ср. об. С bl'eka ‘сторона’, ел. p'el'ek, тым. p'el'ka ‘половина’, кет. p'ile ‘половина’, ‘часть’, ‘сторона’, pilsg ‘половина’, ‘часть’. Исходным значением для pate можно считать ‘половина’ (при продольном разрезе) или целое, состоящие из двух однородных частей. Считаем l'imbjl' pel'ekjl tamdjr племенем, состоящим из родов, имевших общего тотема l'imb ‘орел’. Связь по свойству нашла выражение в лексеме об. Ч, тым. pel ‘сношеница’, кет. pelan'a ‘сношеница’ (так называют друг друга жены братьев). По данным Н.В. Деннинг, фонема /e/ реализуется в очень открытых оттенках а, е и в закрытых е, e, поэтому считаем pal-, pel-, p'el-фонетическими вариантами [11, с. 8].
В мировоззрении народов Севера дуальная картина мира [19, с. 97-99; 7, с. 22-24; 8, с. 196-200] предшествовала тройственной [22, 10-35; 21, 24].
В системе семейно-брачных отношений дуальной картине мира соответствует групповой брак.
Третья группа наименований представлена трехкомпонентными названиями: «лимпыл пелекыл тамдыр» и «косыл пелекыл тамдыр». В них отражена кольцевая связь, о которой пишет Г.И. Пелих, в рамках фратрии и переход от матрилинейности к патрилинейности. Наименования различаются лишь первыми компонентами, которые совпадают с тотемами родов: род орла и род окуня. Переводы типа ‘орла половинный род’, ‘кедровки половинный род’ основаны на ассоциативной связи наименования рода pel со словом p'el'i ‘половина’, ‘часть’, которые связаны этимологически. В связи с семантическим
выветриванием лексемы pel значение ‘род’ выражается лексемой tamdjr, которая сохранила данное значение до настоящего времени [5, с. 230].
Согласно описанию картины мира селькупов, предложенного В.В. Быконя [2, с. 199-219], микрокосмос представляет единое целое, состоящее из двух частей. Микрокосмос повторяет макрокосмос, в нашем случае племя из двух фратрий: род орла (‘limbjl’ pelekjl tamdjr’) и род окуня (‘kosjl pelekjl tamdjr’). Окунь - обитатель водной стихии, символ Нижнего мира, а орел - обитатель воздушной стихии, Верхнего мира. Поэтому мы можем рассматривать limbjl' и kosjl как части фратрии, образовавшейся из некогда существовавших родов в результате их соединения. Отношения между частями фратрии на уровне заключения браков невозможны.
У селькупов существовало горизонтальное и вертикальное представление о мире [15, с. 33]. Времени матриархата соответствовало горизонтальное представление о мире. Жизнь ассоциировалась с женским началом, и основой жизненного пространства считалась река: исток - Верхний мир, среднее течение - Средний мир, а устье - Нижний мир [20, с. 178; 17, с. 63]. С переходом к патриархату мир стал восприниматься вертикально и связующим звеном между реальным и ирреальным мирами стали дерево, гора [21, с. 24; 15, с. 23].
Селькупы жили на территории среднего течения Оби и ее притоков (Тым, Кеть, Парабель, Васюган и др.). В конце XVII в. часть селькупов была вытеснена другими народами и переселилась на р. Таз, а позднее - и на Турухан. Таким образом, образовались две группы селькупов - южная (нарымская) и северная (тазовско-туруханская), и они значительно отличаются друг от друга [26, с. 18].
В отличие от северных селькупов, в этнической структуре которых выделяются фратрии, включающие в свое самоназвание слово «pel'ak», этническое подразделение южных селькупов находится в стадии описания [4; 5; 6]. На данном этапе исследования самоназваний с компонентом pel'ak в южнодиалектном ареале не выявлено. Причина этого лежит в исторических условиях, в которых проходило формирование северного племенного союза и, соответственно, территориальных диалектов. Становление северной диалектной группы протекало в условиях смешения групп, мигрировавших с Тыма, из Сургутского региона [23, с. 1-131].
В этнографических описаниях дана достаточно расплывчатая информация о наименованиях родов. Так, kosjl tamdjr переводится и как род окуня, и как род кедровки. Вообще, данная лексема имеет несколько значений: кет. kassa ‘окунь’, кет. kazar ‘кедровка’ [13, с. 33]; тур. qosa ‘окунь’; ел., тур. qosjra ‘кедровка’; ел. kosra ‘ворона’; ел. qos, qos'an ‘ерш’, ‘мускун’; об., тым. qaza
‘окунь’; об. Ч qazal ‘окуневый’. Наименования некоторых разновидностей рыб (окунь, ерш, муксун) и птиц образуются при использовании синекдохи, а именно: через перенос значения с части на целое: плавник рыбы ^ рыба, крыло птицы ^ птица [25, 20]. О том, что присутствует такой перенос значения, свидетельствуют лексемы: ел., тур. qбs ‘поплавок’, ‘кора’, ср. тур. qosa ‘окунь’; кет. qazэ ‘поплавок’, ‘кора (дерева)’, ‘кожура’ ^ qazэra ‘кедровка’, qazjjgu ‘драть кору’, qazigga ‘кедровка’. Значение ‘крыло’ актуализировано в слове ел. <^оэе1ака» ‘жук’ (букашка с крыльями, летает). Следовательно, можно предположить, что существовали и род окуня (горизонтальное представление о мире) и род кедровки (вертикальное представление о мире). Сорока не относится к тотемным символам [15, с. 186; 24, с. 202], скорее всего здесь мы видим процесс перехода от матриархата к патриархату, от горизонтальной модели мира - к вертикальной. Об этом свидетельствует также лексема об. С kбsba ‘чердак’ как верхняя (сакральная) часть жилища, включающая в свою морфемную структуру рассматриваемый компонент kos-.
Таким образом, по данным этнографии, селькупскому этносу была присуща либо дуальная организация, т.е. существовало два рода: «лимпыл пелекыл тамдыр» (орла половинный род) и «косыл пелекыл тамдыр» (кедровки половинный род), либо троичная, при которой выделяются три рода: «казыр белак» (род кедровки), «сэнгыл-белак» (род тетеря или глухаря), «лимбыль-белак» (род орла). Следствием этого деления было исключение из браков всех лиц, принадлежавших к одному роду. В трехкомпонентных названиях родов отражена кольцевая связь. Название рода «косыл тамдыр» переводится как ‘кедровки род’ и как ‘окуневый род’. Лингвистический материал позволяет заключить, что во время матриархата существовал род окуня, так как превалировало горизонтальное представление о мире. При вертикальном представлении о мире произошло перенесение божественного мира на небо. Поэтому род «косыл тамдыр» стал трактоваться как «кедровки род».
Библиографический список
1. Байдак А.В., Максимова Н.П. Селькупский язык: обзор по отдельным разделам // Сравнительно историческое и типологическое изучение языков и культур: материалы междунар. конф. «XXIV Дульзоновские чтения». - Томск, 2005. - С. 73-81.
2. Быконя В.В. Имя числительное в картине мира селькупов. - Томск: ТГПУ, 1998. -
261 с.
3. Быконя В.В. К реконструкции системы селькупских этнонимов (по лексикографическим данным) // Сравнительно историческое и типологическое изучение языков и культур: материалы междунар. конф. «XXIV Дульзоновские чтения». - Томск, 2005. - С. 23-25.
4. Быконя В.В. Самодийское направление // Сравнительно-исторические исследования языка и культуры: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. лаборатории яз. нар. Сибири. -Вып. 3. - Томск, 2GG7. - С. 13-19.
5. Быконя В.В. Селькупско-русский диалектный словарь / В.В. Быконя, Н.Г. Кузнецова, Н.П. Максимова. - Томск, 2GG5. - 348 с.
6. Быконя В.В. Фрагменты духовной культуры селькупов в наименованиях мифических образов // Вестник ТГПУ. - Вып. 4 (55). - Томск, 2GG6. - С. 133-14G.
7. Гемуев И.Н. Легенды и были таежного края / И.Н. Гемуев, AM. Сагалаев, A.^ Соловьев. - Новосибмрск: Наука, 1989. - 173 с.
8. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и Космос. - Новосибирск: Наука, 199G. - 23G с.
9. Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX-XX вв.). - Новосибирск: Наука, 1984. - 153 с.
1G. Деннинг Н.В. Варианты мирового дерева и их отражение в селькупском фольклоре
и языке // Сравнительно-исторические и типологические исследования языка и культуры: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. - Том 2. - Томск: ТГПУ, 2GG4. - С. 1G2-112.
11. Деннинг Н.В. Фонетика тымского диалекта селькупского языка: Aвтореф. дисс. ...канд. филол. наук. - М., 1984. - 19 с.
12. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М.: AE СССР, 196G. - 622 с.
13. Дубровская Н.В. Семантическая структура абстрактного слова (на примере селькупского языка) // Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур: сб. тез. междунар. науч. конф. - Томск: Ветер, 2GG8. - С. 33-35.
14. Золотарева AM. Родовой строй и первобытная мифология. - М.: Наука, 1964. - 325 с.
15. Ким A.A. Селькупская культовая лексика как этнолингвистический источник: проблема реконструкции картины мира: Aвтореф. дисс. .д-ра филол. наук. - Йошкар-Ола, 1999. - 41 с.
16. Климова Л.Б. Существительные кум и по в селькупском языке и их соответствия в немецком // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: материалы межвуз. конф. 1113 мая 1969. - Томск: Том. ун-т, 1969. - С. 82-83.
17. Молданов Т. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. -Томск: Том. ун-т, 1999. - 141 с.
18. Народы Сибири / под ред. М.Г. Левина, Л. . Потапова. - М. ;Л.: Изд-во AK СССР, 1956. - 983 с.
19. Новикова Н.И. Религиозные представления манси о мире // Духовная культура народов Сибири. - Томск, 198G. - С. 97-99.
2G. Пелих Г.И. Кольцевая связь у селькупов Нарымского края. - М.: AK СССР, 1962. - 21 с.
21. Пелих Г.И. Селькупская мифология. - Томск: НТЛ, 1998. - 177 с.
22. Пелих Г.И. Селькупы XVII в. Очерки социально-экономической истории. -Новосибирск: Наука, 1981. - 177 с.
23. Прокофьева ГН Селькупская грамматика. - Л.: Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1935. - 131 с.
24. Сатеева Э.В., Быконя В.В. Основообразующий суффикс -r(V) в селькупском языке // Linguistica Uralica. - T. XXXVIII (3). - Tallinn, 2GG2. - C195-2G6.
25. Современный русский язык / под. ред. ПА. Леканта. - М.: Дрофа, 2GG1. - 557 с.
26. Хомич Л.В. Тазовские селькупы / Л.В. Хомич, С.И. Ириков, Г.Е. Люпова. - СПб.: Просвещние, 2GG2. - 147 с.
27. Janhunen J. Samojedischer Wortschats. Gemeinsamojedische Etymologien / Juha Janhunen. - Helsinki, 1977. - 186 s.
28. Redei K. Uralisches etymologisches Worterbuch / Karoly Redei. - Budapest: Akademiai kiado, 1988. - 593 s.