Научная статья на тему 'XV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»'

XV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цели устойчивого развития / налоговая политика / экологические цели / экономические цели / социальные цели / налоговый симпозиум / sustainable development goals / tax policy / environmental goals / economic goals / social goals / tax symposium

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Анатольевич Майбуров, Анна Павловна Киреенко, Степан Сергеевич Быков

Предметами обсуждения на ХV международном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся со 2 июля до 9 июля 2023 г. в городе Барнаул на базе Иркутского национального исследовательского технического университета, стали теоретические и практические аспекты использования различных инструментов налоговой политики для достижения установленных ООН 17 целей устойчивого развития. В симпозиуме приняли участие 94 ученых, представляющих налоговые школы 30 университетов из 23 городов пяти стран (России, Белоруссии, Таджикистана, Индонезии, Нигерии). Организаторами симпозиума выступили Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук, Фискальный институт при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан. Цели симпозиума — обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, четыре тематических секций. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования налоговой политики и реализации налогового инструментария в контексте деятельности по достижению целей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игорь Анатольевич Майбуров, Анна Павловна Киреенко, Степан Сергеевич Быков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XV International Symposium “Theory and Practice of Tax reforms”

The subjects of discussion at the XV International Symposium “Theory and Practice of Tax Reforms”, held from July 2 to July 9, 2023 in the city of Barnaul on the basis of the Irkutsk National Research Technical University — theoretical and practical aspects of using various tax policy tools to achieve the UN 17 Sustainable Development Goals. The symposium was attended by 94 scientists representing tax schools of 30 universities from 23 cities of 5 countries (Russia, Belarus, Tajikistan, Indonesia, Nigeria). The symposium was organized by Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, St. Petersburg State University, Financial University under the Government of the Russian Federation, Tyumen State University, Belarusian State University of Economics, Institute of Economic Strategies of the Chinese Academy of Social Sciences, Fiscal Institute under the State Tax Committee of the Republic of Uzbekistan. The objectives of the symposium are to discuss current problems of reforming tax systems, to develop new theoretical and methodological approaches to the theory and policy of taxation, as well as to form creative teams to conduct joint tax — oriented research. Within the framework of the symposium, a plenary session, four thematic sections, and advanced training of participants were held. They considered theoretical and practical aspects of improving tax policy and the implementation of tax tools in the context of the implementation of sustainable development Goals.

Текст научной работы на тему «XV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»»

СИМПОЗИУМ / SYMPOSIUM

169

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-5-169-176

УДК 336.221(045)

JEL E63, F38, H22, H26, H87

(CC) ]

XV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»

И.А. Майбуров3, А. П. Киреенко3- ь, С. С. Быков"

Уральский федеральный университет, Екатеринбург Россия; ь Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметами обсуждения на XV международном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся со 2 июля до 9 июля 2023 г. в городе Барнаул на базе Иркутского национального исследовательского технического университета, стали теоретические и практические аспекты использования различных инструментов налоговой политики для достижения установленных ООН 17 целей устойчивого развития. В симпозиуме приняли участие 94 ученых, представляющих налоговые школы 30 университетов из 23 городов пяти стран (России, Белоруссии, Таджикистана, Индонезии, Нигерии). Организаторами симпозиума выступили Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук, Фискальный институт при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан. Цели симпозиума — обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, четыре тематических секций. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования налоговой политики и реализации налогового инструментария в контексте деятельности по достижению целей устойчивого развития. Ключевые слова: цели устойчивого развития; налоговая политика; экологические цели; экономические цели; социальные цели; налоговый симпозиум

BY 4.0

Для цитирования: Майбуров И. А., Киреенко А. П., Быков С. С. XV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ». Экономика.Налоги.Право. 2023;16(5):169-176. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-5-169-176

ORiGiNAL PAPER

XV international Symposium "Theory and Practice of Tax reforms"

I.A. Mayburova, A. P. Kireenkoa- b, S. S. Bykovb

a Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia; b Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

ABSTRACT

The subjects of discussion at the XV International Symposium "Theory and Practice of Tax Reforms", held from July 2 to July 9, 2023 in the city of Barnaul on the basis of the Irkutsk National Research Technical University - theoretical and practical aspects of using various tax policy tools to achieve the UN 17 Sustainable Development Goals. The symposium was attended by 94 scientists representing tax schools of 30 universities from 23 cities of 5 countries (Russia, Belarus, Tajikistan, Indonesia, Nigeria). The symposium was organized by Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, St. Petersburg State University, Financial University under the Government of the Russian Federation, Tyumen State University, Belarusian State University of Economics, Institute of Economic Strategies of the Chinese Academy of Social Sciences, Fiscal Institute under the State Tax Committee of the Republic of Uzbekistan. The objectives of the symposium are to discuss current problems of reforming tax systems, to develop new theoretical and methodological approaches to the theory and policy of taxation, as well as to form creative teams to conduct joint tax - oriented research. Within the framework of the symposium, a plenary session, four thematic sections, and advanced training of participants were held. They considered theoretical and practical aspects of improving tax policy and the implementation of tax tools in the context of the implementation of sustainable development Goals.

© Майбуров И.А., Киреенко А. П., Быков С. С., 2023

Keywords: sustainable development goals; tax policy; environmental goals; economic goals; social goals; tax symposium

For citation: Mayburov i.A., Kireenko A. P., Bykov S. S.XV international Symposium "Theory and Practice of Tax reforms". Ekonomika.Nalogi.Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(5):169-176. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2023-16-5-169-176

ВВЕДЕНИЕ

2-9 июля 2023 г. в городе Иркутск на базе Иркутского национального исследовательского технического университета прошел XV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ».

Тематический фокус XV международного симпозиума «Теория и практика налоговых реформ» сконцентрировался на теоретических и практических аспектах реализации налогового инструментария для достижения целей устойчивого развития.

В симпозиуме приняли участие 94 ученых, представляющих налоговые школы 30 университетов из 23 городов 5 стран (России, Белоруссии, Таджикистана, Индонезии, Нигерии).

Организаторами симпозиума выступили Иркутский национальный исследовательский технический университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук, Фискальный институт при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.

Презентации всех докладов доступны на сайте налогового симпозиума1.

Программный комитет подготовил две коллективные монографии, основные положения которых обсуждались на симпозиуме:

1. Налоговая политика и цели устойчивого развития. Мировой опыт сопряжения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит». Монография. Майбуров И. А., ред. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2023. 255 с. ISBN 978-5-23803708-0.

2. Налоговая политика Российской Федерации в контексте целей устойчивого развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит». Монография. Майбуров И. А.,

1 URL: https://taxsymposium.ru/index.php?lang=ru.

ред. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2023. 359 с. ISBN 978-5-23803715-8.

В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, четыре тематических секции. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования налоговой политики в контексте реализации целей устойчивого развития.

ОБЗОР ПЛЕНАРНЫХ ДОКЛАДОВ

С приветственным словом к участникам симпозиума обратился ректор Иркутского национального исследовательского технического университета (далее — ИРНИТУ), д-р техн. наук, проф. М. В. Корняков, который особо отметил актуальность рассматриваемых на симпозиуме вопросов. По его мнению, реализация целей устойчивого развития крайне важна для нашей страны и налоговая политики при правильной подгонке ее инструментария может внести значимый вклад в достижение этих целей.

С приветственным словом и докладом выступила и.о. руководителя УФНС России по Иркутской области С.С. Дерягина, которая аргументировала, что за 33 года своего существования налоговая служба проделала очень большой путь. Сейчас это современная и технологически хорошо оснащенная служба. В Иркутской области налоги уплачивают 47 тысяч юридических лиц и 58,5 тысяч индивидуальных предпринимателей. Более 70% субъектов коммерческой деятельности представлено предприятиями малого бизнеса. Значительная сумма налогов поступает от промышленного сектора. В области активно развиваются предприятия нефтегазового сектора.

С докладом о вкладе ИРНИТУ в достижение целей устойчивого развития ООН в области образования, научных исследований и взаимодействия с местным сообществом выступил проректор по международной деятельности ИРНИТУ, канд. экон. наук С.С. Быков. Он подчеркнул, что ИРНИТУ уделяет огромное внимание тому, какое будущее будет у нашей планеты. ИРНИТУ является одним из ведущих вузов России, занимающихся решением проблем устойчивого развития. Подтверждением тому являются высокие места, занимаемые ИРНИТУ в рейтингах: например согласно глобальному мировому рейтингу THE Impact ranking2023 ИРНИТУ заняла 2-е место среди всех российских вузов, 1-е ме-

сто — по четырем целям устойчивого развития, а также входит в тройку российских вузов по девяти целям устойчивого развития. ИРНИТУ два года подряд (2022 и 2023 гг.) удерживает 1-е место в России по целям 1, 6, 7 и 14 устойчивого развития (далее —ЦУР). По каждой цели университет проводит большую работу. Например, по ЦУР 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах» ИРНИТУ прилагает максимум усилий для обеспечения доступного образования, в частности вуз предлагает самое большое в регионе число бюджетных мест, большую линейку англоязычных программ с контингентом преимущественно из развивающихся стран. Университет оказывает системную помощь местному бизнес-сообществу в реализации предпринимательских инициатив (в вузе самое большое в области количество программ поддержки местных и студенческих предпринимательских инициатив).

Заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, канд. экон. наук К. В. Новоселов посвятил свое выступление проблематике совершенствования налогового контроля в современных экономических условиях. Докладчик акцентировал внимание участников симпозиума на новом подходе ФНС России к публичной декларации целей и задач. В частности, в числе приоритетных целей ФНС на 2023 г. объявлены девять ЦУР: 1 — оптимизация регистрационных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 2 — создание комфортных условий органам государственной власти и иным потребителям по предоставлению административных данных ФНС России; 3 — развитие системы налогового мониторинга; 4 — развитие сервисности при разрешении споров и устранение причин возникновения споров; 5 —повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования; 6 — повышение эффективности контрольных мероприятий за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями; 7 — совершенствование мер по противодействию коррупции; 8 — внедрение принципов и культуры человекоцентричности; 9 — усиление роли механизма согласительных процедур, направленных на погашение накопленной налоговой задолженности в рассрочку, сохранение бизнеса и рабочих мест. Например, для реализации ЦУР 5 «Повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования» ФНС публично декларирует необходимость реализации трех задач:

1) приоритизация контрольной работы в отношении выгодоприобретателей, неправомерно заявляющих вычеты по НДС;

2) развитие и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, в том числе путем совершенствования системы управления налоговыми рисками;

3) развитие механизмов расширенного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками (переход на налоговый мониторинг, заключение соглашений о ценообразовании). Ожидается, что в результате совершенствования инструментов риск-анализа количество выездных налоговых проверок сократится в 2023 г. до 8 тыс. (в 2022 г.— 10,2 тыс.).

Докладчик остановился также на разработанных и внедренных в работу ФНС России принципов истребования документов (информации), включая обеспечение законности, риск-ориентированного подхода, индивидуализации, определенности, однократности, приоритета получения информации из доступных государственных ресурсов, цифровой среды, срочности для кратного уменьшения числа истребованных документов.

Проректор по научной работе и дополнительному образованию Новосибирского государственного университета экономики и управления, канд. экон. наук Д. В. Куницын раскрыл в своем выступлении специфику налогового администрирования как инструмента обеспечения прозрачности и равенства условий ведения экономической деятельности. По мнению докладчика, Правительствам РФ следует своевременно публиковать четкие и поддающиеся измерению цели для налоговой системы. Цели налоговой системы должны подкрепляться своевременными и подробными прогнозами будущих налоговых поступлений за каждый годовой бюджетный и отчетный периоды, а также источниками информации и допущениями, лежащими в основе всех оценок и прогнозов. Правительству РФ целесообразно публиковать сводку отчетов о собранных налогах не реже одного раза в год, которая включает информацию об основных отклонениях от предусмотренных в бюджете сумм по видам налогов со ссылками на числовые данные и ранее опубликованные бюджеты, а также комментарии к достижению налоговой системой своих заявленных целей исходя из опубликованных данных. При этом следует оценивать и отчитаться о том, в какой степени налоги, причитающиеся к уплате по закону, остаются неоплаченными в случае налогового разрыва. В частности, налоговый разрыв по НДС уменьшился с 8% в 2015 г. до 0,93% в 2022 г.

Профессор кафедры международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного

университета, д-р экон. наук Д. Ю. Федотов провел концептуальный анализ ЦУР и их значимости для мирового сообщества. По мнению докладчика, накопившиеся к ХХ в. экологические и социальные проблемы подтолкнули человечество к переосмыслению приоритетов экономического развития. Традиционно в экономические отношения заложены конкурентные механизмы. Стремление к достижению победы в борьбе за клиентов проявляется в конкуренции между компаниями в границах одной страны, а также в межгосударственной конкуренции.

Доминирование конкурентных отношений цивили-зационных подсистем обусловливает неустойчивость современной цивилизации, провоцирующей политические конфликты и появление мировых экономических кризисов. Согласно работам, посвященным теории устойчивого развития, несбалансированный непрекращающийся экономический рост, игнорирующий состояние природной среды и необходимость равномерного распределения доходов между членами общества, обречен на неустойчивость и чреват экологическими и социальными катаклизмами. Для решения накопленных проблем были выдвинуты и обоснованы идеи устойчивого развития, опирающиеся на сбалансированный и взаимодополняющий прогресс всех трех компонентов устойчивого развития: экологическом, экономическом и социальном.

Заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета, д-р экон. наук И. А. Майбуров сделал доклад о значимости экологической функции в реализации налоговой политики и провел декомпозицию эффектов, возникающих в результате ее реализации. Докладчик аргументировал, что экологическая функция налогов сформировалась в 1990-х гг. при проведении рядом стран первых реформ экологического налогообложения. Сначала все страны реализовывали фискальный аспект этой функции, т.е. рассматривали экологические налоги исключительно с фискальной точки зрения и повышения доходности бюджета за счет «грязных» производств. Но в дальнейшем все государства стали отдавать предпочтение нейтральному «нулевому» подходу к фискальным возможностям экологического налогообложения. Такой подход привел к оформлению экологической функции как функции с обязательным рециклингом поступающих доходов внутри государственного бюджета с целью получения более существенных экономических эффектов для домохозяйств и/ или бизнеса. Практически все страны, реализовавшие такой подход к доходам, получаемым от экологических

налогов, смогли обеспечить долгосрочные эффекты, получаемые от снижения избыточного налогового бремени, повышения занятости, снижения ставок налогов на оплату труда, и в итоге повысить в долгосрочном периоде перспективы устойчивого экономического роста.

Первый проректор Белорусского государственного экономического университета, д-р экон. наук Е. Ф. Киреева сделала доклад о налоговой поддержке образования в целях устойчивого развития в странах ЕАЭС. По мнению докладчика, современная налоговая политика активно применяется для стимулирования инвестиций в образовательные технологии и институты как необходимая компонента социального и экономического развития государства и повышения его конкурентоспособности в мировом пространстве. Налоговые стимулы обеспечения и получения качественного непрерывного образования в мировой практике достаточно разнообразны, однако практически всеми странами предлагаются к применению различные льготы субъектам, заинтересованным в обучении и переобучении своих работников, поскольку образовательные инвестиции оказывают существенное влияние на развитие компаний и, как следствие, на экономический рост. При этом стимулирование инвестиций в образование физическими лицами активно применяется в национальных налоговых системах как механизм, обеспечивающий социальное и инклюзивное развитие всего общества и каждого индивидуума, так и форма долгосрочных государственных вложений, приносящая в перспективе увеличение налоговых поступлений от подоходного налога и прочих налогов с возрастающих доходов граждан.

Директор Байкальского института БРИКС Иркутского национального исследовательского технического университета, д-р экон. наук А.П. Киреенко сделала доклад по налоговым стимулам обеспечения и получения качественного образования на протяжении всей жизни. Докладчик подчеркнула, что налоговая система создает различные стимулирующие эффекты, которые могут искажать образовательный выбор человека. Некоторые из этих налоговых эффектов препятствуют получению высшего образования, в то время как другие способны поощрять желание и выбор индивидов получать высшее образование или повышать свою квалификацию. Структура налоговой системы влияет на продолжительность обучения человека. Налогообложение дохода от капитала увеличивает стимулы к повышению уровня образования, а прогрессивный налог на заработную плату снижает эти стимулы. По мнению докладчика,

общее влияние налоговой системы на уровень образования в обществе в целом неоднозначно.

Вопрос выбора образования как источника будущего дохода следует рассматривать комплексно вместе с уровнем благосостояния общества. При выборе образования возникают вопросы, касающиеся системы страхования, медицинского обслуживания, иных социальных гарантий и льгот. Есть ли возможность для индивида получения кредитов на образование? Какая существует поддержка университетов со стороны государства, чтобы мотивировать студентов, имеющих финансовые трудности, к получению образования? Вот почему рассматривать вопрос влияния налоговой системы на систему высшего образования следует более комплексно, чем просто ограничиваться их взаимодействием.

Научный руководитель департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д-р экон. наук Л.И. Гончаренко сделала доклад о роли налоговой политики в обеспечении гендерного и возрастного равенства. Докладчик подчеркнула, что в отечественном налоговом законодательстве имеет место довольно широкая система налоговых льгот и преференций, преимущественно социальной направленности (добровольное страхование, медицинские расходы, расходы на содержание детей и иждивенцев и т.д.).

По количеству и разносторонней направленности налоговых вычетов выделяется механизм исчисления НДФЛ, в том числе с позиции обеспечения гендерного и возрастного равенства. По мнению докладчика, переход на прогрессивную шкалу налоговых ставок по НДФЛ можно рассматривать не только как инструмент снижения социального материального неравенства, но как косвенный инструмент поддержки молодых кадров, поскольку нередко именно они занимают низовые должности, не имея практического опыта и трудового стажа. Кроме того, среди наиболее часто указываемых недостатков, особенно в сравнении с зарубежной практикой, в том числе при оценке отражения в механизме выполнения задачи гендерного и возрастного равенства, выступает отсутствие семейного налогообложения как субъекта налогообложения. Переход к семейному налогообложению, по мнению докладчика, можно также рассматривать как обеспечение поддержки гендерного и возрастного равенству, ибо менее защищенными прежде всего являются женщины с их семейными заботами.

С докладом о методах оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот выступила руководитель

Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института при Минфине России, д-р экон. наук М. Р. Пинская. По мнению, докладчика, большая часть инвестиционных налоговых льгот предоставляется налогоплательщикам системно в рамках преференциального налогового режима, предполагающего использование сразу нескольких льгот. В этой связи анализ и оценка их эффективности на уровне налогоплательщика должны проводиться с учетом всех используемых им инвестиционных налоговых льгот. Существенная доля инвестиционных налоговых льгот характеризуется наличием ограничений по виду экономической деятельности, т.е. по своей сути данные льготы являются вертикальными, направленными на поддержку налогоплательщиков, ведущих деятельность в определенных отраслях реального сектора экономики. При этом можно утверждать, что часть льгот нацелена на поддержку только отрасли добычи полезных ископаемых, а другая часть исключает этот вид деятельности.

Эти льготы чаще всего обладают региональной спецификой, т.е. предоставляются на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Докладчик подчеркнула, что в 2022 г. запущена в эксплуатацию аналитическая система «Эффективность льгот», которая позволяет:

1) оценивать влияние инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков в сопоставлении со среднеотраслевыми индикаторами;

2) оценивать воздействие инвестиционной налоговой льготы (преференциального налогового режима) на динамику инвестиций, занятости, расходов на оплату труда и НИОКР;

3) проводить оценку как по каждому налогоплательщику, так и агрегировано в рамках инвестиционной налоговой льготы (преференциального налогового режима);

4) делать вывод об эффективности предоставленных инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) и потребности по их «донастройке».

Проректор по развитию Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, д-р экон. наук Е.А. Лаврентьева сделала доклад о налоговых стимулах развития водного транспорта для обеспечения экологической безопасности окружающей среды. Как отметила докладчик, на долю морского флота приходится около 35% от общего объема загрязнения Мирового океана. При этом реализация

экологических требований для судоходных компаний является весьма затратной как с позиций финансирования, так и налоговых последствий.

Налоговое законодательство предполагает определенные налоговые послабления для мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, для развития национального судостроения определены налоговые преференции, которые проявляются при строительстве новых судов опосредованно. В связи с этим показателем эффективности деятельности государственных экологических надзорных органов должен быть не рост собираемости платежей за загрязнение окружающей среды, а увеличение доли частных инвестиций природоохранного назначения в общей сумме частных затрат, связанных с загрязнением, т.е. обязательные платежи плюс инвестиции. Применяемые инструменты государственной экологической политики пока не стимулируют бизнес, в том числе водный транспорт, к реализации дорогостоящих природоохранных мероприятий. Регулирование экономических и особенно налоговых стимулов для внедрения мер по охране окружающей среды требует существенной корректировки.

Завершил пленарную работу доклад д-ра экон. наук из Университета Лагоса Санни Абиола о политических, юридических и административных императивах реализации экологической реформы в Нигерии. По мнению докладчика, экологические проблемы в Нигерии очень заметны и значимы для всего общества. Их решение носит императивный характер, однако скорость с которой принимаются законодательные инициативы в сфере экологического налогообложения, вызывают тревогу и настороженность в нигерийском обществе. Проблема состоит в том, что отсутствует экономический просчет ожидаемых эффектов от реализации таких инициатив. Характерным примером является процесс ускоренного принятия в 2022 г. налога на пластик, который характеризуется как налог, нацеленный на обеспечение озеленения экономики. Проблема использования и утилизации пластика понятна и не вызывает вопросов. Дискуссии вызывает сам процесс перехода к альтернативным материалам, готовности общества и экономики к их производству и использованию. При этом не просчитываются эффекты от форсированного отказа от пластика в пользу бумажной упаковки и тары.

ОБЗОР СЕКЦИОННЫХ ДОКЛАДОВ

Оживленные дискуссии состоялись в четырех тематических секциях:

• секция 1 «Теоретико-методологические проблемы реализации налоговой политики в целях устой-

чивого развития» (модератор: д-р экон. наук Д. Ю. Федотов). На этой секции были обсуждены доклады:

Л. П. Королевой, канд. экон. наук, доцента департамента экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Налоговое стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности в контексте устойчивой индустриализации»;

К. А. Захаровой, канд. экон. наук, заведующей кафедрой экономики и финансов Финансово-экономического института Тюменского государственного университета «Генезис социальной функции в реализации налоговой политики»;

С. И. Чужмаровой, д-ра экон. наук, заведующей кафедрой банковского дела Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина «Налоговые конструкции стимулирования перехода рациональным моделям потребления и производства как цель устойчивого развития»;

М.А. Гончаренко, канд. экон. наук, доцента департамента банковского дела и монетарного регулирования финансового факультета Финансового университет при Правительстве Российской Федерации «Эволюционный анализ концепций налогового регулирования как составляющей фискальной политики государства»;

А. И. Александровой, канд. экон. наук, заместителя директора по аудиту ООО «Аудиторская фирма «ЭСЭТ», доцента Высшей инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Налоговые инструменты поддержки инновационных процессов в Российской Федерации в условиях системных социальных изменений»;

• секция 2 «Проблематика налогового стимулирования целей устойчивого развития» (модератор: д-р экон. наук М. Р. Пинская). На ней рассмотрены доклады:

О. С. Беломытцевой, канд. экон. наук, доцента кафедры финансов и учета Национального исследовательского Томского государственного университета «Налоговые стимулы для поддержки ESG-инструментов на финансовом рынке Российской Федерации»;

Р. А. Петуховой, канд. экон. наук, профессора кафедры финансов, Санкт-Петербургского государственного экономического университета «Углеродное регулирование: экономические инструменты и перспективы развития в Российской Федерации»;

Ю. Г. Тюриной, д-ра экон. наук, профессора департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации «Система инструментов и методов налогового регу-

лирования социально-экономического неравенства домохозяйств»;

М.А. Троянской, д-ра экон. наук, заведующей кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета «Использование налоговой политики в целях укрепления глобального партнерства»;

Е. В. Ядренниковой, канд. экон. наук, доцента кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина «Анализ и совершенствование налоговой политики Российской Федерации в отношении алкогольной продукции»;

М. М. Сулейманова, канд. экон. наук, доцента кафедры финансов и кредита Дагестанского государственного университета «Перспективы совершенствования российской модели налогового федерализма»;

Д. В. Лазутиной, канд. экон. наук, профессора кафедры экономики и финансов, директора Финансово-экономического института Тюменского государственного университета «Налоговый арсенал уменьшения неравенства между регионами и доходными группами населения»;

• секция 3 «Налоговый инструментарий поддержки достижения целей улучшения условия жизни для всех» (модератор: д-р экон. наук Е. А. Лаврентьева). На секции были рассмотрены доклады.

Ю. Е. Лабунец, канд. экон. наук, доцента кафедры экономической безопасности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники «Перспективы развития налоговых стимулов поддержки повышения качества жизни и занятости»;

А. А. Пугачева, канл. экон. наук, доцента кафедры финансов и кредита Ярославского государственного университета им П. Г. Демидова «Влияние структуры налогового бремени на неравенство граждан»;

А.Н. Шулекина, канд. экон. наук, старшего преподавателя кафедры экономической теории и прикладной экономики Новосибирского государственного технического университета «Особенности налогообложения организаций жилищного строительства в целях устойчивого развития»;

А. С. Адвокатовой, канд. экон. наук, доцента департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Налоговые катализаторы повышения доступности правосудия и создания эффективных институтов»;

И. И. Огородниковой, канд. соц. наук, доцента кафедры экономики и финансов Тюменского государственного университета «Налоговые преференции в реализации национальных приоритетов сохранения населения и его здоровья в странах БРИКС»;

Ю. В. Леонтьевой, канд. экон. наук, доцента кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина «Анализ соотношения целей налоговой политики России с целями устойчивого развития»;

• секция 4 «Практика налоговой поддержки целей устойчивого развития экосистем» (модератор: д-р экон. наук Л. И. Гончаренко). На секции были обсуждены доклады:

В.В. Понкратова, канд. экон. наук, директора центра финансовой политики департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Влияние зеленой повестки и целей устойчивого развития на налогообложение природопользования»;

О. В. Антипиной, канд. экон. наук, доцента кафедры экономики и цифровых бизнес-технологий Иркутского национального исследовательского технического университета «Налоговое стимулирование инновационного развития экономики: проблемы и пути решения»;

Д. А. Артеменко, д-ра экон. наук, главного научного сотрудника Института глобальных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Отчетность по устойчивому развитию Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы развития»;

О.А. Синенко, канд. экон. наук, старшего научного сотрудника Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета «Содействие сохранению морских экосистем через инструментарий налогообложения»;

И. В. Никулкиной, д-ра экон. наук, профессора департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Инструменты поддержки устойчивого развития арктических территорий в контексте налоговой политики России».

ВЫВОДЫ

В завершение состоялось обсуждение работы симпозиума и тематического фокуса следующего XVI налогового симпозиума, который будет посвящен проблемам и перспективам сопряжения налоговой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

176

И.А. Майбуров, А. П. Киреенко, С. С. Быков

политики в контексте реализации целей устойчивого развития, а также обсуждению тематики двух монографий, которые будут подготовлены к следующему симпозиуму в г. Тюмень.

Книга 1: Механизмы и эффекты преференциального налогообложения юридических лиц.

Книга 2: Теория и прагматика преференциального налогообложения физических лиц.

XVI симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» состоится в начале июля 2024 г. в Тюменском государственном университете. Адрес оргкомитета: 5symposium@mail.ru

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Игорь Анатольевич Майбуров — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового

и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Igor A Mayburov — Dr. Sci. (Soc.), Prof., Head of the Department of Financial and Tax Management of the Ural Federal

University, Yekaterinburg, Russia

https://orcid.org/0000-0001-8791-665X

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

i.a.mayburov@urfu.ru

Анна Павловна Киреенко — доктор экономических наук, профессор, директор Байкальского института БРИКС, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия; профессор кафедры финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия Anna P. Kiriyenko — Dr. Sci. (Soc.), Prof., Director of the Baikal BRICS Institute of Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia; Prof. of the Department of Financial and Tax Management of the Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia https://orcid.org/0000-0002-7860-5929 sw.tpk.rt@mail.ru

Степан Сергеевич Быков — кандидат экономических наук, доцент, проректор по международной деятельности,

Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия

Stepan S. Bykov — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Vice-Rector for International Affairs of Irkutsk National Research

Technical University, Irkutsk, Russia

https://orcid.org/0000-0001-8059-888X

bstepan@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

И. А. Майбуров — научное обоснование и анализ пленарных докладов.

А. П. Киреенко — научно-практический анализ общих данных по симпозиуму, общее редактирование статьи. С. С. Быков — составление аннотации, представление отдельных выступлений.

Authors Contribution Statement:

Igor A. Mayburov — scientific justification and analysis of plenary reports.

Anna P. Kiriyenko — scientific and practical analysis of general data on the symposium, general editing of the article. Stepan S. Bykov — preparation of an abstract, presentation of individual speeches.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 28.07.2023; принята к публикации 24.09.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received28.07.2023; accepted for publication 24.09.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.