Научная статья на тему 'XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ»'

XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВИДЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ / СИМПОЗИУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майбуров Игорь Анатольевич, Межов Степан Игоревич, Гончаренко Любовь Ивановна

Предметы обсуждения - теоретические и практические аспекты имущественного налогообложения юридических и физических лиц, рассмотренные на ХIV международном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся с 4 июля до 9 июля 2022 г. в городе Барнаул на базе Алтайского государственного университета. В нем приняли участие 95 ученых, представивших налоговые школы 30 университетов из 19 городов разных стран. Особое внимание уделено региональному аспекту имущественного налогообложения, поскольку отдельные важные элементы имущественного налогообложения находятся в сфере компетенции региональных органов власти, а также налоговому администрированию имущественных налогов с учетом того факта, что имеет место разброс мнений в оценке имущества (кадастровая, рыночная) и терминологии движимого/недвижимого имущества. Внедряемый на практике бездекларационный порядок предоставления налоговых льгот еще требует своей «отладки», что позволит налоговым органам снизить издержки налогового администрирования, отказаться от низкоэффективных налоговых проверок, а главное - максимально приблизить выявление недоимки к сроку уплаты имущественных налогов. Критическому рассмотрению подвергся зарубежный опыт имущественного налогообложения, в котором внимания заслуживают его отдельные аспекты, имплементация которых в российской практике принесет положительный эффект как с позиции увеличения бюджетных доходов, так и улучшения инвестиционного климата в стране, включая вложения в финансовые активы. Цели симпозиума - обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, пять тематических секций, производственный и учебный практикумы. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования подоходного налогообложения, что обусловлено ожидаемыми трансформационными изменениями в налогообложении и налоговом администрировании имущественного налогообложения в связи с его возрастающей ролью в условиях нестабильности источников финансирования субфедеральных образований и волатильности экономической конъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майбуров Игорь Анатольевич, Межов Степан Игоревич, Гончаренко Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XIV INTERNATIONAL SYMPOSIUM “THEORY AND PRACTICE OF TAX REFORMS”

The subjects of discussion are theoretical and practical aspects of property taxation of legal entities and individuals, considered at the XIV International Symposium “Theory and Practice of Tax Reforms”, held from July 4 to July 9, 2022 in Barnaul on the basis of Altai State University. It was attended by 95 scientists representing tax schools of 30 universities from 19 cities of different countries. Particular attention is paid to the regional aspect of property taxation, since some important elements of property taxation are within the competence of regional authorities, as well as the tax administration of property taxes, taking into account the fact that there is a diversity of opinions in the valuation of property (cadastral, market), as well as in the terminology of movable/immovable property. The non-declaration procedure for granting tax benefits implemented in practice still requires its “debugging”, which will allow tax authorities to reduce the costs of tax administration, abandon low-efficiency tax audits, and most importantly, to bring the detection of arrears as close as possible to the deadline for paying property taxes. The foreign experience of property taxation has been critically examined, in which certain aspects deserve to be considered, the implementation of which in Russian practice will have a positive effect both from the standpoint of increasing budget revenues and improving the investment climate in the country, including investments in financial assets. The objectives of the symposium are to discuss current problems of reforming tax systems, to develop new theoretical and methodological approaches to the theory and policy of taxation, as well as to form creative teams to conduct joint tax - oriented research. Within the framework of the symposium, a plenary session, five thematic sections, production and training workshops were held. They considered theoretical and practical aspects of improving income taxation, which is due to the expected transformational changes in taxation and tax administration of property taxation in connection with its increasing role in the conditions of instability of sources of financing of sub-federal entities and the volatility of the economic environment.

Текст научной работы на тему «XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ»»

СИМПОЗИУМ / SYMPOSIUM

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-155-166

УДК 336.221(045)

JEL E63, F38, H22, H26, H87

(CC) ]

XIV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»

И.А. Майбуров3, С. И. Межов", Л. И. Гончаренкос

а Уральский федеральный университет, Екатеринбург Россия;

"Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия;

c Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предметы обсуждения — теоретические и практические аспекты имущественного налогообложения юридических и физических лиц, рассмотренные на XIV международном симпозиуме «Теория и практика налоговых реформ», состоявшемся с 4 июля до 9 июля 2022 г. в городе Барнаул на базе Алтайского государственного университета. В нем приняли участие 95 ученых, представивших налоговые школы 30 университетов из 19 городов разных стран. Особое внимание уделено региональному аспекту имущественного налогообложения, поскольку отдельные важные элементы имущественного налогообложения находятся в сфере компетенции региональных органов власти, а также налоговому администрированию имущественных налогов с учетом того факта, что имеет место разброс мнений в оценке имущества (кадастровая, рыночная) и терминологии движимого/недвижимого имущества. Внедряемый на практике бездекларационный порядок предоставления налоговых льгот еще требует своей «отладки», что позволит налоговым органам снизить издержки налогового администрирования, отказаться от низкоэффективных налоговых проверок, а главное — максимально приблизить выявление недоимки к сроку уплаты имущественных налогов. Критическому рассмотрению подвергся зарубежный опыт имущественного налогообложения, в котором внимания заслуживают его отдельные аспекты, имплементация которых в российской практике принесет положительный эффект как с позиции увеличения бюджетных доходов, так и улучшения инвестиционного климата в стране, включая вложения в финансовые активы. Цели симпозиума — обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к теории и политике налогообложения, а также к формированию творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума были проведены пленарное заседание, пять тематических секций, производственный и учебный практикумы. На них рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования подоходного налогообложения, что обусловлено ожидаемыми трансформационными изменениями в налогообложении и налоговом администрировании имущественного налогообложения в связи с его возрастающей ролью в условиях нестабильности источников финансирования субфедеральных образований и волатильности экономической конъюнктуры.

Ключевые слова: физические лица; юридические лица; имущественное налогообложение; налоговое администрирование, виды имущественных налогов; симпозиум

BY 4.0

Для цитирования: Майбуров И.А., Межов С. И., Гончаренко Л. И. XIV международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ». Экономика.Налоги.Право. 2022;15(5):155-166. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-155-166

ORiGiNAL PAPER

XiV international Symposium "Theory and Practice of Tax Reforms"

I. A. Mayburova, S. I. Mezhov", L. I. Goncharenkoc

a Ural Federal University, Yekaterinburg Russia; b Altai State University, Barnaul, Russia; c Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subjects of discussion are theoretical and practical aspects of property taxation of legal entities and individuals, considered at the XIV International Symposium "Theory and Practice of Tax Reforms", held from July 4 to July 9, 2022 in Barnaul on the basis of Altai State University. It was attended by 95 scientists representing tax schools of

© Майбуров И.А., Межов С. И., Гончаренко Л.И., 2022

30 universities from 19 cities of different countries. Particular attention is paid to the regional aspect of property taxation, since some important elements of property taxation are within the competence of regional authorities, as well as the tax administration of property taxes, taking into account the fact that there is a diversity of opinions in the valuation of property (cadastral, market), as well as in the terminology of movable/immovable property. The non-declaration procedure for granting tax benefits implemented in practice still requires its "debugging", which will allow tax authorities to reduce the costs of tax administration, abandon low-efficiency tax audits, and most importantly, to bring the detection of arrears as close as possible to the deadline for paying property taxes. The foreign experience of property taxation has been critically examined, in which certain aspects deserve to be considered, the implementation of which in Russian practice will have a positive effect both from the standpoint of increasing budget revenues and improving the investment climate in the country, including investments in financial assets. The objectives of the symposium are to discuss current problems of reforming tax systems, to develop new theoretical and methodological approaches to the theory and policy of taxation, as well as to form creative teams to conduct joint tax - oriented research. Within the framework of the symposium, a plenary session, five thematic sections, production and training workshops were held. They considered theoretical and practical aspects of improving income taxation, which is due to the expected transformational changes in taxation and tax administration of property taxation in connection with its increasing role in the conditions of instability of sources of financing of sub-federal entities and the volatility of the economic environment. Keywords: individuals; legal entities; property taxation; tax administration, types of property taxes; symposium

For citation: Mayburov i. A., Mezhov S. i., Goncharenko L. i. XiV international Symposium "Theory and practice of tax reforms". Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):155-166. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-155-166

ВВЕДЕНИЕ

Тематический фокус XIV международного симпозиума «Теория и практика налоговых реформ» сконцентрирован на теоретических и практических аспектах имущественного налогообложения юридических и физических лиц в докладах спикеров симпозиума, презентации которых доступны на сайте URL: https://drive.google.com/drive/ folders/119KD 2-T-Hq1hkiM5iySWPSo6HZHUthy3, на основе предварительно подготовленных программным комитетом симпозиума двух коллективных монографий, ставших предметом обсуждения в выступлениях участников симпозиума:

1. Теоретико-методологические аспекты имущественного налогообложения юридических лиц. Монография. Майбуров И. А., ред. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2022. 263 с. (Серия «Magister»).

2. Теория и прагматика имущественного налогообложения физических лиц. Монография. Майбуров И. А., ред. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2022. 311 с. (Серия «Magister»).

Организаторами симпозиума выступили Алтайский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербургский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тюменский государст-

венный университет, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук.

Имущественные налоги — важнейшие источники региональных бюджетом не только в России. Методологические и практические вопросы налогообложения имущества рассматривались на симпозиуме исходя из российского и зарубежного опыта, а также исследований мирового профессионального сообщества. Важнейшими аспектами имущественного налогообложения, выделенными в выступлениях участников, стали объекты налогообложения, а также налоговый учет как факторы формирования налоговой базы, их соотношение и особенности регионального подхода. Немаловажным элементом налогового администрирования имущественных налогов являются информационная электронная база по объектам имущества и в целом значение цифро-визации в реализации фискальной контрольной функции имущественных налогов.

ОБЗОР ПЛЕНАРНЫХ ДОКЛАДОВ

С приветственным словом к участникам симпозиума обратился ректор Алтайского государственного университета (далее — АГУ), д-р экон. наук, проф. С. Н. Бочаров, который раскрыл специфику университета как ведущего образовательного, научного и инновационного центра

Алтайского края, состоящего из девяти институтов, где обучаются 17 тысяч студентов, насчитываются 16 научно-исследовательских лабораторий и 14 инновационных предприятий. В своем докладе ректор АГУ подробно остановился на научных проектах и уникальных результатах деятельности АГУ в рамках выполнения программы «Приоритеты 2030», аргументировал высокий спрос на программы университета со стороны зарубежных студентов, количество которых постоянно увеличивается и достигает в настоящее время 20% от общего числа обучающихся в АГУ.

С докладом «Развитие экономического образования и исследования в Алтайском госуниверситете» выступил директор Международного института экономики, менеджмента и информационных систем, д-р экон. наук, проф. С. И. Межов, обративший внимание участников симпозиума на ключевые изменения, произошедшие в сфере исследований ученых АГУ и способствующие, в частности, консолидации его научного потенциала, позволившего ему стать ведущим центром стратегического прогнозирования и планирования развития регионов Большого Алтая благодаря совершенствованию системы поддержки, сопровождения и стимулирования научно-исследовательской деятельности научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов. Крайне важным, по мнению докладчика, является наращивание учеными компетенций полного цикла — от проведения фундаментальных исследований до внедрения результатов прикладных исследовательских проектов.

С докладом «Актуальные задачи совершенствования имущественного налогообложения в Алтайском крае» выступил руководитель УФНС России по Алтайскому краю А. В. Легостаев, который доложил участникам симпозиума о реализуемом налоговой службой проекте имущественного налогообложения в отношении юридических лиц, предполагающем исключить издержки юридических лиц на формирование и ежегодное представление налоговой отчетности. Рост поступлений в краевой бюджет от налога на имущество организаций и транспортного налога за последний год составил 112%, а в местные бюджеты от налога на имущество физических лиц и налога на землю — 104%. Это результат прежде всего изменения применяемых в налоговых органах

контрольных и информационных технологий. При наличии единых источников данных о транспортных средствах, земельных участках и объектах капитального строительства налоговая служба будет формировать единое сообщение о суммах налогов, взыскиваемых с юридических лиц, как это делается в отношении физических лиц. В 2021 г. со стороны налогоплательщиков уже не представлялись 19 тыс. деклараций. Будет также реализован бездекларационный порядок предоставления налоговых льгот для юридических лиц, что позволит налоговым органам исключать издержки налогового администрирования в части обработки и хранения налоговых деклараций по имущественным налогам, отказаться от низкоэффективных налоговых проверок, а главное — максимально приблизить выявление недоимки к сроку уплаты имущественных налогов.

Достаточно активно, хотя и не без трудностей, идет переход на расчет налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Большая работа предстоит по совершенствованию региональной нормативной базы для разрешения запросов населения. А. В. Легостаев привел несколько тезисов Конституционного суда в ответ на запрос физического лица: «Из-за несовершенства инвентаризационной стоимости и большого диапазона ставок, применяемых при обложении по инвентаризационной стоимости (от 0,1 до 2%), может сложиться ситуация, при которой налог на имущество, рассчитанный от инвентаризационной стоимости объекта, окажется существенно больше налога, определенного исходя из кадастровой стоимости того же объекта. Это нарушает справедливость и соразмерность налогообложения». При более низкой средней заработной плате (32,8 тыс. руб.) по сравнению, например, с Воронежской (40,9 тыс. руб.) и Омской (40,7 тыс. руб.) областями налог на имущество физических лиц в Алтайском крае на один объект оказался выше (соответственно на 1,2; 0,9; 0,6 тыс. руб.). Имеют место и некоторые проблемы по установлению и применению льгот по налогу на имущество для физических лиц.

Докладчик также остановился на анализе программы мероприятий по обеспечению роста доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019-2024 гг. При этом большое внимание было уделено внедрению передовых информацион-

ных технологий во взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, причем в федеральном масштабе, хотя имущественные налоги относятся к региональным и местным налогам.

Заместитель начальника Контрольного управления ФНС России К. В. Новоселов посвятил свое выступление проблематике применения риск-ориентированного подхода к имущественному налогообложению и выполнению проекта ФНС России «Бездекларационное налогообложение имущества организаций». В частности, он раскрыл технологию его реализации по проведению массовой сверки платежей, синхронизации сроков уплаты имущественных налогов и переходу к про-активному льготированию (см. промо-страницу на сайте ФНС России: https://www.nalog.gov.ru/ гп77Лаха1юпЛахе8ЛтиЛог^юо^ег/). В масштабе страны этот проект, как подчеркнул докладчик, приведет к отмене необходимости обработки 1,3 млн деклараций по имущественным налогам, а также позволит сократить в три раза сроки выявления недоимки.

Заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета, д-р экон. наук, проф. И. А. Майбуров посвятил свое выступление обеспечению платежеспособности и получению выгоды от имущественного налогообложения, показав, какие теоретические детерминанты приводят к формированию различных лекал в имущественном налогообложении. При этом под лекалами он предложил понимать готовые теоретические шаблоны, по которым можно осуществлять разработку практико-ориентированных моделей отдельных элементов или конструкции налога в целом. По его мнению, основной доминантой принципа обеспечения платежеспособности можно считать лекало, предусматривающее реализацию нейтрального подхода к субъектному составу имущественных налогов, что может лечь в основу предложений о формировании единых налогов на имущество, землю, транспорт и др., где субъектами налогообложения будут как физические, так и юридические лица с применением по отношении к ним идентичных налоговых баз и налоговых ставок. Однако наибольшую перспективность имеет соблюдение в налогообложении принципа получения выгоды от предоставления налогоплательщикам муниципалитетами качественных сервисных функций. В этом случае

принцип получения выгоды будет стимулировать муниципалитеты к реализации значимых инфраструктурных проектов, улучшающих среду проживания и благополучие населения. Эти проекты могут финансироваться за счет будущего прироста налоговых поступлений на территории реализации таких проектов. Кроме того, принцип получения выгоды позволяет дифференцировать налоговые обязательства владельцев имущества в зависимости от оценок выгод через капитализацию стоимости их недвижимости.

Директор Байкальского института БРИКС Иркутского национального исследовательского технического университета, д-р экон. наук, проф. А. П. Киреенко сделала доклад на тему «Имущественное налогообложение физических лиц в контексте регионального(местного) развития». По мнению докладчика, отдельные элементы налога на имущество зависят от того, на каком уровне он установлен: региональном или муниципальном — а именно от регулирующего воздействия налога; повышения прозрачности управления; формирования местной автономии. В частности, налогообложение собственности может способствовать формированию у налогоплательщиков положительной налоговой культуры. Кроме того, взимание налога на недвижимость помогает повышать прозрачность деятельности местных органов власти и поощряет их к ведению качественной финансовой отчетности в случае, если система налогообложения недвижимости справедлива и доходы используются по назначению надлежащим образом. В результате налогообложение имущества физических лиц может способствовать улучшению управления и повышению доверия налогоплательщиков к местным органам власти, чему должна способствовать организация их подотчетности перед местными жителями. Информация о земле, зданиях и рыночных ценах, собранная в ходе администрирования налогов на недвижимое имущество, становится частью ценного фонда информации, которая используется в целях упорядочивания рынка недвижимости.

С докладом о зависимости поступлений налога на имущество организаций от видов деятельности налогоплательщиков выступила руководитель Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института при Минфине РФ, д-р экон. наук, проф. М. Р. Пинская, которая представила развернутый анализ имуществен-

ного налогообложения по видам деятельности в федеральном и региональном разрезах, а также раскрыла налоговую нагрузку в динамике по видам деятельности. По мнению докладчика, для большинства видов деятельности характерна ситуация, при которой регионы, имеющие максимальные значения налоговой нагрузки по анализируемому налогу, испытывают более существенную нагрузку, если сравнивать с размерами поступлений от соответствующих видов деятельности. Примером тому служит сфера образования. Кроме того, оценка влияния налога на структуру налоговых поступлений по видам деятельности показала максимальную долю налога на имущество в структуре налоговых поступлений от транспортировки и хранения товаров, которая заметно увеличилась с 2017 г. с 14,71 до 16,99%. Обратную ситуацию (снижение доли с 17,27 до 14,32%) демонстрирует деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

Проректор по развитию Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, д-р экон. наук, проф. Е. А. Лаврентьева сделала доклад о влиянии имущественного налогообложения на развитие фондоемкого транспортного бизнеса. Как отметила докладчик, в ходе исследования установлено, что налог на имущество организаций составляет менее 1% в себестоимости перевозок, а фондоемкость имеет нежелательную динамику повышения, свидетельствуя о неэффективном использовании основных фондов, что во многом обусловлено пандемийными ограничениями перевозок, ставшими причиной существенного снижения выручки. В целом перспективы имущественного налогообложения транспортного бизнеса определяются общими тенденциями развития производственных мощностей, которые отражены в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. В этом программном документе поставлена задача повышения фондоотдачи транспортной инфраструктуры, а значит, снижения ее фондоемкости. Приоритет в получении государственной поддержки обновления транспортных средств получит техника, имеющая более высокий экологический класс и работающая на электрической тяге. Реализация таких проектов объективно увеличит стоимость имущественного транспортного комплекса и, как следствие, значимость налога на

имущество транспортных организаций. Докладчик обосновала вывод о том, что имущественное налогообложение в транспортной сфере является одним из рычагов рационального использования производственных фондов предприятий для повышения конкурентоспособности транспортной деятельности.

Имущественные налоги — важнейшие источники региональных бюджетом не только в России. Методологические и практические вопросы налогообложения имущества рассматривались на Симпозиуме исходя из российского и зарубежного опыта, а также исследований мирового профессионального сообщества. Важнейшими аспектами имущественного налогообложения, выделенными в выступлениях участников, стали объекты налогообложения, а также налоговый учет как факторы формирования налоговой базы, их соотношение и особенности регионального подхода

Профессор кафедры международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного университета, д-р экон. наук Д. Ю. Федотов рассмотрел фискальную значимость имущественного налогообложения юридических лиц. По мнению докладчика, имущественные налоги, взимаемые с юридических лиц, играют важную роль в формировании доходов государственного бюджета. При этом имеется существенное различие в фискальном значении этих налогов в разных странах мира. Более важную роль имущественные налоги играют в налоговых доходах англосаксонских стран, тогда как в западноевро-

пейских континентальных странах суммы этих налогов занимают незначительную часть в налоговых доходах государственного бюджета. Вместе с тем имущественные налоги юридических лиц, обычно зачисляемые в региональные и местные бюджеты, могут влиять на размер бюджетов этого уровня. В частности, в России в некоторых регионах поступления этих налогов могут приносить 30-50% совокупных налоговых доходов регионального бюджета. В то же время региональные органы власти, преследуя определенные цели по привлечению организаций на свои территории, предоставляют им различные налоговые льготы по налогу на имущество организаций, что в свою очередь приводит к сокращению доходов региональных бюджетов.

Пленарная работа симпозиума была завершена докладом «Имущественные налоги: проблемы внедрения в национальных налоговых системах», сделанным первым проректором Белорусского государственного экономического университета, д-ром, проф. Е. Ф. Киреевой. По мнению докладчика, возможности использования свойств имущественного налогообложения, обеспечивающих не только фискальный, но и регулятивный эффект налогообложения, кроются в национальных налоговых системах на начальном уровне, и Беларусь в этом плане не исключение. Реальный потенциал имущественных налогов значителен, и его реализация достижима при условиях развитой системы фискального кадастра, основанного на современных технических достижениях. Термин «фискальный кадастр» в широком смысле рассматривается как совокупность записей об оцениваемой собственности в реестрах налогоплательщиков и налоговых обязательствах. Применение современных оценочных методик при наличии фискального кадастра в Республике Беларусь позволяет обеспечивать наполнение доходной базы местных бюджетов.

ОБЗОР СЕКЦИОННЫХ ДОКЛАДОВ

Оживленные дискуссии состоялись в четырех тематических секциях:

• секция 1 «Теоретико-методологические аспекты имущественного налогообложения» (модератор д-р экон. наук Д. Ю. Федотов), на которой были заслушаны семь тематических докладов;

• секция 2 «Проблематика имущественного налогообложения» (модератор д-р экон. наук М. Р. Пинская), на которой были рассмотрены четыре тематических доклада;

• секция 4 «Проблемы и перспективы развития имущественного налогообложения юридических лиц» (модератор д-р экон. наук Е. А. Лаврентьева), на которой были обсуждены пять тематических докладов;

• секция 5 «Проблемы и перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц» (модератор д-р экон. наук Д. А. Арте-менко), на которой развернулась дискуссия по четырем докладам.

На онлайн-секции 3, к сожалению, дискуссии не получилось. Был заслушан только один доклад. При обсуждении данной ситуации было принято решение в дальнейшем делать акцент на офлайн-работу симпозиума.

Приведем тезисы ряда секционных докладов.

С докладом об эволюции налогового механизма привлечения инвестиций физических лиц на фондовый рынок выступила научный руководитель департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета д-р экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. Значительным событием в привлечении инвестиций на фондовый рынок стало решение о привлечении свободных денежных средств физических лиц на фондовый рынок через профессиональных брокеров и самостоятельно посредством комбинации открытия целевых индивидуальных инвестиционных счетов (далее — ИИС) и предоставления налогового вычета при соблюдении дополнительных условий. Первоначально применялся налоговый вычет до 52 000 руб. (ИИС-1), что предоставляло собой 13% от суммы, внесенной на ИИС в течение календарного года, при этом в расчет принимается пополнение счета максимум на 400 000 руб. в год. Такой подход к вовлечению денежных средств на фондовый рынок был на начальном этапе применения позитивно воспринят физическими лицами, тем более что предоставление налоговых льгот не зависело от того, кто реально вел операции по ценным бумагам и каков их финансовый результат. Однако активная работа на фондовом рынке для отдельных индивидуальных лиц приводила к получению большего объема доходов, что обусловило принятие ново-

го типа налогового вычета, при котором можно освободить от уплаты налога в 13% весь доход, полученный по ИИС. Однако этот вычет можно получить только при закрытии счета и не раньше, чем через три года с момента его открытия исходя из положительного финансового результата, полученного по операциям, совершаемым посредством ИИС. Однако срок использования такого типа налогового вычета (ИИС-2) остался прежним — три года, и более раннее закрытие счета приводит к перерасчету налогов с уплатой пени. В настоящее время предлагается третья разновидность условий применения налогового вычета для владельцев ИИС, направленная на долговременное привлечение денежных средств населения на инвестиционные цели. В проекте изменений в порядок ведения ИИСпредусмо-трен срок 10 лет, по истечении которого может быть выбран один из двух выше рассмотренных вариантов применения налогового вычета, с некоторыми изменениями величины налогового вычета: на ежегодно вносимую сумму — до 6% дохода, на самостоятельно размещенную сумму — не более 120 тыс. руб. в год. Таким образом, по мнению докладчика, на современном этапе налогообложения дивидендов и процентов по ценным бумагам прослеживается унификация налоговых ставок с тенденцией к формированию общей налоговой базы для применения принципа прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.

Доклад о специфике имущественного налогообложения в рамках территорий с особым экономическим статусом презентовала канд. экон. наук, доцент департамента финансов Дальневосточного федерального университета О. А. Синенко. Как отметила докладчик, в Российской Федерации распространены четыре вида территорий с особым экономическим статусом: территории опережающего социально-экономического развития; особые экономические зоны; свободный порт Владивосток; специальные административные районы. В отношении имущественных налогов льготы для резидентов особых экономических зон в основном синхронизованы на федеральном уровне. Льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу носят абсолютный характер: в общем виде в пределах определенного периода резиденты не уплачивают данные налоговые платежи, за редкими исключениями. За пе-

риод функционирования особых экономических зон в Российской Федерации налоговые льготы по налогу на имущество организаций составили 26,9 млрд руб., по земельному налогу — 7,9 млрд руб. Сумма преференций по налогу на имущество организаций, предоставленная резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, за период функционирования составила 10,25 млрд руб. В целом в структуре налоговых льгот, фактически предоставленных резидентам территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, имущественные налоги в сравнении с НДС и НДПИ занимают мало места: налог на имущество организаций за период с 2015 по 2020 гг. варьируется в диапазоне от 1,42 до 2,11%, земельный налог — от 0,03 до 0,22%. Налоговые льготы по имущественным налогам предусмотрены для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Кроме того, с 2022 г. введены налоговые льготы по имущественным налогам в рамках федеральной территории «Сириус». Таким образом, новые налоговые преференции по имущественным налогам, вводимые на территориях с особым экономическим статусом Российской Федерации, отражают мировой тренд на стимулирование инвестиций, связанных с целями устойчивого развития.

Региональный аспект имущественного налогообложения был выделен в выступлении д-ра экон. наук, проф. департамента налогов и налогового администрирования Финуниверситета И. В. Ни-кулкиной. В своем докладе она охарактеризовала и дала оценку имеющихся льгот и преференций для инвесторов в Арктической зоне Российской Федерации. Например, по налогу на имущество физических лиц установлена 0% для физических лиц, зарегистрированных по месту жительства в арктических районах республики, а также для населения в предпенсионном возрасте. При этом было показано, что кадастровая оценка имущества тем не менее позволяет наращивать доходы консолидированных бюджетов налоговыми поступлениями по имущественному налогообложению организаций. Анализ дифференциации налоговых ставок был показан на примере отдельных регионов, составляющих Арктическую зону (Чукотский и Ненецкий автономные округа, Республика Саха (Якутия)). Отличается развитостью Мурманская

область, где имеют место крупные промышленные объекты.

В выступлении В. В. Понкратова, канд. экон. наук, директора Центра финансовой политики департамента общественных финансов Финуни-верситета было обращено внимание на специфику имущественного налогообложения юридических лиц при совместном использовании объектов собственности. При этом были раскрыты особенности налогообложения в зависимости от формы совместного использования, а именно при заключении договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) либо договора инвестиционного товарищества; при передаче имущества в доверительное управление; при заключении концессионного соглашения; наконец, при заключении соглашения о совместном использовании имущества. Было подчеркнуто достижение компромисса определения налогоплательщика при оперативном управлении имущества. Если исчисление налога исходит из кадастровой стоимости имущества, то плательщиком налога на имущество организаций в отношении этого объекта признается организация, которой этот объект принадлежит на праве собственности. Если же объект облагается налогом по среднегодовой стоимости, то плательщиком налога на имущество организаций в отношении этого объекта признается организация, которой этот объект передан в оперативное управление.

С докладом по проблемам уклонения от уплаты имущественных налогов предприятиями лесопромышленного комплекса выступила аспирант Уральского федерального университета Ю. Е. Ла-бунец на основе исследования налогообложения более 4 тыс. предприятий в области лесозаготовки, распиловки древесины и оптовой торговли лесоматериалами. Докладчик обосновала наличие взаимосвязи критериев налоговой нагрузки и рентабельности активов. По мнению докладчика, динамика значений показателей фондоотдачи и фондовооруженности за период 2017-2020 гг. свидетельствует о неэффективном применении активов в производственных процессах предприятий лесопромышленного комплекса. Кроме того, оппортунистическое поведение предприятий проявляется в формах создания вертикальных и горизонтальных структур, представляющих собой фактически деятельность одного предприятия, собственники которого заинтересованы главным

образом в максимизации индивидуальных выгод, создавая множество предприятий, функционирующих с высоким уровнем налогового риска и искажающих данные о реальной деятельности и имущественном состоянии отраслей лесопромышленного комплекса.

Доклад о потенциале имущественного налогообложения граждан в сокращении монетарного неравенства презентовал канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита Ярославского государственного университета А. А. Пугачев. Как отметил докладчик, монетарное неравенство является для России одной из актуальных социально-экономических проблем. Налоги до настоящего времени не способствовали сокращению неравенства. Потенциалом в его сглаживании обладает не только подоходное, но и имущественное налогообложение граждан. Сглаживанию монетарного неравенства призваны способствовать налоговые льготы по имущественным налогам граждан для пенсионеров, уровень благосостояния которых, как правило, ниже, чем у работоспособного населения. По налогу на имущество физических лиц сегодня предусмотрено снижение налоговой базы на кадастровую стоимость 20 кв. м для квартир и 50 кв. м для жилых домов. Это способствует снижению налоговой нагрузки по объектам недвижимости, принадлежащим в первую очередь малообеспеченным гражданам, имеющим небольшое по площади жилье. Соответственно для более дорогих объектов недвижимости с большими площадями эффективная процентная ставка будет выше. Это способствует сглаживанию монетарного неравенства граждан. По мнению докладчика, особым проявлением социального эффекта имущественных налогов в России с 2014 г. выступает транспортный налог на дорогостоящие автомобили (свыше 3 млн руб.), катера, яхты, вертолеты и самолеты. Он получил неофициальное название «налог на роскошь». К таким транспортным средствам при расчете налога применяется повышающий коэффициент до 3. Идея введения налога на роскошь состояла в том, что с его помощью государство могло регулировать налоговую нагрузку в пользу сокращения монетарного неравенства, повышения обложения доходов, направляемых на «сверхпотребление». Эти меры, как подчеркнул докладчик, представляются лишь минимально необходимыми с позиций обеспечения выравнивания доходов.

Особую значимость в этой связи имеют налог на наследство и дарение, отмененный в Российской Федерации с 2006 г., а также повышенные ставки налога на имущество для владельцев многих объектов недвижимости.

С докладом о перспективах трансформации земельного налога с юридических лиц в «зеленой» экономике выступила д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой банковского дела Сыктывкарского государственного университета С. И. Чужмарова. По мнению докладчика, при налогообложении земельным налогом юридических лиц с позиций развития «зеленой» экономики необходимо учитывать способы обработки земли. Если способы обработки земли (сельское хозяйство) или технологии производства (промышленные объекты, расположенные на земельном участке) наносят ущерб земле, налоговая нагрузка должна быть увеличена. При этом маркерами проблематики земельного налога являются кадастровая стоимость и ее оценка, дифференциация ставок земельного налога, налоговые льготы, налоговое администрирование, а маркерами трансформации земельного налога с юридических лиц как инструмента развития местной «зеленой» экономики будут являться обеспечение рационального землепользования, охраны окружающей среды и улучшения ее состояния; аккумулирование средств, необходимых для возможного восстановления потенциала земельных ресурсов, плодородия земли; дестимулирование загрязнения земли, водных, лесных объектов; формирование стабильных и равномерных налоговых доходов местных бюджетов для обеспечения общественных благ на территориях муниципалитетов (за счет налогообложения земель промышленности и сельского хозяйства).

Доклад о специфике и путях совершенствования транспортного налогообложения физических лиц презентовала канд. экон. наук, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета Ю. В. Леонтьева, которая обосновала необходимость совершенствования системы транспортных платежей. По мнению докладчика, оптимальную транспортную мобильность населения будет характеризовать определенное количество поездок на разных видах транспорта, обеспечивающих максимум общих выгод обществу от использования имеющихся ресурсов дорожной сети

и окружающей среды. Поездки на одном из видов транспорта (например, на личном автомобиле), превышающие этот оптимальный уровень, будут считаться экономически чрезмерными, т.е. неоптимальными, а применительно к транспортным платежам оптимальным будет считаться такой уровень и такой состав этих платежей, который может формировать транспортные предпочтения населения, соответствующие оптимальному уровню поездок на разных видах транспорта. Соответственно целевыми ориентирами при построении оптимальной системы транспортных платежей должны стать три критерия: увеличение транспортной мобильности населения (товаров, работ, услуг); повышение интернализации отрицательных внешних издержек использования транспорта; снижение избыточного фискального бремени. Избыточное бремя транспортных платежей будет возникать в случае увеличения интенсивности использования личного транспорта выше оптимального уровня в данной общине при увеличении транспортных платежей. В оптимальной системе увеличение транспортных платежей должно приводить к снижению интенсивности использования личного транспорта и переходу на альтернативные способы обеспечения мобильности (общественный транспорт, немоторизованные виды транспорта).

С докладом о влиянии имущественного налогообложения физических лиц на процессы накопления и потребления выступила канд. экон. наук, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета И. Н. Павлова. Докладчик подчеркнула, что полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутый теоретический тезис о нейтральности имущественных налогов по отношению к вопросам сбережения в целом. В процессы накопления и сбережения вовлечено не все население Российской Федерации, что подтверждается неравномерным распределением доходов населения между регионами, осуществлением инвестиций преимущественно одной группой населения. Сбережения в форме расходов на приобретение недвижимости перекрываются ростом кредитной задолженности. В то же время доходы от собственности растут большими темпами, чем потребительские цены и цены на недвижимость, отсутствует зависимость доходов от собственности и стоимости

жилья. При этом доля имущественных налогов в расходах населения незначительна. По мнению докладчика, между имущественными налогами, уплаченными населением, и приростом сбережений населения присутствует слабая обратная связь. Однако возможности построения модели, позволяющей оценить эту зависимость математически, ограничены в связи с наличием проблемы достоверности статистических данных, находящихся в открытом доступе.

Налоги до настоящего времени не способствовали сокращению неравенства. Потенциалом в его сглаживании обладает не только подоходное, но и имущественное налогообложение граждан

Дискуссию по проблеме взаимного влияния неравенства богатства населения на налогообложение имущества и обратно продолжила д-р экон. наук, профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Е. С. Вылкова. Она отметила, что в настоящее время российские исследователи слабо уделяют отмеченному аспекту свое внимание в отличии от зарубежных ученых. Было предложено имплементировать в российскую практику такие предложения, как введение повышенных ставок налога на имущество по дорогостоящему имуществу; рассмотрение вторых и последующих объектов недвижимости граждан, которые потенциально могут обеспечивать их владельцу доход от аренды как инвестиционный товар и предусматривать, с одной стороны, его соответствующее прогрессивное налогообложение, а с другой стороны, установление пониженных ставок для малоимущих, многодетных и т.п. семей в существенной зависимости от типа жилья, года постройки, его местоположения; рассмотрение возможности введения налогового вычета в размере не менее прожиточного минимума для беднейших слоев населения.

Развитию имущественного налогообложения в свете коммуникаций между налоговыми органами России, Белоруссии, а также других стран Евразийского союза посвящены доклады канд. экон. наук, доцента кафедры теории кредита и финансового

менеджмента СПбГУ Н. В. Покровской, канд. экон. наук, доцента кафедры банкинга и финансовых рынков ПолесГУ О. А. Теляк, канд. экон. наук, доцента кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Уфимского филиала Финуниверситета А. Ю. Ше-иной. Большое значение придается в настоящее время такому понятию, как доверие (горизонтальное, вертикальное), в том числе в аспекте налоговой дисциплины в части выполнения налогоплательщиками своих обязательств по имущественному налогообложению, а также в предоставлении информации в контексте международного обмена информацией. Немаловажна гармонизация законодательства союзных стран как фактор содействия повышению конкурентоспособности на мировых рынках.

Рассмотрению проблем налогового администрирования за рубежом посвятила свое выступление канд. экон. наук, доцент департамента налогов и налогового администрирования Финуниверситета А. С. Адвокатова. В своем докладе она отметила основные тренды развития имущественного налогообложения юридических лиц в странах Центральной и Южной Америки. Рассматриваемые страны представляют собой особый регион, в котором целью стран является достижение устойчивого развития, в том числе посредством совершенствования инструментов налоговой политики. Представляется, что совершенствование и унификация практики имущественного налогообложения позволит преодолеть последствия мирового экономического кризиса, вызванного пандемией СОУЮ-19, и обеспечить экономический рост государств Центральной и Южной Америки. Немалую роль в решении поставленных задач играет налогообложение прироста капитала, поскольку напрямую оказывает влияние на рост инвестиций в этих регионах. Вместе с тем администрирование налогов на имущество в настоящее время является сложным в большинстве налоговых администраций государств Центральной и Южной Америки. Отслеживание прав собственности представляется неполным, а система оценки имущества — долгим и сложным процессом. Оценочная стоимость недвижимости обычно отстает от текущих рыночных цен. Большинство стран региона полагаются на традиционные кадастровые системы для оценки стоимости имущества. Однако ведение кадастров и поддержание их в актуальном состоянии, как правило, представляют для исследуемых стран сложную и дорогостоящую задачу. Однако инновационные

способы администрирования также имеют место в ряде рассматриваемых государств. Так, в режиме эксперимента в практику был внедрен инновационный способ определения стоимости посредством самодекларирования (в ряде городов Колумбии) или автоматизированных систем (в Боливии), основанных на агрегации данных о характеристике собственности, предоставленной налогоплательщиками.

ВЫВОДЫ

Практику проведения подобных симпозиумов продолжит XV симпозиум «Теория и практика налоговых реформ», который состоится в начале июля 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Адрес оргкомитета: 5symposium@ mail.ru

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABoUT THE AUTHORS

Игорь Анатольевич Майбуров — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Igor A. Mayburov — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of the Department of Financial and Tax Management of

the Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

https://orcid.org/0000-0001-8791-665Х

i.a.mayburov@urfu.ru

Степан Игоревич Межов — заведующий кафедрой финансов и кредита, директор международного института экономики, менеджмента и информационных систем, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

Stepan I. Mezhov — Head of the Department of Finance and Credit, Director of the International Institute of Economics, Management and Information Systems of Altai State University, Barnaul, Russia https://orcid.org/0000-0002-6394-221X megoff@mail.ru

www.etl.fa.ru

166

И.А. Майбуров, С. И. Межов, Л. И. Гончаренко

Любовь Ивановна Гончаренко — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия

Lyubov I. Goncharenko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Scientific Director of the Department of Taxes and Tax Administration of the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University, Moscow, Russia

Ы^://о^.о^0000-0002-9872-3279 LGoncharenko@fa.ru

Заявленный вклад авторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. А. Майбуров — научное обоснование и анализ пленарных докладов.

С. И. Межов — научно-практический анализ общих данных по симпозиуму, общее редактирование статьи.

Л. И. Гончаренко — составление аннотации, представление отдельных выступлений на круглых столах.

Authors' Contribution Statement:

Igor A. Mayburov — scientific justification and analysis of plenary reports.

Stepan I. Mezhov — scientific and practical analysis of general data on the symposium, general editing of the article.

Lyubov I. Goncharenko — preparation of annotations, presentation of individual presentations at round tables

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 05.08.2022; принята к публикации 25.09.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 05.08.2022; accepted for publication 25.09.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.