(CC) ]
DOI: 10.26794/1999-849Х-2019-12-5-163-170
УДК 336.221(045)
JEL Е63, F38, Н22, Н26, Н87
XI международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»
И.А. Майбурова, Ю. Б. Ивановb, А. М. Гринкевичс
a Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия; ь Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, Харьков, Украина;
с Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия а https://orcid.org/0000-0001-8791-665X; ь https://orcid.org/0000-0002-5309-400X;
с https://orcid.org/0000-0003-0767-1299
АННОТАЦИЯ
Статья подготовлена по материалам XI международного симпозиума «Теория и практика налоговых реформ», состоявшегося 30 июня - 6 июля 2019 г. в Томске на базе Института экономики и менеджмента Национального исследовательского Томского государственного университета. Предмет обсуждения - теоретические и практические аспекты трансформации налогообложения и налогового администрирования в цифровой экономике. В налоговом симпозиуме приняли участие 95 специалистов, представлявших 40 университетов из 26 городов шести стран (России, Белоруссии, Германии, Китая, Словении и Украины), 35 высших учебных заведений. Организаторами симпозиума выступили: Национальный исследовательский Томский государственный университет, Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский госуниверситет, Финансовый университет, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук. Цели симпозиума - обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к совершенствованию налоговой политики и налогообложения, формирование творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. В рамках симпозиума было проведено пленарное заседание, пять тематических секций, круглый стол, административный практикум, презентация журналов, поддерживающих налоговую тематику. В рамках симпозиума рассмотрены теоретические и практические аспекты трансформации налогообложения и налогового администрирования в цифровой экономике. Актуальность проведения симпозиума с такой тематикой обусловлена ожидаемыми трансформационными изменениями в налогообложении и налоговом администрировании в связи с форсированной цифровизацией всех социально-экономических процессов.
Ключевые слова: налоги; налогообложение; налоговое администрирование, цифровая экономика, цифровые технологии
Для цитирования: Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., Гринкевич А. М. XI международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ». Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):163-170. DOI: 10.26794/1999-849Х-2019-12-5-163-170
REVIEW
XI International Symposium "Theory and Practice of Tax Reforms"
I.A. Mayburova, Y. B. Ivanovb, A. M. Grinkevichc
a Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia; b Scientific-Research Center for Industrial Developmentn Problems NAS Ukraine, Kharkov, Ukraine;
c National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia a https://orcid.org/0000-0001-8791-665X; b https://orcid.org/0000-0002-5309-400X;
c https://orcid.org/0000-0003-0767-1299
ABSTRACT
The article is prepared following the XI International Symposium "Theory and Practice of Tax Reforms" held 30 June -6 July 2019 in Tomsk Institute of Economics and Management, Tomsk State University. The subject of the discussion is
ОБЗОР
BY 4.0
theoretical and practical aspects of taxation and tax administration transformation in digital economy. In the symposium, 95 specialists from 40 Universities from 26 cities of six countries (Russia, Belorussia, Germany, China, Slovenia and Ukraine) and 35 higher educational institutions took part. The event was organized by Tomsk State University, Ural Federal University, St. Petersburg State University, Financial University, cientific-Research Center for Industrial Development Problems NAS Ukraine, and by Institute for Economic Strategies of Chinese Academy of Social Studies. The purpose of the Symposium is to discuss topical problems of tax systems reforming, elaboration of new theoretical-methodological approaches to the perfection of tax policies and taxation, forming creative groups to conduct joint studies in taxation. During the symposium, a plenary meeting, five thematic sections, a round table, administrative training, presentations of journals on taxes and taxation and a new monographic project were held. Within the limits of the symposium theoretical and practical aspects of taxation and tax administration transformation in digital economy are considered. The importance of such a symposium is linked to anticipated changes in the shere. Keywords: taxes; taxation; tax administration; digital economy; digital technologies
For citation: Mayburov I.A., Ivanov Y. B., Grinkevich A. M. XI international symposium "Theory and practice of tax reforms". Ekonomika. Nalogi.Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(5):163-170. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-163-170
ОБЗОР ПЛЕНАРНЫХ ДОКЛАДОВ
С приветственным словом к участникам симпозиума обратился ректор Томского государственного университета, д-р психол. наук, проф. Э. В. Гала-жинский, который рассказал участникам симпозиума об основных вехах развития Томского государственного университета — первого университета в азиатской части России. Он был основан 28 (16) мая 1878 г. императором Александром II как Императорский сибирский университет. С момента основания Томского университета начался новый этап развития Сибири — эпоха просвещения, образования и науки в азиатской части России. Сегодня Томский государственный университет является одним из крупнейших классических университетов страны. Особое внимание ректор уделил анализу драйверов реализации в университете программы «5-100». Томский госуниверситет уверенно продвигается во всех мировых рейтингах, следуя сразу за национальными лидерами (Московским и Санкт-Петербургским университетами). В частности, ректор подчеркнул, что по итогам последнего рейтинга OS World University Rankings университет занял 268-е место, обогнав многие ведущие вузы страны. Формула успешного развития университета в самом центре Сибири, по мнению ректора, заключается в программном подходе к развитию человеческого капитала университета и бережном отношении к его традициям.
К участникам симпозиума обратилась директор Института экономики и менеджмента Томского госуниверситета, д-р экон. наук, проф. Е. В. Нехода, проинформировшая участников симпозиума о проектах и решениях, касающихся развития
экономико-управленческого образования и науки в университете. Она подчеркнула, что для университета очень почетно принимать в своих стенах столь представительное научное мероприятие. При этом руководство института всегда открыто для масштабных научных инициатив. Е. В. Нехода также акцентировала внимание участников симпозиума на развитии экономического образования и исследований в университете. В институте экономики и менеджмента реализован программный принцип управления образовательной деятельностью. Проведена трансформация организационной структуры управления. По сути, в институте успешно создается экосистема образовательной деятельности с привлечением корпоративных партнеров в образовательный процесс через консультационные бизнес-проекты, «живые» бизнес-кейсы, практики, привлечение к чтению лекций.
С докладом «Технологическое развитие налогового администрирования в Томской области» выступил государственный советник Российской Федерации 2 класса, руководитель УФНС по Томской области Г. Г. Морозов, заявив, что миссия ФНС России состоит в осуществлении эффективной контрольно-надзорной деятельности и обеспечении высокого качества предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса. Докладчик подчеркнул, что процесс становления федеральной информационной системы налоговой службы насчитывает четыре этапа. 1-й этап (1991-2000 гг.) характеризовался многообразием программных средств и отсутствием какой-либо централизации информации. На 2-м этапе (2000-2005 гг.) начали внедряться типовые
программные комплексы и появились первые федеральные информационные ресурсы. На 3-м этапе (2005-2010 гг.) был создан единый сайт службы и начали действовать значимые интерактивные сервисы и стартовал процесс электронного документооборота с налогоплательщиками. На 4-м этапе (2010 г.— настоящее время) началась поэтапная централизация функций налогового администрирования. Мир больших данных ФНС России — это обработка 76 млн деклараций, 37,5 млн налоговых требований, 15 млрд счетов-фактур по НДС, 250 млн сделок по трансфертному ценообразованию, 4 млн регистрационных сделок, 82 млн уведомлений на уплату имущественных налогов. Это цифровое многообразие обеспечивается применением современных технологий: АИС «Налог-3», АСК НДС-2.
Заместитель начальника контрольного управления ФНС России, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доцент Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, канд. экон. наук К. В. Новоселов сделал доклад о проблемах и перспективах использования облачных технологий в налоговом администрировании, аргументировав, что внедрение инновационных технологий позволяет концептуально менять вектор контрольной работы, планомерно снижать административную нагрузку на налогоплательщиков. Основной акцент в контрольной работе
налоговых органов сделан в настоящее время на побуждение налогоплательщиков к добровольному выполнению налоговых обязательств. Докладчик подчеркнул, что к новым вызовам реформы контрольно-надзорной деятельности следует отнести выстраивание модели партнерских отношений с налогоплательщиками, повышение их мотивации не нарушать налоговое законодательство, переход от контроля к предупреждению нарушений, внедрение новых методов аналитики (искусственного интеллекта, машинного обучения, нейронных сетей) в работе с большими данными (big data). Так, архитектура информационного пространства налоговых органов выстраивается на основе интеграции программных продуктов и информационных систем в едином комплексе, позволяющем перевести контроль за бизнес-процессами налогоплательщика в режим мониторинга текущей деятельности. В итоге, налоговое администрирование должно превратиться в «адаптивную платформу», работающую исключительно с цифровыми источниками данных и цифровыми идентичностями налогоплательщиков, оперирующую в режиме реального времени.
Заведующий отделом финансово-экономических проблем использования производственного потенциала Института экономики промышленности НАН Украины, д-р экон. наук, проф., академик НАН Украины В. П. Вишневский сделал доклад на тему «Экономические и регуляторные последст-
вия цифровой революции в налогообложении». По мнению докладчика, современный этап мирового развития представляет собой киберфизическую систему, существенно трансформирующую многие аспекты жизни общества. Во-первых, изменяются экономические субъекты. Кроме того, помимо обычных юридических лиц, ожидается появление электронных лиц: если роботы с искусственным интеллектом самостоятельно принимают производственные решения, то закономерно ставить вопрос об их материальной и налоговой ответственности. Во-вторых, ускоренными темпами совершенствуется новое киберфизическое производство гибридных продуктов, соединяющих свойства товаров и услуг, являющееся производством, самоорганизуемым и управляемым искусственным интеллектом, в котором человек не принимает производственных решений. Примерно в пятой части всех профессий человеческий труд может быть заменен машинами (это около 400 млн чел. к 2030 г.). В-третьих, возникают новые институты власти и механизмы инфорс-мента, т.е. обеспечения выполнения договоров. При этом по законам диалектики (развития по спирали) социокультурные (цивилизационные) факторы не исчезают и не растворяются в глобализованном мире, а, наоборот, приобретают в новых условиях большее значение. В-четвертых, формируются новые налоговые институты, связанные с роботизированной автоматизацией производственных процессов и перестройкой системы экономических отношений, обусловленной становлением репута-ционного государства. Если до последнего времени платежеспособность (и социальный статус) физических и юридических лиц измерялась деньгами, то теперь еще одним измерителем становятся баллы в системах социального рейтинга (без высоких рейтинговых баллов деньги частично теряют свое значение, поскольку их затруднительно «отоварить» и воплощать во власть). Это объективно трансформирует систему налогообложения.
С докладом о модернизации налогового администрирования в Китае выступил директор департамента налогообложения Института экономических стратегий Китайской академии общественных наук, д-р экон. наук, проф. Чжанг Бин. Докладчик подробно рассмотрел эволюцию китайской системы налогового администрирования начиная с 1950 г. Ключевыми задачами текущего этапа реформирования налогового администрирования в Китае являются снижение расходов на налоговое адми-
нистрирование, повышение его эффективности, сокращение доли недоимки по налогам, увеличение степени осознанности и удовлетворенности налогоплательщиков в целях обеспечения стабильности налоговых поступлений. Для выполнения этих задач предусматриваются применение цифровых технологий, уменьшение личного присутствия налогоплательщиков в контрольных органах и использование больших данных для анализа поведения налогоплательщиков. По словам докладчика, Китай к 2020 г. намерен создать современную систему налогового администрирования, в частности обеспечить слияние национальных и местных налоговых бюро в единую налоговую службу, а также провести реинжиниринг всех основных процессов взимания налогов.
С докладом об опыте и перспективах налогового стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий в Украине выступил заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины, д-р экон. наук., проф. Ю. Б. Иванов, продемонстрировавший динамику основных показателей развития этого сектора в Украине, а затем рассмотревший общую (обычную) и упрощенную системы налогообложения, которые используются юридическими лицами, работающими в /Г-секторе. Кроме того, докладчик проанализировал варианты налогообложения физических лиц, занятых в этом секторе, которые уплачивают в общем случае налог на доходы физических лиц в размере 18% от чистой прибыли, военный сбор (1,5%) и минимальный единый социальный взнос, рассчитываемый по базовой ставке (22%) исходя из минимальной заработной платы. Ю. Б. Иванов доказал, что нерациональная (с позиций государственных интересов) структура субъектов /Г-сектора сложилась вследствие необоснованно либерального налогового режима, установленного для применяющих упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей. Предметом критического анализа послужили различные варианты реформирования налогообложения /Г-сектора как в рамках упрощенной, так и в обычной системе налогообложения. Кроме того, докладчик осветил основные векторы налоговой реформы, исходящие от офиса Президента Украины. К таковым следует отнести уплату всех налогов на единый счет, «нулевую» декларацию и налоговую амнистию одновременно с амнистией капиталов, замену налога на
прибыль налогом на выведенный капитал, дальнейшую либерализацию единого социального взноса, прежде всего для предпринимателей, и обеспечение альтернативных источников финансирования социальных и пенсионных выплат.
Руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, д-р экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко сделала доклад об электронных услугах ФНС России и тенденциях развития сервисных интернет-услуг. Как отметила докладчик, к началу 2014 г. национальными веб-сайтами располагали все 193 государства — члены ООН: на 101 из них граждане могли создавать онлайн личные кабинеты, на 73 — подавать декларации по подоходному налогу, на 60 — регистрировать компании. Что касается наиболее распространенных базовых правительственных административных систем, то 190 государств внедрили автоматизированное управление финансами, 179 использовали такие системы для таможенного оформления товаров, а 159 стран применяли для налогового администрирования. Сайт ФНС России содержит электронные сервисы, охватывающие полный спектр потребностей всех категорий налогоплательщиков. Наиболее популярными являются сервисы, оказывающие услуги для бизнес-сообщества, а в последние годы растет и число физических лиц, предпочитающих онлайн-взаимодействие с налоговыми органами. В настоящее время на официальном сайте ФНС России реализовано более 57 интерактивных сервисов. По оценкам многих экспертов, сайт ФНС России является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. ФНС России с января по октябрь 2018 г. было зарегистрировано около 101,9 млн посещений его сайта пользователями. Формирование сервисной модели деятельности налоговых администраций предполагает еще более широкое электронное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. Развитие сервисов личного кабинета, помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия, снижает количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. уменьшается потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.
Канд. экон. наук Ральф Буссе, практикующий налоговый консультант из Германии, рассказал об опыте Евросоюза в формировании единой сис-
темы администрирования НДС на трансграничные электронные услуги. Докладчик отметил, что для получения права на взимание НДС необходимо определить место реализации электронных (цифровых) услуг. Если заказчик (покупатель) электронных услуг по сделкам схемы "В2В" является плательщиком НДС, то местом реализации услуг однозначно признается место осуществления деятельности покупателя. В другом случае, когда покупателем является неплательщик НДС (схема "В2С"), место реализации электронных (цифровых) услуг определяется по месту проживания (постоянного пребывания) покупателя. Администрирование НДС в целевой стране на трансграничные электронные (цифровые) услуги, поставляемые в режиме В2В в рамках ЕС и во многих других юрисдикциях, осуществляется при соблюдении принципа «обратной налоговой повинности» (от англ. reverse charge). При этом обязанности декларирования и отчисления НДС возлагаются на покупателя как налогового агента, признанного в своей стране в качестве плательщика НДС. Как отметил докладчик, европейский законодатель пошел налогоплательщикам навстречу, предоставляя им возможность одноразовой регистрации, декларирования и уплаты НДС для всех государств — членов ЕС через «одно окно», получившее название минислужбы по принципу «одного окна» (от англ. mini-one-stop-shop). Фактически согласно этому принципу плательщик НДС, добровольно зарегистрировавшись в службе одного окна в одном (скорее, в своем) государстве — члене ЕС, в электронной форме подает ежеквартальные налоговые декларации по НДС в службу одного окна с данными о поставках электронных, телекоммуникационных и вещательных услуг неплательщикам НДС в других государствах — членах ЕС. При этом в декларации для каждого государства-члена должны учитываться действующие там ставки НДС.
Завершил пленарную работу доклад «Практика противодействия контрафакту на основе обязательной цифровой идентификации и чипизации товаров», который сделала канд. экон. наук, заместитель руководителя управления ФНС России по Томской области И. Ю. Жалонкина. Как отметила докладчик, в настоящее время Правительством РФ утверждена Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров. Предусмотрено планомерное введение чипирования товаров в большинстве сфер
бизнеса с целью контроля продуктовых и финансовых потоков. Так, с 2018 г. обязательному электронному чипированию подлежит алкогольная продукция (реализуется на основе ЕГАИС), с 2019 г. система чипирования распространяется на табачную продукцию, духи, шины и покрышки, изделия легкой промышленности, обувь, фотокамеры и фотовспышки, лекарства, готовую молочную продукцию и т.д. В частности, введение обязательной маркировки для табачной продукции установлено с 1 марта 2019 г., парфюмерии — с 1 декабря 2019 г., шин и покрышек пневматических резиновых новых — с 1 декабря 2019 г. верхней одежды и белья постельного, столового, туалетного и кухонного — с 1 декабря 2019 г., фотокамер — с 1 декабря 2019 г., обуви — с 1 июля 2019 г. С 1 января 2020 г. маркировка должна стать обязательной для лекарственных средств. До 2024 г. бизнес России должен перейти на маркировку всех товаров. По оценкам, суммарный эффект от внедрения маркировки более 10 товарных групп составит более 1 трлн руб.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ФНС РОССИИ»
2 июля 2019 г. в управлении ФНС России по Томской области состоялся административный практикум. Презентацию ключевых сервисов налоговой службы сделала заместитель руководителя управления ФНС России по Томской области И. Ю. Жалонкина, канд. экон. наук. Участники практикума смогли познакомиться с содержанием наиболее востребованных сервисов, обсудить перспективы их совершенствования. Участники практикума с удовлетворением отметили, что электронные сервисы ФНС России значительно упрощают общение налогоплательщиков с налоговыми органами, экономят время и затраты, освобождая от необходимости посещать инспекцию лично, а также позволяя оперативно получать информацию. Целями данных сервисов являются практически полное исключение личного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика и переход на бесконтактное общение, что полностью соответствует взятому курсу на развитие сервисного имиджа налоговой службы. Кроме того, развитие различных сервисов личного кабинета физических и юридических лиц, помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия, также снизит количество личных контактов нало-
гоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. уменьшится потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «АКЦИЗНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПИВУ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»
Перед началом круглого стола участники симпозиума посетили завод «Томское пиво», где ознакомились с ассортиментом продукции, технологическими особенностями производства и проблемами пивоваренной отрасли. Модератором круглого стола стал д-р экон. наук А. И. Погор-лецкий, рассказавший о динамике роста акцизов на пиво, динамике производства и потребления пива. Характеризуя ретродинамику структуры потребления алкогольных напитков, модератор аргументировал, что, несмотря на положительное снижение общего уровня потребления в пересчете на чистый спирт, в нашей стране сохраняются крайне негативные процессы в потреблении алкоголя. Главная проблема — в России сохраняется высокая доля потребления крепкого алкоголя (61%) в общей структуре потребления. При этом потребление пива в России падает с 71 л на душу населения в 2013 г. до 55 л в 2017 г.
На круглом столе дискуссия развернулась по вопросам экономической обоснованности долгосрочной акцизной политики в отношении разных видов алкоголя. Однако центральным обсуждаемым стал вопрос, как посредством фискальных инструментов изменить негативную структуру потребления. По мнению участников круглого стола, кардинальное смещение потребительских предпочтений в сторону потребления слабоалкогольной продукции, вина и пива является крайне актуальной задачей государственной важности. Наиболее перспективным напитком, который может заместить потребление большинством населения крепкого алкоголя, является пиво. Это демонстрирует, в частности, опыт стран Северной Европы (Польши, Швеции, Финляндии и др.), тяготевших в середине прошлого века к аналогичной модели доминирующего потребления крепкого алкоголя. Участники круглого стола отметили проблему разных ставок акцизов на пиво в странах ЕАЭС, дифференциация которых создает диспаритеты в конкуренции и потреблении в транс-
граничных районах. Кроме того, участники круглого стола высказались в пользу снижения акцизной нагрузки на пиво до уровня европейских пивоваренных стран, в частности Германии, где акциз на пиво более чем в три раза ниже, чем в России. Также участники круглого стола посчитали целесообразным изменение вида акцизной ставки в зависимости от крепости напитка. Речь шла о том, чтобы в ЕАЭС следует использовать европейский опыт дифференцированной акцизной политики к пиву разной крепости. Акцизы на пиво в 15 странах ЕС взимаются пропорционально содержанию этилового спирта в готовом продукте, а в 12 государствах принято измерять плотность пива в градусах Плато (Plato): чем больше плотность, тем больше процент содержания этилового спирта. Данное предложение будет способствовать реализации более эффективной акцизной политики в отношении пива, когда ставка акциза будет зависеть от крепости напитка. Впоследствии это приведет к изменению структуры потребления пива в пользу его слабоалкогольных сортов, наносящих меньший вред здоровью российского потребителя.
СЕКЦИОННАЯ РАБОТА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖУРНАЛОВ
Оживленные дискуссии состоялись на пяти тематических секциях, на которых были обсуждены 32 доклада, посвященных исследованиям цифровой экономики, анализу трансформационных изменений в налогообложении, цифровым технологиям налогового контроля, налоговому регулированию в условиях цифровизации экономики, проблемам и перспективам совершенствования налоговых систем России и Китая.
Большой интерес участников симпозиума вызвала сессия, посвященная презентации журналов, поддерживающих налоговую тематику. На сессии
главные редакторы презентовали следующие журналы:
• «Вестник ТГУ. Экономика»;
• «Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика»;
• «Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования»;
• «Экономика. Налоги. Право»;
• «Экономика региона»;
• Journal of Tax Reform.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение симпозиума состоялась презентация книг, выпущенных к данному симпозиуму: «Налоги в цифровой экономике» [1] и «Цифровые технологии налогового администрирования» [2]. Кроме того, участники симпозиума обсудили тематический фокус следующего налогового симпозиума и решили, что XII симпозиум будет посвящен проблемам и перспективам совершенствования налогообложения потребления. Также была обсуждена тематика двух монографических проектов, которые будут подготовлены к следующему симпозиуму в г. Тюмени: книга 1: «Теоретико-методологическая палитра косвенного налогообложения», книга 2 «Архитектоника современного налогообложения потребления». Дорожная карта этого проекта доступна на сайте URL: http://taxsymposium.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=414&Itemid=1194&lang=ru.
Практика проведения подобных симпозиумов будет продолжена. XII симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» состоится в начале июля 2020 г. в Тюмени и Тобольске. «Эстафетную палочку симпозиума» принимает Тюменский государственный университет. Адрес оргкомитета: 5symposium@ mail.ru.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., ред. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2019. 279 с.
2. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., ред. Цифровые технологии налогового администрирования. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2019. 263 с.
1.
2.
REFERENCES
Maiburov I. A., Ivanov Yu.B., reds. Taxes in the digital economy. Theory and methodology. Monograph. Moscow: UNITI-DANA; 2019. 279 p. (In Russ.).
Maiburov I. A., Ivanov Yu.B., reds. Digital technologies of tax administration. Monograph. Moscow: UNITI-DANA; 2019. 263 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Игорь Анатольевич Майбуров — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия mayburov.home@gmail.com
Юрий Борисович Иванов — доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, Харьков, Украина ivn77@bk.ru
Анастасия Михайловна Гринкевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия tasya-g89@mail.ru
ABOUTTHE AUTHORS
Igor A. Mayburov — Dr. Sci. (Econ.); Prof., Head of Department of Financial and Tax Management, Ural Federal
University, Yekaterinburg, Russia
mayburov.home@gmail.com
Yuriy B. Ivanov — Dr. Sci. (Econ.); Prof., Deputy Research Director, Scientific-Research Center for Industrial
Development Problems NAS Ukraine, Kharkov, Ukraine
ivn77@bk.ru
Anastasiya M. Grinkevich — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Economics, National Research
Tomsk State University, Tomsk, Russia
tasya-g89@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Майбуров И. А. — научное руководство; разработка концептуального подхода к структуре и содержанию статьи; подготовка вводной и заключительной частей статьи.
Иванов Ю. Б. — подготовка базового концепта статьи; разработка информационно-аналитической составляющей реферативного обзора по второму разделу статьи.
Гринкевич А. М.— подготовка материалов к вводной части статьи; разработка информационно-аналитической составляющей реферативного обзора по первому разделу статьи; критический анализ общего текста статьи.
Author contribution statement:
Igor A. Mayburov — research supervision; conceptual approach to the structure and content introduction and conclusion.
Yuriy B. Ivanov — the basic concept of the article; sources selection, their analyses and systematization to the second part of the article.
Anastasiya M. Grinkevich — sources selection, their analyses and systematization for the introduction and the first part of the article; critical analysis of the whole text.
Статья поступила 22.07.2019; принята к публикации 20.09.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 22.07.2019; accepted for publication 20.09.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.