лики разных эпох - от ампира до наших дней. Лекция-дефиле состоялась перед спектаклем «Сирано де Бержерак» по пьесе Э. Ростана, режиссера Владимира Тыкке. Театрализованную лекцию «Театральный этикет: вчера, сегодня, завтра» провела специалист по этикету, обладатель Национальной премии за развитие этикета в России, автор книг-бестселлеров Татьяна Белоусова. Лекция прошла перед спектаклем «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков» по киносценарию В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» режиссера Владимира Тыкке.
27 марта, Международный день театра, стал Днем открытых дверей в «Школе теат-
рального мастерства» - новом просветительском проекте, который с апреля стартовал в театре-фестивале «Балтийский дом». Можно было посмотреть флешмоб «Мы любим театр» и побывать на спектакле «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной (режиссер Филипп Лось) - совместной постановке театра-фестиваля «Балтийский дом» и Русского театра Эстонии (Таллинн).В эти дни театр уделял внимание и детям. Перед каждым дневным спектаклем театр приглашал юных зрителей совершить путешествие в страну Театралию. В Большом фойе вместе с артистами дети сочиняли свою пьесу, придумывали грим и костюмы, создавали сказочный занавес.
С.С. Акимов
XLIII ДОБРОЛЮБОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, СЕКЦИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
Нижний Новгород, 13-14 февраля 2019 г.
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: [email protected]
13-14 февраля 2019 г. в очередной раз состоялась международная научная конференция «Добролюбовские чтения», ежегодно проводимая Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова и находящимся также в Нижнем Новгороде Государственным литературно-мемориальным музеем Н.А. Добролюбова - единственным в стране, посвященным выдающемуся литературному критику и общественному деятелю. Проделав за годы существования путь от скромного межвузовского мероприятия до масштабного форума, объединяющего ученых-гуманитариев разных специальностей, чтения занимают видное место в культурно-интеллектуальной жизни города. Это стало результатом плодотворного сотрудничества вуза и музея и во-многом является заслугой профессора В.М. Строгецкого (НГЛУ) и заслуженного работника культуры РФ Г. А. Дмитриевской (музей Н.А. Добролюбова), на протяжении долгого времени остающихся бессменными научными руководителями конференции.
Традиционно одна из секций чтений посвящена вопросам теории и истории изобразительного искусства. О ее работе в прошлые годы неоднократно писалось на страницах данного журнала*; можно говорить о том, что сложился круг постоянных участников мероприятия, который ежегодно пополняется новыми именами, а это, соответственно, ведет к расширению тематики. Автори-
* Общество. Среда. Развитие. 2015, № 1; 2016, №1; 2017, № 1; 2018, № 1.
тет мероприятия, несомненно, повышается благодаря регулярному участию московских искусствоведов. Тема заседания была сформулирована широко - «Творец и натура: традиции и новации в искусстве», что позволило представить доклады весьма разнообразного содержания: от вопросов иконографии древнерусской живописи до отечественного искусства Серебряного века и историографии творчества Рембрандта.
Из двенадцати заявленных было заслушано одиннадцать выступлений. Председательствовала известный в городе и регионе критик, педагог, художник Наталья Викторовна Квач, автор многочисленных работ о народном искусстве Нижегородской области и творчестве современных нижегородских художников (ее доклад о пушкинской теме в графике Э. Насибулина прозвучал на пленарном заседании).
В выступлении кандидата исторических наук А.Б. Конотопа (Москва) на примере конкретного произведения - русской иконы «Страшный суд» из Национального музея Швеции - была продемонстрирована не иссякающая актуальность иконографического метода, разрабатываемого исследователями средневекового христианского искусства на протяжении полутора столетий и по-прежнему способного принести интересные находки. В стокгольмской иконе докладчик обратил внимание на чрезвычайно подробное изображение деяний пророков Илии и Еноха в эпизоде «Земля и море отдают мер- о твецов» и доказал, что источником компози-
СО
ч
tu
Ci
О
3 О
ции наряду с Апокалипсисом послужил текст Мефодия Патарского.
Вопросы изучения светской вышивки, создававшейся и бытовавшей в дворянской усадебной среде в XIX в., рассматривались в докладе С.И. Лякишевой (Тульская область, музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»), сосредоточившей внимание на иносказательном смысле композиций и связавшей этот смысл с традициями голландского натюрморта XVII в. Здесь возникает очень интересный аспект, требующий дальнейшей разработки: аллегорическое значение бытовых и натюрмортных образов голландской школы было выявлено лишь в середине ХХ столетия, в XIX же веке эти произведения воспринимались как блестящие примеры непосредственно-реалистического отражения действительности. Можно ли в таком случае говорить о непосредственной связи вышивок XIX в. с традициями голландского искусства? Могла ли старинная аллегорическая традиция, забытая на уровне «ученого» восприятия голландского искусства знатоками и коллекционерами, функционировать в повседневной усадебной культуре XIX в.? Насколько тесно книги XVIII-XIX столетий по символике и эмблематике были связаны с аналогичными изданиями XVI-XVII вв., которыми пользовались голландские мастера?
Важное место в работе секции заняла проблематика русского искусства конца XIX - первой половины ХХ в. Новый взгляд на творчество А.С. Голубкиной представила доктор искусствоведения О. В. Калугина (Москва, РГГУ), на протяжении нескольких десятилетий занимающаяся изучением отечественной скульптуры Серебряного века. Сюжетные произведения Голубкиной исследовательница охарактеризовала как «живое воссоздание мифа в архетипических образах» (старости, странничества, природных стихий) и соотнесла трактовку этих образов скульптором с утопическими и эсхатологическими воззрениями старообрядцев, с которыми переплелись фольклорные мифопоэ-тические представления. Русскому искусству первой половины ХХ столетия принадлежат научные интересы кандидата искусствоведения Е.В. Грибоносовой-Гребневой (МГУ), чей доклад был посвящен влиянию на творчество и педагогическую практику К.С. Петрова-Водкина антропософских идей, воспринятых художником через взгляды Андрея Белого. Атрибуционный характер носило выступление А.А. Марцева (Нижний Новгород), опознавшего в двух произведениях А.В. Куприна начала 1920-х гг. изображения нижегородских архитектурных памятников. На рисунке из Третьяковской галереи, считавшимся
видом церкви в Филях, в действительности запечатлена Строгановская (Рождественская) церковь в Нижнем Новгороде - один из выдающихся памятников русского барокко, а в живописном «Пейзаже с церковью» из Русского музея - храм в селе Высоково, входящем в настоящее время в черту города. С именем Куприна связано становление в Нижнем Новгороде профессионального художественного образования, и обнаружение его произведений нижегородского периода имеет большое краеведческое значение.
Индустриальному пейзажу в советской живописи 1950-1980-х гг. было посвящено выступление И.В. Куликовой (Нижний Новгород), рассмотревшей произведения мастеров разных союзных республик и подчеркнувшей, что в этом жанре общее направление развития в масштабе всей советской культуры сочеталось с несомненным национальным и региональным своеобразием.
Как и в прошлые годы, вопросам зарубежного искусства было посвящено лишь несколько выступлений. С.В. Рязанова (Нижегородское художественное училище) рассмотрела рисунки А. Майоля в контексте эпохи модерна, сравнив его графику с произведениями Э. Дега, О. Родена, А. Бурделя, М. Врубеля и выявив тем самым присущие мастеру особенности понимания пространства и временного компонента зрительного образа.
Довольно подробный обзор творчества современного немецкого скульптора Томаса Шютце представила кандидат философских наук Е.И. Булычева (Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки). Она сконцентрировала свое внимание на одном из центральных произведений мастера - цикле «Frauen», включающем разноплановые образы, как окрашенные ностальгией по красоте классического искусства, так и воплощающие в нарочитой пластической деформации трагические мотивы. Исследовательница подчеркивала выдающееся значение Шютце для современного западного искусства и самобытность его творческой концепции, но, думается, он все-таки предстал перед слушателями как типичный постмодернист, играющий в классику, оперирующий цитатами из Родена, Георга Кольбе, Генри Мура, Майоля.
Два выступления носили характер творческих отчетов. Мастерица росписи по дереву, член Союза художников России Т.Г. Корьева (г. Семенов Нижегородской обл.) рассказала о своих произведениях на пушкинскую тему. Эти работы можно назвать новаторством в рамках традиции: каждое изделие, отличаясь оригинальностью замысла,
не противоречит основным закономерностям народного искусства с его праздничной красочностью, позитивным настроем образов, неприятием вульгарности*. Исключительной широтой интересов и многообразием образно-стилистических решений отличается деятельность члена СХ России С.И. Квача (Нижний Новгород), работающего как дизайнер и архитектор, живописец, график, педагог, с успехом попробовавшего свои силы в издательском деле и искусствоведении. Он также прокомментировал свои живописные и графические произведения, посвященные Пушкину и его эпохе. Это и пейзажи заповедного Болдина, выполненные по преимуществу акварелью и пастелью, и целый ряд образов самого поэта, в том числе композиции со сложной символико-метафорической программой и необычными формальными приемами (триптих «В плену у болдинской музы», 2015, пастель).
Особняком по тематике стоял доклад С.С. Акимова (Нижний Новгород), посвященный
малоизвестным статьям А.А. Каменского о Рембрандте. Александр Каменский вошел в историю отечественного искусствознания как выдающийся художественный критик, поддержавший немало прогрессивных тенденций в советском искусстве 1960-1980-х гг., как автор книг о Голубкиной и Коненкове, работ об искусстве послереволюционного периода, выступлений по методологии критики. В середине - второй половине 1940-х гг., будучи студентом и аспирантом, он целенаправленно занимался изучением Рембрандта, испытав мощное воздействие Б.Р. Виппера, под чьим руководством работал над своим кандидатским сочинением. Впоследствии Каменский опубликовал о художнике несколько статей, содержащих интересный взгляд на такие произведения мастера, как «Похищение Ганимеда», «Автопортрет с Сас-кией на коленях», эрмитажные «Давид и Ионафан», что и было рассмотрено докладчиком в контексте развития российского рембрандтоведения.
* Подробнее читатели могут ознакомиться с ее творчеством в прекрасно иллюстрированном издании: Квач Н.В., Квач С.И. Матрешка, ставшая судьбой. О мастере семеновской росписи Тамаре Георгиевне Корьевой. Нижний Новгород, 2018. 192 с., ил.
Р.В. Костюк, Д.А. Рущин
БРЕКЗИТ В ФИНАЛЬНОЙ СТАДИИ: КАКИМ БУДЕТ «РАЗВОД» ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕС?
Дискуссионный семинар, Санкт-Петербург, 26 февраля 2019 г.
© Костюк Руслан Васильевич - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected].
Тематика «брекзита» в его финальной стадии открыла первый в весеннем учебном семестре дискуссионный семинар преподавателей и студентов факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Семинар на тему: «Брекзит в финальной стадии: каким будет "развод" Великобритании и ЕС?» состоялся 26 февраля 2019 года в Смольнинском кампусе СПбГУ Инициаторами мероприятия и докладчиками стали преподаватели университетской кафедры теории и истории международных отношений - профессор, доктор исторических наук Руслан Васильевич Костюк, доцент, кандидат исторических наук Дмитрий Александрович Рущин и профессор, доктор исторических наук Виктор Лазаревич Хейфец.
Открывая семинар, профессор кафедры теории и истории международных отно-
шений Р.В. Костюк отметил, что проблема характера выхода Соединённого Королевства из Европейского Союза остаётся крайне актуальной как для внутренней и внешней политики Британии, так и для самого ЕС. Отметив, что британская политическая и экономическая элита не ожидала в 2016 г. победы сторонников выхода страны из ЕС, Р.В. Костюк сказал, что, таким образом, британский истеблишмент не был подготовлен к сложному и длительному переговорному процессу, который продолжает оказывать глубокое воздействие на британскую политику.
Во многом из-за этого мы наблюдаем серьёзный внутренний разлад в ведущих британских партиях, предлагающих самые разные «рецепты». Так, левоцентристские национальные партии в Шотландии и Уэльсе, выражающие интересы католиков, севе- о роирландские партии и британские либе-