С.С. Акимов 169
СЕКЦИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «^П ДОБРОЛЮБОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Нижний Новгород, 15 февраля 2018 г.
© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород; e-mail: [email protected]
14-15 февраля 2018 г. в Нижнем Новгороде в очередной, уже 42-й, раз состоялись ежегодные «Добролюбовские чтения», проводимые Государственным литературно-мемориальным музеем Н.А. Добролюбова и Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова. Традиционно в рамках конференции действуют секции антиковедения, новой и новейшей истории, краеведения, искусствознания, литературоведения. Тенденцией последних лет стало расширение тематики -обсуждаются проблемы педагогики, прежде всего лингвистического образования, литературной критики, журналистики - и активное привлечение к участию студентов, магистрантов, аспирантов. Долгое время бессменными научными руководителями чтений являются профессор НГЛУ, видный специалист в области древнегреческой истории В.М. Строгецкий и заместитель директора музея Н.А. Добролюбова заслуженный работник культуры РФ Г.А. Дмитриевская.
На заседании секции искусствоведения (председатель кандидат педагогических наук, член Союза художников России Н.В. Квач), было заслушано 11 докладов, представленных авторами из Нижнего Новгорода, Москвы и Владимира. Тематика выступлений охватывала различные аспекты истории отечественного искусства от Средневековья до ХХ столетия, художественную жизнь Нижегородского региона в прошлом и на современном этапе; по одному докладу было посвящено искусству Германии эпохи Возрождения, теоретико-эстетическим вопросам, текущей музейной практике, истории советского искусствознания. Почти все выступающие участвуют в чтениях не первый раз, и можно говорить о том, что сформировался круг «завсегдатаев» конференции; многие из них последовательно представляют здесь результаты исследований по темам, которыми занимаются длительное время. Таковы, например, работы О.В. Калугиной и И.Н. Седовой о русской скульптуре XIX и XX столетий, Н.А. Багровникова - о немецкой ренессансной графике или С.В. Рязановой - по проблематике теории искусства.
Доклад кандидата исторических наук А.Б. Конотопа (Москва) был посвящен отражению в архитектуре и изобразительном искусстве XVI в. идеи богоизбранности русского народа. Наряду с хорошо изученными произведениями, например, несохранивши-мися, но описанными во второй половине XVII в., росписями Золотой палаты Московского кремля или иконой «Благословенно воинство царя небесного» из кремлевского Успенского собора (ГТГ), он привлек малоизвестные памятники - датируемые второй половиной XVI в. образы Страшного суда из Национального музея в Стокгольме и собора в Романово-Борисоглебске. Доктор искусствоведения О.В. Калугина (РГГУ, Москва) подробно осветила историю проектирования и создания памятника 1000-летию России, рассмотрев это хрестоматийно известное произведение под углом проблемы государственного заказа и его интерпретации художником. В выступлении была показана роль Александра II и видных государственных деятелей в формировании и корректировке идейно-образной программы монумента (а тесные связи М. Микешина с императорской семьей по сути предрешили его победу в конкурсе на создание памятника), где нашли воплощение официальные представления о ключевых этапах и роли выдающихся личностей в истории страны.
В выступлении доцента Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки Е.И. Булычевой речь шла об отражении философской концепции антропокос-мизма в творческой практике отечественного авангарда начала ХХ в. Доклад представлял пример культурологического подхода, в котором произведение искусства оказывается иллюстрацией к тем или иным идеям, а не самостоятельной содержательно-эстетической ценностью. Сомнительным представляется то, что Е.И. Булычева видит проявление антропокосмизма буквально в каждом феномене русского авангарда, включая произведения конструктивистов.
Творчество Таира Салахова рассматри- ^ валось в докладе О.М. Полянской (Государс- о твенная Третьяковская галерея). Метафора §
СО
ч
tu
Ci
О
3 О
как основное средство создания образа современности и современника при независимости от господствующих идеологических установок, отсутствие повествовательного начала и постепенно нарастающая смысловая неопределенность, многозначность изображения - таковы основные черты индивидуальности мастера, выделяемые исследовательницей.
Три выступления были посвящены нижегородской тематике. И.Н. Седова (Государственная Третьяковская галерея) несколько лет занимается тщательным изучением биографии и творческого наследия Митрофана Рукавишникова - скульптора первой половины XX в., представителя известной нижегородской купеческой фамилии и основателя уникальной династии скульпторов: эту профессию унаследовали его сын Иулиан и внук Александр.
Н.В. Квач (Нижегородское отделение Союза художников России) рассказала о пейзажном творчестве известного нижегородского живописца заслуженного художника РФ К.И. Шихова. Основную черту живописи мастера Н.В. Квач определяет как станковый монументализм, выраженный в строгом отборе и обобщении натурного материала, величавой торжественности или приподнятом эмоциональном звучании образов, лаконичности художественного языка.
Обзор литературы о нижегородских художниках и образе Нижнего Новгорода в искусстве был сделан А.А. Марцевым (Нижний Новгород).
Два доклада касались теории искусства и современной музейной практики. С.В. Рязанова (Нижегородское художественное училище), представив фрагмент своего диссертационного исследования, обратилась к одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем теории пластических искусств - соотношению пространства и времени в художественном произведении. Центральная мысль ее выступления заключалась в том, что трактовка пространства - статичная или динамичная, плоскостно-условная или реалистическая - является одним из важнейших факторов образования временного параметра визуального образа, что было проиллюстрировано примерами из различных эпох и культур. Сотрудница Владимиро-Суздаль-ского музея-заповедника О.Е. Гагина рассказала о просветительской и образовательной деятельности музея на современном этапе,
справедливо подчеркнув необходимость ее строго научных основ и важную роль в формировании национальной самоидентификации школьников и молодежи.
Оживленная дискуссия развернулась вокруг выступления профессора НГЛУ Н.А. Багровникова о рисунке немецкого художника первой половины XVI в. Эрхарда Аль-тдорфера (брата знаменитого представителя Дунайской школы А. Альтдорфера). Лист изображает придворное общество у фонтана; докладчик определил место действия, опознав виднеющуюся вдали церковь как городской собор Виттенберга, и предложил изменить датировку произведения с принятого сейчас 1508 г. на 1512, когда художник находился в мастерской Л. Кранаха Старшего и мог наблюдать жизнь виттенбергского двора. Мнения участников секции разделились относительно того, содержат ли детали композиции - фонтан, собака, открывающийся на заднем плане вид города с церковными башнями - символическим подтекстом сродни картинам нидерландских мастеров XV столетия.
Публикации советских искусствоведов 1930-х гг. о Рембрандте были проанализированы в докладе С.С. Акимова (Школа искусств и ремесел «Изограф», Нижний Новгород). В 1935-1937 гг. увидели свет две монографии о голландском мастере, написанные В.М. Невежиной и М.В. Доброклонским, и целый ряд статей в журнале «Искусство», а в связи с юбилеем художника в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась большая выставка, сопровождавшаяся подготовленным под руководством В.Н. Лазарева каталогом. Эти труды обнаруживают не только актуальное для своего времени желание противопоставить буржуазной историографии новый, советский взгляд на Рембрандта как великого реалиста, но и представляют весомый вклад в изучение его наследия, например, таких тем, как отношение мастера к наследию Ренессанса (Ш.М. Розенталь) или специфика его портретного творчества (В.Н. Лазарев).
Искусствоведческая секция Добролюбов-ских чтений остается единственной в городе и регионе регулярно проводимой конференцией по истории и теории пространственных искусств, и одним из направлений ее дальнейшего развития представляется как расширение географии участников, так и более активное привлечение местных исследователей.