Научная статья на тему 'XIX крымские Шмелевские чтения'

XIX крымские Шмелевские чтения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIX крымские Шмелевские чтения»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2011. № 1

XIX КРЫМСКИЕ ШМЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

В Алуште, где И.С. Шмелев пережил страшное время — Гражданской войны и большевистского беспредела после нее, который описан в жуткой по содержанию книге «Солнце мертвых», — два литературных музея: Сергеева-Ценского и Шмелева. С 1993 г. их сотрудники во главе с канд. филол. наук В.П. Цыганником проводят представительные международные Шмелевские чтения ежегодно.

В 2010 г. отмечалось 135-летие со дня рождения Сергея Сергеева-Цен-ского, родившегося на Тамбовщине, но жившего с 1906 по 1958 г. в Алуште (кроме лет военной эвакуации). Этой дате и была посвящена очередная сентябрьская конференция, хотя индивидуальным ее названием было «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья». Оттого и открылась конференция после приветствий от городской администрации, общественности и Церкви докладом проф. В.Д. Наривской (Днепропетровск) «"Неторопливое солнце" С.Н. Сергеева-Ценского и "Солнце мертвых" И.С. Шмелева».

Впервые за многие годы незаслуженно забытому многими литературоведами писателю было посвящено сразу 14 докладов в рамках круглого стола «Наследие С.Н. Сергеева-Ценского в российско-украинском культурном пространстве»: проф. В.А. Юдина (Тверь) «С.Н. Сергеев-Ценский и современный исторический роман (к вопросу о творческом методе, традициях и новаторстве)» (впрочем, первое слово логичнее было бы предоставить более глубокому исследователю), докт. филос. наук, проф. Д.С. Берестовской (Симферополь) «Символический мир раннего С.Н. Сер-геева-Ценского (в контексте современной методологии)» (нельзя забывать, что до революции Сергеев-Ценский наряду со Шмелевым рассматривался как один из крупнейших представителей неореализма, т.е. реализма, учитывавшего модернистский опыт), проф. Ю.М. Шпрыгова (Магадан) «Реальные картины Гражданской войны в Крыму в повести С.Н. Сергеева-Ценского "Рассказ профессора"», проф. В.Т. Захаровой (Нижний Новгород) «Роль С.Н. Сергеева-Ценского в формировании нового облика реализма в русской прозе начала ХХ века» (надо сказать, логика составления программы конференции была не безупречна: в частности, этот доклад следовало бы поставить сразу за вторым), проф. Л.Е. Хворовой (Тамбов) «Научная презентация подготовленных к изданию неизвестных писем С.Н. Сергеева-Ценского» (отрадный факт: с публикацией эпистоля-рия писателей ХХ в. дела обстоят не очень хорошо), проф. Г.Л. Нефагиной и докт. филол. наук Г. Дурки (Слупск, Польша) «Творчество С.Н. Сергеева-Ценского в польском литературоведении» (а русское в этом отношении не исследовано!), доц. А.А. Степановой (Днепропетровск) «Поэтика композиции романа С.Н. Сергеева-Ценского "Валя"» (к этому роману докладчики не раз обращались на прежних Шмелевских чтениях), В.П. Цыганника «Наследие С.Н. Сергеева-Ценского в российско-украинском культурологическом пространстве» (главный организатор конференции поскромничал, напрасно не поставив свой доклад первым), писателя В.А. Бахревского

(Москва) «О современности писателя и возможна ли справедливость» (наверно, только творческий человек мог предложить в качестве темы «доклада» столь необычный синтаксический «неологизм»), директора музея-усадьбы С.В. Рахманинова Ивановка и Литературно-мемориального музея Сергеева-Ценского в с. Коптево А.И. Ермакова «Музей С.Н. Сергеева-Ценского как объект сохранения социокультурного пространства Тамбовской области, Рассказовского района и села Коптево», аспиранта из Армавира Р.В. Карапетовой «Образ женщины в статьях С.Н. Сергеева-Ценского и Л.И. Бородина», канд. филол. наук Н.А. Гончаровой (Тамбов) «Проза С.Н. Сергеева-Ценского: антропонимический аспект», доц. В.Е. Андреева (Мичуринск) «Творчество С.Н. Сергеева-Ценского в Российской Федеральной программе для школ "Литературные традиции Тамбовской земли"» (автор программы обрисовал место произведений писателя на факультативных занятиях по литературе в младших, средних и старших классах), доц. С.С. Царегородцевой (Ялта) «Г.Г. Гребенщиков о С.Н. Сергееве-Ценском».

На пленарном заседании конференции следом за В.Д. Наривской выступил проф. РУДН (Москва) С.М. Пинаев с докладом «Пьеса-сказка И.С. Шмелева "Догоним солнце" в контексте драматургии Серебряного века». Названная сказка иллюстрирует процессы, происходившие в драматургии первых десятилетий ХХ в. Она не похожа на произведения символистов и вызывает определенные ассоциации с пьесой Хлебникова «Снежиночка». В собственном творчестве Шмелева она воспринимается как философская антитеза «Солнцу мертвых».

Профессор Т.В. Филат (Днепропетровск), пропагандистка наррато-логии западного типа, продемонстрировала своеобразие семантики, структуры и функций заглавий в прозе Шмелева, докт. филол. наук С.В. Шешу-нова (Дубна) проанализировала его рассказ «Солдат Кузьма» в контексте русской и британской литературы о Крымской войне, Г.Л. Нефагина рассказала о «крымских страницах» в дневнике 14-летней эмигрантки Ирины Кнорринг, впоследствии довольно известной поэтессы.

На втором пленарном заседании профессор МГУ С.И. Кормилов показал особенности московской топографии в «Лете Господнем». Она сконцентрирована вокруг Замоскворечья, где жили Шмелевы, но несколько выходит за рамки сознания 5—7-летнего мальчика, от имени которого ведется повествование. Чаще всего упоминаемые здания — это церкви, практически всегда конкретно названные. Поэтику не пространства, а времени взяла за объект рассмотрения проф. Г.М. Мосалева (Ижевск) в докладе о рассказе религиозного содержания «Куликово поле», а канд. филол. наук М.Ю. Шкуропат (Артемовск) охарактеризовала его же пространственно-временную модель. В.П. Цыганник подготовил в этом ряду докладов свой — «Публицистика И. Ильина и И. Шмелева о будущем России». Кандидат филол. наук Г.А. Аманова (Ташкент) обратила внимание на те главы романа «Няня из Москвы», действие которых происходит в странах Востока. Состоялись также два доклада московских архивистов: докт. филол. наук Т.А. Исаченко «Библейские реминисценции в творчестве русских писателей (по архивным записям И.С. Шмелева. 1920—1921)» и

вице-президента Российского фонда культуры Л.В. Назаровой «К истории одного автографа И.С. Шмелева (из архива Бриджатовой Людмилы Сергеевны)». А доклад на общую тему «Иван Шмелев: судьба архива писателя» доц. Н.А. Родионовой (Москва) был отнесен к секции, но также с самой общей тематикой — «Жизнь и творчество И.С. Шмелева».

В рамках конференции проходили Дни Российского фонда культуры с презентацией альманаха «Российский архив» (главный редактор докт. филол. наук А.Л. Налепин и редактор Т.В. Померанская) и выставки «За веру и верность» (главный хранитель фондов Российского фонда культуры О.К. Землякова).

Секционные выступления были как широкими, так и узкими по содержанию. Рядом в программе оказались доклады доц. М.И. Шелоник (Брест) «Творчество И.С. Шмелева в исследованиях белорусских литературоведов» и президента благотворительного фонда «АИР» Т.В. Сизоненко из Череповца «Создание иллюстраций к произведению И. Шмелева "Солнце мертвых". Вологодские прототипы героев книги». Лингвистические проблемы в творчестве писателя рассмотрели докт. филол. наук из Воронежа Л.В. Ковалева («Национальные особенности языка И.С. Шмелева в произведении "Лето Господне"»), доц. Н.В. Медведева из Перми («Опыт лингвистического анализа публицистических произведений И.С. Шмелева»), доценты Н.М. Дюканова и Л.И. Никанорова из Киева («Концептуальная метафора в творчестве И.С. Шмелева»); проблемы религиозно-философские — московский профессор докт. пед. наук Т.И. Петракова («Жития святых в повести "Лето Господне" И.С. Шмелева: педагогический аспект»), директор музея К.Д. Бальмонта под Шуей Н.С. Шептуховская («Детский православный мир на страницах произведений И. Шмелева "Лето Господне" и К. Бальмонта "Под новым серпом"»), доктор культурологи Д.В. Макаров из Ульяновска («Любовь и преображение: идеи и художественное воплощение (от В.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского к И.С. Шмелеву)».

На конференции шла речь и о других писателях, прежде всего украинских. Доцент Л.Г. Богуславская (Днепропетровск) заявила тему «Крымские впечатления Михаила Коцюбинского». Доцент В.П. Саенко (Одесса) раскрыла своеобразие поэтики прозы эмигранта Юрия Липы, кандидаты филол. наук киевлянки Н.А. Ержиковская и Л.Б. Тарнашинская выступили соответственно на темы «Рецепция поэзии Лины Костенко в среде украинской и польской эмиграции и диаспоры: 60—90-е гг. ХХ в.» и «Украинское шестидесятничество и нью-йорская группа: векторы самореализации», доц. О.Р. Бачан (Дрогобыч) — «Концепт моря и Юга в творчестве Евгения Маланюка», аспирантка Н.А. Чиж (Ровно) — «Экзистенциальный мир человека в "Дневнике" Аркадия Любченко» (своеобразную параллель к этому докладу составил доклад ст. преп. И.В. Дорогань из Днепропетровска «Судьба Марии Башкирцевой как предсказание и пророчество русского литературно-творческого зарубежья»), доц. Галина Корбич (Познань, Польша) — «Запад, Польша, Россия в литературно-критическом дискурсе раннего украинского модернизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.