Научная статья на тему 'XIV международная научно-практическая конференция «Реформирования общественного сектора»'

XIV международная научно-практическая конференция «Реформирования общественного сектора» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIV международная научно-практическая конференция «Реформирования общественного сектора»»

ХРОНИКА

xiv международная научно-практическая конференция «реформирования общественного сектора»

С 9 по 10 ноября 2012 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора «Public Sector Transition»1. Данная конференция проводится с 1998 г. и организуется ВШМ СПбГУ совместно с Ассоциацией исследователей экономики общественного сектора (ASPE). Свое начало она получила в рамках совместных проектов Санкт-Петербургского и Стокгольмского университетов CPAS и SPIDER-Public Economics.

В 2012 г. в организационный комитет конференции поступило 109 докладов от 120 авторов из 8 стран мира. Для презентации на конференции были отобраны научные работы более 70 исследователей из России, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Чехии, Украины, Казахстана, Таиланда. Большинство российских участников представляли высшие учебные заведения и аналитические центры Москвы и Санкт-Петербурга, также в конференции приняли участие докладчики из других городов России (Астрахани, Екатеринбурга, Кемерово, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону).

Темой пленарного заседания конференции стали вопросы оценки уровня конкуренции в российской экономике и проблема преодоления последствий ее недостаточного развития. Профессор А. Е. Шаститко (РАНХиГС при Президенте РФ) представил участникам конференции экспертно-аналитический доклад «Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики». Основной целью проведенного исследования была экспресс-оценка макроэкономических эффектов недостаточного развития конкуренции в российской экономике. В качестве объекта анализа были выбраны четыре крупных сегмента экономики: газовая отрасль, строительство, фармацевтика и грузовые железнодорожные перевозки. Главный вывод из проведенного анализа: ежегодная величина потерь экономики России от недостаточно высокого уровня конкуренции, обусловленная установлением высоких цен и сокращением объема производства, увеличением

1 Информацию о конференции можно найти на веб-сайте ВШМ СПбГУ: http://www.gsom.spbu.ru/all_news/09_11_2012_xiv_mezhdunarodnaya_nauchnaya_kon-ferenciya_po_problemam/

издержек производства в смежных отраслях, ослаблением стимулов к инновациям, может быть оценена в несколько процентов ВВП.

С. В. Голованова (Нижегородский филиал НИУ ВШЭ) представила результаты количественных оценок последствий слабой конкуренции в секторе грузовых железнодорожных перевозок. Значимость данного сектора обусловлена его воздействием на уровень издержек и условия конкуренции (например, через ограничение экспортных возможностей) широкого круга отраслей российской экономики. Учет потерь валовой добавленной стоимости (ВДС) самого сектора от недостаточной конкуренции и потерь смежных отраслей экономики, вызванных завышенными ценами в отрасли, позволяет оценить ущерб российской экономики величиной примерно в 1% ВДС.

Завершило пленарное заседание выступление С. Б. Авдашевой (НИУ ВШЭ), посвященное состоянию и перспективам антимонопольной политики в России в свете полученных результатов экспертно-аналитического доклада. В нем С. Б. Ав-дашева подчеркнула важность проведенного исследования, поскольку в связи с его появлением становится затруднительным манипулирование гипотезой о невозможности получения количественных оценок влияния уровня конкуренции в российской экономике на показатели ее функционирования.

Работа основного блока конференции традиционно прошла в формате тематических секций. В первый день конференции, 9 ноября 2012 г., состоялись заседания следующих секций: «Политическая экономия развития», «Инновации, инвестиционный климат и поведение российских предприятий», «Государственные закупки: детерминанты эффективности», «Особенности коррупционного поведения в процессе размещения государственного заказа в Российской Федерации», «Рынок труда и человеческий капитал», «Проблемы развития муниципалитетов, ЖКХ и инфраструктуры».

В частности, в рамках секции «Инновации, инвестиционный климат и поведение российских предприятий» Т. Г. Долгопятова и А. Ю. Баранов (НИУ ВШЭ) представили совместный доклад «Эмпирический анализ роли делового климата и коррупции в инновационной деятельности предприятий», основанный на данных Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) Всемирного банка и Европейского банка об инновационном поведении предприятий и бизнес-климате в 29 странах Европы и Центральной Азии. Результатом проведенного исследования стало обнаружение устойчивой связи между интенсивностью инновационного поведения фирмы и ростом административных барьеров, а также увеличением коррупционного бремени, которое ложится на бизнес при переходе к инновационной деятельности. Доклад Ю. В. Симачева (Межведомственный аналитический центр, Москва) «Прогресс и проблемы в государственной поддержке инновационной деятельности российских компаний: эмпирические свидетельства» (соавторы — М. Г. Кузык, Д. С. Иванов) был посвящен микроэкономическому анализу влияния инструментов государственной инновационной политики на деятельность российских компаний. На основе данных опроса 602 российских производственных компаний было показано, что: во-первых, использование компаниями мер стимулирования в большей степени сочетается с ростом объемов производства и экспорта и в меньшей — с ростом производительности; во-вторых, инструменты стимулиро-

вания инноваций недостаточно акцентированы на поддержке новых бизнесов, а также компаний, расширяющих расходы на технологические инновации. Кроме того, на секции были представлены доклад Л. С. Ружанской (ВШЭМ УрФУ) «Государство и закрытый тип экономического поведения российских корпораций», презентующий итоги качественного исследования предпосылок выбора российскими корпорациями закрытого типа экономического поведения, и доклад И. Г. Кормили-цыной (ВШМ СПбГУ) «Инвестиционный климат как объект государственного управления» о состоянии и развитии теоретико-методологического аппарата государственного управления инвестиционным климатом.

На секции «Рынок труда и человеческий капитал» Е. В. Кондратьева (ИЭиОПП СО РАН) представила доклад «Пространственный аспект изменений движения человеческого капитала» о процессах пространственного распределения человеческого капитала в российской экономике, связанных не столько с естественным движением населения, сколько с изменением формирующихся на региональном уровне различных компонент человеческого капитала. Также на секции были заслушаны следующие доклады: Е. А. Александрова (Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ) и Е. Г. Калабина (Уральский государственный экономический университет) «Религиозная идентичность работников в стратегиях поиска и выбора работы»; О. А. Демидова (НИУ ВШЭ), М. Энрико (Университет г. Брешия, Италия) и С. Марчелло (Университет г. Перуджа, Италия) «Анализ молодежной безработицы в российских регионах с помощью пространственно-эконометрических моделей».

Начиная с XI конференции (март 2010 г.) в ее рамках проводятся секционные заседания и круглые столы по вопросам регулирования государственных закупок. В 2012 г. доклады по данной тематике составили около четверти всех выступлений на конференции и были презентованы в рамках секций «Государственные закупки: детерминанты эффективности» и «Особенности коррупционного поведения в процессе размещения государственного заказа в Российской Федерации», а также обсуждены на круглом столе «Государственные закупки в переходной экономике».

Секционные заседания и круглые столы по тематике регулирования государственных закупок в рамках конференции в очередной раз подтвердили, что научные исследования, связанные с повышением эффективности размещения государственного заказа, ведутся прежде всего в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» и Санкт-Петербургском государственном университете.

В работе секции «Государственные закупки: детерминанты эффективности» были представлены результаты исследований, связанных с воздействием на итоги размещения государственного заказа организации конкурсных процедур (Р. О. Смирнов, СПбГУ), информационной прозрачности процедур (Е. А. Подколзина, А. А. Баль-цевич, С. Г. Пивоварова, НИУ ВШЭ), организации региональной системы управления государственными закупками (О. С. Белокрылова, ЮФУ).

Доклады Р. О. Смирнова и М. Кобза Kobza, Офис защиты конкуренции, Чешская Республика) позволили провести во время заседания секции межстрано-вой анализ опыта размещения государственного заказа в США, Европейском союзе и Российской Федерации и идентифицировать одну из основных причин низкой

эффективности отечественной системы регулирования госзакупок: исключительно низкий ценовой порог (в 15 раз ниже ценового порога в Чешской Республике, в 50 раз — в Европейском союзе в целом). В сложившейся ситуации большое количество нарушений при совершении закупок малого объема, в которых организация тендерных процедур зачастую экономически нецелесообразна, не позволяет контролирующим органам сосредоточиться на мониторинге гораздо более подверженных рискам коррупции крупных заказов. Конкретные предложения по увеличению ценового порога, опирающиеся на статистический анализ закупок малого объема в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга, были приведены в докладе А. Г. Ремнева (ВШМ СПбГУ).

Доклады секции «Особенности коррупционного поведения в процессе размещения государственного заказа в Российской Федерации» осветили проблемы стимулов к добросовестному поведению участников размещения государственного заказа. В выступлении М. В. Островной (соавтор — Е. А. Подколзина, обе — НИУ ВШЭ) была констатирована ограниченная возможность обеспечения честной конкуренции на рынке госзакупок за счет антимонопольного регулирования.

Особый счет к принципалу, ответственному за разработку системы регулирования государственных закупок в РФ, был предъявлен в докладе «Феномен квази-коррупции: случай государственных закупок» (А. Е. Иванов, ВШМ СПбГУ). Докладчик отметил, что крайне низкая эффективность аукционного способа размещения заказа связана не только с коррупционными отношениями заказчика и поставщика, но и с квазикоррупционными отношениями, в рамках которых добросовестный заказчик вступает в сговор с поставщиком во избежание атрибутивных аукционных рисков: получения по итогам аукциона наименее качественного из имеющихся предложений, получения наименее предпочтительного из имеющихся предложений, демпинга.

Наконец, в докладе В. В. Лебедева (СПбАППО) был подведен промежуточный итог этапа становления системы регулирования государственных закупок РФ, связанного с функционированием Федерального закона № 94-ФЗ.

Еще на одном круглом столе первого дня конференции — «Развитие профессиональной среды экономических и управленческих исследований» — предметом обсуждения стала ситуация в сфере академических журналов по экономике и смежным дисциплинам. Обсуждение развернулось вокруг основного доклада А. А. Муравьева (ВШМ СПбГУ) «К вопросу о рейтинге российских журналов по экономике». В докладе были представлены результаты анализа целого ряда количественных характеристик статей, публикуемых в профильных академических журналах, и итоговая многоуровневая классификация последних по качеству публикаций. Проведенный анализ вызвал активное обсуждение состояния и перспектив научных исследований и публикационной активности российских преподавателей и исследователей. С учетом важности затронутой на круглом столе проблематики следует ожидать расширения дискуссии о развитии в России системы классификации академических журналов в области экономики и смежных дисциплин.

Во второй день конференции, 10 ноября 2012 г., были проведены секции «Политика здравоохранения», «Антимонопольная политика», «Пространственное измерение развития», «Развитие систем образования», «Тарифная политика и ин-

формационная прозрачность в отраслях инфраструктуры», «Социальный капитал и система социальной защиты», «Слияния компаний и их регулирование».

В частности, на секции «Развитие систем образования» в докладе «Качество среднего образования в России: наследие советского периода и вызовы глобальной конкурентоспособности» И. Н. Баранов (ВШМ СПбГУ) предложил для обсуждения результаты исследования о влиянии на качество среднего образования, измеряемого международными тестами PISA и TIMSS, трех групп факторов, формируемых на уровне страны, школы и самих школьников и их семей.

В рамках секции «Пространственное измерение развития» Е. А. Коломак (ИЭОПП СО РАН) представила доклад «Пространственное неравенство в России: тестирование гипотез новой экономической географии», в котором были проанализированы процессы пространственной концентрации экономической активности в стране. В качестве основных факторов, определяющих пространственную концентрацию и межрегиональные различия в России, автор выделил плотность населения, размер и доступность рынков, а также степень диверсификации экономики. В докладах Я. Т. Куга (Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ) «Границы и рост городов: последствия отторжения Эльзаса и Лотарингии» и Н. П. Несторенко (Бердянский государственный педагогический университет, Украина) «Закон Ципфа для городов: имеет ли уровень отсечки значение?» были рассмотрены различные аспекты развития городских агломераций. Доклад А. В. Котова (Совет по изучению производительных сил РАН и Министерства экономики РФ) был посвящен детальному анализу характеристик 25 отобранных МЭР РФ заявок на развитие инновационных территориальных кластеров.

На секции «Слияния компаний и их регулирование» были представлены три доклада. В докладе С. Б. Авдашевой и К. А. Сухоруковой (НИУ ВШЭ) «Слияние — путь к использованию рыночной власти или повышению эффективности?» излагались результаты оценки воздействия трех крупных слияний — в сфере производства алюминия, цемента и трансформаторной стали — на уровень цен, назначаемых образовавшимися компаниями. Проведенный анализ продемонстрировал, что сделки слияний между российскими компаниями содержат потенциал повышения эффективности, позволяющий компенсировать эффект роста рыночной власти: тенденция к росту цен после слияния наблюдалась лишь в двух из шести изученных случаев. В докладе Д. В. Цыцулиной (Нижегородский филиал НИУ ВШЭ) были представлены результаты анализа влияния сделок слияний с участием российских и иностранных компаний в металлургии на состояние конкуренции (использовался метод анализа событий). Итогом исследования стало подтверждение гипотезы о том, что фондовый рынок оценивает сделки слияний российских компаний как более опасные для конкуренции и соответственным образом меняется оценка компаний-покупателей. Доклад А. Ю. Редькиной (Пермский филиал НИУ ВШЭ) «Использование предписаний в российском контроле слияний как инструмент прямого регулирования» концентрировался, в свою очередь, не на оценке эффектов сделок слияний-поглощений на уровне компаний, а на механизмах осуществления государственного регулирования таких сделок и их возможных последствий.Реформы в сфере здравоохранения стали предметом обсуждения на секции «Политика здравоохранения» и круглом столе «Управленческие инновации

в здравоохранении». Отметим, что значительная часть участников данной секции и круглого стола была так или иначе связана с реализуемыми в Высшей школе менеджмента СПбГУ программами, ориентированными на руководителей системы и организаций здравоохранения: присутствовали выпускники программ — руководители организаций здравоохранения и медицинских ассоциаций, слушатели программы «Менеджмент в здравоохранении», профессорско-преподавательский состав. Доклады «Проблемы льготного обеспечения населения РФ лекарственными средствами» (Л. С. Засимова, НИУ ВШЭ), «Модели рейтингования ЛПУ в зарубежной и российской практике» (Р. Ф. Габидуллина, НИУ ВШЭ), «Группы специальных интересов в здравоохранении» (Т. М. Скляр, ВШМ СПбГУ) вызвали оживленную дискуссию и целый ряд интересных практических предложений, что, очевидно, свидетельствует о правильно выбранном направлении исследований.

Работа круглого стола, посвященного инновациям в здравоохранении (модераторы — первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга В. В. Жолобов и руководитель программы «Менеджмент в здравоохранении», реализуемой в СПбГУ в рамках Президентской программы, А. Е. Иванов) продолжалась в течение двух часов. Рассмотрение первого опыта реализации классических проектов государственно-частного партнерства (председатель Совета директоров клиники «АВА-Петер» Г. В. Михалик), проблем повышения эффективности государственного бюджетного учреждения (главный врач городской поликлиники № 44, Санкт-Петербург, О. В. Куликов), особенностей развития деятельности негосударственных учреждений здравоохранения на рынке Санкт-Петербурга (председатель Ассоциации частных клиник А. В. Солонин), обсуждение ряда других проблем позволили констатировать некоторые успехи в реализации идей нового государственного менеджмента в сфере здравоохранения, а именно: усиление конкуренции при предоставлении медицинских услуг, определенный рост их качества и расширение ассортимента (заметим, сокращение издержек упомянуто не было).

Широкий спектр чрезвычайно актуальных вопросов развития общественного сектора и экономической политики, рассмотренных в ходе пленарного и секционных заседаний конференции, а также активное обсуждение проблематики, вынесенной на круглые столы, стали очередным подтверждением успешности и востребованности Международной научно-практической конференции по проблемам реформирования общественного сектора "Public Sector Transition" как широкой площадки для обмена академическими исследователями и практиками результатами исследований и экспертными знаниями.

И. Н. Баранов А. Е. Иванов

М. В. Смирнов

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.