Научная статья на тему 'XIII международная научно-практическая конференция «Реформирование общественного сектора»'

XIII международная научно-практическая конференция «Реформирование общественного сектора» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов Игорь Николаевич, Иванов Андрей Евгеньевич, Меньшикова Анна Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIII международная научно-практическая конференция «Реформирование общественного сектора»»

ХРОНИКА

xiii международная научно-практическая конференция «реформирование общественного сектора»

XIII Международная научно-практическая конференция «Реформирование общественного сектора» была организована Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) совместно с Ассоциацией исследователей экономики общественного сектора (ASPE)1 и проведена в ВШМ СПбГУ 11-12 ноября 2011 г.

В организационный комитет конференции поступило более 90 докладов от 120 авторов из 7 стран мира, из которых для участия в конференции было отобрано 49 выступлений. В общей сложности в конференции приняло участие более 70 исследователей.

На пленарном заседании, открывшем конференцию, обсуждались вопросы развития институтов общественного сектора. Известный специалист по проблемам социального капитала Р. Роуз (Университет Абердина, Великобритания) представил доклад «Антимодернизационные и модернизационные эффекты социального капитала». Результаты проверки гипотезы о связи выбора направления обучения студентами вузов и уровня развития стран прозвучали в выступлении Т. В. Натхо-ва (НИУ ВШЭ) и Л. И. Полищука (Университет Мэриленда, США) «Распределение талантов и качество институтов». Пленарное заседание было завершено докладом П. В. Крючковой (НИУ ВШЭ) «Сравнительная эффективность государственного контроля и частного инфорсмента законодательства».

Ряд секций на конференции был посвящен вопросам, связанным с формированием человеческого капитала и ролью образования. На них обсуждались результаты эмпирических исследований в области качества образования — доклады О. Г. Васильевой (Амурский государственный университет) «Изобилие природных ресурсов, политическая конкуренция и инвестиции в человеческий капитал», П. В. Травкина (НИУ ВШЭ) «Должно ли государство поддерживать дополнительное профессиональное обучение?», И. Н. Баранова (ВШМ СПбГУ) «Институциональные факторы эффективности образования: межстрановой анализ по данным четвертого раунда PISA», И. Н. Молчанова и О. И. Иванова (МГУ) «Управление формированием и развитием фондов целевого капитала в высшей школе», — а также приоритеты в сфере здравоохранения — выступление Л. С. Засимовой (НИУ ВШЭ)

1 Информацию о конференции можно найти на веб-сайте ВШМ СПбГУ http:// www.gsom.spbu.ru/all_news/xiii_public_sector_transition/

«Проблемы формирования здорового образа жизни у молодежи», параллели между демографической политикой в наши дни и в России XVIII в. провела Н. П. Дроздова (ВШМ СПбГУ).

Традиционными стали секции по проблемам антимонопольной политики и управления предприятиями с государственным участием. На них выступили: Т. Г. Долгопятова (НИУ ВШЭ), рассмотревшая проблемы, состояние и возможные подходы к развитию корпоративного управления на предприятиях с государственным участием; А. А. Семенов (ВШМ СПбГУ), оценивший российскую практику управления государственными и частными предприятиями в начале XX в. с позиций распространившихся тогда идей научного менеджмента; Л. С. Ружанская (ВШЭМ УрФУ), осветившая проблематику эволюции модели российской корпорации в условиях институциональных трансформаций.

Эффектам ошибок I и II рода в трансакциях с участием дискриминирующего гаранта и в регулировании вертикальных ограничивающих соглашений были посвящены доклады А. Е. Шаститко (МГУ) «Эффекты ошибок I и II рода в трансакциях с участием дискриминирующего гаранта», Н. Б. Дзагуровой (НИУ ВШЭ) «Неоднозначность торга между ошибками I и II рода в регулировании вертикальных ограничивающих соглашений». С. Б. Авдашева (НИУ ВШЭ) внесла свой вклад в обсуждение проблем антимонопольной политики, выступив с докладом «Воздействие слияний и предписаний ФАС на российские рынки». Те же вопросы со стороны Федеральной антимонопольной службы были рассмотрены в докладе А. Г. Суш-кевича (ФАС РФ) «Возможности и перспективы использования результатов оценки эффектов слияний и предписаний в деятельности российских антимонопольных органов». Оценка правоприменительной практики была дана в выступлении Н. А. Го-рейко (НИУ ВШЭ) «Злоупотребление коллективным доминирующим положением: применение нормы в России (2006-2011 гг.)».

Секционные заседания и круглые столы по тематике регулирования государственных закупок стали регулярно проводиться начиная с XI конференции, состоявшейся в марте 2010 г. Доклады были представлены в рамках работы секций «Управление эффективностью размещения государственного заказа» и «Противодействие недобросовестному поведению в процессе размещения государственного заказа», а также обсуждены на круглом столе «Создание Федеральной контрактной системы: идентификация групп интересов». Наиболее масштабно в ходе работы конференции были отражены результаты исследований государственных закупок, организованных в НИУ ВШЭ и СПбГУ.

Следует отметить, что доклады конференции отразили использование различных методологических подходов при моделировании процесса размещения государственного заказа. В докладе А. А. Яковлева, О. А. Демидовой и О. Н. Балаевой (НИУ ВШЭ) «Какие факторы влияют на снижение цен на торгах и что порождает проблемы при исполнении госконтрактов?» отражены результаты эмпирического анализа, базирующегося на информации о государственных закупках крупной бюджетной организации. Подобный подход представляется исключительно плодотворным на стадии выдвижения гипотез о состоянии системы государственных закупок в целом.

Результаты исследования Т. И. Войтовой и Е. А. Подколзиной (НИУ ВШЭ) «Реестр недобросовестных поставщиков в системе государственных закупок в Рос-

сии», А. С. Башиной (НИУ ВШЭ) «Анализ факторов, влияющих на неформальные платежи в системе госзаказов», М. В. Островной и Е. А. Подколзиной (НИУ ВШЭ) «Фундаментальная трансформация и нечестная конкуренция на рынке государственных закупок медикаментов в России» получены путем использования индуктивного подхода к экономико-математическому моделированию, а результаты А. Е. Иванова (ВШМ СПбГУ) «Почему государственные закупки в РФ не порождают рынки „лимонов"» — дедуктивного. Доклад Е. Е. Поповой и Н. А. Зенкевича (ВШМ СПбГУ) «Анализ влияния межстрановых различий на уровень коррупции путем экспериментального разыгрывания» иллюстрирует применение лабораторных игровых экспериментов в качестве инструмента эмпирического экономического анализа.

И. В. Кузнецова (НИУ ВШЭ) в докладе «История демпинговых контрактов» представила результаты дескриптивного анализа контрактов 2010 г., заключенных по результатам электронных аукционов с падением цены более чем на 30%. Наконец, в докладах О. С. Белокрыловой (ЮФУ) «Региональные модели размещения муниципальных заказов: практика ЮФО» и руководителей Офиса защиты конкуренции Чешской Республики И. Мачека и Я. Слежака («Public Procurement Efficiency Enforcement, Bid Rigging Penalizing Issues») проведен межрегиональный и межстрановой анализ практики регулирования государственных закупок соответственно.

На конференции результаты каждого из исследований по проблемам повышения эффективности размещения государственного заказа рассматривались с точки зрения их возможного использования в рамках Федеральной контрактной системы (ФКС). Дискуссия на круглом столе, посвященном проблеме внедрения ФКС, развернулась вокруг доклада Р. О. Смирнова (Экономический факультет СПбГУ) «Адаптация мирового опыта при формировании российской федеральной контрактной системы». Р. О. Смирнов, первые публикации которого по проблематике функционирования ФКС относятся к середине 1990-х гг., фактически доказал теорему существования решения проблем регулирования государственных закупок путем использования ФКС.

В целях же практического совершенствования системы государственных закупок в Российской Федерации следует привести ряд рекомендаций, представленных участниками конференции:

♦ концентрация контроля на «зонах риска». При этом до внедрения специфических механизмов ФКС (введения института контрактных офицеров и контрактных аудиторов, контроля за стадией размещения заказа) следует существенно повысить ценовой порог, превышение которого требует организации торгов, оторвав его от предельного размера расчета наличными между юридическими лицами в рамках одного договора;

♦ введение легальных процедур адаптации госконтрактов к изменяющимся внешним условиям, что позволит вывести эти объективные процессы из неформальной «серой» зоны, где неизбежно возникают предпосылки для коррупции. В будущем этот процесс позволит перейти от вопроса «Аукцион или конкурс?» к вопросу «Переговоры (основные трансакционные издержки exante) или торги (основные трансакционные издержки expost)?»;

♦ разработка и внесение поправок в Бюджетный кодекс, дающих возможность и регламентирующих процедуры переноса на следующий год неизрасходованных бюджетных ассигнований текущего года;

♦ сокращение масштабов применения аукционов в госзакупках. По одному из аспектов данной проблемы возникла заочная дискуссия, получившая продолжение в ходе Пашкусовских чтений, организуемых в ВШМ СПбГУ. В докладе А. А. Яковлева содержалась рекомендация «ориентации аукционов на „инспекционные" товары, для которых отбор по критерию наименьшей цены обеспечивает оптимальные результаты», а в докладе А. Е. Иванова обосновывалась пагубность использования аукционов на сегментированном по качеству рынке. По результатам дискуссии, по-видимому, можно сделать вывод о том, что алгоритм выбора способа размещения товара не может быть построен только на виде закупаемой продукции (инспекционная, экспериментальная, доверительная);

♦ обеспечение более широкого доступа к данным о госзакупках и создание технологических возможностей для профессионального анализа их результатов и эффективности.

В целом участники круглого стола, с одной стороны, поддержали идею внедрения ФКС, а с другой — высказали убеждение в необходимости разработки взвешенного механизма замещения Федерального закона № 94-ФЗ, предполагающего поэтапное внедрение ФКС. При этом было отмечено высокое качество организации конференции в ВШМ СПбГУ.

Итоги XIII Международной научно-практической конференции «Реформирование общественного сектора» подведены. Следующая встреча представителей академического сообщества, занимающихся исследованием государственных закупок, состоится 3-5 апреля 2012 г. в Москве в рамках XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проводимой НИУ ВШЭ.

И. Н. Баранов, А. Е. Иванов, А. В. Меньшикова

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.