Научная статья на тему 'XIV международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора'

XIV международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIV международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора»

Российский журнал менеджмента Том 10, № 4, 2012. С. 139-143

xiv международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора

С 9 по 10 ноября 2012 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция по проблемам реформирования общественного сектора «Public Sector Transition». Данная конференция проводится с 1998 г. и организуется ВШМ СПбГУ совместно с Ассоциацией исследователей экономики общественного сектора (ASPE). Свое начало она получила в рамках совместных проектов Санкт-Петербургского и Стокгольмского университетов CPAS и SPIDER-Public Economics.

В 2012 г. в организационный комитет конференции поступило 109 докладов от 120 авторов из 8 стран мира. В итоге в работе конференции приняли участие более 70 исследователей из России, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Чехии, Украины, Казахстана, Таиланда. Большинство российских участников представляли высшие учебные заведения и аналитические центры Москвы и Санкт-Петербурга, также в конференции приняли участие докладчики из других городов России (Астрахани, Екатеринбурга, Кемерово, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону).

Темой пленарного заседания конференции стали вопросы оценки уровня конкуренции в российской экономике и последствий слабого уровня ее развития. Профессор А. Е. Ша-ститко (РАНХиГС при Президенте РФ) представил участникам конференции экспертно-

аналитический доклад «Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики». Основной целью проведенного исследования была примерная оценка макроэкономических эффектов недостаточного развития конкуренции в российской экономике. В качестве объекта анализа были выбраны четыре крупных сегмента экономики: газовая отрасль, строительство, фармацевтика, грузовые железнодорожные перевозки. Общий вывод проведенного анализа — ежегодная величина потерь экономики России от недостаточно высокого уровня конкуренции (например, меньшие объемы производства и более высокие цены, более высокие издержки производства в смежных отраслях, ослабление стимулов к нововведениям) оценивается в несколько процентов ВВП.

С. В. Голованова (Нижегородский филиал НИУ ВШЭ) представила результаты количественных оценок последствий слабой конкуренции в секторе грузовых железнодорожных перевозок. Значимость данного сектора обусловлена его воздействием на уровень издержек и условия конкуренции (например, через ограничение экспортных возможностей) широкого круга отраслей российской экономики. С учетом потерь валовой добавленной стоимости (ВДС) самого сектора от недостаточной конкуренции и при использовании оценок прямых эластичностей спроса на услуги грузовых железнодорожных перевозок по величине транспортных расходов

в других отраслях экономики итоговая оценка потерь ВДС российского экономки составила 0,84%.

Завершило пленарное заседание выступление С. Б. Авдашевой (НИУ ВШЭ) о состоянии и перспективах антимонопольной политики в России в свете полученных результатов экспертно-аналитического доклада. В нем С. Б. Авдашева подчеркнула важность проведенного исследования, поскольку в связи с его появлением становится затруднительным использование посылки о невозможности получения реальных количественных оценок влияния уровня конкуренции в российской экономике на показатели ее функционирования.

Работа основного блока конференции традиционно прошла в формате тематических секций. В первый день конференции, 9 ноября 2012 г., состоялись заседания следующих секций: «Политическая экономия развития», «Инновации, инвестиционный климат и поведение российских предприятий», «Государственные закупки: детерминанты эффективности», «Особенности коррупционного поведения в процессе размещения государственного заказа в Российской Федерации», «Рынок труда и человеческий капитал», «Проблемы развития муниципалитетов, ^ККХ и инфраструктуры».

В частности, в рамках секции «Инновации, инвестиционный климат и поведение российских предприятий» Т. Г. Долгопятова представила совместный с А. Ю. Барановым (оба — НИУ ВШЭ) доклад «Эмпирический анализ роли делового климата и коррупции в инновационной деятельности предприятий», основанный на данных Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) Всемирного банка и Европейского банка об инновационном поведении предприятий и бизнес-климате в 29 странах Европы и Центральной Азии. Результатом проведенного исследования (см. статью в данном номере «Российского журнала менеджмента») стало обнаружение устойчивой связи между интенсивностью инновационного поведения фирмы и увеличением административных барьеров, а также роста коррупционного бремени, которое несет бизнес при

переходе к инновационной деятельности. Доклад Ю. В. Симачева (Межведомственный аналитический центр, г. Москва) «Прогресс и проблемы в государственной поддержке инновационной деятельности российских компаний: эмпирические свидетельства» (подготовлен совместно с М. Г. Кузыком, Д. С. Ивановым) был посвящен микроэкономическому анализу влияния инструментов государственной инновационной политики на деятельность российских компаний. На основе данных опроса 602 российских производственных компаний было показано, что, во-первых, использование компаниями мер стимулирования в большей степени сочетается с ростом объемов производства и экспорта и в меньшей — с ростом производительности и, во-вторых, инструменты стимулирования инноваций недостаточно акцентированы на поддержке новых бизнесов, а также компаний, расширяющих расходы на технологические инновации. Кроме того, на секции были представлены доклад Л. С. Ру-жанской (ВШЭМ УрФУ) «Государство и закрытый тип экономического поведения российских корпораций» с итогами качественного исследования предпосылок выбора российскими корпорациями закрытого типа экономического поведения и доклад И. Г. Корми-лицыной (ВШМ СПбГУ) «Инвестиционный климат как объект государственного управления» о состоянии и развитии теоретико-методологического аппарата государственного управления инвестиционным климатом.

На секции «Рынок труда и человеческий капитал» Е. В. Кондратьева (ИЭиОПП СО РАН) представила доклад «Пространственный аспект изменений движения человеческого капитала» о процессах пространственного распределения человеческого капитала в российской экономике, причем связанных не с естественным движением населения, а с изменением формирующихся на региональном уровне различных компонент человеческого капитала. Также на секции были представлены следующие доклады: Е. А. Александрова (Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ) и Е. Г. Калабина (Уральский государственный экономический университет) «Религиозная идентичность работников в стра-

тегиях поиска и выбора работы»; О.А.Демидова (НИУ ВШЭ), М. Энрико (Университет г. Брешия, Италия) и С. Марчелло (Университет г. Перуджа, Италия) «Анализ молодежной безработицы в российских регионах с помощью пространственно-эконометриче-ских моделей».

Начиная с XI конференции (март 2010 г.) в ее рамках проводятся секционные заседания и круглые столы по вопросам регулирования государственных закупок. В 2012 г. доклады по данной тематике составили около четверти всех выступлений на конференции и были презентованы в рамках секций «Государственные закупки: детерминанты эффективности» и «Особенности коррупционного поведения в процессе размещения государственного заказа в Российской Федерации», а также обсуждены на круглом столе «Государственные закупки в переходной экономике».

Секционные заседания и круглые столы по тематике регулирования государственных закупок в рамках конференции в очередной раз подтвердили, что научные исследования, связанные с повышением эффективности размещения государственного заказа, ведутся прежде всего в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургском государственном университете и Южном федеральном университете.

В работе секции «Государственные закупки: детерминанты эффективности» были представлены результаты исследований, связанных с воздействием на итоги размещения государственного заказа организации конкурсных процедур (Р. О. Смирнов, СПбГУ), информационной прозрачности процедур (Е. А. Под-колзина, А. А. Бальцевич, С. Г. Пивоварова, НИУ ВШЭ), организации региональной системы управления государственными закупками (О. С. Белокрылова, ЮФУ).

Доклады Р. О. Смирнова и М. Кобза (M. Kob-za, Офис защиты конкуренции, Чешская Республика) позволили провести во время заседания секции межстрановой анализ опыта размещения государственного заказа в США, Европейском союзе и Российской Федерации и идентифицировать одну из основных при-

чин низкой эффективности отечественной системы регулирования госзакупок: исключительно низкий ценовой порог (в 15 раз ниже ценового порога в Чешской Республике, в 50 раз — в Европейском союзе в целом). В сложившейся ситуации большое количество нарушений при совершении закупок малого объема, в которых организация тендерных процедур зачастую экономически нецелесообразна, не позволяет контролирующим органам сосредоточиться на мониторинге гораздо более подверженных рискам коррупции крупных заказов.

Доклады секции «Особенности коррупционного поведения в процессе размещения государственного заказа в Российской Федерации» осветили проблемы добросовестного поведения государственных заказчиков и поставщиков. В выступлении М. В. Островной (соавтор — Е. А. Подколзина, обе — НИУ ВШЭ) была констатирована ограниченная возможность обеспечения честной конкуренции на рынке госзакупок за счет антимонопольного регулирования.

Особый счет к принципалу, ответственному за разработку системы регулирования государственных закупок в РФ, был предъявлен в докладе «Феномен квази-коррупции: случай государственных закупок» (А. Е. Иванов, ВШМ СПбГУ). Докладчик отметил, что крайне низкая эффективность аукционного способа размещения заказа связана не только с коррупционными отношениями заказчика и поставщика, но и с квази-коррупци-онными отношениями, в рамках которых добросовестный заказчик вступает в сговор с поставщиком во избежание атрибутивных аукционных рисков — получения по итогам аукциона наименее качественного из имеющихся предложений, получения наименее предпочтительного из имеющихся предложений, демпинга.

Также в рамках секции прозвучали доклад В. В.Лебедева (СПбАППО), посвященный промежуточным итогам становления системы регулирования государственных закупок РФ, и доклад А. Г. Ремнева (СПбГУ), содержащий статистический анализ практики размещения закупок малого объема в Санкт-Петербурге и предложения по увеличению

ценового порога, которые предварительно были запланированы к презентации во время круглого стола.

Еще на одном круглом столе первого дня конференции — «Развитие профессиональной среды экономических и управленческих исследований» — предметом обсуждения стала ситуация в сфере академических журналов по экономике и смежным дисциплинам. Обсуждение развернулось вокруг основного доклада А. А. Муравьева (ВШМ СПбГУ) «К вопросу о рейтинге российских журналов по экономике». В докладе были представлены результаты анализа целого ряда количественных характеристик статей, публикуемых в профильных академических журналах, и итоговая многоуровневая классификация этих журналов по уровню публикаций. Проведенный анализ вызвал активное обсуждение состояния и перспектив научных исследований и публикационной активности российских преподавателей и исследователей. С учетом важности затронутой на круглом столе проблематики следует ожидать расширения дискуссии о развитии в России системы классификации академических журналов в области экономики и смежных дисциплин.

Во второй день конференции, 10 ноября 2012 г., были проведены секции «Политика здравоохранения», «Антимонопольная политика», «Пространственное измерение развития», «Развитие систем образования», «Тарифная политика и информационная прозрачность в отраслях инфраструктуры», «Социальный капитал и система социальной защиты», «Слияния компаний и их регулирование».

В частности, на секции «Развитие систем образования» в докладе «Качество среднего образования в России: наследие советского периода и вызовы глобальной конкурентоспособности» И. Н.Баранов (ВШМ СПбГУ) предложил для обсуждения результаты исследования о влиянии на качество среднего образования, измеряемого международными тестами PISA и TIMSS, трех групп факторов, формируемых на уровне страны, школы и самих школьников и их семей.

В рамках секции «Пространственное измерение развития» Е. А. Коломак (ИЭОПП

СО РАН) представила доклад «Пространственное неравенство в России: тестирование гипотез новой экономической географии», в котором были проанализированы процессы пространственной концентрации экономической активности в стране. В качестве основных факторов, определяющих пространственную концентрацию и межрегиональные различия в России, выделяются плотность населения, размер и доступность рынков, а также степень диверсификации экономики. В докладах Я. Т. Куга (Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ) «Границы и рост городов: последствия отторжения Эльзаса и Лотарингии» и Н. П. Несторенко (Бердянский государственный педагогический университет, Украина) «Закон Ципфа для городов: имеет ли уровень отсечки значение?» были рассмотрены различные аспекты развития городских агломераций. Доклад А. В. Котова (Совет по изучению производительных сил РАН и Министерства экономики РФ) был посвящен детальному анализу характеристик 25 отобранных МЭР РФ заявок на развитие инновационных территориальных кластеров.

На секции «Слияния компаний и их регулирование» были представлены три доклада. В докладе С. Б. Авдашевой, К. А. Сухоруковой (НИУ ВШЭ) «Слияние — путь к использованию рыночной власти или повышению эффективности?» излагались результаты оценки воздействия трех крупных слияний — в сфере производства алюминия, цемента и трансформаторной стали — на цены, которые назначаются покупателям образовавшимися компаниями. Проведенный анализ продемонстрировал, что сделки слияний между российскими компаниями содержат потенциал повышения эффективности, позволяющий компенсировать эффект роста рыночной власти — тенденция к росту цен после слияния наблюдалась лишь в двух из шести изученных случаев. В докладе Д. В. Цыцу-линой (Нижегородский филиал НИУ ВШЭ) были представлены результаты анализа влияния сделок слияний с участием российских и иностранных компаний в металлургии на состояние конкуренции (использовался метод анализа событий). Итогом исследования стало подтверждение гипотезы о том, что

фондовый рынок оценивает сделки слияний российских компаний как более опасные для конкуренции и соответственным образом меняется оценка компаний-покупателей. Доклад А. Ю. Редькиной (Пермский филиал НИУ ВШЭ) «Использование предписаний в российском контроле слияний как инструмент прямого регулирования» концентрировался, в свою очередь, не на оценке эффектов сделок слияний-поглощений на уровне компаний, а на механизмах осуществления государственного регулирования таких сделок и их возможных последствий.

Реформы в сфере здравоохранения, ставшие темой обсуждения на секции «Политика здравоохранения» и круглом столе «Управленческие инновации в здравоохранении». Отметим, что значительная часть участников данной секции и круглого стола была так или иначе связана с реализуемой в Высшей школе менеджмента СПбГУ программой «Менеджмент в здравоохранении»: присутствовали выпускники программы, ее нынешние слушатели, а также преподаватели. Доклады «Проблемы льготного обеспечения населения РФ лекарственными средствами» (Л. С. За-симова, НИУ ВШЭ), «Модели рейтингования ЛПУ в зарубежной и российской практике» (Р. Ф. Габидуллина, НИУ ВШЭ), «Группы специальных интересов в здравоохранении» (Т. М. Скляр, ВШМ СПбГУ) вызвали оживленную дискуссию и целый ряд интересных практических предложений, что, очевидно, свидетельствует о правильно выбранном направлении исследований.

Работа круглого стола, посвященного инновациям в здравоохранении (модераторы — первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-

Петербурга В. В. Жолобов и руководитель программы «Менеджмент в здравоохранении», реализуемой в СПбГУ в рамках Президентской программы, А. Е. Иванов) продолжалась в течение двух часов. Рассмотрение первого опыта реализации классических проектов государственно-частного партнерства (председатель Совета директоров клиники «АВА-Петер» Г. В. Михалик), проблем повышения эффективности государственного бюджетного учреждения (главный врач городской поликлиники № 44, С.-Петербург, О. В. Куликов), особенностей развития деятельности негосударственных учреждений здравоохранения на рынке Санкт-Петербурга (председатель Ассоциации частных клиник А. В. Солонин), обсуждение ряда других проблем позволили констатировать некоторые успехи в реализации идей нового государственного менеджмента в сфере здравоохранения, а именно: усиление конкуренции при предоставлении медицинских услуг, определенный рост их качества и расширение ассортимента (заметим, сокращение издержек упомянуто не было).

Широкий спектр чрезвычайно актуальных вопросов развития общественного сектора и экономической политики, рассмотренных в ходе пленарного и секционных заседаний конференции, а также активное обсуждение проблематики, вынесенной на круглые столы, стали очередным подтверждением успешности и востребованности Международной научно-практической конференции по проблемам реформирования общественного сектора "Public Sector Transition" как широкой площадки для обмена академическими исследователями и практиками результатами исследований и экспертными знаниями.

И. Н. Баранов А. Е. Иванов

М. В. Смирнов

Высшая школа менеджмента СПбГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.