Научная статья на тему 'XII совместный семинар KIEP - ИЭИ ДВО РАН'

XII совместный семинар KIEP - ИЭИ ДВО РАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XII совместный семинар KIEP - ИЭИ ДВО РАН»

Хроника

Пространственная Экономика 2017. № 3. С. 180-183

XII совместный семинар KIEP - ИЭИ ДВО РАН

А.Г. Исаев

Исаев Артем Геннадьевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: isaev@ecrin.ru.

22-23 июня в г. Пусане (Республика Корея) состоялся Двенадцатый совместный международный семинар Корейского института международной экономической политики (KIEP) и Института экономических исследований. Центральной темой семинара стало развитие двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии в русле новой стратегии КНР «Один пояс - один путь» и Восточной политики России.

Первая сессия была посвящена вопросам кооперации и развития Дальнего Востока в свете новой евразийской стратегии Республики Корея. Открывал сессию совместный доклад академика П.А. Минакира и канд. экон. наук О.В. Дёминой (ИЭИ ДВО РАН) «Энергетика России и Дальнего Востока: развитие и сотрудничество в АТР». С начала 2000-х гг. Дальний Восток из энергодефицитного региона превратился в регион, вывозящий топливно-энергетические ресурсы. В 2000-2015 гг. объем экспорта первичных энергоресурсов из региона увеличился в 8 раз. Предпринимаются меры по увеличению поставок на азиатские рынки, особенно по газу. Однако продвижение сдерживается целым рядом ограничений технологического, инфраструктурного, ресурсного, институционального характера. Несмотря на то, что развиваются такие проекты, как нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопровод «Сила Сибири», нефтехимический комплекс в Приморском крае, Амурский газоперерабатывающий завод, существенного изменения доли российских энергоресурсов на рынке стран АТР не ожидается. Возможным усилением конкурентных позиций будет способность выводить на рынок продукты более высокой степени переработки. Отмечается, что стимулирование экономического роста Дальнего Востока благодаря указанным проектам будет носить ограниченный характер, поскольку крупные предприятия ТЭК не являются региональными резидентами и результаты их деятельности будут перераспределяться за пределы Дальнего Востока.

Доклад профессора На Хи-Сынга (Корейский институт железнодорожных технологий) был посвящен основным векторам сотрудничества и стратегиям развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и СВА. По словам докладчика, Республике Корея предстоит наладить сотрудни-

чество в транспортной сфере, предусматривающее сопряжение китайской стратегии «Один пояс - один путь», монгольского проекта «Степной путь» и Восточной политики России, через участие в проектах формирования экономического коридора Китай - Монголия - Россия. Для этого Республике Корея необходимо обратить внимание на проект создания северной транс-портно-логистической сети, которая связана с развитием территорий на Дальнем Востоке и в СВА. Республика Корея ставит перед собой следующие цели: создание узлового центра для выхода на Евразийский континент, формирование стабильной основы для энергетического и логистического взаимодействия, подготовка среды для межкорейского объединения. Особый интерес представляет зона, в которой сосредоточены транспортные коридоры Туманган и Суйфыньхэ, поскольку эта зона объединяет китайскую и российскую стратегии. Она оценивается в качестве территории, наиболее благоприятной для развития многостороннего сотрудничества в СВА, в частности, сотрудничества между двумя Кореями, Китаем и Россией.

Профессор Корейского института сельскохозяйственной экономики Ли Дэсоп посвятил свое выступление вопросам сотрудничества в аграрном секторе Дальнего Востока. Ввиду невозможности обеспечения масштабного производства зерновых культур внутри страны проекты освоения земельных угодий за рубежом - один из инструментов обеспечения национальной продовольственной безопасности Республики Корея. Географическая близость, огромные площади посевных угодий, планы по созданию порта с зерновыми подъемниками - факторы, превращающие Дальний Восток России в привлекательный регион для реализации корейских сельскохозяйственных проектов. Отмечается, что несмотря на существование различных проблем в аграрном секторе, инвестиции в сельское хозяйство на Дальнем Востоке привлекательны для бизнеса, и если будут решены проблемы с неэффективными административными и разрешительными процедурами, то регион может быть использован в качестве полноценной зарубежной базы для развития сельского хозяйства Кореи. От корейских компаний, в свою очередь, требуется заинтересованность в инвестиции в объекты хранения, переработки и дистрибьюции сельскохозяйственной продукции.

Вторая сессия освещала вопросы Восточной политики России и текущее состояние развития Дальнего Востока. Доклад профессора Пак Чжон Хо (KIEP) был посвящен поиску общего знаменателя стратегического развития Дальнего Востока и Республики Корея. Новая Восточная политика России имеет целью укрепление взаимоотношений с ведущими странами региона, экономическую интеграцию России с АТР через Дальний Восток, который должен сыграть роль стратегического плацдарма. В свете этого новой администрации Республики Корея необходимо разработать план мер по участию в проектах развития Дальнего Востока. Такой план должен разрабатываться с расчетом на объединенную Корею.

ПЭ А'Г Исаев

№ 3 2017

Исследователи из ИЭИ ДВО РАН представили доклады о новых инструментах политики развития Дальнего Востока. Старший научный сотрудник А.Г. Исаев проанализировал такой инструмент политики, как Территории опережающего развития (ТОР). В докладе отмечены параллели между ТОР и концепцией «Новой индустриализации» Дальнего Востока, выдвинутой в 2000-х гг. академиком П.А. Минакиром. Исходя из экономического потенциала территорий, ТОР несут в себе возможности формирования высокотехнологичных промышленных кластеров, а также создания инфраструктурного каркаса, обеспечивающего взаимодействие РФ с АТР. Отмечено, что для корейских инвесторов интерес могут представлять проекты по выращиванию сельскохозяйственных культур, строительству портово-логистического комплекса.

Научный сотрудник ИЭИ Е.А. Заостровских представила доклад о проблемах развития и потенциальных эффектах от реализации инициативы «Свободный порт Владивосток» (СПВ). Проект СПВ ориентирован на развитие внешнеэкономической деятельности в строго очерченных территориальных границах. При этом, в отличие от ТОР, строительство инфраструктуры возлагается на самих резидентов. Проект включает 5 регионов и охватывает все транспортные коридоры, проходящие через Дальний Восток. К проблемам и недостаткам СПВ можно отнести необходимость распыления усилий и ресурсов на множество территорий, переложение груза финансирования инфраструктуры на частных инвесторов. Делается вывод о том, что данный проект будет иметь сравнительно ограниченный эффект как с микроэкономической, так и с макроэкономической точек зрения.

Третья, заключительная сессия семинара была посвящена вопросам взаимоувязки процессов международной кооперации в Северо-Восточной Азии. Профессор Чжон Бёнгон (Корейский институт национального объединения) представил доклад «Национальные стратегии Республики Корея и международное сотрудничество в СВА». Регион СВА характеризуется сложной структурой, в которую вплетены интересы взаимного сотрудничества и конфликтный потенциал. В регионе сохраняется азиатский парадокс, который характеризуется кооперационной экономкой и конфликтной безопасностью. Для Республики Корея стратегическими приоритетами в данных условиях становится дипломатия сотрудничества в отношении всех стран СВА, отказа от внешней политики с уклоном только на США. Также важной стратегической задачей является вопрос вовлечения Северной Кореи в структуру кооперационных взаимоотношений, например, через проекты экономического сотрудничества на трансграничных территориях.

Логическое продолжение данная тематика получила в докладе научного сотрудника ИЭИ Я.В. Дёминой «Многостороннее сотрудничество в СВА и развитие Дальнего Востока России». Северо-Восточная Азия включает в себя 6 государств, которые не имеют шестисторонних соглашений о тор-

говом, инвестиционном, таможенном сотрудничестве, а развивают данные направления на двусторонней основе. Четыре государства участвуют в Расширенной Туманганской инициативе (РТИ), охватывающей такие сферы, как транспорт, торговля, инвестиции и т. п. Однако реализация РТИ осуществляется бессистемно, с низкой вовлеченностью компаний и предприятий в реализацию проектов. Развитие территории Дальнего Востока предполагает укрепление торговых и инвестиционных связей со странами СВА. Упор делается на использование природных ресурсов и транспортных артерий. В настоящее время РФ не является активным участником многосторонних форматов сотрудничества в СВА. Кроме того, прочие государства региона не склонны к институционализации международного сотрудничества. Подобная ситуация объясняется историческими и политическими причинами, от преодоления которых зависит долгосрочное развитие всех государств СВА.

Завершал программу семинара доклад профессора Хванг Чжин-Хвоэ (Корейский морской институт) «Сотрудничество стран бассейна Восточного моря и пути создания связности с Дальним Востоком». На территории вокруг Восточного (Японского) моря сконцентрированы богатые природные ресурсы Дальнего Востока России, трудовые ресурсы Китая и КНДР, технологии и финансовые возможности Республики Корея и Японии. В стратегическом плане регион находится в весьма выгодном положении. Однако в настоящее время территория характеризуется относительно низким уровнем развития, так как основные порты Японии и Республики Корея в основном расположены на тихоокеанском направлении. Однако здесь можно ожидать высокого синергетического эффекта от трансграничного взаимодействия и экономического сотрудничества. Для этого, по мнению докладчика, требуется создание многостороннего объединения с участием различных субъектов бассейна Восточного моря. Также следует продумать варианты участия в развитии порта Раджин, поскольку, по мнению докладчика, его использование обеспечивает связь стран СВА с российским Дальним Востоком и экономию транспортных издержек.

THE 12th RUSSIAN-KOREAN JOINT SEMINAR OF KIEP - ERI FEB RAS

A.G. Isaev

Artyom Gennadyevich Isaev - Candidate of Economics, Senior Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: isaev@ecrin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.