Научная статья на тему 'Российские планы регионального развития и международная кооперация'

Российские планы регионального развития и международная кооперация Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские планы регионального развития и международная кооперация»

тельство способно не только стабилизировать, но и увеличить численность населения на Дальнем Востоке.

В заключительной дискуссии приняли участие А.С. Шелепа (д-р экон. наук, чл.-корр. РАСХН ГНУ ДВНИИЭОП АПК Россельхозакадемии), В.Т. Шишмаков (д-р экон. наук, профессор Дальневосточного института международного бизнеса), Т. Йокота-Мураками (доцент Осакского государственного университета) и И. Вакай (профессор Университета Осака Сангё).

Завершая работу симпозиума, О.М. Рензин и В. Фудзимото отметили, что данное мероприятие уникально ввиду его долголетия. Сопредседатели симпозиума пожелали успехов в дальнейшей совместной научной работе и выразили уверенность в продолжении встреч. Было отмечено, что следующее, тридцатое (юбилейное) заседание симпозиума состоится в Японии в конце 2014 г.

THE 29th SYMPOSIUM OF SCIENTISTS OF THE RUSSIAN

FAR EAST AND KANSAI (JAPAN)

DA. Izotov

Izotov Dmitry Alexandrovich — Ph. D. in Economics, Senior Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: izotov@ ecrin.ru.

Российские планы регионального развития и международная кооперация

А.Г. Исаев

Исаев Артем Геннадьевич — кандидат экономических наук, научный сотрудник. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: isaev@ecrin.ru.

Планы развития российского Дальнего Востока вызывают живой интерес со стороны партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), поэтому тема, вынесенная в заголовок, стала основной на состоявшемся в июне 2013 г. в г. Кёнджу (Республика Корея) восьмом совместном семинаре, организаторами которого выступили Корейский институт международной экономической политики (KIEP) и Институт экономических исследований ДВО РАН. В работе семинара приняли участие представители KIEP и ряда корейских университетов, а также делегация сотрудников ИЭИ ДВО РАН под руководством академика П.А. Минакира.

С приветственным словом выступили бывший вице-президент KIEP, профессор Джон Ео-Чон и директор ИЭИ ДВО РАН, академик П.А. Минакир.

В рамках первой сессии «Обновленный план развития российского Дальнего Востока и возможности кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)» было обсуждено три доклада. П.А. Минакир выступил с докладом «Государственная программа и новая модель управления Дальним Востоком и Байкальским регионом». В докладе отмечалось, что государством ставится задача не столько увеличить прирост ВРП в макрорегионе, сколько обеспечить определенные параметры магистральной инфраструктуры для российского экспорта на тихоокеанские рынки.

№ 4 2013

Из проектируемых 3,8 трлн руб. на инвестиционные цели 88% предназначены для развития инфраструктуры, слабо воздействующей на конечный спрос и потребление внутри региона. Ресурсы же для технологической перестройки могут быть заимствованы только из «остальной страны», что грозит падением темпов роста национальной экономики. Решение проблемы видится не столько в том, на какие цели направить имеющиеся ресурсы, сколько в том, как организовать функционирование экономики территории с целью устойчивого развития хозяйственного комплекса и обеспечения положительной динамики уровня и качества жизни населения.

Заместитель директора ИЭИ ДВО РАН О.М. Рензин в своем докладе «Интеграция российского Дальнего Востока в АТР: возможности и риски» отметил, что «европо-ориентированность» российского развития, исчерпала себя как стратегически, так и функционально. Финансово-экономические проблемы стран ЕС стали отрицательно влиять на российскую экономику, и возникла необходимость осуществления пространственной диверсификации. Одним из приоритетных способов является участие в различных организационно-институциональных программах и структурах, таких как АТЭС, межправительственных комиссиях по сотрудничеству. В торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве лидерами являются компании топливно-энергетического комплекса. При этом российские компании получают возможность выхода на рынки капитала АТР со своими финансовыми инструментами.

Третий докладчик, профессор Чже Сух Хун из К1ЕР, представил корейское видение плана развития российского Дальнего Востока. Корейская сторона обратила внимание на то, что новая программа отличается от предыдущих, прежде всего, тем, что предполагается ее активная поддержка и контроль со стороны правительства. Докладчик выделил ряд ключевых направлений сотрудничества между РФ и Республикой Корея: развитие транспортной инфраструктуры и сотрудничество в области железных дорог, портовых хозяйств, присоединение транскорейской железной дороги к Транссибирской магистрали; сотрудничество в области разработки и экспорта минеральных ресурсов и энергоресурсов, в частности сжиженного газа; пересмотр эффективности существующего механизма сотрудничества между двумя странами на уровне министерств и премьер-министров, создание специализированной оперативной группы в качестве партнера Министерства по развитию Дальнего Востока.

Вторая сессия была посвящена российской промышленной политике и перспективам международной кооперации. В ее рамках были представлены два доклада, отражающие российское и корейское видение данного вопроса. В докладе младшего научного сотрудника ИЭИ ДВО РАН А.Г. Исаева был проведен анализ тех промышленных ниш, в которых существуют возможности и перспективы интеграции российского Дальнего Востока в производственную систему стран АТР. Было отмечено, что между странами АТР существует очень тесная производственная кооперация, однако она главным образом сосредоточена в сфере микроэлектроники, где позиции российского Дальнего Востока слабы. Между тем в сфере машиностроения, в которой у Дальнего Востока имеются перспективы, кооперация в АТР существенно слабее. Отчасти это вызвано тарифной политикой стран, а также отраслевыми особенностями. Тем не менее машиностроительная отрасль Дальнего Востока становится привлекательной для азиатских инвесторов, о чем свидетельствует ряд реализуемых и готовящихся к реализации совместных проектов.

Доклад профессора Ханьянского университета Ким Ён Джина был посвящен анализу российской промышленной политики через призму корейского опыта. Докладчик уделил внимание российской политике формирования высокотехнологичных кластеров, а также политике регионального развития в Республике Корея, начиная с 1998 г. На основе ретроспективного анализа политики автор сформулировал ряд рекомендаций, которые могли бы быть полезными при осуществлении россий-

ской промышленной политики. Во-первых, необходимо обеспечить средне- и долгосрочное планирование и государственную поддержку производственной деятельности. Во-вторых, необходимо создание механизма, обеспечивающего политическую поддержку со стороны высшего руководства в целях регуляции межведомственных отношений в регионе. В-третьих, необходим специальный бюджетный план относительно развития региона, поскольку для решения проблем регионального развития необходимо учитывать все ресурсы, ориентированные на регион. Докладчик заострил внимание на том аспекте, что кластеры не исчерпываются простым набором предприятий на определенной территории, а их отличительной чертой является сотрудничество и конкуренция между ними. Успех кластерной политики зависит от того, сумеют ли федеральная и региональная администрации принять действенные меры по созданию подобного механизма.

Третья, заключительная, сессия была посвящена российским планам развития Арктического региона. Первым докладчиком в рамках сессии выступил профессор Хан Чжон Ман из Университета Пэдже. Отмечено, что российская Арктическая зона обладает существенным ресурсным и логистическим потенциалом. Акцентировано внимание на том, что для азиатских портов восточнее Гонконга маршрут в Европу через Северный морской путь на 40% короче, чем через Суэцкий канал. Отмечено, что с возрастанием важности Арктической зоны в мировом хозяйстве также возрастает и международная напряженность: приарктические страны выдвигают территориальные претензии и активизируют военную активность в регионе. Делается вывод, что разработка арктических ресурсов требует новейших технологий и затрат, сопоставимых с затратами на освоение космоса, и поэтому приарктическим странам не обойтись без экономической кооперации. Для Республики Корея, как неарктической страны, целесообразно выдвинуть инициативу создания «Восточноазиатского арктического совета» для того, чтобы играть ведущую роль в сотрудничестве в Арктике.

С заключительным докладом «Стратегия развития Арктической зоны России: состояние и проблемы реализации» выступил профессор ИЭИ ДВО РАН С.Н. Леонов. Одной из основных проблем освоения арктических регионов России является отсутствие нормативной базы, определяющей внутреннюю границу Арктической зоны, что препятствует осуществлению единой государственной региональной политики вдоль всего российского арктического побережья. Докладчик отметил, что проблема доступа к ресурсам арктических регионов России неотделима от проблем развития транспортной системы на Крайнем Севере страны — Северного морского пути и меридиональных транспортных магистралей. Сделан вывод о двоякости сложившейся ситуации вокруг освоения российской Арктики. С одной стороны, наблюдается декларативность освоения территории под внешнеэкономическим и внешнеполитическим влиянием, с другой — явная недостаточность действий по созданию реального механизма реализации декларируемых намерений.

Последний день пребывания российской делегации ознаменовался посещением крупнейшей корейской судоверфи «НуипёаШеаууГпёшЫез» и автомобильного производства «Нуипёа1Мо1оге» в крупнейшем промышленном центре Республики Корея — г. Ульсане.

RUSSIAN PLANS OF REGIONAL DEVELOPMENT AND INTERNATIONAL COOPERATION

A.G. Isaev

Isaev Artyom Gennadyevich — Ph. D. in Economics, Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: isaev@ecrin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.