кегианааистика
" И-:.';--. I ---A ....... Д"У.
V- /Ж; -
/
Ж if
5Р J Ч- V
"5? а, jffijp
-ILК Г.
ИСАЕВ Артём Геннадьевич
Кандидат экономических наук, заведующий сектором
Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
ISAEV
Artyom
Gennadyevich
Ph.D. in economics, section head Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
isaev@ecrin.ru
© Исаев А.Г., 2014
д \\// Д
DOI: 10.14530/reg.2014.2
жш
Ш
;! А ' SBB
ДЕВЯТЫЙ СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР KIEP - ИЭИ ДВО РАН
9TH KIEP - ERI JOINT SEMINAR
24-25 июня 2014 г. в г. Владивосток состоялся девятый ежегодный семинар, проводимый Институтом экономических исследований ДВО РАН (ИЭИ ДВО РАН) совместно с Корейским институтом международной экономической политики (KIEP). Главной темой двухдневного мероприятия, проводившегося в Президиуме ДВО РАН, послужила «Евразийская инициатива», предложенная в конце 2013 г. президентом Республики Корея Пак Кын Хе. С российской стороны в мероприятии приняли участие сотрудники ИЭИ ДВО РАН, включая Приморскую лабораторию института, а также представители Дальневосточного федерального университета.
Сессия 1. «Стратегия развития Дальнего Востока администрации В.В. Путина: оценки и перспективы»
Первая сессия была посвящена вопросам государственной экономической политики в отношении российского Дальнего Востока.
Доктор Че Сон Хун из KIEP представил доклад о перспективах сотрудничества Дальнего Востока и Республики Корея, а также поделился взглядами касательно геополитического и геоэкономического значения развития региона.
В совместном докладе академика РАН П. А. Минакира и доктора экономических наук О.М. Прокапало (ИЭИ ДВО РАН) «Стратегии и реальности: мечта о чуде» рассматривались вопросы программного развития Дальнего Востока, эффективности государственных капиталовложений в регионе [3]. Были отмечены проблемы, касающиеся нечёткого характера целей развития региона для федеральных властей. Общий вывод заключался в том, что для устойчивого развития региона требуются не столько масштабные инвестиции в транзитную инфраструктуру, так как они имеют кратковременный эффект, сколько выращивание эффективных эконо-
1 згноналистика
/ . ■ '.: 1 .. " --"т&'Г^ ' >' 1 \ '. % \
Гч------- 1 а »--Г"- ■ 1 • .-- ■, 1 у.
IШ-*
¡ЙШ С /^Х
кчгг
/
//1
А. V Ж
мических институтов.
Теме государственных капиталовложений на Дальнем Востоке был посвящён доклад кандидата экономических наук А.Г. Исаева (ИЭИ ДВО РАН). По мнению докладчика, экономический эффект государственных капиталовложений можно разделить на две составляющие. Первая предполагает более существенное, но краткосрочное воздействие за счёт роста относительно трудоёмкой строительной отрасли. Вторая - расширение чрезвычайно капиталоинтенсивного транспортного сектора, имеющего, однако, относительно низкий мультипликативный эффект в экономике региона. Докладчиком была отмечена довольно низкая эффективность инвестиций из федерального бюджета в регионе в сравнении с их объёмом. В то же время нельзя недооценивать и их важность для процесса диверсификации экономической структуры Дальнего Востока, поскольку при их отсутствии перспективы экономического роста региона будут определяться только потенциалом добывающего и транспортного секторов экономики. Бизнес-структуры готовы инвестировать в развитие региона только при соответствующем инфраструктурном обеспечении инвестиционных проектов со стороны государства.
Наконец, в своём докладе доктор экономических наук С.Н. Найден (ИЭИ ДВО РАН) обратила внимание на важность развития на Дальнем Востоке человеческого капитала, повышения качества жизни, поскольку, несмотря на рост покупательной способности доходов населения региона по отношению к стоимости прожиточного минимума, эти показатели ниже, чем в среднем по России. По мнению выступавшей, для достижения целей социально-экономического развития региона необходима специальная программа, по-свящённая развитию социального потенциала территории.
001: 10.14530/гед.2014.2 _
ЗьлМР 5. К
Сессия 2. «Корейско-российская промышленная кооперация на Дальнем Востоке: транспорт и энергетика»
Тематика второй сессии касалась вопросов промышленной кооперации Республики Корея и Российской Федерации на Дальнем Востоке. Если годом ранее обсуждались перспективы развития обрабатывающих отраслей [2], то в этот раз речь шла о кооперации в сфере транспорта и энергетики.
В докладе кандидата экономических наук А.Б. Бардаль (ИЭИ ДВО РАН) были затронуты перспективы сотрудничества в области транспорта в свете Евразийской инициативы. В частности, были рассмотрены вопросы развития транскорейской железнодорожной магистрали, использования Северного морского пути, а также проекты по созданию портовых комплексов в Приморском крае [1].
Кандидат экономических наук О.В. Дёмина (ИЭИ ДВО РАН) осветила вопросы экспортного потенциала России на рынке энергоресурсов стран СВА. Среди наиболее перспективных направлений сотрудничества были выделены долгосрочные контракты на поставку ресурсов, совместное строительство инфраструктурных объектов и совместные научно-технические разработки в области энергетики. Последнее направление было обозначено как наиболее важное, поскольку в перспективе на передний план выдвигается проблема технологического лидерства в энергетическом секторе.
Оживлённый интерес вызвал доклад доктора На Хысын (Корейский институт железнодорожных исследований), в котором в большей степени рассматривались технологические вопросы, касающиеся вариантов решения логистической проблемы, связанной с различиями в ширине железнодорожной колеи в Европе, России и
V^-i'J-
Р%УУ E
кегионалмстика
ЧЛ R V^
/
M ..Mi?
sv--
7 / Vjh -J) Г1 - ^«Ä f" \rb-E \L %
/ / и/ ___- *v< V. ,-r-r \
-L f ,f\i4 /Я -¡Чл1! У??/- Г,.■ ГЯГЛ-С- \ W05^
Республике Корея. Докладчиком были продемонстрированы различные варианты технологического решения данной проблемы, разрабатываемые в его институте.
Сессия 3. «Евразийская экономическая интеграция и Евразийская инициатива»
В рамках третьей сессии рассматривались вопросы Евразийской экономической интеграции.
Доктор Хан Хон Ёль из университета Ханьян в своём выступлении дал оценку политике расширения ЕврАзЭС и её перспектив через призму структурных изменений в мировой экономике. В докладе было отмечено, что для стран бывшего СССР, несмотря на стремление к экономической интеграции высокого уровня, характерна достаточно низкая доля обрабатывающей промышленности и невысокая степень разделения труда. Поэтому задачей продвижения ЕврАзЭС становится обеспечение дополняемости по отношению к промышленной структуре всего АТР.
Доктор Чжон Е Чхон (KIEP) попытался сопоставить и сравнить политику продвижения Российской Федерации в Тихоокеанский регион и Евразийскую инициативу президента Республики Корея Пак Кын Хе. Докладчик обратил внимание на то, что, несмотря на состоявшуюся торговую интеграцию между российским Дальним Востоком и странами СВА, наблюдается определённая пассивность российской политики с точки зрения привлечения иностранного капитала в регион, в особенности для целей развития местного производства и его инфраструктуры.
Похожим проблемам уделил внимание в своём докладе доктор экономических наук Ю.Д. Шмидт (ИЭИ ДВО РАН). Докладчик особо выделил тот факт, что иностранный капитал крайне осторожно выбирает сферы своего приложения в даль-
DOI: 10.14530/reg.2014.2 _
невосточнои экономике, отдавая предпочтение ресурсоэксплуатирующим проектам и оставляя без внимания предложения к сотрудничеству в обрабатывающих и сервисных отраслях. В этой ситуации евразийские интеграционные процессы должны способствовать расширению рынков сбыта промышленной продукции России, накоплению инвестиционных ресурсов для дальнейшего инновационного развития.
Сессия 4. «Мир и кооперация в Северо-восточной Азии и Евразийская инициатива»
Четвёртая сессия имела ярко выраженную геополитическую направленность и была посвящена вопросам мирного урегулирования конфликтов в Северовосточной Азии, а также вопросам кооперации.
Доктор политических наук С.В. Севастьянов (ДВФУ) в своём докладе «Евразийский проект президента Владимира Путина и Евразийская инициатива президента Пак Кын Хе: насколько сильна синергия?» отметил, что корейская инициатива пытается пробиться к жизни на фоне углубляющихся связей между Россией и КНР, включающих инициативу этих стран по созданию системы кооперативной безопасности. Докладчик заключил, что для обеспечения поступательного движения в реализации международной политики России и Республике Корея необходимо будет учитывать интересы других ведущих региональных держав.
Доклад доктора Ли Намчжу (Университет Сун Кён Хо) был посвящён многостороннему сотрудничеству в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии. В нём было отмечено, что, несмотря на очень тесную экономическую кооперацию, в регионе имеется множество разногласий по разным политическим вопросам, в особенности по территориальным спорам.
В выступлении доктора Ким Тхэхён
кегноналмстика
/ Ж
■5? а, жг
-V
Ж
из Университета Сунсил был затронут ещё один важный геополитический аспект: политика США в регионе и её влияние на перспективы Евразийской инициативы.
Кандидат экономических наук В.В. Кучук (Минвостокразвития) особо подчеркнул необходимость учитывать при реализации Евразийской инициативы мнений и действий такого важного регионального игрока как Китай, имеющего огромное влияние не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в Центральной Азии.
Кандидат политических наук А. Л. Лукин (ДВФУ) также отметил, что при осуществлении Евразийской инициативы, а также в вопросе объединения, Республика Корея должна учитывать интересы КНДР.
Общим итогом сессии послужил довольно сдержанный вывод о перспективах Евразийской инициативы ввиду изменения баланса сил в регионе и ограниченных дипломатических ресурсов Кореи.
Сессия 5. «Евразийская инициатива и Корейский полуостров»
Заключительная пятая сессия была посвящена перспективам Корейского полуострова в свете реализации Евразийской инициативы.
Доклад доктора Бэк Джун Ки (Университета Ханшин) затрагивал северокорейскую ядерную проблему, а также стратегическую роль России в её разрешении и поддержании стабильности и мирных инициатив на Корейском полуострове. Было отмечено, что в отличие от Европы, в регионе АТР не существует многостороннего механизма сотрудничества в области безопасности, а та система, которая существует, сильно отстает по своему уровню от экономического развития, от системы торговли и обмена в регионе. Создание евразийской системы безопасности - одна из
001: 10.14530/гед.2014.2 _
ш
ключевых задач регионального развития.
Кандидат экономических наук Д.В. Суслов (ИЭИ ДВО РАН) в своём докладе рассмотрел перспективы двустороннего российско-корейского сотрудничества, касающиеся развития железнодорожной сети, морских портов и логистических центров, а также совместных проектов в промышленности. По мнению докладчика, в развитии сотрудничества и урегулировании корейской проблемы широкие возможности предоставляет проект особой экономической зоны в дельте реки Туманная. Для реализации данного проекта необходимо сформировать взаимодополняющую схему трёхстороннего сотрудничества, которая бы предполагала совместное использование факторов производства: трудовых ресурсов КНДР, природных ресурсы России и южнокорейского капитала.
Также на семинаре выступил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока М. Л. Шерейкин. В своём докладе он разъяснил новую концепцию развития Дальнего Востока, заключающуюся в формировании территорий опережающего роста. Касательно проблем развития региона замминистра высказал интересное, но небесспорное суждение о том, что одной из главных причин отставания социально-экономического развития Дальнего Востока является недостаточная мотивация локальных экономических агентов, будь то бизнес или органы власти, ввиду значительной государственной поддержки, оказываемой региону в последнее десятилетие. В качестве примеров, описывающих обратную ситуацию, М. Л. Шерейкин привёл Республику Татарстан и Ульяновскую область, в которых, по его мнению, активность местных органов власти на рынке капитала способствовала устойчивому экономическому росту этих территорий.
Подводя итоги семинара, его участники отметили важность совместных экономических и политических усилий двух стран в сфере международной кооперации. Такие действия влекут за собой не только
1 эгионалистика
/ ' л ' : ■ .. ■ 5£J, " ' >' ,'; '. % АД
Г^.ч'--■ 1 elf--1.-- ■ ,-^.Л-Х ■ • .--■, 1 '■■■''■■• \.
В
Й
/ ш
Щ t,!/
■5? а,
-V
Ж
irbj < 1 Г ' ■ "-"-■■■¿i \U--E\L \
реализацию совместных проектов, но и дают повод для дальнейших плодотворных встреч в рамках сотрудничества двух институтов.
По результатам семинара был издан сборник докладов на корейском и русском языках [4].
Список литературы
1. Бардаль А.Б. Транспортный комплекс региона в условиях вступления России в ВТО: Дальний Восток // Пространственная экономика. 2014. № 1. С. 153-175.
2. Исаев А.Г. Российские планы регионального развития и международная кооперация // Пространственная экономика. 2013. № 4. С.184-186.
3. Минакир П.А., Прокапало О.М. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» // Пространственная экономика. 2013. № 1. С. 103-122.
4. Korea-Russia Cooperation in the Far East in Light of the Eurasia Initiative. 9th KIEP-ERI Joint Seminar. KIEP, 2014. 296 p.
DOI: 10.14530/reg.2014.2 _
ш
Для цитирования:
Исаев А.Г. Девятый совместный семинар KIEP - ИЭИ ДВО РАН // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 2. С. 99-103.
For citing:
Isaev AG. 9th KIEP - ERI Joint Seminar. Re-gionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 2. Pp. 99-103. (In Russian)
References
1. Bardal A.B. Transport Complex of the Region under Russia's Accession to the WTO: the Russian Far East. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2014. No. 1. Pp. 153-175. (In Russian)
2. Isaev A.G. Russian Plans of Regional Development and International Cooperation. Pros-transtvennaya economika [Spatial Economics]. 2013. No. 4. Pp. 184-186. (In Russian)
3. Minakir P.A., Prokapalo O.M. The Russian Federation State Program «Socio-Economic Development of the Far East and the Baikal Region». Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2013. No. 1. Pp. 103-122. (In Russian)
4. Korea-Russia Cooperation in the Far East in Light of the Eurasia Initiative. 9th KIEP-ERI Joint Seminar. KIEP, 2014. 296 p.