НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС ПО НЕДВИЖИМОСТИ
XII Национальный конгресс по недвижимости
7-9 июня 2009 года, Москва
С 7 по 9 июня 2009 года в Москве, в гостиничном комплексе «Измайлово-Альфа» проходил XII Национальный конгресс по недвижимости - одно из наиболее значительных и востребованных профессионалами российского рынка недвижимости мероприятий.
Организаторами Конгресса при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации стали: Российская гильдия риэлторов* (РГР), Московская ассоциация риэлторов, Гильдия риэлторов Московской области. Организация и проведение Конгресса широко освещались представителями печатных и электронных средств массовой информации. В целом в его работе участвовали около 60 журналистов.
В работе форума приняли участие профессионалы рынка недвижимости не только России, Казахстана, Украины, Белоруссии, но и США, Греции, Германии, Швейцарии. В ходе Конгресса работали 14 тематических секций, состоялись презентации проектов, были организованы бизнес-туры на различных площадках Москвы и Подмосковья. Таким образом, участники XII Национального конгресса получили возможность обменяться опытом работы с ведущими специалистами и экспертами, изучить практику ведения бизнеса российскими и зарубежными коллегами, установить новые деловые контакты.
7 июня в рамках XII Национального конгресса по недвижимости состоялся XVIII съезд Российской гильдии риэлторов, на котором был выбран президент-элект РГР. Им стал Полторак Григорий Витальевич. На Съезде были оглашены номинанты ежегодного Конкурса «Профессиональное признание 2009».
Открывая XII Национальный конгресс, президент Российской гильдии риэлторов Канухин Сергей Константинович отметил, что «только объединив усилия, общество, бизнес и власть способны максимально эффективно решать возникающие проблемы, следовательно, направлять свои усилия на создание благоприятных условий для жизни и работы наших сограждан. Объединившись, следуя совместно выработанным программам и рекомендациям, наше профессиональное сообщество может выстоять, стать силой, способной достойно противостоять любым экономическим катаклизмам. Для этого у нас есть необходимый опыт, знания и, самое главное, желание».
Президент Российской гильдии риэлторов зачитал торжественные телеграммы в адрес РГР от руководителей областей и регионов, крупных общественных объединений и международных организаций. Приветствия участникам Конгресса направили:
• президент FIABSI (Международная ассоциация профессионалов рынка недвижимости) Лиза Куррас (Lisa Kurras): «FIABCI высоко ценит сотрудничество с Российской Гильдией риэлторов. Участие в ежегодных мероприятиях дает новый импульс к большим возможностям для сотрудничества между нашими организациями. Я уверена, что мы и в дальнейшем будем развивать наше взаимодействие»;
• депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, координатор Партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков Хинштейн Александр Евсеевич: «Мы глубоко ценим сло-
Слово дается в орфографии, принятой в официальных названиях организаций.
*
жившееся деловое сотрудничество с Российской гильдией риэлторов, а также с крупнейшими общественными строительными объединениями. Подписанное 1 2 февраля 2009 года соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Партией «Единая Россия» и Российской гильдией риэлторов, Национальной ассоциацией девелопмента, Ассоциацией строителей России и Российским союзом строителей определяет наши совместные действия, направленные на развитие доступности жилья»;
• руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Петров Юрий Александрович: «Российская гильдия риэлторов более 15 лет является эффективным, ключевым участником рынка недвижимости России. Уверен, проводимый Вами Конгресс будет способствовать активизации диалога бизнес-сообщества и власти по вопросам развития рынка недвижимости, позволит выработать необходимые меры и рекомендации для его успешного функционирования в новых экономических условиях»;
• заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Журова Светлана Сергеевна: «Конгресс призван стать одной из главных национальных площадок для всестороннего обсуждения ситуации на российском рынке недвижимости в современных условиях. Не сомневаюсь, что в ходе работы будут найдены наиболее перспективные подходы к решению как фундаментальных проблем, так и злободневных текущих вопросов. Одним из значимых факторов в этом процессе будет укрепление конструктивного частногосударственного партнерства, продвижение регионального и международного сотрудничества. Солидный состав участников и гостей вселяет уверенность, что взаимодействие по этим направлениям получит новые значимые импульсы. Очевидно, что
это благотворно скажется на развитии национальной экономики в целом».
Также президентом РГР были зачитаны обращения вице-президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Катырина С.Н. и официального представителя президента Национальной ассоциации риелторов США (NAR) по связям с Российской гильдией риэлторов Михаила Романовского.
На пленарном заседании выступили: президент РГР С.К. Канухин (статью, подготовленную по материалам доклада, читайте после информационного сообщения), вице-президент РГР Романенко А.Ю., вицепрезидент РГР Апрелев К.Н., член Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Хованская Г.П., президент Фонда «Институт экономики города» Косарева Н.Б., президент Европейского трастового банка, председатель Комитета Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию Крысин А.В., генеральный директор ОАО «Желдорипоте-ка» Вотолевский В.Л., генеральный директор Агентства по ипотечному кредитованию Семеняка А.Н., исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кислов В.С. Выступления всех докладчиков касались очень важной темы - состояние и дальнейшее развития российского рынка недвижимости в сложных экономических условиях.
В числе приглашенных гостей XII Национального конгресса по недвижимости были представительная делегация из США и, впервые посетивший Россию, президент Национальной ассоциации риелторов США (NAR) Charles McMillan. Также были приглашены:
• полномочный представитель CEREAN (Греция) Nicos Manomenidis;
• исполнительный вице-президент Ассоциации риелторов Майями (RAMB, США) Kinney Teresa King;
• вице-президент Института управления недвижимостью (IREM, США) Nancye Kirk;
• казначей Национальной ассоциации риелторов (NAR, США) Jim Helsel;
• исполнительный директор Национальной ассоциации риелторов (NAR, США) Dale Stinton;
• международный региональный координатор Национальной ассоциации риелторов (NAR, США) Norman Flynn;
• управляющий директор по международным отношениям Национальной ассоциации риелторов (NAR, США) Carol Weinrich;
• международный региональный координатор Национальной ассоциации риелторов (NAR, США) Jana Herdova;
• президент Института управления недвижимостью (IREM, США) Pamella Monroe;
• исполнительный президент ICREA Thijs Stoffer и другие гости.
Президент Института IREM (США) Pamella Monroe и вице-президент Института IREM Nancye Kirk на одной из секций Конгресса выступили с докладом на тему: «Определение антикризисных стратегий управляющими компаниями Америки» и провели презентацию нового направления «Аренда жилых объектов недвижимости», которое будет осуществляться в России по эксклюзивному договору с Российской гильдией риэлторов. Президент российского чаптера Института IREM Константин Николаевич Ап-релев в торжественной обстановке вручил золотые значки и сертификаты CPM («Управляющий недвижимостью») вступившим в члены IREM. Господин Апрелев поздравил 28 представителей риелторского бизнеса с этим событием.
В этом году специальная комиссия Института IREM признала работу российского отделения чаптера лучшей среди отделений 48 стран мира!
Pamella Monroe вручила президенту российского чаптера Института IREM Апреле-ву К.Н. хрустальную награду.
8 июня в рамках XII Национального конгресса по недвижимости состоялась пресс-конференция на тему: «Способен ли кризис сделать жилье и коммерческую недвижимость доступными», вызвавшая большой интерес у участников форума и представителей средств массовой информации. На пресс-конференции выступили:
• президент Российской гильдии риэлторов Канухин Сергей Константинович;
• вице-президент Российской гильдии риэлторов Романенко Александр Юрьевич;
• президент Европейского трастового банка, председатель Комитета по ипотечному кредитованию Ассоциации российских банков Крысин Андрей Викторович;
• президент Национальной ассоциации риелторов США (NAR) Чарльз Макмиллан (Charles McMillan);
• вице-президент Российской гильдии риэлторов, президент-элект РГР Пол-торак Григорий Витальевич.
Спикеры пресс-конференции поделились своим мнением относительно заданной темы и ответили на многочисленные вопросы журналистов.
Бизнес-программа Конгресса включала бизнес-туры, организованные компаниями Москвы и Подмосковья: ООО «БЕСТ-недви-жимость», ООО «Агентство Пенаты», ЗАО «Кредит - Центр», Becar Realty Group, «МИ-ЭЛЬ-Брокеридж, «ИНКОМ-недвижимость»,
ООО «Ипотечная компания Московской области». Особое внимание участников мероприятия привлекли туры, касающиеся обучения специалистов, организации структуры офиса риелторской компании, проблем и путей развития малой и средней риелторской фирмы.
9 июня в зале «Хохлома» в историческом центре «Кремль в Измайлово» состоялся гала-ужин для участников и гостей XII Национального конгресса по недвижимости. Во время ужина проходило торжественное вручение наград:
• званием «Почетный член Российской гильдии риэлторов 2009» были удостоены: руководитель компании «Камская долина» (г. Пермь) Романова Алевтина Николаевна и вице-президент Ассоциации риелторов Майями (RAMB, США) Teresa King Kinney;
• почетным знаком имени В.А. Кудрявцева за выдающийся вклад в образовательную деятельность и укрепление профессии «риелтор» был награжден руководитель Краснодарской краевой
ассоциации риелторов Валерий Иванович Ворошилов.
Настоящим праздником профессионализма и мастерства стало подведение итогов Национального ежегодного конкурса
«Профессиональное признание 2009». Номинантами Конкурса стали не только профессионалы рынка, но и представители средств массовой информации, освещающие этот важный сектор экономики.
Кризис 2008-2009. Обзор ситуации на рынке недвижимости России
Выступление президента Российской гильдии риэлторов С.К. Канухина на XII Национальном конгрессе по недвижимости (г. Москва)
Сергей Константинович Канухин, [email protected]
*
Хотелось бы начать с того, что проблемы развития цивилизованного рынка недвижимости необходимо рассматривать параллельно с вопросами развития строительной отрасли, которая была и остается локомотивом российской экономики в целом. Рост строительства жилья и других объектов недвижимости, увеличение количества сделок по приобретению или реализации недвижимости способствуют решению не только наиважнейших социальных проблем, таких как обеспечение граждан жильем, но и развитию смежного со строительством бизнеса. Ведь известно, что одно рабочее место в строительной отрасли создает дополнительно 12 рабочих мест в смежных со строительством отраслях. А это уже сотни тысяч рабочих мест по всей России.
Миссией нашего профессионального сообщества, Российской гильдии риэлторов (далее - РГР, Гильдия - прим. ред.), является создание и развитие в стране цивилизованного рынка недвижимости. Этой цели мы добиваемся, развивая законодательную и нормативную базы, создавая систему профессиональных стандартов для участников рынка недвижимости, используя инфраструктуру для защиты общих имущественных интересов членов Гильдии и расширяя возможности их профессионального и научно-технического развития.
В настоящее время наше профессиональное сообщество объединяет 1 688 членов, в том числе 59 региональных объединений. РГР - единственное профессиональное объединение российского мас-
штаба, призванное отстаивать интересы риелторов.
Сегодня мы переживаем достаточно сложное время. Разразившийся финансово-экономический кризис самым негативным образом сказался на отечественном рынке недвижимости, заставил многих внести коррективы в концепцию своего бизнеса, поменять привычные схемы работы.
Мы столкнулись с тем, что рынок недвижимости отреагировал на глобальные экономические процессы небывалой стагнацией, вызванной как повсеместным сворачиванием банками ипотечных программ, спадом платежеспособности населения, так и ожиданием потенциальными покупателями дальнейшего снижения цен. На покупательские настроения отчасти повлияли информационные вливания в средства массовой информации и опубликованные многочисленные аналитические выкладки, в которых кризис 2008 года сравнивался с дефолтом 1 998 года и проводились не всегда обоснованные аналогии.
Аналогии между двумя этими кризисами действительно есть: на рынке недвижимости кризис 1998 года внес значительную коррекцию цен в сторону их снижения: до 30-40 процентов. Однако в длительной перспективе спад цен сменился их плавным ростом. В связи с этим сегодня, казалось бы, вполне объяснимы ожидания по поводу дальнейшего снижения цен на недвижимость. Но мы должны понимать, что эти два кризиса принципиально разные. Хотя бы уже тем, что кризис 1998 года был вызван внутрирос-
сийскими предпосылками: это и слабая, неразвитая на тот момент экономика, политическая нестабильность, закредитованность в международных валютных организациях и множество других факторов. Кризис 2008 года имеет куда более глобальный масштаб, он произошел на подъеме российской экономики. Это два разных кризиса, произошедшие в двух совершенно разных экономических условиях нашей страны.
Что касается динамики снижения цен на недвижимость, то мы действительно начиная с августа 2008 года наблюдаем спад. Сейчас застройщики стараются не афишировать предоставляемые явные и скрытые скидки, беспроцентные рассрочки и иные программы стимулирования сбыта, но они есть. Понятно, что снижение цен - мера для застройщиков вынужденная, так как большинству из них предстоит возвращать взятые ранее кредиты, а погашать их нечем.
В настоящее время состояние строительной отрасли таково, что до 70 процентов строительных компаний из-за долгов перед банками оказались в предбанкротном состоянии. Ситуацию усугубляет тот факт, что для многих потребителей стала недоступной ипотека, которая до недавнего времени подогревала интерес строителей к увеличению объемов возводимого жилья и росту цен. Да, мы видим, что Правительство Российской Федерации и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) предпринимают всевозможные меры для возрождения ипотеки с учетом новых экономических реалий, но конкретных сдвигов в этом направлении, увы, пока нет.
Что случилось с ценами на недвижимость?
Если провести анализ всех процессов, которые происходили в последнее время на рынке недвижимости, то в первую очередь, обращает на себя внимание следующее. На протяжении нескольких лет недвижимость в стране дорожала и выросла в цене многократно, нередко отрываясь от уровня платежеспособности основной массы потенциальных покупателей жилья. Разразившийся финансовый кризис заметно сократил дохо-
ды бизнеса и населения, практически свел на нет инвестиционную активность. Цены на недвижимость снизились и, по мнению некоторых пессимистично настроенных экономистов, вернутся к прежнему уровню не ранее чем через 5-10 лет.
С января по май 2009 года в регионах России цены на первичное жилье снизились в среднем на 6,96, а на вторичном рынке -на 11,7 процента. С начала экономического кризиса осенью 2008 года жилье в России подешевело на 15,9, а новостройки - на 10,27 процента. В мае цены на жилую недвижимость на первичном рынке упали на 2,96, а на вторичном рынке - на 2,8 процента.
Самыми высокими в стране остаются цены на квартиры в городе Москве. И это несмотря на то, что к концу 2008 года стоимость московских квартир снизилась на 20-30 процентов. Последние тенденции и прогнозы на московском рынке недвижимости дают нам возможность предполагать, что осенью 2009 года он сможет активизироваться. Этому будут способствовать как объем накопившегося спроса, так и недостаток новостроек из-за заморозки текущего строительства. Надеюсь, что более активно поведут себя и региональные рынки, где цены на квадратные метры значительно дешевле, чем в Москве, и они в меньшей степени оторваны от платежеспособного спроса. К сожалению, снижение цен произошло и здесь, но они корректировались более низкими темпами, нежели в Москве и Московском регионе.
Что касается рынка аренды жилья, то ценовые изменения на нем произошли незначительные. Спрос на съемное жилье был и остается достаточно высоким. Отчасти это объясняется и тем, что в условиях отсутствия доступной ипотеки многие потенциальные покупатели отказались от приобретения собственного жилья и вынуждены его снимать.
Заметные перемены произошли на рынке коммерческой недвижимости. Многие компании прекратили свою деятельность, что стало причиной появления на рынке свободных офисных площадей и торговых помещений всех классов. В ближайшее время такая тенденция, скорее всего, сохранится.
Уже сейчас коммерческую недвижимость пытаются продавать с дисконтом около 50 процентов, и далеко не всегда это удается. В последние месяцы в коммерческом сегменте недвижимости основной вектор направлен на переформатирование зданий на блоки средней и малой площади, что обеспечивает более существенный спрос на офисы и торговые площади со стороны небольших и средних компаний.
Сегодня мы можем констатировать следующее:
1) корректировка цен на недвижимость все еще не завершена;
2) дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от общеэкономической ситуации в мире и, как следствие, в стране;
3) постепенная активизация покупателей будет происходить за счет сохраняющейся высокой потребности в жилье и необходимости в улучшении жилищных условий.
Динамика строительства и ввода жилья в Российской Федерации
Думаю, будет уместным озвучить цифры, свидетельствующие о динамике строительства и ввода жилья. Здесь представляется следующая ситуация: в 2008 году ввод в строй жилья в России составил 63,8 миллиона квадратных метров, что на 4,5 процента больше, чем в 2007 году.
Напомню, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом объемы строительства жилья в Российской Федерации увеличились на
20,6 процента - до 61 миллиона квадратных метров (рис. 1).
За первые четыре месяца текущего года всего в России построено 114,4 тысячи квартир.
Список регионов с наибольшими объемами жилищного строительства возглавила Московская область, где было введено в строй 1,2 миллиона квадратных метров жилья, что на 24,6 процента больше показателей первого квартала 2008 года.
В Московской области введено 12,4 процента от сданной в эксплуатацию общей площади жилья в России в целом, в Москве - 6,9 процента, в Краснодарском крае - 6,4; в Татарстане - 6,3; в Санкт-Пе-
—ф— ввод встрой жилья в России
Рис. 1. Динамика ввода в строй жилья в России
тербурге - 4,5; в Ростовской области - 3,4; в Нижегородской области - 3,3; в Тюменской области - 3,1; в Ленинградской области - 2,9; в Башкортостане - 2,5; в Кемеровской области - 2,3 процента (рис. 2, см. с. 95). В этих регионах построена половина введенной общей площади жилья в России. Вместе с тем при значительных объемах строительства в этих регионах снижаются темпы строительства, что оказало влияние на скорость наращивания ввода жилья в стране в целом. В Тюменской области снижение темпов роста объемов строительства составило 20,1 процента, в Башкортостане 20,0; в Ростовской области - 11,3; и в Краснодарском крае - 1,6 процента.
Наименьшее количество жилья в первом квартале 2009 года построено в Магаданской области - всего 600 квадратных метров, на 68 процентов меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Второе место занимает Ненецкий автономный округ - 1,3 тысячи квадратных метров жилья, на 90 процентов меньше показателей аналогичного периода 2008 года. Далее следует Республика Тува, в которой за первые три месяца 2009 года построили 2,4 тысячи квадратных метров жилья, а падение объемов жилищного строительства составило
9,6 процента. Четвертое место занимает Ингушетия, где введено 5,2 тысячи квадратных метров жилья, пятерку же субъек-
Московская область; 12,4%
остальные регионы России; 46,0%
Кемервская область; 2,3%
Республика
Башкортостан;
2,5%
г. Москва; 6,9%
Краснодарский Г край; 6,4%
Республика Татарстан; 6,3%
г. Санкт-Петербург; 4,5%
Ростовская область; 3,4%
Нижегородская область; 3,3%
Тюменская Ленинградская °®ластЬ; 3,1%
область; 2,9%
Рис. 2. Структура объема ввода жилья в регионах России в январе - апреле 2009 года
тов с наиболее низкими объемами жилищного строительства замыкают Мурманская область (6,2 тысячи квадратных метров жилья) и Чукотский автономный округ, где, по данным Федеральной службы государственной статистики, не было введено ни одного квадратного метра жилья. Но надо заметить, что и в прежние годы в этих двух регионах строительство велось в небольших объемах.
Некоторые региональные органы Федеральной регистрационной службы уже обнародовали данные о количестве зарегистрированных сделок с жилой недвижимостью в I квартале 2009 года. Общая тенденция такова, что количество зарегистрированных сделок с жильем, в которых используются сбережения и кредитные ресурсы, сократилось в два раза. Так, например, по данным Управления Федеральной регистрационной службы города Москвы, в I квартале 2009 года было совершено 8 986 сделок купли-продажи, а в I квартале 2008 года число таких сделок составляло 11 780 (рис. 3, см. с. 96).
Таким образом, количество сделок снизилось на 23,7 процента по сравнению с прошлым годом. Одна из основных причин снижения количества сделок в значительном сокращении ипотечных механизмов. Если в I квартале 2008 года в Москве количест-
во зарегистрированных договоров ипотеки составило 2 250, то в I квартале 2009 года их оказалось всего 884. Снижение составило 60,3 процента. Данные за март 2009 года как о сделках купли-продажи, так и о зарегистрированных договорах ипотеки в несколько раз выше, чем за февраль.
Аналогичная ситуация была и в 2008 году. Традиционное сезонное оживление рынка привело к тому, что появились многочисленные «версии» о стабилизации и даже о начале выхода рынка жилья из кризиса. Однако, как видно, если убрать сезонную составляющую, ситуация на рынке как минимум не улучшается, но и не ухудшается.
По моему мнению, низкая активность на рынке жилой недвижимости, когда число сделок будет меньше чем в докризисный период в 1,5-2 раза, может сохраниться в течение ближайшего полугодия.
Прогноз на 2009 год предполагает ввод в эксплуатацию 60-70 миллионов квадратных метров жилья. Этот показатель не многим отличается от показателей 2008 года, но как будут обстоять дела в перспективе?! А перспектива такова, что строительно-монтажные работы ведутся только на объектах с 70-80-процентной готовностью, новые объекты не закладываются, объекты
12 000
10 000
о
| 8 000
о
6 000
4 000
2 000
1
/■У4' А
Г Лм.
V
1111111111111
1^- 0 0 2 1 1^- 0 0 2 1 1^- 0 0 2 1 1^- 0 0 2 1 1^- 0 0 2 1 1^- 0 0 2 1 8 0 0 2 1 8 0 0 2 1 8 0 0 2 1 8 0 0 2 1 8 0 0 2 1 8 0 0 2 1 а> 0 0 2 'о> годы 0 0 2
со н к а а 2 и X е с к о н со н к а а 2 и X е с к о н со н к а
вторичным рынок
зарегистрированные договоры ипотеки
Рис. 3. Количество сделок по данным Управления Федеральной регистрационной службы города Москвы
0
с меньшей степенью готовности законсервированы.
Учитывая сказанное, можно предположить, что к 2010-2012 годам объем ввода в эксплуатацию жилой недвижимости значительно снизится, что повлечет за собой увеличение неудовлетворенного спроса. На московском рынке жилья уже зафиксировано снижение предложения готовых новостроек. По нашим подсчетам, к началу мая текущего года кризис заморозил строительство около 800 тысяч квадратных метров, то есть каждый пятый начатый жилой объект. Подобная ситуация наблюдается и в большинстве регионов страны.
Виноват не только кризис
Возникает вопрос, только ли кризис стал причиной негативных тенденций, которые мы сегодня наблюдаем на отечественном рынке недвижимости? Думаю, что не только.
В первую очередь необходимо отметить основные факторы, определяющие состояние и динамику рынка недвижимости, а также оказывающие влияние на спрос и предложение на рынке. Ведь от спроса, предложения и их соотношения зависят та-
кие важнейшие экономические параметры, как цены, доходность, риски приобретения или создания объектов недвижимости. Основными факторами являются:
• политические,
• экономические,
• социальные и демографические.
Например, сегодня перед участниками
рынка недвижимости актуальна, как никогда, проблема, связанная с невозможностью ускорить процедуру получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Сейчас время прохождения этого процесса в среднем составляет до полугода. При этом построенные объекты имеют статус законченного строительного объекта, но не статус объекта недвижимости, так как еще не произведен его кадастровый учет. Следовательно, в этот период застройщик не может проводить никаких сделок с такой новостройкой: привлекать денежные средства для долевого строительства он уже не может, продать, подарить или обменять еще невозможно. Получается, что дом построен, сдан, и застройщик должен ждать около полугода, чтобы иметь возможность проводить операции с квартирами. И это -в условиях кризиса, тяжелейшей ситуации
на строительном рынке. Вот почему, когда речь заходит о государственной поддержке строительной отрасли, необходимо задумываться не только о бюджетных финансовых вливаниях в отрасль, но и об упрощении и ускорении получения разрешительной документации.
Также не надо забывать, что жилищный фонд стареет, и ему тоже свойственна «естественная убыль». Учитывая это, для того чтобы реально снять остроту жилищной проблемы, в течение 20 лет необходимо вводить в строй 1,5 квадратных метра жилья на душу населения (170 миллионов квадратных метров в год) - в три раза больше, чем было введено в эксплуатацию в 2008 году! Реальная же картина такова, что согласно прогнозам Министерства регионального развития Российской Федерации в нынешнем году Россия не досчитается примерно 20 миллионов квадратных метров жилья. Исходя из этих данных, можно предположить, что в условиях нереализованного спроса на новостройки большая часть операций с недвижимостью перетечет на вторичный рынок. В ближайшие годы спрос на этом рынке обещает быть высоким, и риелторскому сообществу нужно быть к этому готовым.
Вне всякого сомнения, демографический фактор является одним из важнейших, формирующих спрос на рынке недвижимости. И его значимость часто учитывается в прогнозах.
В последнее время все чаще озвучивается мысль о том, что низкая рождаемость в России с 90-х годов прошлого века негативно сказывается на спросе на рынке недвижимости. Факт уменьшения численности населения в нашей стране отрицать бессмысленно. Статистика свидетельствует о том, что только за 2008 год численность населения России сократилось почти на 120 тысяч и составила 141,9 миллиона человек. Таким образом, можно сказать, что за год в нашей стране исчез еще один город с более чем 100-тысячным населением. Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Сегодня в стране на 1 000 человек приходится 1 4 новорожденных, в то
время как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходимо, чтобы количество новорожденных достигало не менее 20.
Все эти факты вкупе с прогнозами о дальнейшем снижении численности коренного населения Российской Федерации непременно приводятся как негативный фактор, отрицательно сказывающийся на уровне спроса на рынке недвижимости. Но это только одна сторона многогранного демографического фактора в «квартирном вопросе».
Согласно докладу ООН Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в нашей стране их более 13 миллионов человек, или 9 процентов от населения. И они тоже должны где-то жить! Миграционный приток в крупных городах приводит к дополнительному предложению рабочей силы и, в свою очередь, к росту спроса на жилую, торговую и офисную недвижимость. Следовательно, миграционная активность оказывает большое влияние на рынок недвижимости и экономику в целом. С ростом мобильности населения вклад миграционных потоков в формирование рынка недвижимости (особенно в регионах) будет расти. И это должно положительным образом отразиться на экономике.
Ипотека
Думаю, многие согласятся с тем, что уже назрела необходимость реформирования всей системы ипотечного кредитования. В противном случае количество и качество ипотечного кредитования может сильно ухудшиться, что приведет к снижению объемов строительства и повышению цен на недвижимость. И это уже происходит.
Например, объем ипотечных кредитов, выданных банками, работающими на территории России, в I квартале 2009 года составил 27-30 миллиардов рублей (в I квартале 2008 года - 150 миллиардов рублей). Для отечественной банковской системы цифры очень значительные. Так, в прошлом году размер выданных банками физическим лицам рублевых ипотечных кредитов составил 539,5; а валютных - 94,289 миллиарда рублей.
Не так давно Центральный банк Российской Федерации обнародовал данные по ипотечному сектору, согласно которым за последние три месяца прошлого года суммарная просроченная задолженность по рублевым ипотечным кредитам выросла в 2,1; а по валютным - в 2,9 раза. Причиной задолженности послужили такие факторы, как обесценивание предмета залога, девальвация национальной валюты, отсутствие у некоторых заемщиков возможности своевременно осуществлять выплаты по кредитам и рост числа должников. Все это привело либо к свертыванию банками ипотечных программ, либо к установлению «заградительных» ставок в размере 28-35 процентов годовых. Также на ипотечном кредитовании сказывается отсутствие у заемщиков уверенности в завтрашнем дне. Текущая экономическая ситуация в стране, скорее всего, приведет к тому, что просроченная задолженность по ипотечным кредитам будет только увеличиваться.
В настоящее время банки адекватно оценивают ситуацию, ссылаясь на макроэкономические факторы: потеря работы, существенная потеря дохода, сокращение заработной платы, а также падение курса рубля к доллару. Просрочка растет быстрыми темпами, и, по прогнозам, ситуация будет ухудшаться, а у банков будет все меньше возможностей вернуть долг, если падение цен на жилье будет продолжаться.
Возможно ли изменить ситуацию? Многое будет зависеть от общей макроэкономической ситуации, темпов роста безработицы, динамики падения реальных доходов населения, изменения курса доллара. Из-за кризиса требования банков к потенциальным ипотечным заемщикам возросли, а их реальное качество и спрос на ссуды, наоборот, катастрофически упали. Сегодня мы видим, что банки лишены долгосрочных ресурсов на развитие ипотечных механизмов. При этом количество проблемных заемщиков и просрочки увеличивается. Усугубляет ситуацию «режим ожидания» у потенциальных покупателей: они все еще ждут, когда рынок достигнет ценового дна, чтобы снова начать приобретать недвижимость.
Известно, что уже начала работать одобренная Правительством программа государственной поддержки заемщиков. Для этого АИЖК создало специальную структуру - Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). Сегодня АРИЖК помогло, увы, не многим. И причина здесь в жестких критериях, в том числе по нормам жилья на человека и средней стоимости жилья, которые отсеивают большую часть клиентов. Агентство не называет количество ипотечных заемщиков, обратившихся в АРИЖК за помощью в реструктуризации кредитов в связи с потерей или уменьшением дохода, но отказы, по открытым данным АРИЖК, получили более половины обратившихся. Тем не менее государство в лице АИЖК и АРИЖК серьезно настроено на поддержание рынка ипотеки. И мы уже это видим по тем мерам, которые предпринимаются Правительством Российской Федерации. В частности, принято решение о снижении ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что должно обеспечить более выгодные условия для заемщиков.
Меры государственной поддержки
Если говорить о мерах государственной поддержки, то Правительство России, понимая необходимость сохранения потенциала строительной отрасли, разработало пакет мер, направленных на то, чтобы не допустить банкротства добросовестных застройщиков.
В конце мая 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на совещании по вопросам развития проекта «Качественное и доступное жилье» заявил, что в 2009 году на реализацию жилищных программ в России из различных источников будет потрачено в совокупности около 500 миллиардов рублей. Из них 440 миллиардов будет направлено непосредственно на строительство, 60 миллиардов - на капитальный ремонт уже построенного жилья.
Государство обещает помочь и в завершении строительства жилых домов, находящихся в процессе возведения; поддержать
проекты комплексного освоения новых территорий, на которые осуществлены затраты на создание инженерной инфраструктуры; поддержать предприятия строительных материалов и строительной индустрии, которые внедрили или внедряют новые технологии, осуществляют реконструкцию или техническое перевооружение, а также принять меры по стимулированию спроса на рынке жилья путем восстановления платежеспособности и покупательской уверенности населения. Строительный сектор должен стать стратегическим направлением, неким локомотивом, способным вытащить из кризиса всю экономику России.
Хочу напомнить, что в марте этого года Правительство Российской Федерации опубликовало Программу антикризисных мер, в которой жилищное строительство было названо одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики Правительства. В частности, в документе говорится, что развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные секторы отечественной экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций среднего класса - собственника.
Среди мер, принятых Правительством Российской Федерации по снижению воздействия кризиса на отрасль, называется поддержка ипотечных заемщиков, имеющих право на получение материнского капитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тысяч семей, и на эти цели направлено 26,3 миллиарда рублей из средств федерального бюджета.
Важным фактором поддержки «частного» спроса на квартиры стало принятое решение о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников на уплату процентов по кредитам на приобретение или строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3 процента от суммы расходов на оплату труда. Важной мерой и социальной поддержки, и поддержки жилищного строительс-
тва стала реализация решения об обеспечении в 2009 году жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны.
Правительство также планирует разработать и реализовывать дополнительные меры по поддержке жилищного строительства, в том числе:
• содействие реструктуризации ипотечной задолженности;
• выполнение обязательств государства перед военнослужащими и ветеранами Великой Отечественной войны;
• организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам;
• выполнение обязательств государства по реализации программы «Молодая семья»;
• участие в программах развития муниципальной инфраструктуры.
Возможности регионов
Заметную роль в стабилизации ситуации на рынке недвижимости играли и продолжают играть региональные и муниципальные власти. В частности, в большинстве российских регионов предпринимаются антикризисные меры, направленные, в том числе, на оказание действенной поддержки строительной отрасли. Речь идет не только
о массовом выкупе жилья по тем или иным целевым программам. Прежде всего региональная и муниципальная власти могут выступать государственным гарантом, под поручительство которого банки предоставляют кредиты застройщикам.
Так, например, В Томской области власти предложили субсидировать процентные ставки по ипотечным кредитам в обмен на обещание строителей не поднимать цены на жилье.
В Санкт-Петербурге по распоряжению губернатора Валентины Матвиенко подготовлен ряд законодательных инициатив и предложений, которые дополнят уже существующий план антикризисных мер, сформированный федеральным правительством. В их числе предложение отменить налог на добавленную стоимость на строительные услуги, снизить ставку ипотечных кредитов.
В Самаре в рамках антикризисных мер администрация города объявила о том, что при прохождении процедуры согласования документации на строительство будет включаться «зеленый свет». Согласно генеральному плану развития Самары до 2015 года под жилищную застройку выделяется около 3 500 гектаров земли, на которой, по подсчетам чиновников, можно построить
8,7 миллиона квадратных метров жилой недвижимости.
В Тюменской области строительная отрасль оживилась за счет того, что в апреле 2009 года несколько строительных фирм при поддержке региональных властей заключили соглашения с АИЖК по завершению строительства жилых домов. Работы ведутся на всех объектах, финансируемых за счет бюджета.
Интересен опыт Костромской области, где власти помогают застройщикам получить землю. В этом регионе принято решение создать региональный земельный фонд в форме акционерного общества. Земли для фонда планируется приобретать за счет бюджетных средств. Создание открытых акционерных обществ со 100-процентным участием областной власти позволит миновать многочисленные бюрократические процедуры и более эффективно управлять имеющимися земельными ресурсами. Предусмотрена двухступенчатая система. Сначала земли фонда будут предоставляться инвесторам в аренду, а после того, как они докажут, что способны выполнять взятые обязательства, будет решаться вопрос о предоставлении права собственности.
Аналогичную инициативу в феврале этого года выдвинули и власти Смоленской области, начав создание резервного земельного фонда.
Таких примеров можно привести не мало. В субъектах Российской Федерации власти не ограничиваются только комплексными антикризисными схемами, предлагаемыми федеральным правительством. Местные власти знают, кого и как нужно поддерживать в первую очередь, чтобы избежать социального напряжения. Возможности и средства для этих целей в регионах тоже есть. В большинстве случаев использова-
ние подобных схем работы в регионах не приносит прямой выгоды застройщикам, но они дают им возможность хотя бы выжить в тяжелых экономических условиях. А это уже не мало в нынешней ситуации.
Обзор последних изменений
в законодательстве
В 2008 - начале 2009 года был принят целый ряд законодательных инициатив, направленных на оптимизацию работы операторов рынка недвижимости.
Так, в 2008 году были внесены изменения в статью 4 Закона Российской Федерации № 84-ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно этим изменениям разрешается бесплатная приватизация квартир, выданных по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Напомню, что после вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации появились ограничения для жилых помещений, которые не могут быть оформлены в собственность. Среди этих ограничений оказались и квартиры, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. В результате огромное число граждан, получивших квартиры после 1 марта, оказались лишены возможности их бесплатной приватизации. Теперь они смогут успеть воспользоваться своим правом до окончания срока бесплатной приватизации.
Еще одним немаловажным изменением в законодательстве стало Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 № 7-П, разрешающее регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке. Таким образом, граждане, имеющие в качестве единственного места жительства дома, возведенные на садовых участках, получили законную возможность произвести регистрацию по месту нахождения дома как по месту постоянного жительства.
1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривающий создание единой
системы учета объектов недвижимого имущества. Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Закон направлен на решение вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество, информационного обеспечения процессов контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также вопросов совершенствования деятельности в области создания недвижимого имущества. Также он предусматривает создание единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществе в Российской Федерации (государственного кадастра недвижимости). Во исполнение этого закона в августе 2008 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 61 8 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».
1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который более подробно регламентирует порядок обращения взыскания на имущество должника, в том числе порядок оценки имущества и порядок реализации его на торгах. Закон также определяет случаи, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлекать специалиста для оценки имущества (недвижимое имущество, некоторые ценные бумаги и имущественные права, а также вещи, стоимость которых превышает 30 000 рублей).
22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 1 41 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений». Этим законом внесены изменения в следующие законодательные акты:
• Федеральный закон от 21 июля 1 997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
• Земельный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
• Лесной кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и другие законодательные акты.
Значимым изменением, внесенным законом № 141-ФЗ, является введение в Земельный кодекс Российской Федерации новой главы «Земельные участки», в которой не только дано понятие земельного участка, но и закреплены принципы и порядок образования, раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков.
Конец 2008 года преподнес сюрприз лицам, приобретшим в 2008 году квартиры, жилые дома, комнаты или доли в них, и имеющим намерение воспользоваться льготой на возврат подоходного налога, предусмотренной статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного НК РФ при определении налогоплательщиком размера налоговой базы, был увеличен с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Таким образом, те, кто купил указанные объекты недвижимости в 2008 году и будет покупать в дальнейшем, может вернуть ранее уплаченный подоходный налог или освободиться от его уплаты на будущее в пределах суммы 260 000 рублей.
По данным официального сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации одобрила законопроект, согласно которому предполагается распространение налоговых вычетов на проценты по кредитам, которые рефинансируют ранее полученные, на затраты на разработку проектно-сметной документации для проведения отделочных работ в приобретенном жилье, а также на затраты на приобретение земельных участков. Законопроект планируется принять в текущем году, чтобы с 1 января 2010 он уже вступил в силу.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» были внесены следующие изменения:
• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации было преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);
• в ведение Минэкономразвития России были переданы Федеральная регистрационная служба (ранее находившаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации), Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднены, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, на которую возложены функции организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Названные изменения вступают в силу поэтапно, включая 2009 год.
На официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости размещена информация о том, что предполагается заменить существующие налог на имущество физических лиц и земельный налог налогом, исчисляемым от рыночной цены объекта недвижимости. Такое заявление содержится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Для введения такого налога необходимо создать реестр объектов недвижимости и провести их инвентаризацию, а также раз-
работать массовую систему оценки недвижимости на рыночной основе. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Основные направления бюджетной политики на 2009-201 1 годы» говорится, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и Министерством юстиции Российской Федерации подготовили график работ по принятию главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей налогообложение недвижимости. В соответствии с этим графиком проект поправок правительства в законопроект о введении такой главы будет подготовлен и внесен в правительство в 2010 году.
Какие действия по стабилизации ситуации может порекомендовать наше профессиональное сообщество?
Как уже отмечалось, банки, если и кредитуют инвестиционно-строительные проекты, то под очень высокие проценты. Причина этому в большинстве своем кроется в опасении банков, что реализовать готовые жилые объекты не удастся. Застройщики вынуждены замораживать значительное количество строительных проектов, находящихся на стадии получения исходно-разрешительной документации, а также снижать темпы начатого строительства вплоть до его полной остановки.
Я повторюсь и еще раз отмечу: сегодня нельзя исключать угрозы появления новой волны «обманутых дольщиков», спровоцированной не столько отсутствием возможности привлечения средств граждан, сколько резким сокращением объемов финансирования строительства. В стране около 2 миллионов семей принимают участие в долевом строительстве. Если государство не поддержит компании, которые оказались в тяжелейших экономических условиях, допустит банкротство застройщиков, которые занимались массовым строительством жилья, то последствия не заставят себя долго ждать.
В связи с этим необходимо принимать срочные меры по стабилизации ситуации
и ускорить выход строительного комплекса из кризиса. Мы можем порекомендовать следующие меры:
1) сократить сроки согласования документации для строительства жилья;
2) сконцентрировать государственные средства на наиболее важных направлениях, обеспечивающих стабильное поступательное развитие строительного комплекса. Нужно, чтобы декларированный контроль за целевым использованием денежных средств, направляемых государством в коммерческие банки на целевые программы, наконец-таки обрел реальное воплощение. И денежные средства, выделяемые государством, все же пришли в сферу реальной экономики;
3) вернуть спрос на рынок недвижимости, а значит, и подстегнуть новое строительство, что будет способствовать снижению себестоимости жилья. Значительную часть цены жилищного строительства составляет цена земельного участка на аукционе и подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Считаю необходимым более тщательно подходить к выполнению норм земельного законодательства в сфере выделения участков под жилую застройку. В настоящее время предоставление земельных участков для жилищного строительства, кроме процедуры развития застроенных территорий, осуществляется посредством проведения торгов. В большинстве регионов механизм проведения этих торгов не отлажен, так как органы, компетентные их проводить и ответственные за подготовку документов, не могут обеспечить подготовку земельного участка к торгам из-за отсутствия денежных средств на проведение работ по формированию земельного участка и определению технических условий подключения объекта к сетям инженернотехнического обеспечения.
4) нужно тщательно рассмотреть ценообразование услуг естественных монополий, которые напрямую влияют на цены на первичном рынке недвижимости. Необходимо легализовать уже возведенные, но не введенные по различным причинам в эксплуатацию жилые дома. Пойти навстречу застройщикам можно, создав для них
благоприятные налоговые условия. Эти и другие меры в сфере строительной отрасли предлагались и обсуждались на разных уровнях неоднократно, но, к сожалению, ситуация в отрасли не меняется;
5) необходимо разрабатывать и внедрять новые формы жилищного строительства жилищными некоммерческими объединениями граждан.
Завершая выступление, хочу отметить, что практика последнего десятилетия показала, насколько современной России необходима развитая система общественных организаций. Ведь именно объединяясь в профессиональные союзы, ассоциации, гильдии, мы получаем возможность совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои профессиональные потребности и интересы. Роль общественных организаций, профессиональных объединений в решении общегосударственных задач становится все более востребованной. И это можно считать одним из основных достижений демократического пути развития и становления гражданского общества в нашей стране.
Российская гильдия риэлторов является общественным национальным профессиональным объединением риелторов и других участников операций на рынке недвижимости России. Мы способны реально помочь государству в осуществлении намеченных планов, принимая активное участие в государственных жилищных и других программах, связанных с оборотом недвижимости. В частности, совместно с Министерством обороны Российской Федерации наше объединение создало систему аккредитации компаний для работы с жилищными сертификатами, выдаваемыми военнослужащим, в которой могут принять участие организации, входящие в РГР. Аналогичную работу мы в состоянии наладить и с другими министерствами и ведомствами. Наши специалисты ведут подготовку информационных, аналитических исследований, экспертных материалов не только для своих членов, но и для всех заинтересованных лиц и общественности. На протяжении последних нескольких лет мы участвуем в формировании законодательной и нормативной базы
для рынка недвижимости Российской Федерации, в экспертизе законопроектов, нормативных актов и дополнений к существующему законодательству. Наши рекомендации и предложения востребованы комитетами, комиссиями и экспертными группами в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, региональными и муниципальными органами власти в субъектах Российской Федерации.
Деятельность профессиональных союзов особенно актуальна сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса. Антикризисные меры, которые сейчас необходимо предпринять нашему профессиональному общественному объединению, должны иметь абсолютно нестандартный, нелинейный характер, включать разработку и внедрение всевозможных технологий и методик для поддержания спроса на рынке недвижимости.
Одной из таких мер, принятой Российской гильдией риэлторов в начале этого года, стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Всероссийской политической партией «Единая Россия», Российской гильдией риэлторов, Ассоциацией строителей России, Национальной ассоциацией девелопмента, Российским союзом строителей. Заключение этого Соглашения имеет большое значение, поскольку демонстрирует обществу единство усилий, предпринимаемых и участниками рынка недвижимости, и «Единой Россией» для стабилизации строительной сферы и защиты прав и интересов граждан.
Принципиально важным является то, что условия Соглашения предусматривают вы-
работку механизма коллективной ответственности профессиональных объединений и строителей за выполнение обязательств по достройке ранее начатых объектов.
11 февраля этого года Российская гильдия риэлторов подписала Соглашение о сотрудничестве с Национальным строительным объединением.
В апреле этого года Российская гильдия риэлторов совместно с Ассоциацией российских банков (АРБ), Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК), Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и Национальной лигой сертифицированных ипотечных брокеров (НЛСИБ) выступила инициатором всероссийского проекта «Межрегиональная антикризисная система сопровождения ипотечных заемщиков» (МАССИЗ). В соответствии с подписанным этими организациями рамочным Соглашением уже в ближайшее время предполагается создание разветвленной сети региональных консультационных центров на базе лучших риелторских компаний на местах. Эти центры будут работать с ипотечными заемщиками, которые испытывают финансовые трудности по обслуживанию взятых ими кредитов, но при этом не подпадают под стандарты государственной реструктуризации этих кредитов, реализуемой через АРИЖК.
Российская гильдия риэлторов и впредь будет принимать активное участие в работе, способствующей стабилизации ситуации на отечественном рынке недвижимости. Для этого у нас есть все необходимое: знания, опыт, а главное, люди и желание.