Научная статья на тему 'XI Васильевские чтения в Ярославле'

XI Васильевские чтения в Ярославле Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XI Васильевские чтения в Ярославле»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 2

XI ВАСИЛЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

В августе 2013 г. прошли очередные Васильевские чтения, они же «Голоса русской провинции», привлекшие внимание большого количества специалистов в области русской литературы из ряда городов России, ближнего и дальнего Зарубежья. Во вступительном слове С.И. Кормилов, в частности, отметил, что впервые в чтениях принимают участие три профессора МГУ.

В приветственном слове первого проректора ЯГПУ профессора М. В. Новикова развивалась мысль о научном взаимодействии ЯГПУ и МГУ, он напомнил собравшимся о том, что в Ярославле проводится Международная научная конференция «Колмогоровские чтения», участниками которой только в этом году стали ученые из Португалии, США, Великобритании, Финляндии, Украины, Казахстана, Белоруссии и России. А.Н. Колмогоров, как заметил С.И. Кормилов, был не только выдающимся математиком, но и известным стиховедом, разработавшим перспективные модели расчета закономерностей русского стиха.

Пленарную часть конференции открыл доклад докторанта кафедры русской литературы XX века МГУ У. Ю. Вериной (Минск), которая показала, как в рамках развития темы одиночества и общих мотивов формировались две во многом противоположные поэтические индивидуальности - Константина Васильева и Вениамина Блаженного. Различие их подходов особенно очевидно в конструировании метафор: художественное пространство их творчества создается «созидающим жестом» притяжения (от «Я» к «миру») у Васильева и отталкивания (от «Я» к «Я») у В. Блаженного.

Профессор МГУ В.А. Недзвецкий в докладе о «30-летней службе России» Елизаветы Алексеевны Романовой особо отметил восхищавшие ее традиции русского народа. В суждениях иностранки (тем не менее «русской по духу»), высказанных в письмах, есть немало точных и глубоких замечаний о русском языке. Докладчик поддержал гипотезу Л.Н. Васильевой, высказанную в книге «Жена и муза», о том, что в 1819 г. музой Пушкина и главной героиней была именно она - Елизавета Алексеевна Романова, жена Александра I.

«Перейдем от историографии к историософии» - так охарактеризовала свой доклад, посвященный гимническим структурам в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», доцент кафедры русской литературы и фольклора МГПУ Е.Ю. Полтавец. Она сосредоточила внимание на механизмах порождения гимнографии в художественных произведениях. Обратившись к методу мифореставрацион-ного анализа С.М. Телегина, она показала, как имплицитно представленные

гимнические структуры (например, авторское обращение к сеятелю у Некрасова) оттеняет подлинно авторскую гимническую интонацию.

Профессор МГУ С.И. Кормилов в докладе, открывшем работу секции, посвященной творчеству К. Васильева, продолжил исследование доминант его поэзии. Растительный мир представлен в лирике поэта шире, чем мир птиц. Сопоставляя результаты собственных подсчетов с данными, предложенными в книге М.Н. Эпштейна «"Природа, мир, тайник Вселенной...": система пейзажных образов в русской поэзии», С.И. Кормилов показал, что, обращаясь к опыту своих предшественников, поэт ХХ в. привнес в литературу немало своего. Так, лес упоминается в произведениях К. Васильева в 1,5 раза чаще, чем у поэтов XIX - начала XX в., а сосну он любит больше, чем березу.

Постоянный участник Васильевских чтений докторант Г.А. Аманова (Ташкент), развивая наблюдения С.И. Кормилова, отметила, что дерево для поэта не просто элемент пейзажа, но проявление особой энергии жизни. Деревья у К. Васильева представлены в основном в осеннем пейзаже. Природа у него всегда более совершенна, чем жизнь человека. Докладчица обозначила тот спектр символических смыслов в восточной культуре, который позволяет оттенить специфичность поэзии К. Васильева. Ива, например, в корейской лирике всегда является элементом идеальной картины мира, а сосна - символом стойкости в испытаниях, аллегорией преданного подданного и верного друга.

Доклад аспиранта Берлинского Свободного университета С.Н. Ефимовой был посвящен рисункам в записных книжках К. Васильева. Они стали самостоятельной гранью творчества поэта. Рисунки тесно взаимосвязаны с его поэзией, так как воплотили ключевые образы и мотивы его стихов. Можно даже говорить, как отметила С.Н. Ефимова, о смысловом взаимодополнении и взаимопояснении рисунков и стихотворений поэта. Это составляющие части единого художественного мира, создатель которого испытывал потребность визуализировать свои ключевые поэтические образы (пустоты, птицы и лирического «я») и вербализировать мотивы, недостаточно ясно выраженные в графике.

Профессор, ведущий научный сотрудник кафедры филологического образования Московского института открытого образования О.И. Федотов в докладе о книге К. Васильева «Россия, Блок, "Двенадцать"» особо подчеркнул, что, не будучи литературоведом, поэт ХХ в. интуитивно понял, прочувствовал, что любое произведение искусства, а гениальное - в особенности, не существует в изолированном виде, как пресловутая вещь в себе, но вырастает в реальном или виртуальном, искусственно смоделированном интертексте, благодаря чему каждый его образ насыщается практически неисчерпаемыми смысловыми обертонами и аллюзиями. Авторское присутствие Васильев увидел сразу в двух ипостасях: в образах «буржуя» и Иисуса Христа.

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН А.О. Шелемова в докладе «Поэзия сильнее всех сомнений» выявила эстетические «пересечения» Константина Васильева и Максима Богдановича. Эти два талантливых человека, жизнь которых была напрямую связана с древней ярославской землёй, промелькнули как метеоры на литературном небосклоне. Сопредельно близки эти поэты прежде всего в размышлениях о свободе творчества при использовании символической образности и тропики. Для них обоих свобода - это естественная среда, природа, широкий небесный простор, куда трудно вырваться из удушливой клетки цивилизации, где творца лишают крыльев.

Ведущий методист Ярославской областной юношеской библиотеки им. А.А. Суркова С.Н. Левагина в докладе, вызвавшем неподдельный интерес у слушателей, выявила ряд перекличек в произведениях К. Васильева и рано погибшего белозерского поэта Алексея Шадринова. Они оба неоднократно задумывались об ответственности поэта перед погибающей или уже погибшей жизнью. И тот, и другой по-блоковски воспринимают жизнь как «путь вочеловечивания». Трагическая миссия поэта реализуется ими через желание принять на себя страдания других людей, и тогда можно будет поверить, что «с наступлением темноты не исчезает свет» (К. Васильев).

Профессор кафедры общей теории словесности МГУ В.В. Красных на основе анализа базовых метафор русской лингвокультуры (жизнь - движение, смерть - неподвижность) в стихотворении К. Васильева «Нищета одиночного камня» показала, что в его творчестве не может не привлекать ощущение пограничности жизни и смерти, выраженное через соединение символьной функции камня и вторичной метафоризации «жизнь как смерть» («вода без движенья», «всё отстаивается вода», «неживая, но жидкая муть»).

Главный редактор журнала «Вестник гуманитарных наук» Ю.Б. Ор-лицкий показал, что рубаи К. Васильева могут быть вписаны в обширный контекст многочисленных переводов восточных авторов в советский период, современных мистификаций Т.А. Шумовского (под именем Атааллаха Шир-вани или Аррани), П. Иванова (под именем Мирали), В. Орданского (под именем Валид ас-Самари), стихотворений, написанных под псевдонимами (В.Н. Пупыев под псевдонимом Ладо Меджиев), произведений таких поэтов, как Е. Шешолин, М.И. Ибрагимова и С.М. Мадалиев.

Завершилась работа секции докладом директора музея-квартиры Константина Васильева Л.В. Зверевой, в котором она выявила основы поэтической экофилософии поэта в ранних сборниках «На круговом пути потерь» и «Покров», отметив космичность его мировоззрения в целом.

Аспирант кафедры русской литературы XX века МГУ А.В. Гоганова показала своеобразие основной пространственной оппозиции русской литературы «центр - провинция» в романе Андрея Платонова «Чевенгур», подробно остановившись на типах персонажей. Платоновские провинциальные «чудаки», с ее точки зрения, не понимают смысла своих действий,

руководствуются только «сердечной нуждой», которая влечет их к созданию города праведников. Сам же роман можно рассмотреть как трагическую историю выхода провинциальных героев на арену истории с попыткой воплотить свой идеал праведности и счастья на земле.

Доктор филологических наук, главный специалист информационно-аналитического управления администрации Брянской области В.А. Гавриков определил тематическое ядро лирики своего земляка - молодого поэта Дмитрия Ивкина. Основные темы (города, быта, старости и любви) разворачиваются в его текстах в негативном ключе. Многочисленные урбанистические локусы есть нагромождение проявлений мертвой красоты. С локативной тематикой кореллируют и характеристики быта - разрушительного, экзистенциально гомогенного начала.

Старший преподаватель кафедры общей и прикладной филологии ЯрГУ Д.Л. Карпов представил малоизученные краеведческие материалы о программе пушкинского праздника в мае 1899 г. в Ярославской губернии. Мероприятия проводились во всех ее городах: организовывались молебны, общегородские выставки, читались стихи памяти великого поэта, звучала кантата, было проведено масштабное социологическое исследование читательской аудитории. В самом Ярославле центром празднования стал Демидовский лицей. Показателем либеральности Ярославской епархии стало ее участие в общегородском праздновании.

Выступление доцента кафедры русского языка ЯГПУ Г.В. Мурзо было посвящено московскому журналу рубежа XIX-XX вв. «София», печатавшемуся в издательстве К.Ф. Некрасова. Она убедительно показала, что это издание является частью единого общественно-эстетического движения эпохи и дает почувствовать творческую атмосферу Серебряного века. Особую роль в истории этого журнала сыграл П.П. Муратов. Причиной появления издания становится открытие древнерусской иконописи.

Заведующая кафедрой книжного дела ЯГПУ М.Г. Пономарева обозначила основные проблемы анализа исторической прозы Н.М. Коншина, в течение нескольких лет бывшего ректором Демидовского лицея в Ярославле. Долгое время он был забыт благодаря закрепившейся за ним еще при жизни славы писателя-дилетанта. Будучи долгое время военным, отличаясь увлеченностью, он переставляет акценты в своем историческом романе «Граф Обоянский», выводя на первый план не историческую, а бытовую составляющую конфликта, что не позволило современникам справедливо оценить его произведение.

Ассистент кафедры книжного дела ЯГПУ Е. В. Никкарева анализирует отличительные черты хронотопа в детских фантастических произведениях, в частности его симультанность. Космизм - значимая черта крапивинской антологии. Топос «старый город» формирует в творчестве писателя сначала особый хронотоп, а потом и миф. Он пронизывает многие произведения писателя, написанные в различных жанрах.

Аспирант кафедры русской литературы ЯГПУ А.А. Грачева вслед за Н.Н. Пайковым представила сложную многоуровневую структуру романа ярославского писателя Г. Кемоклидзе «.. .Тысяча...», в которой совмещаются два плана - реальный и фантастический. Это своеобразная история России от язычников до Путина, то есть та самая тысяча лет, которая формировала русскую нацию. История России в романе развивается словно от предсказания к предсказанию и на каждом витке повторяет ужасные ошибки прошлого. Многие сатирические фрагменты романа строятся по кумулятивному принципу нагнетания абсурдных эпизодов.

Аспирантка кафедры русской литературы ЯГПУ С.С. Лобинская показала своеобразие исторической романистики В.Ф. Московкина на фоне современной ему соцреалистической романистики. Ангажированность мало ощущается, с ее точки зрения, в его произведениях и проявляется прежде всего в принципах отбора героев произведений (рабочие, чекисты). Но богатый местный материал, умение выстраивать запутанные коллизии, раз-ветвленность конфликтной ситуации, отсутствие явного контраста между персонажами позволили ему обратиться к жанру исторического детектива раньше других исторических романистов.

В завершении конференции прозвучало информационное сообщение организаторов фестивалей университетской поэзии в РГГУ А.Ю. Орлицкой и М.Б. Руцкой, в котором они поделились опытом работы с молодыми провинциальными поэтами. Самой перспективной формой работы с ними они считают презентации фестиваля, традиционно проходящие в нестоличных университетских центрах. Они позволяют найти молодым поэтам выход на общероссийский уровень.

На следующий день во дворце культуры им. А.М. Добрынина по традиции проходила литературно-художественная часть Васильевских чтений, где исполнялись произведения самого К. Васильева, песни, написанные на его стихи. Новое прочтение Дмитрием Сагдединовым, руководителем народного театра-студии «Атмосфера», известных произведений вызвало много положительных эмоций у слушателей. Далее были подведены итоги IV поэтического конкурса памяти Константина Васильева «Чем жива душа.». Если в 2012 г. в конкурсе приняло участие 72 поэта из 12 областей России, то в 2013 г. за победу боролись уже 98 конкурсантов из 30 областей, краёв и республик России и нескольких иностранных государств: Украины, Грузии, Казахстана, Израиля, США и Австралии, а также Южной Осетии. С этого года в конкурсе появилась новая номинация - «Стихи для детей».

В состав жюри конкурса вошли ярославские поэты Тамара Рыкова и Любовь Новикова, поэт из Вологды Ната Сучкова и известные литературные критики Евгений Ермолин и Данила Давыдов. Председателем жюри был профессор РГГУ, поэт, главный редактор журнала «Вестник гуманитарных наук» Юрий Борисович Орлицкий.

Победителями поэтического конкурса стали Александра Мочалова из Вятки (Гран-при) и Анастасия Орлова из Ярославля (Гран-при). Лауреатами

конкурса были названы Роман Рубанов из Курской области (диплом I степени), Наталья Козвонина из Вятки (диплом I степени), Анастасия Журавлева из Нижнего Тагила (диплом II степени), Геннадий Хохлов и Андрей Волков из Ярославля (дипломы II степени), Ольга Коршунова из Заречного Пензенской области (диплом II степени), Сергей Баталов, Евгений Коновалов и Юлия Стрижова из Ярославля (дипломы III степени), Наталья Крофтс из Сиднея (диплом III степени), Дмитрий Сорокин из Москвы (диплом III степени), Елена Ивахненко из Рыбинска (диплом III степени). Спецдипломами жюри и организаторов конкурса были награждены Юлия Стрижова, Тимур Бикбулатов и Алексей Ефипов из Ярославля, Маргарита Борцова и Александр Амусин из Саратова, Светлана Супрунова из Калининграда, Ольга Запольских из Костромы и Наталья Козвонина из Вятки.

Подводя итоги, можно отметить, что творчество провинциальных поэтов, в том числе и К. Васильева, в контексте отечественной и даже мировой литературы, как и ранее, вызывает большой интерес у современных исследователей. Плодотворность этого подхода отмечалась практически в каждом докладе, прозвучавшем на конференции. Это позволяет надеяться на то, что и в дальнейшем Васильевские чтения будут собирать в Ярославле знатоков провинциальной культуры.

М.Г. Пономарева

Сведения об авторе: Пономарева Маргарита Гелиевна, канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой книжного дела ЯГПУ имени К.Д. Ушинского. E-mail: mgstepanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.