ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2010. № 6
VIII ВАСИЛЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ
Вот уже в восьмой раз в середине августа 2010 г. в Ярославле и в пос. Борисоглебский под Ростовом состоялись дни памяти талантливого поэта, переводчика и критика Константина Владимировича Васильева (1955-2001). Второй год Васильевские чтения проходили в Институте филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
14 августа 2010 г. состоялось пленарное заседание конференции «Голоса русской провинции», которое открыл приветственным словом директор Института филологии и культуры проф. Н.П. Воронин. Заслуженный профессор МГУ В.А. Недзвецкий выступил с докладом на тему «Роман П. Засодимского "Хроника села Смурина" и русская деревенская проза сегодня», доц. Е.Ю. Полтавец (Москва) - «Творчество Н.А. Некрасова и народные поверья».
Доклад проф. О.И. Федотова (Московский институт открытого образования) «Роберт Фрост как поэт провинции (в восприятии Иосифа Бродского)» осветил перекличку судеб русского поэта, изгнанного из нашей северной столицы Ленинграда / Санкт-Петербурга и окончившего свое земное существование далеко за его пределами, жительницы того же великого города и кумира его юности Анны Ахматовой, автора «Страны Муравии», ставшего редактором главного центрального журнала эпохи, Александра Твардовского и американского классика Роберта Фроста, который, будучи национально признанным корифеем, последовательно отстаивал свою периферийную, провинциальную самобытность и самодостаточность.
Как всегда, поддерживая высокий уровень Васильевских чтений, о новейших процессах современной русской литературы рассуждал академик Академии русской современной словесности, заведующий кафедрой культурологии и журналистики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского проф. Е.А. Ермолин, рассказавший о двух наиболее распространенных и взаимосвязанных мотивациях поэзии - «отдушине» и робинзонаде, которые возникают как следствие чуждости и даже враждебности окружающего мира творцу. С его точки зрения, в ХХ в., ставшем эпохой торжества одномерной реальности, все отчетливее набирает силу и постепенно начинает доминировать поэтическая робинзонада. Член Союза российских писателей Т.М. Рыкова, продолжая обозначенную двумя годами ранее тему взаимосвязи поэтических опытов Поля Верлена и русских символистов, наметила несколько точек соприкосновения творчества французского поэта и теоретического наследия А. Белого.
В докладе старшего преподавателя Белорусского гос. университета, докторанта МГУ им. М.В. Ломоносова У.Ю. Вериной «Верлибр Натальи Ключаревой: поэзия прозаика» свободный стих рассматривался как открытая система, способная включать в себя элементы других систем. Н. Ключа-рева не делает выбора «либо - либо» в пользу верлибра или силлабо-тоники, рифмованного или белого стиха, а также лирического или эпического начала
в поэзии и прозе. На этом примере У Ю. Верина рассуждала о слитности и взаимообратимости некоторых свойств верлибра и прозы.
Работа секции, посвященной изучению творчества К. Васильева, началась докладом профессора МГУ С.И. Кормилова «Отзвуки политической жизни в поэзии К. Васильева» (эти отзвуки в творчестве аполитичного поэта оказались весьма значимыми). Второй доклад проф. О.И. Федотова «Исповедь маргинала» был посвящен анализу эссе Константина Васильева «Маргиналии. Заметки маргинала (Конспект)», а также его поэзии в свете осознанной жизненной и творческой позиции одного из самых ярких представителей маргинальной элиты России. Как считает автор исследования, она была вызвана обстоятельствами жизни поэта, особенностями его характера и драматической атмосферой, царившей в стране в выпавшую на его долю эпоху. Она нашла отражение и в его политической ориентации, и в социальной стратегии, и в психологии, и в мировоззрении, и, что особенно важно, в его публицистических и поэтических произведениях.
Доктор филологических наук А.О. Шелемова (Москва, РУДН) в докладе «Черно-белый мир Константина Васильева (на пересечении древнерусской традиции и творческой индивидуальности)» обратила внимание на своеобразный колористический дальтонизм поэта, изображающего мир, в типологическом сопоставлении с цветофоном в «Слове о полку Игореве». Автор приходит к выводу, что художественное живописание в его стихотворениях фактически отсутствует: растянувшись в полярные полюса, как и в древнем памятнике, разноцветный, красочный земной мир разошелся на две оксюморонные обесцвеченные струи - белую тьму и чёрный свет. К. ф. н. Г.А. Аманова (Ташкент) в докладе «Переклички восточной поэзии и лирики К. Васильева (типологический аспект)» говорила по преимуществу о содержательном сходстве некоторых стихотворений ярославского поэта и корейского символиста Ю Чжи Хвана.
Студентка МГУ С.Н. Ефимова, анализируя художественную философию К.В. Васильева, установила, что он в полной мере унаследовал философские поиски русских символистов, космизм их поэзии, творческое задание познания Вселенной и повышенный интерес к учению Платона. В его творчестве есть поэтическая онтология, включающая в себя вопрос о целостности мироздания и философию движения, а также антропология и гносеология, на которые наложило отпечаток учение Платона. Особое место в его поэзии занимают образы миража, птицы (символизирующей Душу и Слово) и границы мироздания, мотивы самопознания и поиска символических «соответствий» всего сущего, диалектика и вечное сомнение.
Методист Ярославской областной юношеской библиотеки им. А.А. Суркова С.Н. Левагина, обращаясь не только к уже изданным, но и к неопубликованным поэтическим текстам Васильева, тонко проследила развитие одного чеховского мотива его лирики - боязни осуществления мечты и катастрофичности встреч с возлюбленной. Аспирантка кафедры русской литературы ЯГПУ Н.А. Папоркова говорила о поэтическом ощущении времени у Васильева, трагически не совпадавшего с эпохой, в которую он жил.
Состоялись доклады и о других поэтах, прозаиках, деятелях культуры.
По-новому предстала перед слушателями поэзия Сергея Лукина в очередном уже докладе члена Союза российских писателей Л.Н. Новиковой. Звукопись как одна из доминант стиля ярославского поэта рассматривалась ею не как «чудачество», но как проявление оттачиваемого годами мастерства. Поэт А.В. Будников из Углича, выстраивая цепь теоретических положений о природе творческого акта, рассуждал о личностной обусловленности творческого процесса и результата, о том, что новое знание в настоящем искусстве никогда не отменяет предыдущего, а сосуществует с ним. Еще одну грань таланта О.Н. Скибинской, прозаика и педагога, выявило проведенное ею доскональное исследование «пространства духовного служения» девяти поколений рода Виноградовых, предков и потомков последнего дореволюционного настоятеля Воскресенского собора города Романова-Борисоглебска Михаила Васильевича Виноградова.
Активное участие в работе конференции приняли преподаватели и аспиранты Института русской филологии и культуры ЯГПУ Продолжая разговор о творчестве современных ярославских прозаиков, блестящий аналитический доклад об оригинальном романе Г.В. Кемоклидзе «Салин» прочитал доц. Н.Н. Пайков. Острая чувствительность к жизненному абсурду, как отметил он, определила едва ли не лучшие (а уж самые сочные безусловно) страницы нового произведения писателя, которое заслуживает высокой оценки, так как в тексте «возникает система множественных оптик с противостоящими друг другу кругозорами, психологической реактивностью, ценностными установками».
Всегда верная своим научным пристрастиям, доц. Г.В. Мурзо, оперируя материалами местной печати, вновь посвятила свой доклад ярославскому интеллигенту Михаилу Чехову. Доклад аспирантки Е.В. Никкаревой, всегда обращающейся к неисследованным темам, позволил увидеть своеобразие авторского (в данном случае блоковского) чтения стихов как источника еще одной возможной интерпретации поэтического творчества. Впервые на Васильевских чтениях выступал аспирант А.С. Бокарев с докладом о разнообразных формах репрезентации авторского «я» в книге А. Цветко-ва «Эдем». Насыщенная научная программа конференции завершилась серьёзным докладом доц. М.Г. Пономаревой о единственной современной исторической романистке Ярославля - И.А. Грицук-Галицкой.
Второй день чтений открылся круглым столом на тему «Проблемы современной молодой прозы». Вела заседание старший преподаватель кафедры русской литературы педагогического университета О.Н. Ски-бинская. Открыл обсуждение проф. Е.А. Ермолин ключевым докладом о современной молодой прозе, посетовав, что молодым прозаикам, да и не только молодым трудно напечататься, особенно когда нет ещё «громкого» имени. Председатель Ярославского отделения Союза писателей России Г.В. Кемоклидзе, который не раз руководил семинарами на областных совещаниях молодых авторов, видит разрешение проблемы, в том числе и в подобных совещаниях, где мэтры могут помочь начинающим вступить на литературную стезю более уверенно. А Е.А. Ермолин со свойственной ему эрудицией поразил слушателей знанием прозы писателей, большинство из которых еще не переступило тридцатилетний рубеж, особо выделив плеяду «ярославской» университетской школы.
Как всегда вдумчиво и обстоятельно высказал свои соображения по данной теме Н.Н. Пайков, после чего обсуждение потекло по свободному руслу. Но это было как бы продолжением первого дня чтений, а затем во Дворце культуры им. А.М. Добрынина состоялось торжественное открытие официального второго дня Васильевских чтений. По сложившейся традиции началась литературно-художественная часть с музыкально-поэтической композиции по творчеству К. Васильева. Наконец-то сбылась мечта организаторов Васильевских чтений: был проведен первый поэтический конкурс, посвящённый К. Васильеву, «Чем жива душа». Названием конкурса по предложению Н.Н. Пайкова стала строка из произведения самого Васильева. В конкурсе принимало участие более 50 поэтов. Во второй тур прошли 20 конкурсантов, из которых и выбирало победителей компетентное жюри под председательством всё того же Николая Николаевича Пайкова. Членами жюри были известные ярославские поэты: председатель Ярославского отделения Союза российских писателей Владимир Перцев, члены Союза российских писателей Тамара Рыкова и Леонид Советников, член Союза писателей России Владимир Серов. Жюри было принято решение не распределять победителей по местам, а вручить им дипломы лауреатов, памятные подарки. Организаторы чтений обязались опубликовать подборки стихотворений лауреатов в литературно-художественном альманахе «Голоса русской провинции» и на официальном сайте Константина Васильева. Лауреатами стали семь человек: Надежда Папоркова (Рыбинск), Надежда Кудричева, Евгений Коновалов, Тимур Бикбулатов, Любовь Страхова - все из Ярославля, Наталья Козвонина (Вятка), Валерий Топорков (Ростов). После награждения победителей был организован «свободный микрофон», на котором желающие могли прочесть свои стихи.
К величайшему нашему прискорбию, ровно через месяц после конференции, 14 сентября, на 60-м году оборвалась жизнь бессменного организатора и вдохновителя Васильевских чтений Николая Николаевича Пайкова. Он был талантливым и разносторонним ученым, человеком высокой культуры и энциклопедических знаний. Интерес к избранной в дальнейшем профессии формировался в нем с раннего возраста, и по окончании 37-й ярославской школы Николай поступает на историко-филологический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, хотя в душе жила и другая страсть - к творческой профессии художника. В ЯГПИ он всегда был в центре студенческой жизни в самых разных ее проявлениях: главный редактор студенческой газеты «Икар», получившей широкую известность в молодежной среде города, командир студенческого строительного отряда, активный член СНО, заядлый КВНщик, автор лирико-философских стихов, отличный студент, всегда жадный до знаний. После института Н. Пайков работал по распределению учителем русского языка и литературы в сельской средней школе села Вятского, откуда был призван на действительную военную службу. Из армии Николай возвращается на факультет родного педагогического института, где проработал большую часть своей жизни в качестве преподавателя кафедры русской литературы. В 1986 г. Н.Н. Пайков защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем он постоянно работал над повышением своей профессиональной компетенции: докторантура (докторская диссертация у него была практически готова еще в 2007 г.), стажировка в Германии по
«дидактике высшей школы», научные гранты, редактирование сборников научных трудов, участие в научных конференциях и учебно-методических семинарах, предоставлявшее возможность общения с представителями ведущих научных школ, чтение лекций в Ярославском институте повышения квалификации учителей и большая культурно-просветительская работа с жителями города и области - вот далеко не полной перечень того, чем жил он все эти годы.
Николай Николаевич Пайков был человеком, влюбленным в науку, эрудированным, талантливым педагогом. Много лет своей жизни он посвятил творчеству Н.А. Некрасова, был основателем и руководителем регионального Центра некрасоведческих исследований, большое внимание уделял работе с учителями-словесниками и школьниками Ярославля и области; являясь организатором Филологических чтений, работал в тесном содружестве с музеем-усадьбой Н.А. Некрасова «Карабиха». Он вырастил и воспитал на своем примере целое поколение ярославских учителей. Тысячи преподавателей русского языка и литературы получили от него не только современные профессиональные знания и навыки, но и чувство высочайшей преданности своему делу, бескорыстную любовь к отечественной словесности. Он пользовался высоким уважением коллег-преподавателей, многим из которых он помог определиться в научной карьере. Его трудами в значительной степени определена современная планка российских и зарубежных исследований в области некрасоведения, ярославского литературного краеведения. В последние годы Н.Н. Пайков занимался созданием базы данных о ярославских писателях и поэтах, пестовал набирающий популярность в городе Клуб любителей словесности. Большие планы связывал Николай Николаевич с созданием в 2010 г. кафедры общей и прикладной филологии в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Николай Николаевич был настоящим интеллигентом, внимательным и искренним человеком, заботливым наставником, надежным партнером и верным другом. Светлая память о нем навсегда сохранится в сердцах его друзей, коллег и учеников.
И.Г. Васильев, С.И. Кормилов, Н.Н. Пайкова, М.Г. Пономарева
Сведения об авторах: Васильев Илья Геннадьевич, исполнительный секретарь комиссии по литературному наследию К. Васильева; e-mail: [email protected]; Кормилов Сергей Иванович, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века МГУ им. М.В. Ломоносова; e-mail: profkormilov@ mail. ru; Пайкова Наталья Николаевна, помощник ректора Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова; e-mail: paikova@uniyar. ac.ru; Пономарева Маргарита Гелиевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой книжного дела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; e-mail: [email protected]
Заметки Николая Николаевича Пайкова о докладах на Васильевских чтениях - 2010
Как всегда интересными и весомыми докладами порадовали нас москвичи.
Неожиданно актуально обратился к народнической прозе и показал истоки современной деревенской прозы патриарх отечественной филоло-
гии доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Недзвецкий Валентин Александрович.
Замечательный доклад был у доцента Полтавец Елены Юрьевны. Казалось бы, что нового можно сказать о Некрасове, но ей удалось выявить широчайший мифологический контекст в последней некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Наш добрый друг профессор МГУ Сергей Иванович Кормилов, продолжая свою систематическую работу по обследованию культурных контекстов поэзии Константина Васильева, выявил политические аллюзии в его неполитических стихах.
Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования Федотов Олег Иванович сделал два ярких доклада, в одном из которых прокомментировал оригинальную версию о провинциальности выдающегося американского лирика Роберта Фроста, предложенную Иосифом Бродским. Во втором докладе Олег Иванович предложил свой взгляд на проблему маргинальности в русской художественной культуре на примере творчества Константина Васильева.
О поэтике контраста у Васильева говорила доктор филологических наук из Российского университета дружбы народов Шелемова Антонина Олеговна.
Студентка МГУ Светлана Николаевна Ефимова, пишущая удивительно зрелые, глубокие работы по творчеству Константина Васильева, которые сделали бы честь и маститому исследователю, на этот раз выступила с докладом «Поэтическая философия К. Васильева».
Особо надо отметить два доклада наших дальних гостей: докторанта московского Института востоковедения из Ташкента Амановой Гулистан Абдиразаковны, сопоставившей лирику К. Васильева с исканиями современной корейской поэзии, и докторанта МГУ Вериной Ульяны Юрьевны из Минска, давшей анализ свободного стиха нашей землячки Натальи Ключарёвой.