Научная статья на тему 'Х Васильевские чтения в Ярославле'

Х Васильевские чтения в Ярославле Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Х Васильевские чтения в Ярославле»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2013. № 1

Х ВАСИЛЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

18-19 августа 2012 г. проходили юбилейные Васильевские чтения с секцией «Голоса русской провинции», которые показали, что начатые за десять лет до этого в поселке Борисоглебский инициативной группой мемориальные чтения со временем превратились в научную конференцию с серьезной научной и литературно-художественной программами, с постоянным кругом участников, с уже сложившимися традициями. Юбилей — это всегда повод не только для поздравлений, но и для подведения итогов.

С этого начал свое вступительное слово на конференции в Ярославском государственном педагогическом университете профессор МГУ С.И. Корми-лов, который кратко охарактеризовал специфику Васильевских чтений 2012 г. И.Г. Васильев, бессменный координатор чтений, напомнил собравшимся «историю» казавшегося когда-то почти нереализуемым проекта — ежегодно в конце августа собирать филологов, увлеченных творчеством провинциального поэта Константина Васильева, близких ему людей и литературную общественность области для того, чтобы еще раз вместе вспомнить о человеке и тонком лирике, литературном критике и переводчике, который по праву считается одним из лучших ярославских поэтов конца ХХ в. Он напомнил собравшимся о том огромном вкладе, который внес в развитие этих периодических конференций покойный Николай Николаевич Пайков.

Продолжением его рассуждений стал первый пленарный доклад канд. филол. наук, старшего преподавателя МГУ М.С. Руденко, построенный на анализе как уже опубликованных, так и неопубликованных воспоминаний коллег, друзей и учеников Николая Николаевича. В центре ее внимания находился недавно изданный сборник «Память сердца». Она отметила удивительную сейчас «рыцарскую» способность помогать людям, окружавшим его, как самую яркую черту личности Николая Николаевича. Отстраненность от злобы дня помогла ему, по словам докладчика, понять неоднозначный характер личности и лирики Н.А. Некрасова, поэта, который стал «сердцевиной его духовно-творческой судьбы» (по словам Ю.М. Прозорова).

Впервые на Васильевских чтениях выступал профессор РУДН (Москва) С.М. Пинаев с докладом «Провинция — планета — космос (Киммерия Максимилиана Волошина)», в котором он показал, что введение образов Коктебеля оборачивается для поэта включением в иное (мифологическое) измерение жизни. Легендарная Киммерия становится «личным космосом» поэта. По мнению докладчика, киммерийская живопись и поэзия Волошина неразрывно связаны. При этом лирика становится откровением, «слепком вечности» и внутренней жизни духа.

Профессор (МГУ) С.И. Кормилов в своем докладе продолжил тему малой родины, начатую на прошлой конференции выступлением профессора О.И. Федотова. Он предложил систематизацию образов, связанных с домом, в лирике Константина Васильева. Как отметил С.И. Кормилов, образ дома, один из самых частотных в его поэзии, далеко не всегда является идиллическим и дает представление об аскетической жизни поэта. Наиболее значимыми в создании образа дома становятся мотивы зеркала и окна.

Пленарное заседание продолжил доклад старейшего профессора ЯГПУ В.И. Жельвиса, который показал, что с помощью «народного» слова (в частности, пословиц) легче вербализовать тайные мысли оппонента. Эта дистанцированность от прямого возражения имеет древнее происхождение, о чем свидетельствует и использование в речи мата. Развивая мысли исследователя в коротком замечании, С.И. Кормилов указал, что афористическое высказывание постепенно уходит из литературы, так как это «однозначная» мудрость, а она нехарактерна для нашего времени, что подтверждают и наблюдения докладчика.

Профессор Е.А. Ермолин (Ярославль — Москва) в емком и содержательном докладе высказал соображения относительно коммуникации современного поэта с его аудиторией. Возможно, предположил он, в современном мире поэт вообще не может рассчитывать на глобальное признание. А может быть, проблема заключена в самой творческой личности, которая не устремлена к цельности, единству. Сумеречная незавершенность творческого «я» — вот свойство современных поэтов. В молодой ярославской поэзии, по его словам, нет мощного единого потока и даже привилегированных направлений движения. Лучшее, что есть в ней, — это любовная лирика. Проблема измельченности, самодовольной самодостаточности проявляется и в отсутствии потребности у молодых поэтов в восстановлении диалогической связи с социально определенной аудиторией.

Открывая секционные заседания, Г.А. Аманова (Ташкент), докторант Института востоковедения РАН, отметила трудности перевода лирики Васильева на восточные языки. В отдельных случаях трактовки образов-символов в русской и восточной поэзии близки друг другу (образы иволги и соловья). Но в то же время сорока, например, в русской поэзии ассоциируется с пустой болтовней, а в китайской культуре это птица радостных предзнаменований.

Директор музея-квартиры Константина Васильева в поселке Борисоглебском Л.В. Зверева обозначила основные вехи истории музея, который в 2012 г., как и Васильевские чтения, отметил свое десятилетие. Она подчеркнула уникальность для России создания именно музея-квартиры поэта, официально являющегося филиалом центральной районной библиотеки.

С.Н. Левагина, ведущий методист Областной юношеской библиотеки им. А.А. Суркова, раскрыла психологическую точность и удивительную

градуированность понятия «радость» в поэзии К. Васильева. Привлекая к анализу в том числе и материал неопубликованных произведений, она отметила сакральность образа радости как прорыва в неведомый мир. В лирике поэта радости, по замечанию докладчика, противопоставляется не печаль, а уныние.

Поэтесса Надежда Папоркова говорила, что все творчество Васильева проникнуто темами романтической любви и одиночества, существующими в неразрывном единстве в художественном мире его лирики. Она показала своеобразие восприятия им любви как религиозного переживания, привлекая материал книги С.Л. Франка «С нами Бог» (глава «Религия любви»).

Кандидат филологических наук А.А. Александрова (Москва), открывая своим докладом работу секции «Голоса русской провинции», показала, что в поэзии И. Бродского обращение к изображению провинциальной жизни мотивировано не биографически, а исконно русским противопоставлением центра и периферии. Развивая традицию романтиков, Васильев и Бродский создают образы поэтов-изгнанников и странников, которые не могут найти свое место в мире, а также романтические образы реки, моря и звезды. Однако если Васильев продолжает эту традицию, то Бродский полемизирует с ней. Бегство в провинцию становится актуальной жизненной стратегией для последнего.

Профессор кафедры истории, журналистики и литературы Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (Москва) Л.Г. Кихней показала биографические истоки и динамику формирования «тверского текста» в лирике Анны Ахматовой, который возникает как оппозиция петербургскому. Воспринимая первоначально имение Слепнёво как чужой топос, она с 1914 г. начинает говорить о «тверской скудной земле» как о «прекрасном далеком», о том месте, которое сделало ее поэтом. Центральной в позднем «тверском тексте» становится мысль о сохранении русской земли.

Большой интерес у слушателей вызвал доклад кандидата искусствоведения Л.А. Даниловой (Москва), которая, обозначив основные вехи жизненного и творческого пути художника Н.Н. Вышеславцева, подробно охарактеризовала особенности его живописной техники. Она отметила, что символический характер его портретов становится формой ухода от трагических событий современности и сохранения своего «я».

Доктор филологических наук В.А. Гавриков (Брянск), отметив, что гитара позднего Башлачёва уже не инструмент, а дополнительный голос, позволяющий ему актуализировать невыраженные и невыражаемые в голосе смыслы, сосредоточился на анализе произносительных особенностей поэтики Башлачева, которые позволяют ему маркировать «провинциальными метами» порой стилистически нейтральные фрагменты текста.

Ярославский поэт и тележурналист В.В. Поваров в небольшом сообщении теоретического характера показал соотношение объективного,

субъективного и суггестивного начал в поэтическом тексте. Существующие между словами грамматические и ассоциативные соответствия позволяют ощутить глубину его семантического пространства.

Доцент ЯГПУ Н.В. Лукьянчикова поделилась со слушателями наблюдениями над характером «пушкинского» (онегинского) присутствия в произведениях ярославских писателей XIX в. Охарактеризовав две модели (трагическую и пародийно-сатирическую) женского образа в полемических романах XIX в., она на материале повести М.П. Чехова «Синий чулок» и поэмы «Посещение» Ю.В. Жадовской обосновала появление еще одной модели — женщины-нигилистки. Отрицая традиционные ценности, она продолжает внутренне к ним стремиться, как героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Татьянин сюжет» в этих произведениях может включать элементы как баллады, так и полемического романа.

Г.В. Мурзо, доцент кафедры русского языка ЯГПУ, охарактеризовала на примере В.Я. Брюсова издательскую политику К.Ф. Некрасова в начале ХХ в. Уверенность в том, что Первая мировая война сможет смыть всю грязь русской жизни, в этот период объединяла различных по общественной позиции деятелей. В.Я. Брюсов, став военным корреспондентом «Русских ведомостей» и некрасовского «Голоса» (найдено 14 публикаций), регулярно писал объемные статьи о состоянии солдат русской армии, беженцев и жителей освобожденных районов, но так и не смог побывать на передовой.

Продолжая ход размышлений В.В. Поварова о субъективном и объективном восприятии литературы, доцент кафедры русского языка ЯГПУ Л.А. Гусева проанализировала наименования женщины в прозе ярославской писательницы Елены Обуховой. Имя в ее произведениях связывает героиню и автора, что подчеркивает лирический характер повествования в целом.

Доцент М. Г. Пономарева (Ярославль) обратила внимание слушателей на необычный интерес современных писателей к последнему этапу жизни К.Н. Батюшкова (пребыванию его в Прилуках Вологодской области). Наряду с привычными деталями портрета поэта XIX в. в стихотворных произведениях современных авторов возникают новые, не совпадающие с традиционным образом элегического поэта и вводящие элементы провинциального кода.

Роману «Потомок седьмой тысячи» известного ярославского писателя Виктора Московкина был посвящен доклад соискателя кафедры русской литературы ЯГПУ С.С. Лобинской. Острота интриги, сюжетные лакуны, непроясненность названия — черты, с точки зрения исследователя, отличающие данный исторический роман, посвященный бунту рабочих Большой ярославской мануфактуры.

Ассистент кафедры книжного дела ЯГПУ Е.В. Никкарева предприняла попытку на материале творчества малоизвестного поэта Д.Е. Кашкина выявить основные тенденции бытования в русской культуре начала XIX в. жанра романса. Лирику поэта второго (даже третьего) ряда благодаря под-

ражательному характеру его творчества, по мнению исследовательницы, можно назвать «лакмусовой бумагой» для всего литературного процесса этой эпохи.

Завершая научную часть конференции, профессор Ю.Б. Орлицкий (Москва, РГГУ) рассказал собравшимся о судьбе пяти псковских поэтов 1970-1980-х годов и выпускавшегося ими альманаха «Майя». Близость Петербурга и тесная связь с различными культурными традициями предопределили широту спектра используемых ими форм строфической организации текста.

На следующий день, 19 августа, в культурном центре «Содружество» состоялась литературно-художественная часть Васильевских чтений. По сложившейся традиции она началась с мемориальной части, которую открыл чтением стихотворений Константина Васильева народный артист России Виталий Стужев. Затем собравшимся был показан документальный фильм Владимира Поварова «Парад планет — парад невест» о жизни и творчестве поэта. Завершил мемориальную часть своим выступлением известный ярославский поэт Евгений Гусев.

Далее в основной части программы любители поэзии могли послушать выступления поэтов, финалистов III ежегодного поэтического конкурса памяти Константина Васильева «Чем жива душа...», звучали песни на стихи современных поэтов в исполнении Ольги Запольских и Алины Прокофьевой. Прямо на месте было сформировано звездное жюри, в состав которого вошли профессора С.И. Кормилов, Ю.Б. Орлицкий и Е.А. Ермолин, директор Централизованной библиотечной системы Ярославля С.Ю. Ахметдинова и родной дядя поэта Г.И. Васильев. Оно присудило три специальных диплома выступавшим. Лауреатами поэтического конкурса стали Кристина Эбауэр (Гран-При) и Тимур Бикбулатов из Ярославля (диплом I степени), Дмитрий Масленников из Уфы (диплом II степени), Наталья Козвонина из Вятки (диплом II степени), Роман Рубанов из Курской области (диплом III степени), Любовь Страхова из Ярославля (диплом III степени). По итогам конкурса будет издан поэтический сборник с одноименным названием, а стихи финалистов будут размещены на сайте конкурса.

Подводя итоги, можно отметить, что состав участников Х Васильевских чтений существенно расширился. Литература русской провинции и творчество К. Васильева привлекают все новых и новых исследователей, что свидетельствует о богатстве пока еще остающегося недостаточно исследованным материала.

М.Г. Пономарева

Сведения об авторе: Пономарева Маргарита Гелиевна, канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой книжного дела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. E-mail: mgstepanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.