Научная статья на тему 'IX Васильевские чтения в Ярославле'

IX Васильевские чтения в Ярославле Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IX Васильевские чтения в Ярославле»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 1

IX ВАСИЛЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ

IX Международные Васильевские чтения (13-14 августа 2011 г.) происходили в особой атмосфере, которую определяли сразу несколько факторов. 2011 год — юбилейный, так как за 10 лет до этой конференции умер Константин Владимирович Васильев (1955-2001). Кроме того, это первые чтения после смерти Николая Николаевича Пайкова (1951-2010), который был тонким ценителем поэзии и знатоком литературы, ярким ученым и бессменным организатором чтений в последнее время. Именно поэтому пленарное заседание открылось докладом-мемуаром Д.Л. Карпова, старшего преподавателя кафедры общей и прикладной филологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, о том, как многогранно проявлялась личность Николая Николаевича в общении с коллегами, учениками, друзьями и представителями творческой общественности.

Профессор МГУ С.И. Кормилов, открывая научную часть Васильевских чтений, в своем глубоком обобщающем докладе предложил еще один новый угол зрения на творчество ярославского поэта, выявив в его произведениях отзвуки античности и средневековья.

Профессор А.О. Шелемова (Москва) продолжила начатую на предыдущих чтениях серию докладов о Максиме Богдановиче. Она и докторант МГУ У.Ю. Верина из Минска показали обогащение «младославянской» поэзии «вечными» темами и универсальными формами. А.О. Шелемова отметила, что Богданович всегда оставался удивительно равнодушным к модернистским тенденциям начала ХХ столетия, а стремление созидать высокохудожественную белорусскую поэзию по классическим образцам обусловило его обращение к форме сонета. У.Ю. Верина поделилась наблюдениями над спецификой обращения белорусского поэта к верлибрам, которые занимают не последнее место в его наследии.

Профессор Е.А. Ермолин (Ярославль) в своем аналитическом докладе размышлял над вопросом: существует ли «свое» — «чужое» в современной русской поэзии? Глядя на современную поэзию сквозь призму эпохи модерна и постмодерна, он рассуждал над формой присутствия личности в поэзии эпохи трансгуманизма, личности вариативной и неуловимой, отмечая парадоксальное сближение современных форм авторства со средневековыми, традиционалистскими формами присутствия автора в тексте.

Его размышления были продолжены размышлениями проф. Ю.Б. Ор-лицкого (Москва), познакомившего слушателей с многообразием форм, которые используют современные провинциальные авторы. Докладчик приходит к выводу о том, что современная поэзия все чаще и чаще обращается к традиционным стиховым формам и даже «экзотически» традиционным. Диапазон материала доклада Ю.Б. Орлицкого достаточно широк — от Петербурга до Владивостока.

Ярославская поэтесса Т.М. Рыкова, обратившись к материалам доклада Н.Н. Пайкова, сделанного им в 2009 г., продолжила вслед за ним рассуждать о природе творчества и поэтического дара.

222

В заключение пленарного заседания состоялась презентация нового литературно-художественного журнала «Мера», первый номер которого тогда только что вышел. Концепцию издания представляли главный редактор Г.В. Кемоклидзе и заместитель главного редактора О.Н. Скибинская. Подчеркнув, что это новый вид журнала для Ярославля, они представили его основные рубрики и охарактеризовали те проблемы, которые возникли у них при работе над номером.

Заседание секции, посвященной творчеству Константина Васильева, открыл обобщающий доклад известного московского стиховеда проф. О.И. Федотова, в котором он подчеркнул, что образ малой родины в поэзии К. Васильева тесно связан с образом России, доказав, что лирический герой Васильева, вообще психологически склонный к аутизму, предпочитает уединение, углубленные духовные поиски, творчество, не рассчитанное на общественный резонанс.

Наиболее содержательным и глубоким, дающим новый материал для осмысления творчества К. Васильева, как было признано всеми участниками и слушателями чтений, стал доклад студентки МГУ С.Н. Ефимовой, предложившей первую периодизацию его творчества. Опираясь на богатейший как лирический, так и документальный материал, она выделила шесть периодов, показав, что поэтический мир Васильева развивался по спирали, поскольку для поэта характерна логика «возвращения» к старым образам и мотивам.

Г.А. Аманова, докторант Института востоковедения РАН из Ташкента, обратившись к традиционной для восточной поэзии форме рубаи, продемонстрировала возможность иного содержательного наполнения ее на примере творчества ярославского поэта. Завершая работу секции, методист Ярославской областной юношеской библиотеки им. А.А. Суркова С.Н. Левагина привела несколько примеров понимания поэтом изначальных истоков самой ткани слова, глубинных и древнейших оттенков его семантики.

Работу второй секции — «Голоса русской провинции» — открыл доклад доцента ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Г.В. Мурзо об А.И. Анисимове, искусствоведе, направленном в Ярославль из Москвы Наркомпросом и внесшем значительный вклад в становление музейного дела в городе. Как и ранее, это сообщение было сделано исследовательницей на основе новых архивных материалов.

Ю.С. Подлубнова, доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), в своем докладе охарактеризовала путь развития советской производственной драмы на Урале в 1920-1950-е гг. как путь «от А. Бондина до А. Салынского».

На материале поэзии уральского региона был сделан и доклад профессора ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Т.Г. Кучиной. Она особо обратила внимание на семантику музыкальных мотивов в лирике Бориса Рыжего и рассмотрела эксплицирующие их предметные атрибуты, среди которых наиболее частотными оказались скрипка и труба (при этом скрипка становится эмблемой сакральной музыки, звучащей из потусторонности, а труба всегда возвещает о смерти).

223

Аспирант кафедры русской литературы ЯГПУ А.С. Бокарев, комментируя лексико-грамматические формы репрезентации лирического субъекта в стихах Юрия Гандлевского 1973-1989 гг., приходит к выводу, что наряду с прямыми формами высказывания поэт активно использует косвенные и синкретические, часто совмещая их в рамках одного текста.

Доцент М.Г. Пономарева, заведующая кафедрой книжного дела ЯГПУ, продолжая серию выступлений о ярославских исторических романистах, обратилась к последней на сегодняшний день книге В. Есенкова «Царь». Исследуя ее жанровую природу, она рассматривала произведение в контексте других документальных текстов, посвященных событиям прошлого, так как романный характер содержательного аспекта произведения не поддерживается на уровне его формальной организации (отсутствие в тексте диалогов и собственно сюжетного действия).

Ассистент кафедры книжного дела Е.В. Никкарева обратилась к творчеству ярославца М.В. Ястребова. В докладе она рассматривает романсную лирику поэта, представленную в дебютном сборнике «Место во Вселенной», и приходит к заключению, что индивидуально-авторское представление об этом жанре складывается с опорой на традиции русского и литературного романса XIX в., а обращение к философской проблематике (не характерное в целом для этого жанра) определяется вектором поэтического творчества М. Ястребова в целом.

Впервые выступила на конференции сотрудник Централизованной городской библиотеки имени М.Ю. Лермонтова И.Х. Шихваргер. Она посвятила свое выступление творчеству недавно умершего ярославского поэта Василия Ивановича Галюдкина, отметив, что «голос его поэзии — это до боли искренний голос», которым только и могла высказать себя современная Россия.

Завершающий доклад поэта, члена Союза российских писателей Л.Н. Новиковой, посвященный обзору молодой ярославской поэзии нашего времени, вызвал необыкновенный интерес публики и стал поводом для напряженного обсуждения.

В целом научная часть Васильевских чтений была очень разнообразна и по географии участников, и по затронутым проблемам, что было отмечено в ходе обсуждения докладов. Многие выступления, особенно московских и иностранных участников, носили обобщающий характер, что свидетельствует о новом уровне, связанном с осмыслением творчества ярославского поэта К.В. Васильева и других художников слова.

Во второй день чтений на сцене Дворца культуры им. А.М. Добрынина были подведены итоги уже второго поэтического конкурса «Чем жива душа». В 2011 г. в нем приняли участие поэты из Ярославля, Углича, Иванова, Вятки, Вологды, Челябинска и Армавира. Три с половиной часа со сцены звучали голоса финалистов и выступали члены «жюри представителей общественности». По решению жюри, состоящего из известных поэтов (Т. Рыкова, А. Беляков, В. Серов и лауреат прошлогоднего конкурса Н. Папоркова) во главе с литературным критиком Е. Ермолиным, лауреатами поэтического конкурса стали Н. Панишева из Вятки (Гран-при), Н. Козвонина из Вятки

224

Н!о!од1а_1-12.1пСС 224 24.02.2012 12:05:29

(1-е место), Н. Кудричева из Ярославля и Е. Коробкова из Челябинска (2-е место), Р. Рубанов из Курской области, А. Толкачёва из Углича и Т. Бикбу-латов из Ярославля (3-е место). Литературно-художественную программу завершила презентация поэтического сборника «Чем жива душа», выпущенного по итогам конкурса 2010 г. Она сопровождалась видеорядом, составленным талантливым поэтом и тележурналистом В. Поваровым: на экране оживали образы уже ушедших от нас поэта Константина Васильева, некрасоведа Николая Пайкова и артиста Анатолия Соколовского. Еще раз зрителям была представлена сравнительно недавно вышедшая книга-эссе К. Васильева «Россия, Блок, "Двенадцать"». Потом со сцены звучали стихи К. Васильева и песни на его слова.

Подводя итоги, можно отметить, что IX Международные Васильевские чтения прошли успешно и с большим размахом. Это особенно ценно в связи с тем, что многие его вдохновители и постоянные участники уже никогда не смогут помочь нынешним их организаторам.

Творчество Константина Васильева неизменно вызывает интерес со стороны маститых и молодых исследователей. В 2012 юбилейном году состоятся уже X Васильевские чтения. Верится в то, что они смогут сохранить свою уникальность, объединяя интересы как ученых, так и творческой интеллигенции самых разных регионов России.

М.Г. Пономарева

Сведения об авторе: Пономарева Маргарита Гелиевна, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой книжного дела ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. E-mail: mgstepanova@ mail.ru

Filologia_1-12.indd 225 24.02.2012 12:05:29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.